Региональная система профильного обучения

Loading

Н.О. Яковлева1, Я.Ю. Лозовая2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 yana.lozovaia@gmail.com

Аннотация

В статье раскрыты требования к современной системе профильного обучения и обоснована необходимость её обновления. Представлено содержание региональной системы профильного обучения в отношении определяющей её нормативной базы, структурного строения, функционала ключевых субъектов. Дана характеристика значения и особенностей деятельности муниципального координационного центра как институционального субъекта профильного обучения, выделены новые задачи, решаемые региональным институтом развития образования по научно-методическому сопровождению профильного обучения. В заключении статьи указано значение представленной региональной системы профильного обучения для её основных субъектов на институциональном уровне.

Ключевые слова

профильное обучение, система образования, обучающийся, муниципальный координационный центр, профориентация, научно-методическое сопровождение

Для цитирования

Яковлева Н.О., Лозовая Я.Ю. Региональная система профильного обучения // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 85–95.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_85

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра мониторинговых исследований и методического сопровождения инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Яна Юрьевна Лозовая – старший методист центра мониторинговых исследований и методического сопровождения инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Региональная система профильного обучения в школах является важным элементом образовательной политики, направленной на подготовку учащихся к успешному продолжению образования и трудовой деятельности в условиях динамично меняющегося мира. Она позволяет учитывать особенности социально-экономического развития региона, потребности рынка труда и образовательные запросы молодёжи. Создание и развитие системы профильного обучения задаёт следующие преимущества: 1) индивидуализация образовательного процесса, которая позволяет учащимся выбирать направления, соответствующие их интересам и способностям, что способствует развитию индивидуальных образовательных траекторий, повышает мотивацию к обучению и улучшает качество знаний; 2) соответствие содержания образования потребностям рынка труда, специфике региональной экономики, определяющей востребованность тех или иных профессий; 3) повышение конкурентоспособности выпускников осуществляется через формирование у обучающихся компетенций, необходимых для работы в современных отраслях экономики; 4) интеграция школы с высшим, средним профессиональным образованием и предприятиями, созданием условий для реализации дуального образования, когда теоретические знания сочетаются с практическим опытом; 5) обеспечение социальной мобильности и равенства возможностей, предоставление доступа к качественному образованию независимо от места проживания, освоением содержания, необходимого для поступления в престижные учебные заведения и трудоустройство по востребованным в регионе специальностям; 6) активизация инновационного развития региона, формирующее высокотехнологичный кадровый потенциал начиная со школы; 7) экономическая эффективность, обеспеченная инвестициями в региональную систему профильного обучения, которые окупаются через повышение производительности труда, увеличение налоговых поступлений и снижение уровня безработицы, способствуют экономическому росту и социальному благополучию региона и др. Таким образом, региональная система профильного обучения представляет собой стратегически важный элемент модернизации школьного образования, который обеспечивает соответствие образовательных услуг требованиям современного общества и экономики.

На протяжении всего периода реализации профильного обучения в старших классах в каждом регионе России формировалась своя уникальная система, соответствующая особенностям, потенциальным возможностям региональной экономики, задачам её стратегического развития. Однако в настоящее время мы стоим на пороге существенных преобразований в организации и содержании профильного обучения в связи с новыми целями и задачами системы образования. Сегодня школы получают всё более технологичное оборудование, перед ними стоит задача «бесшовного» вхождения обучающегося в профессиональную сферу уже в период получения им общего образования, а индикативные показатели качества образования невозможно достичь без сетевого взаимодействия с учреждениями высшего, среднего профессионального, дополнительного образования, с предприятиями и учреждениями соответствующего профиля (инженерного, медицинского, сельскохозяйственного, туристического и др.). Поэтому сегодня профильное обучение уже не является проблемой отдельной школы: нужна целостная региональная система, которая обладает существенными ресурсами и мощной инфраструктурой и предоставляет обучающемуся все возможности для сознательного выбора профессии и дальнейшей профессиональной самореализации.

Отечественными исследователями достаточно подробно изучены вопросы построения систем профильного обучения. В науке представлены работы М.М. Асомадинова, В.В. Афанасьева, Е.А. Евстратовой, О.Ю. Лебедевой, Н.А. Лучининой, Л.Н. Часовниковой, Б.П. Яковлева и др. Современные исследователи изучают вопросы подготовки педагогических кадров для профильного обучения (С.М. Куницына [1], С.В. Харитончик с соавторами [2] и др.), организации сетевого взаимодействия (Р.Х. Гильмеева, О.А. Любягина [3], Е.Н. Козина, О.К. Ягодкина [4], Н.О. Яковлева, Е. С. Бухтияр, М. Ф. Шлык [5]  и др.), создания программ и учебных планов (Н.В. Васильченко, Т.Ю. Ломакина, А.Ю. Пентин [6], Е.Л. Харчевникова, О.Р. Павлюк [7] и др.), использования новых технологий (И.С. Козлова, Аналиева А.У. [8], Э.А. Супатаева [9] и др.) и др. Различные аспекты профессионального самоопределения школьников в контексте профильного обучения изучали О.С. Быстрицкая [10], В.А. Исаенко, Н.А. Каракай, М.В. Остапенко [11; 12; 13], Л.П. Позднеева, А.Б. Тихонова [14] и др.

Таким образом, в педагогической теории и образовательной практике сложился определённый опыт, который может и должен учитываться при перестройке региональной системы профильного обучения в соответствии с новыми задачами и вызовами.

Определяя общие характеристики обновлённой системы профильного обучения в региональной системе образования, мы исходили из следующих концептуальных посылок:

  • региональная система профильного обучения должна быть ориентирована на потребности региона, способствовать достижению задач его социально-экономического развития;
  • профильное обучение является ключевым механизмом повышения качества подготовки обучающихся к получению профессии и реализуется на основе интеграции работы субъектов всех уровней образования и требует непрерывного научно-методического сопровождения со стороны соответствующих субъектов – регионального Института развития образования, муниципальных методических служб, профессиональных сообществ и тьюторов по предметам и др.;
  • повышение качества профильного обучения в системе общего образования невозможно без полноценного участия учреждений высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также представителей реального производства и бизнеса;
  • качество профильного обучения невозможно без систематического повышения профессионального мастерства учителей, преподающих учебные предметы на углублённом уровне и управленческих кадров, открывающих профильные классы при реализации программ среднего общего образования;
  • каждый обучающийся должен иметь доступ к качественному профильному обучению, обеспечивающему развитие его способностей, и отвечающему запросам и интересам;
  • обеспечение полноценного профессионального самоопределения обучающихся требует расширения горизонтов взаимодействия с представителями системы дополнительного и профессионального образования, предприятий реальных секторов экономики, что невозможно без сетевого взаимодействия, которое является сквозным компонентом деятельности всех субъектов профильного обучения.

Основные нормативные акты и ресурсные платформы, рекомендованные для использования в условиях профильного обучения с указанием содержательного наполнения для разных субъектов образовательного процесса (обучающийся, учитель-предметник, руководитель образовательной организации и административная команда) приведены на рисунке 1 (используются следующие обозначения: ОО – общеобразовательная организация; ФОП СОО – федеральная образовательная программа среднего общего образования; ООП – основная образовательная программа; КТП – контрольно-тематическое планирование; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт).

Основные нормативные акты и ресурсные платформы, рекомендованные для использования в условиях профильного обучения

Рисунок 1. Основные нормативные акты и ресурсные платформы, рекомендованные для использования в условиях профильного обучения

Исходя из общих положений системного подхода [15], при построении региональной системы профильного обучения мы опирались на её основные специфические позиции: 1) система предусматривает создание в муниципалитетах особой структуры, ответственной за профильное обучение и повышение его качества – Муниципальный координационный центр; 2) профильное обучение в современной школе требует организации сетевого взаимодействия в формате «общеобразовательная организация – вуз/колледж – предприятие»; 3) эффективное функционирование системы профильного обучения невозможно без обеспечения научно-методического сопровождения профильного обучения.

На рисунке 2 представлена организационная структура региональной системы профильного обучения.

Организационная структура региональной системы профильного обучения

Рисунок 2. Организационная структура региональной системы профильного обучения

Необходимость создания в муниципалитете координационного центра вызвана разнообразием и сложностью задач, решаемых муниципальной системой образования в рамках профилизации. Координационный центр не только регулирует работу субъектов профильного обучения на уровне муниципалитета, но и отвечает за организацию управляемого взаимодействия общеобразовательных организаций (административных команд, учителей-предметников и обучающихся) с внешней средой: региональным ИРО, учреждениями высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, предприятиями и учреждениями.

Муниципальный координационный центр реализует несколько функциональных направлений:

  1. ведение статистического учёта по организации профильного обучения в муниципалитете в рамках ежегодного аудита, предусматривающего сбор данных в отношении общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение, профильных направленностей, количества классов / групп, количества обучающихся по каждой профильной направленности, а также данных о результатах государственной итоговой аттестации в профильных классах, о выпускниках, поступивших по профилю обучения в старших классах;
  2. координация рационального использования ресурсов муниципальной инфраструктуры (Точки роста; технопарки «Кванториум»; IT-куб и др.), представленной в учреждениях дополнительного образования детей, через контроль максимально полной загрузки, согласования расписания посещений, проведения на имеющейся базе муниципальных образовательных событий и др.;
  3. методическое сопровождение профильного обучения в муниципалитете, предусматривающее разработку методических пособий и рекомендаций, подготовку рабочих программ, обмен эффективным опытом среди педагогов (стажировки, мастер-классы) и восполнение выявленных дефицитов через консультирование, проведение муниципальных семинаров и др.;
  4. организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся в формате проведения муниципальных родительских собраний, консультирования, оказание помощи в профессиональном самоопределении и др.;
  5. организация взаимодействия с внешними организациями (вузами, колледжами, учреждениями дополнительного образования и др.). В рамках такого взаимодействия муниципальный координационный центр обобщает имеющиеся предложения внешней среды для обучающихся профильных классов и формирует групповое участие школьников муниципалитета в мероприятиях региональной системы образования;
  6. работа с обучающимися профильных классов. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в целях подготовки обучающихся к поступлению предлагают достаточно широкий спектр мероприятий и услуг: Дни открытых дверей, «Умные каникулы», конкурсы и конференции для школьников, образовательные программы на базе научных лабораторий, циклы мероприятий по подготовке к государственной итоговой аттестации, к своим внутренним экзаменам и др. Данные мероприятия, являющиеся чрезвычайно полезными и значимыми для профессионального самоопределения обучающихся, тем не менее не всегда проводятся на бесплатной основе, а сами учреждения не для всех обучающихся территориально доступны. Преодоление этих недостатков должно обеспечиваться муниципальным координационным центром, в плане работы которого должны присутствовать аналогичные мероприятия и услуги, что обеспечит равный доступ обучающихся к системе профориентационной деятельности. В таблице указаны возможные муниципальные аналоги мероприятий вузов и колледжей для обучающихся профильных классов.

Таблица. Мероприятия для обучающихся профильных классов

Мероприятия вузов, колледжей

Аналог муниципального мероприятия

Дни открытых дверей

Единый профдень в муниципалитете

Умные каникулы

Профильные смены

Региональные олимпиады, конкурсы, фестивали

Муниципальные олимпиады, конкурсы, фестивали

Региональные конференции для обучающихся

Муниципальные конференции для обучающихся

Подготовительное отделение

Подготовка к ЕГЭ, экзаменам вуза

Воскресная школа (подготовка по профильным предметам)

Пробные экзамены

Пробные экзамены

Профессиональная диагностика и консультирование

Профессиональное консультирование

7. взаимодействие с предприятиями, функционирующими на территории муниципалитета. Взаимодействия в формате «школа – предприятие» позволяет обеспечить более глобальное погружение обучающегося в профессию, увидеть особенности производственных процессов, апробировать те или иные профессиональные действия, познакомиться с представителями профессиональных сообществ.

Таким образом, работа муниципального координационного центра направлена как на решение внутримуниципальных задач, связанных с организацией профильного обучения, так и на установление плановых контактов с внешней средой, при которых не каждая отдельная школа обращается в вуз, колледж или на предприятие, а муниципальный координационный центр формирует образовательные запросы, графики посещений, группы участников сразу по всем учреждениям муниципалитета, что существенно оптимизирует взаимодействие с внешней средой. При этом обучающийся вправе сам, минуя координационный центр, воспользоваться предложениями субъектов внешней среды.

Сетевое взаимодействие в муниципальной системе образования организуется либо самой общеобразовательной организацией в инициативном порядке, либо через муниципальный координационный центр. Сетевое взаимодействие может быть направлено: во-первых, на проведение совместных мероприятий и групповое посещение образовательных событий, проводимых вузами, учреждениями среднего профессионального образования и дополнительного образования, экскурсионных программ на предприятия и др., во-вторых, на организацию проектной деятельности обучающихся с использованием ресурсов других организаций, в-третьих, на сетевую реализацию образовательных программ.

Непосредственными участниками сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями в системе профильного обучения могут выступать учреждения высшего, среднего профессионального или дополнительного образования, предприятия, а также учреждения культуры, науки, спорта, туризма, медицины и др., если речь идёт о сетевой форме реализации образовательной программы в старшей школе. При этом координационным центром от имени муниципалитета согласовывается план взаимодействия, график посещений и формируются списки обучающихся, а также решаются вопросы, связанные с подвозом детей и оплатой услуг, предоставляемых внешними организациями (при необходимости). В рамках организации проектной деятельности совместно со школой требует уточнения программа выполнения каждого проекта, его содержание и руководитель. Участие старшеклассников в продолжительных образовательных событиях (например, «Умные каникулы», обучающие курсы и др.) требует согласования программы занятий, условий их проведения и ожидаемых результатов. Сетевая реализация образовательной программы, согласно Закону об образовании в РФ (п. 1 статьи 15), обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы или её отдельных учебных предметов, курсов с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Предметом договора о сотрудничестве с предприятием может стать его посещение, проведение на базе предприятия для обучающихся профессиональных проб, выполнение учебных проектов и др. При заключении таких договоров муниципальный координационный центр решает несколько задач:

  • непосредственное подписание договора;
  • разработка и согласование плана взаимодействия с установлением ответственного лица и проведение с ним инструктивного собеседования;
  • аудит и дальнейший контроль условий пребывания обучающихся на территории предприятия, организации и содержания профессиональных проб;
  • обеспечение безопасного подвоза детей к предприятию (при необходимости);
  • подготовка графика посещений предприятия и списков обучающихся, посещающих предприятие.

Результативность проектной деятельности во многом определяется тем, насколько значим выполняемый старшеклассником проект для реального сектора экономики. Если тема и содержание проекта отвечает реальным потребностям производства, а его результаты действительно будут использоваться на конкретном предприятии, то такой проект окажет большее влияние на становление личности обучаемого, а значит, и на качество профильной подготовки. В задачи координационного центра (совместно с администрацией школы и педагогами) входит организация взаимодействия обучающихся с представителями работодателей, согласование кандидатуры руководителя от предприятия, содержания проекта и условий его выполнения.

Научно-методическое сопровождение профильного обучения в региональной системе образования реализуется, прежде всего, региональным Институтом развития образования и муниципальным координационным центром.

Помимо традиционного повышения квалификации педагогов, Институт развития образования реализует дополнительные программы, связанные с устранением профессиональных дефицитов педагогов по преподаванию учебных предметов на углублённом уровне, по организации проектной деятельности старшеклассников, а также руководителей и административных команд по организации профильного обучения и реализации сетевого взаимодействия с другими учреждениями общего, высшего, среднего профессионального и дополнительного образования. Перечень программ определяется ежегодным Планом работы Института развития образования и запросом муниципалитетов, обусловленных содержанием индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Кроме того, Институтом развития образования обеспечивается научно-методическое сопровождение профильного обучения, которое носит комплексный характер и включает следующие направления:

  • отбор образцов эффективной реализации профильного обучения и организация обмена опытом на региональном уровне в формате стажировок, мастер-классов, семинаров, вебинаров и др.;
  • организация цикла совещаний с участием регионального министерства образования и науки, учреждений высшего, среднего профессионального, дополнительного, общего образования, территориальных методических служб, предприятий по развитию взаимодействия в рамках профильного обучения, прежде всего, по актуальным для региона профильным направленностям. В программах таких совещаний предусматривается пленарное заседание, организуемое в формате дискуссионной площадки, и практико-ориентированная часть, включающая тематические выставки (с оборудованием и методическими / научно-методическими изданиями), мастер-классы, презентации, постер-сессии;
  • разработка рабочих программ, методических рекомендаций, инструкций, пособий, дидактических материалов по профильному обучению для использования территориальными методическими службами и образовательными организациями среднего общего образования;
  • создание и ежегодное пополнение Регионального каталога программ курсов внеурочной деятельности по всем профильным направленностям, реализуемым в общеобразовательных организациях. Каждая программа проходит процедуру рецензирования и получает рекомендацию экспертного сообщества о включении в Региональный каталог;
  • разработка комплектов рабочих документов для открытия классов по актуальным профильным направленностям (форма учебного плана, формы приказов, комплекты рабочих программ, программ курсов внеурочной деятельности, тематика учебных проектов, формы договоров о сотрудничестве, методические рекомендации по мотивации обучающихся и их родителей (законных представителей) к выбору данной профильной направленности, сценарии классных часов, педсоветов и родительских собраний, перечень необходимого оборудования и др.). Такие комплекты особенно актуальны для вновь открывающихся профильных классов;
  • проведение научно-практических конференций по профильному обучению для обсуждения ключевых проблем и обмена опытом с регионами РФ. В рамках конференций традиционно проводятся 2 пленарных заседания, выставки, цикл мастер-классов, ознакомительные экскурсии, стажировочные и дискуссионные площадки и др. По итогам проведения конференции выпускается сборник научных трудов;
  • организация и наполнение информационной платформы с рабочими материалами и образцами эффективного опыта реализации профильного обучения, обеспечивающее открытость работы по профильному обучению в региональной системе образования. Информационная платформа размещается на официальном сайте Института развития образования в специальных тематических вкладках;
  • ведение через ежегодный аудит (сентябрь-октябрь) общей статистики реализации профильного обучения в регионе, что позволяет своевременно принимать управленческие решения в соответствии с тенденциями и динамично меняющимися задачами как системы общего образования, так и экономического развития региона в целом.

В качестве заключения отметим, что такая организация системы профильного обучения позволяет её субъектам получить следующие преимущества:

1) руководители общеобразовательных организаций и административных команд получают: формы учебных планов; примерные варианты образовательных программ; комплекты рабочих документов по организации профильного обучения; возможность повысить квалификацию по организации профильного обучения, сетевого взаимодействия; возможность устранения профессиональных дефицитов в области организации профильного обучения через методические мероприятия и события; доступ к организованному взаимодействию с внешней средой (учреждениями высшего образования, среднего профессионального, дополнительного образования, предприятиями) по сетевой реализации образовательных программ, проектной деятельности и др.; консалтинг; доступ к информационным ресурсам;

2) учителя-предметники получают: методическое и дидактическое обеспечение преподаваемого предмета; комплекты программ курсов внеурочной деятельности, прошедших экспертизу на региональном уровне; возможность повысить квалификацию по преподаванию предмета на профильном уровне, организации проектной деятельности обучающихся; возможность устранения профессиональных дефицитов в области организации профильного обучения через мероприятия и образовательные события; помощь в организации проектной деятельности с участием представителей внешней среды; консалтинг; доступ к информационным ресурсам;

3) обучающиеся получают: доступ к ресурсам дополнительного образования; возможность участия в профессиональных пробах; расширенные возможности для сознательного профессионального самоопределения; возможность выполнения индивидуального проекта, ориентированного на потребности экономики и реальные задачи предприятий; возможность познакомиться с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, преподавательским составом, оснащением, условиями обучения для осознанного выбора учреждения для освоения профессии.

Список литературы

  1. Куницына С.М. Подготовка педагогических кадров к профильному обучению // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 1. С. 44–53.
  2. Харитончик С.В., Канашевич Т.Н., Снарский А.С., Бакун Ю.А., Очеретняя О.П. Особенности подготовки учителей учреждений общего среднего образования к осуществлению профильного обучения инженерной направленности // Педагогическая наука и образование. 2024. № 4 (49). С. 83–88.
  3. Гильмеева Р.Х., Любягина О.А. Сетевая модель профильного обучения в условиях цифровизации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С. 148–153.
  4. Козина Е.Н., Ягодкина О.К. Муниципальная проектная школа как компонент сетевой организации профильного обучения // Образовательная панорама. 2024. № 1(21). С. 51–58.
  5. Яковлева Н.О. Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3. С. 29–38. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_29
  6. Васильченко Н.В., Ломакина Т.Ю., Пентин А.Ю. Моделирование учебных планов профильного обучения // Начальное образование. 2024. Т. 12. № 1. С. 15–22.
  7. Харчевникова Е.Л., Павлюк О.Р. Организация обучения в профильных психолого-педагогических классах (группах) на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) (опыт Владимирской области) // Образование_33. 2024. № 1. С. 55–58.
  8. Козлова И.С., Аналиева А.У. Дистанционные образовательные технологии в профильном обучении / Физик: ученый, педагог, наставник: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2023. С. 193–196.
  9. Супатаева Э.А. ИКТ технологии при обучении языку в условиях профильного обучения // Вестник Иссык-Кульского университета. 2024. № 56. С. 130–135.
  10. Быстрицкая О.С. Наставничество как один из инструментов формирования готовности обучающихся к выбору педагогической профессии // Педагогическая перспектива. 2024. № 1. С. 66–73. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_66
  11. Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 38–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_38
  12. Исаенко В.А., Каракай Н.А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 67–76. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_67
  13. Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2. С. 9–17. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_9
  14. Позднеева Л.П., Тихонова А.Б. Избыточная профессионально-ориентированная среда современной школы как условие раннего профессионального самоопределения обучающихся // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 3–9. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_3
  15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. К трактовке понятия «педагогическая система» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 56–59.