Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды

В.Н. Аниськин¹, С.В. Аниськин², В.И. Богословский³, Т.В. Добудько1
1 Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
² СОШ № 1 «Образовательный центр», посёлок Смышляевка, Волжский район, Самарская область, Россия
³ Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Автор, ответственный за переписку: В.Н. Аниськин, vnaniskin@gmail.com

Аннотация

На основе опыта исследования проблем формирования и развития экологической культуры студентов педагогического бакалавриата, а также содержательно-адаптирующей интеграции и авторской интерпретации особенностей и подходов к организации изучения экологии, экологического воспитания и просвещения обучающихся в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации системы образования, предлагается дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих учителей. Педагогическое проектирование и конструирование данной модели выполнены с использованием потенциала информационно-образовательного холизма для интеграции и синергетического объединения эколого-цифровых знаний, умений, навыков и компетенций у студентов-педагогов, в результате которого достигается эффект эмерджентности – генерирования нового системного личностного качества. Определяются дидактические возможности смешанного концентрированного обучения экологии и компьютерным наукам на основе метода учебного погружения с использованием современных цифровых систем и технологий на основе современных и перспективных SMART-средств и устройств, выполняющих одновременно функции средств обучения и объектов изучения.

Ключевые слова

информационно-образовательный холизм, холистичная образовательная среда, эколого-цифровая культура, технология концентрированного обучения, формирование эколого-цифровой культуры

Для цитирования

Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Богословский В.И., Добудько Т.В. Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 12–25.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_12

Информация об авторах

Владимир Николаевич Аниськин – кандидат педагогических наук, доцент, Отличник просвещения Российской Федерации, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, декан факультета математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета.
Сергей Владимирович Аниськин – кандидат педагогических наук, доцент, учитель географии СОШ № 1 «Образовательный центр» (посёлок Смышляевка, Волжский район, Самарская область).
Владимир Игоревич Богословский – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры цифрового образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Татьяна Валерьяновна Добудько – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания Самарского государственного социально-педагогического университета.

Текст статьи

Цифровизация всех сфер и отраслей экономики, происходящая в настоящее время, вместе с явными преимуществами и очевидной пользой для нашего социума заметно обостряет существующие экологические проблемы и генерирует новые риски в обеспечении и сохранении условий, необходимых для жизнедеятельности человеческой цивилизации. Нынешнее информационное общество вплотную приблизилось к цифровому этапу своего развития и уже совсем недалёким становится начало его кибернетической трансформации. Подобные глобальные изменения определяют для учёных-педагогов и психологов, преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ, экологов-производственников и др. категорий специалистов приоритетную необходимость решения задач цифровой трансформации экологического образования, просвещения и воспитания личности. При этом, общей целью этих видов образовательно-воспитательной деятельности должно быть формирование экологической и цифровой грамотности, компетентности и культуры у обучающихся. Можно с уверенностью заявить, что именно эти личностные качества смогут оптимизировать процессы тех паритетных и обоюдовыгодных взаимоотношений в системах «человек – человек», «человек – общество», «человек – природа», «общество – природа», при которых их элементы не подвергаются риску гибели, уничтожения или нарушения условий жизнедеятельности и обретают возможность для дальнейшего полноценного, комфортного и гармоничного сосуществования.

Системообразующая и демпфирующая роль процессов формирования и развития экологической культуры у молодого поколения, школьников и студентов для устранения антропогенных угроз социуму очевидна и отмечена во многих публикациях [1; 2; 3; 4 и др.], в том числе и в работах авторов [5], но особенности эколого-цифровой идеологии [6; 7] и формирования эколого-цифровой культуры [8; 9] в современных исследованиях рассматриваются не так часто, хотя необходимость такого комплексирования давно назрела из-за обострения информационно-технологических и общекультурных рисков. По мнению Б.Н. Паньшина, в наборе основных рисков цифровой трансформации учёными достаточно подробно анализируются проблемы информационной и кибернетической безопасности, а информационные, организационные и социокультурные риски и угрозы остаются без должного внимания [10]. Им же подчёркивается необходимость соблюдения первоочерёдности подготовки кадров, которая должна опережать внедрение перспективных цифровых технологий и отмечается приоритет «формирования и развития на предприятии (в образовательной организации – авторы) новой цифровой культуры, которую следует рассматривать как ключевой фактор снижения рисков и повышения эффективности цифровой трансформации» [10, с. 27].

С позиции темы нашего исследования, это мнение коррелирует с представлениями Е.Н. Дзятковской об основных задачах современного экологического образования [1], решение которых может обеспечить не только безопасность человека в повседневной жизнедеятельности и ситуациях антропогенного характера, но и формирование учебной и эколого-правовой культуры личности обучающегося, освоение им здоровьесберегающих технологий и компетенций для сохранения и улучшения психосоматического здоровья в цифровой информационной среде, одноимённом пространстве и инфоноосфере в целом. Подобное представление подчёркивает важность подготовки будущих бакалавров педагогического образования, независимо от их профилей, к профессиональной деятельности в условиях цифрового социума, обязательным компонентом которой должно стать не только формирование экологических знаний и компетенции у обучающихся по бережному отношению к природе и окружающему миру, но и решение задач «в области экологии человека по формированию здорового и безопасного образа жизни, адаптивного новому информационному (цифровому – авторы) обществу» [1, с. 110].

Мы считаем, что эколого-цифровая культура личности, наряду с общей культурой социума, могут стать в цифровом информационном обществе своего рода панацеей не только для снижения угрозы рисков цифровой трансформации, уже ставших нормой жизнедеятельности человека, но и для его правовой и социальной безопасности, обеспечения свободы мыслей и поступков, сохранения тех традиционных ценностей и устоев человеческой цивилизации, к которым относится гуманизм, любовь к Родине, природе, другим ценностям, которые позволяют человеку жить и работать на нашей планете.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Всемирном фестивале молодёжи в Сочи 2 марта 2024 года, именно традиционные ценности, тесно взаимосвязанные в информационном цифровом обществе с информационно-коммуникационными технологиями, являются инструкцией, содержащей правила сохранения жизнеспособности человека не только в высокотехнологичной среде обитания с её постоянными информационно-кибернетическими рисками, но и во всей современной цивилизации, постепенно теряющей гуманизм. Знания об этих ценностях должны быть основой сознания и жизненной практики человека и именно о них должны говорить люди (в первую очередь, – учителя, педагоги, воспитатели), передавая другим (ученикам, подросткам, студентам) свой опыт и знания как обязательные для исполнения (в идеальном случае на уровне саморефлексии) правила и инструкции к действиям для сохранения рода человеческого.

Приведённые мнения стали для нас отправной точкой при проектировании и конструировании дидактической модели формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды [11]. Последующее определение структурных элементов этой модели проводились на основе системно-целостного подхода И.В. Блауберга [12] и принципа информационно-образовательного холизма [5; 13; 14], адаптированного к условиям эколого-цифрового обучения и воспитания, с учётом результатов работ учёных, опубликованных в последнее время.

Методологически важными для создания дидактической модели формирования эколого-цифровой культуры будущих учителей стали теоретические представления О.А. Федосовой и Е.Н. Соколиной [15], О.В. Ефимовой и Ю.В. Комаровой [9] о содержательных особенностях цифровой культуры, её роли и месте в современном социуме, в общей культуре человека и среди других видов культуры; а также данные социально-философского анализа этого феномена, полученные Е.Е. Елькиной [16]. Были учтены результаты степени влияния цифровых технологий на формирование профессиональной культуры молодёжи, отражённые в исследовании Е.В. Бродовской, А.Ю. Домбровской, Р.В. Пырма, А.В. Синякова, А.А. Азарова [17]; основные нормативно-правовые акты и доктрины эколого-цифровой идеологии [6], сведения о потенциале эколого-социальных сетей и информационных экосистем [7]. Особое внимание было уделено результатам работ по созданию педагогической [2; 18], теоретической [3; 19] и структурно-содержательной [4] моделей формирования и развития исследуемых личностных качеств у будущих учителей и педагогов-практиков.

Синергетическое объединение представленных в этих работах моделей экологической и цифровой культуры субъектов образовательного процесса в единую дидактическую модель формирования и развития эколого-цифровой культуры будущих учителей с целью интеграции их экологических и компьютерных знаний, умений, навыков и компетенций выполнялось с использованием потенциала предметно-ориентированного информационно-образовательного холизма, облегчающего достижение эффекта эмерджентности как проявления нового интегрированного качества личности.

Принцип информационно-образовательного холизма Σ ieh (information and education holizm) в рамках исследуемой проблемы можно интерпретировать как интеграцию различных по своим дидактическим, психолого-педагогическим, методическим, предметным, исследовательским, просветительским и др. свойствам и функциям средств, приёмов, способов, методов и технологий эколого-цифрового обучения, воспитания и просвещения для реализации эффектов синергии и эмерджентности при решении задач образовательного процесса в условиях единой информационно-образовательной среды за счёт объединения всех компонентов потенциала инфраструктуры образовательной организации и её партнёров в единую систему.

Структурно-функциональная модель эколого-ориентированного информационно-образовательного холизма (Σ ieh) показана на рисунке 1.

Структурно-функциональная модель эколого-ориентированного информационно-образовательного холизма

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель эколого-ориентированного информационно-образовательного холизма (Σ ieh)

Комплексный дидактический потенциал такой образовательно-воспитательной системы наиболее оптимален и приемлем для решения задач формирования и развития эколого-цифровой компетентности и культуры личности будущих учителей на основе сформированной на предыдущих уровнях образования начальной грамотности в этих предметных областях. Основанием для такого мнения служит тот факт, что основные экологические проблемы системно-целостны по своему характеру и для их решения необходимы соответствующие системно-интегрированные подходы, предполагающие конструктивно-результативные действия всех представителей нынешнего информационного общества, стоящего на пороге цифрового этапа своего развития, а также сочетание компонентов формирования и развития природной и социальной целостности эколого-цифрового мировоззрения субъектов образования, являющегося одной из основ их дуальной культуры.

Можно с уверенностью предположить, что в таких условиях наиболее подходящим и универсальным механизмом, способным обеспечить целостность данных подходов и действий является именно холизм как философская концепция, определяющая приоритет целостности и преимущество качества целого над суммой качеств его частей. Поэтому есть все основания для утверждения об оптимальности применения информационно-образовательного холизма для формирования эколого-цифровой культуры обучающихся, который генерирует эмерджентное превосходство нового интегрированного личностного качества при организации эколого-цифрового образования в условиях холистичной образовательной среды и обеспечивает формирование одноимённой культуры у субъектов образования (будущих учителей). Подтверждением такого утверждения могут служить результаты анализа категории целостности, проведённого И.В. Блаубергом для определения степени корреляции понятий: «целое» и «часть», «целостность» и «системность», на основе которых был сделан вывод о том, что: «целостность есть представление о полноте охвата явлений и, вместе с тем, об интеграции структурных уровней, иерархической организации процессов, явлений и т.п., существующее в каждый момент в философском и научном познании» [12, с. 159].

Обеспечивающая целостность эколого-цифровой подготовки студентов педвуза по профильным основным образовательным программам и их адаптированным к задачам одноимённого обучения вариантам холистичная информационно-образовательная среда, скомпонованная на основе принципа информационно-образовательного холизма, определяется нами как системно-интегративная ресурсная совокупность аппаратных и программных аналоговых («бумажных») и цифровых («безбумажных»), сетевых и автономных, реальных и виртуальных, робототехнических и искусственно-интеллектуальных офлайн- и онлайн-форм, средств, методов и технологий, баз знаний и баз данных, а также научно-исследовательского, экспериментально-производственного, культурно-просветительского и иного инфраструктурного потенциала образовательной организации и её партнёров, используемого для подготовки будущих учителей. Скомпонованные подобным образом образовательные среды, включающие в себя созданные в рамках Программы «Учитель будущего поколения России» технопарки универсальных педагогических компетенций и кванториумы, функционируют в настоящее время практически во всех российских педвузах.

Эти инновационные подразделения педагогических институтов и университетов играют роль системообразующих элементов на этапе цифровой трансформации образования, занимая одно из ведущих мест в оптимизации процессов формирования эколого-цифровой культуры обучающихся на основе грамотности и компетентности. Они существенно облегчают студентам овладение межпредметными знаниями и обеспечивают профессиональное развитие будущих учителей в условиях холистичной совокупности модулей и квантов таких образовательных площадок. Очевидно, что холистичный дидактический потенциал этих инновационных площадок может весьма эффективно способствовать формированию мировоззренческой позиции обоюдовыгодного сотворчества человека с природой, которое наиболее оптимально для формирования и развития природной и социальной целостности мировоззрения и сознания человека, живущего в цифровом социуме, и, соответственно, формирования необходимого уровня эколого-цифровой культуры, адекватного этому социуму. Именно такое мировоззрение сотворчества, главным критерием которого является одновременная ценность и природы, и информации, будет определять оптимальный набор традиционных (аналоговых) и современных компьютерных (цифровых) средств, методов и образовательных технологий для правильной ориентации деятельности человека при освоении природы в цифровом обществе. Оно же будет обеспечивать выбор или сохранение эколого-гуманистического отношения к природным ценностям как требуемый вектор направленности целеполагания обучающих и обучающихся при моделировании и проектировании своей деятельности в окружающей среде без причинения ей вреда и ущерба, а также освоение необходимых знаний и компетенций для демпфирования информационных рисков и угроз цифровой трансформации.

При таком подходе можно предположить, что, формируя и развивая у обучающихся мировоззренческую позицию сотворчества с природой в условиях цифровой трансформации, учитель в рамках своего предмета формирует и развивает адекватную этой позиции эколого-цифровую культуру своих учеников. Как отмечал В.Н. Сагатовский [20], подобное мировоззрение реально способствует решению экологических проблем, так как его ценностно-ориентирующие результаты ориентируют человека на соотнесение целей деятельности с тенденциями развития окружающего мира и разумным потреблением тех природных благ, которые в цифровом социуме всегда будут подвержены влиянию цифровых SMART-средств и устройств. Наши доводы показывают, что несмотря на некоторую идеализацию информационно-образовательного холизма, он может обеспечить системную интеграцию и целостную реализацию классических и современных дидактических принципов обучения в экологическом образовании на этапе цифровой трансформации. Результаты исследований Т.Н. Поплавской [21] подтверждают, что именно холизм служит тем квинтэссенциальным критерием, который объединяет различные подходы к экологическому и цифровому образованию в единое и целостное природно-социальное (эколого-цифровое) мировоззрение.

Формирование такого мировоззрения у будущих учителей в рамках основных образовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры, адаптированных к решению задач эколого-цифровой подготовки в холистичной образовательной среде, не противоречит требованиям действующих и разрабатываемых ФГОС ВО. Дидактический потенциал холистичной информационно-образовательной среды может в полной мере обеспечить эффективность формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций у будущих учителей, особенно в части создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества (УК-8), а также формирования и развития способностей продуктивно использовать современные (цифровые) технологии в решении повседневных профессионально-педагогических задач (ОПК-9).

Стоит отметить, что в решении этих задач особенно полезными будут такие модули и кванты педагогических технопарков и кванториумов, как: междисциплинарные информационно-технологические кластеры; учебно-исследовательские лаборатории естественнонаучной направленности с интерактивным анатомическим столом «Пирогов» и программным обеспечением «3D атлас нормальной и патологической анатомии человеческого тела»; лаборатории компьютерных наук, мехатроники, робототехники, биохимии, молекулярной биологии, физиологии, генетики; учебно-производственные мастерские, оборудованные приборами и устройствами специального назначения; а также современные и перспективные робототехнические, искусственно-интеллектуальные и др. образовательные SMART-средства. Они не только обеспечивают целостное сочетание в обучении студентов-педагогов элективным дисциплинам, определяемым учебными планами ООП, вкупе с экологией, а и позволяют эффективно применять метод учебного погружения при формировании эколого-цифровых компетенций, как базы одноимённой культуры будущих учителей.

Ранее [13] нами уже отмечалось, что этот метод является основой смешанного концентрированного обучения и занимает одно из ведущих мест в форматах гибридной интеграции онлайн- и офлайн-обучения, обеспечивая в условиях цифровой трансформации образования беспрерывность и устойчивость образовательного процесса «вне зависимости от быстро меняющихся внешних условий», позволяя «быстро (без потери качества и ритма обучения) переводить учебный процесс из одного формата в другой» [22, с. 37]. Кроме отмеченных возможностей, такое гибридное концентрированное обучение в условиях холистичной эколого-ориентированной образовательной среды предоставляет студентам и преподавателям дополнительные преимущества по освоению экологических и цифровых знаний и компетенций. Информационно-образовательный холизм синергетически объединяет эти категории, в том числе посредством применения метода погружения в смешанном концентрированном обучении экологическим и компьютерным наукам с использованием выполняющих одновременно функции средств обучения и объектов изучения современных SMART-средств и устройств, и способствует достижению эффекта эмерджентности, как нового жизненно-важного интегрированного системного качества личности обучающегося, несводимого к сумме отдельных качеств экологического или цифрового обучения и воспитания. При этом, основывающийся на холистичных представлениях синергетический эффект новой системы заключается в том, что интеграция и комбинация общих действий субъектов образования в эколого-цифровой предметной области даёт результат лучший, чем простая сумма их индивидуальных действий и решений.

Преимущества дидактического потенциала концентрированного обучения экологии и компьютерным наукам на основе метода учебного погружения особенно отчётливо проявляются в условиях каких-либо экологических катаклизмов, например, пандемии коронавируса COVID-19, вызванной некомпетентным вторжением стоящего на пороге цифрового социума человека в природные устои и ставшей реальной угрозой нормальной жизнедеятельности земной цивилизации. В свою очередь, объединение дидактических свойств и функций средств обучения и объектов изучения в условиях вынужденного и сверхбыстрого погружения субъектов образования в непривычную среду удалённого или смешанного обучения обеспечивает развитие их эколого-цифровой грамотности и компетенций по мудрому принципу-афоризму «нужда заставила», например, навыков начинающего или неопытного пользователя таких цифровых образовательных средств, систем и технологий, как: дистанционное и сетевое обучение, виртуальная и дополненная реальность, робототехнические и искусственно-интеллектуальные системы и др.

Возможности концентрированной эколого-цифровой подготовки будущих учителей на основе метода учебного погружения в холистичную образовательную среду мы рассматриваем в качестве дополнительного условия для эффективного формирования и развития одноимённой культуры обучающихся, как одной из важнейших ценностей в структуре общей культуры человека, живущего в цифровом информационном обществе. В целом же, основываясь на мнении Т.Н. Поплавской [21], определяющей холизм как универсальный методологический инструментарий для исследования окружающего мира со своими языком, парадигмой, моделями и методами анализа информации, можно сделать вывод, что именно он сможет обеспечить интеграцию и системность в формировании у субъектов образования тех эколого-цифровых знаний, умений, навыков и компетенций, которые определяют уровень этого вида культуры у человека.

Выявляя содержательные особенности эколого-цифровой культуры при педагогическом проектировании и конструировании дидактической модели её формирования, мы исходили из того факта, что абсолютное большинство учёных считают первую составляющую этого феномена обязательным компонентом общей культуры человека, объединяющим социальные, интеллектуальные и нравственные качества личности [1; 2; 3; 4; 23], и принимали во внимание особенности их проявления в условиях цифровой трансформации нынешнего информационного социума. Так, например, по мнению С.Н. Глазачева, «информационно-экологическая культура» представляет собой «необходимое условие выживания социума в глобальной экосфере», а экологическая культура становится в условиях глобальной информатизации особенно важным потенциалом «для безопасного развития социума в будущем» [23, с. 12].

Такая жизненно-важная обязательность формирования экологической культуры человека (в первую очередь, молодого поколения: школьников, подростков, студентов колледжей и вузов) директивно прописана в Федеральном законе № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», который определяет всеобщность и комплексность экологического образования и просвещения для достижения целей формирования одноимённой культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды посредством системы экологического образования, включающей в себя общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование, а также через электронные, сетевые и печатные средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры и др. организации. Очевидно, что в структуре холистичной информационно-образовательной среды последние могут рассматриваться как партнёры образовательной организации.

Несомненно, важное место в общей культуре человека на этапе цифровизации российской экономики занимает и цифровая культура. По мнению Б.Н. Паньшина, основным критерием оценки роли культуры личности в цифровой трансформации социума служит «понимание цифровой культуры как составной части традиционной культуры, которая, в свою очередь, рассматривается как механизм адаптации человека и сообществ к новым цифровым технологиям, с целью достижения синергетических эффектов взаимодействия и создания лучших условий для самосборки и самоорганизации индивидов и сообществ в ходе организации жизнедеятельности сообщества» [10, с. 27]. Как мы видим, подобная трактовка цифровой культуры тесно увязана с общей культурой человека, в структуре которой экологическая составляющая играет роль одного из важнейших и системообразующих компонентов.

Основываясь на таком подходе, мы определяем эколого-цифровую культуру личности будущего учителя как поэтапно формируемую в условиях эколого-ориентированной холистичной информационно-образовательной среды системно упорядоченную целостно-ценностную совокупность его личных профессионально-педагогических, психологических и творческих качеств, обеспечивающих быструю, умелую и правильную оценку ситуаций, складывающихся в цифровом информационном социуме, окружающей природной и образовательной (учебной и внеучебной) среде с использованием общекультурных, профессионально-предметных, психолого-педагогических, коммуникационно-сетевых, универсальных, цифровых и др. компетенций для оперативной и выгодной рефлексивной реакции на действие раздражителя.

Кроме вышеприведённых мнений учёных относительно характеристики содержания экологической, цифровой и информационно-экологической культуры человека, предлагаемая нами дефиниция эколого-цифровой культуры личности будущего педагога учитывает теоретические представления Л.С. Выготского о развитии поведения и психики человека. При таком подходе формирование нового вида культуры личности происходит на основе развития совокупности соответствующих моно-грамотностей и моно-компетенций, системно-интегрируемых посредством потенциала информационно-образовательного холизма, обеспечивающего синергию этих категорий и способствующего генерированию эффекта эмерджентности, т.е. нового интегрированного качества системно-объединённой культуры человека.

Наши рассуждения, подкреплённые приведёнными доводами учёных, позволили сделать предположение о том, что целостность эколого-цифровой подготовки будущих учителей при условии соответствующей адаптации содержания ООП в условиях эколого-ориентированной холистичной информационно-образовательной среды, как основного средства проектируемой нами дидактической модели, является правильным и оптимальным вектором познавательной компетентностно-ориентированной деятельности по овладению теми особо ценностными качествами экологического и цифрового мировоззрения, которые могут способствовать эффективному формированию и развитию эколого-цифровой культуры личности как надёжной защиты от всевозможных рисков и катаклизмов цифровой трансформации российской экономики, образования и всего нашего стремительно изменяющегося социума.

Такой подход и представление о содержании эколого-цифровой культуры личности легло в основу педагогического проектирования и конструирования дидактической модели формирования этого качества у студентов педагогического бакалавриата и магистратуры в процессе их подготовки в вузе в условиях холистичной информационно-образовательной среды (рисунок 2).

Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды

Рисунок 2. Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды

Выведенная нами гипотетическая формула общего холистичного дидактического, образовательно-воспитательного и научно-просветительского информационно-образовательного потенциала (PΣ) такой среды выглядит следующим образом:

Аниськин формула

где: Pt – потенциал среды традиционного обучения (traditional learning environment), Pe – потенциал электронной информационно-образовательной среды (electronic information and educational environment), Pp – потенциал педагогических технопарков и кванториумов (pedagogical technology parks and quantoriums), Pi – потенциал общего информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и его партнёров (information and educational space), N – количество пользователей (студентов, научно-педагогических работников и др. сотрудников) холистичной информационно-образовательной среды образовательного учреждения (number of users of the information and educational environment).

Используя приведённую формулу для комментариев предлагаемой дидактической модели, можно отметить, что в современном экологическом образовании, реализуемом в условиях цифровой трансформации, общий потенциал образовательной среды, скомпонованной на основе принципа информационно-образовательного холизма, играет роль универсального методологического философского инструментария, способного обеспечить формирование и развитие природной и социальной целостности мировоззрения у обучающихся, как это было показано в нашей работе. Очевидно, что в нынешних социально-экономических условиях, когда человеческая цивилизация постоянно подвергается антропогенным и информационным угрозам и рискам, такой философский инструментарий крайне необходим. Ведь именно холистичная целостность способна обеспечить паритетный «мирный» результат в борьбе единства и противоположностей в воздействии человека на окружающую природную среду. Считаем, что интеграция онтологического (концептуально-инвариантный блок модели), гносеологического (вариативный блок модели) и методологического холизма (результативный блок модели) позволит не только формировать и развивать природную и социальную целостность мировоззрения у субъектов образования, но и даст возможность взаимовыгодного для человека и окружающей среды преобразования биосферы, инфо-сферы и техно-сферы, исходя из потребностей индивида и социума.

Кроме этого, в нашем исследовании особо акцентируется тот факт, что содержание экологической культуры, формируемой в условиях цифровой трансформации у будущих педагогов, неразрывно связано с их общей культурой. Поэтому моделирование дидактического процесса формирования эколого-цифровой культуры выполнялось на основе представленных в работах [2; 3; 4; 5] содержательных характеристиках и моделях экологической культуры с использованием потенциалов онтологического и гносеологического холизма. Их интеграция в экологическом образовании позволяет более качественно изучить целостное событие эколого-социального характера, чем простую сумму его частей (онтологический холизм), а изучению этой целостности может предшествовать познание его частей (гносеологический холизм).

При этом, в условиях холистичной информационно-образовательной среды, представленной в нашей дидактической модели, функции объяснительно-иллюстративного аналого-цифрового аудиовизуального, мультимедийного и интерактивного инструментария выполняет эколого-ориентированный тезаурусно-методологический холизм (вариативный и результативный блоки модели), который позволяет реализовывать дидактические принципы наглядности, доступности, научности, систематичности и последовательности обучения. Тем самым обеспечивается наглядность и доступность ключевых тезаурусных эколого-цифровых понятий, а также понимание и усвоение сути изучаемых экологических фактов и процессов в их взаимосвязи с целостностями явлений и событий, происходящих в биосфере и цифровом социуме. По-нашему мнению, всё это должно способствовать оптимизации и повышению эффективности процессов формирования природной и социальной целостности мировоззрения у субъектов эколого-цифрового образования.

Не претендуя на исключительность наших представлений о содержании эколого-цифровой культуры будущих учителей и идеальность созданной дидактической модели формирования этого личностного качества, надеемся, что проведённое исследование окажет своё благотворное влияние на повышение качества и оптимизацию подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в условиях цифровой трансформации для достижения целей обучения и соответствия уровня их профессионализма социальному заказу.

В дальнейшем планируется проведение социального лонгитюдного исследования для определения степени эффективности предлагаемой дидактической модели формирования эколого-цифровой культуры по данным начальных, промежуточных и итоговых контрольных срезов уровней исследуемого качества личности будущих учителей. Данная работа будет выполняться студентами при подготовке выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Список литературы

  1. Дзятковская Е.Н. Безопасность человека в информационной среде как задача экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 4(22). С. 110–121.
  2. Карапетян Н.З. Педагогическая модель формирования экологической культуры будущих учителей // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017. № 6(7). С. 38–42.
  3. Ким С.И. Теоретическая модель развития экологической культуры студентов в вузе // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. науч. ст. Пенза: Наука и Просвещение, 2023. С. 232–236.
  4. Тюмасева З.И., Шмакова Л.А., Шиндина Т.Л. Структурно-содержательная модель формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Вып. 1. С. 92–98.
  5. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Аниськин С.В. Холизм как философия природной и социальной целостности мировоззрения субъектов экологического образования // Научное мнение. 2017. № 3. С. 10–20.
  6. Ситников М.С. Эколого-цифровая идеология современной России // Вопросы российской юстиции. 2019. Вып. IV. С. 569–572.
  7. Патаракин Е.Д., Шустов С.Б. Цифровая экология: эколого-социальные сети и информационные экосистемы // Вестник Мининского университета. 2013. № 3. С. 13.
  8. Коханова Л.А., Черешнева Ю.Е. Эколого-цифровая культура студентов-журналистов // Экология XXI века: синтез образования и науки: материалы междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 18–21 мая 2020 года. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2020. С. 60–64.
  9. Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Развитие культуры безопасности в интеграции с цифровой культурой // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 3. С. 14–16.
  10. Паньшин Б.Н. Цифровая культура как фактор эффективности и снижения рисков цифровой трансформации экономики и общества // Цифровая трансформация. 2021. № 3(16). С. 26–33.
  11. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Модель холистичной информационно-образовательной среды вуза на основе технопарка универсальных педагогических компетенций // Новые образовательные стратегии в открытом цифровом пространстве: электронный сб. науч. ст. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. URL: https://nesinmis.ru/bogoslovskij-2024/ (дата обращения: 07.03.2024).
  12. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Серия «Философы России XX века». М.: Эдиториал УРСС, 1997. 448 с.
  13. Аниськин В.Н., Аниськин А.С. Модель смешанного концентрированного обучения в условиях цифровой трансформации образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2023. № 98. С. 4–10.
  14. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Цифровая культура педагога сквозь призмы компьютерной грамотности и социально-технологической компетентности // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. науч. ст. СПб.: Астерион, 2023. С. 259–264.
  15. Федосова О.А., Соколина Е.Н. О цифровой культуре, как неотъемлемой части общей культуры человека в современных реалиях // Символ науки. 2022. № 2–1. С. 95–96.
  16. Елькина Е.Е. Тенденции развития цифровой культуры в сетевом обществе: социально-философский анализ // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 1(37). С. 28–37.
  17. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1(149). С. 228–251.
  18. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник НГПУ. 2021. № 1(30). С. 27–31.
  19. Косенок С.М., Куренкова Т.Н. Создание модели «Формирование цифровой культуры педагогов в условиях цифровизации образования» // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 2. С. 56–61.
  20. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. Ч. 1. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  21. Поплавская Т.Н. Холистическая стратегия познания в современном гуманитарном знании // Subject and Object of Cognition in a Projection of Educational Techniques and Psychological Concepts: сб. науч. ст. Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2014. С. 70–72.
  22. Григорьева И.В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34–45.
  23. Глазачев С.Н., Глазачев О.С., Гришаева Ю.М. Экологическая культура как фактор безопасного будущего в информационном обществе // Вестник международной академии наук (русская секция). 2015. № 1. С. 8–12.