Didactic model of formation of ecological-digital culture of future teachers in conditions of a holistic information and educational environment

Loading

V.N. Aniskin¹, S.V. Aniskin², V.I. Bogoslovskiy³, T.V. Dobudko1
1 Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia
² Secondary school № 1 «Education Center», Smyshlyaevka village, Volzhsky district, Samara region, Russia
³ Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia
Corresponding author: V.N. Aniskin, vnaniskin@gmail.com

Abstract

Based on the experience of researching the problems of the formation and development of ecological culture of undergraduate pedagogical students, as well as content-adaptive integration and the authors interpretation of the features and approaches to organizing the study of ecology, environmental education and enlightenment of students in the process of preparing them for professional activities in the conditions of digital transformation of the education system, A didactic model for the formation of environmental-digital culture of future teachers is proposed. Pedagogical design and construction of this model were carried out using the potential of information and educational holism for the integration and synergistic combination of environmental-digital knowledge, abilities, skills and competencies of student teachers, as a result of which the effect of emergence is achieved – the generation of a new systemic personal quality. The didactic possibilities of mixed concentrated training in ecology and computer science are determined based on the method of educational immersion using modern digital systems and technologies based on modern and promising SMART tools and devices that simultaneously perform the functions of teaching aids and objects of study.

Keywords

information and educational holism, holistic educational environment, ecological-digital culture, technology of concentrated learning, formation of ecological-digital culture

For citation

Aniskin V.N., Aniskin S.V., Bogoslovskiy V.I., Dobudko T.V. Didactic model of formation of ecological-digital culture of future teachers in conditions of a holistic information and educational environment. Pedagogical perspective. 2024; 2(14): 12–25.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_12

Information about the authors

Vladimir N. Aniskin – Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Excellence in Education of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Samara State Social Pedagogical University, Dean of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics.
Sergey V. Aniskin – Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Secondary school No. 1 “Education Center” (Smyshlyaevka village, Volzhsky district, Samara region), geography teacher.
Vladimir I. Bogoslovsky – Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, professor of the Department of Digital Education.
Tatyana V. Dobudko – Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Samara State Social Pedagogical University, Head of the Department of Computer Science, Applied Mathematics and Methods of Teaching them.

Article text (In Russ.)

Цифровизация всех сфер и отраслей экономики, происходящая в настоящее время, вместе с явными преимуществами и очевидной пользой для нашего социума заметно обостряет существующие экологические проблемы и генерирует новые риски в обеспечении и сохранении условий, необходимых для жизнедеятельности человеческой цивилизации. Нынешнее информационное общество вплотную приблизилось к цифровому этапу своего развития и уже совсем недалёким становится начало его кибернетической трансформации. Подобные глобальные изменения определяют для учёных-педагогов и психологов, преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ, экологов-производственников и др. категорий специалистов приоритетную необходимость решения задач цифровой трансформации экологического образования, просвещения и воспитания личности. При этом, общей целью этих видов образовательно-воспитательной деятельности должно быть формирование экологической и цифровой грамотности, компетентности и культуры у обучающихся. Можно с уверенностью заявить, что именно эти личностные качества смогут оптимизировать процессы тех паритетных и обоюдовыгодных взаимоотношений в системах «человек – человек», «человек – общество», «человек – природа», «общество – природа», при которых их элементы не подвергаются риску гибели, уничтожения или нарушения условий жизнедеятельности и обретают возможность для дальнейшего полноценного, комфортного и гармоничного сосуществования.

Системообразующая и демпфирующая роль процессов формирования и развития экологической культуры у молодого поколения, школьников и студентов для устранения антропогенных угроз социуму очевидна и отмечена во многих публикациях [1; 2; 3; 4 и др.], в том числе и в работах авторов [5], но особенности эколого-цифровой идеологии [6; 7] и формирования эколого-цифровой культуры [8; 9] в современных исследованиях рассматриваются не так часто, хотя необходимость такого комплексирования давно назрела из-за обострения информационно-технологических и общекультурных рисков. По мнению Б.Н. Паньшина, в наборе основных рисков цифровой трансформации учёными достаточно подробно анализируются проблемы информационной и кибернетической безопасности, а информационные, организационные и социокультурные риски и угрозы остаются без должного внимания [10]. Им же подчёркивается необходимость соблюдения первоочерёдности подготовки кадров, которая должна опережать внедрение перспективных цифровых технологий и отмечается приоритет «формирования и развития на предприятии (в образовательной организации – авторы) новой цифровой культуры, которую следует рассматривать как ключевой фактор снижения рисков и повышения эффективности цифровой трансформации» [10, с. 27].

С позиции темы нашего исследования, это мнение коррелирует с представлениями Е.Н. Дзятковской об основных задачах современного экологического образования [1], решение которых может обеспечить не только безопасность человека в повседневной жизнедеятельности и ситуациях антропогенного характера, но и формирование учебной и эколого-правовой культуры личности обучающегося, освоение им здоровьесберегающих технологий и компетенций для сохранения и улучшения психосоматического здоровья в цифровой информационной среде, одноимённом пространстве и инфоноосфере в целом. Подобное представление подчёркивает важность подготовки будущих бакалавров педагогического образования, независимо от их профилей, к профессиональной деятельности в условиях цифрового социума, обязательным компонентом которой должно стать не только формирование экологических знаний и компетенции у обучающихся по бережному отношению к природе и окружающему миру, но и решение задач «в области экологии человека по формированию здорового и безопасного образа жизни, адаптивного новому информационному (цифровому – авторы) обществу» [1, с. 110].

Мы считаем, что эколого-цифровая культура личности, наряду с общей культурой социума, могут стать в цифровом информационном обществе своего рода панацеей не только для снижения угрозы рисков цифровой трансформации, уже ставших нормой жизнедеятельности человека, но и для его правовой и социальной безопасности, обеспечения свободы мыслей и поступков, сохранения тех традиционных ценностей и устоев человеческой цивилизации, к которым относится гуманизм, любовь к Родине, природе, другим ценностям, которые позволяют человеку жить и работать на нашей планете.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Всемирном фестивале молодёжи в Сочи 2 марта 2024 года, именно традиционные ценности, тесно взаимосвязанные в информационном цифровом обществе с информационно-коммуникационными технологиями, являются инструкцией, содержащей правила сохранения жизнеспособности человека не только в высокотехнологичной среде обитания с её постоянными информационно-кибернетическими рисками, но и во всей современной цивилизации, постепенно теряющей гуманизм. Знания об этих ценностях должны быть основой сознания и жизненной практики человека и именно о них должны говорить люди (в первую очередь, – учителя, педагоги, воспитатели), передавая другим (ученикам, подросткам, студентам) свой опыт и знания как обязательные для исполнения (в идеальном случае на уровне саморефлексии) правила и инструкции к действиям для сохранения рода человеческого.

Приведённые мнения стали для нас отправной точкой при проектировании и конструировании дидактической модели формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды [11]. Последующее определение структурных элементов этой модели проводились на основе системно-целостного подхода И.В. Блауберга [12] и принципа информационно-образовательного холизма [5; 13; 14], адаптированного к условиям эколого-цифрового обучения и воспитания, с учётом результатов работ учёных, опубликованных в последнее время.

Методологически важными для создания дидактической модели формирования эколого-цифровой культуры будущих учителей стали теоретические представления О.А. Федосовой и Е.Н. Соколиной [15], О.В. Ефимовой и Ю.В. Комаровой [9] о содержательных особенностях цифровой культуры, её роли и месте в современном социуме, в общей культуре человека и среди других видов культуры; а также данные социально-философского анализа этого феномена, полученные Е.Е. Елькиной [16]. Были учтены результаты степени влияния цифровых технологий на формирование профессиональной культуры молодёжи, отражённые в исследовании Е.В. Бродовской, А.Ю. Домбровской, Р.В. Пырма, А.В. Синякова, А.А. Азарова [17]; основные нормативно-правовые акты и доктрины эколого-цифровой идеологии [6], сведения о потенциале эколого-социальных сетей и информационных экосистем [7]. Особое внимание было уделено результатам работ по созданию педагогической [2; 18], теоретической [3; 19] и структурно-содержательной [4] моделей формирования и развития исследуемых личностных качеств у будущих учителей и педагогов-практиков.

Синергетическое объединение представленных в этих работах моделей экологической и цифровой культуры субъектов образовательного процесса в единую дидактическую модель формирования и развития эколого-цифровой культуры будущих учителей с целью интеграции их экологических и компьютерных знаний, умений, навыков и компетенций выполнялось с использованием потенциала предметно-ориентированного информационно-образовательного холизма, облегчающего достижение эффекта эмерджентности как проявления нового интегрированного качества личности.

Принцип информационно-образовательного холизма Σ ieh (information and education holizm) в рамках исследуемой проблемы можно интерпретировать как интеграцию различных по своим дидактическим, психолого-педагогическим, методическим, предметным, исследовательским, просветительским и др. свойствам и функциям средств, приёмов, способов, методов и технологий эколого-цифрового обучения, воспитания и просвещения для реализации эффектов синергии и эмерджентности при решении задач образовательного процесса в условиях единой информационно-образовательной среды за счёт объединения всех компонентов потенциала инфраструктуры образовательной организации и её партнёров в единую систему.

Структурно-функциональная модель эколого-ориентированного информационно-образовательного холизма (Σ ieh) показана на рисунке 1.

Структурно-функциональная модель эколого-ориентированного информационно-образовательного холизма

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель эколого-ориентированного информационно-образовательного холизма (Σ ieh)

Комплексный дидактический потенциал такой образовательно-воспитательной системы наиболее оптимален и приемлем для решения задач формирования и развития эколого-цифровой компетентности и культуры личности будущих учителей на основе сформированной на предыдущих уровнях образования начальной грамотности в этих предметных областях. Основанием для такого мнения служит тот факт, что основные экологические проблемы системно-целостны по своему характеру и для их решения необходимы соответствующие системно-интегрированные подходы, предполагающие конструктивно-результативные действия всех представителей нынешнего информационного общества, стоящего на пороге цифрового этапа своего развития, а также сочетание компонентов формирования и развития природной и социальной целостности эколого-цифрового мировоззрения субъектов образования, являющегося одной из основ их дуальной культуры.

Можно с уверенностью предположить, что в таких условиях наиболее подходящим и универсальным механизмом, способным обеспечить целостность данных подходов и действий является именно холизм как философская концепция, определяющая приоритет целостности и преимущество качества целого над суммой качеств его частей. Поэтому есть все основания для утверждения об оптимальности применения информационно-образовательного холизма для формирования эколого-цифровой культуры обучающихся, который генерирует эмерджентное превосходство нового интегрированного личностного качества при организации эколого-цифрового образования в условиях холистичной образовательной среды и обеспечивает формирование одноимённой культуры у субъектов образования (будущих учителей). Подтверждением такого утверждения могут служить результаты анализа категории целостности, проведённого И.В. Блаубергом для определения степени корреляции понятий: «целое» и «часть», «целостность» и «системность», на основе которых был сделан вывод о том, что: «целостность есть представление о полноте охвата явлений и, вместе с тем, об интеграции структурных уровней, иерархической организации процессов, явлений и т.п., существующее в каждый момент в философском и научном познании» [12, с. 159].

Обеспечивающая целостность эколого-цифровой подготовки студентов педвуза по профильным основным образовательным программам и их адаптированным к задачам одноимённого обучения вариантам холистичная информационно-образовательная среда, скомпонованная на основе принципа информационно-образовательного холизма, определяется нами как системно-интегративная ресурсная совокупность аппаратных и программных аналоговых («бумажных») и цифровых («безбумажных»), сетевых и автономных, реальных и виртуальных, робототехнических и искусственно-интеллектуальных офлайн- и онлайн-форм, средств, методов и технологий, баз знаний и баз данных, а также научно-исследовательского, экспериментально-производственного, культурно-просветительского и иного инфраструктурного потенциала образовательной организации и её партнёров, используемого для подготовки будущих учителей. Скомпонованные подобным образом образовательные среды, включающие в себя созданные в рамках Программы «Учитель будущего поколения России» технопарки универсальных педагогических компетенций и кванториумы, функционируют в настоящее время практически во всех российских педвузах.

Эти инновационные подразделения педагогических институтов и университетов играют роль системообразующих элементов на этапе цифровой трансформации образования, занимая одно из ведущих мест в оптимизации процессов формирования эколого-цифровой культуры обучающихся на основе грамотности и компетентности. Они существенно облегчают студентам овладение межпредметными знаниями и обеспечивают профессиональное развитие будущих учителей в условиях холистичной совокупности модулей и квантов таких образовательных площадок. Очевидно, что холистичный дидактический потенциал этих инновационных площадок может весьма эффективно способствовать формированию мировоззренческой позиции обоюдовыгодного сотворчества человека с природой, которое наиболее оптимально для формирования и развития природной и социальной целостности мировоззрения и сознания человека, живущего в цифровом социуме, и, соответственно, формирования необходимого уровня эколого-цифровой культуры, адекватного этому социуму. Именно такое мировоззрение сотворчества, главным критерием которого является одновременная ценность и природы, и информации, будет определять оптимальный набор традиционных (аналоговых) и современных компьютерных (цифровых) средств, методов и образовательных технологий для правильной ориентации деятельности человека при освоении природы в цифровом обществе. Оно же будет обеспечивать выбор или сохранение эколого-гуманистического отношения к природным ценностям как требуемый вектор направленности целеполагания обучающих и обучающихся при моделировании и проектировании своей деятельности в окружающей среде без причинения ей вреда и ущерба, а также освоение необходимых знаний и компетенций для демпфирования информационных рисков и угроз цифровой трансформации.

При таком подходе можно предположить, что, формируя и развивая у обучающихся мировоззренческую позицию сотворчества с природой в условиях цифровой трансформации, учитель в рамках своего предмета формирует и развивает адекватную этой позиции эколого-цифровую культуру своих учеников. Как отмечал В.Н. Сагатовский [20], подобное мировоззрение реально способствует решению экологических проблем, так как его ценностно-ориентирующие результаты ориентируют человека на соотнесение целей деятельности с тенденциями развития окружающего мира и разумным потреблением тех природных благ, которые в цифровом социуме всегда будут подвержены влиянию цифровых SMART-средств и устройств. Наши доводы показывают, что несмотря на некоторую идеализацию информационно-образовательного холизма, он может обеспечить системную интеграцию и целостную реализацию классических и современных дидактических принципов обучения в экологическом образовании на этапе цифровой трансформации. Результаты исследований Т.Н. Поплавской [21] подтверждают, что именно холизм служит тем квинтэссенциальным критерием, который объединяет различные подходы к экологическому и цифровому образованию в единое и целостное природно-социальное (эколого-цифровое) мировоззрение.

Формирование такого мировоззрения у будущих учителей в рамках основных образовательных программ педагогического бакалавриата и магистратуры, адаптированных к решению задач эколого-цифровой подготовки в холистичной образовательной среде, не противоречит требованиям действующих и разрабатываемых ФГОС ВО. Дидактический потенциал холистичной информационно-образовательной среды может в полной мере обеспечить эффективность формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций у будущих учителей, особенно в части создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества (УК-8), а также формирования и развития способностей продуктивно использовать современные (цифровые) технологии в решении повседневных профессионально-педагогических задач (ОПК-9).

Стоит отметить, что в решении этих задач особенно полезными будут такие модули и кванты педагогических технопарков и кванториумов, как: междисциплинарные информационно-технологические кластеры; учебно-исследовательские лаборатории естественнонаучной направленности с интерактивным анатомическим столом «Пирогов» и программным обеспечением «3D атлас нормальной и патологической анатомии человеческого тела»; лаборатории компьютерных наук, мехатроники, робототехники, биохимии, молекулярной биологии, физиологии, генетики; учебно-производственные мастерские, оборудованные приборами и устройствами специального назначения; а также современные и перспективные робототехнические, искусственно-интеллектуальные и др. образовательные SMART-средства. Они не только обеспечивают целостное сочетание в обучении студентов-педагогов элективным дисциплинам, определяемым учебными планами ООП, вкупе с экологией, а и позволяют эффективно применять метод учебного погружения при формировании эколого-цифровых компетенций, как базы одноимённой культуры будущих учителей.

Ранее [13] нами уже отмечалось, что этот метод является основой смешанного концентрированного обучения и занимает одно из ведущих мест в форматах гибридной интеграции онлайн- и офлайн-обучения, обеспечивая в условиях цифровой трансформации образования беспрерывность и устойчивость образовательного процесса «вне зависимости от быстро меняющихся внешних условий», позволяя «быстро (без потери качества и ритма обучения) переводить учебный процесс из одного формата в другой» [22, с. 37]. Кроме отмеченных возможностей, такое гибридное концентрированное обучение в условиях холистичной эколого-ориентированной образовательной среды предоставляет студентам и преподавателям дополнительные преимущества по освоению экологических и цифровых знаний и компетенций. Информационно-образовательный холизм синергетически объединяет эти категории, в том числе посредством применения метода погружения в смешанном концентрированном обучении экологическим и компьютерным наукам с использованием выполняющих одновременно функции средств обучения и объектов изучения современных SMART-средств и устройств, и способствует достижению эффекта эмерджентности, как нового жизненно-важного интегрированного системного качества личности обучающегося, несводимого к сумме отдельных качеств экологического или цифрового обучения и воспитания. При этом, основывающийся на холистичных представлениях синергетический эффект новой системы заключается в том, что интеграция и комбинация общих действий субъектов образования в эколого-цифровой предметной области даёт результат лучший, чем простая сумма их индивидуальных действий и решений.

Преимущества дидактического потенциала концентрированного обучения экологии и компьютерным наукам на основе метода учебного погружения особенно отчётливо проявляются в условиях каких-либо экологических катаклизмов, например, пандемии коронавируса COVID-19, вызванной некомпетентным вторжением стоящего на пороге цифрового социума человека в природные устои и ставшей реальной угрозой нормальной жизнедеятельности земной цивилизации. В свою очередь, объединение дидактических свойств и функций средств обучения и объектов изучения в условиях вынужденного и сверхбыстрого погружения субъектов образования в непривычную среду удалённого или смешанного обучения обеспечивает развитие их эколого-цифровой грамотности и компетенций по мудрому принципу-афоризму «нужда заставила», например, навыков начинающего или неопытного пользователя таких цифровых образовательных средств, систем и технологий, как: дистанционное и сетевое обучение, виртуальная и дополненная реальность, робототехнические и искусственно-интеллектуальные системы и др.

Возможности концентрированной эколого-цифровой подготовки будущих учителей на основе метода учебного погружения в холистичную образовательную среду мы рассматриваем в качестве дополнительного условия для эффективного формирования и развития одноимённой культуры обучающихся, как одной из важнейших ценностей в структуре общей культуры человека, живущего в цифровом информационном обществе. В целом же, основываясь на мнении Т.Н. Поплавской [21], определяющей холизм как универсальный методологический инструментарий для исследования окружающего мира со своими языком, парадигмой, моделями и методами анализа информации, можно сделать вывод, что именно он сможет обеспечить интеграцию и системность в формировании у субъектов образования тех эколого-цифровых знаний, умений, навыков и компетенций, которые определяют уровень этого вида культуры у человека.

Выявляя содержательные особенности эколого-цифровой культуры при педагогическом проектировании и конструировании дидактической модели её формирования, мы исходили из того факта, что абсолютное большинство учёных считают первую составляющую этого феномена обязательным компонентом общей культуры человека, объединяющим социальные, интеллектуальные и нравственные качества личности [1; 2; 3; 4; 23], и принимали во внимание особенности их проявления в условиях цифровой трансформации нынешнего информационного социума. Так, например, по мнению С.Н. Глазачева, «информационно-экологическая культура» представляет собой «необходимое условие выживания социума в глобальной экосфере», а экологическая культура становится в условиях глобальной информатизации особенно важным потенциалом «для безопасного развития социума в будущем» [23, с. 12].

Такая жизненно-важная обязательность формирования экологической культуры человека (в первую очередь, молодого поколения: школьников, подростков, студентов колледжей и вузов) директивно прописана в Федеральном законе № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», который определяет всеобщность и комплексность экологического образования и просвещения для достижения целей формирования одноимённой культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды посредством системы экологического образования, включающей в себя общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование, а также через электронные, сетевые и печатные средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры и др. организации. Очевидно, что в структуре холистичной информационно-образовательной среды последние могут рассматриваться как партнёры образовательной организации.

Несомненно, важное место в общей культуре человека на этапе цифровизации российской экономики занимает и цифровая культура. По мнению Б.Н. Паньшина, основным критерием оценки роли культуры личности в цифровой трансформации социума служит «понимание цифровой культуры как составной части традиционной культуры, которая, в свою очередь, рассматривается как механизм адаптации человека и сообществ к новым цифровым технологиям, с целью достижения синергетических эффектов взаимодействия и создания лучших условий для самосборки и самоорганизации индивидов и сообществ в ходе организации жизнедеятельности сообщества» [10, с. 27]. Как мы видим, подобная трактовка цифровой культуры тесно увязана с общей культурой человека, в структуре которой экологическая составляющая играет роль одного из важнейших и системообразующих компонентов.

Основываясь на таком подходе, мы определяем эколого-цифровую культуру личности будущего учителя как поэтапно формируемую в условиях эколого-ориентированной холистичной информационно-образовательной среды системно упорядоченную целостно-ценностную совокупность его личных профессионально-педагогических, психологических и творческих качеств, обеспечивающих быструю, умелую и правильную оценку ситуаций, складывающихся в цифровом информационном социуме, окружающей природной и образовательной (учебной и внеучебной) среде с использованием общекультурных, профессионально-предметных, психолого-педагогических, коммуникационно-сетевых, универсальных, цифровых и др. компетенций для оперативной и выгодной рефлексивной реакции на действие раздражителя.

Кроме вышеприведённых мнений учёных относительно характеристики содержания экологической, цифровой и информационно-экологической культуры человека, предлагаемая нами дефиниция эколого-цифровой культуры личности будущего педагога учитывает теоретические представления Л.С. Выготского о развитии поведения и психики человека. При таком подходе формирование нового вида культуры личности происходит на основе развития совокупности соответствующих моно-грамотностей и моно-компетенций, системно-интегрируемых посредством потенциала информационно-образовательного холизма, обеспечивающего синергию этих категорий и способствующего генерированию эффекта эмерджентности, т.е. нового интегрированного качества системно-объединённой культуры человека.

Наши рассуждения, подкреплённые приведёнными доводами учёных, позволили сделать предположение о том, что целостность эколого-цифровой подготовки будущих учителей при условии соответствующей адаптации содержания ООП в условиях эколого-ориентированной холистичной информационно-образовательной среды, как основного средства проектируемой нами дидактической модели, является правильным и оптимальным вектором познавательной компетентностно-ориентированной деятельности по овладению теми особо ценностными качествами экологического и цифрового мировоззрения, которые могут способствовать эффективному формированию и развитию эколого-цифровой культуры личности как надёжной защиты от всевозможных рисков и катаклизмов цифровой трансформации российской экономики, образования и всего нашего стремительно изменяющегося социума.

Такой подход и представление о содержании эколого-цифровой культуры личности легло в основу педагогического проектирования и конструирования дидактической модели формирования этого качества у студентов педагогического бакалавриата и магистратуры в процессе их подготовки в вузе в условиях холистичной информационно-образовательной среды (рисунок 2).

Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды

Рисунок 2. Дидактическая модель формирования эколого-цифровой культуры будущих педагогов в условиях холистичной информационно-образовательной среды

Выведенная нами гипотетическая формула общего холистичного дидактического, образовательно-воспитательного и научно-просветительского информационно-образовательного потенциала (PΣ) такой среды выглядит следующим образом:

Аниськин формула

где: Pt – потенциал среды традиционного обучения (traditional learning environment), Pe – потенциал электронной информационно-образовательной среды (electronic information and educational environment), Pp – потенциал педагогических технопарков и кванториумов (pedagogical technology parks and quantoriums), Pi – потенциал общего информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и его партнёров (information and educational space), N – количество пользователей (студентов, научно-педагогических работников и др. сотрудников) холистичной информационно-образовательной среды образовательного учреждения (number of users of the information and educational environment).

Используя приведённую формулу для комментариев предлагаемой дидактической модели, можно отметить, что в современном экологическом образовании, реализуемом в условиях цифровой трансформации, общий потенциал образовательной среды, скомпонованной на основе принципа информационно-образовательного холизма, играет роль универсального методологического философского инструментария, способного обеспечить формирование и развитие природной и социальной целостности мировоззрения у обучающихся, как это было показано в нашей работе. Очевидно, что в нынешних социально-экономических условиях, когда человеческая цивилизация постоянно подвергается антропогенным и информационным угрозам и рискам, такой философский инструментарий крайне необходим. Ведь именно холистичная целостность способна обеспечить паритетный «мирный» результат в борьбе единства и противоположностей в воздействии человека на окружающую природную среду. Считаем, что интеграция онтологического (концептуально-инвариантный блок модели), гносеологического (вариативный блок модели) и методологического холизма (результативный блок модели) позволит не только формировать и развивать природную и социальную целостность мировоззрения у субъектов образования, но и даст возможность взаимовыгодного для человека и окружающей среды преобразования биосферы, инфо-сферы и техно-сферы, исходя из потребностей индивида и социума.

Кроме этого, в нашем исследовании особо акцентируется тот факт, что содержание экологической культуры, формируемой в условиях цифровой трансформации у будущих педагогов, неразрывно связано с их общей культурой. Поэтому моделирование дидактического процесса формирования эколого-цифровой культуры выполнялось на основе представленных в работах [2; 3; 4; 5] содержательных характеристиках и моделях экологической культуры с использованием потенциалов онтологического и гносеологического холизма. Их интеграция в экологическом образовании позволяет более качественно изучить целостное событие эколого-социального характера, чем простую сумму его частей (онтологический холизм), а изучению этой целостности может предшествовать познание его частей (гносеологический холизм).

При этом, в условиях холистичной информационно-образовательной среды, представленной в нашей дидактической модели, функции объяснительно-иллюстративного аналого-цифрового аудиовизуального, мультимедийного и интерактивного инструментария выполняет эколого-ориентированный тезаурусно-методологический холизм (вариативный и результативный блоки модели), который позволяет реализовывать дидактические принципы наглядности, доступности, научности, систематичности и последовательности обучения. Тем самым обеспечивается наглядность и доступность ключевых тезаурусных эколого-цифровых понятий, а также понимание и усвоение сути изучаемых экологических фактов и процессов в их взаимосвязи с целостностями явлений и событий, происходящих в биосфере и цифровом социуме. По-нашему мнению, всё это должно способствовать оптимизации и повышению эффективности процессов формирования природной и социальной целостности мировоззрения у субъектов эколого-цифрового образования.

Не претендуя на исключительность наших представлений о содержании эколого-цифровой культуры будущих учителей и идеальность созданной дидактической модели формирования этого личностного качества, надеемся, что проведённое исследование окажет своё благотворное влияние на повышение качества и оптимизацию подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в условиях цифровой трансформации для достижения целей обучения и соответствия уровня их профессионализма социальному заказу.

В дальнейшем планируется проведение социального лонгитюдного исследования для определения степени эффективности предлагаемой дидактической модели формирования эколого-цифровой культуры по данным начальных, промежуточных и итоговых контрольных срезов уровней исследуемого качества личности будущих учителей. Данная работа будет выполняться студентами при подготовке выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

References (In Russ.)

  1. Дзятковская Е.Н. Безопасность человека в информационной среде как задача экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 4(22). С. 110–121.
  2. Карапетян Н.З. Педагогическая модель формирования экологической культуры будущих учителей // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017. № 6(7). С. 38–42.
  3. Ким С.И. Теоретическая модель развития экологической культуры студентов в вузе // Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. науч. ст. Пенза: Наука и Просвещение, 2023. С. 232–236.
  4. Тюмасева З.И., Шмакова Л.А., Шиндина Т.Л. Структурно-содержательная модель формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса в школе в контексте идеи современной экологии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Вып. 1. С. 92–98.
  5. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Аниськин С.В. Холизм как философия природной и социальной целостности мировоззрения субъектов экологического образования // Научное мнение. 2017. № 3. С. 10–20.
  6. Ситников М.С. Эколого-цифровая идеология современной России // Вопросы российской юстиции. 2019. Вып. IV. С. 569–572.
  7. Патаракин Е.Д., Шустов С.Б. Цифровая экология: эколого-социальные сети и информационные экосистемы // Вестник Мининского университета. 2013. № 3. С. 13.
  8. Коханова Л.А., Черешнева Ю.Е. Эколого-цифровая культура студентов-журналистов // Экология XXI века: синтез образования и науки: материалы междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 18–21 мая 2020 года. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2020. С. 60–64.
  9. Ефимова О.В., Комарова Ю.В. Развитие культуры безопасности в интеграции с цифровой культурой // Автоматика, связь, информатика. 2021. № 3. С. 14–16.
  10. Паньшин Б.Н. Цифровая культура как фактор эффективности и снижения рисков цифровой трансформации экономики и общества // Цифровая трансформация. 2021. № 3(16). С. 26–33.
  11. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Модель холистичной информационно-образовательной среды вуза на основе технопарка универсальных педагогических компетенций // Новые образовательные стратегии в открытом цифровом пространстве: электронный сб. науч. ст. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2024. URL: https://nesinmis.ru/bogoslovskij-2024/ (дата обращения: 07.03.2024).
  12. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Серия «Философы России XX века». М.: Эдиториал УРСС, 1997. 448 с.
  13. Аниськин В.Н., Аниськин А.С. Модель смешанного концентрированного обучения в условиях цифровой трансформации образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2023. № 98. С. 4–10.
  14. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Цифровая культура педагога сквозь призмы компьютерной грамотности и социально-технологической компетентности // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. науч. ст. СПб.: Астерион, 2023. С. 259–264.
  15. Федосова О.А., Соколина Е.Н. О цифровой культуре, как неотъемлемой части общей культуры человека в современных реалиях // Символ науки. 2022. № 2–1. С. 95–96.
  16. Елькина Е.Е. Тенденции развития цифровой культуры в сетевом обществе: социально-философский анализ // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 1(37). С. 28–37.
  17. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1(149). С. 228–251.
  18. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник НГПУ. 2021. № 1(30). С. 27–31.
  19. Косенок С.М., Куренкова Т.Н. Создание модели «Формирование цифровой культуры педагогов в условиях цифровизации образования» // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 2. С. 56–61.
  20. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. Ч. 1. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  21. Поплавская Т.Н. Холистическая стратегия познания в современном гуманитарном знании // Subject and Object of Cognition in a Projection of Educational Techniques and Psychological Concepts: сб. науч. ст. Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2014. С. 70–72.
  22. Григорьева И.В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34–45.
  23. Глазачев С.Н., Глазачев О.С., Гришаева Ю.М. Экологическая культура как фактор безопасного будущего в информационном обществе // Вестник международной академии наук (русская секция). 2015. № 1. С. 8–12.