Практика формирования традиционных духовно-нравственных ценностей обучающихся: из опыта работы общеобразовательных организаций Луганщины
Е.Н. Дятлова
Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, dyatlova-elena@list.ru
Аннотация
В статье представлены результаты изучения и обобщения педагогического опыта решения проблемы формирования традиционных духовно-нравственных ценностей обучающихся общеобразовательной школы, накопленного в системе исторического образования Луганщины. Раскрыт потенциал элективного курса «История Великой Отечественной войны» для 10 класса, заложивший основы проектирования региональной образовательной среды духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников на материалах истории. Выполнен анализ учебной программы курса, позволивший определить теоретические основания и дидактико-методические подходы к формированию аксиологического содержания образования и осуществлению педагогической деятельности по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе преподавания истории. Приводятся примеры из учебно-программных материалов курса, ориентированные на освоение обучающимися исторических знаний как основы постижения и развития нравственных представлений и ценностно-смысловых установок, а также закрепления норм нравственного поведения. Предпринятый анализ подтверждает действенность дидактического принципа достижения личностных результатов обучения на основе достижения предметных результатов.
Ключевые слова
традиционные духовно-нравственные ценности, общеобразовательная организация, региональная история, преподавание истории, Луганщина
Для цитирования
Дятлова Е.Н. Практика формирования традиционных духовно-нравственных ценностей обучающихся: из опыта работы общеобразовательных организаций Луганщины // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 38–46.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_38
Информация об авторах
Елена Николаевна Дятлова – доктор педагогических наук, доцент, Почётный работник образования Луганской Народной Республики, доцент кафедры истории Отечества Луганского государственного педагогического университета
Текст статьи
Проблема приобщения обучающихся к традиционным духовно-нравственным ценностям в ходе урочной и внеурочной деятельности находится в фокусе современного исторического образования. Подтверждением тому являются актуальные публикации теоретического и прикладного характера, подготовленные педагогами-исследователями и учителями-практиками в последние годы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
Значительный опыт построения системы духовно-нравственного воспитания с опорой на исторические, нравственные и патриотические ценности накоплен за последние годы в Луганской Народной Республике. В октябре 2016 г. Совет Министров республики утвердил Программу духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016–2020 гг. Программа на государственном уровне выполняла роль регулятора деятельности, нацеленной на организацию и осуществление духовно-нравственного воспитания и развития учащихся и студентов [10, с. 173–174].
Решение задач духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения было возложено на систему образования, в структуре которой планировалось создать специальную образовательную среду, способствующую устойчивому формированию у обучающихся системы духовно-нравственных ценностей, идеалов, образцов поведения с опорой на историко-культурные и региональные традиции. Ядром аксиологического наполнения образовательной среды становились создаваемые авторские образовательные программы духовно-нравственной направленности для образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Духовно-нравственный вектор воспитания и развития обучающихся был поддержан исторической наукой и историческим образованием. В результате совместной деятельности историков и педагогов стали появляться авторские программы исторической направленности, обладавшие потенциалом комплексного формирования у школьников предметных знаний, системы личностных ценностей, нравственно-поведенческих ориентиров. В образовательный процесс активно внедрялись новые учебные курсы: «История в лицах. 9–11 классы» [11], «История и культура казачества Луганщины. 5–9 классы» [12], «История Великой Отечественной войны. 10 класс» [13].
Особое место в структуре создаваемой образовательной среды занимал элективный курс «История Великой Отечественной войны», вводившийся за счёт вариативной части базового учебного плана для 10-х классов общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики [13]. На реализацию программы курса отводилось 34 академических часа в год из расчёта – один учебный час в неделю. Для успешного освоения курса было разработано учебное пособие для учеников «История Великой Отечественной войны» в двух частях [14; 15].
Разрабатывая данный курс, авторы определили его предназначение – увеличить базовый объём учебного материала по истории Великой Отечественной войны, изучаемого при освоении образовательных программ среднего общего образования, использовать его образовательный и воспитательный потенциал для реализации задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на примерах подвигов предков, героических традиций народа [13, с. 4]. В центр внимания дидактической работы в рамках курса была поставлена работа по формированию мировоззрения обучающихся, а также приобщению их к традиционным ценностям: жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений, единство народов, в контексте познания исторической событийности и др.
Положительный опыт разработки и широкого внедрения в систему школьного исторического образования Луганщины регионального учебного курса, имеющего ярко выраженный мировоззренческий и воспитательный характер, даёт основание обратиться к его изучению, выявить теоретические основания и дидактико-методические подходы, создавшие условия для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Учитывая значимость изучения и распространения лучших образовательных практик, проведём педагогический анализ учебной программы элективного курса «История Великой Отечественной войны. 10 класс», представим предложенные в ней системные дидактические решения, создавшие условия для эффективного развития духовно-нравственных основ личности в процессе изучения истории.
Итак, программа элективного курса «История Великой Отечественной войны. 10 класс» создана с учётом современных методологических подходов и требований, предъявляемых к историческому образованию, ориентированных на обеспечение его качества, повышение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В структурном плане документ включает: пояснительную записку, требования к результатам освоения курса, основное содержание, примерное календарно-тематическое планирование изучения курса, приложения.
Изучение основного содержания программы показало, что при проектировании курса на уровне целеполагания были заданы концептуальные ориентиры курса, определившие целесообразность формирования у обучающихся моральных ценностей, устойчивых нравственных качеств, чувств на основе освоения социальных норм и исторических идеалов. Так, общая цель изучения курса ориентировала учебный процесс на решение задач сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, воспитания у старшеклассников патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению [13, с. 3]. Цель обусловила достижение планируемых результатов освоения курса в логике познавательной деятельности, способствующей достижению личностных результатов обучения на основе получения предметных результатов. Данная логика базируется на овладении историческими знаниями для формирования личностных качеств, ценностных ориентаций и постижения традиционных духовно-нравственных ценностей.
К планируемым предметным результатам освоения курса были отнесены:
- овладение целостными представлениями об истории Великой Отечественной войны, знаниями о её периодах и событиях, исторической судьбе отдельных личностей и народов;
- формирование навыков применения понятийного аппарата и методов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
- готовность приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов земляков и соотечественников, совершённых в годы Великой Отечественной войны;
- умение устанавливать последовательность, синхронность событий Второй мировой и Великой Отечественной войн;
- развитое умение изучать и систематизировать информацию о Великой Отечественной войне из различных источников, раскрывая познавательную ценность и достоверность информации;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического масштаба событий и результатов Великой Отечественной войны;
- готовность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- проявление готовности применять знания и умения в практической деятельности по сохранению и развитию исторического наследия и памяти о Великой Отечественной войне.
К личностным результатам отнесены:
- воспитание гражданственности и патриотизма на основе осмысления исторического наследия Великой Отечественной войны;
- формирование и развитие чувства гордости за своё Отечество, народ, подвиги предков, осознание своей принадлежности к народу-победителю;
- осмысление Великой Победы как значимого события в жизни народа, мощного фактора его единства;
- формирование и развитие чувства ответственности и долга перед Отечеством;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- развитие способности вырабатывать и демонстрировать ответственное поведение в обществе.
Смысловую модель курса образует совокупность содержательных линий, среди которых линии, являющиеся устоявшимися для выстраивания логики исторического материла: историческое время, историческое пространство, историческое движение (основные из них: эволюция общества, развитие и изменение общественных отношений, динамика социальных процессов, развитие духовного мира и мировоззренческих систем, вклад народов в развитие мировой цивилизации и культуры, развитие отношений между государствами и народами, проблема войны и мира), а также дополнительные содержательные линии, расширяющие смысловое поле познания истории или уточняющие основные смысловые идеи: служение Отечеству, любовь к Родине, индивидуальный и массовый героизм [13, с. 14].
Рассмотрение структуры курса даёт достаточное основание утверждать, что важным компонентом учебного содержания выступают содержательные блоки, вводимые для изучения региональной истории в годы Великой Отечественной войны в целях формирования региональной идентичности на основе познания исторического и культурного наследия луганских земель. В частности, в учебную тему «Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)» включена подтема «Ворошиловградщина на первом этапе Великой Отечественной войны»; в тему «Второй период Великой Отечественной войны: коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.)» – подтема «Освобождение Ворошиловградщины от нацистских оккупантов» [13, с. 9–10]. Согласно программе, освоение регионального компонента курса подкрепляется выполнением исследовательских работ историко-региональной направленности. Исследовательская деятельность запланирована для выполнения проектов: «Битва за Донбасс», «Герои Советского Союза – наши земляки», «Наши земляки во время Великой Отечественной войны», «Наши земляки – герои Советского Союза» и др. [13, с. 23–24]. Изучение региональной истории содействует постижению основ и особенностей региональной культуры, проявляемой, в том числе, в ценностном поле, транслируемом жителями региона.
В структуру содержания курса также введён компонент локальной истории, направленный на изучение исторической событийности отдельной территории, местности. К примеру, темой «Всенародная борьба с врагом на Ворошиловградщине» предусмотрено изучение деятельности подпольных групп в отдельных населённых пунктах, знакомство с подпольщиками родного города, посёлка [13, с. 12]. Для изучения учебного материала предложены темы проектных и исследовательских работ: «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Великая Отечественная война в названиях улиц города / посёлка», «Великая Победа в истории моей семьи», «Герои нашего города / посёлка / села», «Из семейного архива – в школьный музей. Долг памяти» и др. [13, с. 23–24]. Локальная история несёт в себе мощный воспитательный потенциал, основанный на жизненно близких школьнику понятиях: любовь к родителям, родным местам, уважения к близким людям. Учебные материалы локального характера обладают возможностью вовлечения обучающихся в социальную реальность, наполненную проявлениями поведенческих реакций людей, отвечающих морально-ценностной системе, выработанной на конкретной локальной территории.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в ряд опорных понятий и терминов, осваиваемых в содержании курса, авторским коллективом внесены как исторические понятия, в частности, агрессия, военнопленные, аннексия, холокост, интернированные лица, оккупация и др., так и нравственные: патриотизм, героизм, историческая память, подвиг и др. Понимание смысла понятий и терминов предусматривает не только рассмотрение их сущности и ценностного содержания, но и выявление их меняющейся сути в историко-культурном контексте, анализ содержания понятий с современных ценностных позиций.
Анализ учебного материала курса показал, что в его структуру введены дидактические единицы, непосредственно обеспечивающие формирование ценностных ориентаций, соответствующих нравственным и культурным нормам поведения. Программой курса обязательными для усвоения определяются такие дидактические единицы как «Духовная жизнь населения Ворошиловградщины в период нацистской оккупации», «Укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР» (Тема 3. Нацистский «новый порядок») [13, с. 10–11]; «Цена Победы. Увековечивание памяти героев и участников Великой Отечественной войны», «Развитие культуры и образования в период восстановления советской власти на территории Ворошиловградской области» (Тема 7. Третий период Великой Отечественной войны: завершающий этап (1944 – 9 мая 1945 гг.)) [13, с. 13]; «Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Тема 8. Окончание и итоги Второй мировой войны) [13, с. 14] и др.
На основе рассмотрения учебно-программных материалов к курсу можно выделить и характерные особенности методики преподавания нравственно насыщенного исторического материала, способствующие интериоризации школьниками духовно-нравственных ценностей. Перечислим их: применение проблемного изложения учебного материала, создание на уроках проблемных ситуаций, организация проектной и поисковой работы, применение диалоговых и дискуссионных методов и форм обучения, активизация работы с историческими источниками, стимулирование самостоятельной работы обучающихся, усвоение учебного материала на основе создания яркого образа исторической личности, применение практико-ориентированных заданий на развитие умений и навыков поиска исторической информации, применение заданий на развитие оценочных умений на основе норм морали и нравственности, использование в учебном процессе широкого спектра аудиовизуальных средств обучения.
Нельзя не упомянуть о том, что освоение исторического материала подкреплялось созданием особой обучающей среды, наполненной разнообразными средствами обучения, применяемыми в качестве носителей учебного содержания, эмоционального побуждения к познавательной деятельности и эмоционального отношения к учебной информации нравственной направленности. Разработчики курса в целях побуждения учеников к активной работе и стимулирования их эмоциональной активности при усвоении учебного материала предложили к работе примерный перечень дополнительной литературы, включая учебную, учебно-методическую, научно-публицистическую, художественную и документально-художественную литературу, электронно-образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы. Стоит заметить, что в числе рекомендуемых источников значительное место отведено научным, публицистическим работам и литературным произведениям, написанным луганскими авторами в разные годы. К программе дополнительно предложен список рекомендуемых документальных и художественных фильмов, произведений культуры, в том числе картин, монументов, памятников, мемориальных комплексов, музыкальных произведений и песен военных лет.
Заслуживает внимания рекомендуемая учебной программой примерная тематика проектов и исследовательских работ, посвящённых изучению истории Великой Отечественной войны. Среди основных тем историко-познавательной направленности, таких как «Города-герои», «Военнопленные в годы Великой Отечественной войны», «Дискуссионные проблемы Великой Отечественной войны», «Защитники Брестской крепости», «Концентрационные лагеря Третьего рейха», «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны», «Советская авиация против Люфтваффе в Великой Отечественной войне», «Танки СССР в Великой Отечественной войне» и др., предложены темы нравственного характера: «Бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне», «Боль материнских сердец», «В памятнике – память», «Детство, опалённое войной», «Духовный и нравственный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны», «Памятники бессмертного подвига», «Память о солдате», «Советский народ – народ победитель» и др. [13, с. 23–24].
Предпринятый педагогический анализ программы элективного курса «История Великой Отечественной войны. 10 класс» позволил выделить основные теоретические основания и дидактико-методические подходы к организации учебного процесса, ориентированного на реализацию аксиологического компонента исторического содержания, формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности. В процессе изучения учебно-программных материалов курса были выделены его характерные особенности, в том числе: выраженный мировоззренческий и воспитательный характер, расширение смыслового поля учебного материала за счёт введения дополнительных содержательных линий, акцентировка на региональном и локальном компонентах обучения, интеграция в содержании курса предметно-исторических и нравственно-культурных дидактических единиц, сближение в понятийном поле курса предметно-научных и нравственных понятий, терминов, выстраивание собственной дидактико-методической системы преподавания курса, ориентированной на применение активных методов и форм работы, а также широкого спектра аудиовизуальных средств обучения, способствующих интериоризации обучающимися духовно-нравственных ценностей. Анализ показал действенность дидактического принципа достижения личностных результатов обучения на основе достижения предметных результатов.
Результаты изучения учебно-программных материалов элективного курса «История Великой Отечественной войны. 10 класс» и их апробация в практике общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики позволяют говорить о перспективах распространения накопленного педагогического опыта проектирования учебных исторических курсов, сфокусированных на формировании традиционных духовно-нравственных ценностей личности.
Список литературы
- Абдрашитова И.П. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории // NovaInfo.Ru. 2024. № 142. С. 49–50.
- Дятленко Я.И. Личностный подход как инструмент духовно-нравственного воспитания на уроках истории: проблемы и актуальность сегодня // Актуальные вопросы науки 2024: сб. статей III Междун. науч.-практ. конф., Пенза, 25 мая 2024 г. Пенза: ООО «Наука и Просвещение,» 2024. С. 83–85.
- Косолапов А.Н., Кобелева Л.Ю., Белозёрова Е.В. Педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 31–35.
- Меньщикова Е.М. Влияние уроков истории на духовно-нравственное воспитание старших школьников // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч., Пенза, 20 июня 2021 г. Часть 2. Пенза: ООО «Наука и Просвещение», 2021. С. 158–160.
- Пашнина А.П. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках истории и во внеурочное время // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. Т. 13, № 1. С. 69–71.
- Рахматулина Б.Р. Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 76–81. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_76
- Сизов Д.Д. Формы и методы формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся на уроках истории в 7 классе // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Тула, 11 апреля 2024 г. Чебоксары: Среда, 2024. С. 134–136.
- Солопова М.Н. Формирование духовно-нравственного воспитания на уроках истории // Вестник науки и образования. 2022. № 1-2(121). С. 114–116.
- Умарова С.Б. Совершенствование методов проектной деятельности на уроках истории с целью реализации духовно-нравственного развития учащихся // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-4(80). С. 96–98.
- Дятлова Е.Н. Государственная программа духовно-нравственного воспитания Луганской Народной Республики как основа формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у детей и молодёжи // Scientific research: interdisciplinarity and continuity: Collection of articles VI International Scientific and Practical Conference. Melbourne: ICSRD «Scientific View». 2024. С. 170–178.
- Программа курса «История в лицах» для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики IX–XI классы (IX – углубленный уровень, X–XI – профильный уровень) / Л.В. Твердохлеб, Ю.И. Крачнякова. Луганск: ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования Луганской народной республики», 2017. 19 с.
- Программа курса «История и культура казачества Луганщины» образовательных организаций (учреждений) ЛНР. V–XI классы (базовый уровень) / А.А. Бова и др. Луганск: ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования Луганской народной республики», 2019. 20 с.
- Программа элективного курса для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «История Великой Отечественной войны. Х класс» / Т.Ю. Анпилогова и др. Луганск: ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования Луганской народной республики», 2020. 31 с.
- История Великой Отечественной войны. 10 класс: учеб. пособие. в 2-ч. Ч 1 / Т.Ю. Анпилогова, В.А. Бельдюгин, А.И. Ладыга и др. Луганск: Пресс-экспресс, 2022. 224 с.
- История Великой Отечественной войны. 10 класс: учеб. пособие. в 2-ч. Ч 2 / Т.Ю. Анпилогова, В.А. Бельдюгин, А.И. Ладыга и др. Луганск: Пресс-экспресс, 2022. 336 с.