Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте

Е.Н. Азлецкая1, Н.В. Волкова2, В.М. Смагина3
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, eazletskaya@mail.ru
2 Детский сад общеразвивающего вида № 191, Краснодар, Россия, detsad191@kubannet.ru
3 Центр развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза», Краснодар, Россия, detsad204@kubannet.ru

Аннотация

Авторы статьи затрагивают одно из важных направлений педагогики – поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте. В статье обосновывается необходимость оказания такой помощи. На основе исследований, проведённых на базе Детского сада общеразвивающего вида № 191 (Краснодар) и Центра развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза» (Краснодар), описана модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения. Модель включает комплекс мероприятий по двум направлениям: информационная, педагогическая, психологическая помощь семье; непосредственная помощь ребёнку. Авторы подчёркивают важность психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей из «группы риска», и акцентируют внимание на роли дошкольных образовательных учреждений в создании условий для оказания помощи таким семьям. Также описаны возможные риски и способы их предотвращения при реализации модели психолого-педагогической поддержки семей.

Ключевые слова

семья, психолого-педагогическая поддержка, дети раннего возраста, задержка развития, риск задержки в развитии, абилитация

Для цитирования

Азлецкая Е.Н., Волкова Н.В., Смагина В.М. Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 54–65. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_54

Информация об авторах

Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.

Наталья Васильевна Волкова – Почётный работник общего и профессионального образования, заведующий Детским садом общеразвивающего вида № 191, г. Краснодар.

Вера Михайловна Смагина – заведующий Центром развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза», г. Краснодар

Текст статьи

Одно из самых важных направлений педагогики сегодня – это поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте. В России и во всем мире количество детей с отклонениями в состоянии здоровья составляет 74%. Возраст до 3 лет отмечается как период стремительного роста числа детей с отставанием в развитии (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Это связано с тем, что системы поддержки дошкольного и школьного образования развиты лучше, чем в период от рождения до 3-х лет, который остаётся преимущественно в компетенции медицинских работников, озабоченных физическим здоровьем и благополучием детей, а не их сенсорным, умственным и эмоциональным развитием.

В настоящее время совершенствуется механизм предоставления государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Об этом говорится в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральном законе от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»». Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача поиска внутренних источников собственного развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов в целях повышения качества реализации образовательных программ и доступности дошкольного образования в целом.

Анализ контингента детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, приводит к заключению о возрастании числа детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это ставит перед муниципалитетами и, в частности, перед дошкольными организациями задачу по созданию условий для раннего выявления детей с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте и организации психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей «группы риска».

Дети раннего возраста с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте – это дети, которые развиваются и достигают различных моторных, когнитивных и социально-эмоциональных вех развития в младенчестве и раннем детстве медленнее, чем их сверстники. Их развитие может быть замедленным или иметь проблемы и задержки в некоторых аспектах развития. По данным научных исследований отставание в развитии у детей раннего возраста может проявляться в разных областях, таких как речевое развитие [1; 2 и др.], когнитивные навыки [3; 4 и др.], моторные навыки и саморегуляция [5; 6 и др.]. У этих детей могут быть трудности в обучении, проблемы с концентрацией внимания, неспособность понимать инструкции, а также трудности в общении и взаимодействии с другими.

В научной литературе как зарубежные, так и отечественные исследователи подчёркивают важность психофизического развития ребёнка раннего возраста. Отмечая неравномерность и скачкообразность развития в этом возрасте, авторы акцентируют внимание на том, что он обладает большими потенциальными и компенсаторными возможностями. Так О.Г. Приходько пишет: «Характерной особенностью <...> раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности), легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребёнка. <...> Путём специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть очень высокого уровня развития ребёнка и более раннего формирования той или иной функции. <...> Задача воспитания – полнее использовать богатые природные возможности ребёнка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста» [7, с. 24–25].

Ранний возраст – период, в котором формируются познавательные навыки, речь, доверие к миру, уверенность и доброжелательное отношение. Однако эти способности не развиваются сами собой, требуется активное воздействие взрослых. Поэтому важно рано диагностировать и следить за психическим развитием ребёнка, чтобы своевременно обнаружить нарушения и помочь в его развитии.

Концепция «ранней помощи» является новым подходом в абилитации детей с особыми потребностями. Абилитация, как процесс подготовки к определённому виду деятельности, применяется и для предотвращения, исправления патологических состояний у детей раннего возраста, которые ещё не адаптировались к социальной среде и могут потерять возможность обучаться и успешно интегрироваться в общество. В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации она понимается как «…помощь, оказываемая детям от рождения до трёх лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими отклонениями, а также детям с риском развития таких ограничений, детям из группы социального риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих организациях, и детей из семей, находящихся в социально опасном положении» [8, с. 2].

Анализ литературы выявил, что основной задачей служб ранней помощи является предоставление организованной психолого-педагогической и социальной поддержки семьям, у которых есть ребёнок раннего возраста с отклонениями в развитии. Целью этой поддержки является адаптация детей в обществе и способствование их оптимальному развитию. Деятельность этих служб может рассматриваться как социальная программа для детей раннего возраста с отставанием в развитии, где большую роль играет семья в реализации индивидуальных путей развития ребёнка [9]. Программа служб обычно основывается на Концепции ранней диагностики и коррекции нарушений развития детей, разработанной Н.Н. Малофеевым, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончаровой, а также на научных исследованиях ведущих российских специалистов в области ранней помощи, таких как И.Ю. Левченко, В.В. Мануйлова, А.С. Павлова, О.Г. Приходько и других [10; 11 и др.].

Для разработки модели психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации, нами было проведено исследование 62 обучающихся третьего года жизни (2-3 лет). Для проведения диагностики нами были использованы методики, характеризующие развитие различных сфер психической деятельности ребёнка и его личности, используемые в работе с детьми раннего возраста, разработанные Е.А. Стребелевой [12]. Оценка уровня сформированности психического развития воспитанников выявила следующие особенности:

  • у большей части обследуемых регуляторное обеспечение психической активности на уровне двигательной регуляции и элементарные пространственные представления развиты в соответствии с возрастом;
  • также у большей части обследуемых сформированы в соответствии с возрастом вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями. Однако по этому параметру зарегистрирована большая доля тех, у кого наблюдались умеренные (средней степени тяжести) проблемы;
  • только у половины обследуемых мнестическая деятельность в пределах возрастной нормы, а третья часть обследуемых детей выполнить задание самостоятельно не смогла;
  • наименее сформированы возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей и вербально-логическое и понятийное мышление.

Выявлена группа детей с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте, которая нуждается в дополнительной обучающей и организующей помощи.

Также был проведён сравнительный анализ экспертных оценок педагогов и родителей воспитанников в развитии ребёнка. Методиками исследования стали разработанные нами на основе психолого-педагогической характеристики детей третьего года жизни и основной образовательной программы карты наблюдений за детьми для педагогов и для родителей. Анализируемые показатели: адекватность поведения, самоконтроль ребёнка, игровая деятельность, особенности коммуникаций со взрослыми, особенности коммуникаций с детьми, эмоциональные особенности. Анализ результатов выявил следующее. Экспертные оценки педагогов и родителей по некоторым параметрам развития воспитанников не совпадают: по некоторым критериям оценки родителей более высокие, чем педагогов (например, оценка уровня развития игровой деятельности ребёнка), а некоторым – более низкие (например, оценка уровня адекватности поведения и самоконтроля ребёнка; уровень коммуникаций со взрослыми; уровень коммуникаций с детьми). В целом адекватность поведения и самоконтроля ребёнка взрослыми оценивается на уровне ниже среднего. Несмотря на то, что на третьем году жизни ребёнок начинает проявлять адекватность поведения, понимание социальных норм и правил, а также демонстрировать навыки самоконтроля, этот процесс ещё находится на стадии формирования и требует поддержки и направления со стороны взрослых. Развитие игровой деятельности ребёнка взрослыми оценивается на уровне ниже среднего. Педагоги и родители отметили, что большая часть обучающихся ещё не умеет понимать и принимать правила игры. Этот результат, на наш взгляд, соответствует возрастным нормам развития. Поскольку игровая деятельность ребёнка третьего года жизни обычно проявляется в виде свободной игры, которая может принимать разные формы. Дети могут играть с игрушками, создавать маленькие сюжеты, их ролевые игры, как правило, имитируют повседневные ситуации. Дети могут играть одни или вместе с другими детьми, подражая окружающим взрослым и экспериментируя с разными игровыми материалами. Развитие коммуникации с детьми у ребёнка эксперты оценивают как низкое, как и развитие общения со взрослыми. Педагоги отмечают, что большая часть обучающихся ещё не обладает «чувством дистанции». Заметим, что в отношении ребёнка третьего года жизни, отсутствие полноценного «чувства дистанции» в большинстве случаев считается нормальным, поскольку дети в этом возрасте только начинают осваивать социальные навыки и представление о личном пространстве. Низкий уровень стремления к совместной деятельности со взрослыми также соответствует возрастной норме. Однако необходимо учитывать, что коммуникация со взрослыми играет важную роль в формировании навыков речи и общения, социальных навыков, эмоционального интеллекта и когнитивного развития у ребёнка третьего года жизни. Результаты, указывающие на выявленные эмоциональные особенности у детей возраста 2-3 года, не являются типичными для всех детей этого возраста. Поэтому важно обратить внимание на отклонения в эмоциональной сфере и принять меры для поддержки развития эмоциональных навыков у детей.

Для изучения образовательных потребностей родителей обучающихся использовались: анкета для родителей по изучению запросов и образовательных потребностей (модифицированный вариант источника: информация свободного доступа сети Интернет); анкета «Оценка удовлетворённости родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребёнком лиц результативностью реализации программ развития ребёнка» (авторская); опросник «Анализ аспектов функционирования семьи» (модифицированный вариант источника: информация свободного доступа сети Интернет). Было выявлено, что родители воспитанников готовы идти на контакт, заинтересованы в развитии своих детей, отмечают в развитии их психолого-педагогических компетенций определённую заслугу в деятельности детского сада, однако хотели бы большее участие педагогов в повышении их психолого-педагогической компетентности относительно образования и развития своих детей. Существует ряд направлений, где родителям требуются разъяснения и поддержка педагогов детского сада. Например, развитие коммуникативных навыков, развитие экологической культуры, игровая деятельность, игры, продуктивные занятия, пение и музыка, физическая активность, чтение книг, развитие речи, роль предметов и техники в развитии ребёнка.

Таким образом, результаты исследования привели нас к выводу о необходимости разработки и внедрения в работу дошкольной образовательной организации систематической психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения. На основании результатов диагностики была разработана модель такой поддержки (см. рис. 1).

Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения

Рисунок 1. Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения

Модель психолого-педагогической поддержки семьи включает комплекс мероприятий, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки по двум направлениям:

1) информационная, педагогическая, психологическая помощь семье детей с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте, заключающаяся в раскрытии их ресурсов и определении направления в работе с ребёнком;

2) непосредственная помощь ребёнку в приобретении новых навыков, умений, способностей, необходимых для лучшей социализации и развития.

Информационная помощь семье направлена на то, чтобы предоставить родителям (законным представителям) необходимые ресурсы и знания для поддержки и содействия раннему развитию и обучению таких детей. Она включает в себя следующие аспекты:

  • идентификация проблемы: предоставление родителям информации о нормотипичном развитии, которые дети достигают в раннем возрасте, а также о ранних признаках отставания или риска отставания;
  • раннее вмешательство: предоставление информации о возможностях раннего вмешательства, таких как индивидуализированные программы развития и обучения, которые помогут детям преодолеть задержки в разных областях;
  • ресурсы и поддержка: предоставление семьям информации о доступных ресурсах и поддержке в муниципалитете, включая раннюю интервенцию, курсы для родителей, родительские группы и другие организации, которые могут помочь в развитии и обучении детей;
  • развивающие игры и активности: предоставление семьям идей и рекомендаций по развивающим играм и другим видам активной деятельности, которые могут стимулировать развитие речи, моторики, когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей;
  • советы и стратегии для повседневной жизни: предоставление родителям советов и стратегий, которые помогут им интегрировать стимулирующую среду и поддерживать развитие детей в повседневной жизни, включая режим дня, чтение книг, общение и игры.

Таким образом, информационная помощь семьям с детьми, имеющими отставание или риск отставания может помочь родителям развить и укрепить связь с ребёнком, создать поддерживающую среду для его развития и обучения, а также облегчить доступ к необходимым ресурсам и поддержке.

Педагогическая помощь семье направлена на предоставление родителям (законным представителям) методов и подходов, основанных на педагогической практике, чтобы помочь детям в своём развитии и обучении. Основные аспекты педагогической помощи включают в себя:

  • индивидуализацию обучения: предполагает помощь родителям в понимании индивидуальных потребностей и интересов ребёнка, чтобы можно было адаптировать обучение и стимулировать его развитие. Это может включать предоставление родителям информации о соответствующих заданиях, играх и других формах активной деятельности, адаптированных к специфическим потребностям и уровню развития ребёнка;
  • создание структурированной среды: предполагает помощь в создании режима дня и окружающей среды, которые помогут детям развивать навыки саморегуляции, дисциплины и концентрации во время обучения и игр. Родителям предоставляются методы для создания конкретных ожиданий и правил, а также для поощрения положительного поведения;
  • продвижение развивающей игры: предполагает помощь в выборе и рекомендации игр и игрушек, которые способствуют развитию различных навыков и умений, таких как моторика, речь, познавательные и социально-эмоциональные навыки. Родителям предоставляются советы о том, как активно взаимодействовать с ребёнком во время игры, чтобы стимулировать его развитие;
  • коммуникационные стратегии: предполагает помощь в развитии коммуникативных навыков у детей, включая речь и общение. Родителям предоставляются советы по использованию различных коммуникационных стратегий, таких как чтение книг, использование образов, игры и другие, чтобы развивать речь и общение у детей;
  • оценка и мониторинг: предполагает помощь в оценке прогресса и мониторинге развития ребёнка. Родителям предоставляются инструменты и ресурсы для оценки развития ребёнка, чтобы они могли следить за его прогрессом и принимать соответствующие меры для поддержки его развития и обучения.

Благодаря этому, педагогическая помощь семье позволит родителям (законным представителям) быть компетентными и уверенными в поддержке и обучении своих детей. Она ориентирована на развитие навыков родителей и предоставление практических инструментов для эффективного обучения и развития детей.

Психологическая помощь семье направлена на предоставление психологической поддержки и содействия усилиям семьи в обучении, развитии и адаптации ребёнка. Психологическая помощь может включать в себя следующие аспекты:

  • эмоциональную поддержку: предполагает помощь родителям в понимании и управлении эмоциями, связанными с отставанием или риском отставания у ребёнка. Психологические рекомендации и поддержка могут помочь снять чувства вины, страха или беспокойства, а также развить позитивный настрой на поддержку и обучение ребёнка;
  • стратегии родительства: предполагает помощь в развитии родительских стратегий для совладания с трудностями ребёнка. Включает осознанное родительство, навыки общения, чтобы помочь ребёнку чувствовать безопасность, любовь и поддержку;
  • развития навыков у ребёнка: предполагает помощь в развитии навыков саморегуляции, социальных навыков, коммуникации и других ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и развития. Психолог может предложить родителям специальные инструменты и стратегии для развития этих навыков у ребёнка;
  • ориентацию на раннюю интервенцию: предполагает предоставление информации о возможных ранних интервенционных программах, которые могут помочь ребёнку с отставанием или риском отставания. Психолог может также помочь родителям понять процесс наблюдения и оценки развития ребёнка;
  • рекомендации для саморазвития: предполагает помощь родителям в развитии навыков и знаний, необходимых для поддержки развития и обучения ребёнка самостоятельно. Психолог может предложить методы и ресурсы для усиления компетенций семьи и её способности обеспечить поддержку и стимулирующую среду для развития ребёнка.

В результате, психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с отставанием или риском отставания, обеспечит поддержку и инструменты, необходимые для развития ребёнка и поддержки эмоционального благополучия его семьи. Она также поможет родителям развить позитивные стратегии родительства и научиться справляться с вызовами, связанными с развитием детей.

Непосредственная психолого-педагогическая помощь ребёнку раннего возраста (2-3 лет) в приобретении новых навыков, умений и способностей включает следующие аспекты:

  • сенсорное и моторное развитие: организация активной деятельности, направленной на развитие моторных навыков, координации движений, осознания собственного тела и сенсорного восприятия (игры, упражнения, использование разнообразных материалов и текстур для стимуляции развития моторики рук и других частей тела);
  • развитие речи и коммуникационных навыков: расширение спектра игр и упражнений, направленных на развитие у ребёнка навыков речи, языкового развития и коммуникации (чтение книг, пение песен, игры с различными звуками и словами, стимуляцию диалогов и другие активности, которые способствуют развитию речи и компетенций в общении);
  • развитие социальных навыков направлено на установление связей с другими детьми и взрослыми (поощрение участия в играх и совместных активностях, развитие навыков совместного решения проблем и конфликтных ситуаций, а также развитие эмпатии и понимания других людей);
  • развитие когнитивных навыков включает стимулирование развития когнитивных навыков, таких как внимание, память, познавательные процессы и проблемное мышление (игры, задания, ребусы, эксперименты и другие стимулирующие активности, которые развивают умственные навыки);
  • вопросы адаптации и саморегуляции включают помощь ребёнку развития навыков адаптации к новым ситуациям, помощь в обучении стратегиям саморегуляции, таким как управление эмоциями, снятие стресса и адаптация к изменяющейся среде.

При реализации модели психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте, в образовательном процессе дошкольного учреждения, могут возникать определённые риски, которые необходимо учесть и предпринять необходимые превентивные меры (см. табл.).

Таблица. Риски реализации модели психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском его возникновения и способы их предотвращения

Риск

Описание риска

Способ преодоления или предотвращения риска

Негативное воздействие на самооценку родителей

Если поддержка и обратная связь от педагогов и специалистов воспринимается родителями как критика или негативная оценка, это может повлиять на их самооценку и вызвать стресс. Родители могут почувствовать себя некомпетентными или неправильно воспитывающими своих детей. Это может препятствовать их участию в образовательном процессе и взаимодействию с педагогами.

Родители должны чувствовать поддержку со стороны педагогов ДОУ и принимать участие в образовательном процессе своих детей. Им следует предоставлять информацию, ресурсы и возможность обсуждать возникающие у них вопросы с педагогами.

Важно создать образовательную среду, которая принимает и поддерживает разнообразие потребностей и способностей всех детей. Данное включение стимулирует взаимопонимание, уважение и поддержку между детьми, родителями и педагогами.

Недостаток ресурсов и поддержки для педагогов

Включение модели психолого-педагогической поддержки семей может потребовать дополнительных ресурсов, знаний и навыков у педагогов. Если ДОУ не предоставляет достаточного обучения и обратной связи для педагогов, это может привести к неэффективному или неправильному применению модели и неудовлетворительным результатам.

Педагоги должны быть обучены и оснащены знаниями и навыками, необходимыми для работы с детьми с отставанием в развития или риском его возникновения. Это может включать специальные курсы, семинары и мастер-классы по реализации модели и взаимодействию с родителями.

Социальное и эмоциональное напряжение

Дети с з отставанием в развития могут требовать дополнительного внимания и ухода. Это может вызывать дополнительное социальное и эмоциональное напряжение у педагогов и других детей в группе.

Необходима поддержка и ресурсы для педагогов, например, в виде дополнительного персонала, более гибкого расписания, специализированного обучения.
ДОУ может сотрудничать с другими специалистами, такими как педиатры, детские неврологи, специалисты ресурсных центров и других помогающих организаций, для предоставления дополнительных ресурсов и экспертной поддержки.

Итак, мы полагаем, что включение этой модели в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения может иметь следующие положительные последствия:

  • улучшение качества обучения. Психолого-педагогическая поддержка семей может предоставить достоверную информацию, методы и ресурсы для эффективного воспитания детей. Это поможет родителям лучше понять и адекватно реагировать на особые потребности своих детей, снижая тем самым возможные проблемы и трудности в их развитии;
  • повышение уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Психолого-педагогическая поддержка семей может стимулировать активное участие родителей в образовательном процессе своих детей. Она предоставляет родителям возможность получить информацию о развитии своего ребёнка, обучиться специфическим навыкам и стратегиям воспитания. Это помогает создать партнёрские отношения между родителями и педагогами, а также повысить уровень доверия и взаимопонимания;
  • разработка индивидуальных маршрутов обучения. Модель психолого-педагогической поддержки семей основывается на результатах актуального исследованиях развития детей, а также экспертных оценок взрослых субъектов образования (педагогов и родителей) и учёте потребностей родителей. Это позволяет разрабатывать индивидуальные подходы к обучению, соответствующие потребностям каждого ребёнка с задержкой развития или риском её возникновения в более позднем дошкольном возрасте. Такой персонализированный подход может повысить эффективность обучения и помочь детям развиваться в соответствии со своими возможностями;
  • укрепление родительских навыков и самоэффективности. Реализация модели психолого-педагогической поддержки семей предоставляет родителям возможность развития своих навыков воспитания и поддержки своих детей. Они могут получить обратную связь, рекомендации и помощь от педагогов и других специалистов, что способствует укреплению самоэффективности и уверенности в своих родительских способностях.

В целом, включение модели психолого-педагогической поддержки семей в образовательный процесс дошкольного учреждения может привести к улучшению качества образования и воспитания детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском его возникновения. Это способствует поддержке семей, развитию родительских навыков и снижению негативного влияния возможных задержек развития детей в будущем.

Список литературы

  1. Разенкова Ю.А. Варианты трудностей в развитии общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями в состоянии здоровья // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты: тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 г. Ч. 2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 52–55.
  2. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. № 63(6). С. 23–30.
  3. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. 2013. № 2(35). С. 4–22.
  4. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН, 2006. 464 с.
  5. Волошина Л.Н. Двигательное развитие современного ребёнка в период раннего детства // Проблемы развития детей раннего возраста в современном образовательном пространстве: сборник материалов Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 145-летию со дня основания Белгородского учительского института. Белгород, 10–11 ноября 2021 года. Белгород: 2021, НИУ БелГУ. С. 21–24.
  6. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В. Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста: монография. М.: Мир науки, 2019. 101 с.
  7. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис»», 2015. 145 с.
  8. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р // Правительство России: сайт. URL: http://government.ru/docs/24425/ (дата обращения 09.2023).
  9. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4(7). С. 24–28.
  10. Левченко И.Ю. Основные направления деятельности системы ранней помощи на современном этапе ее становления // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, Москва, 22–23 марта 2017 г. М.: ООО «Юкод», 2017. С. 149–154.
  11. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. 378 с.
  12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. M.: Просвещение, 2004. 164 с.