Model of psychological and pedagogical support for families raising young children with developmental delays or at risk of their occurrence in later preschool age

Loading

E.N. Azletskaya1, N.V. Volkova2, V. M. Smagina3
1 Kuban State University, Krasnodar, Russia, eazletskaya@mail.ru
2 General developmental kindergarten No. 191, Krasnodar, Russia, detsad191@kubannet.ru
3 Child Development Center – kindergarten No. 204 “Dragonfly”, Krasnodar, Russia, detsad204@kubannet.ru

Abstract

The authors of the article address one of the important areas of pedagogy – support for families raising young children with developmental delays or at risk of developmental delays in later preschool age. The article substantiates the necessity of providing such assistance. On the basis of the conducted researches on the basis of Kindergarten No. 191 and «Centre – Kindergarten No. 204» of Krasnodar the model of psychological and pedagogical support of families bringing up children of early age with delayed development or with risk of its occurrence is described. The model includes a set of measures in two directions: informational, pedagogical, psychological assistance to the family; direct assistance to the child. The authors emphasize the importance of psychological and pedagogical support for families raising «at-risk» children and focus on the role of preschool educational institutions in creating conditions to help such families. The authors also describe possible risks and ways to prevent them when implementing the model of psychological and pedagogical support for families.

Keywords

family, psychological and pedagogical support, young children, developmental delay, risk of developmental delay, habilitation

For citation

Azletskaya E.N., Volkova N.V., Smagina V.M. Model of psychological and pedagogical support for families raising young children with developmental delays or at risk of their occurrence in later preschool age. Pedagogical Perspective. 2023; 4(12): 54–65. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_54

Information about the authors

Elena N. Azletskaya – Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Kuban State University, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology

Natalya V. Volkova – Honorary Worker of General and Vocational Education, Head of General Developmental Kindergarten No. 191, Krasnodar.

Vera M. Smagina – Head of the Child Development Center – kindergarten No. 204 “Dragonfly”, Krasnodar

Article text (In Russ.)

Одно из самых важных направлений педагогики сегодня – это поддержка семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте. В России и во всем мире количество детей с отклонениями в состоянии здоровья составляет 74%. Возраст до 3 лет отмечается как период стремительного роста числа детей с отставанием в развитии (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Это связано с тем, что системы поддержки дошкольного и школьного образования развиты лучше, чем в период от рождения до 3-х лет, который остаётся преимущественно в компетенции медицинских работников, озабоченных физическим здоровьем и благополучием детей, а не их сенсорным, умственным и эмоциональным развитием.

В настоящее время совершенствуется механизм предоставления государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Об этом говорится в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральном законе от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»». Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача поиска внутренних источников собственного развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов в целях повышения качества реализации образовательных программ и доступности дошкольного образования в целом.

Анализ контингента детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, приводит к заключению о возрастании числа детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это ставит перед муниципалитетами и, в частности, перед дошкольными организациями задачу по созданию условий для раннего выявления детей с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте и организации психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей «группы риска».

Дети раннего возраста с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте – это дети, которые развиваются и достигают различных моторных, когнитивных и социально-эмоциональных вех развития в младенчестве и раннем детстве медленнее, чем их сверстники. Их развитие может быть замедленным или иметь проблемы и задержки в некоторых аспектах развития. По данным научных исследований отставание в развитии у детей раннего возраста может проявляться в разных областях, таких как речевое развитие [1; 2 и др.], когнитивные навыки [3; 4 и др.], моторные навыки и саморегуляция [5; 6 и др.]. У этих детей могут быть трудности в обучении, проблемы с концентрацией внимания, неспособность понимать инструкции, а также трудности в общении и взаимодействии с другими.

В научной литературе как зарубежные, так и отечественные исследователи подчёркивают важность психофизического развития ребёнка раннего возраста. Отмечая неравномерность и скачкообразность развития в этом возрасте, авторы акцентируют внимание на том, что он обладает большими потенциальными и компенсаторными возможностями. Так О.Г. Приходько пишет: «Характерной особенностью <...> раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности), легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребёнка. <...> Путём специально направленного психолого-педагогического воздействия можно достигнуть очень высокого уровня развития ребёнка и более раннего формирования той или иной функции. <...> Задача воспитания – полнее использовать богатые природные возможности ребёнка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста» [7, с. 24–25].

Ранний возраст – период, в котором формируются познавательные навыки, речь, доверие к миру, уверенность и доброжелательное отношение. Однако эти способности не развиваются сами собой, требуется активное воздействие взрослых. Поэтому важно рано диагностировать и следить за психическим развитием ребёнка, чтобы своевременно обнаружить нарушения и помочь в его развитии.

Концепция «ранней помощи» является новым подходом в абилитации детей с особыми потребностями. Абилитация, как процесс подготовки к определённому виду деятельности, применяется и для предотвращения, исправления патологических состояний у детей раннего возраста, которые ещё не адаптировались к социальной среде и могут потерять возможность обучаться и успешно интегрироваться в общество. В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации она понимается как «…помощь, оказываемая детям от рождения до трёх лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими отклонениями, а также детям с риском развития таких ограничений, детям из группы социального риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих организациях, и детей из семей, находящихся в социально опасном положении» [8, с. 2].

Анализ литературы выявил, что основной задачей служб ранней помощи является предоставление организованной психолого-педагогической и социальной поддержки семьям, у которых есть ребёнок раннего возраста с отклонениями в развитии. Целью этой поддержки является адаптация детей в обществе и способствование их оптимальному развитию. Деятельность этих служб может рассматриваться как социальная программа для детей раннего возраста с отставанием в развитии, где большую роль играет семья в реализации индивидуальных путей развития ребёнка [9]. Программа служб обычно основывается на Концепции ранней диагностики и коррекции нарушений развития детей, разработанной Н.Н. Малофеевым, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончаровой, а также на научных исследованиях ведущих российских специалистов в области ранней помощи, таких как И.Ю. Левченко, В.В. Мануйлова, А.С. Павлова, О.Г. Приходько и других [10; 11 и др.].

Для разработки модели психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации, нами было проведено исследование 62 обучающихся третьего года жизни (2-3 лет). Для проведения диагностики нами были использованы методики, характеризующие развитие различных сфер психической деятельности ребёнка и его личности, используемые в работе с детьми раннего возраста, разработанные Е.А. Стребелевой [12]. Оценка уровня сформированности психического развития воспитанников выявила следующие особенности:

  • у большей части обследуемых регуляторное обеспечение психической активности на уровне двигательной регуляции и элементарные пространственные представления развиты в соответствии с возрастом;
  • также у большей части обследуемых сформированы в соответствии с возрастом вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями. Однако по этому параметру зарегистрирована большая доля тех, у кого наблюдались умеренные (средней степени тяжести) проблемы;
  • только у половины обследуемых мнестическая деятельность в пределах возрастной нормы, а третья часть обследуемых детей выполнить задание самостоятельно не смогла;
  • наименее сформированы возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей и вербально-логическое и понятийное мышление.

Выявлена группа детей с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте, которая нуждается в дополнительной обучающей и организующей помощи.

Также был проведён сравнительный анализ экспертных оценок педагогов и родителей воспитанников в развитии ребёнка. Методиками исследования стали разработанные нами на основе психолого-педагогической характеристики детей третьего года жизни и основной образовательной программы карты наблюдений за детьми для педагогов и для родителей. Анализируемые показатели: адекватность поведения, самоконтроль ребёнка, игровая деятельность, особенности коммуникаций со взрослыми, особенности коммуникаций с детьми, эмоциональные особенности. Анализ результатов выявил следующее. Экспертные оценки педагогов и родителей по некоторым параметрам развития воспитанников не совпадают: по некоторым критериям оценки родителей более высокие, чем педагогов (например, оценка уровня развития игровой деятельности ребёнка), а некоторым – более низкие (например, оценка уровня адекватности поведения и самоконтроля ребёнка; уровень коммуникаций со взрослыми; уровень коммуникаций с детьми). В целом адекватность поведения и самоконтроля ребёнка взрослыми оценивается на уровне ниже среднего. Несмотря на то, что на третьем году жизни ребёнок начинает проявлять адекватность поведения, понимание социальных норм и правил, а также демонстрировать навыки самоконтроля, этот процесс ещё находится на стадии формирования и требует поддержки и направления со стороны взрослых. Развитие игровой деятельности ребёнка взрослыми оценивается на уровне ниже среднего. Педагоги и родители отметили, что большая часть обучающихся ещё не умеет понимать и принимать правила игры. Этот результат, на наш взгляд, соответствует возрастным нормам развития. Поскольку игровая деятельность ребёнка третьего года жизни обычно проявляется в виде свободной игры, которая может принимать разные формы. Дети могут играть с игрушками, создавать маленькие сюжеты, их ролевые игры, как правило, имитируют повседневные ситуации. Дети могут играть одни или вместе с другими детьми, подражая окружающим взрослым и экспериментируя с разными игровыми материалами. Развитие коммуникации с детьми у ребёнка эксперты оценивают как низкое, как и развитие общения со взрослыми. Педагоги отмечают, что большая часть обучающихся ещё не обладает «чувством дистанции». Заметим, что в отношении ребёнка третьего года жизни, отсутствие полноценного «чувства дистанции» в большинстве случаев считается нормальным, поскольку дети в этом возрасте только начинают осваивать социальные навыки и представление о личном пространстве. Низкий уровень стремления к совместной деятельности со взрослыми также соответствует возрастной норме. Однако необходимо учитывать, что коммуникация со взрослыми играет важную роль в формировании навыков речи и общения, социальных навыков, эмоционального интеллекта и когнитивного развития у ребёнка третьего года жизни. Результаты, указывающие на выявленные эмоциональные особенности у детей возраста 2-3 года, не являются типичными для всех детей этого возраста. Поэтому важно обратить внимание на отклонения в эмоциональной сфере и принять меры для поддержки развития эмоциональных навыков у детей.

Для изучения образовательных потребностей родителей обучающихся использовались: анкета для родителей по изучению запросов и образовательных потребностей (модифицированный вариант источника: информация свободного доступа сети Интернет); анкета «Оценка удовлетворённости родителей (законных представителей), других непосредственно ухаживающих за ребёнком лиц результативностью реализации программ развития ребёнка» (авторская); опросник «Анализ аспектов функционирования семьи» (модифицированный вариант источника: информация свободного доступа сети Интернет). Было выявлено, что родители воспитанников готовы идти на контакт, заинтересованы в развитии своих детей, отмечают в развитии их психолого-педагогических компетенций определённую заслугу в деятельности детского сада, однако хотели бы большее участие педагогов в повышении их психолого-педагогической компетентности относительно образования и развития своих детей. Существует ряд направлений, где родителям требуются разъяснения и поддержка педагогов детского сада. Например, развитие коммуникативных навыков, развитие экологической культуры, игровая деятельность, игры, продуктивные занятия, пение и музыка, физическая активность, чтение книг, развитие речи, роль предметов и техники в развитии ребёнка.

Таким образом, результаты исследования привели нас к выводу о необходимости разработки и внедрения в работу дошкольной образовательной организации систематической психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения. На основании результатов диагностики была разработана модель такой поддержки (см. рис. 1).

Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения

Рисунок 1. Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения

Модель психолого-педагогической поддержки семьи включает комплекс мероприятий, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки по двум направлениям:

1) информационная, педагогическая, психологическая помощь семье детей с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте, заключающаяся в раскрытии их ресурсов и определении направления в работе с ребёнком;

2) непосредственная помощь ребёнку в приобретении новых навыков, умений, способностей, необходимых для лучшей социализации и развития.

Информационная помощь семье направлена на то, чтобы предоставить родителям (законным представителям) необходимые ресурсы и знания для поддержки и содействия раннему развитию и обучению таких детей. Она включает в себя следующие аспекты:

  • идентификация проблемы: предоставление родителям информации о нормотипичном развитии, которые дети достигают в раннем возрасте, а также о ранних признаках отставания или риска отставания;
  • раннее вмешательство: предоставление информации о возможностях раннего вмешательства, таких как индивидуализированные программы развития и обучения, которые помогут детям преодолеть задержки в разных областях;
  • ресурсы и поддержка: предоставление семьям информации о доступных ресурсах и поддержке в муниципалитете, включая раннюю интервенцию, курсы для родителей, родительские группы и другие организации, которые могут помочь в развитии и обучении детей;
  • развивающие игры и активности: предоставление семьям идей и рекомендаций по развивающим играм и другим видам активной деятельности, которые могут стимулировать развитие речи, моторики, когнитивных и социально-эмоциональных навыков у детей;
  • советы и стратегии для повседневной жизни: предоставление родителям советов и стратегий, которые помогут им интегрировать стимулирующую среду и поддерживать развитие детей в повседневной жизни, включая режим дня, чтение книг, общение и игры.

Таким образом, информационная помощь семьям с детьми, имеющими отставание или риск отставания может помочь родителям развить и укрепить связь с ребёнком, создать поддерживающую среду для его развития и обучения, а также облегчить доступ к необходимым ресурсам и поддержке.

Педагогическая помощь семье направлена на предоставление родителям (законным представителям) методов и подходов, основанных на педагогической практике, чтобы помочь детям в своём развитии и обучении. Основные аспекты педагогической помощи включают в себя:

  • индивидуализацию обучения: предполагает помощь родителям в понимании индивидуальных потребностей и интересов ребёнка, чтобы можно было адаптировать обучение и стимулировать его развитие. Это может включать предоставление родителям информации о соответствующих заданиях, играх и других формах активной деятельности, адаптированных к специфическим потребностям и уровню развития ребёнка;
  • создание структурированной среды: предполагает помощь в создании режима дня и окружающей среды, которые помогут детям развивать навыки саморегуляции, дисциплины и концентрации во время обучения и игр. Родителям предоставляются методы для создания конкретных ожиданий и правил, а также для поощрения положительного поведения;
  • продвижение развивающей игры: предполагает помощь в выборе и рекомендации игр и игрушек, которые способствуют развитию различных навыков и умений, таких как моторика, речь, познавательные и социально-эмоциональные навыки. Родителям предоставляются советы о том, как активно взаимодействовать с ребёнком во время игры, чтобы стимулировать его развитие;
  • коммуникационные стратегии: предполагает помощь в развитии коммуникативных навыков у детей, включая речь и общение. Родителям предоставляются советы по использованию различных коммуникационных стратегий, таких как чтение книг, использование образов, игры и другие, чтобы развивать речь и общение у детей;
  • оценка и мониторинг: предполагает помощь в оценке прогресса и мониторинге развития ребёнка. Родителям предоставляются инструменты и ресурсы для оценки развития ребёнка, чтобы они могли следить за его прогрессом и принимать соответствующие меры для поддержки его развития и обучения.

Благодаря этому, педагогическая помощь семье позволит родителям (законным представителям) быть компетентными и уверенными в поддержке и обучении своих детей. Она ориентирована на развитие навыков родителей и предоставление практических инструментов для эффективного обучения и развития детей.

Психологическая помощь семье направлена на предоставление психологической поддержки и содействия усилиям семьи в обучении, развитии и адаптации ребёнка. Психологическая помощь может включать в себя следующие аспекты:

  • эмоциональную поддержку: предполагает помощь родителям в понимании и управлении эмоциями, связанными с отставанием или риском отставания у ребёнка. Психологические рекомендации и поддержка могут помочь снять чувства вины, страха или беспокойства, а также развить позитивный настрой на поддержку и обучение ребёнка;
  • стратегии родительства: предполагает помощь в развитии родительских стратегий для совладания с трудностями ребёнка. Включает осознанное родительство, навыки общения, чтобы помочь ребёнку чувствовать безопасность, любовь и поддержку;
  • развития навыков у ребёнка: предполагает помощь в развитии навыков саморегуляции, социальных навыков, коммуникации и других ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и развития. Психолог может предложить родителям специальные инструменты и стратегии для развития этих навыков у ребёнка;
  • ориентацию на раннюю интервенцию: предполагает предоставление информации о возможных ранних интервенционных программах, которые могут помочь ребёнку с отставанием или риском отставания. Психолог может также помочь родителям понять процесс наблюдения и оценки развития ребёнка;
  • рекомендации для саморазвития: предполагает помощь родителям в развитии навыков и знаний, необходимых для поддержки развития и обучения ребёнка самостоятельно. Психолог может предложить методы и ресурсы для усиления компетенций семьи и её способности обеспечить поддержку и стимулирующую среду для развития ребёнка.

В результате, психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с отставанием или риском отставания, обеспечит поддержку и инструменты, необходимые для развития ребёнка и поддержки эмоционального благополучия его семьи. Она также поможет родителям развить позитивные стратегии родительства и научиться справляться с вызовами, связанными с развитием детей.

Непосредственная психолого-педагогическая помощь ребёнку раннего возраста (2-3 лет) в приобретении новых навыков, умений и способностей включает следующие аспекты:

  • сенсорное и моторное развитие: организация активной деятельности, направленной на развитие моторных навыков, координации движений, осознания собственного тела и сенсорного восприятия (игры, упражнения, использование разнообразных материалов и текстур для стимуляции развития моторики рук и других частей тела);
  • развитие речи и коммуникационных навыков: расширение спектра игр и упражнений, направленных на развитие у ребёнка навыков речи, языкового развития и коммуникации (чтение книг, пение песен, игры с различными звуками и словами, стимуляцию диалогов и другие активности, которые способствуют развитию речи и компетенций в общении);
  • развитие социальных навыков направлено на установление связей с другими детьми и взрослыми (поощрение участия в играх и совместных активностях, развитие навыков совместного решения проблем и конфликтных ситуаций, а также развитие эмпатии и понимания других людей);
  • развитие когнитивных навыков включает стимулирование развития когнитивных навыков, таких как внимание, память, познавательные процессы и проблемное мышление (игры, задания, ребусы, эксперименты и другие стимулирующие активности, которые развивают умственные навыки);
  • вопросы адаптации и саморегуляции включают помощь ребёнку развития навыков адаптации к новым ситуациям, помощь в обучении стратегиям саморегуляции, таким как управление эмоциями, снятие стресса и адаптация к изменяющейся среде.

При реализации модели психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте, в образовательном процессе дошкольного учреждения, могут возникать определённые риски, которые необходимо учесть и предпринять необходимые превентивные меры (см. табл.).

Таблица. Риски реализации модели психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском его возникновения и способы их предотвращения

Риск

Описание риска

Способ преодоления или предотвращения риска

Негативное воздействие на самооценку родителей

Если поддержка и обратная связь от педагогов и специалистов воспринимается родителями как критика или негативная оценка, это может повлиять на их самооценку и вызвать стресс. Родители могут почувствовать себя некомпетентными или неправильно воспитывающими своих детей. Это может препятствовать их участию в образовательном процессе и взаимодействию с педагогами.

Родители должны чувствовать поддержку со стороны педагогов ДОУ и принимать участие в образовательном процессе своих детей. Им следует предоставлять информацию, ресурсы и возможность обсуждать возникающие у них вопросы с педагогами.

Важно создать образовательную среду, которая принимает и поддерживает разнообразие потребностей и способностей всех детей. Данное включение стимулирует взаимопонимание, уважение и поддержку между детьми, родителями и педагогами.

Недостаток ресурсов и поддержки для педагогов

Включение модели психолого-педагогической поддержки семей может потребовать дополнительных ресурсов, знаний и навыков у педагогов. Если ДОУ не предоставляет достаточного обучения и обратной связи для педагогов, это может привести к неэффективному или неправильному применению модели и неудовлетворительным результатам.

Педагоги должны быть обучены и оснащены знаниями и навыками, необходимыми для работы с детьми с отставанием в развития или риском его возникновения. Это может включать специальные курсы, семинары и мастер-классы по реализации модели и взаимодействию с родителями.

Социальное и эмоциональное напряжение

Дети с з отставанием в развития могут требовать дополнительного внимания и ухода. Это может вызывать дополнительное социальное и эмоциональное напряжение у педагогов и других детей в группе.

Необходима поддержка и ресурсы для педагогов, например, в виде дополнительного персонала, более гибкого расписания, специализированного обучения.
ДОУ может сотрудничать с другими специалистами, такими как педиатры, детские неврологи, специалисты ресурсных центров и других помогающих организаций, для предоставления дополнительных ресурсов и экспертной поддержки.

Итак, мы полагаем, что включение этой модели в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения может иметь следующие положительные последствия:

  • улучшение качества обучения. Психолого-педагогическая поддержка семей может предоставить достоверную информацию, методы и ресурсы для эффективного воспитания детей. Это поможет родителям лучше понять и адекватно реагировать на особые потребности своих детей, снижая тем самым возможные проблемы и трудности в их развитии;
  • повышение уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Психолого-педагогическая поддержка семей может стимулировать активное участие родителей в образовательном процессе своих детей. Она предоставляет родителям возможность получить информацию о развитии своего ребёнка, обучиться специфическим навыкам и стратегиям воспитания. Это помогает создать партнёрские отношения между родителями и педагогами, а также повысить уровень доверия и взаимопонимания;
  • разработка индивидуальных маршрутов обучения. Модель психолого-педагогической поддержки семей основывается на результатах актуального исследованиях развития детей, а также экспертных оценок взрослых субъектов образования (педагогов и родителей) и учёте потребностей родителей. Это позволяет разрабатывать индивидуальные подходы к обучению, соответствующие потребностям каждого ребёнка с задержкой развития или риском её возникновения в более позднем дошкольном возрасте. Такой персонализированный подход может повысить эффективность обучения и помочь детям развиваться в соответствии со своими возможностями;
  • укрепление родительских навыков и самоэффективности. Реализация модели психолого-педагогической поддержки семей предоставляет родителям возможность развития своих навыков воспитания и поддержки своих детей. Они могут получить обратную связь, рекомендации и помощь от педагогов и других специалистов, что способствует укреплению самоэффективности и уверенности в своих родительских способностях.

В целом, включение модели психолого-педагогической поддержки семей в образовательный процесс дошкольного учреждения может привести к улучшению качества образования и воспитания детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском его возникновения. Это способствует поддержке семей, развитию родительских навыков и снижению негативного влияния возможных задержек развития детей в будущем.

References (In Russ.)

  1. Разенкова Ю.А. Варианты трудностей в развитии общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями в состоянии здоровья // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты: тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 г. Ч. 2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 52–55.
  2. Ягунова К.В., Гайнетдинова Д.Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. № 63(6). С. 23–30.
  3. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. 2013. № 2(35). С. 4–22.
  4. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН, 2006. 464 с.
  5. Волошина Л.Н. Двигательное развитие современного ребёнка в период раннего детства // Проблемы развития детей раннего возраста в современном образовательном пространстве: сборник материалов Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 145-летию со дня основания Белгородского учительского института. Белгород, 10–11 ноября 2021 года. Белгород: 2021, НИУ БелГУ. С. 21–24.
  6. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В. Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста: монография. М.: Мир науки, 2019. 101 с.
  7. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис»», 2015. 145 с.
  8. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р // Правительство России: сайт. URL: http://government.ru/docs/24425/ (дата обращения 09.2023).
  9. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №4(7). С. 24–28.
  10. Левченко И.Ю. Основные направления деятельности системы ранней помощи на современном этапе ее становления // Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, Москва, 22–23 марта 2017 г. М.: ООО «Юкод», 2017. С. 149–154.
  11. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. 378 с.
  12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др. M.: Просвещение, 2004. 164 с.