Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования
Н.О. Яковлева1, В.В. Гайдукова2, Е.С. Бухтияр3
1, 2, 3 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 406-408@mail.ru
3 Ekaterina.bukhtiyar@yandex.ru
Аннотация
В статье рассмотрены особенности сетевого наставничества в региональной системе образования, которое определяется как вид наставнического взаимодействия, реализуемого в условиях управляемого профессионального сообщества с использованием коммуникационных платформ и ресурсов. Предложены и подробно охарактеризованы модели саморегулируемого горизонтального наставничества, неформального территориально закреплённого наставничества, направляемого мультипликативного наставничества, формализованного опосредованного наставничества, контентного наставничества, комплексного (синтетического) наставничества. Представлен опыт реализации данных моделей в системе образования Краснодарского края.
Ключевые слова
наставничество, сетевое наставничество, методическая служба, управляемое профессиональное сообщество, краевая инновационная площадка, индивидуальный образовательный маршрут
Для цитирования
Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 3–13. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_3
Информация об авторах
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Вера Васильевна Гайдукова – заместитель руководителя центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Екатерина Сергеевна Бухтияр – ведущий специалист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Текст статьи
Повышение престижа учительской профессии в нашей стране уже на протяжении многих десятилетий остаётся в фокусе внимания не только педагогической общественности, но и органов управления государством. Президентом Российской Федерации 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, который направлен на обеспечение признания особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую функцию. Внимание к работе наставников, поиск путей и средств её совершенствования привели к необходимости определения эффективного инструментария. В частности, разработана целевая модель наставничества, которая предусматривает пять основных форм: ученик – ученик, учитель – учитель, студент – ученик, работодатель – ученик, работодатель – студент [1]. Обладая предельной обобщённостью и универсальностью, данные формы тем не менее не позволяют раскрыть наставничество во всех его деталях и проявлениях. Поэтому организациями и педагогами в регионах России, как правило, накапливается собственный опыт наставничества и формируются его уникальные модели.
В современной педагогической литературе наставничество трактуется как особый вид сопровождения начинающего педагога, который направлен на его закрепление в профессии, профессиональную адаптацию и построен на творческом подходе к совместному решению профессиональных задач с более опытным специалистом [1; 2; 3; 4; 5 и др.].
В научном сообществе проблемам наставничества посвящено достаточно большое количество публикаций. Как педагогический феномен и явление современного образования оно рассматривалось А.В. Воротынцевой, И.В. Воротынцевым, К.Г. Тарасовой и др., как вид деятельности, осуществляемый в отношении молодых педагогов, изучалось С.В. Велиевой, Е.А. Титовой, А.Л. Чеглаковой и др., студентов – М.И. Алдошиной, Э.Ю. Валовой, О.С. Качиной, Е.Ю. Шальневой и др., детей – Е.С. Петровской, М.Р. Сеитовой, родителей – И.В. Алёхиной, А.П. Ефремовой и др. Специфика наставничества в условиях общего образования рассмотрена в работах Т.С. Дороховой, Ю.Н. Галагузовой, А.И. Матвеевой, Г.А. Кругликовой и др., среднего профессионального образования – Т.Б. Быстровой, М.В. Грушиной, М.В. Даниловой, Н.А. Крекшиной, О.В. Смирновой и др., дошкольного образования – А.А. Ивановой, В.М. Розиным, Л.А. Толстяковой и др., начальной школы – Т.С. Логиновой, В.С. Олейник, М.А. Осиповой и др., дополнительного образования – Е.А. Симоновой, Е.М. Скирдиной, А.Н. Шульпиной и др., сельской школы – Е.А. Дудиной, А.С. Зелко, М.Н. Лисогор и др., органов государственной власти – С.И. Биченовым, А.А. Корниевским, Е.С. Куликовой, Т.А. Яковлевой и др., инклюзивной среды – З.Б. Джапаровой, О.В. Матвеевой, Н.В. Тодояковой, Ж.Т. Тороковой и др. Современные технологии наставничества разрабатывались Е.В. Губанихиной, Н.С. Кудаковой и др., модели – С.В. Нерубенко, Н.А. Хавеловой и др., инновационные формы – Н.Д. Базарновой, Т.К. Беляевой, В.П. Борисенковым, О.В. Гукаленко и др.
Набирающие всё большую популярность сетевые форматы взаимодействия ориентируют учёных на сетевое наставничество, изучением которого в настоящее время занимаются М.М. Асильдерова, В.В. Горшенина, Д.С. Ермаков, Н.П. Озёрина, Р.С. Павлова, Т.Ф. Сергеева, Т.И. Толчинская, А.А. Цахаева, М.В. Шабанова и др.
Анализ современных исследований [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12 и др.] показал, что в настоящее время сформировалось два основных подхода к научной трактовке понятия «сетевое наставничество». Последователи первого подхода связывают данный вид наставничества с его реализацией посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет (Д.С. Ермаков, Т.Ф. Сергеева, М.В. Шабанова и др.), сторонники второго – с его осуществлением в условиях деятельности сетевого сообщества (Н.Н. Жуковицкая, О.А. Милькевич, Ю.В. Перлова и др.). С нашей точки зрения, оптимальной является позиция, при которой учитываются оба подхода и используются преимущества каждого из них. В связи с этим под сетевым наставничеством мы понимаем вид наставнического взаимодействия, реализуемого в условиях управляемого профессионального сообщества с использованием коммуникационных платформ и ресурсов. Обладая атрибутивными свойствами традиционного наставничества, оно тем не менее имеет специфические характеристики, определяющие самостоятельный статус и отграничивающие от близких по смыслу понятий.
Прежде всего специфика сетевого наставничества определяется принципами его реализации, к которым, по мнению О.А. Милькевич [7], следует отнести принципы непрерывности, социального партнёрства, пролонгированного и личностно-ориентированного характера, сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Помимо указанных, считаем также важными для сетевого наставничества принципы партисипативности, личностной совместимости, многоканальности взаимодействия, эквифинальности.
Кроме того, содержательно сетевое наставничество в условиях современного образовательного процесса обладает определёнными особенностями и требует выполнения ряда инвариантных процедур, а именно: 1) формирования проектировочных команд из числа руководителей и педагогов образовательных организаций, мотивированных на предстоящую работу и образующих сетевое сообщество; 2) выбора модели сетевого наставничества; 3) реализации организационных механизмов сетевого наставничества исходя из выбранной модели; 4) осуществления мониторинговых исследований по проблематике оценки эффективности сетевого наставничества [8, с. 55].
Таким образом, отражая характеристики наставничества в традиционном виде, его сетевая реализация обладает определёнными преимуществами, закономерно задающими тренд на его масштабное использование в практике современного образования. Данные преимущества мы видим в более широких возможностях благодаря отсутствию временных и территориальных ограничений, обеспечении неформальности взаимодействия и проблемно-содержательного единства наставляемого с наставником – представителем профессиональной сети, ориентированной на решение именно той задачи, ради которой и инициируется наставническое взаимодействие. Кроме того, немаловажным считаем более широкую типологию самих моделей сетевого наставничества. Так, в рамках проведённого нами теоретического исследования (2020–2023 гг.) и практической апробации его результатов в масштабах системы образования Краснодарского края мы определили совокупность уникальных моделей сетевого наставничества. Наибольшую эффективность показали модели:
– саморегулируемого горизонтального наставничества;
– неформального территориально закреплённого наставничества;
– направляемого мультипликативного наставничества;
– формализованного опосредованного наставничества;
– контентного наставничества;
– комплексного (синтетического) наставничества.
Раскроем их специфику и содержание более подробно.
Саморегулируемое горизонтальное наставничество относится к коллективным видам и предусматривает сетевое взаимодействие между муниципальными службами. При этом саморегуляция выражается в инициативном выдвижении методических служб в качестве наставников и свободном выборе участниками сети субъектов для получения помощи, а горизонтальное взаимодействие предусматривает наличие равноранговых субъектов, взаимообогащающих друг друга в ходе наставнических отношений.
Использование данного вида наставничества обусловлено базовым тезисом о том, что эффективное развитие субъекта любой социальной системы невозможно без непрерывного совершенствования её управленческого корпуса. Без профессионального развития муниципальной методической службы, более того, без её опережающего развития невозможно создать условия для роста профессионального мастерства отдельного учителя. Именно поэтому особое внимание нами уделено муниципальным методическим службам как основным наставникам в системе образования.
В рамках саморегулируемого горизонтального наставничества муниципальные методические службы, включённые в региональную инновационную инфраструктуру, осуществляют разработку актуальной проблемы в сетевом формате и в режиме наставнического взаимодействия транслируют свой успешный опыт другим методическим службам. В данном направлении работа ведётся следующим образом.
В начале календарного года Институтом развития образования Краснодарского края проводится постер-сессия, на которой в формате одного слайда муниципальные методические службы защищают идею своего проекта для создания профессиональной сети. Поддержавшие проект и нуждающиеся в соответствующей помощи методические службы обозначают через интернет-голосование желание вступить в сетевое сообщество. Дальше начинается процедура заключения договоров между муниципальными методическими службами, совместная разработка и реализация дорожной карты по решению зафиксированной проблемы.
При этом муниципальная методическая служба, организовавшая сеть, может получить статус лидера сетевого взаимодействия, краевого или межрегионального ресурсного центра. Последний присваивается, если методическая служба сотрудничает с регионами России. Такой статус в настоящее время имеют методические службы Краснодара, Новороссийска, Геленджика и Ейского района. Они взаимодействуют в сетевом формате с Ростовской, Белгородской, Кировской областями, Камчатским краем, Чеченской Республикой, Донецкой Народной Республикой, Республикой Башкортостан.
В рамках такой модели методическими службами совместно решается проблема, актуальная для региональной и муниципальных систем образования, участвующих в сетевом взаимодействии, происходит диссеминация успешного опыта, что обеспечивает восполнение профессиональных дефицитов. Сегодня все 44 муниципалитета Краснодарского края включены в сетевое взаимодействие по решению наиболее актуальных проблем, связанных с качеством образования и повышением профессионального мастерства учителей. При этом Институт развития образования участвует в реализации всех сетевых мероприятий и осуществляет их информационную поддержку.
К результатам реализации данной модели наставничества мы относим, помимо повышения профессионального мастерства работников методических служб, ещё и создание постоянно пополняемой видеотеки по материалам работы муниципальных методических служб, включающей видеовизитки, видеостажировки, ролики обучающего характера, презентации, комплект оценочных кейсов для специалистов методических служб и методические разработки.
Накопленный в данном направлении опыт позволяет смело говорить о позитивной тенденции, проявляющейся в повышении активности участников сетевого взаимодействия, усилении интереса к достижениям муниципалитетов нашего края и других регионов России в направлении повышения профессионального мастерства специалистов методических служб.
Неформальное территориально закреплённое наставничество касается взаимодействия «на местах» отдельных педагогов с профессиональными сообществами соответствующего назначения. Например, педагог, являясь классным руководителем и решая соответствующие проблемы, может получить помощь от сообщества классных руководителей, являясь учителем географии – от сообщества учителей географии, выполняя функции заместителя директора – от сообщества руководителей образовательных организаций, руководителя кружка или секции – от сообщества педагогов дополнительного образования и т.д. Кроме того, управляемые профессиональные сообщества в рамках данной модели наставничества способны оказывать помощь друг другу в плане обмена опытом по эффективной организации взаимодействия членов, оптимизации их информирования и др.
Созданная Институтом развития образования Краснодарского края сеть профессиональных сообществ, обеспечивающих адресную помощь учителям в восполнении их профессиональных дефицитов, определила создание данной наставнической модели с неформальным характером взаимодействия и его территориально закреплённой реализацией. При этом неформальный характер наставничества в рамках данной сетевой модели обусловлен отсутствием нормативно зафиксированного функционала участников, а территориальная закреплённость – оказанием адресной наставнической помощи без отрыва от работы.
К настоящему времени Институтом развития образования Краснодарского края создано 23 профессиональных сообщества. Это сообщества: руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, педагогов дошкольных образовательных организаций, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, молодых педагогов, учителей начальных классов, педагогических работников центров «Точка роста», а также 13 сообществ учителей-предметников (русского языка и литературы, математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, истории и обществознания, иностранных языков, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, технологии, основ православной культуры).
Управляемый характер профессионального сообщества обеспечивается наличием координатора – работника Института развития образования, планирующего и организующего всю его деятельность. Кроме того, в структуре сообщества работает председатель и президиум.
Координатор, председатель и президиум принимают оперативные решения в соответствии с изменяющимися задачами и выявленными профессиональными потребностями. В совет сообщества входят представители всех муниципалитетов. Они отвечают за трансляцию в своём муниципалитете решений президиума и совета сообщества, организацию мероприятий с педагогами – членами сообществ. К настоящему времени 27,5 тысяч педагогических работников Краснодарского края, а это более 60% от всех педагогов региона, являются членами профессиональных сообществ.
Выполнение решений президиума требует доведения значимой информации до каждого члена сообщества. Решая данную проблему, мы разработали модель и регламент гарантированного информирования каждого педагога [13]. Его использование в практике работы нашего Института не только позволяет донести принятые решения и актуальную информацию, но и самому Институту быть уверенным, до кого и в какие сроки эта информация доведена, что повышает качество управления и позволяет более грамотно планировать наставническую деятельность в отношении всех субъектов региональной системы образования. Таким образом, принятые на краевом или муниципальном уровне решения и действия доводятся до каждого педагога, обеспечивая его профессиональное развитие, а также через представителей сети в режиме обратной связи фиксируются направления, в которых требуется помощь наставника.
Для обмена продуктивным опытом профессиональных сообществ друг с другом Институтом развития образования предоставляется площадка, которая работает не менее двух раз в год и объединяет руководителей всех сообществ. Такие встречи оказываются чрезвычайно полезными не только для начинающих свою деятельность сообществ, но и для опытных, которые имеют возможность обсудить ключевые проблемы и выстроить совместную деятельность через организацию и проведение мероприятий междисциплинарного содержания, объединяя педагогическую общественность в поиске путей повышения качества образования в краевой системе.
Направляемое мультипликативное наставничество. Важнейшим механизмом развития любой образовательной организации является инновационная деятельность. Поэтому одним из направлений работы современного Института развития образования является организация наставничества в области инноватики. Чтобы эффективно выполнять такую задачу в масштабах краевой системы образования, сам Институт тоже должен проявлять инновационную активность и развивать собственный инновационный потенциал.
В данном направлении эффективно показала себя направляемая модель наставничества, которая носит бинарный характер и включает внешний и внутренний контуры, обеспечивающие мультипликативный эффект. Для внешнего контура наставником выступает Институт развития образования, оказывающий наставническую помощь краевым инновационным площадкам в выполнении ими инновационных проектов. Внутренний контур определяют сами краевые инновационные площадки как наставники – эксперты, носители инноваций, и образовательные организации с педагогами, получающие наставническую поддержку в интересующих их направлениях. Данная модель носит сетевой и плановый характер, и, что важно, обусловлена ключевыми задачами системы образования.
Модель направляемого мультипликативного наставничества обеспечивает формирование инновационного образовательного пространства края, популяризацию эффективного опыта и оказание организациям помощи в осуществлении инновационной деятельности. Реализация данной модели нашла отражение в региональном образовательном проекте «Инновационный поиск», в рамках которого организации, получившие статус краевой инновационной площадки, осуществляют инновационную деятельность в соответствии со своим авторским замыслом. Специфика данного проекта заключается в следующем:
1) конкурсный отбор и отчёты проводятся по требованиям к федеральным инновационным площадкам с тем, чтобы, участвуя в региональном конкурсе, организации могли научиться заполнять конкурсно-отчётные документы и достойно представлять Краснодарский край на уровне Федерации;
2) каждая заявка проходит дополнительный аудит профильных кафедр Института на предмет ценности проекта для развития краевой системы образования;
3) на каждый календарный год оформляется план взаимодействия, включающий обязательный набор: а) мероприятия, которые инновационные площадки проводят в рамках своих проектов (стажировки, мастер-классы, вебинары); б) мероприятия Института, в которых они участвуют как создатели и носители инноваций; в) созданные инновационные продукты – научные статьи, методические пособия или рекомендации, дидактические материалы, значимые для краевой системы образования. Так, например, в 2023 году общая дорожная карта взаимодействия Института развития образования с краевыми инновационными площадками включала 464 позиции.
Такая организация наставнической работы краевых инновационных площадок обеспечивает, с одной стороны, необходимое качество деятельности по проекту, а с другой – полноценную интеграцию различных организаций в инновационную инфраструктуру и ориентацию на потребности системы образования Краснодарского края. Одним из свидетельств тому является высокий интерес педагогов края к проводимым инновационными площадками стажировкам по темам реализуемых проектов, которые предусматривают оказание непосредственной наставнической помощи участникам стажировки, являются открытыми, а подготовка к ним составляет отдельное направление сетевого наставничества со стороны Института.
Формализованное опосредованное наставничество. Отдельным форматом наставничества в нашей региональной системе образования является создание и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, которые формируются на основании диагностики профессиональных компетенций и имеют пятиступенчатую структуру: федеральный, региональный, муниципальный, институциональный и личностный уровни. В данном случае речь идёт о формализованном опосредованном наставничестве, которое носит групповой характер, координирует работу представителей всех уровней системы образования, обладает содержательной уникальностью и детерминируется индивидуальными потребностями личности педагога. В настоящее время в зоне действия такой модели наставничества находятся уже более 10 тысяч педагогов края, реализующих индивидуальные образовательные маршруты.
Для восполнения профессиональных дефицитов педагогов Институтом развития образования создано и реализуется 17 эксклюзивных программ повышения квалификации, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие каждого слушателя на основе нестандартных новаторских технологий, форм и методов взаимодействия, проводятся практико-ориентированные интерактивные мероприятия.
Поскольку траектория развития каждого педагога уникальна и не ограничивается только освоением программ повышения квалификации, перед нами встала задача такой организации наставничества, которая бы обеспечивала их профессиональный рост. Для этого создан региональный методический актив и ведётся региональная база наставников – основных субъектов, оказывающих адресную помощь педагогам. В настоящее время региональная база наставников включает 60 опытных учителей края, транслирующих лучшие педагогические практики для образовательных учреждений, реализующих целевую модель наставничества.
Для методического сопровождения учителей при Институте создана Школа педагога-наставника, в рамках которой проводятся стажировки, тренинги, педагогические чтения и стратегические сессии, способствующие развитию навыков успешной коммуникации, формированию лидерских качеств, развитию рефлексивных способностей. На уровне региона традиционными стали цикл мастер-классов «Помощь всегда рядом: региональный опыт наставничества», фестиваль «Эффективные механизмы реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях», краевой открытый фестиваль педагогического мастерства «Наставник Кубани: маршрут построен», краевая научно-практическая конференция «Наставничество: повышение мастерства педагогов» и др. С 2022 года проводится краевой конкурс «Педагог-наставник». Кроме того, для наставников реализуются две уникальные дополнительные профессиональные программы, по которым прошли обучение уже более тысячи педагогов.
Данный вид сетевого наставничества, предусматривающий инициирование создания индивидуального образовательного маршрута в соответствии с имеющимися у педагога профессиональными дефицитами, обеспечивается консолидированной ответственностью наставников на всех уровнях системы образования по их восполнению и постоянным отслеживанием результатов с возможностью корректировки и пролонгации реализуемого индивидуального маршрута.
Контентное наставничество. Открытость образовательного пространства и использование его преимуществ привела нас к необходимости введения модели контентного наставничества, которое носит информальный характер и позволяет педагогу или образовательной организации, нуждающимся в наставнической помощи, самостоятельно в удобное время и в индивидуальном режиме получать первоначальную ориентировочную информацию и осваивать актуальный контент. Основу данной модели составляют постоянно пополняемый информационный ресурс видеоматериалов («Телешкола Кубани», записи открытых уроков, мастер-классов и др.), электронные библиотечные системы, реестры материалов и др. Все материалы проходят процедуру профессионального рецензирования и рекомендованы к использованию.
Так, например, региональный проект «Телешкола Кубани», главной целью которого является обеспечение качества и доступности образования в новых условиях, является совместным проектом министерства образования, науки и молодёжной политики, департамента информационной политики края, телеканала «Кубань 24» и Института развития образования. За два года в нём было задействовано 229 педагогов из 125 образовательных организаций 31 муниципалитета, записано 375 уроков и консультаций, в том числе по подготовке к ГИА.
Особенностью 2023 года стало увеличение количества мест записи и монтажа видеоуроков-консультаций: в ведущих вузах Кубани (Армавирском педагогическом и Кубанском технологическом университетах), Центре опережающей подготовки (учреждении среднего профессионального образования) и Краснодарском президентском кадетском училище. В записи 129 видеоконсультаций этого года примут участие еще 96 педагогов из 86 учреждений 32 муниципалитетов.
Специалисты Института развития образования Краснодарского края ежегодно обновляют и электронный банк текстовых, презентационных и видеоматериалов с базовыми тематическими подборками по предметам для сопровождения образовательной деятельности, который расположен на электронной площадке Института и доступен для всех регионов.
Для обеспечения инициативного доступа к информационным ресурсам нашего Института создана интернет-платформа «Портал педагога», на которой к настоящему времени прошли регистрацию более 45 тысяч педагогических работников. Кроме того, обработка данных этой платформы позволяет нам вести ежегодный мониторинг развития профессионального мастерства и принимать управленческие решения, в том числе и в плане оказания наставнической помощи.
Комплексное (синтетическое) наставничество. Реализация различных видов сетевого наставничества по решению актуальных задач регионального образования, в том числе по воспроизводству педагогических кадров, актуализировала поиски способов более плотного взаимодействия с системой высшего педагогического образования. В результате сформировалась новая модель наставничества, которая носит комплексный (синтетический) характер, имеет многоаспектное дифференцированное содержание, предусматривает сложные отношения взаимной ответственности и матричный формат управления.
Концепция взаимодействия системы общего образования с региональным педагогическим вузом предусматривает целую систему наставнических действий в отношении студентов, обучающихся классов психолого-педагогической профильной направленности и педагогических работников региональной системы образования [14].
Для устранения в системе образования Краснодарского края дефицита педагогических кадров в сотрудничестве с представителями инновационной инфраструктуры нами разработан и проведён аудит вакансий, разработаны карьерные траектории с тем, чтобы выпускники вуза, даже те, кто не готов связать свою дальнейшую работу с непосредственным взаимодействием с детьми, остались в системе образования на позициях методиста, главного или ведущего специалиста, организатора и т.д. в учреждениях региональной или муниципальной систем образования.
Считаем, что взаимодействие педагогического вуза с региональным Институтом развития образования обладает высоким наставническим потенциалом и способно обеспечить решение кадровых проблем в современной системе образования.
Таким образом, модели сетевого наставничества, показавшие эффективность реализации в региональной системе образования, обладают большим инновационным потенциалом, имеют широкие возможности для обеспечения устойчивого развития и достижения синергетических эффектов системы непрерывного педагогического образования и требуют дальнейшей разработки в плане совершенствования методико-технологического обеспечения.
Список литературы
- Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/73473531/.
- Соина В.М. Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84). С. 232–233.
- Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2(16). С. 87–90.
- Данилова М.В. Система наставничества как инструмент корпоративной модернизации в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 26–31. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_26
- Горюнова М.Г., Шевчук А.С. Формирование эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций средствами наставничества // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 48–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_48
- Юдина Т.Г., Кива И.Ю. Сетевое наставничество педагогов для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ в рамках региональных методических объединений // Учебный год. 2023. № 2(72). С. 39–41.
- Милькевич О.А. Проектирование сетевой модели наставничества в московской области // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 239–242.
- Жуковицкая Н.Н. Сетевое наставничество школ с высокими и низкими результатами подготовки обучающихся: организационные механизмы // Человек и образование. 2022. № 2(71). С. 53–63.
- Сивакова Н.Н., Измайлова Т.В. Сетевое наставничество в системе образования // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2022. № 12. С. 112–125.
- Аниськина Н.Н., Белкова Е.А. Организация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и работодателей в целях развития наставничества // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2020. № 2(50). С. 9–12.
- Павлова Р.С. Сетевая система наставничества как механизм адресной поддержки и сопровождения профессионального роста молодого педагога (проект) // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 109–119.
- Цахаева А.А., Асильдерова М.М., Толчинская Т.И. Теоретические основы профессионального развития молодых педагогов в школе на основе сетевого наставничества // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 2. С. 203–207.
- Бегзадян Н.А. Гарантированное информирование как компонент сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 12–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_12
- Яковлева Н.О., Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 29–38. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_29