Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность

Б.Р. Рахматулина
Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, Майкоп, Республика Адыгея, Россия, bela.rakhmatulina@bk.ru

Аннотация

Рассматривается потенциал добровольческих (волонтёрских) трудовых бригад в воспитании современного школьника. Проводится анализ концептуальных различий между трудовой (производственной) бригадой и добровольческой (волонтёрской) трудовой бригадой по показателям формирования личностных качеств, приоритетных для гражданина и патриота. Определяются функции и признаки добровольческих (волонтёрских) трудовых бригад. Основной целью трудового воспитания подростков является гармоничное развитие личности, в котором прослеживается связь с нравственным, патриотическим, физическим и другими направлениями воспитательной работы. Важно пробудить у обучающихся желание заботиться о своём будущем, заинтересованность в профориентации, учитывающей индивидуальные интересы и склонности. Благодаря труду человек осознаёт свою значимость и важность для общества и государства. В этом контексте добровольческая (волонтёрская) трудовая бригада выполняет важные функции, которые способствуют формированию гражданского мировоззрения и устойчивой гражданской позиции. Участие обучающихся в волонтёрской деятельности создаёт возможности для развития личности, формирует качества, которые будут востребованы и в его дальнейшей профессиональной жизни.

Ключевые слова

добровольческая (волонтёрская) трудовая бригада, трудовая (производственная) бригада, гражданственность, патриотизм

Для цитирования

Рахматулина Б.Р. Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 76–81. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_76

Информация об авторах

Бэла Руслановна Рахматулина – старший преподаватель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея Адыгейского республиканского института повышения квалификации

Текст статьи

Решение многих актуальных проблем современного общества существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса.

Е.С. Вагайцева [1], Г.Я. Гревцева [2], Н.А. Новикова [3], А.А. Шагурова [4], В.Д. Ширшов [5] и др. в своих исследованиях рассматривают различные аспекты гражданского воспитания:

  • воспитание гражданственности старшеклассников средствами общественных дисциплин [2];
  • воспитание трудовой направленности гражданственности личности современного школьника [6];
  • гражданская идентичность подростков в условиях цифровизации образования [7];
  • социально-культурная самоорганизация учащейся молодёжи в процессе волонтёрской деятельности [3];
  • гражданско-патриотическое воспитание учащихся [5] и т.д.

Особое значение для нашего исследования имеют работы, посвящённые волонтёрскому движению как фактору развития социальной активности, социально-культурной самоорганизации молодёжи [8; 6; 9]; взаимодействию деятельности учреждений культуры и волонтёрского движения в воспитании гражданских качеств у молодёжи [4; 5].

Е.А. Паклина отмечает, что «оказывая добровольную помощь в период пандемии, волонтёры проявили социальную активность, ответственность перед обществом, что является ярким доказательством действенности и эффективности волонтёрских движений в современном мире. Опыт пандемии и связанные с ней ограничения заставили весь мир задуматься о том, как важны взаимопомощь и отзывчивость [10, с. 134]. Милосердие, ответственность, гуманность, чуткость, толерантность и другие качества присущи каждому волонтёру.

Согласно Н.В. Трофимовой, «в процессе благотворительной деятельности из недавнего школьника, имеющего о милосердии и сострадании часто лишь приблизительное представление, теряющегося в оценке законов современного жёсткого мира, вырастает социально активная, творческая личность, умеющая принимать часто непростые решения, и способная отвечать за свои поступки» [9, c. 48]. Добровольческие (волонтёрские) трудовые бригады, в отличие от производственных, имеют больше возможностей для развития личной ответственности, самостоятельности принимаемых решений. Обучающиеся учатся делегировать полномочия, развивают творческие способности и креативность. Волонтёрская деятельность способствует формированию условий для дальнейшего свободного развития личности. Важно, чтобы общественное объединение повышало социальную значимость деятельности подростков. Благодаря созданным педагогическим условиям, все обучающиеся понимают, в чём состоит их миссия и какова главная идея участия в деятельности волонтёрской трудовой бригады.

Функции добровольческой (волонтёрской) трудовой бригады:

1.Организационно-управленческая:

  • добровольное участие в деятельности бригады; – выполнение задач, важных для деятельности волонтёрской трудовой бригады;
  • исполнительность всех членов бригады;
  • коллективная культура;
  • безвозмездная деятельность.

2. Ценностно-нравственная:

  • соблюдение принципов волонтёрской деятельности;
  • формирование качеств гражданина и патриота;
  • осознанность миссии волонтёра;
  • общественная значимость.

3. Деятельностно-ориентированная:

  • участие членов бригады в мероприятиях, способствующих формированию гражданственности;
  • активная трудовая и волонтёрская деятельность;
  • польза деятельности волонтёрской трудовой бригады для общества.

4.Ретрансляционная:

  • распространение информации о гражданственности и патриотизме членами бригады в ближайшем социальном окружении;
  • распространение знаний о деятельности волонтёрских трудовых бригад;
  • просвещение всех субъектов образовательного процесса о значимости участия в деятельности волонтёрских трудовых бригад.

Основными признаками добровольческой (волонтёрской) трудовой бригады являются: добровольный труд; безвозмездный труд; свободный труд; формирующий личность труд; ценностный труд. Они отличают волонтёрские бригады от трудовых и направлены на формирование стратегически важного качества личности – гражданственности, т.е. осознание себя гражданином своей страны, имеющим устойчивую гражданскую позицию.

В деятельности трудовой и волонтёрской бригад выделяется ряд различий, которые можно рассмотреть с позиции показателей формирования личностных качеств приоритетных для гражданина и патриота (табл.)

Таблица 1. Основные характеристики трудовой бригады и добровольческой (волонтёрской) трудовой бригады

Показатель

Трудовая (производственная) бригада

Волонтёрская (добровольческая) трудовая бригада

Получение новых знаний

С участниками работает педагог образовательной организации в рамках разработанного плана по выполнению трудовых работ, который включает исключительно исполнение трудовых функций

С участниками работает профессиональный куратор, который в рамках курсовой подготовки освещает вопросы формирования гражданственности и патриотизма

Получение трудового опыта

Члены бригады получают трудовой опыт узкой направленности, который ориентирован на исполнение исключительно трудовых функций

Члены бригады выполняют деятельность, предполагающую получение трудового опыта в различных сферах. Педагог-куратор находится в коллективе и является ментором, который сопровождает членов бригады на всех этапах деятельности

Поощрение за добровольный труд

Члены бригады получают денежное вознаграждение за свой труд

Члены бригады получают поощрение исключительно в виде грамот и благодарностей

Трудовая занятость

Члены бригады работают по графику в определённое время, согласно ТК РФ, и выполняют виды работ, которые прописаны в их трудовом договоре

Члены бригады самостоятельно выбирают вид добровольческой деятельности, количество времени, которое они используют для реализации этой деятельности, так как трудовая занятость не сводится к конкретным трудовым действиям

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация осуществляете исключительно по конкретным направлениям, которые носят производственный характер

Члены бригады участвуют в различных просветительских, обучающих, воспитательных мероприятиях, которые помогают определиться с выбором будущей профессии. Обучающие могут самостоятельно выбирать виды волонтёрской деятельности и проектировать свой индивидуальный маршрут, который может способствовать профессиональной ориентации

Внеурочное время

Трудовые бригады работают по установленному графику, что не подразумевает выполнение трудовых функций во внеурочное время

Волонтёрские трудовые бригады функционируют в том числе во внеурочное время. Члены бригады могут выбрать вид внеурочного занятия и посещать его после уроков

Гражданская активность

Члены трудовой бригады не имеют высокого уровня гражданской активности, так как получают за работу денежное вознаграждение

Уровень гражданской активности членов волонтёрских трудовых бригад находится на высоком уровне, так как участие в деятельности добровольное и безвозмездное. Созданные педагогические условия, способствуют формированию гражданственности и повышению гражданской активности

Личностное самовыражение

В условиях конкретных трудовых действий невозможно оценить объективно измеряемый показатель

Члены волонтёрской трудовой бригады имеют возможность показать себя в различных видах деятельности. Каждый участник может продемонстрировать свои лучшие личностные качества

Оказание добровольной помощи

Члены трудовой бригады не оказывают добровольную помощь, так как получают денежное вознаграждение за свой труд

Члены волонтёрской трудовой бригады оказывают добровольную помощь безвозмездно, через свободный труд

Волонтёрская деятельность

Не осуществляется

Члены бригады осуществляют все виды волонтёрской деятельности

Налаживание социальных связей

Деятельность трудовой бригады по налаживанию социальных связей может охватить узкий круг обучающихся, взаимодействие происходит исключительно с членами трудовой бригады

Деятельность волонтёрской бригады предполагает налаживание социальных связей, она единонаправлена и объединяет всех участников образовательного процесса

Важным критерием участия в деятельности волонтёрских трудовых бригад является добровольность, которая возможна, если дети видят перспективу интересной жизни, способы удовлетворения своих разнообразных потребностей в творческой деятельности, защищённости и уважении. Привлечение молодёжи к волонтёрской деятельности создаёт новые возможности для трудового воспитания и развития личности.

Таким образом, в гражданском воспитании важным является организация целенаправленного взаимодействия подростков с окружающей социальной средой и действительностью. Деятельность современных волонтёрских (добровольческих) трудовых бригад направлена на предоставление подросткам возможностей для проявления способностей, развитие активной гражданской позиции.

Список литературы

  1. Вагайцева Е.С. Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 238 с.
  2. Гревцева Г.Я. Гражданственность как ценность культуры в процессе социализации личности // Вестник ЧГАКИ. 2020. № 4 (64). С. 39–48.
  3. Новикова Н.А. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности: личностно-ориентированный подход: дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2014. 238 с.
  4. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодёжи к волонтёрской деятельности: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2013. 26 с.
  5. Ширшов В.Д. Воспитать патриота: труженика и защитника Отечества! // Воспитание как стратегический национальный приоритет: междунар. науч.-образоват. форум. Екатеринбург, 2021. С. 473–477.
  6. Каргапольцев С.М., Матушкин, С.Е. Воспитание трудовой направленности гражданственности личности в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16293 (дата обращения: 23.03.2022).
  7. Максимова Л.Ю. Основы формирования гражданской идентичности подростков в условиях цифровизации образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2020. № 2 (58). С. 27–31.
  8. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 73–76.
  9. Трофимова Н.В. Участие в волонтерской и благотворительной деятельности студентов колледжей: возможности, задачи, перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9-10 (113). С 45–49.
  10. Паклина Е.А. Организация волонтерской деятельности в период пандемии COVID-19 // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4 (45). С 130–135.