Рефлексивная деятельность студента в условиях приобщения к цифровой цивилизации

Г.Я. Гревцева
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, yakupovna@rambler.ru

Аннотация

В статье раскрывается сущность и значение рефлексивной деятельности студентов в профессиональной подготовке. Отмечается, что личностно ориентированная тенденция связана с переносом центра тяжести в отношениях между педагогом и студентом с субъектно-объектных на диалоговые, субъектно-субъектные, личностно-личностные, что обеспечивает максимально полную реализацию обучающимся своего потенциала. На первое место ставится вопрос не просто о развитии обучающихся, а о стимулировании их саморазвития в цифровой среде. Уточняются ключевые понятия «рефлексивное сопровождение», «рефлексивно-ценностное сопровождение в процессе профессиональной подготовки студентов вуза». Анализируются исследования, посвященные рефлексивной деятельности, киберсоциализации, киберпространству; выделяются виды рефлексии, эффективные методы и приемы формирования рефлексивной позиции; представлены результаты опроса студентов о значении рефлексии в развитии личности. Отмечается необходимость психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова

киберпедагогика, личность, деятельность, личностно ориентированное обучение, деятельностный подход, рефлексия, рефлексивная деятельность, киберпространство, киберсоциализация

Для цитирования

Гревцева Г.Я. Рефлексивная деятельность студента в условиях приобщения к цифровой цивилизации // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 3–8. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_3

Информация об авторах

Гульсина Якуповна Гревцева – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры.

Текст статьи

Рефлексивная деятельность студента является показателем компетентности. Развитие ответственности, мобильности, самостоятельности, стрессоустойчивости, критического мышления осуществляется в процессе деятельности. Осмысление студентом своей деятельности, содействует его социализации, которая происходит в условиях цифровизации жизненного пространства. По данным ВЦИОМ число ежедневных интернет-сёрферов неуклонно растёт. Среди молодёжи от 18 до 24 лет доля пользователей Интернета превышает 95% [1]. Киберпедагогика становится приоритетным направлением развития системы образования, а киберсреды завоёвывают всё большее пространство в нашей жизни. Инновационность современной педагогики заключается именно в интеграции традиционных, успешных методик воспитания в виртуальную среду.

В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского. Рефлексия рассматривается учеными (О.С. Анисимов, И.И. Булычёв, О.В. Бережнова, В.И. Слободчиков и др.) как способ осмысленного существования и деятельности человека, как педагогическое условие саморазвития личности. Исследования О.В. Бережновой, И.А. Истоминой, Г.Д. Тонких, Н.Б. Гусарева, Н.И. Олейник и др. посвящены рефлексивной деятельности, рефлексивной контрольно-оценочной деятельности. Работы Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Л.В. Мардахаева, Дж. Мид, М. Мид, Л.И. Новиковой, B.C. Мухиной, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгина, A.B. Петровского и др. отражают различные аспекты социализации человека. Изучению процесса виртуальной компьютерной социализации в киберпространстве (киберсоциализации человека) посвящены труды философов, психологов, педагогов: В.А. Плешакова, A.B. Мудрик, С.Н. Хуторного и др. По мнению О.И. Елхова [2], виртуальная реальность является порождением субъективных и объективных составляющих и формируется как процессуальное взаимодействие между человеком и некоторой окружающей его средой, искусственно созданной техническими средствами. Д.В. Иванов выделяет три универсальных свойства виртуальной реальности: «нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность, под которой подразумевается свобода входа и выхода и возможность многократного возобновления существования в виртуальной среде» [3, c. 30].

Личностно ориентированное воспитание и обучение направлено на формирование обучающихся, способности к самооценке, самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, с одной стороны, и взаимопомощи, сотрудничества, соучастия, совместного творчества, с другой. Личностно ориентированное обучение означает признание приоритета личности обучаемого перед группой, осознание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым обучающиеся отождествляют себя с личностью и учатся видеть личность в других. Основные признаки личностно ориентированного подхода – это индивидуализация, выявление личностного потенциала, удовлетворение потребностей и интересов личности. При этом личность рассматривается как величайшая ценность.

Человек, участвуя в деятельности добровольно и осознанно, сам изменяет свои отношения, взгляды, установки, мировоззрение, приносит значимый результат. Активно включаясь в преобразовательные процессы, человек меняет свою внутреннюю природу, обогащает свое сознание, отношения с другими людьми, мировоззрение. «Активность человека в виртуальной социализирующей среде киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включаться в действие, влиять на происходящее» [4, c. 37]. Особенности деятельности определяются её общественным характером, целенаправленностью, плановостью, систематичностью.

Специально организованная рефлексивная деятельность, рефлексивная среда, актуализация рефлексивности являются условиями развития рефлексии. Создать в учебно-воспитательном процессе среду рефлексии и саморазвития каждого студента означает усилить гуманистическую сущность воспитательного процесса в вузе.

Студенты являются активными пользователями сети Интернет, в которой нашло своё проявление такое новое явление, как киберпространство, являющееся частью информационного пространства. Интернет – это не само киберпространство, а лишь условие, в котором оно может существовать. При этом следует помнить, что киберпространство играет как позитивную, так и негативную роль в развитии личности. Всё зависит от опыта, творчества, личностных качеств социализирующегося индивида. Он может найти необходимую информацию, опубликовать свою статью на различных форумах, журналах, использовать социальные сети для общения и т.д. Следует отметить и негативные моменты, например, студент перестаёт работать самостоятельно, все ответы на вопросы он находит в Интернете.

Обучающиеся используют современные возможности киберпространства как доступного источника получения информации, среду для коммуникации и самореализации, творческой деятельности. Т.В. Ефимова, выделяя преимущества онлайн-образования для молодежи (большие возможности сети Интернет, новизна, яркость и т.д.), отмечает также, что «общаясь в интернет-среде, молодые люди начинают усваивать ценности и нормы, принятые в сетевом сообществе с его размытыми правилами и границами, не имеющими прочной социокультурной базы и традиций» [5, с. 4–9].

Обучающиеся осведомлены и компетентны в области технического прогресса, информационно-коммуникационных технологий, под влиянием которых происходит киберсоциализация – социализация личности в киберпространстве или виртуальная компьютерная социализация личности. Киберсоциализация становится важнейшим видом социализации человека и механизмом социально-психологического развития личности.

В эпоху киберсоциализации развитие рефлексии личности возможно и в реальности киберпространства. Однако результаты опроса студентов 1 курса культурологического факультета Челябинского государственного института культуры свидетельствуют о том, что 27% респондентов обладают низким уровнем развития рефлексии, 48% – средним, 25% – высоким уровнем.

Благодаря рефлексии человек осознанно проектирует, осуществляет и анализирует индивидуальную и совместную деятельность (Н.Г. Алексеев, В.П. Зинченко и др.). Рефлексия лежит в основе самовоспитания, самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Рефлексия выступает условием саморазвития личности, стимулирует процессы самосознания, носит деятельный характер. Рефлексивная деятельность позволяет студенту быть ответственным, адаптивным и конкурентоспособным в профессиональном пространстве. Студенты считают, что обращение к аналитическому, рефлексивному дневнику способствует развитию рефлексии, т.к. дневник позволяет взглянуть на себя со стороны, записать свои размышления.

Рефлексивное взаимодействие, сопровождение научно-исследовательской, музейной, проектировочной деятельности содействует формированию рефлексивной позиции. Следует использовать разные приемы рефлексии: тесты, эссе, сочинения, составление таблицы, размышления над вопросами и т.д. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии. Рефлексия способствует познанию природы ценностей. Осуществление рефлексии – это признак ценностного отношения, природа которого отражает личностно-переживаемую связь человека с внешней средой, выражает активную избирательную позицию человека.

Мы используем в процессе изучения педагогики коммуникативную, личностную, интеллектуальную, кооперативную рефлексию. Например, популярна среди студентов анкета обратной связи, которая включает 3 пункта: «Мои размышления по поводу занятия, выступления (своего)»; «Моя оценка работы в команде, группе»;  «Что было позитивного и негативного на занятии?». Наиболее эффективны, по мнению респондентов, такие приемы: радуга настроения, лесенка успеха, работа пресс-группы, анкета обратной связи, самоанализ работы, синквейн, педагогический кластер, интеллект-карты, письменное интервью и т.д.

Для нашего исследования представляют интерес труды Е.П. Седых [6], М.В. Белобородовой [7], посвященные значению сетевого обучения, особенностям организации рефлексивной деятельности в виртуальной информационной среде. Заслуживают особого внимания работы Т.П. Осиповой [8], Ю.А. Трифоновой [9], в которых представлен практический опыт проведения рефлексивных семинаров, раскрывается принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциала профессионального самосовершенствования студентов.

Внося свой вклад в научное осмысление проблемы, рассмотрим возможности рефлексивно-ценностного сопровождения в процессе профессиональной подготовки разносторонне развитых конкурентоспособных специалистов, способных критически мыслить и находить пути решения педагогических задач и проблем. Несомненно, педагогическое сопровождение имеет особое значение для студентов, создаёт условия для смыслотворческой деятельности.

Профессиональная рефлексия способствует осознанию, осмыслению своей деятельности, поиску путей самоорганизации, самосовершенствования, самореализации. Следовательно, в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо организовать рефлексивное взаимодействие, использовать ценностно-рефлексивную поддержку и сопровождение различных видов деятельности, в том числе специфических для киберпространства.

Нами использовались рефлексивные приёмы, предложенные И.Ю. Шустовой [10], которые позволили нацелить студентов на анализ своего опыта деятельности и её содержания, моделировать возможные действия в будущем, планировать, проектировать деятельность по реализации намеченных целей, рефлексировать в проблемной ситуации.

Эффективны следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная и проспективная. Рассмотрим примеры ситуативных заданий, направленных на формирование рефлексивной позиции студентов в образовательном процессе. Нами организовывались дискуссионные площадки, где студенты получали возможность защищать свои проекты, портфолио, анализировать результаты своего профессионального становления. Наиболее популярны среди студентов аналитические беседы, аудиторные обсуждения, педагогические мастерские. Работа с «живой» ситуацией, возникающей во взаимодействии «здесь и сейчас», позволяет чётче обозначить ситуацию, вывести её на уровень анализа и преобразования. Использовались проблемные, сложные педагогические ситуации, в которых студент через рефлексию находит верное решение.

Рефлексия стимулирует творческий процесс, позволяет осознавать свои затруднения, формирует рефлексивную позицию обучающегося. Рефлексивная деятельность вовлекает обучающихся в процессы целеполагания, планирования, диагностирования, оценивания и т.д.; выполняет разные функции: диагностическую, мотивационную, коммуникативную, проектировочную, социализирующую.

Рефлексивная деятельность в условиях приобщения к цифровой цивилизации помогает студенту определить свой образовательный путь.

Список литературы

  1. Жизнь в интернете и без него. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9024 (дата обращения: 25.04.2021).
  2. Елхова О.И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2011. 38 с.
  3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.
  4. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель. XXI век. 2009. № 3-1. С. 32–39.
  5. Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4–9.
  6. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения // Современные проблемы науки и образования. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21239.
  7. Белобородова М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2013. № 9. С. 59–63.
  8. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. II. (Психолого-педагогические науки). С. 163–166.
  9. Трифонова, Ю.А. Рефлексивные формы психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки студентов (в условиях педагогического колледжа): автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2013. 22 с.
  10. Рефлексия в инновационной практике школы: монография / Под ред. И.Ю. Шустовой. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.