Reflexive activity of a student in terms of initiation to digital civilization

Loading

G.Ya. Grevtseva
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, yakupovna@rambler.ru

Abstract

The article reveals the essence and significance of the reflective activity of students in professional training; it is noted that a personality-oriented tendency is associated with a shift in the center of gravity in the relationship between a teacher and a student from subject-object to dialogue, subject-subject, personal-personal. This ensures the fullest possible self-realization of students’ potential Analyzed are studies on reflexive activity, cyber socialization, cyberspace; highlighted effective methods and techniques for the formation of a reflective position; the need for psychological and pedagogical support of professional training of university students is noted. Special attention is paid to information and communication technologies as a means of cyber socialization.

Keywords

cyberpedagogy, personality, activity, personality-oriented learning, activity approach, reflection, reflexive activity, cyberspace, cyber socialization

For citation

Grevtseva G. Ya. Reflexive activity of a student in terms of initiation to digital civilization. Pedagogical perspective. 2021; 2 : 3–8. 
https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_3

Information about the authors

Gulsina Grevtseva – Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor Chelyabinsk State Institute of Culture, Professor of The Department of Pedagogy and Psychology

Article text (In Russ.)

Рефлексивная деятельность студента является показателем компетентности. Развитие ответственности, мобильности, самостоятельности, стрессоустойчивости, критического мышления осуществляется в процессе деятельности. Осмысление студентом своей деятельности, содействует его социализации, которая происходит в условиях цифровизации жизненного пространства. По данным ВЦИОМ число ежедневных интернет-сёрферов неуклонно растёт. Среди молодёжи от 18 до 24 лет доля пользователей Интернета превышает 95% [1]. Киберпедагогика становится приоритетным направлением развития системы образования, а киберсреды завоёвывают всё большее пространство в нашей жизни. Инновационность современной педагогики заключается именно в интеграции традиционных, успешных методик воспитания в виртуальную среду.

В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского. Рефлексия рассматривается учеными (О.С. Анисимов, И.И. Булычёв, О.В. Бережнова, В.И. Слободчиков и др.) как способ осмысленного существования и деятельности человека, как педагогическое условие саморазвития личности. Исследования О.В. Бережновой, И.А. Истоминой, Г.Д. Тонких, Н.Б. Гусарева, Н.И. Олейник и др. посвящены рефлексивной деятельности, рефлексивной контрольно-оценочной деятельности. Работы Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Л.В. Мардахаева, Дж. Мид, М. Мид, Л.И. Новиковой, B.C. Мухиной, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгина, A.B. Петровского и др. отражают различные аспекты социализации человека. Изучению процесса виртуальной компьютерной социализации в киберпространстве (киберсоциализации человека) посвящены труды философов, психологов, педагогов: В.А. Плешакова, A.B. Мудрик, С.Н. Хуторного и др. По мнению О.И. Елхова [2], виртуальная реальность является порождением субъективных и объективных составляющих и формируется как процессуальное взаимодействие между человеком и некоторой окружающей его средой, искусственно созданной техническими средствами. Д.В. Иванов выделяет три универсальных свойства виртуальной реальности: «нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность, под которой подразумевается свобода входа и выхода и возможность многократного возобновления существования в виртуальной среде» [3, c. 30].

Личностно ориентированное воспитание и обучение направлено на формирование обучающихся, способности к самооценке, самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию, полной реализации внутренних ресурсов, с одной стороны, и взаимопомощи, сотрудничества, соучастия, совместного творчества, с другой. Личностно ориентированное обучение означает признание приоритета личности обучаемого перед группой, осознание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым обучающиеся отождествляют себя с личностью и учатся видеть личность в других. Основные признаки личностно ориентированного подхода – это индивидуализация, выявление личностного потенциала, удовлетворение потребностей и интересов личности. При этом личность рассматривается как величайшая ценность.

Человек, участвуя в деятельности добровольно и осознанно, сам изменяет свои отношения, взгляды, установки, мировоззрение, приносит значимый результат. Активно включаясь в преобразовательные процессы, человек меняет свою внутреннюю природу, обогащает свое сознание, отношения с другими людьми, мировоззрение. «Активность человека в виртуальной социализирующей среде киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включаться в действие, влиять на происходящее» [4, c. 37]. Особенности деятельности определяются её общественным характером, целенаправленностью, плановостью, систематичностью.

Специально организованная рефлексивная деятельность, рефлексивная среда, актуализация рефлексивности являются условиями развития рефлексии. Создать в учебно-воспитательном процессе среду рефлексии и саморазвития каждого студента означает усилить гуманистическую сущность воспитательного процесса в вузе.

Студенты являются активными пользователями сети Интернет, в которой нашло своё проявление такое новое явление, как киберпространство, являющееся частью информационного пространства. Интернет – это не само киберпространство, а лишь условие, в котором оно может существовать. При этом следует помнить, что киберпространство играет как позитивную, так и негативную роль в развитии личности. Всё зависит от опыта, творчества, личностных качеств социализирующегося индивида. Он может найти необходимую информацию, опубликовать свою статью на различных форумах, журналах, использовать социальные сети для общения и т.д. Следует отметить и негативные моменты, например, студент перестаёт работать самостоятельно, все ответы на вопросы он находит в Интернете.

Обучающиеся используют современные возможности киберпространства как доступного источника получения информации, среду для коммуникации и самореализации, творческой деятельности. Т.В. Ефимова, выделяя преимущества онлайн-образования для молодежи (большие возможности сети Интернет, новизна, яркость и т.д.), отмечает также, что «общаясь в интернет-среде, молодые люди начинают усваивать ценности и нормы, принятые в сетевом сообществе с его размытыми правилами и границами, не имеющими прочной социокультурной базы и традиций» [5, с. 4–9].

Обучающиеся осведомлены и компетентны в области технического прогресса, информационно-коммуникационных технологий, под влиянием которых происходит киберсоциализация – социализация личности в киберпространстве или виртуальная компьютерная социализация личности. Киберсоциализация становится важнейшим видом социализации человека и механизмом социально-психологического развития личности.

В эпоху киберсоциализации развитие рефлексии личности возможно и в реальности киберпространства. Однако результаты опроса студентов 1 курса культурологического факультета Челябинского государственного института культуры свидетельствуют о том, что 27% респондентов обладают низким уровнем развития рефлексии, 48% – средним, 25% – высоким уровнем.

Благодаря рефлексии человек осознанно проектирует, осуществляет и анализирует индивидуальную и совместную деятельность (Н.Г. Алексеев, В.П. Зинченко и др.). Рефлексия лежит в основе самовоспитания, самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Рефлексия выступает условием саморазвития личности, стимулирует процессы самосознания, носит деятельный характер. Рефлексивная деятельность позволяет студенту быть ответственным, адаптивным и конкурентоспособным в профессиональном пространстве. Студенты считают, что обращение к аналитическому, рефлексивному дневнику способствует развитию рефлексии, т.к. дневник позволяет взглянуть на себя со стороны, записать свои размышления.

Рефлексивное взаимодействие, сопровождение научно-исследовательской, музейной, проектировочной деятельности содействует формированию рефлексивной позиции. Следует использовать разные приемы рефлексии: тесты, эссе, сочинения, составление таблицы, размышления над вопросами и т.д. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии. Рефлексия способствует познанию природы ценностей. Осуществление рефлексии – это признак ценностного отношения, природа которого отражает личностно-переживаемую связь человека с внешней средой, выражает активную избирательную позицию человека.

Мы используем в процессе изучения педагогики коммуникативную, личностную, интеллектуальную, кооперативную рефлексию. Например, популярна среди студентов анкета обратной связи, которая включает 3 пункта: «Мои размышления по поводу занятия, выступления (своего)»; «Моя оценка работы в команде, группе»;  «Что было позитивного и негативного на занятии?». Наиболее эффективны, по мнению респондентов, такие приемы: радуга настроения, лесенка успеха, работа пресс-группы, анкета обратной связи, самоанализ работы, синквейн, педагогический кластер, интеллект-карты, письменное интервью и т.д.

Для нашего исследования представляют интерес труды Е.П. Седых [6], М.В. Белобородовой [7], посвященные значению сетевого обучения, особенностям организации рефлексивной деятельности в виртуальной информационной среде. Заслуживают особого внимания работы Т.П. Осиповой [8], Ю.А. Трифоновой [9], в которых представлен практический опыт проведения рефлексивных семинаров, раскрывается принцип акмеологического сопровождения в реализации потенциала профессионального самосовершенствования студентов.

Внося свой вклад в научное осмысление проблемы, рассмотрим возможности рефлексивно-ценностного сопровождения в процессе профессиональной подготовки разносторонне развитых конкурентоспособных специалистов, способных критически мыслить и находить пути решения педагогических задач и проблем. Несомненно, педагогическое сопровождение имеет особое значение для студентов, создаёт условия для смыслотворческой деятельности.

Профессиональная рефлексия способствует осознанию, осмыслению своей деятельности, поиску путей самоорганизации, самосовершенствования, самореализации. Следовательно, в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо организовать рефлексивное взаимодействие, использовать ценностно-рефлексивную поддержку и сопровождение различных видов деятельности, в том числе специфических для киберпространства.

Нами использовались рефлексивные приёмы, предложенные И.Ю. Шустовой [10], которые позволили нацелить студентов на анализ своего опыта деятельности и её содержания, моделировать возможные действия в будущем, планировать, проектировать деятельность по реализации намеченных целей, рефлексировать в проблемной ситуации.

Эффективны следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная и проспективная. Рассмотрим примеры ситуативных заданий, направленных на формирование рефлексивной позиции студентов в образовательном процессе. Нами организовывались дискуссионные площадки, где студенты получали возможность защищать свои проекты, портфолио, анализировать результаты своего профессионального становления. Наиболее популярны среди студентов аналитические беседы, аудиторные обсуждения, педагогические мастерские. Работа с «живой» ситуацией, возникающей во взаимодействии «здесь и сейчас», позволяет чётче обозначить ситуацию, вывести её на уровень анализа и преобразования. Использовались проблемные, сложные педагогические ситуации, в которых студент через рефлексию находит верное решение.

Рефлексия стимулирует творческий процесс, позволяет осознавать свои затруднения, формирует рефлексивную позицию обучающегося. Рефлексивная деятельность вовлекает обучающихся в процессы целеполагания, планирования, диагностирования, оценивания и т.д.; выполняет разные функции: диагностическую, мотивационную, коммуникативную, проектировочную, социализирующую.

Рефлексивная деятельность в условиях приобщения к цифровой цивилизации помогает студенту определить свой образовательный путь.

References (In Russ.)

  1. Жизнь в интернете и без него. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9024 (дата обращения: 25.04.2021).
  2. Елхова О.И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2011. 38 с.
  3. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с.
  4. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель. XXI век. 2009. № 3-1. С. 32–39.
  5. Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4–9.
  6. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения // Современные проблемы науки и образования. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21239.
  7. Белобородова М.Е. Рефлексивная деятельность студентов в учебном процессе и особенности ее организации в виртуальной информационной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2013. № 9. С. 59–63.
  8. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Т. II. (Психолого-педагогические науки). С. 163–166.
  9. Трифонова, Ю.А. Рефлексивные формы психолого-образовательного сопровождения профессиональной подготовки студентов (в условиях педагогического колледжа): автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2013. 22 с.
  10. Рефлексия в инновационной практике школы: монография / Под ред. И.Ю. Шустовой. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.