Свежий выпуск

обложка_№4_20223 сжатая

 

 

№ 4(12). 2023

 

Продолжается приём статей

1. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Вера Васильевна Гайдукова – заместитель руководителя центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Екатерина Сергеевна Бухтияр – ведущий специалист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

В статье рассмотрены особенности сетевого наставничества в региональной системе образования, которое определяется как вид наставнического взаимодействия, реализуемого в условиях управляемого профессионального сообщества с использованием коммуникационных платформ и ресурсов. Предложены и подробно охарактеризованы модели саморегулируемого горизонтального наставничества, неформального территориально закреплённого наставничества, направляемого мультипликативного наставничества, формализованного опосредованного наставничества, контентного наставничества, комплексного (синтетического) наставничества. Представлен опыт реализации данных моделей в системе образования Краснодарского края.

наставничество, сетевое наставничество, методическая служба, управляемое профессиональное сообщество, краевая инновационная площадка, индивидуальный образовательный маршрут

Яковлева Н.О., Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные модели сетевого наставничества в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 3–13. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_3

2. Скитева А.Ф., Горская Л.Г. Оценка уровня финансовой грамотности обучающихся в современной школе

Алла Францевна Скитева – Почётный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Кубани, директор гимназии № 82 имени 30-й Иркутской Дивизии.
Людмила Геннадьевна Горская – Почётный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора гимназии № 82 имени 30-й Иркутской Дивизии.

В статье представлен анализ существующих методов определения уровня финансовой грамотности обучающихся, рассмотрены различные подходы к использованию форм её оценки в  образовательном процессе. На основе сравнения различных измерительных материалов, разработанных авторами учебно-методических пособий, типовых заданий из открытого банка цифровых образовательных ресурсов, заданий для проведения всероссийских конкурсов и олимпиад по финансовой грамотности, выделены ключевые составляющие эффективной системы оценки. Определены требования к её организации: учёт возрастных особенностей обучающихся, комплексность и личностная ориентированность. Выделены основные требования к оценочной деятельности педагогов, которые обеспечивают повышение качества образования. Описаны возможности кейс-технологии для формирования финансовой грамотности и оценки её сформированности.

финансовая грамотность, оценивание, измерительные материалы, кейс-технология

Скитева А.Ф., Горская Л.Г. Оценка уровня финансовой грамотности обучающихся в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 14–21. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_14

3. Матвеева О.Н., Куклина А.Л. Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска

Ольга Николаевна Матвеева – Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, методист Центра дошкольного образования.
Анастасия Львовна Куклина – Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии, магистрант.

Рассмотрены общие позиции, связанные с развитием системы медиации в общеобразовательных учреждениях. Даётся определение медиативной компетентности как способности умело выстраивать взаимодействие и при случае выходить из возникающих трудностей, осознавая и контролируя ситуацию. В структуре медиативной компетентности выделены следующие компетенции: коммуникативная, управление эмоциями, аналитическая и организаторская. Представлены результаты опроса о возможностях межкультурной медиации в школах г. Красноярска среди педагогов общеобразовательных организаций, обучающихся 7–11 классов и их родителей (564 респондента). Сделан вывод о том, что основными проблемами развития системы медиации является слабая информированность о её возможностях и недостаточная подготовка педагогов в области медиации как эффективного метода урегулирования конфликтов в образовательной среде. Зафиксирована важность развития медиативной компетентности педагогов как необходимого условия для создания благоприятной атмосферы в школьной среде, успешного обучения и воспитания подрастающего поколения.

конфликт, медиация, медиативная компетентность, структура медиативной компетентности, образовательная организация

Матвеева О.Н., Куклина А.Л. Проблемы и перспективы развития медиативной компетентности педагогов г. Красноярска // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 22–28.  https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_22

4. Демуренко О.Д., Бубнова И.С. Представление о будущем у студентов с разной социальной идентичностью

Ольга Дмитриевна Демуренко – студент факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.

В статье рассматриваются вопросы влияния социальной идентичности на представление о будущем у студентов. Отмечается, что формирование у них социальной идентичности имеет важное значение не только для личностного развития и психологического здоровья, но и для будущей профессиональной и социальной жизни. В статье представлены результаты исследования по определению взаимосвязи между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем. В исследовании приняли участие студенты 2–3 курсов факультета управления и психологии Кубанского государственного университета.
Результаты, полученные по методике выявления личностной и социальной идентичности А.А. Урбановича, показали, что студенты отличаются невысокими показателями социальной и личностной идентичности, лучше всего они идентифицируют себя с семьёй и окружением, но вместе с тем  демонстрируют оптимистичные взгляды на будущее. Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева свидетельствуют о том, что студенты со скептицизмом и неуверенностью относятся к прошлому опыту, но вместе с тем у них присутствует позитивное мышление и определённая уверенность в своих целях и дальнейших перспективах на жизнь. С помощью корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между отдельными показателями социальной идентичности у студентов и их представлениями о будущем, жизненными целями, локусом контроля и др.

социальная идентичность, представления о будущем, студенческий возраст

Демуренко О.Д., Бубнова И.С. Представление о будущем у студентов с разной социальной идентичностью // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 29–35. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_29