Выпуск № 3(7). 2022

1. Бубнова И.С., Быстрицкая О.С. Модель непрерывного роста профессионального мастерства педагога
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
Олеся Станиславовна Быстрицкая – старший научный сотрудник центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
Представлена модель непрерывного роста профессионального мастерства педагога, реализуемая в Краснодарском крае. Охарактеризовано основное её содержание. Сделан вывод об эффективности модели непрерывного роста профессионального мастерства педагога в рамках специально построенной региональной системы. Представлена технология мониторинга, проводимого в целях обеспечения обратной связи для совершенствования модели непрерывного роста профессионального мастерства учителей края.
профессиональное мастерство педагога, непрерывный рост профессионального мастерства, мониторинг
Бубнова И.С., Быстрицкая О.С. Модель непрерывного роста профессионального мастерства педагога // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 3–10. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_3
2. Мулюкова В.А. Компетентностная модель современного педагога как основа непрерывного повышения профессионального мастерства
Валерия Алексеевна Мулюкова – кандидат юридических наук, методист Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития
образования Краснодарского края
Рассматривается круг компетенций, которыми необходимо обладать современному педагогу в условиях компетентностно-ориентированного образования; раскрываются понятия компетентность, квалификация, компетентностная модель; выстраивается и описывается компетентностная модель педагогических работников Краснодарского края на основании диагностического тестирования.
компетентностная модель, компетенции, современный педагог, непрерывное повышение профессионального мастерства
Мулюкова В.А. Компетентностная модель современного педагога как основа непрерывного повышения профессионального мастерства // Педагогическая перспектива.
2022. № 3(7). С. 11–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_11
3. Плосконосова Е.А. Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области
Елена Алексеевна Плосконосова – кандидат технических наук, методист кафедры управления, экономики и правового регулирования в образовании Кузбасского регионального института
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Представлен анализ результатов мониторинга цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области с позиций системно-диалектического подхода, предполагающего рассмотрение условий её развития. Определены основные условия цифровизации, которые могут иметь побочный, «отчуждённый» результат: использование информационно-коммуникационных технологий для организации и управления образовательным процессом в общеобразовательных организациях; владение базовыми навыками их использования руководящими и педагогическими работниками; совершенствование цифровых компетенций педагогических работников; наличие у них документов об окончании курсов повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий; оснащённость общеобразовательных организаций компьютерным оборудованием; наличие широкого спектра цифровых инструментов в профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников.
общеобразовательная организация, цифровизация, условия цифровизации, системно-диалектический анализ
Плосконосова Е.А. Системно-диалектический анализ условий цифровизации общеобразовательных организаций Кемеровской области // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 19–25. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_19
4. Чистобаева А.Ю., Харанжак В.В. Влияние тяжёлых нарушений речи на развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Анна Юрьевна Чистобаева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.
Вера Васильевна Харанжак – магистрант кафедры логопедии и детской речи Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.
Представлены результаты исследования влияния тяжёлых нарушений речи на развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, проведённого на базе МАДОУ «Колосок» п. Краснообск в период с марта по май 2022 г. С помощью различных методик оценки коммуникативной компетентности были выявлены особенности мотивационного, когнитивного, деятельностного и эмоционально-оценочного компонентов данных способностей. Определено, что тяжёлые нарушения речи оказывают непосредственное негативное влияние на социально-коммуникативные способности детей 6–7 лет. В среднем по всем методикам 50–60% детей продемонстрировали средний и 40–50% – низкий уровень их развития.
социально-коммуникативные способности, тяжёлые нарушения речи, старший дошкольный возраст
Чистобаева А.Ю., Харанжак В.В. Влияние тяжёлых нарушений речи на развитие социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 26–33. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_26
5. Бубнова И.С., Бегзадян Н.А. Систематизация современных подходов к научно-методическому сопровождению развития региональной инновационной инфраструктуры
Ирина Сергеевна Бубнова – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета.
Наталья Алексеевна Бегзадян – ведущий специалист Центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
Представлены основные характеристики научно-методического сопровождения региональной инновационной инфраструктуры и основополагающие походы к его организации. Описан опыт Краснодарского края по построению и поддержке такой инфраструктуры. Охарактеризована модель региональной инновационной инфраструктуры, включающей информационный, кадровый, программно-технологический, диссеминационно-консалтинговый, нормативно-правовой блоки и блок разработки инноваций. Описаны связи между блоками и функциональная роль организаций, участвующих в научно-методическом сопровождении разработки и внедрения инноваций.
научно-методическое сопровождение, подход, территориальная методическая служба, инновационная инфраструктура, региональная система образования
Бубнова И.С., Бегзадян Н.А. Систематизация современных подходов к научно-методическому сопровождению развития региональной инновационной инфраструктуры // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 34–43. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_34
6. Степин С.Н., Николаева Э.Е. Технология процесса изучения драматических произведений в аспекте культурологического подхода в профильной школе: теоретический и методологический аспект
Сергей Николаевич Степин – кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева.
Элина Евгеньевна Николаева – ассистент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка филологического факультета Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева.
Статья посвящена рассмотрению специфики изучения драматических произведений в профильной школе на основе культурологического подхода. Авторы останавливаются на вопросах профилизации образовательного пространства и тех изменениях, которые влечёт за собой данный процесс. Особое внимание уделяется установлению ключевых различий в методике преподавания драмы на базовом и профильном уровнях обучения. Большое место в работе занимают методы и приёмы, способствующие эффективному усвоению обучающимися драматического материала с точки зрения его культурного аспекта. Авторы приходят к выводу о том, что подобная деятельность позволяет школьникам сформировать умения по выявлению различных историко-культурных фактов; навыки работы использования историко-культурных комментариев и источников информации с целью обогащения своих фоновых знаний и др.
культурологический подход, профильная школа, драматическое произведение, урок литературы
Степин С.Н., Николаева Э.Е. Технология процесса изучения драматических произведений в аспекте культурологического подхода в профильной школе: теоретический и
методологический аспект // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 44–54. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_44
7. Гнилицкая В.Б., Христуленко А.Л., Куглер Т.Е., Приколота О.А., Приколота А.В., Могилевская К.Э. Проблемные лекции как эффективная форма обучения на этапе последипломного образования
Виктория Борисовна Гнилицкая – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии факультета интернатуры и последипломного образования им. проф. А.И. Дядыка Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Алина Леонидовна Христуленко – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии факультета интернатуры и последипломного образования им. проф. А.И. Дядыка Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Татьяна Евгеньевна Куглер – кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапии факультета интернатуры и последипломного образования им. проф. А.И. Дядыка Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Ольга Александровна Приколота – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии факультета интернатуры и последипломного образования им. проф. А.И. Дядыка Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Алина Вадимовна Приколота – ассистент кафедры терапии факультета интернатуры и последипломного образования им. проф. А.И. Дядыка Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Кристина Элмурадовна Могилевская – ассистент кафедры терапии факультета интернатуры и последипломного образования им. проф. А.И. Дядыка Донецкого национального медицинского университета имени М. Горького.
Преподавание внутренних болезней в современных условиях требует интенсификации обучения, повышения мотивации к получению знаний и навыков врачами-интернами и слушателями последипломного образования. Одной из наиболее активных форм обучения является проблемное обучение, которое предусматривает постановку проблемы на лекции в смысле её значимости, научных перспектив развития и изучения нерешённых вопросов, имеющихся на данный момент противоречий. Это стимулирует интерес к получению самых современных знаний и включение в творческий процесс для решения учебных проблем. На проблемной лекции активация клинического мышления обучающихся осуществляется лектором с помощью создания проблемной ситуации. Проблемное обучение, кроме получения знаний и формирования навыков и умений, способствует также и развитию мышления, и способностей обучающегося.
последипломное образование, проблемное обучение, проблемная лекция
Гнилицкая В.Б., Христуленко А.Л., Куглер Т.Е., Приколота О.А. и др. Проблемные лекции как эффективная форма обучения на этапе последипломного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 55–61. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_55
8. Николаева Э.Е. Аксиологический комментарий как приём аналитической работы над лирическими произведениями в профильных гуманитарных классах
Элина Евгеньевна Николаева – ассистент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка филологического факультета Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева
Показаны пути освоения лирических произведений на уроках литературы в профильных гуманитарных классах. На основе творчества русских поэтов XX века охарактеризованы различные технологии, применимые для обучения старшеклассников лирике. В ряду доминирующих технологий указываются те, которые соединяют логическое и эмоциональное: проблемное обучение, «мозговой штурм», культурологический комментарий, метод проектов, информационные технологии, междисциплинарный диалог, переход от образного строя произведения к системе теоретических понятий и обратно, но на новом, более высоком уровне и др. Особое предпочтение отдаётся аксиологическому комментарию как действенному приёму работы в данном направлении.
аксиологический комментарий, лирические произведения, образовательные технологии, профильные классы
Николаева Э.Е. Аксиологический комментарий как приём аналитической работы над лирическими произведениями в профильных гуманитарных классах // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 62–68. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_62
9. Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР
Елена Демьяновна Сергеева – педагог-психолог Туапсинского социально-педагогического колледжа
В статье рассмотрены практические аспекты реализации эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» в системе психолого-педагогической поддержки обучающихся Туапсинского социально-педагогического колледжа, прибывших из ДНР и ЛНР. Предложенные мероприятия способствуют адаптации подростка в социуме, снижают уровень тревожности, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.
психолого-педагогическая поддержка, социализация, трудная жизненная ситуация, коучинг
Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 69–74. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_69