Выпуск № 1(9). 2023

1. Демченко А.А., Стан Ю.Ю., Касумян А.С. Интеграция предметов эстетического цикла как средство формирования компонентов эмоционального здоровья младших школьников
Анна Александровна Демченко – кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Института развития образования Краснодарского края.
Юлия Юрьевна Стан – старший преподаватель кафедры начального образования Института развития образования Краснодарского края.
Анастасия Сергеевна Касумян – магистрант факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета.
В статье рассматривается проблема формирования эмоционального здоровья младших школьников в аспекте реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Представлена характеристика понятия «эмоциональное здоровье» детей младшего школьного возраста, описаны методические особенности преподавания дисциплин эстетического цикла (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка) в начальной школе с учётом интегративного подхода. Определены компоненты эмоционального здоровья (распознавание эмоций и их интерпретация, выражение эмоций в соответствии с социальными нормами, саморегуляция эмоционального состояния и проявление эмпатии) и приёмы их формирования на интегрированных уроках эстетического цикла.
эмоции, эмоциональное здоровье, предметы эстетического цикла, интеграция, младший школьный возраст
Демченко А.А., Стан Ю.Ю., Касумян А.С. Интеграция предметов эстетического цикла как средство формирования компонентов эмоционального здоровья младших школьников // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 3–11. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_3
2. Налимова И.В., Пушкина А.С. Практико-ориентированные задачи при изучении математических величин в начальной школе
Ирина Владимирова Налимова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
Анастасия Сергеевна Пушкина – студент Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования функциональной грамотности младшего школьника при изучении математики. Описываются способы реализации системно-деятельностного подхода при обучении учащихся начальных классов общеобразовательной школы как основной технологии реализации стандарта. Авторы опираются на содержание обновлённой редакции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Даётся краткая характеристика изучения математических величин в начальной школе. Рассмотрен практико-ориентированный метод обучения младших школьников, приводится определение практико-ориентированных математических задач. Описано содержание диагностики и приведены результаты исследования умения решать практико-ориентированные задачи, связанные с величинами. Выполнен анализ основных ошибок, допущенных учениками четвёртого класса при выполнении диагностической работы. Авторами составлены и описаны примеры практико-ориентированных задач, которые могут быть применены на уроках математики в начальных классах.
практико-ориентированный метод, математическая грамотность, младший школьник, практико-ориентированная задача
Налимова И.В., Пушкина А.С. Практико-ориентированные задачи при изучении математических величин в начальной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 12–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_12
3. Биндусов Е.Е., Янкина Е.А., Овсянникова М.А. Танцевальная подготовка девочек 5–6 лет, занимающихся художественной гимнастикой
Евгений Евгеньевич Биндусов – кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики Московской государственной академии физической культуры.
Екатерина Александровна Янкина – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики гимнастики Московской государственной академии физической культуры.
Марина Андреевна Овсянникова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры Российского университета транспорта.
В статье рассматриваются вопросы развития и особенности танцевальной подготовленности девочек 5–6 лет, занимающихся художественной гимнастикой в спортивно-оздоровительных группах. Представлены результаты анкетирования тренеров по их отношению к процессу танцевальной подготовки юных гимнасток, наиболее распространённых средствах, используемых специалистами. Охарактеризованы результаты внедрения разработанных экспериментальных комплексов развития танцевальной подготовленности в тренировочный процесс девочек 5–6 лет. Зафиксирована значимая положительная динамика по всем показателям танцевальной подготовленности в экспериментальной группе и существенность их отличия от результатов контрольной группы.
художественная гимнастика, спортивно-оздоровительные группы, танцевальная подготовленность, выразительность, образность
Биндусов Е.Е., Янкина Е.А., Овсянникова М.А. Танцевальная подготовка девочек 5–6 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 19–25. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_19
4. Габеркорн И.И., Сорвачева И.Д. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования
Ирина Ивановна Габеркорн – кандидат педагогических наук, доцент, доцент Евпаторийского института социальных наук (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Ирина Дмитриенва Сорвачева – старший преподаватель Евпаторийского института социальных наук (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Рассматриваются общие вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования. На основе их анализа разработана модель её организации, включающая мотивационно-целевой, организационно-методический и контрольно-результативный блоки. Эти блоки, решая каждый свои задачи, в комплексе способствуют системному построению данного процесса и обеспечивают гарантированное достижение поставленных целей. Существенную роль при этом играют выявленные группы педагогических условий: 1) условия создания образовательного пространства, стимулирующего постоянный творческо-исследовательский поиск и личностно-профессиональное развитие обучающихся; 2) условия технологизации исследовательской деятельности, предполагающей профессиональное развитие обучающихся.
исследовательская деятельность, высшее образование, модель, педагогические условия
Габеркорн И.И., Сорвачева И.Д. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе высшего образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 26–32. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_26
5. Николаенко Г.С. Индивидуальные образовательные маршруты внеучебной деятельности как эффективный инструмент повышения качества воспитательной работы в современной школе
Галина Сергеевна Николаенко – Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, директор МБОУ СОШ № 43 станицы Северской МО Северский район имени Героя Советского Союза С.Г. Соболева
Рассматриваются возможности индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности для решения современных задач воспитания подрастающего поколения. Выделены и охарактеризованы проективно-ориентационный, событийно-деятельностный и ценностно-рефлексивный этапы его построения. Дано описание событийной карты возможностей воспитательного пространства, реализуемой в связке с индивидуальными образовательными маршрутами. Представлены основные позиции мониторинга уровня достижения целевых ориентиров воспитания. Описан опыт внедрения указанных позиций в МБОУ СОШ № 43 станицы Северской муниципального образования Северский район имени Героя Советского Союза С.Г. Соболева.
индивидуальный образовательный маршрут, внеучебная деятельность, индивидуализация образования, событийная карта возможностей воспитательного пространства, портфолио обучающегося, рефлексивный журнал
Николаенко Г.С. Индивидуальные образовательные маршруты внеучебной деятельности как эффективный инструмент повышения качества воспитательной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 33–41. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_33
6. Нефедова О.В. Некоторые аспекты развития системы образования СССР в 1938 году (по материалам региональной и центральной прессы)
Ольга Владимировна Нефедова – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и права Мурманского арктического государственного университета
По материалам печати февраля-декабря 1938 года анализируются значимые аспекты развития системы образования. Рассматриваются проблемы, не решённые в стране за 20 лет после Октябрьской революции 1917 года, и пути их решения, широко представленные в центральной и региональной прессе. К основным из них относятся: ликвидация безграмотности и малограмотности, реализация всеобуча; роль семьи, родителей; кадровая обеспеченность системы образования; репрессии; загруженность педагогов общественной работой; тяжёлые условия быта и проблемы коммуникации с чиновниками и прессой; низкое качество образования; методы решения возникающих проблем. Их описание даётся со ссылками на материалы центральной и региональной прессы, в первую очередь газет «Полярная правда» и «Правда».
всеобуч, ликвидация неграмотности, нехватка учителей, аттестация, репрессии, общественная работа, успеваемость, роль прессы
Нефедова О.В. Некоторые аспекты развития системы образования СССР в 1938 году (по материалам региональной и центральной прессы) // Педагогическая перспектива. 2023.
№ 1(9). С. 42–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_42
7. Шелепова С.В. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
Светлана Владимировна Шелепова – старший преподаватель кафедры дополнительного образования Донецкого национального университета
Представлены основные позиции проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству. Определены и охарактеризованы педагогические условия повышения эффективности их развития: 1) активное поощрение педагогом самовыражения и воображения детей в процессе обучения изобразительному искусству; 2) использование мультимедийных интерактивных технологий для создания творческой атмосферы; 3) использование нестандартных техник рисования. Сделан вывод о результативности комплексного использования данных условий.
младшие школьники, изобразительное искусство, творческие способности, педагогические условия
Шелепова С.В. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 56–61. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_56
8. Науменко Я.Э. Об особенностях специальной физической подготовки прыгунов тройным в лёгкой атлетике
Янина Эдуардовна Науменко – преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины
Представлены основные характеристики плиометрических упражнений, которые выступают эффективным средством повышения специальной физической подготовки прыгунов тройным. Рассмотрены конкретные прыжковые упражнения, которые могут быть применены легкоатлетами-прыгунами. Приведены примерные параметры тренировочной нагрузки с использованием значительного объёма плиометрических упражнений в недельном микроцикле у прыгунов тройным. Представлены результаты использования разработанного автором комплекса таких упражнений в большом количестве спортсменами высокой квалификации, специализирующимися в тройном прыжке. На основе тестов, предложенных В. Креером, проведено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп. Сделан вывод о том, что использование методики плиометрической тренировки положительно сказывается на результатах основного упражнения прыгунов тройным и является важным средством формирования их специальной физической подготовки.
плиометрические упражнения, тройной прыжок, спортивный результат, специальная физическая подготовка, подготовительный период
Науменко Я.Э. Об особенностях специальной физической подготовки прыгунов тройным в лёгкой атлетике // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 62–67. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_62
9. Митюк О.И. Графическое моделирование как один из способов обучения решению текстовых задач
Оксана Игоревна Митюк – студент Психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета.
Рассматривается вопрос об эффективности использования графического моделирования как средства обучения решению текстовых задач младшими школьниками. Представлено значение текстовых задач при обучении математике в начальной школе. Фиксируются этапы моделирования применительно к решению задач, а также отмечены особенности графического моделирования в этом контексте. Рассматриваются результаты эксперимента по систематическому использованию графического моделирования при решении текстовых задач в начальной школе.
начальная школа, математика, текстовые задачи, графическое моделирование
Митюк О.И. Графическое моделирование как один из способов обучения решению текстовых задач // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 68–73. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_68
10. Хмызова Н.Г. Реализация практико-ориентированного подхода к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов
Наталья Геннадьевна Хмызова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева
Представлена реализация практико-ориентированного подхода к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Построена личностно-ориентированная модель подготовки студентов бакалавриата по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) при преподавании педагогических дисциплин. Охарактеризованы составляющие её компоненты: 1) содержание дидактического материала, отражающее ключевые позиции профессиональной деятельности; 2) стиль взаимодействия преподавателя и обучающегося; 3) профессиональное содержание и уровень практической деятельности. Приведены примеры разработанных на основе практико-ориентированного подхода образовательных модулей, используемых при изучении педагогических дисциплин.
профессиональная компетенция, педагогическая деятельность, практикоориентированный подход, модель, условия
Хмызова Н.Г. Реализация практико-ориентированного подхода к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов // Педагогическая перспектива. 2023. № 1(9). С. 74–80. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_74