Выпуск № 2(6). 2022

1. Ханин В.А., Суворова С.Л. Методико-технологические аспекты проектирования современного урока иностранного языка

Вячеслав Аркадьевич Ханин – кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Светлана Леонидовна Суворова – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического
образования.

Рассматриваются теоретико-методологические основы проектирования современного урока иностранного языка в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов и актуальных методических стандартов. В соответствии с новыми стандартами урок иностранного языка представляет собой многокомпонентную комплексную структурно-содержательную систему, а его проектирование предполагает моделирование педагогической структуры урока с учётом специфики обучения иностранному языку и включает разделение урока на инвариантные и вариативные этапы, описание цели, задач, содержания, методов и приёмов, организационных форм проведения урока. В статье рассмотрены некоторые типы и модели современного урока иностранного языка.

проект, проектирование урока, типы урока иностранного языка, модели урока иностранного языка

Ханин В.А., Суворова С.Л. Методико-технологические аспекты проектирования современного урока иностранного языка // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 3–9. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_3

2. Яковлева Н.О. Сопровождение методических команд в системе образования Краснодарского края

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края

Представлена система сопровождения территориальных методических служб, реализуемая в Краснодарском крае. Охарактеризованы основные её блоки: 1) диагностический, который определяет направление и содержание действий по сопровождению; 2) деятельностный, который содержит мероприятия по созданию условий для успешной работы сопровождаемых команд; 3)  мотивационный, направленный на поддержание их активности; 4) мониторинговый, посвящённый оценке эффективности сопровождения. Описание каждого блока сопровождается примерами его реализации в 2021 году. Сделан вывод об эффективности процесса сопровождения методических команд в рамках специально построенной региональной системы.

территориальная методическая служба, сопровождение, научно-методическое сопровождение

Яковлева Н.О. Сопровождение методических команд в системе образования Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 10–19. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10

3. Панасенкова М.М. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами

Марина Михайловна Панасенкова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специального и инклюзивного образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

Статья посвящена исследованию особенностей коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами. Представлены теоретические вопросы, раскрывающие особенности коммуникативных умений у дошкольников с расстройством аутистического спектра. Обобщены результаты проведённого исследования и сформулированы выводы об особенностях формирования коммуникативных умений. Раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

коммуникативные умения, аутистические расстройства, социальное взаимодействие, ранний детский аутизм, общение, эмоциональные реакции, вербальное общение, психологические черты, навык, негативная реакция

Панасенкова М.М. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 20–27. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_20

4. Ханин В.А. Использование педагогической технологии «логико-смысловая модель» в системе переподготовки учителей иностранных языков

Вячеслав Аркадьевич Ханин – кандидат химических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические основы подготовки и профессионального развития учителей иностранного языка через рекуррентные формы повышения квалификации и переподготовки, в частности, с помощью использования педагогической технологии «логико-смысловая модель». Особое внимание уделяется совершенствованию грамматической компетенции слушателей курса переподготовки, рассматривается проблема усвоения ими грамматики глагола английского языка на основе авторской логико-смысловой модели, представленной несколькими блоками. Подробно описывается процедура создания модели «Грамматика английского глагола», её структура, включающая оси и узлы, а также педагогическая технология её реализации в рамках курсов переподготовки учителей английского языка.

дидактическая многомерная технология, модель, логико-смысловая модель, педагогическая технология

Ханин В.А. Использование педагогической технологии «логико-смысловая модель» в системе переподготовки учителей иностранных языков // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 28–37. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_28

5. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов

Анна Викторовна Михайлова – методист Центра конкурсного движения Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Кристина Максимовна Власова – методист Центра непрерывного повышения педагогического мастерства Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Рассматривается проблема профессионального выгорания педагогов с учётом новых образовательных условий. Авторы уделяют внимание взаимодействию и взаимовлиянию главных участников педагогического процесса – учителей, учеников и их родителей, а также вопросам ответственности каждого из них за улучшение образовательных результатов. Показана взаимозависимость уровня профессиональных компетенций педагога и уровня качества образования школьной организации. Описываются риски, причины и признаки возникновения эмоционального истощения педагогов. Представлены результаты исследования профессионального выгорания педагога в зависимости от стажа работы, возраста, условий.

профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, профилактика профессионального выгорания, психологическая помощь

Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 38–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_38

6. Гузева А.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья

Александра Владимировна Гузева – магистрант Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета

В современных условиях постоянного роста количества детей с проблемами здоровья остро стоит вопрос организации их психолого-педагогического сопровождения в рамках инклюзивного образования как важного фактора успешного становления и социализации ребёнка. Определяющую роль во всестороннем развитии личности в подростковом возрасте играет мотивационно-ценностная сфера. Знание особенностей ценностной ориентации и мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) позволит подобрать эффективные коррекционно-развивающие методы для достижения личностных результатов детей с учётом специфики их развития. Статья посвящена рассмотрению проблемы изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы подростков с ОВЗ. Анализируется термин «мотивационно-ценностная сфера» в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей. Представлены  результаты исследования и выявлены отличительные особенности мотивационно-ценностной сферы подростков с ОВЗ. Показано распределение жизненных ценностей подростков с ОВЗ по  иерархии, произведён сравнительный анализ с иерархией ценностей нормотипичных подростков.

ценность, ценностные ориентации, мотивация, мотивационно-ценностная сфера, ограниченные возможности здоровья

Гузева А.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 45–52. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_45

7. Павловская Н.Г., Чемоданова Г.И. Роль лидерских качеств учителя в профессиональной деятельности

Надежда Григорьевна Павловская – кандидат психологических наук, магистр педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Северо-Казахстанского университета
им. М. Козыбаева.
Галина Иосифовна Чемоданова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева.

Рассматривается проблема лидерства в образовании. Систематизированы научно-теоретические положения, раскрывающие психолого-педагогические основы лидерства. Представлен анализ научно-теоретических исследований понятия «лидер» и специфики лидерства в системе образования в трудах российских, казахстанских и зарубежных учёных. На его основе проведено сравнение позиций лидера и менеджера, выделены их сходства и различия. Осуществлена интеграция навыков лидерства с особенностями организации педагогической деятельности. С учётом  существующих практических предложений специалистов по формированию навыков лидерства и общения в различных видах профессиональной деятельности разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств учителя через построение траектории развития лидерства.

лидер, лидерство в образовании, лидерские качества учителя, траектория развития лидерства учителя

Павловская Н.Г., Чемоданова Г.И. Роль лидерских качеств учителя в профессиональной деятельности // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 53–60. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_53

8. Сергеева Е.Д. Сущность и диагностика психологических особенностей восприятия стриминга в социальных сетях в процессе социализации личности подростков

Елена Демьяновна Сергеева – педагог-психолог Туапсинского социально-педагогического колледжа

В статье рассмотрены проблемы восприятия стриминга в социальных сетях в процессе социализации личности подростков. На процесс социализации личности современного подростка существенное влияние оказывают средства массовой информации, в том числе и стриминг в социальных сетях. Благодаря средствам массовой информации происходит становление общественного мнения в различных сторонах жизни общества. Приведены результаты исследования по определению степени отличия в восприятии стриминга в социальных сетях среди подростков ГБПОУ  Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж».

восприятие, интернет, личность, подростки, социализация, социальные сети, стриминг, фактор социализации

Сергеева Е.Д. Сущность и диагностика психологических особенностей восприятия стриминга в социальных сетях в процессе социализации личности подростков // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 61–69. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_61

9. Иванова О.Г. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников Кузбасса в условиях индивидуализации

Ольга Георгиевна Иванова – кандидат педагогических наук, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Представлена информация о системе непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Кузбассе с учётом использования современных цифровых технологий. Описана организация диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников, на основе которых построены индивидуальные образовательные маршруты. Представлен опыт проведения стажировок на базе образовательных организаций с целью тиражирования эффективных педагогических практик.

индивидуальный образовательный маршрут, диагностика профессиональных дефицитов, стажировка, профессиональная компетенция

Иванова О.Г. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников Кузбасса в условиях индивидуализации // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 70–77. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_70

10. Коротеева А.С. Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися

Александра Сергеевна Коротеева – ассистент кафедры химии и методики преподавания химии Оренбургского государственного педагогического университета

Рассматривается проблема использования цифровых образовательных ресурсов в высшей школе. Представлены общие теоретические позиции, характеризующие их особенности и требования к  применению. Описана экспериментальная работа, подтверждающая выдвинутую гипотезу о том, что использование цифровых образовательных ресурсов на учебных занятиях способствует более эффективному усвоению учебного материала и, соответственно, положительно сказывается на качестве образования.

цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, эффективность усвоения информации

Коротеева А.С. Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 78–82. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_78