Выпуск № 3(11). 2023

1. Быстрицкая О.С. Конкурс на лучшую образовательную организацию по итогам работы за учебный год как инструмент управления качеством образования
Олеся Станиславовна Быстрицкая – заместитель директора Информационно-методического центра системы образования Ейского района
В статье анализируются различные подходы к пониманию сущности качества образования и определению критериев его оценки. Представлены особенности построения методик оценивания деятельности образовательных организаций на муниципальном уровне. Описан опыт муниципального образования Ейский район Краснодарского края по проведению конкурса на лучшую образовательную организацию по итогам работы за учебный год. Дана характеристика направлений и показателей оценивания по типам организаций: общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования. Отмечается, что конкурсная всесторонняя оценка деятельности образовательных организаций позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии конкретных образовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом и своевременно принять необходимые меры.
качество образования, мониторинг качества образования, критерии оценки, школы-лидеры
Быстрицкая О.С. Конкурс на лучшую образовательную организацию по итогам работы за учебный год как инструмент управления качеством образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 3–11. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_3
2. Бегзадян Н.А. Гарантированное информирование как компонент сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края
Наталья Алексеевна Бегзадян – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края
В статье рассмотрены различные аспекты деятельности профессиональных сообществ педагогических работников, в частности их основные функции и решаемые задачи. Описана структура управляемого профессионально-педагогического сообщества. Представлен опыт информационно-методического сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края. Построена модель гарантированного информирования участников сообществ, представлен регламент этой деятельности.
профессиональное сообщество, управляемое профессиональное сообщество, педагогические работники, информирование
Бегзадян Н.А. Гарантированное информирование как компонент сопровождения работы профессиональных сообществ педагогических работников Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 12–18. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_12
3. Исаенко В.А. Организация работы ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста»
Вера Александровна Исаенко – директор МБОУ СОШ № 13 имени героя Советского Союза
Г.К. Кулика
Представлено авторское понимание ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста». Определены его место в муниципальной системе образования и основные задачи: 1) координация деятельности центров образования «Точка роста» в муниципалитете; 2) методическая поддержка педагогов и формирование единого информационно-образовательного пространства; 3) создание условий для личностно мотивированного участия детей в развитии познавательной и творческой активности; 4) проведение целенаправленной просветительской и информационно-разъяснительной работы. Сформулированы основные принципы деятельности: 1) принцип коллективного доступа к ресурсам центров образования «Точка роста», обеспечивающий взаимодействие по их использованию; 2) принцип партнёрства, предполагающий разнообразные формы сотрудничества; 3) принцип непрерывности образования, обеспечивающий обучающимся переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети центров образования «Точка роста». Представлена модель ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста», охарактеризованы его субъекты и их роль, предложена циклограмма работы. Разработаны критерии оценки эффективности деятельности образовательных центров «Точка роста».
центр «Точка роста», ресурсный центр, педагогические работники, муниципальная система образования
Исаенко В.А. Организация работы ресурсного центра для педагогических работников центров образования «Точка роста» // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 19–28. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_19
4. Яковлева Н.О., Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
Екатерина Сергеевна Бухтияр – ведущий специалист центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
Марина Фёдоровна Шлык – методист центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
Показано значение и представлена общая характеристика взаимодействия педагогического вуза с региональной системой образования. Выделены его имманентные черты (педагогическая природа, системный и творческий характер, нелинейность, транспарентность и гибкость реализации, лабильность функциональных связей, открытость изменениям внешней среды). Приведено описание авторской модели данного взаимодействия, сформированной с учётом специфики работы системы образования Краснодарского края. При описании модели актуализированы основные субъекты её реализации и раскрыты возможности использования инновационной инфраструктуры региональной системы образования. Существенное внимание уделено работе с будущими педагогами, не обладающим способностью и готовностью к работе с детьми, но ориентированными на методическую деятельность, по их закреплению в сфере образования региона. Указаны разделы, составляющие дорожную карту взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования, включающей нормативный, научно-методический, организационно-практический, материально-технический, информационный и контрольно-диагностический разделы, а также её ключевые мероприятия.
взаимодействие, педагогический вуз, региональная система образования, муниципальная система образования, инновационная инфраструктура, карьерные траектории, педагог
Яковлева Н.О., Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 29–38. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_29
5. Авсейкова Н.И. Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования
Надежда Игоревна Авсейкова – старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи Могилёвского государственного университета имени А.А. Кулешова
В статье представлена модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, опирающаяся на результаты исследований понятия «профессиональная компетенция» с позиций аксиологического, системного и компетентностного подходов. Представлены основные положения данных подходов применительно к проблеме исследования. Охарактеризованы четыре компонента, составляющие построенную модель: мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный. Представлен анализ их содержания и связи между ними.
компетенции, профессиональные компетенции, модель, методологические подходы, воспитатель дошкольного образования
Авсейкова Н.И. Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 39–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_39
6. Горюнова М.Г., Шевчук А.С. Формирование эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций средствами наставничества
Мария Геннадьевна Горюнова – педагог-психолог МБДОУ № 18 «Солнышко», г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.
Александра Сергеевна Шевчук – старший воспитатель МБДОУ № 18 «Солнышко», г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края.
Статья представляет собой обзор практического опыта работы дошкольного образовательного учреждения в рамках краевой инновационной площадки по формированию эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов в условиях наставничества. Представлен опыт психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом наставников и наставляемых (молодых и начинающих педагогов). Описаны формы и этапы реализации модели наставничества. Раскрыты понятие и компоненты эмоционального интеллекта, актуальность и практическая значимость его развития в работе педагогических работников, особенности построения индивидуального маршрута развития эмоционального интеллекта.
наставничество, молодой педагог, начинающий педагог, эмоциональный интеллект, индивидуальный маршрут развития
Горюнова М.Г., Шевчук А.С. Формирование эмоционального интеллекта у молодых и начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций средствами наставничества // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 48–55. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_48
7. Лукащук Т.С. Методологические подходы к преподаванию химических дисциплин в фармацевтическом образовании
Татьяна Сергеевна Лукащук – кандидат технических наук, старший научный сотрудник кафедры фармации Кубанского института профессионального образования
В статье проанализированы методологические подходы к преподаванию химических дисциплин в фармацевтическом образовании и показаны преимущества каждого из них при формировании профессиональной компетентности будущих фармацевтов. Отмечено, что системный подход позволяет чётко определять приоритетные направления преподавания, структурировать обучающие задачи. Деятельностный подход реализуется как при выполнении лабораторных работ, в ходе которых отрабатываются исследовательские умения, так и во время решения профессионально направленных задач. Интегративный подход способствует созданию внутренней мотивации соискателей образования и личностного профессионального развития. Личностно ориентированный подход реализуется через использование профессионально ориентированных задач разного уровня сложности, решение которых моделирует ситуации, с которыми соискатели профессионального высшего образования столкнутся в реальной профессиональной деятельности. Компетентностный подход объединяет образовательный процесс и его понимание, в процессе которого происходит становление личностной позиции будущего фармацевтического работника, формируется его отношение к предмету деятельности. Технологический подход характеризует направленность в обучении химии на оптимизацию, интенсификацию, усовершенствование, повышение результативности обучения.
химические дисциплины, фармацевтическое образование, преподавание химических дисциплин, профессиональная компетентность, методологические подходы
Лукащук Т.С. Методологические подходы к преподаванию химических дисциплин в фармацевтическом образовании // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 56–63. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_56
8. Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С., Панова М.В. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема
Бозор Сафаралиевич Сафаралиев – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Челябинского государственного института культуры.
Наталья Станиславовна Кольева – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и статистики Уральского государственного экономического университета.
Марина Валерьевна Панова – старший преподаватель кафедры информационных технологий и статистики Уральского государственного экономического университета.
В статье рассматриваются вопросы активизации учебной деятельности учащихся, основанные на дидактическом понимании сущности обучения как системы взаимосвязи деятельности педагога и учащегося. Раскрыты комплексный и системно-деятельностный подходы к организации активной учебной деятельности. Их сущность заключается, с одной стороны, в интеграции усилия различных учебных дисциплин, предусматривающей разработку вопроса со всех его аспектов с постановкой комплекса задач образования и общего развития учащихся, с другой – в установлении функциональных связей и структурных отношений между составными элементами рассматриваемой в данный момент конкретной системы, в силу чего обеспечивается высокий уровень функционирования системы.
активизация учебной деятельности, образовательный процесс, комплексный подход, системно-деятельностный подход
Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С., Панова М.В. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 64–70. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_64
9. Павловская Н.Г., Долобаева А.Е. Развитие внутренних мотивов личности как ведущего фактора выбора профессии
Надежда Григорьевна Павловская – кандидат психологических наук, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева.
Айгуль Ербатыровна Долобаева – магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева.
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Цель публикации: выявить роль внутренних мотивов при выборе профессии старшеклассниками и определить особенности психолого-педагогической работы по развитию и коррекции ведущих мотивов как фактора выбора профессии. В ходе теоретического анализа проведена систематизация знаний об особенностях выбора профессии как психологического феномена и специфике внутренних мотивов личности как фактора выбора профессии у старшеклассников. Авторами представлены результаты экспериментального исследования, подтверждена эффективность программы тренинговых занятий, направленной на развитие и коррекцию внутренних мотивов старшеклассников как главных детерминант успешного выбора будущей профессии. Сделаны выводы о том, что для осуществления выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированную мотивационную сферу; при осознанном выборе профессии ведущими являются внутренние мотивы; развитие и коррекция ведущих внутренних мотивов возможна, если целенаправленно и систематически применять программу тренинговых занятий.
выбор будущей профессии, мотивационная сфера, внутренние мотивы, осознаный выбор
Павловская Н.Г., Долобаева А.Е. Развитие внутренних мотивов личности как ведущего фактора выбора профессии // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 71–78. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_71
10. Азлецкая Е.Н., Клочкова К.В., Проскурина О.Б. Развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-педагогической технологии
Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Кристина Владимировна Клочкова – заведующий Детским садом комбинированного вида № 94, г. Краснодар.
Оксана Борисовна Проскурина – педагог-психолог Детского сада комбинированного вида № 94, г. Краснодар.
Статья посвящена роли и процессу развития творческого потенциала педагогов. Проведён анализ научных источников, который позволил авторам сделать вывод о том, что развитие творческого потенциала педагогов является неотъемлемым компонентом современного образования. Выявлены факторы влияния на развитие творческого потенциала педагогов, которые необходимо учитывать как при организации непрерывного профессионального образования, так и при сопровождении педагогов в процессе их профессиональной деятельности. Описан опыт МАДОУ МО Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 94» реализации проекта по созданию условий для развития творческого компонента педагогов дошкольных учреждений с использованием арт-педагогической технологии. Представлены основные результаты исследования эффективности опыта, свидетельствующие о том, что арт-педагогическая технология является эффективным средством развития творческого потенциала педагогов дошкольных организаций. Намечены дальнейшие направления развития творческого потенциала педагогов.
творческий потенциал, арт-педагогическая технология, творческая образовательная среда, пластичность мышления
Азлецкая Е.Н., Клочкова К.В., Проскурина О.Б. Развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-педагогической технологии // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 79–85. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_79