Проактивность как ключевая характеристика образовательной среды современной гимназии
![]()
А.В. Великов1, А.В. Косиков2, Л.Ю. Великова3
1, 2, 3 МАОУ «Гимназия № 41», Новоуральск, Россия, gymnasium41@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию понятия «проактивность» в контексте образовательной среды современной гимназии. Рассматриваются предпосылки и необходимость формирования проактивной личности в свете требований современного общества. Автор выделяет ряд характеристик, присущих проактивной личности, среди которых – инициатива, самостоятельность, способность предвидеть риски и планировать свою деятельность. Статья описывает принципы создания проактивной образовательной среды, подчёркивая важность систематического мониторинга, психологической поддержки и активного участия школьников в проектно-исследовательских мероприятиях. Особое внимание уделено роли гимназии в формировании ключевых компетенций и способности к успешной социализации. Автором раскрыты основные условия, обеспечивающие образовательной среде свойство проактивности, и показан практический опыт их реализации.
Ключевые слова
проактивность, образовательная среда, личность, инициатива, компетенция, воспитание, современные технологии, индивидуальный подход, диагностика, профессиональная карьера
Для цитирования
Великов А.В., Косиков А.В., Великова Л.Ю. Проактивность как ключевая характеристика образовательной среды современной гимназии // Педагогическая перспектива. 2025. № 4(20). С. 30–41.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_4(20)_30
Информация об авторах
Андрей Владимирович Великов – Почетный работник сферы образования РФ, директор МАОУ «Гимназия № 41», Новоуральск.
Александр Викторович Косиков – кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 41», Новоуральск.
Людмила Юрьевна Великова – Почетный работник сферы образования РФ, заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 41», Новоуральск.
Текст статьи
Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования. Чтобы стать успешным, выпускнику гимназии сегодня недостаточно только глубоких знаний и умений: нужны гибкие компетенции, среди которых одной из важнейших является проактивность – свойство личности, связанное с инициативным поведением, самостоятельным принятием ответственных решений и управлением жизненными рисками. Это чрезвычайно сложное личностное новообразование, которое не формируется стихийно, как дополнительное свойство, самостоятельно возникающее в ходе учебно-воспитательного процесса: оно требует целенаправленных действий всех участников образовательных отношений. Очевидно, что эффективное формирование проактивности у обучающегося возможно только при создании в образовательном учреждении соответствующих условий, а именно при придании всей образовательной среде свойства проактивности.
Проактивность в настоящее время пока не имеет устоявшегося определения, хотя используется в различных науках. Её исследованием в области философии занимались Д.А. Джиоева, А.Н. Еремин, А.О. Кархоткина, Э.М. Мамедова и др. Экономические эффекты проактивности бизнеса изучали Н.В. Гонтарь, А.Г. Сапожникова, И.В. Семенова, М.Н. Соломко и др. В области юриспруденции и права особенности проактивности исследовали Р.Б. Головкин, Ю.О. Карпышева, П.А. Трифонова и др. Обоснование принципа проактивности в менеджменте осуществлено С.Н. Большаковым, М.А. Кругловой, А.В. Мазеиным, И.А. Эсауловой и др. Клинические аспекты диагностики проактивности и её влияние на здоровье отражены в исследованиях Л.С. Кобзевой, О.С. Ковшовой и др. Психологические проблемы проактивной личности представлены в работах А.И. Ерзина, И.А. Мироненко, Ю.Ю. Раянова, М.А. Стариковой и др. Формированию проактивной личности в образовательном процессе посвящены работы А.А. Бехтер, Р.Р. Мухаметшина, О.В. Павловой, Н.В. Сивриковой, А.В. Трегубчак и др.
Апелляция к столь внушительному списку исследователей и очевидный интерес к феномену проактивности, тем не менее, не является подтверждением полного завершения его изучения. К настоящему времени ни в одной научной области не только не построена целостная теория проактивности, но даже не определено её категориально-терминологическое пространство, атрибутивные свойства, закономерности формирования и проявления, способы диагностики. А между тем реальная практика нуждается в обоснованных и достоверных научных знаниях, поскольку проактивность как характеристика систем различной природы получает сегодня междисциплинарный характер. При этом в системе образования данный феномен становится своеобразным трендом: с одной стороны, проактивность выступает как цель и результат образовательного процесса, как комплексная характеристика человека, обеспечивающая его жизненную успешность, а с другой – как свойство образовательной системы, которое должно быть обеспечено для формирования проактивной личности.
Как уже было сказано, понятие «проактивность» не имеет единого толкования, а история его становления охватывает сравнительно небольшой период – менее 40 лет. Его основоположниками считаются В. Франкл, С. Кови, Г. Олпорт, К. Ясперс, которые связывали проактивность с жизнестойкостью личности, способностью отвечать на жизненные вызовы и влиять на ситуацию.
Термин «проактивность» произошёл от латинских слов pro («для») и activus («деятельный»), что буквально означает: «активность, направленная вперёд, на будущее развитие ситуации».
Анализ определений данного феномена, представленных в современной научной литературе, показал, что существует два парадигмальных контекста его использования. Во-первых, понятие «проактивность» применяется к неживым объектам, системам или организациям (А.В. Мазеин, О.Е. Стародубова, О.В. Томазова, А.А. Цыцорина, Т.В. Щукина и др.). В данном аспекте говорят о проактивности бизнеса и промышленности, медицинской помощи, государственных услуг, системы образования в целом или среды отдельного образовательного учреждения. Такой контекст предусматривает ориентир на опережение, предвидение изменений ситуации и рисков. Во-вторых, проактивность рассматривается как личностная характеристика человека, а точнее – как система личностных качеств, обеспечивающих ему возможность существовать в сложившихся обстоятельствах, активно изменять их, а не пассивно «плыть по течению» (Г. А. Епанчинцева, Л. Е. Савич, М.А. Старикова, А.В. Трегубчак и др.). Данная парадигма, так же как и предыдущая, смещая исследовательский фокус на внутреннюю структуру и поиск способов воздействия на сознание формирующейся личности, тем не менее оставляет в базовом концепте «взгляд в будущее» – предвидение будущих возможностей и проектирование личностью активного влияния на их негативные последствия.
Таким образом, имманентными признаками проактивности следует признать её опережающий и прогностический характер, а также самостоятельность и субъектную позицию. Подтверждение данному заключению мы находим в работах отечественных учёных, изучавших данный феномен. Так, например, Н.М. Мельник и В.М. Нестеренко трактуют проактивность как «способность инициативно действовать, <…> предвидеть возможные проблемы, принимать решения, которые приводят к нужным человеку событиям и результатам, и брать ответственность за свои действия» [1]; В.В. Епанешникова, В.Л. Виноградова – как «управление потребностями и проблемами» [2]; Е.Е. Гоберник, В.Е. Дмитрюк и О.В. Павлова – как «поведение обучающегося, когда он понимает будущие запросы рынка труда, перечень востребованных компетенций, умеет расставлять приоритеты, нацелен на результат и не ждёт, что всё получится само собой, а пробует себя в самых разнообразных направлениях» [3]. Понятные акценты и признаки, указанные в этих и других определениях, дают нам основание определить проактивность как способность личности действовать самостоятельно, предвосхищая события и заранее принимая конкретные меры, чтобы предотвратить возможные проблемы или воспользоваться имеющимися перспективами.
Переходя от теоретических выводов к практике современного образования, отметим, что для неё проактивность сегодня уже не является новацией. Задачи, связанные с опережением и инициативностью в принятии судьбоносных решений, давно возглавляют актуальную повестку. Например, в настоящее время получила широкое распространение так называемая опережающая подготовка (действуют Центры опережающей профессиональной подготовки, образовательные программы в дошкольном, основном, дополнительном, профессиональном образовании, обеспечивающие академическое опережение и др.). Предпрофильная подготовка и профильное обучение также обладают свойствами опережения; система дополнительного образования педагогов полностью ориентирована на опережающее восполнение профессиональных дефицитов и др. Всё это – прямое подтверждение того, что проактивность в образовании сегодня является актуальной задачей, требующей незамедлительного решения.
Говоря о проактивной личности как «продукте» образовательного процесса, нельзя не указать на совокупность её характеристик. Анализ научной литературы [1; 4; 5; 6; 7 и др.] позволил нам выделить составляющие её качества:
- инициативность, самостоятельность, опережающий характер действий (О.А. Абрамова, Э.Е. Каминская, В.М. Нестеренко и др.);
- находчивость, упорство в преодолении трудностей (Е. Гринглас, С. Паркер, Р. Шварцер и др.);
- осознание долга, способность распределять и рационально использовать время (Н.М. Воищева, В.Ю. Слабинский и др.);
- свободная независимая воля, способность оценивать себя и свои поступки (А.И. Ерзин, Р.Р. Мухаметшин и др.).
Сформировать у личности все эти качества – непростая задача. Мы убеждены, что именно гимназическое образование имеет все возможности для её решения. Современная гимназия может и должна обеспечить формирование проактивной личности через собственную образовательную среду, которая тоже должна иметь проактивный характер. Для этого имеются все условия: повышенный уровень образования за счёт углублённого изучения предметов, ориентация на получение выпускниками высшего образования, проектная и исследовательская насыщенность учебно-воспитательного процесса, максимальная индивидуализация образовательных траекторий с учётом интересов и способностей обучающихся, активное вовлечение гимназистов в коллективные мероприятия и социальные акции, применение инновационных технологий интерактивного обучения, достаточное материально-техническое оснащение, в том числе использование цифровых платформ и оборудования [8; 9; 10].
Таким образом, современное гимназическое образование представляет собой комплексную систему, направленную на всестороннее развитие личности ребёнка и, что самое главное, на подготовку его к активной социальной жизни и успешному будущему.
Представим наши предложения относительно того как и за счёт чего можно обеспечить образовательной среде современной гимназии проактивный характер, но прежде рассмотрим принципиальные отличия проактивной образовательной среды от обычной среды, организуемой в образовательных учреждениях в соответствии с действующими образовательными стандартами.
Во-первых, поскольку используется один и тот же термин – «среда», то в структурном плане проактивная образовательная среда имеет тот же набор компонентов: предметный, информационный и деятельностный. При этом активность предусматривается как в обычной, так и в проактивной среде, являясь их атрибутивным свойством. Но при этом содержание каждого компонента проактивной среды усилено ориентацией на будущие изменения, на подготовку к различным ситуациям, на формирование устойчивости личности к преодолению негативных событий [11; 12]. Это касается всех аспектов образовательного процесса: опережающей подготовки педагогов, использования самых современных технологий и средств обучения, реализации инновационных подходов к программному обеспечению, создания условий для творческого развития каждого гимназиста, расширения горизонтов взаимодействия с внешней средой, непрерывного развития гимназии как социокультурного центра и полноценного выполнения ею своей миссии, модернизации материально-технического оснащения и др.
Во-вторых, проактивная образовательная среда должна включать в себя диагностику, мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. При этом данная работа должна усиливаться направленностью на будущие потребности личности, а также на условия и требования общества и профессиональной сферы. Прежде чем направлять ребёнка на решение тех или иных задач, нужно быть уверенным, что данное направление правильное и действительно будет востребовано через пять–десять лет, что, конечно, потребует серьёзного исследования стратегических перспектив, в осознании которых педагогическому коллективу гимназии могут помочь представители родительской общественности, бизнеса, культуры, науки и т.д. В этом мы видим ключевую сложность и специфику: проактивная среда никогда не возникнет, если гимназия окажется изолированной от внешнего окружения, а педагогический коллектив в одиночку не справится с этой задачей.
В-третьих, чтобы активность субъекта была продуктивной, она должна иметь прочный мотивационно-волевой фундамент. Не каждый субъект способен к продолжительному движению к цели, особенно когда речь идёт о ребёнке – ещё только формирующейся личности. В связи с этим проактивная образовательная среда должна иметь и реализовывать хорошо разработанные стимулирующие механизмы, обеспечивающие устойчивую активность не только обучающихся, но и педагогов, осознающих перспективы и действующих в интересах будущего каждого гимназиста.
В связи с вышеизложенным проактивную образовательную среду мы трактуем как вид образовательного пространства гимназии, стимулирующего формирование активных компетенций, готовности к ответственному решению реальных жизненных проблем, осознанному выбору путей своего развития, инициативной постановке целей и самоорганизации. Она предполагает взаимодействие педагогов и учеников на принципах партнёрства, поддержки инициативы и свободы выбора образовательных траекторий, способствует формированию у гимназистов критического мышления и творческих способностей.
В практике работы гимназии организация такой среды предполагает выполнение ряда задач, к первоочередным из которых мы относим:
- создание комплекса гимназических образовательных событий и мероприятий, направленных на выявление способностей и талантов у обучающихся, их образовательных запросов, вовлечение учащихся в активную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность в соответствии с их образовательными потребностями;
- формирование системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса;
- формирование единого информационного пространства гимназии для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательной деятельности, а также для организации сотрудничества с различными представителями социальной среды (межведомственное и межуровневое взаимодействие);
- внедрение в практику обучения и воспитания инновационных форм и методов с учётом принципов индивидуализации для удовлетворения потребностей каждого учащегося;
- модернизацию системы учёта образовательных достижений учащихся в процессе создания электронного портфолио;
- опережающее восполнение профессиональных дефицитов педагогов и обеспечение их непрерывного развития;
- совершенствование механизма взаимодействия всех субъектов образовательных отношений в процессе функционирования проактивной образовательной среды;
- совершенствование нормативно-правовой базы гимназии.
Указанные задачи в определённой степени можно рассматривать как обязательные шаги, придающие образовательной среде свойство проактивности. Однако помимо них необходимо обеспечить ещё и выполнение целого ряда условий. Учитывая специфику современного гимназического образования, особенности и возможности самореализации личности в социуме и сущностные характеристики проактивной образовательной среды, считаем инвариантной следующую совокупность условий: 1) нормативно-правовые, регламентирующие в целом образовательный процесс в гимназии; 2) организационные, формализующие систему взаимодействия в отношении управления и ответственности; 3) научно-методические, задающие исходные теоретические позиции и характеризующие опыт работы субъектов; 4) кадровые, определяющие характеристики профессиональных ресурсов; 5) мотивационные, представляющие комплекс симулирующих механизмов; 6) материально-технические, обеспечивающие должный уровень оснащения образовательного процесса; 7) информационные, способствующие установлению внутрисистемных и внешних связей; 8) финансовые, объединяющие активы и ресурсы для решения поставленной проблемы. В нашей гимназии при формировании проактивной образовательной среды обеспечиваются все указанные условия. Дадим их краткую характеристику и представим наш опыт решения проблемы по обеспечению образовательной среде свойства проактивности.
Нормативно-правовые условия. Существующая нормативно-правовая база определяет концептуальную, организационную и содержательную основу взаимодействия в рамках среды. Это, прежде всего, федеральные, региональные (законодательство Свердловской области), муниципальные (г. Новоуральск) документы, определяющие деятельность гимназии. Кроме того, формирование проактивной образовательной среды осуществляется в соответствии с Уставом гимназии, образовательными программами начального, основного и среднего общего образования, другими локальными нормативными актами МАОУ «Гимназия № 41», в том числе Положением о внутренней системе оценки качества образования МАОУ «Гимназия № 41». Деятельность коллектива опирается на «Положение о творческой группе», «Положение о временных коллективах», «Положение о кафедре», «Положение о системе психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся» и др. При этом в процессе построения проактивной среды предполагается доработка имеющихся и разработка дополнительных необходимых локальных актов, регламентирующих реализацию данной деятельности.
Организационные условия. Реализация поставленной цели обеспечивается наличием программно-методических материалов, системой методической поддержки (образовательные события, повышение профессиональной компетентности педагогов), определением сроков, ответственных лиц и средств контроля. Нами разработан и реализован комплекс гимназических образовательных событий и мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в активную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность (конкурсы, образовательные смены, занятия по подготовке к олимпиадам, выполнение проектов и исследований для реального сектора экономики и др.), а также систему метапредметных интеллектуальных игр для учащихся. При этом важно, чтобы существенная доля педагогов принимала активное участие в их разработке и реализации. В нашей гимназии – это более 50% всего педагогического коллектива.
Характеризуя организационные условия, нельзя не сказать о специфике гимназических мероприятий и придании им проактивного характера. В данном аспекте мы рекомендуем использовать групповые формы работы, в которых было бы предусмотрено активное и интерактивное взаимодействие, что будет способствовать формированию у обучающегося ответственного отношения, чувства долга, корректной самооценки, а также активизировать работу ученического самоуправления, обеспечивающего формирование инициативности, самостоятельности, целеустремлённости и др. Кроме того, важно вывести на более высокий уровень систему профориентационной работы: дополнить реализацию профминимума серьёзным погружением обучающихся в профессиональную среду через посещение предприятий с обязательными профессиональными пробами, организацию тьюторского сопровождения представителями реального сектора экономики проектной деятельности обучающихся, участие гимназистов в академических сменах, интенсивах, олимпиадах, конкурсах, организуемых профильными вузами и др. [13].
Научно-методические условия. Формирование проактивной среды обеспечивается системой научно-методической деятельности, сложившейся в гимназии (методический совет и предметные кафедры, временные творческие группы и коллективы), опытом инновационной деятельности. Так, в частности, наша гимназия обладает опытом работы в качестве городской пилотной площадки по внедрению ФГОС ООО и СОО, ассоциированной школы ЮНЕСКО, базовой школы НИУ ВШЭ, областной базовой площадки УрО РАО «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ», областной базовой площадки «Повышение информационной компетентности педагогов как условие роста качества образования», региональных инновационных площадок по темам «Педагогический мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся как составляющая образовательной программы МАОУ «Гимназия № 41» (ООП НОО, ООП ООО)», «Разработка и внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов как эффективный механизм реализации ВСОКО».
Результатом работы педагогов в рамках проактивной образовательной среды должен стать банк психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также комплекты материалов для организации и проведения гимназических образовательных событий и мероприятий, дополняющих научно-методический компонент и позволяющих тиражировать накопленный опыт.
Кадровые условия. В решении поставленной нами проблемы чрезвычайно важна укомплектованность гимназии высококвалифицированными педагогическими кадрами. Например, наш педагогический коллектив включает 62 учителя, 10 педагогов, 5 работников администрации, работающих учителями; все штатные работники, совместители отсутствуют. Все учителя и педагоги гимназии – высококвалифицированные специалисты. Из 77 работников гимназии, занимающихся педагогической деятельностью, 52 человека (68%) имеют высшую квалификационную категорию, 15 человек (19% – первую); 6 учителей имеют диплом магистра, 1 учитель (заместитель директора по УВР) – учёную степень кандидата педагогических наук. Около 20% всех педагогов, работающих в гимназии, составляют её выпускники разных лет, что обеспечивает преемственность традиций в обучении и воспитании. Все педагогические работники и работники администрации регулярно проходят повышение квалификации в установленные сроки (не реже 1 раза в 3 года).
Отметим, что выполнение поставленной нами задачи потребовало разработать общую стратегию опережающего повышения профессиональной компетентности педагогов во внешней среде. При этом мы рекомендуем не ограничиваться только курсовой подготовкой, предлагаемой системой дополнительного профессионального образования. На нашу задачу «работают» разнообразные мероприятия (конференции, форумы, стажировки, мастер-классы), организуемые в сферах получения высшего образования и профессиональной деятельности. Именно они способны дать педагогам представления о перспективных изменениях не только в системе образования, но и в обществе в целом. Наш опыт показал, что для интенсивного формирования проактивной образовательной среды необходимо также создание внутренней системы корпоративного обучения педагогов, в рамках которой фиксируются единые подходы к организации проактивного взаимодействия с обучающимися в урочное и внеурочное время [14], а также обеспечивается освоение педагогами гимназии инновационных форм и методов обучения и воспитания. К основным мероприятиям корпоративного обучения мы относим конференции, педагогические чтения и форумы, открытые методические дни, интерактивные обучающие семинары и вебинары, методические консультации, стажировки и тьюторское сопровождение (в том числе с использованием дистанционных форм), мастер-классы, открытые уроки и занятия, проектные и стратегические сессии, а также публикацию материалов (печатные и электронные издания) и создание виртуальных методических площадок. Кроме того, обязательным результатом корпоративного обучения должно быть внедрение в практику урочной и внеурочной деятельности технологии индивидуализации обучения [15] в соответствии с потребностями каждого учащегося.
Мотивационные условия. Педагогический коллектив понимает необходимость деятельности, направленной на поддержание статуса гимназии как высокорейтингового образовательного учреждения, востребованного в городском пространстве педагогической и иной общественностью. Наличие существующей системы поощрения педагогов, закреплённой в «Положении о распределении фонда стимулирующих выплат», обеспечивает поддержку их профессиональной деятельности и заинтересованность в решении поставленной проблемы.
Материально-технические условия. Гимназия, формирующая проактивную образовательную среду, должна быть оснащена самым современным компьютерным и иным оборудованием. Наша гимназия имеет необходимое оснащение: в ней создана локальная сеть, рабочие места педагогов обеспечены персональными компьютерами с выходом в Интернет, имеется библиотечный фонд и электронный читальный зал, а также доступ к электронным образовательным платформам и ресурсам: АИС «Образование», ИКОП «Сферум», ФГИС «Моя школа». Кроме того, разработана и реализуется программа поэтапной модернизации материально-технической базы гимназии, направленной на решение поставленной проблемы, что соответствует общей идеологии опережения, лежащей в основе проактивности образовательной среды.
Финансовые условия. Для обеспечения полноценных возможностей по формированию проактивной личности (экскурсии, выезды на олимпиады, конкурсы или предприятия, подготовка проектов, проведение исследований и т.д.) необходимо серьёзное финансовое обеспечение. В нашей гимназии мы используем для этого доходы от внебюджетной деятельности, средства спонсорской поддержки и благотворительных взносов, областные субсидии на повышение квалификации педагогов.
Информационные условия. Мы считаем, что в современной гимназии должно быть создано единое информационное пространство, обеспечивающее оптимизацию и открытость результатов её работы. Данные о работе гимназии, её мероприятиях, выполняемых проектах и т.д. размещаются на официальном сайте. Действует постоянное информирование родительской общественности. Особое внимание уделяется обеспечению информационных и учебно-методических потребностей педагогических работников. В гимназии мы рекомендуем постоянно поддерживать информационную кампанию по популяризации олимпиадного движения и конкурсов для учащихся с привлечением представителей социальной среды, на которых гимназисты могут непосредственно увидеть имеющиеся возможности, пообщаться с профессионалами, поучаствовать в мастер-классах и профессиональных пробах и др. Кроме того, в целях стимулирования активности обучающихся в гимназии созданы электронные портфолио учащихся как элемент системы учёта образовательных достижений МАОУ «Гимназия № 41», а также организована электронная галерея образовательных достижений учащихся и выпускников.
Как уже отмечали ранее, формирование полноценной проактивной образовательной среды гимназии невозможно без установления связей с внешней средой. В нашей гимназии сложился круг социальных партнёров:
- на федеральном уровне: Ассоциация школ личностно-ориентированного обучения, Ассоциация школьного кластера, Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ, НТИ НИЯУ МИФИ;
- на региональном: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»;
- на муниципальном уровне: МБОУ ДПО «УМЦРО», общеобразовательные учреждения г. Новоуральска, в том числе учреждения дополнительного образования (МАУ ДО «СЮТ», МАУ ДО «ЦВР», МАУ ДО «ЦДК» и др.), учреждения культуры и спорта (МБУК «ТМДК» НГО, МБУК «НТК», МАУ «КСК» и др.), производственные (предприятие Государственной корпорации «Росатом» АО «Уральский электрохимический комбинат») и иные организации.
В связи с тем, что существенным фактором успешного формирования проактивной образовательной среды является целенаправленная согласованная деятельность всего педагогического коллектива, формирование команды единомышленников становится самостоятельной задачей администрации гимназии. В процессе организации эффективного взаимодействия педагогического коллектива и сотрудничества с различными партнёрами нами разрабатываются, апробируются и внедряются разнообразные практики и мероприятия, которые представляются педагогическому сообществу в качестве положительного опыта.
Созданная система сотрудничества внутри педагогического коллектива, с профессиональными и социальными партнёрами, заинтересованными лицами требует вовлечённости всех участников образовательных отношений в процесс формирования и функционирования проактивной образовательной среды.
В ходе формирования проактивной образовательной среды показали высокую эффективность такие формы работы, как
- творческие группы педагогов для разработки комплекса гимназических образовательных событий, системы метапредметных интеллектуальных игр для учащихся, программного содержания и др.;
- творческие коллективы педагогов для внедрения в практику обучения и воспитания инновационных форм и методов с учётом принципов индивидуализации для удовлетворения потребностей каждого обучающегося;
- интерактивные обучающие семинары, мастер-классы, открытые уроки и занятия, стажировки, методические консультации, использование возможностей внешних форм повышения квалификации и внутренней системы корпоративного обучения.
Итогом такого взаимодействия является проактивная образовательная среда, обеспечивающая формирование проактивной личности, способной успешно решать жизненные задачи и справляться с трудностями. Наши выпускники поддерживают с гимназией постоянную связь, общаются не только с учителями, но и делятся своим жизненным опытом с обучающимися, что также положительно сказывается на результатах образовательного процесса.
В заключение отметим, что создание проактивной образовательной среды представляет собой технологичный процесс (чёткие этапы, логика последовательных действий, описание шагов и т.д.), поэтому как управленческая практика в целом может быть воспроизведена в любой образовательной организации.
Таким образом, создание проактивной образовательной среды в гимназии представляется необходимым элементом подготовки успешных и конкурентоспособных выпускников. Современные реалии требуют умения быстро адаптироваться к изменениям, проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения. Гимназия, обладающая всеми необходимыми ресурсами и условиями, способна эффективно формировать у обучающихся компетенции, важные для жизни в современном социуме. Реализуя этот подход, образовательное учреждение способствует не только повышению академических показателей, но и развитию навыков, необходимых каждому человеку в динамично меняющемся мире.
Список литературы
- Мельник Н.М., Нестеренко В.М. Интеллектуально-информационная поддержка проактивной деятельности студента при реализации подхода «Обучение служением» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. Вып. 6. С. 768–774.
- Епанешников В.В., Виноградов В.Л. Проактивность школы в формировании технологической культуры подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-4. С. 133–135.
- Гоберник Е.Е., Дмитрюк В.Е., Павлова О.В. Вовлеченность студентов во внеучебную деятельность как критерий их проактивности // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2(42). С. 116–124.
- Бехтер А.А. К вопросу о проактивности в совладающем поведении студентов вуза // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 344–347.
- Кархоткина А.О. Проактивность как фактор эффективного выстраивания карьеры // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2024. № 21. С. 65–72.
- Мироненко И.А., Сорокин П.С. Проблема проактивности личности во взаимодействии со средой в современном международном дискурсе // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 79–89.
- Цыцорина А.А., Асеев Д.В. Причины изменений в проекте. Различия между проактивным и реактивным подходом к управлению изменениями // Гуманитарный научный журнал. 2025. № 3, ч. 1. С. 67–70.
- Белякова И.В., Будасова Е.В. Модель сопровождения творческого развития личности обучающегося в современной гимназии // Моделирование инновационных решений в системе образования Краснодарского края: сб. науч. статей. Краснодар: Институт развития образования Краснодарского края, 2024. С. 220–231.
- Клименко Е.А. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной гимназии // Библиотека методиста. 2024. № 5. С. 28–39.
- Модоров О.Н., Горячева Е.С. Лицей и гимназия в контексте проблемы традиций и новаций в современном российском образовании // Мир педагогики и психологии. 2024. № 11(100). С. 38–42.
- Казанцева Т.В., Марарица Л В., Кинунен Т.А. Апробация краткосрочной онлайн-программы обучения проактивному конструированию работы / учебы (джоб-крафтингу) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2024. Вып. 7. С. 163–168.
- Савич Л.Е., Мухаметшин Р.Р. Проактивность смешанного обучения как перспектива его развития // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 3. С. 88–94.
- Яковлев Е.В., Бухтияр Е.С. Модель выпускника профильного класса // Педагогическая перспектива. 2025. № 3(19). С. 3–10.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_3(19)_3 - Попова Е.В., Пирожкова О.Б. Модель развития SOFT-компетенций педагогов гимназии в условиях корпоративного профессионального взаимодействия «фабрика педагогического мастерства» // Кубанская школа. 2022. № 1(65). С. 54–57.
- Акасевич О.А., Панченко Н.В. Персонализированное обучение в контексте избыточной образовательной среды // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 11–19. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_11