Физическая активность как инструмент профилактики эмоционального выгорания у студентов вузов

Loading

И.В. Маркина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, i_markina85@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния физической активности на уровень эмоционального выгорания у студентов. Актуальность данной проблемы обусловлена высокой распространённостью синдрома эмоционального выгорания в студенческой среде из-за учебных нагрузок, стресса и социальных обязательств. Была проверена гипотеза о том, что регулярные физические нагрузки снижают уровень синдрома эмоционального выгорания. В эксперименте участвовали 50 студентов СГУ им. Н.Г. Чернышевского в возрасте 17–19 лет. Использовались: анкета физической активности, опросник Maslach Burnout Inventory (оценка эмоционального истощения, деперсонализации, снижения достижений) и шкала стресса. В течение 8 недель участники выполняли специально разработанную программу (3 раза в неделю по 1 часу: кардиотренировки, силовые тренировки и групповые занятия). Результаты показали значительные улучшения по всем оцениваемым показателям. Несмотря на наличие объективных трудностей (нехватка времени, низкая начальная подготовка участников) специально организованная физическая активность подтвердила свою эффективность как инструмента профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова

эмоциональное выгорание, психоэмоциональное состояние, стресс, профилактика эмоционального выгорания, физическая активность

Для цитирования

Маркина И.В. Физическая активность как инструмент профилактики эмоционального выгорания у студентов вузов // Педагогическая перспектива. 2025. № 3(19). С. 33–40.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_3(19)_33

Информация об авторах

Ирина Владимировна Маркина – кандидат социологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Текст статьи

В современных экономических и политических реалиях синдром эмоционального выгорания стал достаточно серьёзной проблемой, требующей пристального внимания специалистов. В связи с этим в 2019 году Всемирная организация здравоохранения официально включила его в Международную классификацию болезней.

Эмоциональное выгорание представляет собой состояние, характеризующееся физическим, эмоциональным и когнитивным истощением, возникающим в результате длительного воздействия стресса и перегрузки [1]. В контексте студенческой жизни эта проблема приобретает особую актуальность, поскольку молодые люди сталкиваются с множеством вызовов, включая значительную учебную нагрузку, необходимость совмещения учёбы с работой и выполнение социальных обязательств. Как отмечают Т.С. Бузина, С. Олейников [2], эмоциональное выгорание является серьёзной проблемой среди студентов, которая может негативно сказываться на их психическом и физическом здоровье, учебной успеваемости.

Как показывают современные исследования, одним из эффективных инструментов профилактики данного состояния может стать правильно организованная физическая активность.

Е.С. Иванова, Р.Р. Нигматуллин, А.В. Безбрязов [3] доказывают, что физическая активность способствует выработке эндорфинов и других нейромедиаторов, таких как серотонин и дофамин, которые играют ключевую роль в регулировании настроения и эмоционального состояния. Регулярные физические нагрузки не только способствуют улучшению физического здоровья, но и оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

Г.Н. Колосов [4] выделяет ряд психологических преимуществ, обусловленных физической активностью. Во-первых, снижение уровня стресса: физическая активность способствует снятию мышечного напряжения и релаксации, что может привести к снижению уровня стресса. Во-вторых, улучшение настроения: участие в физических упражнениях связано с повышением уровня счастья и удовлетворённости жизнью. В-третьих, повышение самооценки: регулярные занятия спортом могут способствовать улучшению самооценки и уверенности в себе, что важно для студентов, сталкивающихся с высокими требованиями к их успеваемости.

В.Ю. Карпов, Е.А. Белоцерковец [5] подчёркивают, что физическая активность также предоставляет студентам возможность для социальной интеграции и формирования новых межличностных связей. Участие в командных видах спорта и групповых тренировках способствует созданию поддерживающей социальной сети, что, в свою очередь, может снизить риск эмоционального выгорания.

По мнению Т.С. Артемовой, Ю.В. Кормилицына [6], физическая активность занимает важное место в жизни человека, и её влияние на психику зачастую недооценивается. Авторы отмечают, что существует тесная связь между физическим здоровьем и психическим состоянием индивида, а также, что одним из ключевых аспектов, на который следует обратить внимание, является влияние физических упражнений на самооценку. Успехи в спорте и достижение поставленных целей способствуют повышению уверенности в себе и общей удовлетворённости. Физическая активность позволяет сосредоточиться на теле и движении, что временно освобождает от тревог и беспокойств, восстанавливая умственную и эмоциональную энергию.

Авторы обращают внимание на то, что физическая активность способствует снижению риска развития психических заболеваний, таких как депрессия и тревожные расстройства. Регулярные тренировки повышают эмоциональную устойчивость, снижают уровень агрессии и помогают справляться с негативными эмоциями.

В.А. Питкин [7] приводит результаты исследования, проведённого с участием 70 человек, целью которого было выяснить влияние физической активности на психическое состояние. Респондентам задавались вопросы о частоте стресса и влиянии физической активности на эмоциональное состояние. Положительное влияние упражнений на психическое состояние отметили 90% опрошенных, подчёркивая, что после занятий спортом они испытывают эмоциональный подъём. При этом сравнительный анализ показал, что уровень физической подготовки коррелирует с уровнем стресса: более физически активные респонденты сообщали о меньшем уровне тревожности и большем эмоциональном благополучии.

Автор делает вывод о том, что систематические занятия физической культурой положительно влияют на психическое здоровье, улучшая общее самочувствие и снижая уровень стресса. По его мнению, важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека и предлагать альтернативные методы поддержки психического благополучия, такие как йога и медитация, для тех, кто сталкивается с трудностями в начале занятий спортом. Таким образом, физическая культура не только способствует лечению, но и является важным фактором, способствующим улучшению качества жизни.

Е.В. Стурова [8] указывает на то, что студенты особенно подвержены выгоранию из-за постоянного стресса и недостаточной стрессоустойчивости. Её исследования показывают, что регулярные физические нагрузки могут способствовать снижению уровня выгорания среди молодёжи. Анализируя собранные данные, автор отмечает, что более 25% работников испытывают эмоциональное истощение. В то же время практически 40% тех, кто занимается физической активностью, оценивают своё состояние как удовлетворительное. Е.В. Стурова отмечает, что активные занятия спортом способствуют улучшению психологического состояния и могут служить эффективной профилактикой синдрома эмоционального выгорания.

О.В. Панина, Л.В. Фролова [9], исследуя мотивацию к учебным занятиям физической культурой в вузе, приходят к выводу, что студенты не рассматривают их как эффективное средство совершенствования здоровья. Подавляющее большинство из 160 опрошенных не одобряют используемые на учебных занятиях средства физической подготовки, определяя их как «не соответствующие современным стандартам», «немодные», «неэффективные», «неинтересные». Полученные результаты позволили определить отношение студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе как «отрицательное». При этом к физкультурно-оздоровительной деятельности в целом большинство из них проявляют достаточно высокий интерес, осознают её значимость для сохранения своего здоровья и с удовольствием занимаются физической культурой в свободное время в фитнес-залах, спортивных клубах.

С.В. Мальцева, Ж.В. Смирнова, И.Ю. Исаева, Е.С. Назаркина [10] представляют результаты опроса 150 студентов, в ходе которого были выявлены основные факторы, вызывающие недовольство учебным процессом, – стресс от экзаменов и учёбы, однообразие и рутина, неполучение должной оценки за качественную работу, личные проблемы. Также авторы выделяют группы симптомов эмоционального выгорания, которые включают физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные проявления. Эти симптомы указывают на глубокие изменения в состоянии студентов, требующие внимания и вмешательства. Эксперты предлагают несколько методов профилактики, в частности: изменение рутины и введение новизны в жизнь, проработка проблем с психологом или близкими, хобби, регулярный отдых для восстановления сил, общение с позитивными людьми, самоанализ для понимания своих чувств и переживаний. На наш взгляд, данные рекомендации имеют практическое значение и могут быть полезны для студентов, стремящихся предотвратить эмоциональное выгорание, а также адаптированы для использования в образовательных учреждениях.

Т.В. Серова [11] акцентирует внимание на проблеме низкой двигательной активности студенческой молодёжи и снижении уровня физической подготовленности в период обучения в вузе. По данным различных исследований, лишь 7% студентов имеют «безопасный уровень здоровья», тогда как 36% находятся на уровне низкой физической подготовки. Это подтверждает, что интенсивная учебная нагрузка и малоподвижный образ жизни создают условия для развития заболеваний. Автор утверждает, что одной из причин данной ситуации является недостаток разнообразных и научно обоснованных программ, направленных на повышение уровня здоровья студентов. Это приводит к однообразным занятиям, не соответствующим интересам студентов, что в свою очередь снижает их мотивацию к физической культуре.

С точки зрения Т.В. Серовой, включение фитнес-программ в учебный процесс может способствовать решению этой проблемы, так как фитнес предлагает комплексное воздействие на организм, повышая уровень физической подготовленности и мотивацию к занятиям. Автором было проведено исследование группы из 20 студенток, использующих фитнес-программу в учебных занятиях. Был сделан вывод об её эффективности для повышения уровня физической подготовленности и мотивации к занятиям физической культурой.

Целью нашего исследования являлась проверка следующей гипотезы: физическая активность снижает уровень эмоционального выгорания у студентов, способствуя улучшению психоэмоционального состояния. Для её проверки нами была разработана специализированная программа физической активности, направленная на:

  • повышение уровня физической активности студентов;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • снижение уровня стресса и эмоционального выгорания.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. Сбор данных о физической активности и уровне эмоционального выгорания испытуемых до начала реализации программы.
  2. Реализация программы физической активности (тренировки 3 раза в неделю по 1 часу в течение 8 недель).
  3. Повторный сбор данных после завершения программы.

В исследовании приняли участие 50 студентов (25 мужчин и 25 женщин) в возрасте от 17 до 19 лет, обучающихся на различных факультетах Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Для оценки результативности программы мы использовали следующие инструменты:

  1. Анкета для оценивания физической активности, фиксирующая частоту и интенсивность занятий.
  2. Шкала эмоционального выгорания Maslach Burnout Inventory, разработанная Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон. Оценивание включало 22 вопроса, измеряющих три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личных достижений.
  3. Опросник для оценки уровня стресса, включающий 10 вопросов о восприятии стрессовых факторов в учебной среде.

Разработанная нами программа включала следующие типы активности:

  • кардионагрузки: 20–30 минут бега или быстрой ходьбы для повышения сердечно-сосудистой выносливости;
  • силовые тренировки: 20–30 минут выполнения упражнений с собственным весом (приседания, отжимания, планки) и с использованием лёгких гантелей;
  • групповые занятия: 10–15 минут занятий йогой или фитнесом для улучшения гибкости и расслабления.

Каждая тренировка состояла из трёх этапов:

  1. Разминка (10 минут): лёгкие аэробные упражнения и растяжка для подготовки мышц и суставов к нагрузке.
  2. Основная часть (40 минут): выполнение запланированных кардионагрузок и силовых упражнений.
  3. Заминка (10 минут): упражнения на растяжку и дыхательные техники для восстановления после тренировки и снижения мышечного напряжения.

Для повышения эффективности занятий мы использовали следующие методы мотивации участников:

  • применение групповой динамики: занятия организовывались в групповом формате, что обеспечивало формирование взаимной поддержки и усиление мотивации среди участников;
  • использование постановки целей: участники формулировали индивидуальные цели (например, достижение определённой дистанции в беге или увеличение количества повторений упражнения), что способствовало повышению их вовлечённости в процесс;
  • обеспечение регулярной обратной связи: систематическое предоставление участникам обратной связи относительно их прогресса, что являлось значимым фактором поддержания мотивации.

Дадим краткую характеристику результатов, полученных в ходе исследования.

Как видно из данных таблицы 1, после реализации программы участники значительно увеличили частоту занятий физической активностью. В частности, количество студентов, занимающихся 3 и более раз в неделю, возросло с 10 до 35, что свидетельствует о положительной динамике их вовлечённости в физическую активность.

Таблица 1. Данные о физической активности испытуемых

Количество занятий в неделю

Количество участников

До реализации программы

После реализации программы

0

10

0

1

15

5

2

15

10

3 и более

10

35

Изменения по показателям эмоционального выгорания представлены в таблице 2. Общий уровень эмоционального выгорания снизился с 3,1 до 1,5, при этом наблюдается значительное улучшение по всем компонентам шкалы Maslach Burnout Inventory. Это свидетельствует о том, что физическая активность снижает уровень эмоционального истощения и деперсонализации, а также улучшает восприятие личных достижений.

Таблица 2. Средние значения по шкале эмоционального выгорания Maslach Burnout Inventory

Показатель

До реализации программы

После реализации программы

Эмоциональное истощение

3.8

1.9

Деперсонализация

2.5

1.2

Снижение личных достижений

3.0

1.5

Общий уровень эмоционального выгорания

3.1

1.5

Уровень стресса был также оценён до и после реализации программы. Среднее значение по данному показателю снизилось с 7,2 до 3,8, что указывает на значительное улучшение психоэмоционального состояния участников.

Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что физическая активность способствует снижению уровня эмоционального выгорания и стресса у студентов. Увеличение частоты занятий спортом привело к заметным улучшениям в психоэмоциональном состоянии участников. Студенты, которые регулярно занимались физической активностью, сообщали о большей удовлетворённости жизнью и уменьшении чувства тревожности. Это может быть связано с выбросом эндорфинов во время физических нагрузок, что способствует улучшению настроения и снижению уровня стресса.

В то же время, несмотря на положительное влияние программы физической активности, студенты столкнулись с рядом трудностей, которые мы распределили на три группы.

  1. Физическое состояние. Некоторые участники испытывали трудности из-за низкого уровня физической подготовки на начальном этапе, что вызывало чувство усталости и дискомфорта во время занятий. В результате некоторые студенты пропускали занятия, испытывая страх перед физическими нагрузками.
  2. Ограничения во времени. Большинство студентов сталкивались с нехваткой времени из-за учебной нагрузки, что затрудняло регулярное посещение тренировок. Комментарии участников указывали на необходимость совмещения учёбы и тренировок, что иногда приводило к стрессу и перегрузке.
  3. Мотивация и психологические барьеры. Некоторые студенты испытывали нехватку мотивации и сниженное желание заниматься физической активностью из-за личных обстоятельств или привычек. Студенты, не привыкшие к регулярным тренировкам, иногда испытывали страх перед новыми упражнениями и боязнь не соответствовать требованиям группы.

Таким образом, физическая активность является эффективным инструментом профилактики эмоционального выгорания у студентов. Результаты исследования подтверждают необходимость внедрения программ физической активности в учебные заведения. Однако необходимо учитывать трудности, с которыми сталкиваются студенты. Мы считаем важным проводить дополнительные занятия по адаптации для студентов с низким уровнем физической подготовки, а также организовывать семинары по управлению временем и мотивации. Это поможет создать более комфортные условия для участников и повысить их вовлечённость в программу. Также необходимо разработать систему регулярных тренировок и мероприятий, направленную на вовлечение студентов в активный образ жизни.

Список литературы

  1. Смирнова О.Ю., Худяков А.В. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания // Медицинская сестра. 2011. № 7. С. 36–40.
  2. Бузина Т.С., Олейников С. Исследование психологических факторов выгорания студентов медицинского вуза // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2024. № 2. С. 81–101. https://doi.org/28995/2073-6398-2024-2-81-101
  3. Иванова Е.С., Нигматуллина Р.Р., Безбрязов А.В. Механизмы влияния серотонина на физическую работоспособность: описательный обзор // Журнал медико-биологических исследований. 2023. Т. 11. № 4. С. 483–491. https://doi.org/37482/2687-1491-Z168
  4. Колосов Г.Н. Влияние физической активности на эмоциональное состояние студентов вуза // Перспективы науки. 2024. № 2(173). С. 118–121.
  5. Карпов В.Ю., Белоцерковец Е.А. Воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов средствами физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2009. № 1. С. 46–50.
  6. Артемова Т.С., Кормилицын Ю.В., Как влияют физические нагрузки на психику человека // Международный научный журнал «Вестник науки». 2023. Том 4, № 12(69). С. 1282–1285.
  7. Питкин В.А. Влияние физической культуры на психическое здоровье человека // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 8(222). С. 260–265. https://doi.org/34835/issn.2308-1961.2023.08.p260-265
  8. Стурова Е., Петухова П., Степанова И. Зависимость выгорания студентов от частоты занятия спортом // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2023. № 4(32). С. 23-29. https://doi.org/14258/zosh(2023)4.03
  9. Панина О.В., Фролова Л.В. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 3–8. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_3
  10. Мальцева С.В., Смирнова Ж.В., Исаева И.Ю., Назаркина Е.С. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 2(31). С. 348. https://doi.org/26140/anip-2020-0902-0084
  11. Серова Т.В. Результат применения фитнес-программы на учебных занятиях физической культурой в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6(120). Часть. 4. С. 87–90