Модель выпускника профильного класса
Е.В. Яковлев1, Е.С. Бухтияр2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 yakovlevev@mail.ru
2 ekaterina.bukhtiyar@yandex.ru
Аннотация
В статье обосновывается значение разработки и использования модели выпускника профильного класса, которая трактуется как вид компетентностной модели, отражающей эталонный набор личностных характеристик, которыми должен обладать обучающийся на момент окончания школы для успешного получения профессионального образования и жизни в современном обществе. Раскрывается структура модели, включающая программный (знания, умения), индивидуальный (мотивы, личностные качества, ценностные ориентации) и прикладной (опыт практической деятельности и достижения обучающегося) компоненты. Представлена характеристика и наполнение каждого компонента, в том числе с учётом специфики содержания работы инженерных, медицинских, туристских и агроклассов.
Ключевые слова
модель выпускника школы, профильное обучение, профиль обучения, профильный класс, профильная направленность
Для цитирования
Яковлев Е.В., Бухтияр Е.С. Модель выпускника профильного класса // Педагогическая перспектива. 2025. № 3(19). С. 3–10.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_3(19)_3
Информация об авторах
Евгений Владимирович Яковлев – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель научно-методического информационно-издательского центра Института развития образования Краснодарского края.
Екатерина Сергеевна Бухтияр – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Текст статьи
Любой образовательный процесс имеет целенаправленный характер и осуществляется с ориентацией на запланированный результат – формирующуюся личность обучающегося. Характеристики личности как «продукта» образовательного процесса фиксируются в основных нормативных актах: законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Федеральной образовательной программе среднего общего образования, Указах Президента Российской Федерации № 809 от 9.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», № 309 от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и др. Реализуемое в старшей школе профильное обучение также должно ориентироваться на определённые характеристики личности выпускника, достижению которых будет подчинён весь образовательный процесс.
Модель выпускника профильного класса представляет собой концептуальную структуру, определяющую набор сформированных личностных свойств, которыми должен обладать ученик после завершения обучения. Данная модель является важным инструментом для разработки профильных образовательных программ, оценки качества их реализации и подготовки выпускников к получению профессии и будущей профессиональной деятельности. Её содержание всегда обусловлено требованиями регионального рынка труда, необходимостью подготовки квалифицированных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи и оперативно адаптироваться к изменениям в профессиональной среде [1; 2; 3].
Как вид компетентностной модели, модель выпускника строится на принципах педагогической науки, психологии развития личности и теории профессионального образования. Она учитывает возрастные особенности обучающихся, психологические механизмы формирования профессиональных качеств и закономерности усвоения знаний и навыков.
Само понятие «модель выпускника» чаще всего применяется в отношении выпускника вуза (М.В. Ковалева, Е.А. Костина, Н.Е. Прошкин, Е.В. Шевчук и др.) или учреждения СПО (Ю.Ю. Горбунова, Я.С. Мягков, И.А. Невская, Ю.В. Шаронин и др.). Однако в последние годы появляются исследования, посвящённые обобщениям социально-значимых характеристик выпускника дошкольного образовательного учреждения (И.А. Ахметшина, М.Л. Беркович, Н.А. Балакирева, С.В. Кольцов и др.), выпускника начальной (М.И. Кузнецова, А.В. Мендель, О.Н. Мостова, С.Д. Сивцева и др.), основной (С.Ф. Заикин, Е.А. Медовикова, Е.А. Пупкова, С.Л. Суворова и др.) и средней школы (Л.В. Гуляева, К.З. Закирьянов, Д.В. Лубовский, Г.Ф. Шафранов-Куцев и др.), соответствующих обновлённым задачам и особенностям развития как системы образования, так и страны в целом.
Авторский взгляд на модель выпускника современной школы представлен в научных работах К.Ю. Белоусова, М.Д. Матющина, В.В. Рыбакова [4], Э.В. Ваниной [5], А.А. Ермолина [6], А.А. Зайцевой, Н.В. Баскаковой, И.В. Литовкиной [7], А.М. Кондакова с соавторами [8], М.Д. Матюшкиной [9], Н.Н. Савиной, А.А. Сафиной [10; 11] и др. Помимо обобщённого представления модели выпускника современной школы, в научной литературе приводятся описания его отдельных характеристик. Так, например, информационную компетенцию выпускника исследуют О.А. Козлов, В.В. Орлова и др.; географическую – Ю.Н. Гладкий, П.Б. Ямка и др., социальный опыт – О.Г. Красношлыкова, Т.А. Лагановская и др., математические знания – В.А. Дегтяренко, Т.Г. Кудряшова и др., владение иностранным языком – А.В. Нечипас, Ю.Г. Седелкина и др., доминирующие мотивы – Г.Н. Артемьева, П.В. Калюжная и др., ценностные ориентации – Д.С. Борщ, Т.Ю. Крестьянинова и др., финансовая грамотность – О.Н. Спарс, Э.А. Залилова и др., личностные качества – Г.И. Егорова, О.А. Подольнова и др.
Как педагогическое понятие, модель выпускника школы мы трактуем как вид компетентностной модели, отражающей эталонный набор личностных характеристик, которыми должен обладать обучающийся на момент окончания школы для успешного получения профессионального образования и жизни в современном обществе. Данный набор характеристик должен быть структурирован и наполнен в соответствии с задачами образовательного процесса.
Проанализировав научную литературу, мы пришли к заключению, что в структуре модели выпускника профильного класса должны быть предусмотрены программный, индивидуальный и прикладной компоненты. Программный компонент охватывает знания и умения, освоенные в рамках профильной программы. Индивидуальный включает персональные характеристики старшеклассника, сформированные для дальнейшего продолжения обучения и профессиональной деятельности (мотивационные установки, личностные качества, ценностные ориентации и др.). Прикладной компонент связан с расширением ориентировочной основы действий и включает опыт практической деятельности и достижения обучающегося. Указанные разделы обеспечивают достаточно полное представление требований к выпускнику профильного класса и характеризуют его академическую активность по освоению образовательной программы определённой профильной направленности. Схематично структура модели выпускника профильного класса представлена на рисунке.

Рисунок. Модель выпускника профильного класса
Представим кратко содержание каждого компонента.
Знания выпускника профильного класса характеризуют степень освоения старшеклассником программного содержания. Поскольку в условиях профильного обучения предусмотрено изучение не менее двух профильных предметов на углублённом уровне, то в перечень знаний, в первую очередь, должны быть внесены знания по углублённым предметам. Например, для инженерных классов это физика, математика, информатика, для агроклассов – физика, информатика, математика, химия, биология или география, для медицинских классов – химия, биология, физика, анатомия, для туристских классов – география, история, обществознание или иностранный язык. В данный раздел, помимо знаний по школьным предметам, целесообразно внести знания научных основ профессиональной сферы, исследовательских методов и обобщённых способов действий. Для профильного обучения также важны знания об особенностях профессии, востребованных специальностях и перспективах будущего карьерного роста, правилах поведения, здоровом, безопасном и экологически целесообразном образе жизни.
Умения выпускника профильного класса включают общеучебные умения, связанные с изучением образовательной программы, умения, связанные с освоением базовых профессиональных действий. К общеучебным мы относим умения самостоятельной работы, выстраивания конструктивного диалога и успешного взаимодействия, нахождения, анализа и интерпретации информации, применения предметных знаний в практической деятельности, выполнения проектов, использования лабораторного оборудования и др. К профессионально-ориентированным умениям в инженерных классах относятся чтение и создание чертежей и схем, оперирование современными инструментами (например, CAD-системы, симуляторы, системы управления БПЛА), решение задач с использованием искусственного интеллекта и автоматизации и др. В агроклассах профессионально-ориентированными умениями являются выполнение операций по уходу за растениями и животными, проведение измерений, интерпретация результатов лабораторных опытов и др., в медицинских классах – проведение простейших медицинских манипуляций, оказание первой доврачебной помощи и др., а в туристских – увлекательно рассказать о достопримечательностях, провести экскурсию и др.
Личностные качества выпускника профильного класса представляют собой характеристики личности, которые определяют поведение, мышление, эмоции и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Как психолого-педагогический феномен, личностные качества отличаются чрезвычайным разнообразием. Современные исследователи [12; 13; 14 и др.] в системе личностных качеств выделяют моральные (гуманизм, доброта, патриотизм, порядочность, коллективизм, ответственность, уважение к людям и др.), эмоциональные (толерантность, оптимистичность, энергичность, сентиментальность, импульсивность и др.), волевые качества (целеустремлённость, смелость, активность, уверенность, инициативность, выдержка, терпеливость и др.) и т.д. Для формирования истинного профессионала с нужным набором личностных качеств их формирование должно начинаться с раннего детства, а в процессе профильного воспитания в старшей школе данные качества должны быть присвоены обучающимся как профессионально значимые. Аналогично умениям личностные качества мы предлагаем разделить на общие для всех профилей и специфические. К общим относятся все вышеперечисленные качества, а специфические качества связаны с особенностями профессиональной деятельности и обеспечивают её эффективное выполнение. Так, например, для инженерной деятельности актуальными являются стрессоустойчивость, инновационность, ответственность за технические решения, самостоятельность, изобретательность, аккуратность и др., для специалиста агропромышленного комплекса – привязанность к земле, ответственность, заботливость в отношении животных и растений, инициативность, выносливость и др., для медицинского работника – эмпатия, коммуникабельность, стремление прийти на помощь, наблюдательность, оптимистичность и др., для специалиста сферы туризма – общительность, организованность, дружелюбность, тактичность, артистизм и др.
Мотивы выпускника профильного класса определяют потребности личности в выполнении той или иной деятельности, в том числе профессиональной. Поскольку качество профильного обучения определяется сформированностью у личности мотива к поступлению в учреждение высшего или среднего профессионального образования по профилю обучения в старшей школе, к профессиональной самореализации в условиях региональной экономической системы [15], то формирование комплекса мотивов представляет собой отдельную задачу профильного обучения. Инвариантными для любого профиля должны стать следующие мотивы: поступление в профильный вуз/колледж; осуществление будущей профессиональной деятельности в соответствующем секторе экономики региона; образование и самообразование в течение всей жизни; профессионально-личностное самосовершенствование; творчество и инновационная деятельность; участие в разработке технологий будущего и др.
Ценностные ориентации выпускника профильного класса представляют собой отображение ценностей в сознании субъекта, выражение их значимости, задают рамки предельных смыслов и основополагающих целей, определяют приемлемые средства их достижения, паттерны поведения и эмоциональные реакции на жизненные события. Также они определяют мировоззрение субъекта, его поведение, отношение к окружающему миру, идеалы, установки. Зрелую личность отличает наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, обеспечивающей личности полноценное существование в современном обществе. Современная наука говорит о том, что процесс личностного присвоения ценностей довольно сложен и требует как можно более раннего знакомства обучающегося с профессионально значимыми ценностями, а также их приобщения к этим ценностям. Мы убеждены, что в отношении профильного обучения именно понимание для личности значения ценностей позволяет более грамотно строить взаимодействие с ней и обеспечить ценностное приращение получаемого образования в школе и дальнейшего освоения профессии в вузе или колледже.
Всю систему ценностных ориентаций, формируемую у личности в период профильного обучения, следует разделять как минимум на три группы: общечеловеческие, общепрофессиональные и частно-профессиональные. При этом каждая группа ценностных ориентаций предусматривает разные методы и средства их формирования. К общечеловеческим ценностным ориентациям относятся жизнь и здоровье, Родина, общество, семья и её традиции, справедливость и право, труд, образование и др. Они должны быть сформированы у каждого старшеклассника, независимо от реализуемой профильной направленности в школе. Общепрофессиональные ценности определяют значимые для личности профессионала базовые позиции, детерминирующие его самовыражение как субъекта профессионального сообщества. К ним мы относим науку, творчество и инновации, качество профессиональной деятельности, польза для человечества, успех в профессии, карьера и др. Частно-профессиональные ценности связаны с конкретными профессиональными функциями того или иного специалиста.
Так, например, для выпускника инженерного класса частно-профессиональными ценностями должны стать инженерная система, технологическая дисциплина, экологическая ответственность и др. В модель выпускника агроклассов следует внести такие частно-профессиональные ценности, как природа, природные недра и ресурсы, продовольственная безопасность, урожай, здоровье животных, сельскохозяйственная техника и инвентарь и др. Выпускник медицинского класса должен обладать следующими частно-профессиональными ценностями: забота о пациентах, врачебная тайна, непрерывное повышение квалификации, исследования и истинные знания и др. Для выпускника туристского класса к частно-профессиональным ценностям относятся история Отечества, мировая история, культура и наследие человечества, безопасность и комфорт клиентов, незабываемые впечатления гостей, сервис и др.
Опыт практической деятельности выпускника профильного класса характеризует активность старшеклассника при освоении профильной программы и его включении в процесс ранней профессиональной социализации. Полноценная реализация профильного обучения должна включать целый спектр возможностей для получения старшеклассником опыта в области будущей профессии: опыт индивидуальной проектной деятельности по профилю, прохождения профессиональных проб, посещения профильного вуза / колледжа, посещения профильного предприятия или компании, самостоятельного создания продуктов по профилю обучения, выполнения исследований и заданий для реального сектора производства (АПК, медицины, индустрии гостеприимства и др.), работы на оборудовании центров «Кванториум», «IT-куб», «Точка роста», участия в мастер-классах, профильных сменах, профориентационных стажировках, олимпиадах, соревнованиях, экспедициях, профессиональных программах и акциях, работы с профессиональным и квазипрофессиональным оборудованием, включая его сборку, отладку и тестирование, участия в разработке прототипов или стартапов и др.
Достижения выпускника профильного класса представляют собой портфолио, в котором отражаются подтверждённые внешними экспертами результаты деятельности обучающегося в направлении выбранного профиля. Данный раздел позволяет оценить потенциал личности и её готовность к дальнейшему освоению профессии в условиях высшего или среднего профессионального образования. К достижениям выпускника профильного класса могут быть отнесены дипломы олимпиад из федерального и регионального перечня по профилю, победы в конкурсах, паспорт волонтёра, свидетельство о получении «первой профессии», свидетельства и патенты, сертификаты участников масштабных мероприятий и др.
Таким образом, модель выпускника профильного класса является обязательным документом реализации основной образовательной программы в старших классах, позволяет сориентировать образовательный процесс на конкретные результаты, которые должны быть достигнуты в старшей школе, и включает несколько инвариантных разделов: знания, умения, мотивационные установки, личностные качества, ценностные ориентации, опыт практической деятельности и достижения.
Список литературы
- Яковлев Е.В., Бегзадян Н.А. Региональные стандарты организации образовательного процесса в профильных классах как компонент системы профильного обучения // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 60–69. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_60
- Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Профилизация системы образования как педагогический феномен // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 40–50. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_40
- Яковлева Н.О., Лозовая Я.Ю. Региональная система профильного обучения // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 85–95. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_85
- Белоусов К.Ю., Матюшкина М.Д., Рыбаков В.В. Выпускник и выпускница школы: социально-педагогический портрет в гендерном контексте // Перспективы науки и образования. 2024. № 6(72). С. 401–419.
- Ванина Э.В. Социальный портрет выпускника школы: материалы для историко-обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. 2021. № 3. С. 74–78.
- Ермолин А.А. Архетипическая модель компетенций выпускника российской школы как система целевых результатов воспитания // Народное образование. 2022. № 1(1490). С. 143–149.
- Зайцева А.А., Баскакова Н.В., Литовкина И.В. Модель выпускника современной школы // Теория и практика современной науки. 2024. № 8(110). С. 37–41.
- Кондаков А.М., Карпова О.В., Карпушин Н.Я [и др.]. Портрет выпускника как основа проектирования образовательной политики школы: учебное пособие. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании 2021. 50 с.
- Матюшкина М.Д. Портрет выпускника петербургской школы: тенденции изменений // Непрерывное образование. 2022. № 1 (39). С. 59–64.
- Савина Н.Н., Сафина А.А. Структура модели выпускника современной средней общеобразовательной школы // Научный альманах Центрального Черноземья. 2022. № 2-7. С. 436–444.
- Сафина А.А. Модель выпускника современной общеобразовательной средней школы // Академическая публицистика. 2020. № 7. С. 122–128.
- Борисова Д.Б. Метод театрализации в формировании личностных качеств школьников / Инновационное образовательное пространство: теория и практика: сб. статей. М.: Учебный центр Перспектива, 2024. С. 65–70.
- Рузиева М.Д., Юсупова У.А. Формирование личностных качеств школьника в трудовом обучение средствами ручного труда // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 111-1. С. 171–174.
- Селиванова М.В. Научно-исследовательская деятельность – инструмент развития личностных качеств школьника // Созвездие «Сириус 26». 2024. № 1. С. 7–8.
- Павловская Н.Г., Долобаева А.Е. Развитие внутренних мотивов личности как ведущего фактора выбора профессии // Педагогическая перспектива. 2023. № 3. С. 71–78. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_71