Региональные стандарты организации образовательного процесса в профильных классах как компонент системы профильного обучения
Е.В. Яковлев1, Н.А. Бегзадян2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 yakovlevev@mail.ru
2 Rumetrikan_kan@rambler.ru
Аннотация
Открытие в общеобразовательной организации нового профильного класса требует от педагогического коллектива полного понимания всех действий и базовых параметров качества образовательного процесса в условиях профильного обучения. Такое понимание может и должен дать специальный документ – стандарт организации образовательного процесса в профильном классе. В статье предложена структура данного документа, включающая следующие разделы: цель и задачи, нормативная база, учебные планы, материально-техническое оснащение, сетевое взаимодействие, формы социально значимой деятельности обучающихся, портрет выпускника, ответственность, ожидаемые эффекты. Для каждого из них обосновано и подробно представлено содержание и значение для организации профильного обучения.
Ключевые слова
профильное обучение, стандарт организации образовательного процесса, профиль обучения, профильный класс, профильная направленность
Для цитирования
Яковлев Е.В., Бегзадян Н.А. Региональные стандарты организации образовательного процесса в профильных классах как компонент системы профильного обучения // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 60–69.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_60
Информация об авторах
Евгений Владимирович Яковлев – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель научно-методического информационно-издательского центра Института развития образования Краснодарского края.
Наталья Алексеевна Бегзадян – методист центра мониторинговых исследований и методического сопровождения инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.
Текст статьи
В современной системе образования как никогда остро стоит задача повышения качества. К сожалению, образование было и остаётся сферой, которая всегда отставала от темпа развития экономики, а в настоящее время это отставание становится просто катастрофическим. Образовательный процесс в школе сегодня реализуется в условиях экономии всех видов ресурсов: временных, кадровых, инфраструктурных, информационных и др. Возможностей для «раскачки», использования тактики проб и ошибок или переделки просто нет. Это значит, что образовательному процессу необходим максимально эффективный аппарат, задающий технологически чёткое понимание оптимальных способов достижения цели. Такую однозначность деятельности обеспечивают стандарты, касающиеся процесса реализации основной образовательной программы в целом или её отдельных компонентов: управления качеством, процесса воспитания, организации внеурочной деятельности, взаимодействия с родителями / законными представителями обучающихся и др.
Важным направлением сегодня является профильное обучение старшеклассников. В каждом субъекте РФ школам предлагаются уникальные профильные направленности, соответствующие потребностям и задачам экономического развития региона. Так, например, в системе образования Томской области функционируют Газпром-классы, классы силовых структур, в Свердловской области – атом-классы, Курчатовские классы, в Нижегородской области – ИТ-классы, медиаклассы, в Калининградской – РЖД-классы, инженерно-космические классы, в Архангельской – строительные, лесные классы и др. В Краснодарском крае актуальными считаются пять профильных направленностей, реализуемых в агроклассах, инженерных, медицинских, педагогических и туристских классах.
Очевидно, что открытие в современной школе нового профильного класса требует от педагогического коллектива полного понимания всех действий и базовых параметров качества образовательного процесса в условиях профильного обучения. Такое понимание может и должен дать специальный документ – стандарт организации образовательного процесса в профильном классе, уточняющий ФГОС СОО в отношении целевых ориентиров, оснащения, программного содержания и особенностей взаимодействия школы с профильными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также предприятиями, как стратегическими заказчиками системы непрерывного формирования кадровых ресурсов.
Такие стандарты должны строиться с опорой на основные закономерности и принципы педагогического проектирования [1] и учитывать основные требования к педагогическим системам [2]. Это позволит зафиксировать чёткие критерии оценки работы, минимизировать вероятность ошибок, оптимизировать ресурсы, снизить затраты и повысить производительность труда. Применение единых стандартов облегчает взаимодействие между школой и отдельными организациями, в том числе реализующими основную образовательную программу в сетевом формате (например, научные или медицинские учреждения, учреждения культуры, промышленные предприятия и др.). При введении новых профильных направленностей утверждённые стандарты дадут педагогическому коллективу однозначное понимание того, какие ресурсы необходимы для открытия профильных классов, и достаточно ли имеющегося в школе обеспечения. Таким образом, применение стандартов становится необходимым условием успешной реализации профильных направленностей в старшем звене современного общеобразовательного учреждения, повышающим его эффективность, обеспечивающим корректность осуществления и улучшающим качество подготовки старшеклассников.
Несмотря на достаточно продолжительную историю реализации профильного обучения в старших классах, стандарты организации образовательного процесса в профильных классах до сих пор остаются слабо разработанными: не определена их универсальная структура, наполнение, обязательные для каждого отдельного профиля позиции, характеризующие совокупность фактических действий. Тем не менее отдельные компоненты профильного обучения, которые должны быть отражены в стандартах, составляют предмет современных исследований и встречаются в научной литературе. Так, например, проблемы эффективной работы профильных классов изучали О.М. Акилов [3], М.Р. Кулинич, Э.Н. Гумерова, Ю.А. Уточкин [4] и др., вопросы организации внеурочной деятельности в условиях профильного обучения – Т.Н. Канашевич, А.М. Авсиевич, Ю.А. Бакун [5], Е.А. Лебедева [6], Г.С. Николаенко [7] и др., проектной деятельности – И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова [8], М.Д. Фардзинова, Н.В. Кокоева [9] и др., взаимодействия школы с вузом – О.И. Михайленко [10], А.С. Фетисов, Ю.В. Кудинова [11], Н.О. Яковлева, Е.С. Бухтияр, М.Ф. Шлык [12] и др., организации профессиональных проб и профильных смен – Л.П. Качалова, И.В. Колмогорова, Н.И. Колмогорова [13], Ю.В. Кудинова, А.С. Фетисов [14] и др., воспитания обучающихся профильных классов – Н.Н. Асхадуллина, И.А. Талышева, Л.Р. Халиллулина [15], Ю.Л. Селяков [16] и др.
Поскольку основная цель разработки стандарта состоит в представлении ключевых аспектов, обеспечивающих корректное введение и реализацию той или иной профильной направленности в учреждении среднего общего образования, то, очевидно, что в структуре данного документа должны быть соответствующие разделы. Проведённый нами анализ действующих в современной системе образования нормативных актов (ФГОС СОО, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, ФОП СОО и др.), а также научной литературы по профильному обучению (Д.Е Бадулин, Ю.В. Жарова, К.М. Москвин, Е.В. Селезова, А.А. Струкова, Е.А. Федотова и др.) позволил нам вычленить инвариантные компоненты стандарта организации образовательного процесса в профильных классах. К ним относятся: 1) цель и задачи; 2) нормативная база; 3) учебные планы; 4) материально-техническое оснащение; 5) сетевое взаимодействие; 6) формы социально значимой деятельности обучающихся; 7) портрет выпускника; 8) ответственность; 9) ожидаемые эффекты. Рассмотрим их более подробно.
Раздел «Цель и задачи» раскрывает общие стратегические ориентиры функционирования профильного класса. Характеризуя цель, в стандарте необходимо заложить следующие позиции: 1) работа профильного класса представляет собой процесс подготовки выпускника школы к дальнейшему получению профессионального образования (в вузах или колледжах); 2) она направлена на формирование у обучающегося устойчивого интереса к профессиональной сфере и расширение представлений о востребованных профессиях; 3) данная профильная направленность является элементом непрерывной системы профессионального образования, обеспечивающей развитие кадрового потенциала региона. Цель, сформулированная с учётом указанных тезисов, позволяет выстроить систему обучения старшеклассников в новом формате – с акцентом на потребности развития субъекта РФ и обеспечение суверенитета страны в целом.
Перечень задач образовательного процесса в профильном классе, безусловно, определяется самой образовательной организацией. В то же время существуют обязательные, на наш взгляд, задачи, которые можно разделить на две группы: личностные и социально-профессиональные. При этом личностные задачи связаны с:
- ознакомлением обучающихся с профессиями, их особенностями и преимуществами;
- освоением ряда профильных предметов на углублённом уровне;
- формированием у старшеклассников основ системного профессионального мышления;
- оказанием обучающимся помощи в вопросах профессиональной ориентации, а также карьерного и личностного роста;
- предоставление обучающимся возможностей для получения опыта деятельности в области профильного обучения;
- включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность профильной направленности;
- формированием у школьников личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности и др.
Социально-профессиональные задачи направлены на:
- развитие социального партнёрства между образовательными учреждениями общего, высшего и среднего профессионального образования, предприятиями по реализации образовательных программ профильной направленности;
- создание гибкой системы предпрофессионального образования, обеспечивающей качественную подготовку обучающихся к освоению будущей профессии, и инструментов её управления;
- обеспечение качества абитуриентов, готовых к обучению в профильных вузах;
- создание системы непрерывного воспроизводства кадров и др.
В разделе «Нормативная база» указывается перечень нормативных актов, на основании которых реализуется профильное обучение. Он содержит документы как федерального, так и регионального уровней. К федеральным следует относить, как минимум, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказы и письма Минпросвещения России «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», «Об утверждении ФГОС СОО», «Об утверждении Федерального перечня учебников», «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации», «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе среднего общего образования» и др. На уровне региона в стандарт включается региональный закон «Об образовании», приказы регионального министерства образования «О реализации Единой модели профессиональной ориентации», «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приёме либо переводе в государственные и муниципальные общеобразовательные организации для получения среднего общего образования с углублённым изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения», письма о формировании учебных планов, планов внеурочной деятельности и др.
Раздел «Учебные планы» позволяет педагогическому коллективу корректно создать соответствующий профильный учебный план. Предложенные варианты учебных планов, разработанные на основе федеральных актов, указывают перечень основных предметов, осваиваемых обучающимися на углублённом уровне, а также специфический набор предметов дополнительных, в которых и закладывается профессионально-ориентированное содержание, позволяющее достичь целей профильного обучения. Так, например, в учебном плане инженерных классов в качестве дополнительных предметов могут присутствовать черчение, беспилотные авиационные системы, 3D-моделирование, технология современного производства, инженерный практикум и др., для агроклассов – биохимия, основы агротехнологии, агроинженерия, растениеводство и земледелие, основы генетики и селекции, химия / физика в сельском хозяйстве, экология и др., в медицинских классах – латинский язык, медицина катастроф, основы эпидемиологии, основы медицинской терминологии, молекулярная биология, психология здоровья и болезни, этические и правовые основы здравоохранения и др., в учебные планы для туристских классов рекомендуется включить такие дополнительные предметы, как индустрия гостеприимства, основы туризма / музееведения, основы предпринимательской деятельности, основы рекламного дела, эффективные коммуникации, деловой английский, экономика, бизнес-планирование и др.
Раздел «Материально-техническое оснащение» описывает минимально-достаточный комплект оборудования и ресурсов для конкретной профильной направленности. Все материально-техническое оснащение образовательного процесса в профильных классах целесообразно разделить на две группы:
а) базовое оборудование, предусмотренное ФГОС СОО, Перечнем средств обучения и воспитания (Приказ Минпросвещения России от 28.11.2024 № 838);
б) специфическое, включающее:
- специализированные помещения (лаборатории, опытное хозяйство, учебные офисы, учебные кабинеты и др.);
- оборудование для проведения опытов, лабораторных работ и практикумов (измерительные и демонстрационные приборы, вспомогательное оборудование, тренажёры и симуляторы);
- оборудование, станки, стенды, 3D-принтеры, образовательные наборы, аппаратно-программные комплексы для проектной работы и проведения исследований;
- компьютерное и мультимедийное оборудование, программное обеспечение образовательного процесса;
- инструменты и расходные материалы;
- наборы учебных пособий, библиотечные коллекции и др.
Комплект учебников для профильных классов формируется общеобразовательной организацией в соответствии с федеральным перечнем (Приказ Минпросвещения России от 05.11.2024 № 769), поэтому ссылку на актуальную версию данного приказа целесообразно дать в разделе стандарта «Материально-техническое оснащение».
Раздел «Сетевое взаимодействие» даёт педагогическому коллективу представление с какими учреждениями высшего и среднего профессионального образования можно организовать сетевое взаимодействие. Данное взаимодействие может включать посещения школьниками мероприятий вузов и колледжей, проведение на их базе проектной или исследовательской деятельности, а также сетевой реализации образовательной программы профильного обучения. Поскольку территориальная доступность вузов и колледжей является важным фактором организации сетевого взаимодействия, то в данном разделе стандарта мы рекомендуем представить полный перечень учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов по соответствующему профилю, в каждом муниципальном образовании региона. Сетевое взаимодействие должно обеспечивать непрерывность профильной подготовки кадров ещё и через связь общеобразовательной организации с промышленными предприятиями и организациями. При этом реализации сетевого взаимодействия требует:
- заключения официальных договоров о сотрудничестве между школами и профильными вузами или колледжами, школами и предприятиями;
- разработки плана взаимодействия;
- определения координаторов от каждой стороны для оперативного решения вопросов;
- создания системы мотивации и условий работы для представителей вузов / колледжей и предприятий с профильными классами;
- организацию мониторинга эффективности взаимодействия.
В дорожной карте по сетевому взаимодействию общеобразовательного учреждения с организациями высшего и среднего профессионального образования должны быть предусмотрены: проведение совместных профориентационных мероприятий и образовательных событий (фестивали, выставки, чемпионаты, соревнования, олимпиады и др.), участие старшеклассников в Днях открытых дверей, проведение учебных занятий на базе и в специализированных лабораториях вуза / колледжа, оказание вузами / колледжами педагогам профильных классов методической поддержки по использованию высокотехнологичного оборудования, выполнению практико-ориентированных проектов и исследований, выполнение индивидуальных проектов под руководством преподавателей вуза / колледжа, участие старшеклассников в олимпиадах и конкурсах вуза / колледжа, в программах «Умные каникулы», в научных исследованиях, учебных стартапах, студенческих научных обществах и кружках, в мероприятиях по подготовке к поступлению в вуз / колледж, организация практик и стажировок старшеклассников на лабораторно-технической базе вузов / колледжей, участие организация мастер-классов и тренингов по современным профессиональным технологиям, участие старшеклассников в мероприятиях, организуемых вузами/колледжами совместно с предприятиями-партнёрами, предоставление доступа к онлайн-курсам и цифровым платформам вузов / колледжей, создание совместных менторских программ, где студенты вузов / колледжей выступают наставниками для старшеклассников в проектной деятельности и др.
Взаимодействие с предприятиями предусматривает: привлечение специалистов-практиков из предприятий для проведения учебных занятий, мастер-классов, проектной работы, исследовательской деятельности, организации экскурсий, консультировании и оказании тьюторской помощи, регулярные встречи со специалистами профильных предприятий, профессиональные пробы на предприятиях, участие обучающихся профильных классов в реальных технологических процессах, участие старшеклассников в технических выставках, реальных проектах и инновационных программах профильной отрасли, организация летней практики в условиях реального производства, оказание помощи в оснащении образовательной среды школы специализированным оборудованием, участие представителей предприятий в разработке учебных программ и наполнении предметов актуальным содержанием, взаимодействие с бизнесом для профориентации и формирования направленности на трудоустройство в сфере производства, заключение целевых договоров на обучение, отложенных трудовых договоров с обучающимися (старше 16 лет), участие предприятий в создании и поддержке школьных лабораторий или кружков, организация совместных конкурсов инновационных идей или стартапов с участием школьников и специалистов предприятий, предоставление доступа к цифровым тренажёрам и симуляторам производственных процессов для практического обучения.
В разделе «Формы социально-значимой деятельности обучающихся» даётся обобщённое описание возможных форм активности, обеспечивающей развитие интереса к профессии и профессиональное самоопределение старшеклассника. При организации любого вида социально-значимой активности обучающихся профильных классов необходимо обеспечение их безопасности (условия пребывания, инструктаж, средства индивидуальной защиты, присутствие наставника, соблюдение санитарно-гигиенических норм, защита персональных данных обучающихся и др.). К формам социально-значимой деятельности обучающихся профильных классов мы относим разные виды практики, профессиональное обучение и волонтёрскую деятельность.
Практика (летняя, трудовая, производственная и др.) организуется на базе местных предприятий или компаний. Как вид социально-значимой деятельности, она готовит учащихся к реальной работе в профессиональной сфере. К её особенностям относится следующее: практика реализуется с учётом специализации, содержание практики связано с работой над индивидуальным проектом, проведением завершённого исследования или эксперимента, созданием на материале предприятия профессиональных решений, прототипов, бизнес-планов и др., глубокое изучение современного оборудования и технологий, освоение определённого вида профессиональных действий, знакомство и взаимодействие с профессиональным сообществом и др. Практика должна проводиться на конкретном предприятии (один раз в неделю или в форме интенсива в каникулярный период), имеет утверждённую программу выполнения конкретных производственных задач с ведением дневников практики, подготовкой отчётов о выполненной работе, получением характеристик от наставников и предложений по дальнейшему обучению и трудоустройству.
Профессиональное обучение предусматривает получение рабочей профессии или специальности в определённой сфере. Обучающиеся профильных классов в учреждении среднего профессионального образования или Центре опережающей профессиональной подготовки могут получить разнообразные профессии. Например, обучающиеся инженерных классов могут получить профессию техника по ремонту оборудования, программиста, электромонтажника, оператора робототехнических систем, специалиста по 3D-печати, техника по автоматизации процессов и др., агроклассов – профессии садовника, пчеловода, лаборанта химико-бактериологического анализа, оператора теплиц, водителя погрузчика, оператора зерносушильных установок, овощевода, цветовода, оператора по уходу за животными и др., медицинских классов – младшего медицинского персонала, медицинского регистратора, санитара и др., туристских классов – кондитера, продавца, специалиста по карвингу, колориста, горничной, визажиста, звукооператора, портье др. Освоение профессии улучшает перспективы будущего трудоустройства сразу после окончания школы или во время обучения в вузе.
Волонтёрская деятельность обучающихся профильных классов, как правило, связывается с оказанием помощи предприятиям в тестировании новых технологий, участием в экологических инициативах, популяризацией профессий, участием в профессионально ориентированных программах. Участие в волонтёрской деятельности позволяет обучающимся не только определиться с выбором будущей профессии, но и получить паспорт волонтёра, дающий дополнительные баллы при поступлении в вуз.
В разделе «Портрет выпускника» даются характеристики личности, отражающие результат работы профильного класса. Данный раздел представляет собой описание компетентностной модели. В её структуре мы выделяем знания, умения, мотивационные установки, личностные качества, ценностные ориентации, опыт практической деятельности и достижения, накопленные обучающимся к окончанию школы.
Раздел «Ответственность» раскрывает перечень лиц, в обязанности которых входит реализация данного стандарта. Так, персональная ответственность может быть возложена на руководителя или заместителей руководителя общеобразовательной организации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-организаторов, психологов, а также конкретных представителей муниципальных методических служб, органов управления образованием и др.
В разделе «Ожидаемые эффекты» указываются социальные последствия введения стандарта. К ним могут быть отнесены:
- повышение качества подготовки учащихся;
- увеличение охвата и вовлеченности обучающихся в непрерывную систему подготовки кадров для профессиональной сферы;
- повышение престижа профессий и образования в Российской Федерации среди молодёжи;
- укрепление связей между образовательными учреждениями и предприятиями и компаниями, способствующее становлению и развитию системы непрерывного профессионального образования;
- обеспечение эффективного функционирования системы выявления и развития у обучающихся талантов для последующей целевой подготовки на предприятиях;
- увеличение доли выпускников профильных классов, поступающих в учреждения среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (вузы) на соответствующие специальности;
- повышение качества абитуриентов вузов и колледжей, а также увеличение числа молодых специалистов, работающих в региональной системе после получения образования;
- увеличение доли победителей Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад из числа обучающихся профильных классов;
- рост числа участников и победителей конкурсов проектных и учебно-исследовательских работ, проводимых организациями и учреждениями;
- увеличение количества обучающихся профильных классов, освоивших программы среднего общего образования, которые успешно сдают ЕГЭ по профильным предметам;
- повышение инновационного потенциала промышленного и технологического комплекса региона;
- укрепление технологического суверенитета России.
Таким образом, стандарт организации образовательного процесса в профильных классах должен стать обязательным документом, характеризующим требования к условиям осуществлению профильного обучения и его результатам, который включает несколько разделов: цель и задачи, нормативная база, учебные планы, материально-техническое оснащение, сетевое взаимодействие, формы социально-значимой деятельности обучающихся, портрет выпускника, ответственность, ожидаемые эффекты.
Список литературы
- Яковлева Н.О. Закономерности и принципы педагогического проектирования // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3: Управление качеством профессионального образования. 2003. № 14. С. 135–249.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. К трактовке понятия «педагогическая система» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 56–59.
- Акилов О.М. Управление учебной деятельностью в профильных классах // Научный Лидер. 2024. № 51(149). С. 14–16.
- Кулинич М.Р., Гумерова Э.Н., Уточкин Ю.А. О результатах реализации проекта «профильные медицинские классы» в пермском крае // Наука через призму времени. 2025. № 1(94). С. 52–57.
- Канашевич Т.Н., Авсиевич А.М., Бакун Ю.А. Особенности реализации факультативных занятий в профильных классах инженерной направленности // Профессиональное образование. 2024. № 4. С. 6–12.
- Лебедева Е.А. Методические аспекты преподавания курсов внеурочной деятельности в профильных предпрофессиональных психолого-педагогическом и предпринимательском классах: вызовы современности // Право и экономика в общем образовании. 2024. № 1. С. 17–20.
- Николаенко Г.С. Индивидуальные образовательные маршруты внеучебной деятельности как эффективный инструмент повышения качества воспитательной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 1. С. 33–41. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_1(9)_33.
- Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность в профильных медико-биологических классах средней школы // Биология в школе. 2024. № 1. С. 29–36.
- Фардзинова М.Д., Кокоева Н.В. Проектная деятельность в рамках профильного обучения как эффективный инструмент формирования исследовательских навыков обучающихся 10-11 классов // Бюллетень Владикавказского института управления. 2024. № 69. С. 279–290.
- Михайленко О.И. Особенности взаимодействия вуза с профильными психолого-педагогическими классами (на примере кабардино-балкарской республики) // Образование и качество жизни. 2024. № 3(37). С. 29–35.
- Фетисов А.С., Кудинова Ю.В. Ретроспектива профильных психолого-педагогических классов и технология их практической реализации в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2024. № 2. С. 64–73.
- Яковлева Н.О. Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3. С. 29–38. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_29
- Качалова Л.П., Колмогорова И.В., Колмогорова Н.И. Профильный лагерь как среда приобщения учащихся психолого-педагогических классов к педагогической деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2024. № 3 (63). С. 113–120.
- Кудинова Ю.В., Фетисов А.С. Профессиональные пробы как условие развития субъектности обучающихся профильных психолого-педагогических классов // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-2. С. 371–374.
- Асхадуллина Н.Н., Талышева И.А., Халиуллина Л.Р. Отношение обучающихся профильных психолого-педагогических классов к семейным ценностям // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-2. С. 25–29.
- Селяков Ю.Л. Формирование нравственно-волевых качеств старших школьников профильных кадетских классов ФСИН России средствами физической подготовки // Всероссийский научно-практический журнал социальных и гуманитарных исследований. 2024. № 3 (14). С. 20–24.