Профилизация системы образования как педагогический феномен

Loading

Н.О. Яковлева1, В.В. Гайдукова2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 406-408@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые позиции современного профильного обучения, даётся его характеристика в системе образования Краснодарского края. Раскрывается феномен профилизации системы образования. Показано его социальное значение, сущность и особенности. Сформулированы методологические основания профилизации системы образования, включающие подходы и две группы принципов (директивные и детерминационные), а также дан перечень субъектов на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, ответственных за профилизацию образовательной системы.

Ключевые слова

профильное обучение, профилизация, система образования, обучающийся, профиль обучения, профильная направленность, профессиональное самоопределение

Для цитирования

Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Профилизация системы образования как педагогический феномен // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 40–50.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_40

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра мониторинговых исследований и методического сопровождения инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Вера Васильевна Гайдукова – старший методист центра мониторинговых исследований и методического сопровождения инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Современная система образования сталкивается с рядом вызовов, связанных с необходимостью подготовки обучающихся к жизни в условиях быстро меняющегося мира. Одним из ключевых направлений реформирования школьного образования является введение профильного обучения в старших классах, которое представляет собой систему организации учебного процесса, направленную на углублённое изучение отдельных предметов в зависимости от индивидуальных склонностей и профессиональных предпочтений обучающихся. Становится очевидным, что традиционная образовательная система, ориентированная на унифицированное обучение всех школьников, уже не соответствует современным требованиям общества, которое нуждается в специалистах с глубокими знаниями в определённых областях, способных адаптироваться к изменениям и инновациям. В связи с этим возникает необходимость в дифференцированном подходе к обучению, позволяющем учащимся развивать свои сильные стороны и эффективно готовить себя к будущей профессиональной деятельности. Именно профильное обучение, обеспечивающее возможность выбора старшеклассниками предметов, соответствующих их интересам и будущим карьерным планам, способствует повышению мотивации к учёбе через освоение содержания, имеющего непосредственное отношение к их жизненным целям. Кроме того, профильное обучение помогает школьникам лучше ориентироваться в мире профессий, а также сделать осознанный профессиональный выбор.

В плане реальной практики профильное обучение, как правило, реализуется за счёт изменений в структуре, программном содержании и организации образовательного процесса, что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Профильное обучение обеспечивает углублённую подготовку по профильным дисциплинам, развитие и наращивание творческого потенциала старшеклассника, способствуют овладению им навыками самостоятельной и научной работы, что делает их в будущем более конкурентоспособными на рынке труда, а также способствует формированию у них критического мышления, аналитических способностей и умения работать с информацией.

Индивидуализация образовательного процесса как сущностная характеристика и бесспорное преимущество профильного обучения способствует развитию творческих способностей обучающихся, повышает уровень их самостоятельности и ответственности за результаты своей учебной деятельности. Старшеклассники становятся активными участниками образовательного процесса, что положительно сказывается на качестве знаний и умений, приобретаемых ими в ходе обучения. Отечественные педагоги сходятся во мнении, что выпускники, прошедшие через систему профильного обучения, обладают необходимыми компетенциями для успешного продолжения образования в вузах и начала профессиональной карьеры. Таким образом, внедрение профильного обучения в старшей школе является важным шагом на пути модернизации образовательной системы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования общеобразовательная организация обязана обеспечивать реализацию одного или нескольких профилей обучения, под которым понимается «ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая её предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы общеобразовательной организации» [1]. В российской системе образования нормативно закреплено пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Гуманитарный профиль обучения ориентирует старшеклассников на будущую профессиональную деятельность, связанную с человеком и его жизнедеятельностью в обществе; естественно-научный профиль – на будущую профессиональную деятельность в сфере медицины и биотехнологии; социально-экономический – на будущую профессиональную деятельность в социальной сфере, области финансов, экономики, обработки информации и управления; технологический – на производственную, инженерную и информационную сферы профессиональной деятельности; универсальный профиль обучения открывается для обучающегося, который не определился с выбором профессии или сфера его интересов не вписывается в рамки других профилей.

В каждом субъекте РФ вопросы профильного обучения решаются на региональном и муниципальном уровнях в отношении общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в соответствии с потребностями рынка труда, геостратегическим положением и социально-экономическими особенностями регионального развития, например, в Краснодарском крае определено пять актуальных профильных направлений (инженерная, медицинская, педагогическая, агротехнологическая, и туристская), две из которых имеют комплексный, а три монотипичный характер. Так, инженерная включает технологическую, техническую; индустриально-технологическую; информационно-математическую; информационно-технологическую; инженерно-математическую; физико-математическую и кадетскую (частично); а медицинская – химико-биологическую и медико-биологическую профильные направленности.

Объединение обучающихся общеобразовательной организации на основе дифференциации и индивидуализации их образования, позволяющее учитывать их интересы, склонности и способности в соответствии с жизненными планами, профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования называется профильным классом или профильной группой. Отметим, что в настоящее время более 96% средних школ всех муниципальных образований Краснодарского края имеют профильные классы / группы (более 3 тыс.). Ежегодно растёт и охват учащихся профильным обучением. Количество старшеклассников (10–11 классы), охваченных профильным обучением, насчитывает сегодня около 53 тыс. человек. При этом в большинстве образовательных организаций при реализации профильного обучения используется только внутришкольная модель. В случае организации профильного обучения по варианту сетевой модели (около 30% школ) общеобразовательные организации чаще всего взаимодействуют с вузами (69%), другими школами (55%), учреждениями дополнительного образования (50% – дома творчества). Менее распространено взаимодействие с производственными предприятиями, музеями, театрами, технопарками и другими организациями.

К основным механизмам индивидуализации образовательного процесса при профильном обучении в современной системе образования относятся, прежде всего, подготовка индивидуального учебного плана, разработка индивидуального учебного проекта, предусматривающего самостоятельную работу обучающихся старших классов в рамках одного или нескольких общеобразовательных предметов по освоению содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности (учебно-познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой и др.). Кроме того, существенным потенциалом обладают профильные смены и организованные в их рамках профессиональные пробы, а также сетевое взаимодействие, реализуемое через совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определённого уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений [2].

Как уже говорилось, основная задача профильного обучения состоит в создании условий для профессионального самоопределения старшеклассника. Согласно исследованию С.К. Бурова: «профессиональное самоопределение представляет собой явление, характеризующее совокупность психических процессов, существенными признаками которых будут являться: самосознание ценности профессии на основе осведомлённости о ней, самооценка своих возможностей в освоении профессии и самореализации в ней, соотнесённая с внешней оценкой» [3]. В свою очередь готовность к профессиональному самоопределению в нашей стране учёные понимают как «способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свой образовательно-профессиональный маршрут, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения» [4]. Эта непростая задача должна быть решена в достаточно ограниченный период (2 года), а значит, требует консолидации усилий всех субъектов образовательной системы. Более того, решение указанной проблемы закономерно «выводит» процесс создания условий для профессионального самоопределения старшего подростка за пределы одной школы и формирует острый вызов, связанный с управлением и рациональным использованием инфраструктурного, кадрового, информационно-методического и другого обеспечения, аккумулированного системой образования в целом. Именно поэтому в современной науке и образовательной практике в последнее время всё больше говорят о профилизации системы образования в целом как о стратегической тенденции, задающей общий ландшафт условий и возможностей для профильного обучения.

Говоря о соотношении и связи профилизации системы образования и профильного обучения, отметим следующее. Как педагогический феномен профильное обучение относится к сложным и многоаспектным явлениям, которые имеют пролонгированный характер и ориентацию на траекторию развития каждого отдельного обучающегося. Феномен же профилизации связан с общей организацией профильного обучения в региональной системе образования, последовательным подчинением его содержания задачам стратегического развития субъекта РФ и подключением всех необходимых для этого ресурсов, способствующих выстраиванию систем непрерывного образования в актуальных для региона профильных направлениях. Речь идёт о разных контекстах употребления понятий: профильное обучение – в отношении непосредственной реализации образовательного процесса в старшей школе, а профилизация – в отношении системы образования субъекта РФ и её задачах перед федеральными и региональными направлениями социально-экономического развития, что предусматривает выстраивание соответствующего содержания, создания условий и координации профильного обучения в школах. Именно профилизация способна обеспечить выстраивание целостной системы профильного обучения в интересах социально-экономического развития региона, его промышленного и инновационного потенциала с включением в процесс общего образования представителей всех значимых отраслей и создание уникальной инфраструктуры, позволяющей обучающемуся сделать осознанный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и образовательными запросами. Таким образом, перевод точечных моделей профильного обучения в отдельной школе в форматы глобальной системной работы под задачи развития региона позволяет говорить не просто о профильном обучении, а о профилизации системы образования.

Само понятие «профилизация» изначально применялось в контексте высшего образования при исследовании вопросов подготовки будущих специалистов. Его использование встречается в работах В.А. Ситарова и В.В. Пустовойтова (2000 год), Л.И. Маренковой и Н.Г. Демидовой (2021 год) и др. В отношении школы термин «профилизация» был введён в оборот после выхода Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования 2002 года. Изучению профилизации школы посвящены работы 2002–2003 годов О.Я. Дымарской, А.А. Романовой, С.Н. Рягина, И.И. Шабатина и др.

В современной научной литературе общенаучные основы профилизации как комплексного процесса разрабатывают О.А. Быстрова [5], И.А. Первенкова, С.А Орлова [6], А.В. Позняк [7], О.В. Ряполова [8], Ж.М. Хаматханова, А.О. Пугоева, М.Р. Бекова [9] и др. Вопросы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы рассматривают Н.В. Васильченко, Т.Ю. Ломакина, А.Ю. Пентин [10], Э.И. Данильянц [11], С.В. Козлов, А.А. Быков [12], П.С. Черемухин, О.В. Комиссарова [13] и др. Различные аспекты профессионального самоопределения школьников изучали В.А. Исаенко, Н.А. Каракай, М.В. Остапенко [14; 15; 16], Л.П. Позднеева, А.Б. Тихонова [17] и др.

Кроме того, отечественными исследователями изучаются особенности организации и эффективного функционирования классов различной профильной направленности: инженерных классов – В.И. Беляев [18], О.В. Большакова, А.И. Петров, Е.Е. Цаматуллина [19], А.С. Румянцева [20], Т.М. Тумаева, Л.П. Малыгина [21] и др., агроклассов – В.А. Антонова [22], А.Н. Мукина [23], Р.А. Чмир, С.С. Привалова, О.В. Дубовицкеая, Л.А. Журавлева [24], А.В. Шарина, М.А. Давыдова, А.В. Климова, В.В. Иванов [25] и др., медицинских классов – Н.В. Бирюкова [26], А.Г. Жукова [27], Е.В. Малюгина, Н.В. Фролова, Д.Ч. Халитова [28], Н.В. Саульян [29] и др.

Профилизация как самостоятельный и уже массовый тренд развития системы образования должна быть нацелена на создание образовательной среды, обеспечивающей специализированную подготовку личности к осознанному выбору профессионального будущего и полноценной самореализации в самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Профилизация предусматривает целенаправленную ориентацию всей системы образования на подготовку обучающихся по актуальным для региона профилям и профильным направленностям через создание соответствующих условий, средств, технологических стандартов, траекторий профессионально-личностного развития.

Такое понимание значения профилизации региональной системы образования, актуализирует необходимость упорядочения работы субъектов региональной системы образования, ответственных за сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, что должно отражаться в единых для всей региональной системы образования подходах. Поэтому профилизация региональной системы образования призвана объединить усилия и ресурсы образовательных организаций разных типов, предприятий и организаций региона для обеспечения каждому обучающемуся возможности специализированной подготовки, направленной на индивидуализацию и профессиональную ориентацию с учётом реальных потребностей рынка труда. В данном случае процесс профилизации системы образования эффективно осуществляется только при ведущей роли регионального министерства образования, формирующего школам стратегический заказ, обусловленный флагманскими задачами развития региона.

Цель профилизации системы образования мы видим в создании условий для развития индивидуальных способностей обучающихся через дифференцированный подход к обучению, который позволяет учащимся осознанно выбирать направления дальнейшего профессионального роста и личностного развития.

Как показал анализ научных исследований, к задачам профилизации современной системы образования необходимо отнести: обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности и взаимодействия общего и профессионального образования; создание условий для эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего и среднего профессионального образования; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностью построения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий; обеспечение достижения выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки; формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских компетенций, критического мышления, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноценного члена общества; создание условий для профессионального самоопределения, предпосылок дальнейшего профессионального роста и реализации творческих способностей обучающихся; установление партнёрских отношений с высшими учебными заведениями, предприятиями и учреждениями дополнительного образования для обеспечения практической подготовки и повышения мотивации обучающихся; повышение эффективности использования ресурсов региональной образовательной системы, ресурсов социума и др.

Методологические основы профилизации системы образования, как правило, составляют подходы и принципы. Анализ научной литературы и накопленный опыт работы профильных классов в системе образования Краснодарского края привёл нас к заключению, что эффективность профилизация обеспечивается реализацией следующих подходов:

  • в направлении субъектов региональной образовательной системы (министерство образования, Институт развития образования, вузы, колледжи, учреждения дополнительного образования, муниципальные органы управления образованием, муниципальные методические службы, общеобразовательные организации и др.) – интегративный и кластерный подходы;
  • в направлении условий осуществления образовательного процесса (необходимая инфраструктура, оборудование, сетевое взаимодействие с региональными предприятиями, вузами, колледжами и др.) – средовой и квалитативный подходы;
  • в направлении обучающихся (качество предметных знаний и умений, личностное развитие, профессиональное самоопределение) – системно-деятельностный и дифференцированный подходы;
  • в направлении педагогов (уровень готовности к преподаванию предметов на углублённом уровне, стремление к профессиональному самосовершенствованию) – акмеологический и компетентностный подходы;
  • в направлении родителей (законных представителей) обучающихся (согласованность в выборе профильной направленности в старших классах, поддержка и участие в жизни школы) – контекстный и социокультурный подходы.

В результате анализа научного опыта и собственных изысканий нами сформулирована система базовых принципов профилизации системы образования, в которую включены директивные и детерминационные принципы.

В группу директивных мы включаем принципы:

  • социально-экономической обусловленности;
  • единообразия подходов и стандартов на региональном и муниципальном уровнях;
  • целостности профильного обучения;
  • консолидации и преемственности действий и решений субъектов регионального, муниципального и институционального уровня.

В группу детерминационных мы включаем принципы:

  • опоры в процессе профильного обучения на результаты диагностики и мониторинговых исследований;
  • гибкости и открытости системы профильного обучения;
  • сетевого подхода;
  • принятия субъектами качества профильного обучения как безусловной ценности их профессиональной деятельности.

Проведённое нами исследование показало, что профилизация системы образования обладает рядом специфических характеристик, а именно: относится к социальным феноменам и является сложным, нелинейным процессом; оказывает непосредственное влияние на формирование у личности осознания ценности профессиональной самореализации; представляет собой активную форму ранней профессиональной социализации и становления личности как будущего члена профессионального сообщества; обеспечивается коллективной организацией деятельности субъектов разных сфер: общего образования, высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, реального промышленного сектора; отличается вариативностью содержания и формой взаимодействия, управляемостью, интегративностью и распределённостью ресурсов, профессиональной направленностью, транспарентностью, гибкостью и мобильностью функционирования; обеспечивает взаимодействие школы с вузами/колледжами и производством, сохранение кадрового потенциала в регионе, повышение качества общего образования.

Как уже отмечалось, профилизация системы образования предусматривает взаимодействие субъектов на всех уровнях: региональном, муниципальном, институциональном уровнях. К субъектам регионального уровня относятся министерство образования и науки, Институт развития образования, организации высшего, среднего профессионального образования, региональные организации дополнительного образования детей. Субъектами профилизации муниципального уровня являются муниципальные органы управления образованием, муниципальные методические службы, а также работодатели предприятий, расположенных на территории муниципалитета. В общеобразовательном учреждении (институциональный уровень) субъектами являются административная команда в лице директора, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, по хозяйственной части, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учителя-предметники, руководители школьных методических объединений и других методических структур, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, а также родители (законные представители) обучающихся.

Таким образом, на региональном уровне определяется общая стратегия профилизации системы образования, вырабатываются подходы и стандарты деятельности субъектов, определяются индикативные показатели и осуществляется контроль эффективности, создаются условия подготовки и реализации профильного обучения, обеспечивающих повышение качества образования в старшем звене общего образования, профессионального самоопределения обучающихся и поступления выпускников в профильные учреждения высшего и среднего профессионального образования. На уровне муниципалитета профилизация осуществляется через координацию профильного обучения, обеспечение взаимодействия с субъектами регионального уровня (профильными предприятиями, профессиональными сообществами). Непосредственная же реализация профильного обучения в соответствии с региональными (или федеральными) задачами происходит на уровне общеобразовательного учреждения в отношении обучающихся 10 и 11 классов.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 10.03.2025).
  2. Шебловинская И.В. Сетевое взаимодействие в контексте современной образовательной парадигмы // Учитель и время. 2015. № 10. С. 241-246.
  3. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 4. С. 57–67.
  4. Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования // Билет в будущее: сайт. https://clck.ru/3LMF3U
  5. Быстрова О.А. Условия профилизации школьников на уровне среднего общего образования // Вестник ТОГИРРО. 2024. № 3 (54). С. 4–8.
  6. Первенкова И.А., Орлова С.А. Формирование индивидуальной траектории профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профилизации школы // Педагогический поиск. 2020. № 4. С. 49–52.
  7. Позняк А.В. Концепция педагогической профилизации образовательного процесса в школе в единстве социокультурного, логико-гносеологического и практического аспектов // Педагогическая наука и образование. 2021. № 3 (36). С. 48–53.
  8. Ряполова О.В. Профилизация естественно-научного и математического образования в условиях сельской школы через сетевое взаимодействие // Региональное образование: современные тенденции. 2024. № 3 (55). С. 12–15.
  9. Хаматханова Ж.М., Пугоева А.О., Бекова М.Р. Практика формирования ценностных ориентаций школьников в контексте профилизации обучения // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 325–328.
  10. Васильченко Н.В., Ломакина Т.Ю., Пентин А.Ю. Моделирование учебных планов профильного обучения // Начальное образование. 2024. Т. 12. № С. 15–22.
  11. Данильянц Э.И. Формирование теоретических разработок и опыт профильного обучения старшеклассников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 3. С. 42–46.
  12. Козлов С.В., Быков А.А. Организация обучения в профильной школе в условиях цифровизации системы образования // Аксиологические проблемы педагогики. 2020. № 11. С. 102–110.
  13. Черёмухин П.С., Комиссарова О.В. Опыт профильного обучения школьников на основе сетевого взаимодействия школы с промышленными предприятиями // Школа и производство. 2020. № 7. С. 22–27.
  14. Исаенко В.А. Модель формирования навыков профессионального самоопределения школьников в общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 38–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_1_38
  15. Исаенко В.А., Каракай Н.А. Развитие навыков профессионального ориентирования и самоопределения школьников // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С. 67–76. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_2_67
  16. Остапенко М.В., Каракай Н.А. Ресурсный центр как средство профориентационной работы в современной школе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2. С. 9–17. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_9
  17. Позднеева Л.П., Тихонова А.Б. Избыточная профессионально-ориентированная среда современной школы как условие раннего профессионального самоопределения обучающихся // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 3–9. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_3
  18. Беляев В.И. Реализация профильного школьного обучения в инженерных классах // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88-3. С. 19–22.
  19. Большакова О.В., Петров А.И., Цамуталина Е.Е. Как открыть инженерный класс в старшей школе // Библиотека методиста. 2024. № 2. С. 40–44.
  20. Румянцева А.С. Методы оценки качества образовательной услуги «инженерный класс» // Вестник науки. 2021. Т. 3. № 10 (43). С. 37–42.
  21. Тумаева Т.М., Малыгина Л.П. Модель специализированного инженерного класса – ресурс развития и поддержки одаренных детей // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2020. № 3. С. 65–80.
  22. Антонова В.А. Применение цифровых инструментов в образовательном процессе агрокласса // Региональное образование: современные тенденции. 2024. № 2 (54). С. 61–64.
  23. Мукина А.Н. Агроклассы как элемент системы непрерывного аграрного образования в российской федерации // Глобальный научный потенциал. 2024. № 3 (156). С. 54–57.
  24. Чмир Р.А., Привалова С.С., Дубовицкая О.В., Журавлева Л.А. Значение информационных ресурсов в структуре работы агроклассов // Наука и Образование. 2024. Т. 7. № 4.
  25. Шарина А.В., Давыдова М.А., Климова А.В., Иванов В.В. Агроклассы как элемент системы непрерывного образования и профориентации молодежи нижегородской области // Нижегородское образование. 2023. № 2. С. 68–76.
  26. Бирюкова Н.В. Выявление ценностных ориентаций у обучающихся медицинских классов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 24.
  27. Жукова А.Г. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах // Управление развитием образования. 2024. № 3. С. 195–200.
  28. Малюгина Е.В., Фролова Н.В., Халитова Д.Ч. Проект «медицинский класс в школе» как инструмент профессиональной ориентации обучающихся // Образование и качество жизни. 2022. № 1 (27). С. 39–43.
  29. Саульян Н.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в классах медицинской направленности // Инновационная наука. 2024. № 6-2. С. 172–174.