Опыт преподавания биоэтики иностранным студентам-медикам: психолого-педагогический аспект проблемы низкой успеваемости
Ж.Г. Симонова
Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, zhanna-simonova@yandex.ru
Аннотация
Решение проблемы академической неуспеваемости в процессе изучения дисциплины «Биоэтика» в медицинском вузе непосредственно связано с выявлением причин существующих у многих студентов противоречий между желанием изучать медицину и нежеланием осваивать ряд дисциплин гуманитарного цикла, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Цель статьи заключается в обобщении и представлении результатов практики преподавания биоэтики студентам-медикам с точки зрения анализа проблемы низкой успеваемости в процессе изучения дисциплины. Выборку исследования составили 48 индийских студентов Международного медицинского института ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», у которых сформировалась академическая задолженность по результатам изучения дисциплины «Биоэтика». Исследование было построено на лонгитюдном включённом наблюдении, собеседовании, анализе журналов успеваемости студентов и регистрации ликвидации академической задолженности. Основными причинами низкой успеваемости были определены низкая мотивация, слабо развитая волевая сфера, недостаточно сформированные социальные навыки и навыки учения, низкий уровень владения английским языком, недостаточные базовые знания. В качестве способов преодоления неуспеваемости в процессе изучения биоэтики предложено: 1) организация образовательного процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода, с учетом принципа доступности и посильности обучения; 2) развитие аналитического и критического мышления, самостоятельности, познавательного интереса студентов; 4) стимулирование рефлексивной деятельности студентов; 3) использование технологии наставничества.
Ключевые слова
биоэтика, неуспеваемость, мотивация, ответственность, индивидуальный подход
Для цитирования
Симонова Ж.Г. Опыт преподавания биоэтики иностранным студентам-медикам: психолого-педагогический аспект проблемы низкой успеваемости // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 51–59.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_51
Информация об авторах
Жанна Геннадьевна Симонова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии Курского государственного медицинского университета
Текст статьи
Задача повышения качества профессиональной подготовки студентов-медиков приобретает всё большую значимость. Это подчеркнул в своём выступлении на совместном собрании Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Совета деканов (директоров) медицинских факультетов (институтов) государственных университетов Министерства науки и высшего образования РФ летом 2024 года министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко.
Объективно, модернизация высшего образования в Российской Федерации имеет положительные результаты: повышение качества образования за счёт использования вузами современных технологий; практикоориентированное обучение, обусловленное налаженным сотрудничеством вузов с работодателями и др. Однако, несмотря на значительные достижения, объясняемые высоким профессионализмом преподавателей высшей школы, нерешённой по сей день остаётся проблема низкой успеваемости студентов.
Данной проблеме посвящено немало фундаментальных трудов известных отечественных психологов и педагогов: Г.А. Антоновой, Ю.К. Бабанского, В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Н.И. Мурачковского, А.М. Орловой и др. Современные учёные и практики также уделяют ей значительное внимание. Так, общие вопросы качества образования в вузах исследуют П.М Подолько, А.П Подолько [1], Е.Ю. Пономарева [2], Б.С. Сафаралиев, Н.С. Кольева, М.В. Панова [3], Е.В. Яковлев [4] и др.; особенности обучения иностранных студентов изучают Ю.А. Непрокина [5], Н.В. Телегина, А.С. Плюшкина, Л.Р. Тухватуллина, Т.А. Баклашова [6], Т.М. Чернова, А.М. Фролова [7] и др.; качество высшего медицинского образования рассматривают С.Н. Алексеенко, Т.В. Гайворонская, Н.Н. Дробобт [8], Ю.И. Коценко [9], М.М. Сажина, Я.В. Киселев [10] и др.
Принимая во внимание главную цель образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных специалистов, и работая над проблемой развития познавательной активности студентов в процессе получения профессии, в данной статье опишем опыт преподавания биоэтики иностранным студентам-медикам, обоснуем некоторые аспекты проблемы низкой учебной мотивации и слабой успеваемости, а также поделимся некоторыми педагогическими решениями, направленными на преодоление обозначенных проблем, полагая, что данный опыт может представлять интерес для педагогов, работающих с иностранными обучающимися.
Дисциплина «Биоэтика» входит в блок базовой (общепрофессиональной) части учебного плана специальности 31.05.01 Лечебное дело и непосредственно связана с будущей профессиональной деятельностью студентов-медиков. Целями её освоения определены формирование у будущих врачей нравственно-правовой культуры, ознакомление с основами международного и российского медицинского законодательства; развитие умений и навыков аргументации, ведения дискуссии, разрешения сложных этико-правовых ситуаций с опорой на правила и принципы биоэтики. В этом контексте, как мы отмечали ранее [11], данная дисциплина обладает колоссальным воспитательным и обучающим потенциалом.
В то же время наблюдается слабая мотивация иностранных студентов к изучению данной дисциплины, что приводит в результате к низкой успеваемости. Так, например, в 2023/24 учебном году из 255 студентов 2 курса Международного медицинского института Курского государственного медицинского университета 48 обучающихся (18,8%) получили оценку «не зачтено», поскольку даже не были допущены к зачёту в силу наличия академической задолженности по текущей аттестации и многочисленных пропусков учебных занятий.
Как показывают современные исследования [12; 13; 14 и др.], слабоуспевающие иностранные студенты демонстрируют ряд сходных качеств. Они молчаливы, не изъявляют желания отвечать на вопросы, потому что, как правило, не готовы к занятиям, не участвуют в дискуссиях, не склонны высказывать свою точку зрения, опасаясь осуждения, насмешек, демонстрируют преимущественно конформное поведение. Также их характеризует высокий уровень принятия себя, индивидуалистичность и безразличное отношение к окружающим, им не свойственна личностная рефлексия, они не сравнивают свои достижения и результаты с успехами одногруппников, в них отсутствует дух соперничества, они не критикуют собственные действия, их волевая сфера развита слабо. Именно безразличие к другим, к их мнению и высокий уровень принятия себя объясняют отсутствие у таких студентов самокритики и чувства стыда, когда преподаватель постоянно ставит неудовлетворительные отметки, высказывает порицание. Они не испытывает даже временной неловкости перед одногруппниками и не предпринимают попыток исправить ситуацию: лично поговорить с преподавателем, узнать его требования к уровню овладения учебным материалом, попросить успевающих студентов о помощи и пр. Слабоуспевающие студенты не прилагают усилий для выполнения норм этического кодекса, не владеют навыками тайм-менеджмента, им требуется кто-то, кто будет не только ставить перед ними конкретные задачи (потому что самостоятельно они это сделать не могут), но и будет контролировать их выполнение.
С целью определения причин такой ситуации и поиска путей её разрешения мы провели в 2023/24 учебном году исследование на базе Международного медицинского института ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет». В нём были задействованы 48 индийских студентов 2-го курса, у которых сформировалась академическая задолженность по результатам изучения дисциплины «Биоэтика». В исследовании задействовались лонгитюдное включённое наблюдение, анализ данных журнала регистрации ликвидации текущей задолженности и собеседовании со студентами.
Были получены следующие данные. Из 48 студентов 8 (17%) приступили к ликвидации академической задолженности своевременно, отрабатывали пропущенные занятия регулярно без лишних напоминаний со стороны заместителя начальника отдела образования Международного медицинского института, курирующего 2 курс. Ещё 10 человек (21%) приступили к отработкам за месяц до окончания срока ликвидации академической задолженности, в сроки не уложились и получили продление, один из них сдал зачёт в последний день срока. При этом 30 студентов (62%) еженедельно отчитывались о результатах ликвидации академической задолженности курирующему преподавателю.
Ориентируясь на классификацию уровней ответственности Н.И. Козлова [15], отметим, что ответственность участвующих в исследовании студентов относится либо к нулевому уровню (жизнь в формате иждивенца, отказ от любой ответственности в ожидании того, что кто-то позаботится и решит их проблемы, либо к первому уровню (формат исполнителя). Это значит, что студент живёт по принципу: напомнили – сделаю, не напомнили – могу отдыхать. К сожалению, ни в первом, ни во втором случае речь не идёт о качестве проделанной работы, приобретаемых знаниях. Несмотря на то, что содержание дисциплины «Биоэтика» непосредственно связано с будущей профессиональной деятельностью студентов, студенты нацелены на формальное выполнение требований, а их усилия продиктованы преимущественно внешними мотивами.
С целью выяснения причин такого отношения к учёбе были проведены личные собеседования со студентами, которые показали, что в большинстве случаев желание стать врачом продиктовано требованиями и амбициями родителей, а не интересами самих обучающихся. При этом не всегда родители, сами не имеющие высшего образования, осознают, насколько сложно изучать медицину.
Как отмечают современные исследователи, медицинское образование обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, оно подразумевает большой объём учебного материала, включающего как фундаментальные науки, так и специализированные дисциплины. Для его результативного усвоения необходимо обладать умением грамотно управлять своим временен, расставляя приоритеты; быстро читать и понимать прочитанное; осуществлять умственные операции (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать, периодически повторять изученное для закрепления в долговременной памяти). Во-вторых, изучение медицины – это многолетний процесс, который может спровоцировать эмоциональное выгорание и вызвать желание прекратить учёбу из-за хронической усталости в силу высокой учебной нагрузки, повышенной ответственности и постоянного стресса. В-третьих, чтобы приобретаемые медицинские знания и умения стали прочными, т.е. системными, долговременными, осознанными и личностно значимыми, они должны выстраиваться на прочном фундаменте, а это значит, что студенту необходимо иметь хорошую базовую подготовку.
Практика показывает, что неуспевающие студенты не обладают перечисленными навыками и умениями, что значительно осложняет процесс изучения медицины, и это достаточно быстро вызывает у обучающихся разочарование.
Проведённое нами исследование также выявило особенности школьного образования в Индии, негативно сказывающиеся на успешность студентов, получающих в России медицинское образование.
Прежде всего отметим, что методика преподавания в Индии базируется в основном на заучивании учебного материала. В сельских школах Индии до сих пор жива традиция устной передачи знаний, при которой учитель артикулирует по предложениям учебный материал, а ученики хором за ним повторяют. Домашние задания, как правило, объёмные и рассчитаны на выполнение в письменной форме. В частности, именно поэтому индийских студентов характеризует высокий темп речи и скорость письма и чтения. Однако они не обладают развитым умением пересказать своими словами прочитанный текст. Это означает, что студенты не вдумываются в то, что читают, не умеют анализировать самостоятельно, размышлять, а если воспроизводят заученный материал, то не всегда понимают его смысл. Именно поэтому, отвечая, студенты сбиваются, часто повторяют фразу с начала и «спотыкаясь» на сложном месте, замолкают не сумев дать чёткий ответ на поставленный преподавателем вопрос. В итоге уровень приобретаемых знаний крайне низок, они быстро забываются, поскольку находятся в кратковременной памяти.
Наблюдения за слабоуспевающими студентами, отвечающими устно, свидетельствуют о том, что они стараются ответить максимально быстро, пока не забыли то, что пытались выучить, опасаются, что преподаватель собьёт с мысли дополнительными вопросами или комментариями, ответы дают неполные, объёмом две-три фразы. При этом они сильно нервничают, что определяется вегетативными проявлениями (потливость, тремор рук, сухость в горле).
Для нейтрализации данных негативных факторов мы рекомендуем уделять особое внимание созданию атмосферы благожелательности, отсутствия стресса, поддерживать усилия студентов, их психоэмоциональную стабильность в условиях возрастающих внешних трудностей, мотивируя на дальнейшую активную работу. Также необходимо максимально адаптировать учебный материал, разложить его на составляющие части и прорабатывать их индивидуально с обучающимися в приемлемом для них темпе, увеличивая базу знаний. Безусловно, этот процесс крайне трудоёмкий, но, опираясь на общеизвестный принцип медицинской этики – принцип справедливости, диктующий, что врач должен быть беспристрастным и не имеет право выбирать пациентов, педагог должен помнить о том, что он обязан учить всех студентов, независимо от их интеллектуальных способностей, а академическую неуспеваемость психически здорового обучающегося все-таки можно считать браком в работе преподавателя.
Ещё одним препятствием на пути к успеху в процессе изучения медицины для индийских студентов является низкий уровень владения английским языком, поскольку, как правило, процесс обучения иностранных студентов в медицинских вузах России реализуется именно на английском языке, как языке-посреднике. Несмотря на то, что в Индии два государственных языка: хинди и английский, далеко не каждый индиец может свободно изъясняться на последнем. В связи с этим большое количество студентов испытывают существенные трудности, поскольку не могут наладить эффективную коммуникацию с преподавателями и одногруппниками. Такие студенты общаются с соотечественниками на своих местных диалектах; читая учебный материал, они подписывают значения слов на родном языке, предпочитают не проявлять инициативу на занятиях, а если их вызывает преподаватель, то либо молчат, либо с трудом читают ответы, подготовленные успевающими одногруппниками. В результате им скучно на занятиях, поскольку они понимают мало из того, что объясняет и обсуждает со студентами преподаватель. Это приводит к тому, что студенты предпочитают не посещать занятия, чтобы не тратить время напрасно.
Учитывая всё вышеизложенное сформулируем ряд рекомендаций, направленных на решение проблемы низкой успеваемости иностранных студентов.
Прежде всего, подчеркнём, что работа в данном направлении должна планомерно осуществляться со студентами младших курсов, с целью формирования у них навыков учения, самостоятельной работы, а также развитие познавательного интереса и академической ответственности. Целесообразно начинать её с диагностики степени ответственности студентов, определения уровня базовых знаний и оценки владения английским языком.
Следует обратить внимание на расположение студентов в аудитории. Принимая во внимание, что слабоуспевающие обучающиеся как правило стремятся занять места подальше от преподавателя, надеясь остаться незамеченными, для вовлечения их в активную учебную деятельность на занятии следует просить их занять места в первых рядах. Так педагогу будет легче контролировать их работу, а у студентов будет меньше возможностей для безнаказанного праздного времяпрепровождения на занятии.
Учебный материал на младших курсах необходимо максимально адаптировать к возможностям и уровню подготовленности студентов, постепенно расширяя и усложняя его содержание. Основным должно стать достижение понимания и осмысления, а не формальное заучивание, при этом рационально придерживаться девиза «Лучше объёмом меньше, да качеством выше».
Облегчить усвоения учебного материала и обеспечить его закрепление поможет ведение глоссария. Студенты получают возможность не только расширить словарный запас, осваивая язык приобретаемой профессии, но и расширить представление о ней.
Практика преподавания биоэтики свидетельствует о том, что сегодня отмечается тенденция к языковому упрощению изучаемого учебного материала. Это приводит к тому, что в ряде случаев излагаемый на бытовом языке материал, начинает противоречить канонам медицинской этики. В качестве примера можно привести следующее определение термина «эвтаназия», которое дают студенты: «Euthanasia is a process of killing patients» (Эвтаназия – это процесс убийства пациентов). Разумеется, идея данной практики ясна, но преподаватели, воспитывающие будущих врачей в духе высокой нравственности, старающиеся укрепить в их сознании принципы медицинской этики и деонтологии не должны позволять обучающимся упрощать учебный материал до такой степени, когда врач в сознании будущих медиков предстаёт в образе убийцы. Вместо этого педагогам следует помочь студентам расширить словарный запас синонимами, что позволит выражать мысли этически корректно.
Способствовать решению проблемы низкой успеваемости может и организация наставничества, при котором успевающие студенты взаимодействуют со слабоуспевающими. При этом для успевающих студентов реализуется принцип «уча учусь», а неуспевающие получают возможность выполнить посильный объём работы под контролем наставника. Это не только способствует мобилизации усилий неуспевающего студента, но и обеспечивает внешний контроль за теми, у кого слабо развита волевая сфера, в недостаточной степени сформированы навыки учения, кто испытывает трудности с организацией своего времени.
Особый акцент следует делать на развитие аналитического и критического мышления. Для достижения поставленных целей полезно организовать просмотр тематических фильмов с последовательным комментированием, обсуждением поступков героев. Обучающий и воспитательный потенциал фильмов вряд ли может быть переоценён. Студенты могут запомнить паттерны поведения в различных ситуациях, использовать их в будущей профессиональной деятельности. Тематические фильмы позволят сформировать коммуникативные навыки, научат студентов смело и аргументированно высказывать свою точку зрения. Закрепить полученные знания станет возможным на основе использования таких методов активного обучения, как решение ситуационных задач и ролевые или профессиональные игры.
Также важно организовывать регулярную рефлексию, например, с использованием индивидуальных чек-листов. Студенты должны видеть, что работа над собой приносит положительные результаты, в конце каждого занятия они должны увидеть, что стали больше знать и уметь. Это вдохновляет обучающихся, мотивируют к дальнейшей активной познавательной деятельности.
Подводя итог, подчеркнём, что проблема академической неуспеваемости может быть решена только на основе определения реальных причин отставания в учёбе, снижения познавательного интереса и мотивации. Все студенты индивидуальны и, соответственно, имеют специфические причины, определяющие их учебную неуспешность. Следовательно, важно, чтобы каждый обучающийся стал объектом индивидуального психологического анализа. Это позволит результативно организовать воспитательно-коррекционную работу, направленную на развитие академической ответственности обучающегося, его познавательной активности.
Список литературы
- Подолько П.М., Подолько А.П. Анализ причин возникновения академических задолженностей у обучающихся по программам высшего образования // Право и образование. 2019. № 6. С. 73–82.
- Пономарева Е.Ю. Причины возникновения психологических барьеров у обучающихся высшей школы в понимании предмета познания // Гуманитарные науки. 2021. № 2(54). С. 141–146.
- Сафаралиев Б.С., Кольева Н.С., Панова М.В. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 64–70. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_64
- Яковлев Е.В. Концепция внутривузовского управления качеством образования будущих специалистов // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3: Управление качеством профессионального образования. 2001. № 3. С. 25–40.
- Непрокина Ю.А. Обучение профессиональному общению на начальном этапе формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-медиков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 3(116). С. 199–207. https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.116.3.024
- Телегина Н.В., Плюшкина А.С., Тухватуллина Л.Р., Баклашова Т.А. Связь теории и практики в подготовке иностранных студентов-медиков: нужно ли нам интерактивное обучение? // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17, № 3. С. 10–24. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.01
- Чернова Т.М., Фролова А.М. Особенности обучения иностранных студентов лексике с культурной семантикой // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 88–98. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_88
- Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 48. https://doi.org/10.17513/spno.30319
- Коценко Ю.И. Применение интерактивных методов преподавания при дистанционном обучении в медицинском вузе // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 41–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_41
- Сажина М.М., Киселев Я.В. Причины неуспеваемости студентов медиков по дисциплине физическая культура и спорт // Вопросы педагогики. 2022. № 6-1. С. 290–296.
- Симонова Ж.Г. Психолого-дидактические аспекты преподавания дисциплины «Биоэтика» иностранным студентам // Современные вызовы для медицинского образования и их решения: Сб. тр. по материалам Всерос. учеб.-метод. конф., посвященной 100-летию со дня рождения проф. Н.Ф. Крутько и Году педагога и наставника. В 2-х томах, Курск, 02 февраля 2023 года. Том 2. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023. С. 187–190.
- Коломеец А.М., Цуман Н.А. Психологические особенности учебного стресса у студентов медицинского и немедицинских вузов города Хабаровска // Актуальные вопросы современной медицины: Материалы V Дальневосточного медицинского молодежного форума, Хабаровск, 01–15 октября 2021 года. Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2021. С. 303–306.
- Нечепоренко, О. П. Причины неуспеха в учебно-профессиональной деятельности студентов // Психология обучения. 2013. № 7. С. 20–30.
- Шульга Е.В., Шульга В.И. Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1(14). С. 110–114.
- Козлов Н.И. Психологос: энциклопедия практической психологии: все, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь. М.: ЭКСМО, 2015. 749 с.