Персонализированное обучение в контексте избыточной образовательной среды
О.А. Акасевич1, Н.В. Панченко2
1, 2 МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена, Тимашевск, Россия, School1tim@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации персонализированного обучения с точки зрения использования потенциала избыточной образовательной среды школы. Отмечается важность последовательного создания такой среды на различных уровнях: коллективно-групповом, индивидуально-личностном и фронтально-массовом. Выделены условия, соблюдение которых необходимо для создания сбалансированной среды, адаптированной к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика. Предложен пошаговый план действий для реализации персонализированного подхода в обучении, включающий шесть этапов: 1) диагностика потребностей учащихся и родителей; 2) определение траекторий развития; 3) реализация выбранной траектории; 4) обратная связь и поддержка; 5) анализ и корректировка; 6) вовлечение внешних партнёров. Приведено описание системы школьных лабораторий в контексте организации персонализированного обучения в избыточной образовательной среде.
Ключевые слова
персонализированной обучение, индивидуальная образовательная траектория, избыточная образовательная среда, школьная предметная лаборатория
Для цитирования
Акасевич О.А., Панченко Н.В. Персонализированное обучение в контексте избыточной образовательной среды // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 11–19.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_11
Информация об авторах
Ольга Ивановна Акасевич – директор МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена, г. Тимашевск, Краснодарский край
Наталья Владимировна Панченко – заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена, г. Тимашевск, Краснодарский край
Текст статьи
Современное образование сталкивается с множеством вызовов, связанных с глобализацией, цифровой революцией и изменением ценностного отношения к процессу обучения. В этих условиях традиционные подходы часто оказываются недостаточно эффективными для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся. Персонализированное обучение предлагает решение этих проблем, фокусируясь на уникальных особенностях каждого ученика.
Общие позиции персонализированного обучения достаточно хорошо изучены, и сегодня интерес исследователей направлен в больше степени на осмысление его теоретических аспектов [1; 2; 3 и др.], возможностей и ограничений использования в современной школе [4; 5; 6; 7 и др.], потенциала образовательной среды школы для его внедрения [8; 9; 10 и др.] и др. Вопросам создания современной информационно-насыщенной образовательной среды также посвящены многочленные исследования [11; 12; 13; 14; 15; 16 и др.].
Избыточная образовательная среда сегодня является важным фактором эффективной организации персонализированного обучения, поскольку позволяет ребёнку постоянно возобновлять интерес к учёбе, общению, определённым видам деятельности и сотрудничества.
Избыточная образовательная среда школы представляет собой вид образовательной среды, которая является избыточной в отношении определённых образовательных задач или определённой группы обучающихся, обеспечивает вариативность возможных образовательных маршрутов, поддержку и развитие индивидуальных способностей. Она может насыщаться различными образовательными ресурсами: партнёрами по учебной коммуникации (учитель, другие обучающиеся, эксперты из внешних организаций, педагоги центров дополнительного образования, музейные работники, сотрудники профильных организаций, предприятий, фирм и т.д.); информационными ресурсами (учебная и научно-познавательная литература, Интернет-ресурсы, локальные электронные ресурсы и т.д.); предметно-практической деятельностью (работа с лабораторным оборудованием, с артефактами культуры, реальная продуктивная деятельность).
В условиях современной массовой школы обеспечить избыточность образовательной среды индивидуально для каждого ученика – это сложная задача, требующая существенных финансовых, кадровых, информационных, методических и других ресурсов. Для её решения мы предлагаем поэтапное создание избыточной образовательной среды на следующих уровнях: 1) коллективно-групповой уровень ориентирован на профильные классы; 2) индивидуально-личностный – на одарённых детей, обладающих признанными достижениями; 3) фронтально-массовый – на каждого обучающегося в соответствии с его потребностями.
Избыточная образовательная среда может быть полезной только в том случае, если она сбалансирована и адаптирована к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика. Чтобы сформировать такую среду в образовательном процессе, необходимо соблюдение следующих условий.
- Реализация индивидуального подхода через создание индивидуальной образовательной программы, соответствующей уровню знаний и интересам конкретного ученика.
- Разработка расширенной учебной программы, которая позволит ученикам глубже изучать интересующие их темы и развивать свои таланты в различных областях знаний.
- Наличие квалифицированных педагогов, способных эффективно обучать учеников, учитывая их индивидуальные потребности.
- Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для проведения практических занятий и исследований.
- Создание возможностей для участия обучающихся в научных и творческих мероприятиях (конференции, олимпиады, выставки, конкурсы и т.д.).
- Соблюдение баланса между количеством материалов и заданий и способностью ученика их усваивать.
- Предоставление обучающимся возможностей для отдыха, развлечений и социальной активности, чтобы снизить уровень стресса и предотвратить перегрузку.
- Использование современных информационных технологий для обеспечения доступа к более широкому спектру материалов и заданий, а также общения с другими учениками и преподавателями.
Создание избыточной образовательной среды с учётом перечисленных условий становится ключевым фактором формирования позитивного школьного климата и эффективной организации персонализированного обучения. Благодаря разнообразию доступных материалов и технологий, каждый ученик может самостоятельно определять темп и стиль своего обучения, что, в конечном счёте, способствует более глубокому усвоению материала и повышению учебной мотивации.
Персонализированное обучение в школе представляет собой комплексный подход, направленный на максимальное раскрытие потенциала каждого ученика. Оно включает в себя диагностику потребностей, определение траекторий развития, реализацию индивидуальной программы, постоянную обратную связь и поддержку. Такой подход позволяет учащимся получать качественное образование, соответствующее их интересам и возможностям, и успешно готовиться к будущей профессиональной деятельности. Схематично наше видение организации персонализированного обучение в контексте избыточной образовательной среды, реализованное в МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена (г. Тимашевск, Краснодарский край), представлено на рисунке.

Рисунок. Персонализированное обучение в контексте избыточной образовательной среды школы
Мы предлагаем следующий пошаговый план действий для реализации персонализированного подхода в обучении.
Этап 1. Диагностика потребностей учащихся и родителей.
Целью этапа является выявление индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся, а также ожиданий и запросов родителей относительно образовательного процесса. Для её достижения необходимы следующие действия: 1) диагностика учебных достижений учащихся для определения их текущего уровня знаний и умений, выявления сильных и слабых сторон; 2) определение интересов и талантов учащихся; 3) оценка уровня мотивации учащихся к учебному процессу; 4) организация взаимодействия с родителями для определения их ожиданий и запросов, касающихся образования их детей.
Этап 2. Определение траекторий развития.
Целью является предоставление учащимся возможности выбрать индивидуальную траекторию развития, соответствующую их потребностям и интересам. Для этого необходимы следующие действия: 1) совместная с учителями, учащимися и родителями разработка индивидуальных образовательных планов, определяющих цели, задачи и пути их достижения; 2) предоставление учащимся возможности выбора учебных курсов, видов внеурочной деятельности, дополнительных секций, кружков и т.п., соответствующих их интересам и карьерным планам; 3) использование цифровых платформ, позволяющих учащимся заниматься в удобном для них темпе, выбирая подходящие учебные материалы и задания; 4) организация участия в проектах и исследованиях для развития навыков критического мышления, креативности, умения работать в команде.
Этап 3. Реализация выбранной траектории.
Целью этапа является организация образовательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик мог реализовать свою выбранную траекторию развития. Необходимо выполнение следующих действий: 1) создание персонализированной учебной программы, включающей модульные уроки, дополнительные ресурсы, индивидуальное сопровождение учителя и т.д.; 2) использование школьных лабораторий, в которых учащиеся могут заниматься практическими исследованиями, экспериментами и проектами; 3) организация взаимодействия учащихся с представителями других школ, университетов, предприятий и организаций через интернет-платформы; 4) мониторинг успеваемости и прогресса учащихся, обсуждение его результатов с каждым учеником и его родителями, внесение корректировок в индивидуальный план при необходимости.
Этап 4. Обратная связь и поддержка
Целью является обеспечение постоянной поддержки и помощи учащимся на протяжении всего образовательного процесса. Для её достижения необходимы: 1) проведение регулярных консультаций педагогов с учащимися и их родителями для обсуждения успехов, трудностей и дальнейших шагов в обучении; 2) получение учащимися регулярной обратной связи от учителей и наставников, которая помогает им оценить прогресс и скорректировать свою деятельность; 3) организация консультативной помощи родителям по поддержке детей в учебном процессе, выбору дополнительных ресурсов и программ; 4) реализация программы «Школа родительского мастерства», направленной на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и образования, получение знаний и навыков, необходимых для эффективного взаимодействия с детьми и поддержки их в учебном процессе.
Этап 5. Анализ и корректировка.
Целью этапа является постоянный анализ эффективности выбранного подхода и внесение необходимых изменений. Для этого осуществляются следующие действия: 1) периодический анализ результатов успеваемости и других показателей, таких как мотивация, удовлетворённость учащихся и родителей, степень вовлеченности в учебный процесс; 2) корректировка индивидуальных образовательных планов, учебных программ и подходов к обучению для адаптации процесса обучения к изменяющимся потребностям и интересам учащихся; 3) обобщение и распространение опыта и успешных практик в других образовательных учреждениях.
Этап 6. Вовлечение внешних партнёров.
Целью является расширение возможностей для получения практических знаний и навыков за счёт взаимодействия с внешними партнёрами – предприятиями, вузами, общественными организациями и др. Для её достижения необходимы следующие действия: 1) организация стажировок и практик учащихся в компаниях и организациях, соответствующих их профессиональным интересам для получения реального опыта работы и применения теоретических знаний на практике; 2) привлечение экспертов для проведения лекций, мастер-классов, консультаций и т.д. с целью предоставления учащимся возможности познакомиться с реальными примерами из профессиональной сферы и получить советы от специалистов; 3) участие обучающихся в совместных проектах с внешними партнёрами для развития навыков командной работы, креативного мышления и управления проектами.
Одним из действенных инструментов персонализированного обучения является школьная лаборатория, которую мы определяем как образовательное пространство, ориентированное на учёт индивидуальных потребностей, интересов и способностей каждого ученика. В такой лаборатории создаются условия для самостоятельного исследования, экспериментирования и творческого подхода к обучению. Учащиеся могут выбирать темы и проекты, соответствующие их интересам, а также работать в удобном для них темпе, получая поддержку педагогов и используя современные образовательные технологии. Деятельность школьных лабораторий основана на комплексном использовании индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
Представим наш опыт организации деятельности комплекса школьных лабораторий в МБОУ СОШ № 1 им. А.И. Герцена.
Основными целями школьной лаборатории в контексте организации персонализированного обучения в избыточной образовательной среде мы определили:
1) развитие ключевых компетенций: критическое мышление, креативность, коммуникация, работа в команде и управление временем;
2) обеспечение практической направленности образования через проведение экспериментов, выполнение проектов и участие в реальной деятельности;
3) формирование самостоятельности и инициативности, стимулирование стремления к самостоятельному поиску знаний, разработке новых идей и их воплощению;
4) формирование социально значимых ценностей: уважение к окружающим, ответственность за свои поступки, готовность помогать другим и участвовать в общественной жизни;
5) поддержка индивидуального развития учащегося, создание условий для раскрытия его потенциала, учёта его интересов, склонностей и потребностей.
Задачи школьной лаборатории определяются исходя из реализуемых аспектов образовательного процесса:
1) с точки зрения организации образовательного процесса – это обеспечение разнообразных форматов занятий, включая лабораторные работы, проекты, семинары и дискуссии для активного вовлечения учащихся в учебный процесс;
2) в контексте создания специализированной образовательной среды – оборудование учебных пространств необходимыми материалами, инструментами и технологиями для эффективного обучения и проведения исследований;
3) в плане педагогической поддержки – оказание педагогами помощи в развитии у учащихся необходимых навыков и компетенций, а также сопровождение их в процессе обучения;
4) с позиции оценивания результатов – регулярное отслеживание прогресса учащихся, оценка их достижений и корректировка образовательных стратегий на основе эффективной обратной связи;
5) с точки зрения взаимодействия с внешним миром – установление связей с профессиональными сообществами, организациями и учреждениями для расширения возможностей учащихся и повышения практической значимости их деятельности.
В школьных лабораториях учащиеся имеют уникальную возможность заниматься в соответствии со своими интересами, что способствует развитию их творческих и аналитических способностей. Распределение обучающихся по группам происходит после всесторонней входной диагностики, которая позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого ученика, а также определить его предрасположенности и интересы. Каждая группа работает под руководством опытного наставника, который помогает развивать навыки, предоставляет индивидуальные задания и организует совместные проекты.
В нашей школе функционируют четыре предметные лаборатории – «Предпринимательство», «Занимательная биология», «Занимательная химия», «Мир физики», занятия в которых проводятся еженедельно в рамках внеурочной деятельности. Дадим их краткую характеристику, зафиксировав цель и основные механизмы деятельности.
Лаборатория предпринимательства направлена на развитие предпринимательских навыков, обучение основам бизнеса и экономики. В лаборатории учащиеся работают над созданием бизнес-планов, проводят маркетинговые исследования, анализируют рынок, разрабатывают продукты или услуги, участвуют в симуляциях ведения бизнеса. В рамках занятий могут проходить ролевые игры, деловые игры, презентации проектов перед жюри.
Лаборатория «Занимательная биология» направлена на повышение качества биологического и экологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, углубление и расширение знаний и умений по биологии, сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой; выявление наиболее способных учеников. Основным её механизмом является активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу через творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Лаборатория «Занимательная химия» создана с целью формирования понимания основных химических процессов и явлений через активное участие в экспериментах, исследованиях и решение практических задач. Учащиеся выполняют практические задания под руководством учителя, используя оборудование и реактивы. Как правило, это эксперименты по изучению химических реакций, физических явлений, биологических процессов. Важной частью является фиксация результатов, обсуждение выводов и оформление лабораторных отчётов.
Лаборатория «Мир физики» предназначена для развития у обучающихся познавательных интересов в области естественных наук, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Учащиеся вовлекаются в практическую деятельность, направленную на исследование физических явлений и законов через выполнение экспериментов, разработку и реализацию проектов, участие в ролевых играх и симуляциях, а также использование современных образовательных технологий. Занятия включают лабораторные практикумы, моделирование физических процессов, решение реальных инженерных задач, научные дебаты и презентации, а также консультации и поддержку со стороны преподавателей.
Во всех предметных лабораториях проводятся мастер-классы, лекции и встречи с профессионалами в разных областях, что позволяет учащимся получать дополнительный опыт и расширять свои горизонты.
Занятия в лабораториях проводят не только педагоги, но и выпускники школы, родители учащихся, создавая уникальную атмосферу взаимопонимания и обмена опытом.
Выпускники, уже обладая необходимыми знаниями и навыками, берут на себя роль наставников, вдохновляя новое поколение исследователей и творцов. Их увлечённость предметом и желание поделиться знаниями делают уроки не только познавательными, но и погружающими, где каждый ученик может раскрыть свои таланты.
Родители, активно участвующие в образовательном процессе, привносят в занятия свои особенности и видение. Они делятся практическим опытом, который помогает ребятам лучше понимать связь теории и реальной жизни. Совместные проекты и обсуждения способствуют укреплению связи между домом и школой, создавая условия для более глубокого осмысления изучаемого материала.
В заключение ещё раз подчеркнём, что персонализированное образование даёт учащимся возможность самостоятельно планировать своё обучение, делать выбор, развить важные умения, необходимые для успешной жизни. В этом контексте избыточная образовательная среда является чрезвычайно важным фактором, обеспечивающим возможность каждому ученику накопить необходимый собственный опыт деятельности, выстроить личную образовательную траекторию.
Список литературы
- Абалян Ж.А. Персонализированный подход в обучении. Ретроспективный анализ и обзор современных определений // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1(104). С. 249–252. https://doi.org/24412/1991-5497-2024-1104-249-252
- Макарова Н.С., Феттер И.В. Методологические основания персонификации образовательной среды школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 6. С. 580–587. https://doi.org/10.30853/ped20220101
- Подымова Л.С., Полякова Я.Ю., Чуприянова О.В. Содержание понятия «персонализированное обучение»: к проблеме исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 2. С. 78–81.
- Крайнова П.О., Обухов А.С. Система персонализированного обучения в школьном образовании: проблемы внедрения и адаптации // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 142–152. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-5-142-152
- Кудряшов А.Л. Анализ международного опыта и современные тенденции персонализированных (индивидуальных) условий обучения // International Journal of Educational and Scientific Research. 2021. № 4(12). С. 45–79. https://doi.org/10.31219/osf.io/sq3za
- Феттер И.В. Определение стратегий персонификации в образовательной среде школы // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. Т. 3, № S1(68). С. 160–164.
- Шерайзина Р.М., Савинова Н.А. Педагогический потенциал персонализированного обучения учащихся современной школы // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 29–35. https://doi.org/10.54884/S181570410020460-1
- Комиссаров В.П. Информационно-образовательная среда школы: новые возможности // Идеи и новации. 2022. Т. 10, № 4. С. 79–85. https://doi.org/10.48023/2411-7943_2022_10_4_79
- Полякова О.И. Проект создания в школе личностно-развивающей образовательной среды // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 26. С. 1011–1020.
- Савинова Н.А. Подходы к разработке модели актуализации педагогического потенциала персонализированного обучения учащихся в информационно-образовательной среде современной школы // Непрерывное образование. 2023. № 2(44). С. 38–44.
- Акасевич О.А., Панченко Н.В. Школьный климат как фактор повышения качества образования в современной общеобразовательной организации // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 22–29. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_22
- Акасевич О.А., Панченко Н.В. Корпоративная культура школы: создание благоприятного климата для качественного образования // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 81–87. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_81
- Дубровина И.В. Культурно-образовательная среда школы как условие воспитания // Гуманизация образования. 2023. № 3. С. 175–184. https://doi.org/10.24412/1029-3388-2023-3-175-184
- Ильясова Э.Н., Гайсин Э.Д., Маджуга А.Г. Методология конструирования образовательной среды нового типа в условиях современной школы // Образование: традиции и инновации. 2022. № 2(37). С. 17–25.
- Панасюк В.П., Небренчин А.В. Насыщенная инновационная образовательная среда школы как педагогическая реальность // Человек и образование. 2024. № 2(79). С. 39–45. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2024-79-2-39-45
- Позднеева Л.П., Тихонова А.Б. Избыточная профессионально-ориентированная среда современной школы как условие раннего профессионального самоопределения обучающихся // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 3–9. https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_3