Особенности реализации гражданского воспитания в школе посредством проектной деятельности

Loading

П.А. Сакевич
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, sakevichpavel97@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена особенностям реализации гражданского воспитания в школах России. На законодательном уровне этот вопрос является актуальным, как и поиск эффективных инструментов его осуществления. Целью статьи является обоснование выбора проектной деятельности как наиболее эффективного инструмента для гражданского воспитания в школе. Проанализированы нормативно-правовые документы и отечественные психолого-педагогические исследования по данной теме, рассмотрены особенности проектной деятельности, направленной на гражданское воспитание обучающихся. Обоснован вывод о том, что проектная деятельность имеет большой воспитательный потенциал, что делает её эффективным инструментом гражданского воспитания школьников.

Ключевые слова

гражданское воспитание, формирование гражданственности, проектная деятельность, проекты в гражданском воспитании

Для цитирования

Сакевич П.А. Особенности реализации гражданского воспитания в школе посредством проектной деятельности // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 78–84.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_78

Информация об авторах

Павел Андреевич Сакевич – аспирант Академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета.

Текст статьи

В современной школе задача гражданского воспитания является особо актуальной, что подтверждается рядом нормативно-правовых документов, среди которых можно выделить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [3] и др. В данных документах подчёркивается необходимость организации воспитательной работы, направленной на развитие у обучающихся гражданских и патриотических качеств, а также стремления отстаивать гражданскую позицию своей страны на различных уровнях (внутреннем, международном).

Помимо этого, отметим примерную программу воспитания [4], которая включает в себя основные положения об организации гражданского воспитания, понимаемого как формирование российской гражданской идентичности и принадлежности к общности граждан Российской Федерации. Согласно пунктам программы, формирование гражданственности у обучающихся в школах является одной из приоритетных целей воспитания. Результатом гражданского воспитания, согласно программе, должен стать выпускник, знающий историю своей страны, осознающий принадлежность к своему народу, понимающий значение государственных символов и имеющий представление о своих правах и обязанностях. Учитывая, что политическая, экономическая и социальная ситуации в мире постоянно меняются, изменяются и взгляды на образ идеального гражданина, его качества и действия.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «гражданское воспитание» достаточно подробно изучено и представляет собой одно из направлений социального воспитания, которое трактуется как «вид воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум» [5].

Г.Я. Гревцева и М.Е. Дуранов [6] характеризуют гражданское воспитание как сложный и многогранный процесс целенаправленного воспитания личности, включающий в себя её активное социокультурное развитие и освоение системы общечеловеческих, социальных и нравственных ценностей. Этот процесс неразрывно связан с историческим и культурным контекстом общества, а также с особенностями государственного устройства и механизмами управления в стране. Он предполагает не просто пассивное усвоение норм и правил, но активное участие личности в жизни общества, формирование критического мышления и способности к самостоятельной оценке происходящих событий.

М.В. Николаева [7] определяет гражданское воспитание как комплексный, многоаспектный процесс социализации, реализуемый через различные образовательные и воспитательные институты. Его суть заключается не просто в передаче знаний, а в активном содействии формированию самостоятельной, ответственной личности, способной к самоопределению и осознанному выбору жизненного пути. Этот процесс направлен на развитие у воспитанников глубокого понимания своих гражданских прав и обязанностей, формирование навыков правового поведения и активного участия в жизни общества.

К.А. Тоторкулова [8] отмечает, что гражданское воспитание является сложным педагогическим процессом, который выходит за рамки простого обучения. Оно представляет собой систематическую работу по развитию индивида, активно вовлекающую его в осмысление социально-политических, правовых, экономических, нравственных и этических аспектов демократического общества. Этот процесс не ограничивается пассивным усвоением информации, а предполагает глубокое понимание и практическое применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Отметим, что гражданское воспитание имеет особую специфику, для реализации которой необходимы особые методы. На основе анализа современных исследований [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15 и др.] мы выделили четыре группы методов для формирования гражданских качеств у обучающихся в школе: 1) коммуникативные – дебаты, круглые столы, дискуссии и др.; 2) практико-ориентированные – вовлечение в волонтёрскую деятельность, экскурсии и др.; 3) информационные – изучение теории о гражданском обществе и др.; 4) проектные – создание личностно-значимой проблемы, организация работы над её самостоятельным решением, реализация проектов как результата работы и др.

Рассмотрим каждую из обозначенных методик подробнее.

Коммуникативные методы реализации гражданского воспитания встречаются в опыте работы педагогов школы достаточно часто. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в научных журналах и сборниках конференций. Как отмечает Т.А. Рунова [9], коммуникативный метод, как один из методов наглядно-практического воздействия, направлен на формирование у обучающихся устойчивых убеждений за счёт использования различных приёмов и методов словесно-эмоционального воздействия (рассказ, разъяснение, внушение, этическая беседа, диспут и др.). Воздействуя на обучающегося, педагог способен направить мысли и чувства ученика, влияя на его отношение к государству и своей роли в нём.

Другим, достаточно распространённым методом работы в рамках гражданского воспитания обучающихся являются информационные методы работы, подразумевающие формирование у обучающихся знаний о гражданском обществе посредством проведения лекционных занятий и просветительских мероприятий.

Суть практико-ориентированных методик заключается в воспитании личности обучающегося посредством решения практических задач. Они достаточно результативны в контексте формирования побудительных мотивов к полезной деятельности ученика.

Использование метода проектной деятельности позволяет в процессе решения актуальных проблем не только передать обучающимся знания, необходимые для конкретной задачи, но и сделать их полноценными субъектами воспитательного процесса. Это связано с тем, что при работе над проектами обучающиеся совершенствуют свои личностные качества: умение общаться со сверстниками и педагогами, самостоятельность, обретение личностных смыслов в своей работе, самоидентификация в роли исследователя (осознание ответственности и обязанностей), а также навыки распределения собственных усилий и времени.

В примерной программе воспитания [4] зафиксировано, что проектная деятельность в современной школе организуется не только в дидактических целях, но и для более полного раскрытия воспитательного потенциала уроков. Там же отмечено, что проектная деятельность рассматривается как важный инструмент гражданского воспитания, так как способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, социального взаимодействия и ответственности. Проектная деятельность помогает учащимся исследовать гражданские проблемы, участвовать в общественной жизни и формировать активную гражданскую позицию. Также в программе акцентируется внимание на сотрудничестве с общественными организациями и местными сообществами для решения актуальных вопросов.

Рассмотрим более подробно специфику организации проектной деятельности в гражданском воспитании.

Т.А. Фёдорова, Н.М. Кармазина и И.А. Ульжитаева [10] отмечают, что разновидность проектов, направленных на гражданское воспитание обучающегося, включает в себя целый комплекс действий, необходимых для развития гражданственных качеств и патриотических чувств. Особенностью таких проектов является их ориентированность на изучение и популяризацию истории, культуры и традиций страны. Кроме того, они включают анализ практик гражданского воспитания и гражданской деятельности в других организациях, что позволяет разработчикам проекта сравнить свои достижения с чужими результатами. Таким образом, участники проектной деятельности, опираясь на уже известный опыт, могут усовершенствовать свою деятельность.

Подчеркнём, что в ходе проектного взаимодействия ученики получают не только знания, но и ценностные смыслы своей деятельности, обретают высокие нравственные принципы, а также осваивают нормы поведения в обществе. Однако, недопонимание обучающимися механизмов проектной деятельности может стать заметной проблемой. С.А. Вахрушев и В.А. Дмитриев [11] выделяют два пути её решения. В первом случае, что является малоэффективным для развития ученика, педагог подбирает для него проблему будущего проекта. Это экономит время, но само понимание проблемы уходит на второй план, а проект приобретает больше реферативный характер. Другим путём является работа ученика и педагога, в которой наставник, путём наводящих вопросов, помогает обучающемуся осознать наличие проблемы, её важность, а также помочь с пониманием возможных путей решения этой проблемы.

Говоря иными словами, при разработке проблемы будущего проекта педагогу следует организовать работу таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно определились с проблематикой в своей области. Тогда у них будет отчётливое понимание целей и задач своей деятельности, а также сформируется мотивация для их решения, что положительно скажется на их развитии и формировании навыков.

Это играет одну из важнейших ролей в воспитательной работе. По мнению Л.С. Пастуховой [12], стремление к решению действительно значимых задач должно стать у обучающихся ценностно-целевым мотивом. Таким образом, реализуя свою деятельность в рамках проекта, обучающийся будет активнее взаимодействовать как с педагогом, так и с образовательной средой в целом. Имея чёткую мотивацию и стремление решить сформулированную проблему, ученик столкнётся с нехваткой социального опыта. Попадая в новые условия, ученик будет самостоятельно решать не только задачи проекта, но и запустит механизм самореализации и самовоспитания. Соответственно, при организации проектов, направленных на формирование гражданского самосознания, ученики будут работать в правовом и гражданском поле, в связи с чем обретут не только знания по актуальной проблеме, но и станут субъектами воспитательной работы, усваивающими нормы поведения в обществе, а также законы страны, на территории которой они проживают.

Учитывая данные позиции, подчеркнём, что для продуктивной воспитательной работы в рамках реализации проектной деятельности необходима сформированная мотивация обучающегося. Её наличие становится движущей силой, необходимой не только для выполнения поставленных задач, но и для вовлечения обучающегося в такие отношения с окружением, при которых он начнёт перенимать модели поведения в социуме, в котором ему предстоит работать.

Также важно отметить, что практика реализации проектной деятельности в школах на сегодняшний день не даёт тех результатов, которых от молодёжи ожидают администрация учебного заведения и государство. По мнению Ю. Я. Мягковой [13], при работе с проектом ученики сталкиваются не только с проблемой определения задач своей работы, но и с её значимостью. Это является ещё одной серьёзной проблемой, поскольку проекты, реализуемые в рамках школьной дисциплины, как показывает автор, часто содержат неактуальные вопросы. В этом контексте важно учитывать основные требования к качеству проекта и особенностям его оценивания [16].

Для более полного понимания специфики проектной деятельности как средства гражданского воспитания обратимся к опыту внедрения гражданских проектов в школах, которые понимаются как инициатива, направленная на решение актуальных социальных или общественных проблем с участием учащихся. Такие проекты способствуют развитию у школьников активной гражданской позиции, ответственности и навыков работы в команде. В рамках гражданского проекта учащиеся могут проводить исследования, организовывать мероприятия, сотрудничать с местными сообществами или общественными организациями.

Главная цель гражданского проекта в школе — повышение осведомлённости обучающихся о гражданских правах и обязанностях, а также способствование позитивным изменениям в обществе.

На основании анализа нормативно-правовых документов и научной литературы мы выделили следующие черты, характерные для проектной деятельности в гражданском воспитании.

  1. Проект ориентирован на формирование гражданских чувств и идентичности у обучающихся.
  2. Проект должен быть ориентирован на изучение законодательной базы страны, культуры, истории и достижений.
  3. В проекте обязательно должны применяться методы практической деятельности, среди которых можно отметить проведение семинаров, направленных на повышение гражданской грамотности молодёжи, организацию дебатов и обсуждений на актуальные темы, решение проблем социальной направленности обучающимися;
  4. В проекте особое внимание должно быть отведено формированию и развитию гражданских навыков обучающихся, которые необходимы для активного участия подрастающего поколения в развитии страны.
  5. При осуществлении проектов должен осуществляться сбор и анализ информации о политических событиях в стране, актуальных новостях и государственной символике.
  6. Проект должен включать в себя обсуждение и анализ гражданских проектов в других школах, что позволит обучающимся самостоятельно находить пути реализации собственных идей.

Отметим, что результаты работы над проектом в гражданском воспитании должны иметь практический характер. К ним могут быть отнесены:

  • организация и проведение конференций, посвящённых актуальным социальным проблемам;
  • создание информационных ресурсов на базе учебного заведения, освещающих актуальные события внутри страны;
  • организация акций в помощь нуждающимся;
  • организация и проведение внутришкольных дебатов по социальным и политическим вопросам;
  • создание выставок творческих работ по теме гражданского воспитания, на которых обучающиеся могут продемонстрировать свои плакаты;
  • сбор и публикация успешных практик гражданской активности в своём регионе;
  • разработка онлайн-блогов, посвящённых вопросам гражданского воспитания, в рамках чего ученики смогут делиться мнением и идеями по решению актуальных проблем;

Таким образом, проектная деятельность является важным элементом гражданского воспитания в современной школе. Она не только обогащает знания учащихся, но и формирует у них навыки сотрудничества и критического мышления. В конечном итоге это способствует воспитанию ответственных и инициативных граждан, готовых к активному участию в жизни общества. Реализация гражданских проектов позволяет обучающимся почувствовать себя значимыми членами общества, готовыми внести свой вклад в его развитие, что положительно сказывается на результатах гражданского воспитания.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 02.02.2025).
  2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EYuof  (дата обращения 28.03.2025).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утверждён приказом Минпросвещения РФ № 287 от 31.05.2021 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3LWkyf (дата обращения 28.03.2025).
  4. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 № 3/22)) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/406255091/ (дата обращения 28.03.2025).
  5. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Социальное воспитание как педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 274.
  6. Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е. Гражданско-патриотическое воспитание: философский аспект // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 4(8). С. 11–21.
  7. Николаев М.В. Основные факторы гражданского воспитания учащихся // Мир науки, культуры и образования. 2022. № 3(94). С. 88–90
  8. Тоторкулова К.А. Содержание гражданского воспитания в современной системе образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 238–241.
  9. Рунова Т.А. Коммуникативные технологии формирования основ гражданской идентичности личности // Нижегородское образование. 2014. № С. 94–99.
  10. Федорова Т.А., Кармазина Н.М., Ульжитаева И.А. Особенности проектной деятельности в патриотическом воспитании // Педагогические исследования. 2023. № 3. С. 6–25.
  11. Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании // Азимут научных исследованияй: педагогика и психология. 2021. № 1(34). С. 40–44.
  12. Пастухова Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство: к созданию современной концепции гражданского воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 5(62). С. 67–81. https://doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10031
  13. Мягкова Ю.Я., Чуваев А.Ю. Проектная деятельность учащихся и основные проблемы, возникающие при выполнении заданий // Символ науки. 2016. № 12-2. С. 232–235.
  14. Коротун А.В. Воспитание социальной ответственности старших подростков в образовательной организации: правовой и педагогический аспекты // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 37–46. https://doi.org/10.55523/27822559_2021_4_37
  15. Рахматулина Б.Р. Формирование гражданственности современного школьника через трудовую и волонтёрскую деятельность // Педагогическая перспектива. 2022. № 1. С. 76–1. https://doi.org/55523/27822559_2022_1(5)_76
  16. Яковлева Н.О. Качество педагогического проекта и особенности его оценивания // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. № 4. С. 261–265.