Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Loading

С.Т. Кохан1, А.А. Шибаева2, А.К. Серёдкин3
1, 2 Забайкальский государственный университет, Чита, Россия
3 Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края, Чита, Россия
1 ispsmed@mail.ru
2 shibaevaaa@zabgu.ru
3 akseredkin@yandex.ru

Аннотация

Адаптивная физическая культура, создающая инклюзивную и интегрирующую образовательную среду, оказывает формирующее воздействие на учащихся с особыми образовательными потребностями, желающими развивать свои навыки и возможности. Цель исследования заключалась в анализе эффективности дидактических стратегий, применяемых учителями школ при проведении занятий по физической культуре со школьниками, имеющими нарушения здоровья. В эксперименте участвовало 55 старшеклассников, ответивших на вопросы анкеты с соблюдением этических норм и с разрешения законных представителей и администрации школ. Результаты исследования показали, что в основном в общеобразовательных учреждениях созданы условия для комфортного участия в образовательном процессе обучающихся с нарушениями здоровья, тем не менее имеет место наличие неадаптированных для потребностей особых детей спортивных залов. Показан высокий уровень доверия и сотрудничества с учителями физкультуры, однако выявлена проблема недостаточного взаимодействия с одноклассниками в период занятий. Более трети учеников отметили собственную низкую физическую активность на уроках физической культуры, а 35 человек выразили мнение о достаточной периодичности и объёме физической нагрузки на уроках физической культуры. Полученные данные респондентов актуальны в процессе адаптации инклюзивной среды, обучения и моделирования форм и методов физического воспитания, а также включения в педагогический процесс персонала школ для предупреждения социальной стигматизации в отношении особых учащихся и возможности укрепления и сохранения своего здоровья.

Ключевые слова

адаптивная физическая культура, школьники, инклюзивная среда, особые образовательные потребности, психофизическое развитие, здоровье

Для цитирования

Кохан С.Т., Шибаева А.А., Серёдкин А.К. Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическая перспектива. 2025. № 2(18). С. 3–10.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_2(18)_3

Информация об авторах

Сергей Тихонович Кохан – кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач РФ, директор Регионального центра инклюзивного образования Забайкальского государственного университета
Анна Александровна Шибаева – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных, медико-биологических дисциплин Факультета физической культуры и спорта Забайкальского государственного университета
Андрей Константинович Серёдкин – министр физической культуры и спорта Забайкальского края

Текст статьи

Неотъемлемой частью инклюзивного образования в школе является адаптивное физическое воспитание (АФВ) учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП), включающее: развитие физических способностей, формирование движений, психического здоровья и социальных навыков [1; 2]. Качественно спланированное АФВ способствует профилактике дальнейших нарушений функционирования органов и систем, восстановлению жизнедеятельности организма особых детей [3; 4]. Вместе с тем, при осуществлении элементов АФВ учителя физической культуры сталкиваются с трудностями вовлечения в двигательную деятельность школьников с ООП [5; 6], так как нарушение моторных функций, низкий уровень развития двигательных качеств, задержка и дефицит когнитивных способностей и социальных навыков особых обучающихся зачастую ограничивают их участие в неадаптированных спортивных мероприятиях, в которых принимают участие школьники без ограничений по здоровью [7]. Как отмечают А. Хейдер с соавторами [8] адаптивная модель физического развития является перспективным направлением удовлетворения индивидуальных потребностей особых детей, поскольку фокусируется на универсальности и адаптированности, позволяя лицам с различными нарушениями здоровья активно участвовать в интегрированных спортивных мероприятиях [9]. Содержание данной модели заключается в создании в образовательной организации уникальной инклюзивной среды, в которой различия в имеющихся навыках и способностях являются не препятствием, а возможностью разрабатывать и внедрять доступные формы и методы адаптивной физической культуры (АФК) во благо всех заинтересованных лиц.

Одним из важных элементов реализации данной модели является индивидуальный подход в организации адаптивных физкультурных занятий с соблюдением вариативности доступных форм и методов АФК, способствующих заинтересованности и вовлечению лиц с нарушением здоровья в двигательную деятельность [10]. Учащиеся с ООП имеют равные, по отношению к нормотипичным сверстникам, права на полноценные занятия физической культурой и спортом, способствующие их эффективному психофизическому развитию [11]. В процессе физкультурно-спортивных занятий, помимо физического развития, происходит улучшение психоэмоционального состояния, коммуникативных навыков, повышается уверенность в себе, что предопределяет возможность выстраивания детьми с ООП здоровых социальных отношений [12].

Учащиеся с ООП – это школьники, которые имеют различные нозологические формы заболеваний и которым требуется индивидуальный инклюзивный подход в адаптивной физической культуре [13], включающий изменение и корректировку методов обучения, адаптацию образовательной среды, а также воплощение в жизнь личного потенциала в академическом и социальном развитии [14]. Однако тяжесть расстройств слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, общих соматических заболеваний и интеллектуальных нарушений существенно ограничивает участие обучающихся с ООП в единой образовательной деятельности. Необходим инновационный адаптивный подход к организации и проведению физкультурных занятий при разработке образовательных программ, которые могут вовлекать также и учащихся с когнитивными или интеллектуальными расстройствами (синдром Дауна, расстройствами аутистического спектра, задержка психического развития) [15], эмоциональными и поведенческими расстройствами (тревога, депрессия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью [16], с особыми трудностями в обучении (дислексия, дискалькуляция, дисфагия) [17].

Применение адаптивных моделей обучения в физическом воспитании соответствует принципам инклюзивного образования, целью которого является обеспечение равных возможностей всем без исключения учащимся благоприятной учебной среды. Исследования зарубежных и российских авторов показывают, что инновационные подходы в организации АФК, такие как трансформация адаптивных игр, оборудования и игровой практики, безусловно, могут повысить вовлеченность особых учащихся и обеспечить им более содержательный и познавательный опыт обучения [18, 19]. Учитывая вышесказанное, данное исследование направлено на реализацию и проверку эффективности адаптивных моделей физического развития и мотивации читинских школьников с ООП к занятиям физической культурой.

Адаптивная физическая культура и спорт являются одним из оптимальных средств, которое можно успешно применять в процессе интеграции учащихся с ООП в образовательный процесс, тем самым способствуя развитию значимой системы ценностей современного общества. Данный вид физической активности, безусловно, подчёркивает качества, навыки, установки, достоинства, модели поведения, которые позволяют им практично участвовать в качестве равноправного члена общества. Возможности воздействия на физическое развитие школьников с ООП включают ряд стратегий, сконцентрированных на поддержке инклюзивного процесса: формирование у педагогических кадров навыков и умения работать с особыми учащимися; прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; персонализация обучения путём адаптации используемых форм и методов игровой практики, дидактического содержания и оценки в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями; адаптация и доступность образовательного пространства; обеспечение адаптивным спортивно-техническим оборудованием; взаимовыгодное сотрудничество учителей, учащихся с ООП и их родителей.

Цель исследования – анализ эффективности дидактических стратегий, применяемых учителями школ при проведении занятий по физической культуре со школьниками, имеющими нарушение здоровья.

Задачи исследования

  1. В процессе анализа научно-методической литературы по теме исследования изучить дидактические стратегии, применяемые учителями школ при проведении физкультурных занятий со школьниками, имеющими нарушения здоровья.
  2. В ходе проведения педагогического исследования оценить:
  • удовлетворённость обучающихся с ООП организацией образовательного процесса по адаптивной физической культуре посредством исследования и оценки общей удовлетворённости, удовлетворённости коммуникацией во время занятий, удовлетворённости своим физическим потенциалом (физической активностью);
  • определить значимость АФК в психофизическом развитии особых школьников, в т.ч. посредством оценки восприятия уровня собственной физической активности, собственных усилий на уроках физической культуры и анализа предпочтений в выборе средств и способов физической активности, предлагаемых им учителем, периодичности занятий в неделю.

Материалы и методы. Исследование проводилось среди старшеклассников с врождёнными и приобретёнными патологиями (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату и общим заболеваниям). Общее количество участников в возрасте 16,3±0,9 лет составило 55 человек, из них – 26 девушек (46,8%) и 29 юношей (52,2%). Вопросы анкеты включали социально-демографические и аналитические данные. Анкетирование проводилось с согласия родителей и администрации школ, с соблюдением этических норм. Полученные результаты исследования представлены абсолютным числом по всем вопросам и относительным уровнем в процентах.

Результаты. Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры крайне необходимо для комфортного состояния учащихся с ООП, их общей удовлетворённости организацией занятий. Полученные результаты показывают, что 14 чел. (25,5%) очень хорошо себя чувствуют на занятиях, 22 чел. (39,6%) – хорошо, ответило 13 (23,6%) – удовлетворительно, 4 чел. (7,3%) чувствуют себя некомфортно, а 2 чел. (3,6%) – очень некомфортно.

Коммуникация между исследуемыми обучающимися с ООП и учителями физической культуры во время занятий характеризуется как достаточная. Половина респондентов (50,4%) заявила об очень хорошем и доверительном общении с учителями на физкультурных занятиях, 20% обучающихся указали на хорошую степень коммуникации, в то время как 13 чел. (23,6%) заявили об удовлетворительной степени общения, а негативный и очень негативный уровень коммуникации отметили 2 чел. (3,6%) и 1 чел. (1,8%) соответственно.

Удовлетворённость своим физическим потенциалом, которая во многом зависит от сбалансированности взаимодействия, сотрудничества и поддержки друг друга на занятиях учащимися с ООП и нормой развития, является недостаточной, поскольку большинство респондентов с ООП отметили удовлетворительный, сложный и очень сложный характер сотрудничества с здоровыми сверстниками, что составило 36%, 12,6% и 5,4% соответственно. Только 10 чел. (18,2%) указали на существующие очень хорошие, позитивные отношения между всеми учащимися, а 15 чел. (27,3%) отметили хорошую степень взаимодействия со сверстниками на занятиях.

Участие в АФК обучающихся с ООП способствует формированию межпредметных связей, акцентируемых в процессе занятий на развитие физических, умственных, сенсорно-перцептивных и других видов жизнедеятельности, от которых зависит комплексное воздействие на духовно-нравственное, умственное и гармоничное развитие личности. Необходимо было выяснить, какова значимость АФК в физическом развитии особых школьников. Большинство учащихся – 57,6% утверждают, что занятия физкультурой важны, так как способствуют оптимальному поддержанию здоровья, 16,2% выразили своё мнение о том, что физическая культура «предотвращает сидячий образ жизни», 12,6% заявили об удовольствии и хорошем настроении при посещении занятий физической культурой, 5,4% отметили в качестве важных преимуществ физической культуры возможность пообщаться с одноклассниками, 7,2% не смогли ответить на поставленный вопрос.

Для развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости) необходима мотивационная готовность и самосознание со стороны обучающихся с ООП. Физические качества подчиняются общим закономерностям этапности, гетерохронности и неравномерности независимо от имеющихся нарушений в состоянии здоровья, а также выступают основной психофизического развития. Оценка восприятия уровня собственной физической активности, собственных усилий на уроках физической культуры обучающихся с ООП, в целом, соответствовала среднему уровню (40,9%). Высокий уровень собственной физической активности отметили только 7 чел. (12,6%), низкий уровень – 16 чел. (29%), очень низкий – 6 чел. (10,8%).

Анализ предпочтений обучающихся с ООП в выборе средств и способов физической активности, предлагаемых им на уроках физической культуры, позволил установить, что большая часть школьников (45%) традиционно предпочитает заниматься физическими упражнениями, 30,8% респондентов отдали предпочтение игровым практикам, 18,2% – лёгкой атлетике, 5,4% – шахматам, шашкам. При этом 6 чел. (10,8 %) хотели бы заниматься физической культурой 4 часа в неделю, 11 чел. (20%) – 3 часа, 35 чел. (63,2%) вполне устраивает 2 часа урока, а 3 чел. (5,4%) высказали мнение, что достаточно и одного часа занятий физической культурой.

Выводы. Создание инклюзивной образовательной среды на уроках физической культуры посредством оптимизации доступных адаптированных программ под возможности восприятия школьников с ООП позволяет надеяться на улучшение их психофизического развития, приверженности элементам здорового образа жизни, а также интеграции и социализации в общество.

Полученные результаты указывают, в основном, на комфортное состояние на уроках физической культуры исследуемых обучающихся с ООП; однако всё-таки 6 чел. (10,9%) считают, что доступность и адаптированность занятий физической культурой низкая и не отвечает требованию комфортности образовательной среды. Более 70% респондентов отметили высокий уровень коммуникации и благожелательности между особыми школьниками и учителями физкультуры, а также необходимость заниматься адаптивной физкультурой и спортом. Установлено, что не во всех исследуемых образовательных учреждениях существует тесное сотрудничество между школьниками с ООП и нормой развития – только 36% участников оценили свои взаимоотношения со сверстниками как удовлетворительные. При этом 53,5% школьников заявили о своей высокой и средней степени физических нагрузок, предлагаемых им на уроке, что, безусловно, крайне мало для оптимизации физической активности. Представленные средства и способы физической активности включают разнообразный спектр индивидуальных и командных способов организации обучающихся на уроках физической культуры. Основную массу (35 чел., 63,2%) респондентов устраивает систематическая физическая нагрузка на уроках физической культурой в объёме два часа в неделю.

Таким образом, полученные данные акцентируют внимание социума и государственных структур власти на особой значимости создания доступной среды для активного участия школьников с ООП в адаптивной физической культуре. Необходима разработка и реализация адаптированных образовательных программ по физической культуре, пополнение материально-технической базы образовательных организаций разнообразным спортивным инвентарём, совершенствование инфраструктуры образовательных организаций, профессиональная подготовка и переподготовка компетентных педагогов по физической культуре, способных и готовых к реализации индивидуального подхода к психофизическому развитию обучающихся с отклонениями и ограничениями здоровья и улучшению их качества жизни.

Список литературы

  1. Khaleel N., Alhosani M., Duyar I. The role of school principals in promoting inclusive schools: A teachers’ perspective. Frontiers in Education. 2021, 6; 1–14. DOI: 10.3389/feduc.2021.603241
  2. Абдулаева В.Р. Адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Редакционная коллегия. 2024. С. 5.
  3. Lindner K.T., Schwab S., Emara M., Avramidis E. Do teachers favor the inclusion of all students? A systematic review of primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education. European Journal of Special Needs Education. 2023, 38(6); 766– 787. DOI: 10. 1080/08856257.2023.2172894
  4. Барбина В.Д., Ильина Г.В., Овсянникова Е.А. Развитие крупной моторики у детей 7–10 лет с расстройством аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 6–13.
  5. Paulsrud D., Nilholm C. Teaching for inclusion–a review of research on the cooperation between regular teachers and special educators in the work with students in need of special support. International Journal of Inclusive Education. 2023, 27(4); 541–555. DOI: 10.1080 /13603116.2020.1846799
  6. Бабич И.Н. Особенности организации урока физкультуры для учащихся с ОВЗ // Мир педагогики и психологии. 2020. № 7(48). С. 58–63.
  7. Roldán S.M., Marauri J., Aubert A., Flecha R. How inclusive interactive learning environments benefit students without special needs. Frontiers in Psychology. 2021, 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.661427
  8. Heyder A., Südkamp A., Steinmayr R. How are teachers’ attitudes toward inclusion related to the social-emotional school experiences of students with and without special educational needs? Learning and Individual Differences. 2020, 77: 101776. DOI: 10.1016/j.lindif.2019.101776
  9. Kwon E.H., Block M.E. Implementing the adapted physical education Elearning program into physical education teacher education program. Research in Developmental Disabilities. 2017, 69: 18–29. DOI: 10.1016/j.ridd.2017.07.001
  10. Матвеева Ю. В. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры // Развитие науки, общества и образования: актуальные вопросы. 2024. С. 33.
  11. Peng X. Adapted physical education and sport: Research on education of physical rehabilitation for special children. Educational Review. 2020, 72(2); 262–262. DOI: 10.1080 /00131911.2019.1670910
  12. Carbone P.S., Smith P.J., Lewis C., LeBlanc C. Councilon ChildrenWith Disabilities, Councilon Sports Medicine and Fitness Promoting the Participation of Children and Adolescents With Disabilities in Sports, Recreation, and Physical Activity. Pediatrics. 2021; 148(6): e2021054664
  13. Бралитис Г., Кохан С.Т., Серёдкин А.К. Популяризация и развитие настольных спортивных игр: практическое пособие под ред. С.Т. Кохана / Чита: ЗабГУ, 2021. 104 с.
  14. Strogilos V., Lim L., Buhari N.B.M. Differentiated instruction for students with SEN in mainstream classrooms: contextual features and types of curriculum modifications. Asia Pacific Journal of Education. 2023, 43(3); 850–866. DOI: 10.1080/02188791.2021.1984873
  15. Стразд А.Д., Кичигина Е. В. Адаптация учебных программ физкультуры для детей с ограниченными возможностями // Вестник науки. 2024. Т. 4. № 12 (81). С. 2096–2101.
  16. O’Regan F. Teaching and managing students with ADHD: Systems, strategies solutions. 2018; 12–16.
  17. Alvarado-Alcantar R., Keeley R. Students with specific learning disabilities’ experiences with instructional materials and programs in a blended high school history classroom: A phenomenological study of accessibility. Journal of Online Learning Research. 2020, 6(3); 201–220.
  18. Alnahdi G.H., Schwab S. Inclusive education in Saudi Arabia and Germany: students’ perception of school well-being, social inclusion, and academic selfconcept. European Journal of Special Needs Education. 2021, 36(5); 773–786. DOI: 10.1080/08856257.2020.1823163
  19. Кохан С.Т. Развитие физического потенциала студентов с инвалидностью через занятия настольными и напольными спортивными играми // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2023. № 28(1). С. 14–21. DOI: 10.14258/zosh(2023)1.02