Формирование этнокультурной идентичности молодёжи

Loading

А.Г. Михайлова1, Н.С. Кравцевич 2
1, 2Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
1 steba1971@mail.ru
2 nskravtsevich@mail.sevsu.ru

Аннотация

Сегодня возрастает актуальность проблемы формирования и сохранения этнокультурной идентичности молодёжи новых регионов, социального воспитания и интеграции личности в национальную культуру на основе традиций и ценностных ориентаций народов России. В статье обозначены основные этапы и направления развития этнокультурной идентичности: усвоение общественно-исторического опыта, формирование этнического самосознания, усвоение необходимых стереотипов поведения, норм образа жизни и культурных ценностей. Представлены этнокультурные мероприятия, организованные на базе Севастопольского государственного университета для студентов новых регионов. Проведённое эмпирическое исследование показало, что систематическое участие молодёжи в этнокультурных мероприятиях способствует повышению уровня их этнокультурной идентичности. Результаты исследования демонстрируют эффективность специально выстроенной системы мероприятий в адаптации молодёжи к условиям окружающей социальной среды и сохранении их этнокультурной самобытности.

Ключевые слова

этнокультурная идентичность, этнокультурные мероприятия, социальное воспитание, самосознание, социализация, самоопределение

Для цитирования

Михайлова А.Г., Кравцевич Н.С. Формирование этнокультурной идентичности молодёжи // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 40–46.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_40

Информация об авторах

Алла Григорьевна Михайлова – старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета
Наталья Сергеевна Кравцевич – старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета

Текст статьи

Этнокультурные проблемы являются остроактуальными в свете последних событий и затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Перед обществом возникает проблема формирования этнокультурной идентичности с учётом требований времени на основе традиций и ценностных ориентаций народов России, исторических и природных особенностей региона; воспитание гордости, как представителей своих народов; ответственности за свои поступки. Особенную остроту данная проблема приобретает по отношению к молодёжи новых регионов России.

Этнокультурная идентичность представляет собой осознание личностью своей принадлежности к национальной культуре, что позволяет ей определить своё место в культурной среде и свободно ориентироваться в мире. Формирование этнокультурной идентичности мы рассматриваем в контексте социального воспитания, которое понимаем как «вид воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум» [1, с. 5].

Ключевыми задачами современности и гарантией стабильности многонационального общества является решение проблемы преодоления духовно-нравственного кризиса, самоидентификации личности с определённым этносом [2; 3], т.к. именно в изменяющемся социокультурном пространстве происходит социализация личности. Сформированная система культурных традиций народа является результатом духовно-нравственных усилий представителей этноса в данном процессе. Как мы отмечали ранее: «только при условии мирного сожития представителей различных культур и этносов общество способно эффективно существовать» [4, с. 34].

Многие мыслители рассматривали различные вопросы этнокультурной идентичности: И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, А. Вольтер, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Т.В. Поштарева [5] представила теорию и практику формирования этнокультурной компетентности личности в полиэтнической образовательной среде. Э.С.  Маркарян [2] – один из основоположников теории культуры как науки – описал понятие «жизненный опыт» и установил роль умений и навыков человека в становлении этнокультурной традиции. Г.Б Андреева отмечает, что «на трансформацию этнической идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества» [6, с. 221].

В.В. Узунов, рассматривая изменения идейной основы социальной консолидации Крыма, отмечает, что она базируется на идеях единения народов региона с другими народами России для решения наиболее острых социальных проблем и повышения качества жизни; укрепления региона с позиций развития демократических прав и свобод; решения внутренних (социальных, экономических, политических, социокультурных) проблем, стоящих перед населением Республики Крым [7, с. 253].

В нормативных документах федерального уровня акцентируется внимание на различных аспектах формирования этнокультурной идентичности молодёжи. 

В Конституции население России обозначено как многонациональный народ Российской Федерации, соединённый «общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость…» [8, с. 1]. Сегодня в Российской Федерации проживает более 190 коренных народов.

Федеральный закон «Об образовании» [9] на первый план выдвигает задачи интеграции личности в национальную культуру. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» нацеливает на создание «условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [10].

Представим основные направления и этапы формирования этнокультурной идентичности у студентов и школьников новых регионов посредством проведения этнокультурных мероприятий на базе Севастопольского государственного университета (СевГУ).

Познавательное направление предполагает освоение этнической культуры посредством адаптации к культурно-политическому окружению с учётом потребностей представителей этноса, что ведёт к признанию приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми. Посредством обмена информацией, осмысления ценностей формируются знания о культуре, гуманные взаимоотношения, а также сплочение многонационального коллектива. Следует знать историю и культуру нашего народа, а также национальную культуру представителей этносов, с которыми осуществляется процесс общения. Молодым людям новых регионов очень важно владеть информацией о народах России, их истории, традиционной культуре, религиях, иметь представление о характере расселения этнических общностей, масштабах распространения основных конфессий и традиционных верований в России.

Эмоционально-поведенческое направление предполагает формирование этнокультурной идентичности сознательного субъекта посредством усвоения необходимых стереотипов поведения, норм образа жизни и культурных ценностей. Этнокультурная идентичность является ядром этнического самосознания. Индивид отождествляет себя с этнической общностью. На основе саморегуляции личности осуществляется становление социального самоопределения, что является основой процесса формирования этнокультурной идентичности личности. Данное направление предполагает диагностику, контроль и развитие психологических характеристик для формирования этнокультурной идентичности сознательного субъекта. Одним из компонентов социального самоопределения является готовность и способность личности к созидательному преобразованию себя и действительности, отношение к себе и окружающему миру.

Формирование этнокультурной идентичности молодёжи происходит поэтапно.

Первый этап предполагает развитие этнического самосознания, поскольку самоопределение человека представлено двумя основными элементами – внутренним (самопобуждение к определённому поведению, основанное на внешних источниках и приводящее к внешним вознаграждениям) и внешним (подчинение внешним воздействиям, поощрениями и наказаниями). Р.М. Райан и Э.Л. Деси [11] выделяют два типа социального самоопределения, которые диагностируются с помощью методики локуса контроля. Человек с интернальным типом полагается только на свои личностные качества и собственную активность. Личность, имеющая экстернальный тип, зависит от внешних обстоятельств (условий окружающей среды, действий других). При этом очень часто субъективно воспринимаемый контроль достигается за счёт открытого противодействия всем социальным нормам. Чем меньше у человека возможностей реально управлять ситуацией, тем больше вероятность подобного поведения.

Второй этап предполагает развитие этнокультурной идентичности на основе усвоения общественно-исторического опыта, традиций и ценностных ориентаций народов России, исторических и природных особенностей региона, а также через воспитание гордости, как представителя своего народа; ответственности за свои поступки. Восприятие и воспроизводство этнокультурных ценностей происходит в контексте взаимообогащения культур при сохранении своей идентичности.

Этнокультурная идентичность включает следующие уровни, каждый из которых играет свою роль в адаптации в культурной среде:

  • общий (ориентация на лучшие мировые ценности и достижения родной культуры);
  • региональный (местные обычаи, традиции);
  • единичный (ценности личности, её потенциальные возможности).

Рассмотрим более подробно проводимые этнокультурные мероприятия, которые включают в себя историко-культурные, этнокультурологические, лингвистические, культурно-региональные, полиэтнические аспекты.

Целью семинара с реализацией этноквеста является пробуждение интереса к истории своей страны, культурного и природного разнообразия, освещение разных интересных фактов или особенностей народов России. Квест включает в себя:

  • представление докладчиком своего исследования о культуре и традициях многонациональной России;
  • вопросы участников семинара к докладчику;
  • выступление оппонента;
  • заключительное слово докладчика.

Основными задачами лагеря «Этнокультурная орбита» являются: продуктивный отдых с погружением в культуру и традиции народов России; общение на разных языках. Экологические походы могут быть организованы с целью изучения объектов природного наследия страны. Кроме того, происходит адаптация молодёжи к условиям окружающей их социальной и природной среды.

Целью этнологического клуба «Сила народов – в дружбе» является поиск интересных фактов и историй о культуре и религии народов, сохранение и распространение этнокультурных традиций в современном обществе, приобщение молодёжи к культурным традициям и народному творчеству России, раскрытие глубинных архетипов человека. Реализуется междисциплинарный подход в подготовке и смешанный формат презентации. Этнологический клуб включает в себя встречи с интересными людьми – представителями народных традиций, духовные беседы с представителями религиозных организаций, молодёжные вечерки, народные праздники и этнокультурные акции.

Проведение научно-практических конференций, например «Севастополь-Сталинград: одна война, одна история», на базе Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея», включает несколько этапов.

  • Включение в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры. Это исследовательский этап под руководством преподавателей-наставников по выбранному направлению.
  • Проведение мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции). Защита проекта в рамках работы патриотической конференции на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея».
  • Публикация результатов исследований в материалах конференции.

Для установления результативности применяемых этнокультурных мероприятий проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 25 чел. (студенты Херсонского государственного педагогического университета, учащиеся Херсонского областного училища культуры и искусств).

На контрольном и итоговом срезах использовался «Шкальный опросник О.Л. Романовой» [12, с. 19–20] для исследования этнической идентичности молодёжи.  В ней явными признаками этнической идентичности выступают ценности, нормы и традиционная культура. Методика включает 21 вопрос, по результатам ответов на которые определяются уровни сформированной этнокультурной идентичности (низкий, пониженный, средний, повышенный и высокий).

Низкий уровень отражает то, что эмоциональное выражение этнической идентичности у респондентов преобладает над когнитивным содержанием, что становится преградой в личностном общении молодых людей. В основном, это характерно для человека, который балансирует между двумя культурами, не овладевая, в конечном счёте, нормами и ценностями ни одной из них в должной мере.

Пониженный свидетельствует о том, что респонденты не ориентированы на социально-контактную деятельность, что связано с фактором этнокультурной чуткости.

Средний демонстрирует значимую принадлежность к своей национальности, но этническое сознание слабо актуализируется в условиях этнических отношений.

Повышенный уровень отражает готовность к межэтническим контактам, но только наряду с предпочтением этнокультурных ценностей своего этноса.

Высокий свидетельствует о выраженном позитивном отношении респондентов к этнокультурной идентичности, положительном настрое к субъективно воспринимаемым национальным характеристикам своего народа.

Полученное распределение участников эксперимента по уровням сформированности этнокультурной идентичности на контрольном и итоговом срезах представлены в таблице.

Таблица. Распределение респондентов по уровням сформированности этнокультурной идентичности (в %)

Уровень

Контрольный срез

Итоговый срез

Высокий

5

27

Повышенный

12

39

Средний

34

20

Пониженный

20

10

Низкий

29

4

Сравнительный анализ результатов показал, что высокий и повышенный показатели этнической идентичности у респондентов достоверно выше после их системного участия в этнокультурных мероприятиях.

Таким образом, формирование этнокультурной идентичности студентов и школьников новых регионов более эффективно осуществляется через их адаптацию к условиям окружающей социальной среды на основе специально выстроенной системы мероприятий. Участие в различных этнокультурных событиях обеспечивает этническую интеграцию личности в новое пространство с сохранением её этнокультурной самобытности. В этом контексте этнокультурная среда приобретает значение коррекционно-развивающего фактора и оказывает позитивное влияние на этнические установки молодёжи.

Список литературы

  1. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Социальное воспитание как педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 274.
  2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.
  3. Маткина О.А. Поликультурное образование учащейся молодёжи. ТГУ // VII Международная научная интернет-конференция «Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира». 11.11.2014. URL: https://clck.ru/3Fi9JZ (дата обращения: 29.11. 2024)
  4. Михайлова А.Г., Кокодей Т.А. Полиэтническая культура как основа профессионального и личностного успеха // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества. сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. С. 34–39.
  5. Поштарева Т.В. Этнокультурная направленность профессионально-педагогического образования // Наука. Инновации. Технологии. 2004. № 36. С. 142–147.
  6. Андреева Г.Б. Роль этнической идентичности в процессе межкультурной коммуникации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 221–225.
  7. Узунов В.В. Роль и место социальной консолидации в стратегии развития Республики Крым // Социология. 2022. № 1. С. 253–259.
  8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 29.11. 2024).
  9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 29.11. 2024).
  10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EYuof (дата обращения: 05.12.2024).
  11. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being. Ryan R.M., Deci E.L. American Psychological Association. 2000, 55:1;68-78 DOI: 10.1037110003-066X.55.1.68
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.