Повышение качества дополнительного образования через системное внедрение технологии творческой проектной деятельности

Loading

О.Г. Исаханова
Центр детского творчества, Темрюк, Россия, tikanita@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема недостаточной теоретико-методологической и практической разработанности способов развития творческого потенциала одарённых и талантливых обучающихся через творческую проектную деятельность в системе дополнительного образования. Технология творческой проектной деятельности рассматривается как вид образовательной технологии, обеспечивающей создание продуктов, обладающих новизной и общественной значимостью. Представлена авторская модель системного внедрения технологии творческой проектной деятельности, включающей нормативно-правовой, ресурсно-методический, операциональный и мониторинговый компоненты. Модель основана на деятельностном, творческом и интегративном подходах и направлена на обеспечение нового качества дополнительного образования, ориентированного на поддержку и развитие творческого потенциала обучающихся. Предложен комплекс педагогических условий для эффективной реализации модели, включающий: методическое сопровождение деятельности педагогов, организацию совместного творчества педагогов, обучающихся и их родителей, а также формирование интегративных знаний и умений посредством межпредметных заданий.

Ключевые слова

дополнительное образование, творческая проектная деятельность, творческая олимпиада, совместная творческая деятельность

Для цитирования

Исаханова О.Г. Повышение качества дополнительного образования через системное внедрение технологии творческой проектной деятельности // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 64–72.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_64

Информация об авторах

Олеся Григорьевна Исаханова – педагог-организатор МБУ ДО «Центр детского творчества», г. Темрюк

Текст статьи

В настоящее время всё отчётливее проявляется противоречие между возрастающей потребностью в разработке и внедрении практик, направленных на развитие творческого потенциала одарённых и талантливых обучающихся посредством творческой проектной деятельности, и недостаточной теоретико-методологической и практической разработанностью способов осуществления, построения и использования подобных практик в системе дополнительного образования.

Это противоречие затрудняет эффективное развитие творческого потенциала обучающихся и создание благоприятной среды для их творческого роста. Возникает потребность в новых методиках, инновационных подходах и практических рекомендациях для проведения творческих олимпиад, адаптированных к современным образовательным реалиям. Важно преодолеть проблему недостаточной разработанности способов проведения творческих олимпиад в дополнительном образовании и создать более современную и эффективную педагогическую инфраструктуру для развития талантов обучающихся.

Для этого необходимо уделить особое внимание разработке методического сопровождения, обеспечивающего успешное внедрение творческой проектной деятельности в систему дополнительного образования. Также важно совершенствовать деятельность по выявлению и поддержке одарённых детей и активизировать создание педагогической лаборатории для обмена передовым опытом среди педагогических работников.

Необходимость решения указанных проблем отражена в федеральных нормативных документах, действующих в системе образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] определяет основные принципы и цели образовательной деятельности, включая развитие талантливых и одарённых детей. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» [2] акцентирует внимание на повышении качества образования через внедрение эффективных образовательных технологий и методов, в том числе проектного обучения, которое позволяет развивать критическое мышление, творческие способности и навыки командной работы у обучающихся. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [3] отмечается необходимость внедрения инновационных подходов в систему образования.

Проблема использования технологии творческой проектной деятельности решается современными учёными в различных направлениях: общие вопросы исследуются М.В. Дорджиевой [4], О.Л. Раковской [5], М.К. Романченко [6] и др.; особенности технологии проектной деятельности, как условия развития творческих способностей школьников изучаются Т.А. Базановой [7], Л.М. Ильиной [8], А.А. Марченко [9] и др. Современному внедрению технологий проектной деятельности в дошкольном образовании посвящены работы Н.А. Горяйновой [10], Н.С. Вохмяниной, Н.С. Александровой [11], Н.Н. Калашниковой [12]  и др., в дополнительном образовании – Ж. Гу [13],  А.И. Лисовской [14],  Т.С. Кирпичевой, И.В. Кирпичева [15], А.А., Косярского, Н.Н.  Щегловой-Лазаревой [16] и др.

Как отмечают современные исследователи и практики, системное внедрение проектной технологии в дополнительное образование не только способствует развитию креативных способностей, но и обеспечивает целостный подход к обучению, где ребёнок становится не просто пассивным слушателем, а активным создателем знаний.

В рамках нашего исследования под технологией творческой проектной деятельности будем понимать вид образовательной технологии, обеспечивающей создание продуктов, обладающих новизной и общественной значимостью. Её ключевыми аспектами являются интеграция междисциплинарных знаний, активное участие всех сторон проекта, а также адаптация к изменяющимся условиям и требованиям. Данная технология обладает следующими особенностями: представляет собой активную форму самовыражения личности, обеспечивает ориентацию на самостоятельность, требует владения навыками обработки информации, направлена на развитие творческих способностей участников. Она включает в себя этапы идеи, планирования, разработки, апробации и рефлексии, что позволяет реализовать усилия индивидуумов или групп в создании инновационных решений и продуктов.

Решение проблемы системного внедрения технологии творческой проектной деятельности, на наш взгляд, продуктивно на основе модели, основная цель которой состоит в обеспечении нового качества в системе дополнительного образования, ориентированного на поддержку и развитие творческого потенциала одарённых и талантливых обучающихся, а также распространение передового педагогического опыта.

При построении модели мы опирались на общие положения педагогического проектирования [17], а также на деятельностный, творческий и интегративный подходы. Деятельностный подход позволил акцентировать внимание на активном участии обучающихся в проектной творческой деятельности, что способствовало формированию у них необходимых практических навыков и умений. Творческий подход способствовал развитию креативности и оригинальности мышления у детей и подростков, позволяя им находить нестандартные решения и генерировать новые идеи при создании своих индивидуальных проектов. Интегративный подход обеспечил комплексное восприятие знаний, позволяя связывать различные дисциплины и применять их в контексте творческой проектной деятельности.

В структуре нашей модели мы выделили нормативно-правовой, ресурсно-методический, операциональный, мониторинговый компоненты. Раскроем их наполнение.

Нормативно-правовой компонент в нашей модели выполняет регулирующую, организационно-правовую функции и направлен на создание правовой базы для проведения творческих мероприятий. Содержание данного компонента включает основные положения и нормативные документы, руководящие принципы организации таких мероприятий, а также критерии оценки достижений участников. Данный компонент связан с ресурсно-методическим компонентом и обеспечивает реализацию поставленных целей и задач через разработку методических рекомендаций и использование существующих ресурсов.

Ресурсно-методический компонент выполняет обеспечивающую и связующую функции. Он направлен на создание условий для успешного проведения творческих мероприятий и успешной защиты творческих проектов, включая подготовку педагогов и участников. Данный компонент содержит обучающие материалы, доступные ресурсы и методические рекомендации по созданию творческих проектов. Он учитывает результаты мониторинга и корректируется в зависимости от потребностей обучающихся и педагогов.

Операциональный компонент выполняет практическую и связующую функции и направлен на реализацию теоретических основ через активное вовлечение участников в творческий процесс. В его содержание входят различные формы и методы работы: мастер-классы, педагогические мастерские и лаборатории, творческие кросс-дисциплинарные проекты и их презентации и др. Данный компонент связан с мониторинговым компонентом, позволяя фиксировать достижения участников и выявлять наиболее успешные практики.

Мониторинговый компонент выполняет оценочную и аналитическую функции. Он направлен на отслеживание результатов участия в творческих мероприятиях. Его содержание составляют различные методы оценки, включая самооценку, взаимную оценку и экспертную оценку. Данный компонент тесно связан с нормативно-правовым и операциональным компонентами и обеспечивает обратную связь, позволяя улучшать процесс организации творческих проектов на основе полученных данных.

Схематично разработанная нами модель представлена на рисунке.

Модель системного внедрения технологии творческой проектной деятельности в дополнительном образовании

Рисунок. Модель системного внедрения технологии творческой проектной деятельности в дополнительном образовании

Представленная модель обладает свойствами устойчивости, коммуникативности, динамичности и саморегулируемости и требует учёта принципов междисциплинарности, индивидуализации, обратной связи, комфортности и коллективной ответственности.

Одной из эффективных форм организации творческой проектной деятельности в рамках построенной нами модели является олимпиада. Она не только способствует выявлению способных и талантливых обучающихся, но и предоставляет им необходимую поддержку в разработке и презентации собственных творческих проектов. Это создаёт условия для активного развития творческих способностей участников, что в свою очередь свидетельствует о высоком потенциале внедрения подобных инициатив в систему дополнительного образования для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Проведение творческой олимпиады позволяет не только выявить лучшие практики, но и разработать рекомендации по их адаптации к условиям дополнительного образования.

Кратко представим опыт проведения творческой олимпиады педагогического мастерства и детско-юношеского творчества под названием «Мечтай! Твори! Удивляй!» (далее – Олимпиада) среди образовательных учреждений муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края.

Олимпиада проводится по трём номинациям: 1) «Будущее за нами!» (для обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет); 2) «Искусство педагогики: мастерство и творчество!» (для педагогических работников); 3) «Семейное творчество: вместе к новым горизонтам!» (для семейных команд). Содержание конкурсных заданий предполагает оценку общей осведомлённости, способности к анализу, синтезу, уровня развития творческих способностей, воображения и фантазии, а также готовности к применению знаний в различных видах художественно-творческой деятельности.

Целевыми ориентирами проведения Олимпиады являются:

  • организация открытого образовательного пространства Олимпиады как пространства проявления познавательных, личностных, творческих, проектных инициатив обучающихся;
  • разработка организационно-методического обеспечения, способствующего продуктивному и результативному проведению Олимпиады, с целью обмена опытом и установления творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений района;
  • подбор педагогических средств для реализации и рефлексии индивидуальных творческих проектов обучающихся.

Олимпиада проводится в два этапа, что позволяет участникам привыкнуть к организационным особенностям и процедуре оценивания.

Обучающиеся на первом (заочном) этапе выполняют творческие задания, состоящие из двух модулей, которые затем отправляются на экспертизу. По результатам экспертизы формируется рейтинг участников с указанием суммы набранных баллов. К следующему этапу допускаются те из них, кто набрал наибольшее количество баллов. На втором (очном) этапе обучающиеся разрабатывают и реализуют творческий проект по одной из шести направленностей дополнительного образования (художественной, технической, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, естественно-научной, физкультурно-спортивной), готовят его презентацию и защиту.

Педагоги, участники Олимпиады, на первом этапе готовят материал для электронной летописи «Лучший педагог-наставник», посвящённой трудовой деятельности лучших педагогических работников и педагогов, внёсших вклад в воспитание и образование подрастающего поколения Темрюкского района, а на втором этапе проводят мастер-классы, на которых представляют свой инновационный педагогический опыт.

Задания для семейных команд направлены на развитие творческого потенциала участников и стимулирование совместного творчества. Задания адаптированы к условиям современного дополнительного образования, что способствуют развитию навыков проектной деятельности как у детей, так и у их родителей.

Каждый участник Олимпиады после подведения итогов получает диплом призёра или свидетельство участника, сертификат для личного портфолио. Педагоги получают сертификаты проведения районного мастер-класса МКУ «ИМЦ» муниципального образования Темрюкский район.

Одним из наиболее ценных результатов проведения Олимпиады мы считаем возможность для участников обменяться опытом реализации проектных идей, получить обратную связь, экспертные мнения о самых разных творческих проектах, эмоциональный и конструктивный обмен мнениями и идеями в самых разных формах.

Подготовка, проведение и итоги Олимпиады освещаются в средствах массовой информации (краевая газета «Молодёжный Вестник Кубани») и на сайтах Центра детского творчества, Управления образованием администрации муниципального образования Темрюкский район.

Как и любая педагогическая система, разработанная нами модель системного внедрения технологии творческой проектной деятельности в дополнительном образовании, требует обеспечения комплекса педагогических условий для более эффективной реализации. Мы включаем в него три педагогических условия.

  1. Методическое сопровождение деятельности педагогов при организации проектной деятельности обучающихся. Данное условие обеспечивает педагогов необходимыми ресурсами и инструментами для эффективного внедрения технологий творческой проектной деятельности. Через систематическое обучение и поддержку педагогических работников в вопросах методики проектирования, мониторинга и оценки результатов, осуществляется углублённое понимание обучающимися процессов проектной работы. В результате качественное методическое сопровождение способствует более высокой степени вовлеченности обучающихся в образовательный процесс и созданию продуктивной образовательной среды, где каждый проект становится значимым шагом к самореализации и личностному развитию обучающихся.
  2. Организация совместного творчества педагога, обучающихся и их родителей. Данное условие позволяет существенно повысить качество дополнительного образования. Это сотрудничество создаёт условия для интеграции различных точек зрения и опыта, что способствует более глубокому пониманию образовательного процесса и его значимости для всех участников. Совместная проектная деятельность не только активизирует интерес учащихся к учебному материалу, но и формирует у них навыки командной работы, ответственности и коммуникации. Кроме того, вовлечение родителей в творческий процесс укрепляет взаимодействие между учреждением дополнительного образования и семьёй, что значительно увеличивает мотивацию обучающихся и способствует созданию позитивной образовательной среды. Реализация технологий совместного творчества в рамках проектной деятельности становится ключевым фактором успешного развития как личности учащегося, так и системы дополнительного образования в целом.
  3. Формирование интегративных знаний и умений посредством межпредметных заданий. Данное условие способствует более глубокому осмыслению учебного материала обучающимися и развитию их критического мышления. Введение кросс-дисциплинарных проектов создаёт условия для синтеза знаний из различных областей, что позволяет обучающимся применять полученные теоретические знания в практических ситуациях. Это, в свою очередь, формирует у них способность к инновационному мышлению и решению комплексных задач, что является необходимым навыком в современном образовательном процессе. Кроме того, межпредметные задания способствуют развитию коммуникативных и коллаборационных умений (сотворчество с педагогами и родителями), позволяя обучающимся находить оптимальные решения по изготовлению итогового продукта своего творческого проекта. Системное внедрение технологии творческой проектной деятельности через межпредметные задания выступает важным фактором повышения качества дополнительного образования и подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, решение проблемы системного внедрения технологии творческой проектной деятельности для повышения качества дополнительного образования продуктивно осуществляется в рамках авторской модели, которая построена на деятельностном, творческом и интегративном подходах, включает нормативно-правовой, ресурсно-методический, операциональный, мониторинговый компоненты. Модель обладает свойствами устойчивости, коммуникативности, динамичности, саморегулируемости и требует учёта принципов междисциплинарности, индивидуализации, обратной связи, комфортности, коллективной ответственности. Наиболее эффективно построенная модель реализуется и функционирует при обеспечении следующих педагогических условий: методическое сопровождение деятельности педагогов при организации проектной деятельности обучающихся; организация совместного творчества педагога, обучающихся и их родителей; формирование интегративных знаний и умений посредством межпредметных заданий.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 15.11.2024).
  2. Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста: утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EzNUU (дата обращения 15.11.2024).
  3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024. № 309 // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 15.11.2024).
  4. Дорджиева М.В. Сущность технологии проектной деятельности // Актуальные исследования. 2022. № 50-2(129). С. 90–91.
  5. Раковская О.Л. О педагогических технологиях в проектной деятельности // Профессиональное образование и общество. 2021. № 4(40). С. 98–108.
  6. Романченко М.К. Проектная деятельность как ключевая современная образовательная технология // Среднее профессиональное образование. 2023. № 8 (336). С. 17–19.
  7. Базанова Т.А. Методы и приемы развития творческих способностей обучающихся в проектной деятельности // Школа и производство. 2021. № 2. С. 28–30.
  8. Ильина Л.М. Условия развития творческих способностей младших школьников в проектной деятельности: педагогический аспект // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 19. С. 654–657.
  9. Марченко А.А. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 31–40.
  10. Горяйнова Н.А. Технологии проектной деятельности в ДОУ по ФГОС // Информ-образование. 2023. № 1. С. 92–94.
  11. Вохмянина Н.С., Александрова Н.С. Развитие творческой одаренности у детей 5–6 лет в процессе проектной деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4(48). С. 20–24.
  12. Калашникова Н.Н. Актуализация творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 4 (68). С. 117–122.
  13. Гу Ж. Проектная деятельность в обучении хореографии как средство развития творческого потенциала младших школьников // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 5. С. 113–123.
  14. Лисовская А.И. Формирование способностей к творческой проектной деятельности обучающихся центров технического творчества // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2(139). С. 198–205.
  15. Кирпичева Т.С., Кирпичев И.В. Проектная деятельность в области изобразительного искусства в творческом объединении дополнительного образования как фактор развития творческих способностей учащихся // Современное образование: традиции и инновации. 2021. № S2-1. С. 143–146.
  16. Косярский А.А., Щеглова-Лазарева Н.Н. Об организации междисциплинарной проектной и исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 10–16. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_10
  17. Яковлева Н.О. Закономерности и принципы педагогического проектирования // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3: Управление качеством профессионального образования. 2003. № 14. С. 135–249.