Реализация технологий STEM-образования в дошкольном образовательном учреждении
С.В. Коваленко1, Н.Е. Мальченко2
1, 2 Детский сад комбинированного вида № 22, Ейск, Россия
1 valenko3@rambler.ru
2 korostylewa2014@yandex.ru
Аннотация
Технологии STEM-образования представляют собой перспективное дополнение к обязательной части образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении. В то же время их системное применение осложняется следующими причинами: 1) пассивная позиция родителей по отношению к новым условиям и образовательным маршрутам развития у детей способностей к научно-техническому творчеству и основам инженерного мышления; 2) отсутствие преемственности между детским садом и школой в области применения STEM-технологий, как одной из эффективных систем выявления динамики успехов детей в научно-техническом творчестве на следующем уровне образования. В статье представлена авторская модель реализации STEM-образования в дошкольном образовательном учреждении, которая построена на инновационном, системном и технологическом подходах и включает ресурсный, методический, процессно-моделирующий, контрольно-оценочный компоненты. Данная модель обладает свойствами интегративности, комплексности, стабильности и универсальности, позволяющими достичь положительных результатов в решении поставленных целей и задач. На примерах из деятельности Детского сада комбинированного вида № 22 (г. Ейск) иллюстрируются принципиальные позиции, составляющие содержание разработанной модели.
Ключевые слова
STEM-образование, дошкольное образовательное учреждение, активные методы обучения, проектное обучение
Для цитирования
Коваленко С.В., Мальченко Н.Е. Реализация технологий STEM-образования в дошкольном образовательном учреждении // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 29–39.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_29
Информация об авторах
Светлана Вячеславовна Коваленко, – воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22, г. Ейск
Наталья Евгеньевна Мальченко – воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22, г. Ейск
Текст статьи
Понятие «STEM-образование» начало использоваться в педагогической науке с конца XX века и в наиболее общем понимании обозначает интеграцию науки, технологии, инженерии и математики в образовательный процесс. В современных условиях глобализации и цифровизации оно становится всё более актуальным не только для профессионального, но и общего и дошкольного образования.
Нормативные акты федерального уровня [1; 2; 3 и др.], устанавливая приоритеты развития образования и требования к его качеству, определили вектор использования технологий STEM-образования. В частности, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, подтверждая потребность современного общества в социально активных, самостоятельных, творческих людях, способных оперативно и нестандартно решать возникающие проблемы, ориентируют на развитие у детей креативности и любознательности, целеустремлённости и ответственности, на поддержку их индивидуальности и развития социального интеллекта, что является самостоятельным эффектом реализации технологий STEM-образования.
В то же время системное применение STEM-практик в дошкольных образовательных организациях сталкивается с рядом проблем, среди которых ключевыми мы считаем: 1) пассивную позицию родителей воспитанников детского сада к предлагаемым новым условиям и образовательным маршрутам для развития у детей способностей к научно-техническому творчеству и основам инженерного мышления; 2) отсутствие проработанной системы преемственности между детским садом и школой в области применения технологий STEM, как одной из эффективных систем выявления динамики успехов детей в научно-техническом творчестве на следующем уровне образования.
Сегодня учёные и практики активно обсуждают как общие проблемы STEM-образования [4; 5; 6 и др.], так и частные вопросы, связанные с использованием его конкретных методик [7; 8; 9; 10; 11 и др.]. Так авторы модульной парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» [11] отмечают, что современное образование всё более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы; направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей.
Анализ научной литературы и собственный практический опыт в данном направлении привёл нас к выводу, что продуктивное решение проблемы обеспечения интеллектуального и творческого развития детей посредством технологий STEM-образования требует использование комплексной модели, которая позволит педагогам формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Представим её краткую характеристику. Прежде всего, отметим, что при построении её содержания мы опирались на закономерности и принципы педагогического проектирования [12], а также на положения инновационного, системного и технологического подходов.
Инновационный подход нацеливает на использование технологий проектного и исследовательского обучения, игровых форм, учёт индивидуальных траекторий развития каждого ребёнка. Важным инструментом также является вовлечение родителей, общественных объединений, сообществ, организаций и др. в процесс обучения детей, что помогает им связать STEM-знания с реальным миром. Существенным в этом контексте является профессиональное развитие педагогов (возможность повысить квалификацию в области STEM-образования и получить новые знания об инновационных технологиях STEM).
Системный подход играет ключевую роль в подготовке воспитанников к жизни в современном мире, где навыки решения комплексных задач и применение знаний из разных областей становятся всё более востребованными. Он предполагает рассмотрение процесса STEM-образования как единой, взаимосвязанной системы, где все элементы тесно взаимодействуют между собой, приводя к появлению новых значимых результатов.
Технологический подход активно интегрирует современные технологии в процессе обучения, делая STEM-образование более интерактивным, доступным и эффективным. Он позволяет воспитанникам применять знания, полученные эмпирическим путём, то есть практическими действиями погружения в процессы и явления, недоступные в реальной жизни.
В структуре нашей модели мы выделяем следующие компоненты: ресурсный, методический, процессно-моделирующий и контрольно-оценочный. Раскроем подробнее их наполнение.
Ресурсный компонент – это основа для качественного обучения в условиях STEM-образования. Он включает в себя всё, что необходимо для реализации учебных программ и проектов: от физических материалов и оборудования до цифровых ресурсов и информации. Основными элементами этого компонента являются материальные, цифровые, информационные, человеческие ресурсы, учебные материалы. При этом важно выполнять все основные процедуры:
- систематизацию ресурсов (сбор, классификация и хранение всех ресурсов для обеспечения их доступа и эффективного использования);
- адаптацию ресурсов (выбор ресурсов, соответствующих возрастным особенностям воспитанников и уровню их подготовки);
- постоянное обновление ресурсов (отслеживание появления новых ресурсов, технологий, информации в STEM-образовании).
Ресурсный компонент является основополагающим по качественному обучению и развитию у воспитанников интереса к науке, технологиям, инженерии и математике.
Методический компонент модели – это не просто набор инструментов, а система, которая определяет, как педагог будет преподносить технологии STEM-образования, а воспитанники получать образовательный объём.
Перечислим основные элементы методического компонента.
- Активные методы обучения: проектное обучение, исследовательское обучение. Воспитанники работают над проектом, который требует решения реальных проблем, интегрируя знания из разных STEM-дисциплин. Например, воспитанник совместно с мамой и педагогом разрабатывает раздел созданной в детском саду QR-энциклопедии «Человеческое тело. Глаза», добывая знания из разных информационных источников через усвоение основ биологии, физики и анатомии.
- Обучение на основе игры. Сама специфика работы дошкольной организации предполагает создание игровых ситуаций, мотивирующих детей на использование игр STEM-концепции.
- Межпредметный подход, то есть интеграция знаний (создание связей между STEM-дисциплинами и другими предметами). Например, проектирование и создание модели зоопарка из легоконструктора использует знания из основ экологического воспитания, предметного мира, художественной литературы и основ инженерии (архитектурное сооружение).
- Развитие навыков 21 века: критическое мышление, решение проблем, творчество и инновации, коммуникация и сотрудничество.
Процессно-моделирующий компонент модели представляет собой систему практических занятий, фокусирующуюся на активном участии воспитанников в процессе обучения. Он побуждает их не только пассивно получать информацию, но и активно применять знания, решать проблемы, создавать проекты, проводить исследования, развивать свои навыки. Основными составляющими процессно-моделирующего компонента являются проектная, исследовательская, конструкторская, экспериментальная и игровая деятельности.
Важно создавать условия для активного обучения: обеспечение доступа к оборудованию, к материалам, необходимым для проведения деятельности. Необходимо поощрять самостоятельность и инициативу, развивать критическое мышление и творчество.
Контрольно-оценочный компонент нашей модели определяет систему постоянного отслеживания и оценки качества обучения. Основными его задачами являются оценивание эффективности учебного процесса, отслеживание прогресса воспитанников, анализ эффективности применяемых методов и ресурсов STEM-образования, определение потребности воспитанников в получении дополнительных знаний, а также определении ресурсов, необходимых для успешного обучения. Данный компонент позволяет обеспечивать обратную связь, позволяющую предоставлять педагогам информацию о прогрессе и результатах обучения и их необходимых корректировках.
Основными элементами контрольно-оценочного компонента являются процедуры оценивания, сбора данных, наблюдения, анкетирования, анализа работ, анализа данных, а также статистический и качественный анализ. Отметим, что контроль и оценивание результатов должны быть систематическими и регулярными, и охватывать все аспекты образовательного процесса.
Схематично разработанная нами модель представлена на рисунке.

Рисунок. Комплексная модель реализации STEM-образования в дошкольном образовательном учреждении
Представленная модель обладает рядом специфических характеристик.
- Интегративность. Используя технологии STEM-образования, мы имеем возможность объединять разрозненные элементы в единое целое. Так, наборы для легоконструирования, имеющие возрастные рамки, применяются в работе педагога дополнительного образования, формирующего Рабочие программы дополнительной образовательной услуги с учётом возраста воспитанников, но преследуя при этом единые цели и задачи развития конструктивных навыков детей.
- Комплексность. Здесь мы подразумеваем многокомпонентность состава, достаточного для выполнения заданных функций. В условиях проектной и исследовательской деятельности воспитанников есть возможность посредством технологий STEM-образования достичь желаемого результата за счёт погружения воспитанников одновременно в несколько образовательных областей.
- Стабильность. STEM-образование как инновационное образовательное дополнение способно функционировать без изменений собственной структуры и находиться в равновесии с требованиями федеральной образовательной программы.
- Универсальность. Неоспоримым является тот факт, что технологии STEM возможно применять в разнообразных условиях и обстоятельствах, будь то детский проект, исследование, фрагмент занятия, игровой квест и т.д.
Учебно-воспитательный процесс с использованием технологий STEM-образования требует учёта ряда требований:
– проектная организация образовательного процесса, при которой воспитанники объединяются в группы (команды) и решают учебные задачи сообща;
– практическая направленность обучения, при которой реализация проектов даёт результаты, которые уже готовы к использованию – в дальнейшем обучении, в быту, в жизни, в социуме и т.д.;
– интегративный, междисциплинарный характер обучения, в рамках которого знания преподносятся не по отдельности, а рассматриваются в тесной связке друг с другом. Педагог так строит обучающие задачи, что для их решения нужно использовать знания, умения и навыки сразу из нескольких дисциплин – из разных отраслей науки;
– направленность на первостепенное изучение основ дисциплин, важных для подготовки исследователей и инженеров (биология, география, физика, астрономия, химия, геометрия, информатика, компьютерная графика и т.п.).
Раскроем некоторые принципиальные позиции, составляющие содержание разработанной нами модели, которые должны быть учтены при использовании STEM-образования в современном детском саду, проиллюстрировав их примерами из деятельности Детского сада комбинированного вида № 22 (г. Ейск).
Каждый ребёнок уникален и рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, взрослые помогают детям понять окружающий мир и своё место в этом мире. Каждый ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование с помощью образовательного модуля «Легоконструирование» – это интереснейшее и увлекательное занятие, которое теснейшим образом связано как с интеллектуальным, так и с творческим развитием ребёнка. Конструкторы Lego, представленные в STEM-лаборатории дошкольного учреждения, позволяют обучаться в игре.
Следует отметить, что с помощью данного образовательного модуля очень ярко раскрывается принцип проектной формы организации образовательного процесса, который даёт хорошие эффекты. У дошкольников повышается уровень экологической воспитанности на занятиях и в повседневной жизни; формируются знания детей о мире животных, растений, которые позволяют воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, художественно-эстетические, конструкторские способности ребёнка; через развитие конструктивно-модельного творчества расширяются знания детей о мире животных, растений, что несомненно помогает воспитать бережное отношение к миру природы.
Немаловажную роль в применении модуля «Легоконструирование» имеет и принцип охвата дисциплин, которые являются ключевыми для развития у детей инженерного мышления. Интеграция знаний основ физических явлений и математических представлений на занятиях легоконструированием способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, величины, окрашенные в основные цвета; развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления; делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение). Детям даётся возможность наглядно увидеть или даже самим создать элементарные механизмы, тем самым получив первые знания о механике, о свойствах и сопротивлении разных материалов, о способах создания архитектурного сооружения в пределах своих возрастных возможностей.
Дидактическая система Фридриха Фребеля, которая входит в один из шести образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», создана немецким педагогом, основателем первых детских садов, который жил в 19 веке. Однако философия его дидактической системы не утратила актуальности и сегодня, так как и для современного ребёнка ведущим видом деятельности остаётся игра. В игре дети познают основные эталоны предметного мира, формируется естественно-научная картина мира, развивается пространственное мышление. Игровой набор «Дары Фребеля» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО и изготовлен из качественного натурального материала (дерева и текстиля).
В детском саду «дары» Фребеля могут быть представлены в виде мягких напольных конструкций, с помощью которых ребёнок с малых лет учится творить новое путём преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение – это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фребелем, – педагог вправе проявить своё творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Игровой набор легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ. Такие практические занятия не только создают благоприятные условия для организации совместной работы взрослого и ребёнка, но и достаточно продуктивны для самостоятельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Детям дошкольного возраста как правило всё интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путём проб и ошибок, побуждают ребят самостоятельно искать новые сведения о мире. Ответы на свои вопросы им интересно добывать в ходе самостоятельных исследований. Ребёнка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдение за Солнцем и прорастание семени из земли. Так, с помощью образовательного модуля «Экспериментирование с объектами неживой и живой природы» теперь у нас есть возможность дать ребёнку «инструмент» для познания мира. А ребёнок, который получает достаточно интеллектуальных впечатлений в ходе опытно-экспериментальной деятельности, вырастет интеллектуально активным, умеющим самостоятельно добывать знания.
В современном детском саду для создания благоприятных условий по освоению модуля «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы» должны быть освоены все рекреации: от территории детского сада до помещения группы.
На территории детского сада, разделённой на групповые участки, могут разместиться палисадники с цветами, подобранные таким образом, чтобы воспитанники могли наблюдать и ухаживать за цветущими растениями с апреля по ноябрь, цветущие кустарники, плодовые деревья, хвойные и лиственные деревья. Каждая группа может быть наделена участком земли, так называемый «Детский огородик», на котором ежегодно высаживаются овощные культуры. Круглый год на такое разнообразие флоры слетаются и сбегаются представители живой природы: насекомые, птицы (перелётные и зимующие), пресмыкающиеся. На участках предусматриваются скворечники, кормушки для птиц. Для наблюдений за ними, а также для изучения свойств почвы, воды, явлений природы на каждом групповом участке находится центр познавательно-исследовательской деятельности, содержащий необходимый перечень оборудования.
В каждой группе также может быть развернут Центр природы и экологического воспитания, Центр экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности. Весь материал в них должен соответствовать нормам СанПин и систематизирован с учётом ключевых принципов ФГОС ДОО. Дидактическое оборудование к образовательному модулю «Экспериментирование…» в обязательном порядке должно быть систематизировано и собрано в специально отведённом для этого пространстве – кабинете «Кладовая знаний».
Образовательный модуль «Математическое развитие» близок и понятен каждому педагогу, который в системе учебно-воспитательного процесса обращается к специализированной дидактике по формированию у дошкольника элементарных математических представлений. Однако данное оборудование призвано сместить акценты математического познания в сторону деятельностного фона и операциональной составляющей. В основе данного модуля – опредмечивание временных и пространственных понятий, так как специфика мышления ребёнка-дошкольника требует яркой наглядности и предметной детализации изучаемого понятия. Также полезным свойством данного модуля является его практическое применение как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности ребёнка, что позволяет педагогу достичь поставленных целей в индивидуально-подгрупповом формате.
В современном мире всё популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью подготовки ребёнка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией.
Неотъемлемой частью работы с детьми по математическому развитию является включение элементов модуля «Робототехника», в частности, использование мини-робота «Умная пчела», целью которого является комплексное решение задач по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт, логика. Очень хороший результат в работе с детьми дают игры-головоломки, игры математического моделирования, которые развивают у детей пространственные представления, конструктивное, логическое мышление, комбинаторные способности, учат целенаправленно решать практические и интеллектуальные задачи, умению получать необходимую информацию, анализировать её и применять в практической деятельности.
Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-Вot изготовлены специальные тематические планшеты-поля: «Цвета и формы», которые развивают познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины; «Весёлый счёт», «Найди число» – на формирование понятия «больше», «меньше», «больше (меньше) на», «числовой ряд», представления о количестве, числе и составе числа; «Геометрические тела» и другие. Образовательная деятельность осуществляется в форме игры, позволяет овладевать основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность.
Большим потенциалом обладает создание детской мультстудии на основе образовательного модуля «Я творю мир» [13], являющейся важной составляющей STEM-образования в детском саду. Он призван реализовывать творческие анимационные проекты, осуществляемые в ходе совместной познавательно-исследовательской или самостоятельной игровой деятельности детей и взрослых. Данный процесс, априори творческий и индивидуальный, позволяет совместно со взрослым придумывать необычные образы мультипликационных героев, сочинять собственные или привязанные к литературным источникам сюжеты, проговаривать основные этапы и выводы исследования, озвучивая мультфильм.
Сотрудничество с воспитанниками по данному образовательному модулю осуществляется в рамках кружка дополнительного образования «Мультстудия «Открытие». Использование мультстудии «Я творю мир» это гармоничная и естественная интеграция практически всех видов детской деятельности в процессе создания авторского мультипликационного фильма.
Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино, формируют уважительное отношение к коллективному труду и, что очень важно, повышается образование ребёнка в контексте современного искусства. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоёмкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видео продукта. Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов является момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребёнок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.
Особое значение имеет работа с данным образовательным модулем в группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей или комбинированной направленности, имеет расширенный функционал по сравнению с педагогами, работающими в группах общеразвивающей направленности. Необходимо в течение обусловленных двух лет коррекционно-воспитательной работы ввести в поток речи ребёнка поставленные учителем-логопедом звуки, расширить понятийный активный словарь, сформировать лексический запас, совершенствовать грамматический строй речи и, наконец, сделать речь ребёнка полноценно связной, обогащённой эпитетами и определениями. И в этом смысле использование данного образовательного модуля является увлекательным, полезным и современным вспомогательным средством развития, дающим положительные результаты для всех участников педагогического процесса:
- для детей – это увлекательное событие, возможность работать сообща, командой, возможность познать и проявить себя;
- для педагогов – возможность решать коррекционные, образовательные и воспитательные задачи непринуждённо, убедительно, увлекательно; это возможность профессионального роста и овладения современными технологиями, это взаимообогащение взглядами, суждениями, опытом;
- для родителей (если мультстудия находится в домашнем пользовании) – это средство нормализации гиперактивности детей, их развития, а у самих взрослых – снятие накопившегося стресса и тревожности, это возможность всей семьёй быть сопричастными творчеству.
Важное значение играет также создание на платформах детского сада и начальной школы «Детского конструкторского бюро», обеспечивающего интегрирование STEM-образования детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Сегодня создаётся система взаимодействия, включающая в себя общее описание модели, алгоритмы действий педагогов по внедрению каждого модуля, входящего в структуру STEM-образования, методический, наглядный материал, технологии проведения модифицированных и авторских научных и творческих практик. Данная инновация учитывает современные тренды развития образования в России, социальный заказ родительской общественности, а также направлена на методическое сопровождение деятельности всех участников педагогического процесса в области применения STEM.
Таким образом, технологии STEM представляют собой гармоничное дополнение к обязательной части образовательной программы. Они ориентированы на увеличение интереса детей к обычным занятиям, на которых они получают базовые знания из различных областей науки и техники. Во внеурочной деятельности дети применяют уже полученные знания и дополняют их умениями, добытыми в опытно-экспериментальной практике. Комплексная реализация STEM-образования в дошкольных образовательных учреждениях продуктивна в рамках модели, которая построена на инновационном, системном и технологическом подходах и включает в себя ресурсный, методический, процессно-моделирующий, контрольно-оценочный компоненты. Созданная нами система работы, входящая в данную модель, обладает свойствами интегративности, комплексности, стабильности и универсальности, позволяющими достичь положительных результатов в решении поставленных целей и задач.
Список литературы
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EYuof (дата обращения 15.11.2024).
- О плане мероприятий по развитию инженерного образования: Распоряжение Минобрнауки РФ и Министерства РФ от 26.04.2023 № 178-р/Р-92. // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/407575890/ (дата обращения: 15.11.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3Es6is (дата обращения: 15.11.2024).
- Волкова О.Н. STEM-технология в дошкольном образовании // Интерактивная наука. 2023. № 6(82). С. 28–29.
- Иванова И.А. STEM-образование: новые вызовы и решения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. С. 125–132.
- Суханова О.А., Комиссарова И.Г., Малкина М.Ф. Применение STEM-технологии в современном дошкольном образовании // Интерактивная наука. 2023. № 8(84). С. 31–32. https://doi.org/10.21661/r-560589
- Лощинина М.Н. STEM-лаборатория – территория развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечения их в научно-техническое творчество // Развитие детей. 2023. № 3 (3). С. 38–46.
- Мусихина О.А. Экспериментирование как эффективное средство формирования у дошкольников опыта системной ориентировки в техносфере // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 45–53. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_45
- Сухова С.Н. Образовательная деятельность дошкольников с использованием предметно-развивающей среды образовательных модулей программы STEM-образования // Развитие детей. 2023. № 2(2). С. 5–10.
- Черемных О.Н. Реализация STEM-образования в обучении детей дошкольного возраста // Народное образование Якутии. 2023. № 1(126). С. 92–93.
- Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 112 с.
- Яковлева Н.О. Закономерности и принципы педагогического проектирования // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3: Управление качеством профессионального образования. 2003. № 14. С. 135–249.
- Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В. Образовательный модуль Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР». Учебно-методическое пособие. М.: БИНОМ, 2021. 208 с.