Модель профилактики эмоционального выгорания педагогических работников дошкольных образовательных организаций

Loading

М.В. Санина1, О.А. Острикова2
1, 2 Детский сад № 80, Новороссийск, Россия
1 mariasanina@yandex.ru
2 a.o.a.2003@mail.ru

Аннотация

Профилактика эмоционального выгорания рассматривается как вид деятельности, направленной на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение стрессоустойчивости, обучение техникам эмоциональной саморегуляции и самоконтроля. В статье представлена авторская модель профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций, построенная на положениях диагностического, деятельностного и когнитивного подходов. Она включает нормативный, ресурсно-содержательный, деятельностный и мониторинговый компоненты, обладает свойствами адаптивности, гибкости и проактивности. Отмечается, что эффективное функционирование модели требует учёта принципов индивидуализации, гибкости, стимулирования и обеспечении следующих педагогических условий: развитие творческого потенциала педагога, развитие рефлексивных способностей, построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям. Делается вывод о продуктивности решения проблемы профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций на основе предложенной авторской модели.

Ключевые слова

эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания, педагогические работники, дошкольная образовательная организация

Для цитирования

Санина М.В., Острикова О.А. Модель профилактики эмоционального выгорания педагогических работников дошкольных образовательных организаций // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 10–17.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_10

Информация об авторах

Мария Владимировна Санина – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 80», г. Новороссийск
Ольга Алексеевна Острикова – педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 80», г. Новороссийск

Текст статьи

В условиях повышения требований государства и общества к качеству образования на всех его уровнях возрастает нагрузка на педагогических работников, особенно в части необходимости непрерывного роста профессионального мастерства и развития профессиональных компетенций. В то же время многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению у педагога профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности, что приводит к развитию профессиональных деструкций. Особую остроту эта проблема приобретает в дошкольных образовательных организациях в связи с особенностями реализации образовательных программ и возрастом воспитанников.

Сегодня всё более явным становится противоречие между необходимостью формирования у педагогов стрессоустойчивости в профессиональной деятельности и их недостаточной осведомлённостью о способах и методах профилактики эмоционального выгорания, отсутствием представления о конкретном наборе разработок и рекомендаций по профилактике личностных деформаций и профессиональных деструкций.

Уровень профессионализма педагога во многом зависит от умения управлять своим состоянием в процессе изучения большого количества профессиональной информации, а также при общении со всеми участниками педагогического процесса, которое зачастую сопровождается стрессовыми и конфликтными ситуациями. В процессе преодоления стресса и нейтрализации неблагоприятных эмоциональных состояний у педагогов раскрываются внутренние психофизиологические и личностные стороны, помогающие им спокойно реагировать на различные ситуации, сохраняя достаточную гибкость, принимать правильное решение даже в самых трудных условиях.

Профилактика эмоционального выгорания становится сегодня важным средством управления состояниями, а владение её приёмами и техниками определяет степень профессионализма и профпригодности педагога. В связи с этим требуется разработка и реализация новых форматов профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Внимание государства к решению данной проблемы прослеживается в нормативных актах современной системы образования [1; 2; 3 и др.]. С научной и практической точек зрения проблема профилактики эмоционального выгорания педагогов решается современными учёными в различных направлениях: особенности профилактики эмоционального выгорания у педагогов исследуются О.У. Гогицаевой [4], А.Е. Кожевиным [5], А.З. Кожевниковой [6], А.В. Михайловой и К.М.  Власовой [7] и др.; средства профилактики синдрома эмоционального выгорания изучаются А.Н. Сахошко [8], И.Д. Серебряковой [9], Е.А. Хакус [10] и др. Изучению технологий профилактики эмоционального выгорания педагогов посвящены работы Т.В. Диль-Илларионовой [11], Л.К. Киркаловой [12], С.С. Стрельникова [13] и др. Вопросы профилактики эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, обладающие ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются Л.Г. Бабиевой [14], Р.А. Егоровой [15], Т.А. Шебановой [16] и др.

С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием учебной нагрузки, неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения и поведенческие срывы. Эти клинико-психологические проявления лежат в основе психологического феномена «выгорание» в виде эмоциональной и интеллектуальной истощённости, редуцированной работоспособности и депрессивных переживаний, что обусловлено стрессогенным характером профессиональной деятельности и влияет на физическое и психическое здоровье.

Как отмечают современные исследователи, педагог должен обладать высокой эмоциональностью и одновременно эмоциональной устойчивостью, способностью сохранять оптимальные показатели деятельности под влиянием эмоциональных факторов. По существу, эмоциональность изначально заложена в самой природе профессии педагога. При этом эмоциональный спектр, в рамках которого может варьироваться настроение педагога, весьма широк. Это и удовлетворение от успешно проведённого занятия, и радость от возможности наблюдать образовательный рост и интеллектуальное развитие воспитанников, удовольствие от похвалы коллег и в то же время тревога перед новыми начинаниями, раздражение от бюрократической волокиты, опасение санкций со стороны администрации учреждения, недовольство систематическими изменениями федеральных государственных образовательных стандартов и новыми требованиями к образовательно-воспитательному процессу.

Психологическая природа эмоционального выгорания начала изучаться сравнительно недавно, а потому существует большое содержательное разнообразие его толкования. При этом во всех источниках, эмоциональное выгорание рассматривается как сложное многоаспектное явление, именно это и вызывает полиаспектность наполнения его категориально-понятийного содержания и неоднозначную определённость места данного феномена в системе психологических понятий. Проблема эмоционального выгорания изучается зарубежными психологами уже более тридцати пяти лет. За это время было выделено около ста симптомов его проявления, но в большинстве случаев они имели описательный характер и не были подтверждены эмпирическими исследованиями.

В научный оборот термин «эмоциональное выгорание» был введён американским психиатром Г. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

В.А. Абрамов, И.С. Алексейчук, А.И. Алексейчук определяют эмоциональное выгорание как психическое явление негативного характера, которое вызывает эмоциональное истощение, отмечая, что оно возникает в те моменты, когда человек на протяжении длительного времени тратит свою эмоциональную энергию и при этом не имеет времени и возможности для её восполнения.

К. Маслач рассматривала эмоциональное выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, который свидетельствует о потере профессионалом положительных чувств и включает развитие низкой самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам. По её мнению, выгорание – это скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. В наиболее общем виде это явление рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

В большинстве исследований отмечается, что выгорание включает в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений. Так Т.В. Рябова подчёркивает, что эмоциональное истощение является ключевым компонентом и проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошённости, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к окружающим. В последствии формируется цинизм, дистанцирование, враждебное отношение к тем, кто требует выполнения работы. Редуцирование персональных достижений проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, формирование заниженной самооценки (профессиональной и личной), негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Исходя из вышесказанного определим профилактику эмоционального выгорания как вид деятельности, направленной на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение стрессоустойчивости, обучение техникам эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.

Наше исследование показало, что профилактика эмоционального выгорания обладает следующими особенностями:

  • оказывает прямое влияние на психологический комфорт педагогических работников дошкольной образовательной организации;
  • обеспечивает установление и координацию коммуникативного взаимодействия;
  • отличается полисубъектностью, личностно-ориентированным характером.

На наш взгляд профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций будет продуктивна при использовании модели, основная цель которой состоит в разработке и апробации механизмов психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания, личностных деформаций и профессиональных деструкций педагогических работников дошкольной образовательной организации. Отметим, что данная модель строилась нами с учётом основных требований к проектированию педагогических конструкций [17] и позиций деятельностного, диагностического и когнитивного подходов.

Диагностический подход позволил выявить уровень эмоционального выгорания педагогов и определить диагностический инструментарий, деятельностный обеспечил организацию профилактических мероприятий за счёт выделения объектов и субъектов профилактической деятельности, а когнитивный подход способствовал формированию взаимосвязи между симптомами эмоционального выгорания педагогов и активизации их способности к саморазвитию.

В структуре нашей модели мы выделяем нормативный, ресурсно-содержательный, деятельностный и мониторинговый компоненты. Представим их краткую характеристику и взаимосвязи в рамках модели.

Нормативный компонент в нашей модели выполняет организационно-правовые, регламентационные, управленческие функции и направлен на разработку и систематизацию информации. В его содержание включены нормативные акты федерального, краевого, городского, районного уровней, а также локальные акты ДОО, регламентирующие деятельность по профилактике эмоционального выгорания, инструкции и стандарты деятельности. Нормативный компонент связан с ресурсно-содержательным, деятельностным и мониторинговым компонентами, обеспечивая отбор содержания, формирование ресурсов, регулирование профилактической деятельности.

Ресурсно-содержательный компонент выполняет в модели программно-технологическую, мобилизационную и организационную функции. Он направлен на определение необходимых ресурсов и содержания деятельности по профилактике эмоционального выгорания. Содержательно данный компонент включает необходимые ресурсы: кадровые, административные, материально-технические, информационные, методические (программа «Профилактика эмоционального выгорания, личностных деформаций и профессиональных деструкций педагогических работников ДОО»), а также комплекс пространство-образующих условий, обеспечивающих комфортное пребывание педагогов на рабочих местах и снижение психоэмоциональной нагрузки (комната отдыха, лаборатория психологической разгрузки). Данный компонент связан с деятельностным компонентом и обеспечивает выполнение мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Деятельностный компонент выполняет мотивационную, психолого-педагогическую и активирующую функции и определяет совокупность организуемых мероприятий и действий по профилактике эмоционального выгорания. В содержание компонента входят мероприятия с педагогами, реализуемые посредством образовательного марафона «Школа психологического комфорта», тренинги, мастер-классы, интерактивные игровые практикумы и др. Он обеспечивает наполнение деятельности по профилактике эмоционального выгорания.

Мониторинговый компонент выполняет диагностическую, дифференцирующую и оценочную функцию. Его содержание составляют выявление уровня эмоционального выгорания, разработка диагностического инструментария, а также контроль эффективности проводимых мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

Схематично разработанная нами модель представлена на рисунке.

Модель профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций

Рисунок. Модель профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций

Представленная модель обладает рядом специфических характеристик. К основным мы относим адаптивность, гибкость и проактивность. При этом её реализация требует учёта принципов индивидуализации, гибкости, и стимулирования.

В отношении обеспечения эффективности использования построенной модели мы придерживаемся широко распространённой идеи о том, что оно требует создания определённого комплекса педагогических условий. В ходе нашего исследования были определена следующая их совокупность.

  1. Развитие творческого потенциала педагога. Данное условие способствует росту профессиональных достижений педагогов, тем самым повышая их самооценку.
  2. Развитие рефлексивных способностей. Условие мотивирует педагогов на стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.
  3. Построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям. Данное условие улучшает коммуникацию между педагогами и способствует сплочению коллектива.

Таким образом, решение проблемы профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций продуктивно в рамках авторской модели, которая построена на диагностическом, деятельностном и когнитивном подходах, включает нормативный, ресурсно-содержательный, деятельностный и мониторинговый компоненты, обладает свойствами адаптивности, гибкости и проактивности, требует учёта принципов индивидуализации, гибкости, стимулирования, эффективно функционирует при обеспечении следующих педагогических условий: развитие творческого потенциала педагога, развитие рефлексивных способностей, построение межличностных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 11.2024).
  2. Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста: утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (дата обращения 16.11.2024).
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 11.2024).
  4. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Касаева Л.В. Специфика эмоционального выгорания педагогов ДОО и возможности профилактики // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 157–166.
  5. Кожевин А.Е., Осипов Ю.И. Особенности профилактики психолого-психолого-педагогического сопровождения педагогов в аспекте эмоционального выгорания // Вестник магистратуры. 2022. № 1-2 (124). С. 75–77.
  6. Кожевникова А.З. Особенности профилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений // Форум молодых ученых. 2021. № 12 (64). С. 113–115.
  7. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 38–44. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_38
  8. Сахошко А.Н. Музыкотерапия как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания современного педагога // Вестник магистратуры. 2022. № 1-2 (124). С. 55–57.
  9. Серебрякова И.Д., Темникова Е.Ю. Интеллект-карта как средство профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 2. С. 63–74.
  10. Хакус Е.А., Никуленкова О.Е. Арт-терапия как эффективное средство профилактики эмоционального выгорания у педагогов образовательных организаций // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2021. № 4. С. 67–71.
  11. Диль-Илларионова Т.В. Экспресс-техники профилактики эмоционального выгорания педагога // Проблемы научной мысли. 2022. Т. 4. № 9. С. 39–42.
  12. Киркалова Л.К. Здоровый педагог – здоровые дети (из опыта работы по профилактике эмоционального выгорания личности педагога) // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. 2020. № 8. С. 148–154.
  13. Стрельников С.С., Вохминцев А.П., Ханжина С.В., Соломатова Н.А. Потенциал приемов театрализации образовательного процесса в целях профилактики эмоционального выгорания педагогов // Человеческий капитал. 2023. № 9 (177). С. 209–218.
  14. Бабиева Л.Г. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как направление деятельности руководителя образовательной организации // Современные технологии в образовании. 2021. № 21. С. 25–31.
  15. Егорова Р.А., Савельева М.Г. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, работающих с детьми с ОВЗ // Аллея науки. 2024. Т. 3. № 5 (92). С. 456–461.
  16. Шебанова Т.А. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2023. № 2 (31). С. 36–38.
  17. Яковлева Н.О. О педагогическом проектировании // Профессиональное образование. 2001. № 5. С. 13–14.