Фестивальное движение как ресурс приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества

Loading

С.И. Байбекова1, А.Ф. Рогова2
1, 2 детский сад № 4 «Солнышко», Белореченск, Россия
1 baybekovas@mail.ru
2 nura-1985@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества в условиях современных глобальных изменений. Подчёркивается важность сохранения и передачи нравственных и духовных ценностей в период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения и моральных устоев. Особое внимание уделяется фестивальному движению как эффективной форме организации детской деятельности, способствующей раскрытию личности ребёнка и усвоению нравственных норм. Представлена авторская модель приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества посредством фестивального движения, включающая ресурсно-логистический, методический, интерактивный и рефлексивно-оценочный компоненты. Модель обладает свойствами проактивности, совместимости, открытости и надёжности, и требует учёта принципов гуманизма, коммуникативности и диалогичности. Выделены педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели: актуализация личностной системы ценностей воспитанников, сотрудничество образовательного учреждения с семьёй и единый подход к процессу воспитания ребёнка.

Ключевые слова

фестивальное движение, ценностные ориентации, традиционные ценности, дошкольники

Для цитирования

Байбекова С.И., Рогова А.Ф. Фестивальное движение как ресурс приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества // Педагогическая перспектива. 2025. № 1(17). С. 56–63.
https://doi.org/10.55523/27822559_2025_1(17)_56

Информация об авторах

Светлана Ивановна Байбекова – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МАДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко», г. Белореченск
Анна Федоровна Рогова – старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко», г. Белореченск

Текст статьи

Мы живём в эпоху глобальных перемен. С одной стороны, изменения – это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны – вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, мы можем говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм (удовольствие) становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Период дошкольного детства – время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей – актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.

Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск эффективных форм организации детской деятельности оптимальных с точки зрения духовно-нравственного воспитания. Фестивальное движение – это формат, дающий возможность раскрытия личности ребёнка, его индивидуальности, повышения самостоятельной активности усвоения нравственных норм в доступной и привлекательной для детей форме. Именно формат фестивального движения способен удовлетворить потребности каждого участника образовательных отношений, привлечь социальных партнёров, породить инновацию. Поэтому, как одно из решений проблемы, связанное напрямую с совершенствованием и новым качеством процесса приобщения детей дошкольного возраста к общероссийским ценностям, мы видим использование фестивального движения как формы воспитательной работы в ДОУ, которое направлено на разрешение противоречий между:

  • возросшими требованиями к обеспечению качества образования, в том числе качеству процессов духовно-нравственного воспитания и реально существующими условиями реализации данного направления в современном дошкольном образовании;
  • необходимостью привлечения социальных партнёров как одного из факторов повышения качества дошкольного образования и реальной практикой организации совместной деятельности дошкольной образовательной организации с представителями различных социокультурных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования;
  • необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества и недооценённостью возможностей фестивального движения в дошкольных образовательных учреждениях для создания эффективных проектов в этом направлении.

Важность решения поставленной проблемы на уровне государства закреплена в Указах Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [3].

Проблема приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества решается в различных направлениях. Общие вопросы раскрытия понятия ценностей исследуются в трудах В.А. Ермаковой [4], Н.А. Носковой [5], Е.В. Яковлева [6] и др. Особенности приобщения к нравственным ценностям в условиях дошкольной образовательной организации изучаются И.Н. Бартульевой [7], Т.Ю. Лапшиной [8], Н.Е. Павловой [9] и др. Вопросы духовно-нравственного воспитания при взаимодействии с семьёй рассматриваются Н.А. Вуцан [10], И.А. Дядюновой [11], М.В. Кубаневой [12] и др. Возможности фестивального движения раскрываются в трудах И.А. Жаткиной [13], Л.Б. Кривошеевой [14], Е.В. Шармаевой [15] и др.

Теоретическое осмысление проблемы позволило обозначить основную характеристику нашей инновационной идеи – единые цели и задачи приобщения детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества в условиях организации фестивального движения.

В современной системе российского образования произошли изменения, которые были направлены на смену образовательной парадигмы – от знаний, умений и навыков к ценности развития и самореализации личности ребёнка. Основная цель образования сегодня – это развитие личности, способной самостоятельно ставить цели и представлять пути их воплощения, а также контролировать и оценивать свои достижения.

Методологической основой разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет систему базовых национальных ценностей, цели, задачи и принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаём из поколения в поколение. Период дошкольного детства – это начальный этап формирования личности ребёнка. Именно в детском саду дети получают первые сведения о патриотизме, впитывают уважение к своему народу, городу, стране.

При изучении проблемы приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества в условиях организации фестивального движения, мы опирались на труды Б.В. Периля, М.М. Бахтина, Г.Г. Карповой, П.В. Николаевой и др. Фестивальное движение определяется в них как совокупность практической деятельности всех субъектов фестивальных акций (творческие коллективы, артисты, режиссёры, зрительская аудитория, организаторы и обслуживающий персонал фестиваля, представители жюри (эксперты), деятели культуры и искусств, представители СМИ) и общей суммой проводимых фестивалей, различных по масштабу, форме и содержанию.

Фестиваль – это заимствованное слово. В переводе с французского (festival) – празднество, с латинского (festivus) – весёлый, праздничный. В русском языке слово «фестиваль» стало употребляться в первой половине ХХ века. В словаре С.И. Ожегова оно определяется как «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства». Как отмечает П.В. Николаева, «фестиваль как форум межкультурного значения – это универсальная форма глобального культуротворческого процесса, являющаяся одновременно способом рефлексии культуры в её многообразии и средством генерации новой культуры, способной отвечать потребностям гиперсообщества» [16, с. 3].

Изучая функции фестиваля с разных точек зрения – П.В. Николаева, М.В. Литвинова, А.М. Меньшикова, Н.Е. Бунцевич и др. – мы пришли к выводу, что они совпадают в общих позициях и определяют в качестве наиболее значимых функцию трансляции социального опыта, идеологическую, социально-интегративную, коммуникативную, компенсаторную, эстетическую, эмоционально-психологическую функции.

Анализ научной литературы и накопленного практического опыта привёл нас к пониманию того, что организация в дошкольном учреждении фестивального движения, характеризующегося многообразием форм, масштабов, содержанием и необходимой функциональностью, способно значительно повысить эффективность раскрытия личности ребёнка, его индивидуальности, повышения самостоятельной активности усвоения нравственных норм в доступной и привлекательной для дошкольников форме.

Приобщение дошкольников к традиционным ценностям – это процесс их ознакомления с нравственными ориентирами, формирующими основы мировоззрения граждан российского общества. Данный процесс обладает следующими особенностями:

– является целостным, отличается сложностью, полисубъектностью, коммуникативностью, процессным характером;

– оказывает прямое влияние на устойчивость и сознательность мотивации;

– представляет собой активную форму воспитания, самореализации личности;

– относится к социальным феноменам, проявляется только при коммуникативном взаимодействии;

– предполагает непрерывное самосовершенствование субъектов;

– обеспечивает установление и координацию коммуникативного взаимодействия;

– требует согласования действий с этнокультурными нормами и ценностями.

Отметим, что приобщение дошкольников к традиционным ценностям невозможно без готовности педагога к данному виду деятельности, которая проявляется через сформированность его профессиональных компетенций [17].

Решение исследуемой проблемы, на наш взгляд, продуктивно на основе использования модели, определяющей структуру организации процесса приобщении дошкольников к традиционным ценностям российского общества в формате фестивального движения. Представим её краткую характеристику.

Прежде всего отметим, что при построении модели мы опирались на общие требования к разработке педагогических систем [18], а также на деятельностный, социокультурный и системный подходы. Деятельностный подход позволил организовать процесс приобщения дошкольников к основам мировоззрения граждан российского общества, социокультурный – способствовал рассмотрению общества как единства культуры и социальности, системный подход позволил показать совокупность взаимосвязанных элементов модели.

В структуре нашей модели мы выделяем ресурсно-логистический, методический, интерактивный и рефлексивно-оценочный компоненты. Раскроем их наполнение.

Ресурсно-логистический компонент в нашей модели выполняет организационную и информационную функции. Он направлен на кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение. Содержание данного компонента составляет перечень кадровых, научно-методических и информационных ресурсов. Данный компонент связан с методическим, интерактивным и рефлексивно-оценочным компонентом и обеспечивает духовно-нравственное развитие дошкольников в воспитательном процессе.

Методический компонент выполняет проектировочную и инновационную функции. Он включает методическое обеспечение по изучению теории, методики и практики, а также разработку мероприятий в рамках фестивального движения. В содержание данного компонента включены методы, формы и средства воспитания, направленные на решение поставленной проблемы. Данный компонент связан с интерактивным компонентом.

Интерактивный компонент выполняет познавательную, мотивационную и воспитательную функции, он направлен на реализацию плана фестивальных мероприятий. Содержание данного компонента представлено тематикой фестивалей, направленных на приобщение дошкольников к традиционным российским ценностям. Данный компонент связан с методическим и рефлексивно-оценочным компонентом и обеспечивает организацию воспитательного процесса.

Рефлексивно-оценочный компонент в нашей модели выполняет диагностическую, аналитическую и корректирующую функции, и направлен на анализ и коррекцию собственной деятельности в воспитательном процессе. В содержание данного компонента включены анализ, коррекция и обобщение опыта. Данный компонент связан с интерактивным и ресурсно-логистическим компонентами и обеспечивает эффективность воспитательного процесса.

Разработанная нами модель организации процесса приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества в формате фестивального движения схематично представлена на рисунке.

Модель приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества посредством фестивального движения

Рисунок. Модель приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества посредством фестивального движения

Модель обладает следующими специфическими характеристиками: проактивность, совместимость, открытость, надёжность и требует учёта принципов гуманизма, рефлексивной связи с внешней средой, коммуникативности, диалогичности участников, воспитывающего характера.

Наиболее эффективно представленная модель реализуется при создании комплекса следующих педагогических условий.

  1. Актуализация личностной системы ценностей воспитанников в процессе педагогического взаимодействия. Данное условие способствует эффективности приобщения дошкольников к ценностям российского общества.
  2. Сотрудничество образовательного учреждения с семьёй. Данное условие позволяет стимулировать родительские образовательные инициативы, направленные на сохранение нравственного здоровья ребёнка.
  3. Единый подход к процессу воспитания ребёнка. Данное условие обеспечивает системность и качество усвоения дошкольниками нравственных общественных норм.

Таким образом, решение проблемы приобщения дошкольников к традиционным ценностям российского общества продуктивно в рамках авторской модели, которая построена на деятельностном, социокультурном и системном подходах, включает ресурсно-логистический, методический, интерактивный и рефлексивно-оценочный компоненты. При этом модель обладает свойствами проактивности, совместимости, открытости, надёжности, требует учёта принципов гуманизма, рефлексивной связи с внешней средой, коммуникативности, диалогичности участников, воспитывающего характера, и эффективно функционирует при обеспечении следующих педагогических условий: актуализация личностной системы ценностей воспитанников в процессе педагогического взаимодействия, сотрудничество образовательного учреждения с семьёй, единый подход к процессу воспитания ребёнка.

Список литературы

  1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024. № 309 // Президент России: сайт. URL: https://clck.ru/3FrEtJ (дата обращения: 17.11.2024).
  2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3EryD3 (дата обращения 17.11.2024).
  3. Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения: утв. Указом Президента РФ от 08.05.2024 № 314 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». https://clck.ru/3EzQ4v (дата обращения 17.11.2024).
  4. Ермакова В.А. Перспективы развития духовно-нравственных образовательных практик дошкольников старшего возраста // Вестник МПА ВПА . 2023. № 3. С. 147–151.
  5. Носкова Н.А. Исторические предпосылки формирования духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Миссия конфессий. 2023. Т. 12. № 5(70). С. 89-94.
  6. Яковлев Е.В. Реализация аксиологического подхода в педагогическом исследовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4(263). С. 26–29.
  7. Бортулева И.Н. Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям посредством LEGO-конструирования // Образовательные технологии. 2024. № 2. С. 43–46.
  8. Лапшина Т.Ю. Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно нравственного и патриотического воспитания // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2022. № 13. С. 224–228.
  9. Павлова Н.Е. Приобщение младших дошкольников к истокам национальной культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания (из опыта работы) // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2022. № 14. С. 291–297.
  10. Вуцан Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников // Вестник науки. 2024. Т. № 5(74). С. 638–646.
  11. Дядюнова И.А. Родительство как надежда и ценность российского общества // Методист. Дошкольное образование. 2023. № 3. С. 47–54.
  12. Кубанева М.В. Роль семьи в развитии духовно-нравственного воспитания дошкольников // Вестник научных конференций. 2022. № 6-2(82). С. 88–89.
  13. Жаткина И.А. Творческая самореализация участников фестивального движения средствами социокультурных технологий // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 2(14). С. 181–183.
  14. Кривошеева Л.Б. Фестивальное движение как средство развития детской одарённости // Про-ДОД. 2017. № 2(8). С. 35-37.
  15. Шармаева Е.В. Фестивальное движение как условие развития социальной инклюзии // Вестник научных конференций. 2019. № 12-1(52). С. 121–122.
  16. Николаева П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2010. 23 с.
  17. Авсейкова Н.И. Модель профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 39–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_39
  18. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. К трактовке понятия «педагогическая система» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 56–59.