Формирование этнокультурной компетентности в процессе проектной деятельности

Д.А. Любек
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия, morendoodnerom@bk.ru

Аннотация

В статье рассматривается использование метода проектов для развития этнокультурной компетентности студентов педагогического направления в Петрозаводском государственном университете. Подчёркивается эффективность данного подхода, который помогает студентам не только углубить свои знания, но и развить навыки планирования и совместной работы. Статья обсуждает структуру учебной проектно-технологической практики, в рамках которой студенты разрабатывают различные проекты с учётом их направления подготовки. Проекты охватывают широкий спектр тем, включая краеведческие исследования, практические работы по знакомству с ремёслами и традициями, а также организацию этнических фестивалей. Обсуждается также важность подачи заявок на гранты для реализации проектов и активное участие студентов в публичных презентациях своих работ. Проекты включают в себя различные темы, связанные с культурным наследием региона. В заключении подчёркивается роль этнокультурного образования в современном мире и его важность для педагогической деятельности.

Ключевые слова

этнокультурное образование, этнокультурная компетентность, проектная компетентность, компетентностный подход, проектная деятельность, проектные технологии, метод проектов, педагогическое образование, высшее образование, этнические проекты

Для цитирования

Любек Д.А. Формирование этнокультурной компетентности в процессе проектной деятельности // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 94–103.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_94

Информация об авторах

Диана Андреевна Любек – преподаватель института педагогики и психологии, кафедры теории и методики общего и профессионального образования Петрозаводского государственного университета

Текст статьи

В условиях глобализации компетентностный подход в образовании приобретает особую значимость. Благодаря увеличению глобальных и миграционных процессов увеличиваются и контакты различных национальных культур, что подчёркивает важность умения сглаживать потенциальные конфликты между различными этносами, присутствующими в составе многонациональной страны, такой как Россия.

Проблематика, связанная с применением компетентностного подхода в сфере образования, привлекает внимание многих учёных и педагогов. Среди них можно выделить таких авторов, как А.В. Баранников, Г.Б. Голуб, В.В. Краевский, Л.О. Филатова, О.Е. Лебедев, П.Г. Щедровицкий и др. Они акцентируют внимание на сложном и многогранном характере, внося свои уникальные взгляды и исследования для более глубокого понимания эволюции данного подхода [1].

Стоит отметить, что компетентностный подход в образовании является динамичным и постоянно развивающимся. Новые исследования, педагогические практики и технологии обогащают его содержание и методики применения. Этот подход активно адаптируется к изменяющимся требованиям современного общества, что позволяет более эффективно подготавливать студентов и обучающихся к жизни и работе в современном мире.

Профессиональное образование активно претерпевает изменения в связи с развитием технологий и требованиями общества. В ответ на современные вызовы развивается компетентностный подход в различных сферах, в том числе сфере этнокультурного образования. Этот подход выделяет важность не только усвоения конкретных навыков, но и способности человека адаптироваться к переменам, сохраняя свои основные ценности и взгляды на мир, благодаря чему особую актуальность в современном высшем образовании приобретает универсальная компетенция УК–5, заключающаяся в межкультурном взаимодействии [2].

Использование компетентностного подхода в этнокультурном образовании может стать эффективным средством смягчения этнических и культурных конфликтов. Этнокультурологический подход получил одобрение ещё со времён С.Т. Шацкого, который первым предложил рассматривать этнокультуру как образовательное явление.

Основные цели этнокультурного образования включают в себя не только формирование национальной идентичности, но и государственную и региональную интеграцию, а также развитие толерантности к представителям других этносов. Однако, помимо этих задач, важно также учитывать многообразные аспекты этнической культуры, включая её язык, искусство, религию, историю, и т.д. Это глубокое понимание и уважение культурных особенностей способствует формированию более гармоничного общества, где каждый человек может чувствовать себя уважаемым и важным, независимо от своего этнического происхождения [3].

Для достижения поставленных целей эффективное этнокультурное образование должно выполнять несколько ключевых функций. Во-первых, оно должно иметь интегративный характер, способствуя включению этнокультурных аспектов в процессы межкультурного взаимодействия. Во-вторых, это образование должно осуществлять ценностную функцию, передавая базовые этнические и культурные ценности, которые определяют идентичность группы или общности. Третья функция – рефлексивная – направлена на развитие национального самосознания, позволяя индивидууму осознать свою принадлежность к определённой этнической или культурной группе. И, наконец, образование должно выполнять интерпретирующую функцию, способствуя формированию толерантного отношения к другим культурам и их представителям.

Влияние на формирование этих качеств оказывают социальное окружение, средства массовой информации, а также образовательные учреждения, в том числе колледжи и вузы. Следовательно, процесс формирования этнокультурной компетентности является многоаспектным и требует комплексного подхода со стороны всех участников образовательного и социокультурного процесса. Однако наиболее широкие возможности для развития данной компетентности предоставляются в образовательном процессе высшей школы [4].

Развитие этнокультурной компетентности является процессом постоянного обучения и самосовершенствования. Это включает в себя осознание собственных культурных предрассудков и стереотипов, а также готовность к адаптации к новым культурным средам и ситуациям. Из этого следует, что этнокультурная компетентность играет важную роль в развитии глобального гражданства и культурного разнообразия, способствуя укреплению связей и сотрудничеству между представителями различных этносов и культур.

Учитывая культурное разнообразие, важно расширить определение этнокультурной компетенции, включив в него аспекты культурологии и практической деятельности. Это позволит более полно представить сложность и многообразие этнического взаимодействия и повысить эффективность межэтнической коммуникации.

Более того, широкий спектр культурных и этнических идентичностей создаёт богатую и интересную мозаику социальной действительности. Понимание и признание данного факта помогает сформировать толерантное отношение к различиям и способствует развитию общества [5].

Большинством исследователей выделяются три компонента этнокультурной компетентности: когнитивный, аффективный и поведенчески-деятельностный.

Компонент когнитивного аспекта этнокультурной компетентности охватывает широкий спектр элементов, способствующих пониманию и взаимодействию с различными культурами. Этот аспект включает в себя следующие составляющие.

  1. Глубокие знания о собственной и различных других культурах, охватывающие не только традиции, обычаи и ценности, но и нормы поведения, правила и распределение ролей в обществе, включающие в себя понимание исторических, социальных и культурных контекстов, формирующих уникальные особенности каждой культуры.
  2. Развитые представления о сходствах и различиях между собственной культурой и другими, включая осознание и уважение культурных различий как ценности, способствующей обогащению мировоззрения и культурного многообразия общества.
  3. Навык адекватной интерпретации поведения представителей других этнических групп на основе глубоких знаний о собственной и чужой культуре. Это включает умение распознавать и понимать культурные коды и символы, присущие различным культурам.
  4. Развитая языковая компетентность, которая не только включает в себя знание языка, но и способность эффективно общаться с представителями других культур, учитывая их лингвистические и культурные особенности, а также понимание невербальных сигналов и жестов, имеющих культурную значимость.
  5. Способность адекватно оценивать культурные различия и учитывать культурные нормы и ожидания в различных ситуациях. Это включает в себя осознание и уважение культурной дистанции, а также гибкость в адаптации к различным культурным контекстам и ситуациям межкультурного взаимодействия.

В дополнение к когнитивным аспектам этнокультурная компетентность также охватывает эмоциональные и поведенческие аспекты, которые играют важную роль в успешном межкультурном взаимодействии. Эмоциональная составляющая включает в себя способность к эмпатии, уважению и пониманию чувств и переживаний представителей других культур [6].

Поведенческий аспект этнокультурной компетентности занимается различными аспектами поведения в контексте межкультурного общения. Во-первых, важно умение адаптировать своё поведение к особенностям другой культуры. Это включает способность адекватно реагировать на традиции, обычаи и нормы поведения, характерные для представителей различных культур, с целью установления гармоничных отношений и успешного взаимодействия. Кроме того, не менее важными являются навыки выражения адекватных невербальных реакций в межкультурном контексте. Это может включать в себя различные элементы невербальной коммуникации, такие как жесты, мимика, интонация и тон голоса, которые могут иметь разные значения и интерпретации в различных культурах. Усвоение и умение использовать эти невербальные сигналы помогает создать атмосферу взаимопонимания и доверия в процессе межкультурного общения.

Эмоциональная составляющая заключается в способности контролировать эмоциональные реакции, связанные с культурными различиями, также важна для эффективного межкультурного взаимодействия. Она включает в себя умение управлять своими эмоциями и не допускать негативные или неадекватные эмоциональные реакции, вызванные культурными различиями. Способность контролировать уровень тревоги во время межкультурного общения играет ключевую роль в успешном взаимодействии. Это позволяет эффективно управлять напряжёнными ситуациями и разрешать конфликты, которые могут возникнуть из-за различий в культурных практиках и восприятии. Однако, кроме этого, в поведенческом аспекте этнокультурной компетентности также важно сохранять собственную уникальность и аутентичность в момент взаимодействия с представителями разных этнических групп. Это не означает отказ от усвоения и адаптации культурных элементов других групп, а скорее подразумевает способность интегрировать их в свой личный опыт, сохраняя при этом собственные ценности и уникальные черты. Все обозначенные аспекты взаимосвязаны и проявляются на протяжении всего этнокультурного образования личности, в том числе в процессе обучения в высшей школе [7].

Для студентов значимым аспектом является развитие навыков межкультурного общения и способности к конструктивному разрешению конфликтов, возникающих в многонациональном и многокультурном обществе. Не менее важным является сохранение собственной уникальности в контексте межкультурного общения, поскольку это способствует сохранению личной идентичности и поддерживает аутентичные взаимоотношения с окружающими. Но остаётся открытым вопрос о формах этнокультурного воспитания в вузе. Наиболее эффективными представляются те, что будут затрагивать как можно больше сфер или компонентов этнокультурной компетентности. Подобный процесс должен проходить не только через дисциплины и факультативные курсы, но и непременно затрагивать практику студентов, особенно будущих педагогов. Ведь формирование их этнокультурной компетентности непременно скажется на этнокультурной грамотности их воспитанников в будущем. И здесь стоит обратить особое внимание на практику написания студентами учебных проектов, проходящих в рамках «Учебной проектно-технологической практики», а также других дисциплин, напрямую связанных с проектной деятельностью. Важным представляется отметить взаимопроникновение этнокультурной и проектной компетенций, рассмотрев их общие черты [8].

Раскроем суть проектного обучения в вузе. Проектное обучение являет собой одно из наиболее перспективных направлений в развитии образовательных технологий. Оно не только соответствует современному компетентностному подходу и способствует формированию необходимых студентам профессиональных и культурных компетенций, но и стимулирует их интерес к учебным предметам, мотивируя на дальнейшее обучение. Известно, что мотивация играет важную роль в обучении, что особенно релевантно для этнокультурного образования. Рассматриваемый метод представляет собой инновационный инструмент, объединяющий различные приёмы и действия студентов для достижения поставленных целей.

Технология проектного обучения нацелена на:

  • практическое применение усвоенных знаний;
  • развитие творческого мышления и способности решать реальные задачи;
  • стимулирование желания проводить эксперименты и открывать новые горизонты;
  • формирование системного мышления и понимания взаимосвязей между различными областями знаний;
  • развитие критического мышления и умения выявлять недостатки проекта для их последующего усовершенствования;
  • развитие способности работать как самостоятельно, так и в команде, проявлять лидерские качества и умение эффективно взаимодействовать в группе.

Этот метод обладает значительной ценностью благодаря тому, что создаёт условия для самостоятельного обучения, включая проблематизацию изучаемого материала, активную деятельность студентов и связь обучения с реальной жизнью. Термин «Проект» происходит от латинского слова, означающего «брошенный вперёд». Под проектом мы понимаем специально разработанный план или замысел для решения определённой проблемы, который должен привести к созданию нового продукта [9].

Также проектом может быть совместная учебно-исследовательская или творческая деятельность студентов, осуществляемая с применением информационно-коммуникационных технологий и направленная на достижение общего результата. Важным условием для развития культуры проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства, что предполагает переход от обязательных занятий к самостоятельной работе и созданию собственных проектов.

Большинство проектов, выполняемых студентами, осуществляются самостоятельно с использованием компьютерных технологий. Метод проектов открывает перед ними широкий спектр возможностей, включая стремление к углублённому изучению материалов, развитие навыков коммуникации и исследовательской работы, а также формирование необходимых компетенций, включая проектные и этнокультурные (при написании этнических проектов). Этот метод также способствует закреплению теоретических знаний, развитию практических навыков и формированию способности к саморазвитию [10].

Среди важнейших особенностей метода проектов, подтверждающих его эффективность для этнокультурного образования, можно выделить следующие.

  1. Первоначальное внимание уделяется личностному росту студента и формированию значимой для него профессиональной деятельности. Этот метод позволяет студентам не только активно развиваться в качестве индивидуумов, но и осознанно планировать свою карьеру. Карьера будущих педагогов так или иначе связана с формированием этнокультурной компетентности школьников, поэтому знание разнообразия форм её развития является обязательным для студента направления педагогическое образование.
  2. Темп работы над проектом индивидуализируется с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет каждому студенту работать в удобном для него ритме, учитывая его индивидуальные потребности и особенности. Это, во-первых, позволяет приблизить этнокультурную деятельность к современным условиям, а во-вторых, позволяет сконцентрироваться на наиболее интересном для студента аспекте – будь то традиции родного края, мифы и легенды или же народное художественное творчество.
  3. Метод проектов обладает комплексным подходом, способствующим сбалансированному развитию как психических, так и физиологических функций. Он стимулирует развитие различных аспектов личности студента, включая когнитивные, эмоциональные и практические навыки, что делает его более эффективным средством обучения. Как уже упоминалось, комплексность является сутью этнокультурного подхода.
  4. Универсальность применения приобретённого студентом опыта в различных ситуациях, что помогает усилить базовые знания и расширить их при необходимости. Это способствует развитию гибкости мышления и адаптивности к изменяющимся условиям. Сегодня студенты приходят совсем не в те школы, в которых учились в своё время. Стремительные изменения затрагивающие все сферы жизни отражаются сильнее всего на образовании, в том числе этнокультурном.
  5. Наличие нового продукта по завершению работы над проектом, представленного в виде презентации или доклада. Это помогает студентам систематизировать полученные знания и навыки, а также поделиться своими результатами с другими. Взаимообмен этнокультурными практиками обогащает представления студентов обо всех аспектах этнокультурного образования [10; 11].

Вернёмся непосредственно к проектной компетентности. Проектная компетентность – это показатель уровня развития личности, достигаемый через активное участие в проектной деятельности на различных уровнях сложности – от освоения содержательных аспектов проектов до управления всем процессом и операционной деятельностью. Оценка этого показателя в значительной степени зависит от поставленных целей и задач, которые ставятся в процессе обучения, где формирование проектной компетентности часто осуществляется путём учебного проектирования.

Проектная компетентность представляет собой синтез как общекультурных, так и профессиональных навыков и знаний. Это не только набор умений, необходимых для выполнения конкретных задач в рамках проектной работы, но и понимание того, как эти навыки могут быть применены в множестве ситуаций и контекстов. Например, она включает в себя способность адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям проекта, умение эффективно коммуницировать и сотрудничать с различными участниками проекта, а также готовность принимать решения в условиях неопределённости и динамичности проектной среды.

Важно отметить, что проектная компетентность не только обусловлена профессиональными стандартами, но также имеет глубокие корни в культурных и социальных аспектах. Это значит, что она включает в себя не только специализированные знания и навыки, необходимые для работы в конкретной области, но также предполагает понимание культурных особенностей, межличностных отношений и социальных динамик, которые могут повлиять на успех проекта. Таким образом, проектная компетентность выступает важным фактором не только в профессиональной деятельности, но и в широком контексте личностного развития и адаптации к переменам в обществе [11]. Обозначив взаимопроникновение проектной деятельности и этнокультурного образования, представим описание работы, проделанной в данном направлении в Петрозаводском государственном университете.

Исходя из поставленных образовательных целей, в процессе обучения могут быть использованы различные типы проектов, выбор которых определяется содержанием конкретной учебной программы и требованиями к ней. Это напрямую касается учебной проектной технологической практики для будущих педагогов. Организация работы студентов в рамках проекта тесно связана с типом выбранного проекта, который может быть классифицирован по разным критериям, обеспечивая многогранность и гибкость подходов.

  1. Виды деятельности в проекте. Этнокультурный проект, как и любой другой, может включать в себя различные виды деятельности, такие как исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная или практико-ориентированная, в зависимости от поставленных перед ними задач и целей, что обогащает процесс обучения разнообразием подходов и методов.
  2. Предметно-содержательная область. Проект может быть как монопроектом, фокусирующимся на определённой области знаний, так и межпредметным, объединяющим несколько дисциплин для решения комплексных задач, что способствует более глубокому и всестороннему усвоению материала и развитию межпредметных связей. Как раз в поле этнокультурного образования чаще всего необходимо объединять разные сферы, например, для проектирования этно-фестиваля.
  3. Характер координации проекта. Координация проекта может быть непосредственной, с прямым участием студентов и жёсткими или гибкими методами управления, или скрытой, с неявным вмешательством и организацией работы, что создаёт широкие условия для саморазвития и саморегуляции учащихся.
  4. Характер контактов. Проекты могут быть внутренними (в рамках одного учебного заведения или региона), региональными (с участием студентов из разных учебных заведений одного региона) или международными (с участием студентов из разных стран). В рамках учебной проектно-технологической практики проекты носят внутренних характер. Кроме того, это обусловлено тем, что в проектах затрагивается этнокультура региона, а именно республики Карелия.
  5. Количество участников проекта. Проекты могут быть личностными, парными или групповыми, в зависимости от числа участников, задействованных в его реализации. В рамках указанной дисциплины используются все обозначенные формы, в зависимости от опыта обучающихся в проектной деятельности и масштабности задач.
  6. Продолжительность проекта. Проекты могут быть краткосрочными (направлены на решение одной конкретной проблемы), средней продолжительности (от нескольких дней до нескольких недель) и долгосрочными (от нескольких недель до нескольких месяцев), что зависит от сложности задачи и объёма работы, требующихся для её выполнения. Как правило студенты разрабатывают длительные проекты для подробного планирования внедрения в общество этнокультурного образования. Поскольку сам этот процесс невозможно отработать в короткий срок [9, 12].

Рассмотрим более подробно этнокультурные проекты студентов педагогического направления подготовки Петрозаводского государственного университета.

Проблему развития этнокультурной компетентности и продуктивного мышления студентов можно эффективно решить с помощью метода проектов. Этот подход позволяет не только использовать наработанные знания, но и развивать навыки планирования, командной работы и достижения результатов.

В процессе прохождения учебной проектно-технологической практики студенты второго и третьего курса направления «Педагогическое образование» готовят от одного до двух проектов за семестр. Начинают с написания группового проекта, в группах по 3–5 человек, на свободную тему. Это необходимо для их ознакомления с проектной деятельностью и такими документами как смета, диаграмма Ганта, дерево проблем и многое другое. Они учатся грамотно составлять описание проекта и писать к нему краткую аннотацию. Далее студенты переходят к написанию этнокультурных проектов. Здесь темы варьируются в зависимости от направления подготовки. Например, у географов и биологов это в большей степени краеведческие проекты, а у будущих учителей технологии и изобразительного искусства это традиционно проекты по ознакомлению с ремёслами. Таким образом филологам ближе песни, поговорки и былины, а спортсменам, например, народные игры и танец. Овладев основными компетенциями в области проектной деятельности, студенты переходят к написанию проектов этнических фестивалей, которые резюмируют все полученные ими знания и умения, а также бросают в совершенно новое информационное поле этнокультурного образования их региона [10].

Важным аспектом в процессе реализации проектов является достижение определённого результата. И поэтому необходимо постоянно подавать заявки на грант для реализации разработанных проектов. Но кроме того студенческие инициативы находят выражение в написании программы фестиваля и организации мероприятий в рамках проекта на внутривузовском уровне. Так, например, проект этнического фестиваля «Etno Karjala» включал в себя уроки импровизации на кантеле, изготовление традиционных народных карельских кукол и ознакомление со многими другими карельскими ремёслами. Проект фестиваля «Карельские нити: исследование культуры и наследия» носил в большей степени исследовательских характер, и опирался на углублённое изучение мифов и легенд древних карел. С другой стороны взглянули студенты биологи, организовав проект «Природная гармония Карелии». Их мероприятия по флоре и фауне Карелии имели большой успех и на ярмарке этнофестивалей, согласно студенческому голосованию, они получили первое место.

В целом, сами студенты отмечают эффективность данного формата этнокультурного образования. Согласно проведённому опросу более 70% респондентов ответили «да» на вопрос «Как вы считаете, является ли эффективным для этнокультурного образования создание этнических проектов?».

Кроме того, важным представляется, что около 85% студентов указали, что участвовать в публичной презентации своих проектов им было интересно, а 93% считают, что им это было полезно.

В заключение можно отметить, что педагогическая деятельность требует глубокого осознания того, как культурные особенности взаимодействуют между собой и как они влияют на образовательный процесс. Этнокультурная компетентность включает в себя не только знания о традициях, обычаях и обрядах различных этнических групп, но и умение адаптироваться к разнообразным культурным контекстам. Это подразумевает способность гибко реагировать на культурные различия и адекватно взаимодействовать в различных ситуациях. Участие студентов в проектной деятельности позволяет осуществить комплексный подход в сфере этнокультурного образования и расширяет наше представление о взаимопересечении проектной и этнокультурной компетентности, что играет ключевую роль в современном мире, где многообразие культурных групп становится всё более явным и важным аспектом социальной динамики.

Список литературы

  1. Лахова Б.М. Компетентностный подход в современном образовательном процессе // Colloquium-journal. 2020. № 1(53). С. 31–34.
  2. Литвак Р.А. Современная парадигма социализации студентов вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. № 1. С. 42–47.
  3. Любек Д.А. Особенности этнокультурной компетентности будущих учителей технологии // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 4 (28). С. 75–85.
  4. Карпушина Л.П., Бабушкина Л.Е. Социализация студенческой молодёжи в ходе этнокультурной подготовки в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 2. С. 77–82.
  5. Кайсарова А.В. Этнопедагогическая компетентность учителя // Вестник Чебоксарского филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005. № 6. С. 53–58.
  6. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию: к сущности вопроса // Интеграция образования: научно-методический журнал. 2010. № 3. С. 63–66.
  7. Мартынов В.В., Мартынова Н.В. Формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов-художников в процессе проектно-творческой деятельности в вузе. Опыт реализации этнокультурного проекта «Загадки древнего Приамурья» // The scientific heritage. Будапешт, Венгрия. 2020. № 47, Р.5. С. 44–51.
  8. Полякова М.В. Проект «Этнокультурный дайвинг»: дизайн, проведение и результаты // Colloquium-journal. 2020. № 20(72). С. 38–45.
  9. Бреднева Н.А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 5. С. 87–92.
  10. Любек Д.А. Образовательный модуль «Этнокультура Карелии в контексте формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей технологии» // Непрерывное образование: XXI век. 2023. № 2 (42). С. 1–17. https://doi.org/10.15393/j5.art.2023.8469
  11. Яковлева Н.О. Проектировочная компетентность как важный фактор профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. С. 28-29.
  12. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. 78 с.