Формирование цифровой грамотности у учащихся средней школы во внеурочной деятельности

В.В. Коросташова1, Т.В. Аршба2
1, 2 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
1 nkorostashova@mail.ru
2 tyatzuk@mail.ru

Аннотация

Цифровая грамотность играет важную роль в развитии у обучающихся способностей к самообразованию и социализации в современном информационном обществе, обеспечивающих их профессиональное и личностное становление. Однако опыт участия Республики Казахстан в международных исследованиях показал недостаточный уровень развития цифровой грамотности школьников.

Используемые сегодня школьные учебники информатики содержат основу, позволяющую методически грамотно и эффективно проводить пропедевтическую подготовку обучающихся к формированию у них базовой составляющей цифровой грамотности. Но при этом, наблюдается отсутствие организованной системы представления учебных материалов для развития цифровой грамотности. Восполнение этого пробела возможно путём интеграции учебной и внеучебной деятельности, соориентированной на решение данной задачи.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по подготовке и реализации факультативного курса для школьников «Цифровая грамотность» в школе-лицее «Дарын» (г. Петропавловск, Республика Казахстан). Приведён тематический план курса, описаны показатели цифровой грамотности школьников (информационная грамотность; коммуникация и сотрудничество; создание цифрового контента; карьерные компетенции) и уровни её сформированности.  На основе анализа полученных результатов сделан вывод об эффективности использования разработанного курса.

Ключевые слова

цифровая грамотность, формирование цифровой грамотности, внеурочная деятельность, общеобразовательная школа

Для цитирования

Коросташова В.В., Аршба Т.В. Формирование цифровой грамотности у учащихся средней школы во внеурочной деятельности // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 3–11.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_3

Информация об авторах

Валентина Владимировна Коросташова – магистрант кафедры информатики и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета
Татьяна Владимировна Аршба – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Омского государственного педагогического университета

Текст статьи

Актуальность формирования цифровой грамотности определяется необходимостью использования цифровых технологий, ставших неотъемлемой частью всех сфер деятельности в современном обществе. Кроме того, владение цифровыми компетенциями открывает новые перспективы непрерывного профессионального и личностного развития. Особенно важным этот аспект является для школьного образования, во многом определяющего успешность ребёнка в будущем.

Вслед за Б. Стюартом мы трактуем цифровую грамотность как возможность задействовать потенциал цифровых технологий в их способности генерировать, микшировать и делиться новой информацией, а также просто доставлять существующую информацию. К её важным компонентам, согласно П. Гилстеру, относятся: 1) критическая позиция по отношению к информационным источникам, знание того, как они работают; 2) компетенции, связанные с поиском информации, знание различных аппаратных возможностей и приложений по работе с софтом; 3) навык общения и продуцирования интересной пользователям информации и др.

В течение нескольких лет Республика Казахстан участвует в международных исследованиях в области образования. В частности, исследование ICILS показало, что более 54% учащихся 14 лет находятся на низком уровне цифровой грамотности, а в соответствии с исследованием PIAAC только 5% граждан в возрасте от 6 до 34 лет имеют хороший уровень цифровых навыков.

Следовательно, традиционная модель образовательной деятельности, формирует лишь приемлемый уровень знаний и навыков, не обеспечивая требуемый уровень цифровой грамотности, создавая риски для достижения целей государственной образовательной политики. В связи с этим в последнее время возрос интерес к различным аспектам данной проблемы. В частности, исследуются общие подходы к определению понятия «цифровая грамотность» [1; 2; 3 и др.], различные аспекты её формирования [4; 5; 6; 7 и др.], возможности в этом контексте курса информатики в средней школе [8; 9; 10 и др.] и т.д.

Как отмечают исследователи используемые сегодня школьные учебники информатики содержат основу, позволяющую методически грамотно и эффективно проводить пропедевтическую подготовку обучающихся к формированию у них базовой составляющей цифровой грамотности. Но при этом, наблюдается отсутствие организованной системы представления в них материалов для развития цифровой грамотности. Различные разделы учебников информатики разных авторов затрагивают некоторые грани цифровой грамотности, не обеспечивая при этом её полноценное формирование. Это приводит к выводам о необходимости дополнения базового школьного курса информатики упражнениями, направленными на развитие цифровой грамотности (поиск, обработка, способы хранения информации, безопасность и защита информационных потоков, работа с документами электронного формата, анализ и оценка уровня надёжности и точности информации).

Отметим также, что для решения проблемы формирования цифровой грамотности обучающихся, помимо содержательных и методических аспектов необходимо учитывать и социально-демографические факторы. К основным из них относятся: образование, доход и семейное положение родителей; доступность устройств, использующих цифровые технологии в семье и образовательных организациях; уровень цифровой культуры в близком окружении ребёнка и др.

Сегодня наблюдается феномен трансформации общего социально-экономического неравенства в цифровое неравенство: отдельные социальные группы осознают значимость накопления «цифрового капитала», открывающего новые социально-экономические возможности и целенаправленно занимаются этим [11]. Владение цифровыми технологиями и наличие подключения к сети Интернет открывает доступ к образовательным онлайн-программам, оперативной помощи, в том числе в сфере медицины и банкинга, новым сетевым профессиям на основе фриланса, различного рода коммуникациям, становясь неотделимым жизненным элементом современного цифрового поколения и важным фактором его социализации.

Учёт вышесказанного позволяет предположить, что с точки зрения организации образовательного процесса интеграция урочной и внеурочной деятельности в целях развития цифровой грамотности школьников способна преодолеть ряд возникающих на этом пути трудностей. 

Представим результаты проведённого исследования эффективности формирования цифровой грамотности школьников средствами программы внеурочной деятельности «Цифровая грамотность», разработанной нами на основе идеологии проектной деятельности. В эксперименте приняли участие 25 учащихся 7-х классов школы-лицея «Дарын» (г. Петропавловска, Республика Казахстан).

На основе анализа представленных в научной литературе теоретических положений [12; 13; 14 и др.] мы определили четыре показателя сформированности уровня цифровой грамотности школьников: информационная грамотность; коммуникация и сотрудничество; создание цифрового контента; карьерные компетенции. По результатам диагностики по каждому показателю испытуемому сопоставлялся одни из трёх уровней: базовый, средний, продвинутый. Представим их краткую характеристику.

  1. Информационная грамотность.

Базовый уровень – признание информационной потребности, точная формулировка проблемы и поиск информации в интернете по поисковому запросу; осведомлённость о функционале цифровых технологий для информационного поиска; принятие решений на основе анализа информации, при этом не всегда из проверенного и надёжного источника; использование цифрового контента для создания новой востребованной информации.

Средний – умение найти близкую по смыслу информационного запроса информацию в интернете; умение извлекать цифровые данные, отличать полезную, верную информацию от вредной, опасной, ложной; принятие решений на основе одного, но уже проверенного, надёжного источника информации; использование цифровых инструментов и сервисов для выявления, доступа, управления, интеграции, оценки, анализа и синтеза цифровых ресурсов.

Продвинутый – умение сформулировать информационную потребность, быстро и эффективно найти необходимую информацию в интернете; умение сравнивать и объединять различные типы информации, идентифицировать, находить, извлекать, хранить, передавать, систематизировать и анализировать цифровую информацию, оценивая её актуальность и цель, объективность и полезность; формулировка выводов и принятие решений на основе использования информации из нескольких источников, критический анализ надёжности и достоверности источника информации.

  1. Коммуникация и сотрудничество.

Базовый уровень – понимание роли и потенциала цифровых технологий в организации коммуникации и совместной работе; положительного и отрицательного вклада онлайн-общения (быстрый доступ к нужной информации друг о друге, обмен идеями, стирание границ, снижение конфиденциальности и др.); осознание цели использования интернет- коммуникации (потребность в общении, самопрезентации); понимание пользы цифровых инноваций для развития себя и общества; использование средств интернет-коммуникации (электронная почта, блог, форум, чат, социальные сети, мессенджеры и т.п.) для общения и создания совместного контента; осознание наличия особой этики и норм общения в цифровой среде; соблюдение культуры общения в социальной сети (тактичность, доброжелательность, уважение, внимание к собеседнику, ответственность в высказываниях и поступках, соблюдение норм русского языка, и др.)

Средний – понимание и учёт отличий цифровых коммуникаций от живого общения; знание, принятие и соблюдение прав, обязанностей, правил и этических норм поведения цифрового общества; осознание личной ответственности как гражданина цифрового общества; понимание обязанностей и прав каждого участника цифрового взаимодействия; ответственность в обеспечении своей цифровой безопасности в результате интернет-коммуникации; продуктивное общение и сотрудничество в цифровой среде;

Продвинутый – осознанная интернет-коммуникация; понимание особенностей интернет-коммуникации (общение по электронной почте, на форуме, в чате, в социальных сетях), ответственность за конфиденциальность личной информации; умение осуществлять выбор программных средств для осуществления интернет-коммуникации, выбор оптимальных способов совместного использования цифровых технологий для удовлетворения личных и общественных интересов, достижения полезных и продуктивных результатов онлайн-общения, совместной деятельности в составе сетевой группы; участие и продуктивная коммуникация в сетевых сообществах; использования сервисов социальных сетей для общения (микроблог, обмен сообщениями, новости, заметки, сообщества, wiki-страницы, видео-звонки, кнопка «мне нравится»), использования мультимедиа (фотографии, аудио, видео, документы), граффити, «подарков», предпросмотра документов для дистанционного образования.

  1. Создание цифрового контента.

Базовый уровень – понимание многообразия источников цифрового контента, его особенностей; знание средств его создания, распространения и использования в разных форматах; производство не всегда уникального цифрового контента; понимание сущности типов пользовательского контента (авторский, производный); критическое отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению.

Средний – умение проверять полноту и достоверность информации из разных источников, критическое отношение к информационным сообщениям, умение создавать цифровой контент в разных форматах, повышать его уникальность путём интеграции и переработки предыдущих знаний и содержания; демонстрация различных способов распространения цифрового контента (блог, сайт, социальная сеть и др.); понимание принципов легитимного доступа к цифровым образовательным ресурсам (подписка на ресурсы, использования открытых лицензий); соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети, модерировании собственного пользовательского контента (блоги, видеоролики, изображения, музыка).

Продвинутый – создание и редактирование нового качественного цифрового контента в различных форматах (текст, графика, таблица, мультимедиа) с использованием доступных цифровых инструментов и программного обеспечения; создание цифрового контента для творческого самовыражения, подготовка медиа-продукции, программирование; работа с авторскими правами в сети; создание собственных программ на языках программирования; участие в специальных средах программирования; соблюдение норм авторского права на интеллектуальную собственность (текст, аудио, видео, изображения, графические материалы).

  1. Карьерные компетенции.

Базовый – понимание и периодическое использование онлайн-сервисов для решения отдельных образовательных задач (создание контента, проверка знаний, отработка навыков на виртуальных тренажёрах, поиск нужной информации, использование функционала цифровых платформ, онлайн- взаимодействие с педагогом, создание и ведение своего электронного портфолио, работа с электронным дневником), разработка развлекательного цифрового контента (обработка изображений, фото, аудио и видео, создание мультипликационных фильмов, анимированных образов, интерактивных сред, сайтов и др.).

Средний – выявление и использование наиболее подходящих и удобных цифровых инструментов и онлайн-сервисов для потребления обучающего контента в конкретной области знаний (математика, информатика, русский язык, литература, история и др.), потребления электронных услуг и приобретения товаров, использование облачных хранилищ информационных ресурсов; целенаправленное применение цифровых технологий для формирования навыков soft- и hard-skills (например, компьютерных игр типа «альтернативная реальность» для развития навыков социального взаимодействия и коммуникации, массовых многопользовательских игр для развития навыков командной работы, глобальных стратегий для развития навыков управления); осознанная мотивация к овладению сквозными цифровыми технологиями (большие данные, машинное обучение, Интернет  вещей и др.); владение сервисами управления проектной деятельностью, сбора цифрового следа и его анализа.

Продвинутый – сочетание технических и организационных возможностей цифровых технологий с личным творчеством, талантом и стилем деятельности; уверенное использование мобильных приложений, компьютерных программ, онлайн-сервисов для выполнения конкретных задач, позволяющих повысить уровень их решения (производство мультимедийного контента, реклама, творческая и интеллектуальная коллаборация); нетрадиционное использование уже известных технологий; автоматизация выполнения операций; проектирование персональной цифровой образовательной среды; регулярное расширение знаний в сфере цифровых технологий; владение технологиями VR и AR, понимание принципов машинного обучения, больших данных и др.; использование сервисов, реализуемых на основе инфраструктуры Интернета-вещей, искусственного интеллекта.

Для определения уровня цифровой грамотности по вышеперечисленным показателям на констатирующем этапе эксперимента учащимся 7-х классов было предложено выполнение проекта на тему «Главные события прошедшего года». Оценивание включало: 1) тест – 16 вопросов, длительность выполнения – 20 минут; 2) практические задания – 10 штук, длительность выполнения – 60 минут. За правильный ответ на вопрос теста учащийся получал 1 балл, за каждое задание – от 1 до 4 баллов. В зависимости от количества набранных баллов определялся уровень цифровой грамотности: базовый (16–23 балла), средний (24–45 баллов) или продвинутый (46–54 балла).

Как показали результаты диагностики на констатирующем этапе, 80% учащихся находится на базовом, 20% на среднем и 0% на продвинутом уровне сформированной цифровой грамотности. При этом 40% испытуемых не справились более чем с половиной тестовых заданий, и никто не набрал даже половины возможных баллов за выполнение практических заданий. Таким образом, можно сделать вывод о недостаточности возможностей стандартного курса информатики для формирования цифровой грамотности школьников.

Для решения данной проблемы нами была разработана программа внеурочной деятельности «Цифровая грамотность», которая адресована учащимся 5–9 классов и учитывает требования, выдвигаемые государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметным, метапредметным и личностным результатам.

Программа относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности, направлена на развитие навыков и компетенций, необходимых для работы в быстро развивающемся цифровом мире, и реализуется 1 год (34 часа, одно занятие в неделю). Программа реализуется в формате факультатива и предполагает итоговый контроль в форме защиты проектов. Её тематическое планирование представлено в таблице.

Таблица. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»

Содержание

Количество часов

Вводное занятие

Первичный инструктаж по технике безопасности

1

Основы работы с компьютером

Устройство компьютера. Включение и выключение компьютера.

1

Запуск программ. Работа с окнами. Операционная система Windows

1

Файлы и папки

Организация информации.

1

Копирование, перемещение и удаление файлов и папок.

1

Форматы файлов. Сортировка файлов. Поиск папок и файлов

1

Работа с офисными приложениями

Текстовые редакторы. Работа с документом. Редактирование и форматирование текста. Добавление таблиц и графики. Вывод на печать.

3

Работа с электронными таблицами. Использование формул и встроенных функций.

2

Основы работы с презентацией.

2

Компьютерная графика. Виды компьютерной графики.

2

Основные меры предосторожности при работе в сети Интернет

Компьютерная безопасность. Основы информационной безопасности.

1

Защита персональных данных.

1

Спам и кибермошенничество. Защита от спама.

1

Угрозы безопасности в сетях Wi-Fi

1

Компьютерные вирусы. Антивирусная защита. Антивирусные программы.

2

Сетевой этикет

Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации (чаты, форумы, конференции, скайп, социальные сети и пр.). Сетевой этикет. Кибербуллинг.

2

Этические нормы при размещении цифрового контента. Публикация информации в социальных сетях.

2

Жизнь в цифровом обществе

Использование возможностей Интернета в различных сферах жизни (образование/учёба, работа, здоровье, путешествия, досуг и т.д.). Регистрация на сайтах, «личный кабинет пользователя».

3

Электронная почта, как основа личного цифрового пространства.

1

Инструменты для организации сетевого взаимодействия в цифровом пространстве.

1

Выполнение индивидуальных и групповых проектов.  Защита проектов.

4

Для проверки эффективности предложенного факультатива для формирования цифровой грамотности по итогам его изучения обучающиеся прошли оценивание по методике, использованной на констатирующем этапе эксперимента. 

Как показали полученные данные на контрольном этапе наблюдается значительный рост уровня сформированности цифровой грамотности учащихся: количество учащихся на базовом уровне сократилось с 80% до 0%, на среднем – с 20% до 16%, а на продвинутом уровне выросло с 0% до 84%. При этом 16% учащихся получили максимальное количество баллов, и ещё 44% – набрали 90–99% баллов из максимально возможных. Более детальный анализ по каждому ученику показал, что результаты тестирования выросли в среднем на 25%, а результаты практического задания – на 50%.

Использование T-критерия Вилкоксона подтвердило на уровне значимости 0,01 существенность различий между распределением участников эксперимента по уровням сформированности цифровой грамотности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Это позволяет констатировать, что процесс формирования цифровой грамотности школьников более эффективен, если разработать и внедрить для учащихся факультативный курс «Цифровая грамотность».

Подводя итог, отметим, что цифровая грамотность в современном мире представляет собой одну из базовых составляющих функциональной грамотности, обеспечивающую действенное применение цифровых технологий на практике, постоянное саморазвитие, а также конкурентоспособность современного человека. В эпоху «информационного шума», она открывает для учащихся верные направления в поиске и оценивании нужной информации, а также в распознавании подтасовок в непрерывных потоках информации. Интеграция возможностей урочной и внеурочной деятельности позволяет более эффективно решать проблему формирования цифровой грамотности школьников, придавая этому процессу целостный характер.

Список литературы

  1. Ельцова О.В., Емельянова М.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1(106). С. 155–161.
  2. Князькова В.С. Теоретико-методологический подход к дефиниции понятия «цифровая грамотность» // Новая экономика. 2019. № 2(74). С. 92–97.
  3. Хадисов М.Р. Цифровая грамотность и цифровые навыки как феномен в педагогической деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 3. С. 264–266.
  4. Алексеева Н.С. Формирование цифровой грамотности школьников на уровне основного общего образования: модели, проблемы, решения // Оригинальные исследования. 2023. № S1. С. 40–45.
  5. Дмитрова А.В. Теоретические аспекты формирования цифровой грамотности: особенности представления в педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 111–114. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0027
  6. Зинева М.И., Мамаева Н.А., Смолина Л.В. К вопросу о развитии цифровой грамотности // Научный альманах. 2020. № 11-1(73). С. 98–102.
  7. Умархаджиева С.Р., Вазкаева С.А. Формирование цифровой грамотности учащихся // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 104-2. С. 146–148. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2023-104
  8. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Моделирование этапов формирования цифровой грамотности школьников при изучении школьного курса информатики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3(36). С. 40–46. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0008
  9. Босова Л.Л. Цифровые навыки современного школьника и возможности их формирования в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2020. № 1(7). С. 5–9.
  10. Проценко С.И. Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов // Педагогическая перспектива. 2022. № 1. С. 50–56. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_50
  11. Епифанова Н.С., Полозков М.Г. Цифровая грамотность как необходимое условие трансформации современной системы образования в России // Государственная служба. 2020. Т. 22, № 5(127). С. 62–66.
  12. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 256–277. https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.18
  13. Коренченко А.М. Понятие цифровой грамотности и её компоненты // Актуальные проблемы и направления цифровой трансформации образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Псков, 23–24 ноября 2021 года. Псков: Псковский государственный университет, 2021. С. 66–70.
  14. Филькина А.В., Камнева О.С. Профили цифровой грамотности школьников // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 71. С. 204–214. https://doi.org/10.17223/1998863X/71/19