Формирование проектной компетентности педагога как субъекта региональной инновационной сетевой инфраструктуры

Н.А. Бегзадян1, Я.Ю. Лозовая2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 Rumetrikan_kan@rambler.ru
2 yana.lozovaia@gmail.com

Аннотация

Проектная компетентность педагога представляет собой совокупность знаний, умений, опыта, профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих эффективность организации и участия в реализации проектов для системы образования. Наиболее успешно её  формирование происходит в региональной инновационной сетевой инфраструктуре за счёт постоянного участия педагога в инновационном поиске и выполнении инновационных проектов, обеспечивающих решение проблемы повышения качества образования. Обеспечение высокой эффективности данного процесса требует использования следующих системных механизмов: 1) его построение на основе холистического, акмеологического, квалитативного, праксиологического подходов; 2) выделение целевого, методологического, содержательного, технологического, критериально-оценочного, результативного и ресурсного компонентов; 3) соблюдение принципов активности и творческой самореализации, диагностической обеспеченности, единства управления и самоуправления, интерактивности, информационно-профессиональной мобильности, ориентации на профессионально-личностные ценности, креативности; 4) использование методов проблемного обучения, коллективного взаимообучения, баскет-метода, метода партнёрской и обратной связи; 5) комплексное применение традиционных и инновационных форм (стажировка, проектная сессия, образовательный салон, хакатон, лаборатория) и средств обучения (тренажёры, средства компьютерного моделирования, виртуальные практикумы).

Ключевые слова

профессиональная компетентность, проектная компетентность педагога, региональная инновационная сетевая инфраструктура, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновация, проект

Для цитирования

Бегзадян Н.А., Лозовая Я.Ю. Формирование проектной компетентности педагога как субъекта региональной инновационной сетевой инфраструктуры // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 86–93.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_86

Информация об авторах

Наталья Алексеевна Бегзадян – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края
Яна Юрьевна Лозовая – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту
«Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 28 от 19.01.2024.

Решение проблемы повышения качества образования в настоящее время невозможно без сформированной проектной компетентности современного педагога, которая призвана обеспечить создание новых способов эффективного решения профессиональных задач. Проектная компетентность относится к тем личностным и профессиональным характеристикам педагога, которые могут развиваться в результате его трудовой деятельности. Считаем, что особенно эффективно процесс формирования проектной компетентности происходит, когда педагог является субъектом инновационной инфраструктуры, работает в инновационном поле, а его деятельность связана с проектированием инноваций.

Инновационная инфраструктура, функционирующая в сетевом формате, в настоящее время существенно увеличивает возможности и для оптимальной работы педагога, и для получения более высоких профессиональных результатов, поскольку именно проектная деятельность помогает педагогу разрабатывать значимые продукты. В свою очередь, сетевое взаимодействие обеспечивает оперативную апробацию и масштабное распространение инновации в системе образования. Таким образом, проектная компетентность становится для современного педагога необходимым инструментом, способствующим личностному росту и формированию результативного профессионального опыта, а её совершенствование в условиях региональной инновационной сетевой инфраструктуры – актуальной проблемой, требующей изучения и решения.

Под региональной инновационной сетевой инфраструктурой в современной научной литературе понимается «совокупность организаций, реализующих в соответствующем статусе инновационные проекты, значимые для региональной системы образования, а также их сетевых партнёров по инновационной работе» [1, с. 5].

Проектная компетентность рассматривается современными учёными и практиками как актуальная и значимая для большинства сфер профессиональной деятельности. Её исследованием занимаются М.А. Агаджанова, О.Г. Артемова, М.А. Безуленко, Т.Е. Белякова, Н.А. Бухтоярова, М.П. Габова, А.А. Гавриков, Т.С. Донникова, С.А. Зайцева, Л.В. Иванова, В.К. Игнатович, К.А. Калякина, И.А. Маханова, О.И. Нагель, М.С. Раева, Л.Б. Рылова, П.В. Смирнов, В.Н. Софьина, М.А. Федорова, Н.Д. Хлебодарова, В.В. Целикова, А.А. Шрейдер, В.В. Якимова и др.

Несмотря на достаточно продолжительную историю изучения феномена проектной компетентности в научно-педагогическом сообществе до сих пор не сформировалось единого взгляда на её формулировку. Она определяется как:

  • система проектировочных умений, основанных на теоретических и практических знаниях о сущности и процедурах проектирования образовательного процесса (Г.Е. Муравьева);
  • умение проектировать материально-пространственную среду для развивающихся процессов труда, быта и общественной жизнедеятельности по законам целесообразности и красоты (В.П. Фалько);
  • мотивированное желание будущего педагога, его готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности по планированию, разработке, реализации, методическому и организационному сопровождению проектов в различных образовательных, научных и социальных сферах (С.А. Зайцева, П.В. Смирнов);
  • проектное мышление, осознание интегративных связей между дисциплинами, способность к самообразованию, профессиональному росту и личностному развитию, повышению уровня конкурентоспособности с помощью проектной деятельности (Н.А. Берднева) и др.

Анализ научных публикаций [2; 3; 4; 5 и др.] привёл нас к следующему определению: проектная компетентность педагога – это его интегративная характеристика, включающая совокупность знаний, умений, опыта и профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих эффективность организации и участия в реализации проектов для системы образования. Наше исследование показало, что формирование проектной компетенции педагога в условиях региональной инновационной сетевой инфраструктуры обладает следующими особенностями:

  • обладает творческой, системной и практико-ориентированной природой;
  • реализуется в инновационном процессе;
  • сопровождается созданием актуальных для системы образования продуктов;
  • осуществляется в рамках коллективного взаимодействия;
  • повышает профессиональное мастерство педагога.

Прежде, чем охарактеризовать наши предложения по формированию проектной компетентности педагога как субъекта региональной инновационной сетевой инфраструктуры, рассмотрим имеющиеся в научных изданиях точки зрения на данный процесс.

Методологические основы в общей теории формирования проектной компетентности рассматривались многими российскими учёными. Так, В.С. Ермоленко [6, с. 18], Д.А. Семенова [7, с. 15], Е.С. Чеботарев [8, с. 17] предлагают использовать компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, Е.Г. Иванова [9, с. 16], С.Ю. Щепул [10, с. 15] –средовой подход и т.д. Очевидно, что такой комплексный феномен должен рассматриваться с разных сторон, с учётом его имманентных характеристик и специфики функционального контекста, в котором он будет реализован. В нашем случае – это пространство, создаваемое региональной инновационной сетевой инфраструктурой. Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание особенности формирования проектной компетентности в условиях инновационного процесса, считаем продуктивным использование следующих подходов:

  • холистического (ориентация на творчество в инновационной деятельности);
  • акмеологического (достижение профессионального совершенствования);
  • квалитативного (обеспечение и оценка качества);
  • праксиологического (нацеленность на эффективность деятельности) подходов.

В соответствии с методологическими подходами современными учёными (Е.Г. Ивановой, Т.А. Парфеновой, А.А. Пикаловой, Т.М. Щегловой и др.) обосновываются принципы формирования проектной компетентности. К ним, в частности, отнесены принципы системности, непрерывности, комплексности, единства, последовательности, практикоориентированности [10; 11; 12; 13 и др.]. Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что для эффективного формирования проектной компетентности педагогов как субъектов региональной инновационной сетевой инфраструктуры совокупность принципов, помимо общенаучных должна включать следующие специфические принципы:

  • активности и творческой самореализации;
  • диагностической обеспеченности;
  • единства управления и самоуправления;
  • интерактивности;
  • информационно-профессиональной мобильности;
  • ориентации на профессионально-личностные ценности;
  • креативности.

Столь сложное и многоаспектное явление как проектная компетентность, обладающее потенциалом для формирования и развития, требует осуществления системных воздействий на личность. Подтверждение мысли о необходимости создания особых педагогических систем, обеспечивающих эффективное формирование проектной компетентности, мы находим у большинства отечественных учёных (Ю.И. Лебедева, А.А. Пикалова, Д.А. Семенова, С.Ю. Щепул и др.), которые разрабатывают, апробируют и представляют в своих трудах разнообразные по набору структурных компонентов и их наполнению системы. Принимая во внимание педагогическую природу процесса формирования проектной компетентности и его структурное строение, большинством исследователей определяются следующие компоненты системы: целевой, методологический, содержательный, технологический, критериально-оценочный, результативный.

Соглашаясь, в целом, с данной точкой зрения, считаем необходимым дополнить указанный перечень ресурсным компонентом, который позволяет аккумулировать интеллектуальные, информационные, методические и другие ресурсы, необходимые для формирования и развития проектной компетентности в условиях работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры и предусматривает наличие информационной платформы для хранения продуктов инновационной деятельности.

Идея этапного формирования проектной компетентности реализована В.С. Ермоленко [6, с. 18], Д.А. Семеновой [7, с. 15], Т.М. Щегловой [12, с. 16]. Они выделяют информационный (формирование знаний), исследовательский (формирование умений) и прикладной (приобретение опыта практической деятельности) этапы. Ю.И. Лебедева [14, с. 15] различает ориентирующий, стимулирующий, информирующий, организующий и экспертирующий этапы создания и развития проектной компетенции. Т.А. Парфеновой [13, с. 17], С.Ю. Щепул [10, с. 15] предложены мотивационно-формирующий, комплексно-формирующий, рефлексно-оценочный этапы. Е.С. Чеботарева [8, с. 17] выделяет ещё и особый предварительный – пропедевтический этап развития компетенции, реализуемый в условиях проектной деятельности. В своём понимании этапов формирования проектной компетентности у педагога мы солидарны с точкой зрения С.В. Белогурова, который выделяет следующие этапы: концептуализации и проблематизации, аналитико-моделирующий, конструктивно-формирующий, коррекционно-диагностический, презентационно-обобщающий [15, с. 18]. Однако, при этом, считаем необходимым включить в перечисленный список экспертно-оценочный этап, в рамках которого проводится экспертное исследование инноваций как результата проектной деятельности и прямого показателя сформированности у педагога проектной компетентности.

Практико-технологическая сторона процесса формирования проектной компетентности традиционно определяется исследователями используемыми методами, формами и средствами.

Интерактивные и активные методы, соответствующие содержательной специфике формируемого вида компетенции, такие как метод проектов, исследовательский метод, метод проблемного, дуального обучения, дискуссии, анализ ситуаций, выполнение практических заданий и др., рассматривались Е.Г. Ивановой [9, с. 16], Е.А. Новиковой [16, с. 18], А.А. Пикаловой [11, с. 16], Т.М. Щегловой [12, с. 16]. По результатам нашего исследования формирование проектной компетентности в рамках региональной инновационной сетевой инфраструктуры успешно осуществляется с использованием методов проблемного обучения, коллективного взаимообучения, баскет-метода, метода партнёрской и обратной связи. Считаем, что их совокупность гармонично сочетается с инновационным процессом и позволяют эффективно решать проектные задачи.

Современными учёными работу по формированию проектной компетенции предлагается вести с применением индивидуальной, парной, групповой и коллективной организованных форм. А.А. Гавриков [17, с. 17], В.С. Ермоленко [6, с. 18], Д.А. Семенова [7, с. 15] и др. выстраивают процесс формирования проектной компетентности через научно-методическое, информационное, андрагогическое, социально-коммуникативное сопровождение. Учитывая специфику работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры, в рамках которой формирование проектной компетентности осуществляется на рабочем месте, в условиях профессиональной деятельности через профессиональное взаимодействие, считаем эффективным применение таких современных форм как: стажировка, проектная сессия, образовательный салон, хакатон, лаборатория и др.

В направлении отбора средств для формирования проектной компетентности Е.А. Новикова [16, с. 18], Д.А. Семенова [7, с. 15], Т.М. Щеглова [12, с. 16] выделяют традиционные, инновационные (тренажёры, средства компьютерного моделирования, виртуальные практикумы) средства. Считаем что, указанные средства относятся к современным и действительно формируют проектную компетентность.

Отметим, что, как любая другая система, процесс формирования проектной компетентности требует создания педагогических условий. Задача их выявления решалась Г.М. Вялковой, Е.Г. Ивановой, Ю.И. Лебедевой, А.А. Пикаловой, Д.А. Семеновой, и др.

Наиболее ценными для нас считаем следующие условия:

  • пролонгированный процесс вовлечения в проектно-конструкторскую деятельность с учётом контекста профессиональной подготовки (Г.М. Вялкова);
  • актуализация личностного смысла к овладению проектной компетентности (Т.М. Щеглова);
  • расширение форм сетевого взаимодействия, направленных на приобретение опыта решения проектных задач (Е.Г. Иванова);
  • применение современных форм организации проектной деятельности (Д.А. Семенова);
  • теоретические условия (освоение слушателями дополнительных профессиональных образовательных программ теоретических основ формирования проектной компетентности педагога) (Ю.И. Лебедева);
  • мониторинг результативности развития проектной компетентности, осуществляемый посредством разработанного оценочно-диагностического инструментария, включающего предложенные критерии и уровни (А.А. Пикалова).

Указанные условия носят универсальный характер и позволяют осуществлять формирование проектной компетентности в реальном инновационном процессе.

В вопросе выявления и обоснования критериев сформированности проектной компетентности среди современных исследователей наблюдается явное единодушие. Так О.С. Вялкова [18, с. 20], В.С. Ермоленко [6, с. 18], Е.Г. Иванова [9, с. 16], Ю.И. Лебедева [14, с. 15], А.А. Пикалова [11, с. 16], С.Ю Щепул [10, с. 15], Т.М. Щеглова [12, с. 16] выделяют следующие критерии: мотивационный, когнитивный, операционный, деятельностный, рефлексивный. Данный подход считаем продуктивным, соответствующим нашему пониманию проектной компетентности и специфике процесса, в котором она формируется.

Таким образом, проектная компетентность педагога, включающая знания, умения, опыт, профессионально-значимые личностные качества, успешно формируется в региональной инновационной сетевой инфраструктуре за счёт постоянного участия педагога в инновационном поиске и выполнении инновационных проектов, обеспечивающих решение проблемы повышения качества образования, при использовании следующих системных механизмов: 1) выстраивается на основе холистического, акмеологического, квалитативного, праксиологического подходов, при соблюдении принципов активности и творческой самореализации, диагностической обеспеченности, единства управления и самоуправления, интерактивности, информационно-профессиональной мобильности, ориентации на профессионально-личностные ценности, креативности; 2) включает целевой, методологический, содержательный, технологический, критериально-оценочный, результативный и ресурсный компоненты; 3) предусматривает использование методов проблемного обучения, коллективного взаимообучения, баскет-метода, метода партнёрской и обратной связи; современных форм, таких как, стажировка, проектная сессия, образовательный салон, хакатон, лаборатория, а также традиционных и инновационных (тренажёры, средства компьютерного моделирования, виртуальные практикумы) средств.

Список литературы

  1. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
  2. Ермоленко В.С. Особенности и результативность сопровождения развития проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации // Научное мнение. 2023. № 3. С. 113–118.
  3. Мирошниченко, Е. С. Технология развития проектной компетентности учителя // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 6(64). С. 68–75. https://doi.org/10.25726/o9231-5981-2499-w
  4. Муллер О.Ю. Сущность и структура понятия «проектная компетентность будущих педагогов в вузовской среде» // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 12. С. 77–80. https://doi.org/10.20339/AM.12-21.077
  5. Яковлева Н.О. Проектировочная компетентность как важный фактор профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. С. 28–29.
  6. Ермоленко В.С. Сопровождение развития проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 2023. 24 с.
  7. Семенова Д.А. Интернет-технологии в формировании проектной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань. 2021. 24 с.
  8. Чеботарева Е.С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: на материале подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск. 2010. 25 с.
  9. Иванова Е.Г. Формирование проектировочной компетентности у бакалавров автодорожного строительства в условиях цифровой образовательной среды вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары. 2022. 23 с.
  10. Щепул С.Ю. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. М. 2023. 25 с.
  11. Пикалова А.А. Развитие проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск. 2020. 22 с.
  12. Щеглова Т.М. Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования : на материале укрупненной группы специальностей и профессий «Технологии легкой промышленности»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород. 2016. 26 с.
  13. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов начальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара. 2019. 24 с.
  14. Лебедева Ю.И. Педагогические условия формирования проектной компетентности педагога в дистанционном обучении системы дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел. 2022. 24 с.
  15. Белогуров С.В. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 2016. 25 с.
  16. Новикова Е.А. Формирование социально-проектной компетентности бакалавра социальной работы в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел. 2013. 21 с.
  17. Гавриков А.А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск. 2015. 26 с.
  18. Вялкова О.С. Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск. 2021. 24 с.