Региональные площадки как субъекты инновационной инфраструктуры: виды, значение, особенности функционирования

Loading

Е.С. Бухтияр1, В.В. Гайдукова2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 Ekaterina.bukhtiyar@yandex.ru
2 406-408@mail.ru

Аннотация

Для успешного функционирования региональной инновационной инфраструктуры должна быть создана система площадок, ориентированных на внесение инновационного вклада по более предметным и локальным областям. Площадки – это образовательные организации, которым присвоен официальный статус, позволяющий разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образовательной деятельности и управления системой образования. В статье определены и охарактеризованы три вида площадок, организовываемых региональным Институтом развития образования: 1) стажировочные, позволяющие формировать и транслировать инновационный опыт в режиме курсовой подготовки слушателей; 2) передового педагогического опыта, обеспечивающие создание и апробацию инновационных продуктов для региональной системы образования; 3) опорные, действующие в инновационном поле по заказу министерства и создающие актуальные инновации в форме опыта или продукта в соответствии с оперативными изменениями системы образования. Представлены их цель, задачи, принципы деятельности, механизмы координации деятельности.

Ключевые слова

региональная система образования, инновационная инфраструктура, стажировочные площадки, площадки передового педагогического опыта, опорные площадки

Для цитирования

Бухтияр Е.С., Гайдукова В.В. Региональные площадки как субъекты инновационной инфраструктуры: виды, значение, особенности функционирования // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 54–63.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_54

Информация об авторах

Екатерина Сергеевна Бухтияр – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края
Вера Васильевна Гайдукова – старший методист центра методической поддержки инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту
«Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 28 от 19.01.2024.

Инновационные процессы в современной системе образования призваны обеспечить создание, апробацию и распространение инноваций. При этом координация инновационной активности педагогов в масштабах региона или страны обеспечивается инновационной инфраструктурой, под которой понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления и функционирования инновационных процессов. Инновационная инфраструктура является обязательным компонентом региональной системы образования, повышает её инновационный потенциал и обеспечивает стратегическое развитие. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2019 № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» [1] регулирует инновационную инфраструктуру только на уровне федеральных и региональных инновационных площадок. Однако они не могут охватить все направления образовательной деятельности, обладающие инновационным потенциалом. Мы считаем, что для полноценного выполнения инновационной инфраструктурой поставленных задач и повышения эффективности её функционирования следует уделять особое внимание более детализированным направлениям работы организаций, имеющих статус той или иной площадки. Для успешного функционирования региональной инновационной инфраструктуры должна быть создана целая система площадок, ориентированных на внесение инновационного вклада по более предметным и локальным областям.

Современная образовательная организация должна предоставлять образовательные услуги, обладающие конкурентными преимуществами. Одним из путей их формирования является выпуск новой продукции, услуг, создания инновационных характеристик своего опыта, успешное развитие профессиональных компетенций педагогов. При этом именно региональный Институт развития образования может и должен вносить существенный вклад в расширение инновационных возможностей образовательной системы.

Проблемой развития и совершенствования инновационной инфраструктуры занимались О.С. Белокрылова и Н.В. Погосян [2; 3], М.С. Бондаренко [4], Е.В. Заверза [5], Т.И. Клименко [6], Д.А. Кириченко [7], Н.О. Яковлева [8] и др. Исследованиям инновационных площадок различного субъектного уровня посвящены работы О.И. Атлас [9], В.В. Гайдуковой и Е.С. Бухтияр [10], О.О. Киселёва [11], Р.Р. Максудова [12], Т.В. Пристинской [13], А.Г. Хузагарипова [14] и др. В частности, в контексте повышения эффективности и качества инновационных процессов, анализируется опыт регионов по созданию экспериментальных, интегрированных, модельных, пилотных, сетевых и других видов площадок взаимодействия.

Опираясь на научные изыскания и собственное исследование в данном направлении, мы рассматриваем региональную инновационную инфраструктуру как систему связей между объектами инновационной деятельности, которые производят новые знания и преобразуют в новые продукты, обеспечивая их распространение в регионе. В практическом плане, она подразумевает совместное использование информационных, инновационно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов.

В рамках нашего исследования площадками будут называться образовательные организации, которым присвоен официальный статус, позволяющий разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образовательной деятельности и управления системой образования.

Мы считаем, что оптимальным дополнением региональной инновационной инфраструктуры, позволяющим расширить её ресурсы и возможности, является организация на базе регионального Института развития образования, как минимум, трёх видов площадок:

  • стажировочные, позволяющие формировать и транслировать инновационный опыт в режиме курсовой подготовки слушателей;
  • передового педагогического опыта, обеспечивающие создание и апробацию инновационных продуктов для региональной системы образования;
  • опорные, действующие в инновационном поле по заказу министерства и создающие актуальные инновации в форме опыта или продукта в соответствии с оперативными изменениями системы образования.

Прежде чем дать характеристику каждому виду площадок, сформулируем общие позиции, определяющие их функционирование в региональной системе образования.

Основным механизмом включения организаций в региональную инновационную инфраструктуру системы общего образования должно являться успешное прохождение конкурсного отбора (подготовка заявки, выполнение требований технической и содержательной экспертизы, аудит соответствия ресурсного обеспечения). При этом организация должна иметь успешный опыт сотрудничества с Институтом развития образования и участия в инновационных проектах или региональных конкурсах.

Нормативными основаниями для работы площадок являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», документы Министерства просвещения Российской Федерации, региональные правовые акты, регламентирующие образовательную и инновационную деятельность.

К основным задачам работы площадок Института развития образования относится [15, с. 48–49]:

  1. мотивация участников к продуктивному профессиональному взаимодействию;
  2. совместное решение актуальных проблем образования;
  3. повышение профессионального уровня участников;
  4. организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  5. обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  6. диссеминация инновационного опыта, распространение успешных педагогических и управленческих практик;
  7. поддержка образовательных инициатив;
  8. проведение образовательных, тематических, методических мероприятий;
  9. методическая поддержка и содействие профессиональному росту педагогических и иных работников сферы образования;
  10. создание единого информационного пространства, базы материалов учебного и методического назначения и опыта их применения.

Для обеспечения эффективной работы площадки необходим комплекс управленческих функций: от определения плана работы до подготовки отчётов (организация взаимодействия, контроль достижения целей, информационная поддержка проводимых мероприятий и т.д.). Эти функции должен выполнять куратор площадки, назначенный из числа работников Института развития образования.

Помимо куратора, инициирующего открытие площадки и координирующего её работу в соответствии с формальными требованиями, будет продуктивным подключение научного руководителя, отвечающего за достижение площадкой инновационных результатов. Научный руководитель площадки не только осуществляет координацию инновационной деятельности по вопросам, возникающим в ходе работы, но и оказывает помощь в структурировании профессиональных задач, проведении исследований и подготовке научно-методических материалов; участвует в проверке, обобщении и описании результатов деятельности площадки, организовывает совместные координационные и консультационные мероприятия (семинары, совещания) по тематике деятельности площадки, оказывает содействие в трансляции и публикации инновационных и методических продуктов, созданных в ходе работы образовательной организации в статусе площадки Института развития образования.

Функционирование любой площадки как субъекта региональной инновационной инфраструктуры и интенсивность её деятельности по осуществлению инновационного поиска требует организации непрерывного информационного сопровождения.

Полная информация о работе всех площадок должна быть размещена в открытом доступе. Например, на официальном сайте Института развития образования может быть создан специальный раздел. Открытый доступ обеспечивает бесплатный постоянный онлайн-путь к размещённым в интернете документам для их чтения, использования в качестве примера оформления своих документов и распространения. Информация о работе площадки делится на нормативную и планово-отчётную документацию. Пример нормативной информации приведён в таблице 1. Шаблоны документов, указанных в таблице, как правило, приводятся в положениях о работе площадок.

Таблица 1. Характеристика площадки как компонента региональной инновационной инфраструктуры

Занимаемая позиция

Характеристика

Вид ОО

На статус площадки могут претендовать образовательные организации, реализующие программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, среднего профессионального образования, сетевые структуры вне зависимости от организационно-правовой формы, типа, вида (например, СОШ, ДОО и т.д.)

Название ОО / МО

Указывается название образовательной организации и муниципалитета, к которому она принадлежит

Профильное подразделение/ Руководитель

Указывается название профильного подразделения, в предметной области которой организация выбрала тему

Тема

Указывается сформированная образовательной организацией и согласованная с профильным подразделением тема площадки

Срок деятельности

Указывается срок деятельности площадки (согласно положениям Института развития образования, статус всем площадкам присваивается стандартно на 3 года, но деятельность некоторых организаций может быть прекращена досрочно или продлена на 1 год в зависимости от отдельных обстоятельств, закреплённых в текущем положении)

Заявка

Прикрепляется ссылка на подписанный соискателем на статус площадки Института документ на имя ректора с указанием направления работы, профильным подразделением или структурным подразделением, на основе которого предполагается создание площадки

Аналитическая справка

Прикрепляется ссылка на документ, подписанный образовательной организацией, претендующей на статус площадки и профильным подразделением Института, включающий описание состояния методической и инновационной деятельности образовательной организации по выбранному направлению с обоснованием готовности к работе в статусе определённой площадки; материально-технических условий, обеспечивающих успешное функционирование и развитие; кадрового потенциала, обеспечивающего заявленные результаты работы. Частью аналитической справки является план работы, который включает перечень мероприятий на весь период функционирования площадки с разбивкой по годам

Выписка из протокола заседания профильного подразделения

Прикрепляется ссылка на документ, представляющий решение заседания профильного подразделения Института. В процессе заседания профильного подразделения, претендующей на статус площадке назначают руководителя из числа членов профильного подразделения, проводят обсуждение плана работы

Приказ о присвоении статуса

Прикрепляется ссылка на документ о присвоении статуса площадки Института

Контроль эффективности работы площадки предусматривает: 1) подготовку планово-отчётной документации с разбивкой по годам, которая согласуется куратором от Института и размещается на официальном сайте организации; 2) открытое обсуждение отчётов на заседаниях совета при Институте развития образования с целью определения эффективности работы и направлений необходимой поддержки.

Поскольку планы работы определяют всю деятельность площадки в указанный период, то они должны предусматривать мероприятия, выстроенные в логике решения профессиональных проблем и достижения инновационных результатов.

В отношении отчётов о деятельности площадки отметим, что они готовятся руководителем и должны касаться следующих направлений:

  • состав участников и ответственных за мероприятие;
  • сроки проведения мероприятий;
  • наполнение регионального банка инновационных продуктов методическими, учебными, контрольно-измерительными и другими ресурсами и материалами, накопленными за время работы площадки.

Представим специфические характеристики каждой из площадок, обладающих инновационным потенциалом и возможностью стать полноценными субъектами региональной инновационной инфраструктуры.

Стажировочная площадка повышения квалификации для слушателей курсов предполагает разработку и распространение инновационных содержательно-управленческих форм, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров системы общего образования. Институт развития образования как курирующая организация должен обеспечивать для слушателя необходимые условия организации образовательного процесса на базе стажировочной площадки [9, с. 71]:

  • подробный инструктаж и возможность впоследствии всегда задать необходимые вопросы своим кураторам от самой площадки Института и получить от них развёрнутую консультацию;
  • предоставление слушателю доступа к комплексу теоретических и технологических информационных аспектов, необходимых для решения им своих задач (структурированная подборка методических материалов, на основе которых специалисты ведут свою текущую работу, с обязательным навигатором по этому массиву материалов для слушателя);
  • строго обязательное рефлексивное сопровождение слушателя на всём протяжении работы.

В целом, стажировочные площадки Института позволяют слушателям не только освоить инновационное содержание курсов, но и ознакомиться с иными аспектами работы образовательной организации, например: порядком работы внутришкольного методического объединения; организацией пространства детского сада, формами участия учеников в преобразовании пространства школы, организацией и сопровождением внутришкольного детско-взрослого сетевого чата; особо результативными формами внеурочной деятельности, используемыми в организации и др.

Таким образом, основное значение деятельности стажировочной площадки состоит в создании образовательной среды, позволяющей транслировать в форме стажировки актуальный педагогический опыт, инновационные идеи по конкретным направлениям деятельности образовательной организации для слушателей курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки на основе индивидуальных образовательных программ.

Площадка передового педагогического опыта является базой по организации методического сопровождения руководителей, педагогов и образовательных организаций по вопросам, представляющим ценный опыт инновационной деятельности. Целью её деятельности является трансляция лучших образцов педагогической практики и пропаганда инновационных идей и достижений. Для реализации такой цели площадка выявляет, анализирует, обобщает и распространяет актуальный педагогический, управленческий и инновационный опыт по своему направлению деятельности, в соответствии с современными достижениями педагогической теории и практики, а также систематизирует и описывает опыт инновационной деятельности, ведёт подготовку к участию в муниципальных и региональных конкурсах инновационных продуктов.

Площадка создаёт условия для ознакомления педагогических кадров с опытом работы педагогического коллектива и с опытом отдельных педагогов. Но самое главное, профильное подразделение Института совместно с образовательной организацией, имеющей статус площадки передового педагогического опыта, готовит методические материалы, обеспечивающие трансляцию созданных инновационных продуктов.

Опорная площадка реализует основные задачи и инновационные подходы к содержанию, механизмам, условиям внедрения актуальных тенденций и ключевых направлений деятельности региональной политики системы образования в муниципальных учебных заведениях. Целью её деятельности является проверка и апробация в реальных условиях образовательной организации результатов реализации региональных образовательных проектов (новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, новых инструментов организационно-правового и финансово-экономического обеспечения системы образования и др.), предполагающих достижение качественно новых образовательных результатов.

Опираясь на собственный опыт работы с опорными площадками считаем, что ежегодные результаты её деятельности следует оформлять в виде аналитических отчётов в соответствии с содержанием утверждённой программы. Именно так, можно обеспечить результативность всех жизненных циклов выполняемого проекта.

В отличие от стажировочных площадок и площадок передового педагогического опыта, инициатором создания опорной площадки является региональное министерство образования. Институт выступает координатором работы опорной площадки и по согласованию с министерством разрабатывает техническое задание на выполнение регионального проекта. Отбор образовательных организаций для присвоения им статуса опорной площадки осуществляется министерством.

Институт развития образования, в свою очередь, обеспечивает:

  • организацию информационно-методического сопровождения апробационных работ;
  • обучение и подготовку участников апробационных работ (при необходимости);
  • отслеживание хода реализации проекта на основе отчётных документов и его корректировку (при необходимости);
  • организацию распространения успешного опыта по итогам деятельности опорной площадки.

Обобщено отличия представленных видов площадок приведён нами в таблице 2.

Таблица 2. Основные отличия площадок различного вида

Параметр

Вид площадки

Стажировочная площадка повышения квалификации для слушателей курсов

Площадка передового педагогического опыта

Опорная площадка

Назначение

Для проведения ДПП ПК

Для создания методических продуктов

Для апробации в реальных условиях результатов реализации региональных образовательных проектов

Срок

Календарный год

Учебный год

Календарный год

Инициатор

Институт развития образования

Образовательная организация

Региональное министерство

Отчётность

К отчётам прилагается расписание, подтверждающее проведение занятий в рамках реализации ДПП ПК на базе стажировочной площадки (не менее 34 часов)

В отчёте указываются публикации, методические материалы и т.д.

В отчёте в соответствии с содержанием программы опорной работы описываются результаты апробации

Таким образом, появление и широкое распространение площадок как практико-ориентированной формы дополнительного профессионального образования и трансляции инновационного опыта педагогов вызвана необходимостью активизации процесса обновления профессиональных компетенций педагогических работников. Однако, разработка моделей различного вида площадок, решающих конкретные актуальные задачи в области дополнительного профессионального образования педагогических работников и обеспечивающих активную трансляцию инновационного опыта в образовании, будет индивидуализированным процессом для каждого региона.

Площадки Института развития образования могут и должны стать субъектами региональной инновационной инфраструктуры и обеспечивать создание единой образовательной среды, направленной на разработку инноваций и создание организационно-педагогических условий для развития профессионализма педагогических работников региональной системы образования через стажировку, создание методических продуктов и апробацию результатов реализации региональных образовательных проектов.

Список литературы

  1. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования: утвержден приказом Минобрнауки России № 21н от 22.03.2019 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72487934/ (дата обращения 03.2024).
  2. Белокрылова О.С., Погосян Н.В. Инновационная инфраструктура университета: монография. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2021. 162 с.
  3. Погосян Н.В. Конкурентоспособность инновационной инфраструктуры университетов в эпоху цифровой экономики // Конкурентоспособность национальных экономик и регионов в контексте глобальных вызовов мировой экономики: сб. науч. тр. IV междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону; Таганрог, 18–19 апреля 2019 года. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. С. 193–197.
  4. Бондаренко М.С. Инновационная и научная инфраструктура как правовые категории: понятие и содержание // Актуальные проблемы гражданского права. 2023. № 1(21). С. 197–207.
  5. Заверза Е.В. Модель развития региональной инновационной инфраструктуры на основе развития инфраструктуры и систематизации инновационной деятельности // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 1(28). С. 549–555.
  6. Клименко Т.И. Методологические подходы управления услугами инновационной инфраструктуры // Актуальные исследования и разработки в области социально-экономических и технических наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф. ЧУДПО «Научно-исследовательский и образовательный центр», Чистополь, 24 апреля 2020 года. Казань: ООО ПК «Астор и Я» 2020. С. 78-83.
  7. Кириченко Д.А. Инновации и инновационная инфраструктура предприятия: сущность, современное состояние // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2(51). С. 70–75.
  8. Яковлева Н.О. Региональная инновационная сетевая инфраструктура как компонент системы образования: сущность, значение и характеристики // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 81–92. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_81
  9. Атлас О.И. Организационные механизмы создания региональной площадки сетевого взаимодействия // Вестник Курганского государственного университета. 2020. № 1(55). С. 69–72.
  10. Гайдукова В.В., Бухтияр Е.С. Эффективные механизмы сопровождения деятельности инновационных площадок в региональной системе образования // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 48–57. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_48
  11. Киселева О.О. Организация деятельности стажировочной площадки как формы повышения квалификации педагогов // Управленческие, правовые и социальные аспекты экономического развития России и зарубежных стран. М.: Инфра-М, 2022. С. 201–213.
  12. Максудов Р.Р. От локальных экспериментов к инновационным регионам. Этапы создания пилотных площадок в рамках разработки модели восстановительной ювенальной юстиции в России. М.: Информполиграф, 2010. 89 с.
  13. Пристинская Т. В. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов в условиях деятельности стажировочных площадок // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 25–32. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_25
  14. Хузагарипов А.Г. Практическое применение инновационной площадки «информационно-коммуникационная платформа «Опытная площадка 5.0» // Народное образование. 2021. № 4(1487). С. 168–173.
  15. Гайдук Т.А., Бутова В.В. Развитие сетевой инновационной инфраструктуры региональной системы образования // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 47–55. 
    https://doi.org/10.55523/27822559_2021_3_47