Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

Loading

Е.Н. Азлецкая1, Е.Н. Швецова2, С.В. Дахина3
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
², ³ Детский сад комбинированного вида № 94, Краснодар, Россия
1 eazletskaya@mail.ru
2 el.schwetsova2014@yandex.ru
3 dakhina1974@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ результатов реализации программы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования. Оценка индивидуальных способностей детей включала такие аспекты, как мотивационная активность, интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетические аспекты и выполнение творческих работ. Результаты исследования показали, что дети, участвовавшие в программе, показали более высокие результаты по всем аспектам творческой деятельности по сравнению с теми, кто не участвовал в программе. Реализация программы повысила мотивацию, креативность, когнитивные функции, социальное и эмоциональное развитие детей. Особенно важным было повышение образовательной мотивации детей, что свидетельствует о росте интереса и внутренней мотивации к творчеству. Доля детей с высоким уровнем мотивации значительно увеличилась после участия в программе, что свидетельствует об успешном влиянии нетрадиционных техник рисования на стимулирование интереса к творчеству. Полученные результаты подчёркивают эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей и общего развития дошкольников.

Ключевые слова

дошкольный возраст, творческие способности, нетрадиционные техники рисования, мотив, интеллектуально-логические навыки, интеллектуально-поисковые способности, коммуникативные навыки, эстетические аспекты личности

Для цитирования

Азлецкая Е.Н., Швецова Е.Н., Дахина С.В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 34–42.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_34

Информация об авторах

Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, Почетный работник общего образования, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Елена Николаевна Швецова – воспитатель детского сада комбинированного вида № 94 (Краснодар).
Светлана Владимировна Дахина – учитель-логопед детского сада комбинированного вида № 94 (Краснодар).

Текст статьи

Одной из ключевых целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержание и уважение уникальности каждого ребёнка, стимулирование его индивидуальности и творческих способностей.

В науке существует множество подходов к трактовке творческих способностей. Т.В. Черноусова-Никонорова [1] выделяет три основные точки зрения в разрешении вопроса о творческих способностях: первая – творческие способности не существуют (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу); вторая – творческая способность (креативность) представляет собой самостоятельный фактор, независимый от уровня интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев); третья – высокий интеллектуальный уровень подразумевает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг). Нам более близок подход С.Л. Рубинштейна [2], который включал в основу творческих способностей разнообразные психические качества и свойства, необходимые для реализации творческой деятельности. В рамках нашего исследовании мы определяем творческие способности как психические свойства и качества личности, необходимые для успешного овладения различными видами художественной деятельности.

По мнению Н.С. Лейтеса [3], творческие способности не являются врождёнными, врождёнными являются задатки, которые, по мнению А.И. Савенкова [4], необходимо вовремя обнаружить и развить. Как отмечают исследователи, сензитивным периодом развития творческих способностей являются дошкольный и младший школьный возраст. Именно тогда происходит становление произвольности психических процессов, что является основой становления творческих способностей. Исследования Л.С. Выготского [5], Д.Б. Богоявленской [6], И.С. Бухароойа [7], В.К. Вилюнаса [8], В.И. Петрушина [9], С.Л. Рубинштейна [2] и др. показывают, что творческое мышление способствует развитию у детей широкого спектра навыков и качеств, в частности, гибкости мышления, умения находить нестандартные решения, креативности, самостоятельности и инициативности. Они играют важную роль в успешном обучении и адаптации детей в современном мире, который характеризуется постоянными изменениями и быстрым развитием технологий. Также исследования подтверждают, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует их позитивному эмоциональному и социальному развитию. Дети, обладающие развитыми творческими способностями, проявляют более высокую мотивацию к саморазвитию и адаптивность к новым ситуациям.

Современные исследования развития творческих способностей переходят в плоскость разработки конкретных методик, соответствующих современным требованиям. Представим наш опыт работы в этом направлении.

Ранее на базе детского сада комбинированного вида № 94 (Краснодар) в статусе краевой инновационной площадки нами была разработана и апробирована двухгодичная программа развития творческих способностей для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи «Арт – Личность», которая реализуется как дополнительная образовательная программа в студии «Цветные лучики» [10; 11]. Продолжая данную работу, мы исходили из того, что «уровень творческих способностей не зависит от уровня интеллекта (т. е. высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений); низкий же интеллект не является препятствием для творческих способностей (например, оригинальные, талантливые рисунки детей с пограничным уровнем интеллекта)» [1, с. 170].

Мы провели апробацию программы «Арт – Личность» среди детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) (далее – АОП ДО). Программа АОП ДО разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и опирается на Федеральную адаптированную образовательную программу для детей дошкольного возраста с учетом специфики образовательного учреждения, региональных особенностей, индивидуальных образовательных потребностей детей. Она определяет цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования, с учётом специфики и особенностей каждого воспитанника.

В исследовании приняли участие дети 5–7 лет с письменного согласия родителей, всего – 26 человек. Для выявления результативности программы «Арт – Личность», после года её реализации, нами изначально было выделено две подгруппы респондентов:

  • дети, изъявившие желание обучаться дополнительно в студии «Цветные лучики», 14 человек (далее – участники студии);
  • дети, не изъявившие желание обучаться дополнительно в студии «Цветные лучики», 12 человек (далее – не посещающие студию).

Таким образом, все дети, участвовавшие в исследовании, обучались по одной и той же программе АОП ДО, при этом дети первой подгруппы дополнительно обучались в студии «Цветные лучики» по программе развития творческих способностей «Арт – Личность».

Развитие личности нами было изучено при помощи предложенной В.И. Андреевым модели творческих способностей [12]. Оценка индивидуальных способностей каждого ребёнка в ходе образовательно-творческой деятельности включала в себя вердикт не менее трёх экспертов, наблюдавших за его творческими усилиями (в студии и в организованной образовательной деятельности по основной программе обучения). Аспекты личности и способности были сгруппированы в следующие категории: мотивационная активность и ориентированность личности, интеллектуально-логические умения, интеллектуально-поисковые способности, способности к самоуправлению в творческой сфере, коммуникативные творческие навыки, эстетические аспекты личности, способствующие успешной творческой деятельности, а также результативность творческой работы личности. На основании результатов исследования вышеуказанных показателей с использованием специального ключа определенного в методике, нами рассчитывался уровень активности. Результаты обработки полученных данных представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние показатели образовательно-творческой деятельности детей дошкольного возраста (в баллах)

Показатели образовательно-творческой деятельности

Диапазон оценок экспертов (в соответствии с моделью Г.И. Щукиной)

Участники студии

Не посещающие студию

До

После

До

После

Мотивационно-творческая активность и направленность

от 6 до 60

14,00

24,00

11,39

11,89

Интеллектуально-логические способности

от 5 до 50

16,03

31,52

14,94

15,98

Интеллектуально-эвристические способности

от 6 до 60

16,78

32,61

15,06

15,15

Способности к самоуправлению в творческой деятельности

от 4 до 40

21,70

21,70

10,06

10,17

Коммуникативно-творческие способности

от 3 до 30

7,89

16,24

7,61

8,11

Эстетические качества личности

от 1 до 10

3,03

5,70

2,61

2,67

Результативность творческой деятельности личности

от 2 до 20

6,12

10,88

5,03

6,17

Уровень активности

от 25 до 250

22,89

41,24

21,22

21,34

Анализ средних значений оцениваемых способностей и качеств личности респондентов до апробации программы «Арт – Личность» позволяет сделать предположение о том, что не существует значимых различий между группой детей, собиравшихся заниматься творчеством в студии «Цветные лучики», и группой, которая не планировала посещать студию. Для уточнения результата мы провели расчёт статистической значимости различий между двумя независимыми выборками, применив U-критерий Манна-Уитни. Поскольку большинство значений коэффициентов асимптотической значимости (двусторонние) (кроме блока «Способности к самоуправлению в творческой деятельности») превысили уровень 0,05, можно сделать вывод о том, что исследуемые оценки способностей и качеств личности не имеют статистически значимых различий. Следовательно, дети из числа участников студии и не посещающих студию на момент начала реализации программы показывали идентичный уровень развития творческих способностей. Уровень творческой активности обеих подгрупп репродуктивно-подражательный. Этот результат открыл для нас перспективы для анализа факторов, влияющих на формирование и развитие творческого потенциала у детей, выделенных в подгруппы на начальном этапе исследования.

Представленные в таблице 1 данные средних значений оцениваемых способностей и качеств личности респондентов после апробации программы «Арт – Личность» ярко демонстрируют различия в исследуемых показателях, проявившиеся после реализации одного года программы развития.

Проведённые расчёты с использованием U-критерия Манна-Уитни подтвердили статистическую значимость этих различий: все коэффициенты асимптотической значимости (двусторонней) ниже уровня 0,05 при уровне значимости 0,001. Эти результаты говорят о важности воздействия программы на различные аспекты личности и творческие способности участников студии и подтверждают успешность проведённых мероприятий по развитию данных качеств. В результате года обучения детей дошкольного возраста по программе развития творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования они проявили более высокие показатели во всех аспектах творческих способностей по сравнению с теми, кто не участвовал в данной программе. Они демонстрируют стойкое стремление к освоению новых знаний и методов деятельности в области творчества. Их пытливость проявляется в желании знать и уметь больше необходимого для творческой работы. Они задают много вопросов и проявляют интерес к углублённому пониманию материала. Дети, занимавшиеся в студии, развили воображение и способности к творческому мышлению, приобрели способность формулировать и анализировать творческие задачи, чётко и логично излагать свои мысли, использовать обобщённые суждения для ясной коммуникации в сущности задачи или процесса. Они умеют генерировать и аргументированно выражать свои идеи, рассуждать для установления связей между известным и неизвестным в творческом процессе. Дети, занимавшиеся в студии, проявили организационные, интеллектуальные и волевые качества в творческой деятельности, умение исправлять свои ошибки, использовать творческий опыт других, сотрудничать в процессе творчества. Они научились придерживаться эстетических принципов и применять свои знания и опыт в рамках творческих работ. Всё это делает их способными к полноценному применению творческих принципов и раскрытию индивидуального потенциала при выполнении нетрадиционных художественных задач. Выявлено, что дети, посещающие студию, при занятиях творчеством проявляют поисково-исполнительскую активность, тогда как дети, не посещающие студию, остаются на уровне репродуктивно-подражательного поведения.

Для определения мотивов творческой деятельности и их уровня использовалась методика М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» [13] в адаптации Е.Н. Азлецкой и Е.Н. Швецовой для детей дошкольного возраста с учётом предмета исследования – творческая мотивация. Цель данного исследования заключалась в выяснении основного мотива, побуждающего детей к занятиям рисованием: будь то стремление к образованию, социализации, утверждению своего статуса, игровому процессу или оценке своих творческих способностей. Кроме того, был проведён анализ уровня сформированности данных мотивов.

Согласно методике исследования, каждому ребёнку был представлен рассказ о мальчиках (или девочках, в зависимости от пола участника), где герои делились своими мотивами посещения художественной студии, сопровождаемый визуальными схемами. После того как ребёнок внимательно ознакомился с рассказом, исследователь задавал ему ряд вопросов: «Кто, по твоему мнению, прав? С кем из персонажей ты бы предпочел рисовать вместе? С кем ты почувствовал бы желание подружиться?» Каждый раз ребёнок делал последовательные выборы, а исследователь фиксировал эти ответы в специальной форме. Полученные ответы рассматривались как ключевые показатели текущих мотиваций участника. Согласно теории М.Р. Гинзбурга [13], важными являются такие мотивации, как образовательная, социальная, и позиционная. Предпочтение этих мотиваций в выборе ребёнка свидетельствует о его готовности к творческой деятельности.

Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Ведущие мотивы рисования до и после года апробации программы «Арт – Личность» (%)

Ведущий мотив

Участники студии

Не посещающие студию

До

После

До

После

Образовательный

27

64

17

17

Игровой

2

9

25

25

Позиционный

18

18

17

17

Социальный

9

9

17

42

Получения награды

18

0

25

0

Из таблицы 2 видно, что у 27% участников студии и у 17% детей, не посещающих студию, проявился как ведущий образовательный мотив к творческой деятельности ещё до начала программы. Это может свидетельствовать о более высоком интересе детей из числа участников студии к образовательной составляющей творчества и, возможно, о хорошей мотивации для участия в студии. Заметим, что у остальных детей, независимо от подгруппы, ведущие мотивы распределены более равномерно. Игровой мотив присутствует у 27% участников студии и у 25% детей из числа не посещающих студию, позиционный мотив у 18% и у 17% детей соответственно, а желание получить награду у 18% и у 25% детей соответственно по подгруппам. Данные показывают, что эти мотивы участия в творческой деятельности были схожи и не имели статистически значимых различий между группами.

Интересно отметить, что социальный мотив был менее выражен у детей из числа участников студии (9%) по сравнению с детьми, не посещающими студию (17%). Это может указывать на то, что участники студии склонны больше к индивидуальной работе и саморазвитию, в то время как дети, не посещающие студию, могли ориентироваться на социальное взаимодействие и признание в группе.

Из представленных в таблице 2 результатов также можно сделать следующие выводы: после реализации программы развития творческих способностей у участников студии наблюдается значительный рост образовательного мотива, который стал ведущим для 64%. В то же время, у не посещающих студию доля детей со схожим мотивом осталась на прежнем уровне – 17%. Это свидетельствует о более ярко выраженном интересе участников студии к образовательной составляющей творчества и успешной работе программы развития. Для детей шестого года жизни наличие образовательного мотива значимо, поскольку он способствует их интеллектуальному развитию, расширению знаний и умений. Этот мотив может считаться нормативным, поскольку развитие творческих способностей важно для общего развития ребёнка.

Заметим, что социальный мотив через год стал ведущим у 42% детей, не посещающих студию, в то время как доля детей – участников студии с таким мотивом осталась неизменной – 9%. Это указывает на более выраженное стремление детей, не посещающих студию, к социальному взаимодействию и признанию в группе, в то время как это не является основным мотивом для участия в творческой деятельности у участников студии. Для шестилетних детей социальный аспект играет значительную роль. Участие в творческой деятельности способствует формированию дружеских отношений, развитию навыков коллективного взаимодействия и умению выражать свои мысли и идеи. Социальный мотив обычно является нормативным и важным для развития детей.

Следует отметить, что у остальных детей (обеих групп) также присутствуют и другие мотивы к творческой деятельности, но они выделяются лишь у небольшого числа участников. Интересно, что доля участников студии с игровым мотивом снизилась на 18%, в то время как у не посещающих студию она осталась на уровне 25%. Это может свидетельствовать о том, что программа развития творческих способностей способствует формированию образовательно-ориентированного подхода к творчеству у детей – участников студии. Справедливо также отметить, что возраст шести лет характеризуется активным игровым поведением. Участие в творческой деятельности может рассматриваться как форма игры, способствующая развитию воображения, способностей к самовыражению и социальным навыкам. Игровой мотив также является нормативным для детей этого возраста. Кроме того, в этом возрасте дети могут проявлять интерес к занятию лидирующих позиций в рамках творческих групповых занятий. Они стремятся к узнаваемости, признанию со стороны сверстников и взрослых. Однако важно соблюдать баланс между конкуренцией и сотрудничеством, чтобы поддерживать разностороннее развитие детей. Дети этого возраста могут испытывать мотивацию через поощрение, похвалу и награды за свои творческие достижения. Этот мотив может быть как положительным (стимулирует усердие и результативность), так и вызывать определённые риски, если акцент делается исключительно на внешние поощрения, а не на сам процесс и удовольствие от творчества.

Итак, в оценке нормативности мотивов к творческой деятельности детей шести лет важно учитывать их индивидуальные особенности, потребности и контекст взаимодействия. Поддержание разнообразных мотивационных аспектов способствует полноценному и гармоничному развитию ребёнка.

В таблице 3 отображены результаты исследования уровня ведущего мотива к рисованию детей дошкольного возраста до и после года апробации программы «Арт – Личность».

 Таблица 3. Результаты исследования уровня мотивов рисования до и после года апробации программы «Арт – Личность» (%)

Уровень мотива

Участники студии

Не посещающие студию

До

После

До

После

Высокий

27

64

17

17

Средний

36

27

17

25

Низкий

36

9

67

58

 Результаты, представленные в таблице 3, указывают на то, что как у детей – участников студии, так и из числа не посещающих студию были выявлены все уровни ведущего мотива к творческой деятельности как до, так и после реализации программы. Однако наиболее значительные изменения произошли среди участников студии. После реализации программы творческого развития доля детей с высоким уровнем мотивации значительно возросла с 17% до 64%, что указывает на положительное влияние участия в программе на стимулирование интереса и внутренней мотивации участников студии. В то же время, доля детей с низким уровнем мотивации существенно снизилась с 36% до 9%, что свидетельствует об уменьшении оттока детей с низкой мотивацией и повышении их интереса к творческой деятельности.

Как можно видеть в таблице 3, у детей, не посещающих студию, изменения менее выражены: доля детей с высоким уровнем мотивации осталась неизменной на уровне 17%, в то время как доля детей с низким уровнем мотивации снизилась незначительно с 67% до 58%. Это может говорить о менее значимом влиянии текущих условий и методик на уровень мотивации к занятию творчеством детей, не посещающих студию, по сравнению с посещающими студию детьми,

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии программы развития творческих способностей на уровень мотивации детей, что подчёркивает эффективность нетрадиционных техник рисования в развитии в сфере творчества и образования.

Использование специальной программы для развития творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования приводит к следующим основным выводам:

  1. Повышение мотивации к творческой деятельности. Программа способствуют увеличению интереса и внутренней мотивации детей к творчеству. Это проявилось в увеличении доли детей с высоким уровнем мотивации и снижении доли детей с низким уровнем мотивации.
  2. Развитие творческих способностей. Программа способствовала развитию креативности, воображения и оригинального мышления у детей. Дети стали проявлять свои творческие способности более полно и разнообразно.
  3. Улучшение когнитивных функций. Программа способствовала развитию когнитивных функций детей, таких как внимание, память, логическое мышление. Это связано с нестандартным подходом к задачам и стимуляцией к активному мышлению.
  4. Социальное и эмоциональное развитие. Участие в программе развития способствовало формированию у детей навыков сотрудничества, коммуникации, эмпатии и самовыражения. Дети развили свою социальную и эмоциональную компетенцию через творческую деятельность.

Таким образом, использование специальной программы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста имеет множество положительных эффектов и способствует всестороннему развитию ребёнка в различных сферах его деятельности и самовыражения.

Список литературы

  1. Черноусова-Никонорова Т.В. Взаимосвязь творческих способностей и интеллекта // Наука в жизни человека. 2023. № 2. С. 160–171.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 688 с.
  3. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей // Выдающиеся ученые Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес. М.: ПИ РАО, РШБА, 2021. С. 178–200.
  4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Юрайт, 2022. 334 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020. 125 с.
  6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2014. 201 с.
  7. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. М.: Юрайт, 2024. 119 с.
  8. Вилюнас В.К. Творческие дети. М.: АСТ, 2015. 177 с.
  9. Петрушин В.И. Развитие творческих способностей. М.: Юрайт, 2024. 173 с.
  10. Азлецкая Е.Н., Клочкова К.В., Проскурина О.Б. Развитие творческого потенциала педагогов средствами арт-педагогической технологии // Педагогическая перспектива. 2023. № 3(11). С. 79–85. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_79
  11. Швецова Е.Н., Герасименко Т.В. Необычное семейное рисование: Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, по применению нетрадиционных техник рисования. Краснодар, 2020. 112 с.
  12. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 238 с.
  13. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. 136 с.