Развитие конструктивной психологической защиты у психологов в сфере образования

Е.Н. Азлецкая1, Н.В. Князева2
1,2, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
1 eazletskaya@mail.ru
2 tativ952@gmail.com

Аннотация

Рассматривается важность развития конструктивных психологических защит у педагогов-психологов в контексте современных вызовов, стоящих перед системой образования в России. Особое внимание уделяется роли педагога-психолога, от профессионализма которого напрямую зависит успешность образовательного процесса. Учитывая требования федеральных документов к психологическому сопровождению субъектов образовательного процесса, обсуждается расширение компетенций психолога в сфере образования за пределы традиционных функций. Важным аспектом становится наличие конструктивной системы психологической защиты личности для эффективной работы в условиях стрессов и испытаний. Приводится краткий обзор исследований различных аспектов психологической защиты, её роли в развитии личности и профессиональной деятельности. Рассматриваются как деструктивные, так и конструктивные аспекты психологических защит, подчёркивается важность умения балансировать между ними для личностного роста и эффективной работы психологом в сфере образования. Отмечается важность адекватного использования защит как ресурса для преодоления трудностей и поддержания психологического баланса в профессиональной деятельности педагога-психолога. На основе результатов исследования психологических защит по методике Э.Р. Пилюгиной и Р.Ф. Сулейманова предлагается повышать компетентность педагогов-психологов на специальном курсе, направленном на выявление внутренних резервов и развитие конструктивного подхода к преодолению профессиональных трудностей.

Ключевые слова

психологическая защита, конструктивная психологическая защита, развитие конструктивной психологической защиты, педагог-психолог

Для цитирования

Азлецкая Е.Н., Князева Н.В. Развитие конструктивной психологической защиты у психологов в сфере образования // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 64–73.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_64

Информация об авторах

Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, Почётный работник общего образования, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Наталья Витальевна Князева – магистрант кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.

Текст статьи

Современное образование в России сталкивается с множеством вызовов, которые влияют на качество образовательного процесса и развитие личности подрастающего поколения. Одними из главных являются процессы глобализации, утверждает Т.С. Соловьева [1], которые оказывают воздействие на образовательную систему, подвергая её влиянию разнообразных испытаний – технологических, демографических, социальных, экологических, экономических и политических. Они заставляют пересматривать устоявшиеся образовательные парадигмы и порождают различные проблемы, такие как необходимость обеспечения доступа к качественному образованию всех детей, интеграции эвакуированных детей из Донецкой и Луганской Народных Республик, формирования толерантности, увеличения конкуренции между образовательными системами, соответствие современным требованиям и пересмотр содержания и методик образования и так далее.

Вызовы современного образования в России, безусловно, затрагивают всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, обучающихся и их родителей, в том числе и педагогов-психологов.

В настоящее время роль педагога-психолога в системе образования претерпела значительные изменения, приобрела новые аспекты и функции, а их профессионализм напрямую влияет на результаты образовательного процесса. В документах федерального уровня, таких как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней обучения, предъявляется требование к психологическому сопровождению субъектов образовательного процесса. Роль педагога-психолога в современном обществе предполагает активное влияние на развитие индивидуальных и групповых отношений с целью повышения их продуктивности и самоудовлетворения. Аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога включают стабилизацию и развитие конструктивных черт личности обучающихся. Вместе с традиционной консультативно-диагностической работой психолога в образовательных учреждениях всё чаще появляется необходимость реализации ими экспертно-аналитических, методических и проектировочных функций. Именно на педагога-психолога возложена функция обеспечения психологически безопасной и комфортной образовательной среды, учитывающей потребности и интересы различных категорий обучающихся, формирования психологической культуры всех субъектов образовательного процесса. Как отмечают Е.Н. Волкова и её соавторы [2], педагог-психолог сегодня не только исполняет роль диагноста и консультанта, но также воплощает в себе методиста, эксперта и исследователя в контексте образования.

Это новое видение роли педагога-психолога в образовательном процессе демонстрирует его универсализм и многогранный подход к проблемам субъектов образовательного процесса. Психолог в сфере образования становится не просто исполнителем определённых профессиональным стандартом функций, а активным участником процесса обучения и развития образовательной системы. Его компетенции расширяются за рамки традиционных задач, позволяя педагогу-психологу вносить существенный вклад в оптимизацию образовательной среды и поддержку индивидуального развития каждого участника образовательного процесса.

Безусловно, современные требования, стоящие перед образовательной системой, влияют на увеличение не только объёма и содержания работы, но и социальной ответственности педагогов-психологов за эффективность профессиональной деятельности. Эти вызовы требуют от них глубокой самоотдачи, широкого кругозора и готовности к постоянному обучению и развитию. Собственные личностные качества педагога-психолога играют ключевую роль в успешности проводимых мероприятий.

Исследователи отмечают, что особое внимание следует уделять формированию необходимых личностных черт у педагога-психолога во время его обучения в вузе и в процессе повышения квалификации [3; 4; 5; 6; 7 и др.]. В период обучения психологам в сфере образования важно не только усвоить широкий круг научных знаний, но и овладеть навыками организации конструктивного взаимодействия, преодоления сложностей профессиональной деятельности.

В свете вышесказанного становится очевидным, что педагогу-психологу необходимо обладать помимо высокого уровня профессионализма и внутренней зрелости развитыми личными качествами, способными обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся условиям и особенностям профессиональной деятельности. Важным аспектом здесь является наличие конструктивной системы психологической защиты личности, которая направлена на уменьшение или полное исключение травматических переживаний, связанных с внутренними или внешними конфликтами и состояниями тревоги. Эта система позволит педагогу-психологу эффективно справляться с испытаниями и стрессами, с которыми он может столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Современная психология раскрывает перед нами большое количество теоретических и эмпирических данных, которые подчёркивают сложность и разнообразие явления психологической защиты. В этом обширном и многогранном поле исследований проявляются как глубокие внутренние механизмы человеческой психики, так и противоречивые аспекты защитного поведения.

Изучение психологической защиты личности занимает центральное место в трудах многих зарубежных и отечественных исследователей. Среди них Ф.В. Бассин, Р.М. Грановская, Г.В. Грачев, Л.Р. Гребенников, Е.Л. Доценко, В.Г. Каменская, Г. Келлерман, Э.И. Киршбаум, Х. Конте, Р. Лазарус, И.М. Никольская, Р. Плутчик, И.Д. Стойков, А. Фрейд, З. Фрейд, Н. Хаан, В.А. Штроо и многие другие. Их труды открывают перед нами глубину и сложность механизмов психологических защит, рассматривая их как ключевые компоненты психической жизни человека. Эти учёные не только классифицируют защитные механизмы, но и исследуют их взаимосвязь с личностными особенностями, социокультурным контекстом, а также психологическими расстройствами.

В исследованиях таких учёных, как Е.Ю. Галицына, Е.Р. Исаева, Л.В. Мазурова, А.В. Соловьева, Л.Ю. Субботина и ряда других авторов, представлены практические аспекты механизмов психологической защиты в различных социальных, профессиональных и возрастных группах. Их исследования показывают важность анализа и понимания того, как люди применяют разнообразные стратегии защиты в различных жизненных контекстах. Работы упомянутых авторов помогают лучше понять, каким образом механизмы психологической защиты проявляются у представителей разных групп населения, в том числе в разных сферах деятельности и в разных возрастных периодах. Их исследования расширяют наши знания о том, как люди справляются со стрессом, конфликтами и другими фрустрирующими ситуациями, используя различные защитные механизмы для поддержания психологического равновесия и благополучия.

Исключительную важность в теоретическом плане приобретают концепции, которые выделяют развивающую функцию и конструктивное воздействие психологических трудностей на процессы осуществления деятельности, как это предполагают А.К. Маркова, Р.Х. Шакуров, Н.А. Подымов и другие. Их работы позволяют увидеть, как конфликты и вызовы, возникающие в психологической сфере, могут способствовать активному развитию личности, стимулировать творческий потенциал и способствовать профессиональному росту. В их подходе уязвимости и препятствия воспринимаются как возможности для самопознания и преодоления, открывая новые перспективы в понимании внутренних ресурсов и потенциала каждого человека.

Исследованию личности специалистов широко уделяется внимание в рамках субъектно-деятельностного подхода, представленного такими учёными, как А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и другими. В этих работах изучается динамика профессионального развития личности, профессионально важные качества специалистов и факторы, влияющие на их формирование. Важным направлением является также анализ стрессовых состояний, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности. Основные аспекты исследований личности педагогов-психологов в системе образования включают профессиональную идентичность, формирование концепции «Я», рефлексивные процессы и другие ключевые моменты. Стрессоустойчивость педагогов-психологов исследовалась А.А. Абрамовой, О.А. Белобрыкиной, А.А. Деркач, Е.С. Романовой.

В современной психологии существует разнообразие точек зрения на роль психологической защиты в личностном развитии. Ф.Е. Василюк, Ю.Б. Захарова, И.И. Ильясов, B.C. Роттенберг, Е.Т. Соколова, В.А. Ташлыков, Т.С. Яценко и другие отмечают, что психологическая защита может привести к неадекватным способам адаптации, патологическим формам общения и ослаблению реального контакта личности со средой, что, в конечном счёте, может препятствовать полноценному развитию личности. В то же время, Ф.В. Бассин, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, P.M. Грановская, Л.Р. Гребенников, Т.Г. Григорьева, Е.С. Романова и другие высказывают мнение о необходимости использования защиты для сохранения позитивного образа «Я» личности, переживания фрустрирующих ситуаций, предотвращения дезорганизации поведения. Исходя из этого, отметим, что споры о том, какие формы психологической защиты являются благоприятными, а какие негативными, являются важным аспектом в изучении этого явления. Различные точки зрения позволяют рассмотреть психологическую защиту с разных сторон и указать как её потенциально деструктивное, так и конструктивное воздействие на личностное развитие. Важно уметь балансировать между защитными механизмами, которые помогают личности справиться с трудностями, и способами приспособления, которые способствуют её развитию и росту.

Таким образом, исследование психологической защиты в контексте деятельности педагога-психолога является актуальным из-за разнонаправленности отношения к этому явлению. С одной стороны, есть убеждение в деструктивном влиянии психологической защиты на преодоление трудностей и создание ложного чувства целостности личности. С другой стороны, выделяются нормальные, профилактические формы защиты, а некоторые исследователи утверждают о конструктивном характере определённых форм защиты [8; 9: 10 и др.].

Мы поддерживает точку зрения исследователей о том, что психологическая защита может стать ресурсом для педагога-психолога, позволяющим конструктивно преодолевать психологические трудности в профессиональной деятельности. Вместо того чтобы рассматривать защиту как мешающий фактор, можно посмотреть на неё как на инструмент самосохранения и саморегуляции, способный помочь эффективно справляться с испытаниями и стрессами работы в образовательной среде, основой для развития профессионально значимого совладающего поведения. Важно определить различия между разрушительными и конструктивными аспектами психологической защиты, чтобы использовать её потенциал в пользу улучшения профессиональной работы педагога-психолога.

Психологическая защита является механизмом, обеспечивающим психологический баланс и защиту сознания от негативных воздействий, сохраняя тем самым психологическое равновесие и комфорт личности в сложных ситуациях [11; 12; 13 и др.]. Применение психологической защиты позволяет снять эмоциональное напряжение, предотвратить дезорганизацию поведения, адаптироваться к новым условиям, но в то же время может привести к застою в личностном развитии, постоянному конфликту и дезорганизации поведения, в зависимости от того, какие формы защиты активируются [14]. Защитные механизмы действуют в основном на неосознаваемом уровне, помогая восстановить эмоциональное равновесие при столкновении с трудностями. Стратегии совладающего поведения, напротив, представляют собой осознанные действия, направленные на преодоление проблем. Вместе они образуют сложную систему адаптивных процессов и реагирования на стрессовые ситуации, включающую как пассивные, так и активные методы приспособления к изменяющимся условиям. Личностная защита оказывает определённое влияние на то, как человек переживает трудности и как эффективно справляется со стрессом, поэтому важно различать деструктивные и конструктивные проявления этого явления для того, чтобы научиться использовать его потенциал с пользой и развиваться, не застывая на пути личностного роста [11].

Взгляд О.А. Соболевой [15] на психологическую защиту представляет собой следующее понимание этого явления. По её словам, психологическая защита может быть конструктивной, если она соответствует общественным нормам и правилам, основана на процессах мышления и воображения, а также включает в себя разнообразные механизмы защиты. Кроме того, конструктивная защита, по мнению автора, должна способствовать адаптированности к социальной среде и успешному решению жизненных задач, а также стимулировать прогрессивное развитие личности и её социализацию через межличностное взаимодействие. Такое понимание психологической защиты отображает сложность и многогранность этого процесса в контексте социокультурных и индивидуальных особенностей. Мы солидарны с данной точкой зрения и считаем, что важно уметь использовать адекватные механизмы защиты, которые помогут человеку успешно адаптироваться к окружающей среде, преодолевать трудности и обеспечивать не только внутреннюю гармонию, но и взаимодействие с внешним миром на благоприятных условиях. Исследования О.А. Соболевой дают пищу для размышлений о возможности использования психологической защиты в позитивном ключе, чтобы сделать жизнь более осмысленной и успешной.

Проведённое нами исследование среди педагогов-психологов (n=73) при использовании методики измерения психологической защиты, разработанной Е.Р. Пилюгиной и Р.Ф. Сулеймановым [16], выявило доминирование групп защиты, таких как проекция (у 24% респондентов), замещение (у 18% респондентов) и регрессия (у 15% респондентов).

Проекция как защитный механизм предоставляет возможность личности переносить неприемлемые чувства, желания и мотивы на окружающих людей. Это может приводить к чрезмерной критике, осуждению, предвзятости, высокой степени подозрительности и контролю над теми, кто предположительно «владеет» этими качествами и тем самым якобы «нарушает» её права. Важно отметить, что субъект, на которого направлена проекция, не обязательно соответствует тем чертам, которые на него спроецированы. Процесс проекции чаще всего связывается с инфантильной группой психологических защит, где личность слишком сильно подвержена своим эмоциям из-за функционирования на эмоциональном уровне. Такое поведение может быть связано с эмоциональной незрелостью и склонностью перекладывать ответственность на окружающих. Такие люди могут иметь потребность контролировать любую ситуацию и других, чтобы сохранить чувство безопасности и контроля над своей жизнью.

Механизм замещения в психологии связан с переносом чувств с настоящего объекта на объект-заместитель. Отличие между замещением и переносом заключается в том, что при замещении эмоции обычно переносятся с эмоционально значимого человека в настоящем времени (как правило, руководителя или другого лица, кто нанёс травму) на объект-заместитель. В случае переноса реальный субъект обычно является значимым из прошлого, отношения к которому сохраняются и влияют на отношения с другими людьми. Этот механизм проявляется в неожиданном и неадекватном поведении, например, в проявлении агрессии по отношению к невинному субъекту или, наоборот, в выражении привязанности, которая не соответствует реальным отношениям. Как и перенос, замещение свойственно инфантильному уровню психологических защит, так как характерно для людей, занимающих эмоционально незрелую и подчинённую позицию в отношениях. Они чаще реагируют эмоционально и рационализируют свои действия, смещая свои эмоции с опасного субъекта на более безопасный.

В психологии регрессия имеет две разновидности: ретрогрессивная и примитивизационная. Ретрогрессивная регрессия предполагает возвращение к более ранним возрастным стадиям поведения человека, в то время как примитивизационная регрессия связана с проявлением более примитивных форм физической активности, характерных для наших далёких предков. Регрессия обычно относится к психотическому уровню психических процессов, поскольку её проявлениями являются самые примитивные формы моторной стимуляции и двигательной активности, связанные с отвлечением от реальности и эмоциональным стрессом. Этот механизм психической защиты помогает индивидууму справляться с психологическим дискомфортом и стрессовыми ситуациями, перенося их на более примитивные уровни выражения.

Полученные данные отражают реальные неразрешённые внутренние и внешние конфликты респондентов. Согласно исследованиям Л.Ю. Субботиной [17] и других учёных, наиболее продуктивными психологическими механизмами защиты являются компенсация, сублимация и рационализация, которые связаны с осознанностью человека. С другой стороны, наиболее деструктивными механизмами защиты считаются проекция и вытеснение, которые связаны с дезадаптацией и предполагают отрицание реальности и вытеснение нежелательных мыслей и эмоций.

Полученные результаты пилотажного исследования делают акцент на важности предупредительных мероприятий. В настоящей системе обучения специалистов особенно ценятся целевые курсы и программы, направленные на раскрытие внутренних резервов и развитие конструктивного подхода к преодолению профессиональных трудностей. Для достижения данной цели будущим педагогам-психологам и психологам в сфере образования, повышающим квалификацию, предлагается внедрение специализированного курса, который познакомит их с аспектами психологической устойчивости и стратегиями решения трудностей. Реализация поставленной цели включает в себя выполнение следующих задач:

  • предоставление общих теоретических знаний о психологических трудностях в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога;
  • развитие навыков диагностики различных видов психологических трудностей;
  • подготовка студентов (слушателей) к конструктивному преодолению психологических проблем.

Содержание курса может быть структурировано в двух основных направлениях:

  1. изучение теорий психологических барьеров, механизмов защиты, управления психоэмоциональным напряжением, предотвращения эмоционального выгорания и других;
  2. изучение индивидуальных особенностей студентов (слушателей) и формирование конструктивных подходов к решению психологических проблем.

В рамках первого направления важно обсудить научные подходы к психологическим трудностям, позволяющим рассматривать профессиональные проблемы как осознанный процесс, направленный на развитие потенциала и сохранение целостности личности специалиста. Теоретическая составляющая курса может включать разделы «Психология психологических барьеров», «Психологическая защита и совладающее поведение», «Проблема эмоционального выгорания», что обеспечивает необходимую теоретическую базу для осознанного отношения к проблеме.

В рамках второго направления предлагается применение диагностики ключевых аспектов системы психологических барьеров, механизмов защиты, стратегий совладающего поведения и проведение тренингов, направленных на развитие конструктивных способов преодоления трудностей в различных сферах профессиональной деятельности личности: когнитивной, эмоциональной и поведенческой.

Также студентам (слушателям) предлагается дополнительно изучать узкоспециализированные темы, связанные с различными видами психологических барьеров, анализом профессиональных деструкций, уровнями функционирования психологической защиты. В рамках такого самостоятельного обучения могут быть разработаны программы по конструктивному преодолению различных психологических трудностей с использованием совладающих стратегий, релаксационных техник, супервизии и других методов.

Введение такого специализированного курса обусловлено влиянием как осознаваемых, так и скрытых аспектов психологической защиты на работу педагогов-психологов. Он направлен на развитие навыков эффективного управления стрессовыми ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, с целью сохранения физического и психического здоровья и предупреждения развития невротических расстройств среди специалистов. В конечном итоге внедрение подобного курса должно способствовать увеличению эффективности и результативности труда педагогов-психологов.

Итак, наше исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы.

  1. Расширение роли педагога-психолога как ключевого участника образовательного процесса подчёркивает необходимость его профессионального совершенствования.
  2. Конструктивная система психологической защиты личности играет значительную роль в успешном преодолении профессиональных трудностей и поддержании позитивного самовосприятия специалиста.
  3. Введение в образовательный процесс курса, направленного на актуализацию внутреннего потенциала и раскрытие имеющихся резервов по конструктивному преодолению профессиональных трудностей будет способствовать профессиональному совершенствованию педагогов-психологов.

Необходимо отметить, что наше исследование носило пилотажный характер. Возможно в дальнейшем необходимо учесть дополнительные факторы, например, возраст, стаж работы педагогов-психологов. Существуют данные А.Г. Петровой, что «для каждого этапа профессионализации характерны модели защитного поведения, связанные с критериями профессионализации. На этапе профессиональной адаптации с критерием профессионализации связана «Эмоциональная» модель, на этапе первичной профессионализации – «Регрессионная» и «Реакционная» модели, на этапе вторичной профессионализации «Эмоционально-регрессионная», «Рациональная» и «Коммуникационная», на этапе профессионального мастерства – «Поливариативная» модель» [7]. Исследования М.Л. Мельниковой и И.В. Чебыкиной [4] указывают на необходимость развития у студентов педагогического направления подготовки навыков критического мышления, анализа альтернатив развития ситуаций и антиципационной компетентности. Они выделяют важность обучения контролю над собой, методам релаксации и саморегуляции, а также формирования уверенности в себе, способности к поиску конструктивных решений и развития коммуникативных навыков через тренинги, деловые игры и другие активные формы обучения. Работа Н.Г. Гайфуллиной и Н.И. Исмаиловой [3] указывает, что у студентов-психологов, проходящих обучение с первого по четвёртый курс, не выявлено существенных различий в использовании психологических защитных механизмов. Кроме того, авторами выявлено, что наибольшую выраженность имеет механизм защиты «Проекция». Это выделяет важность формирования необходимых навыков и компетенций у педагогов-психологов для успешной профессиональной деятельности.

Безусловно, в целях развития условий для повышения профессиональных компетенций важно продолжать исследования, расширять знания и добиваться новых открытий в сфере профессиональной психологии. Актуальность исследований в данной сфере обусловлена не только современными тенденциями в образовании, но и необходимостью оптимизации процессов подготовки и адаптации педагогов-психологов к новым условиям.

Список литературы

  1. Соловьева Т.С. Глобальные вызовы Российской системы образования // Вестник ЧелГУ. 2019. № 9(431). С. 201–
  2. Волкова Е.Н., Кошелева А.Н., Богдановская И.М., Хороших В.В. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Вестник Мининского университета. 2017. № 4(21).
  3. Гайфуллина Н.Г., Исмаилова Н.И. Механизмы защиты и совладания как показатели резильнентности будущих педагогов-психологов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-3. С. 258–
  4. Мельникова М.Л., Чебыкина И.В. Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 84–
  5. Мышко Ф. Г., Чернега Е. В. Психологические особенности обучения будущих педагогов и педагогов-психологов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 382‒384.
  6. Ушатикова И.И., Асхадуллина Н.Н., Халиуллина Л.Р. Факторы формирования резильентности будущего педагога в системе вузовской профессиональной подготовки // Вопросы педагогики. 2022. № 5-1. С. 358–361.
  7. Петрова А.Г Психологическая защита как профессионально важное качество педагогов-психологов в процессе профессионализации: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 250 с.
  8. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Развитие конструктивной психологической защиты студентов-волонтеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 8. С. 53–58.
  9. Богданович Н.В. Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях // Психология и право. 2016. Т. 6. № 2. С. 1–12.
  10. Сулейманов Р.Ф., Пилюгина Е.Р. Психологические защиты, их связь с психологическим здоровьем и развитием личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4. С. 80–85.
  11. Субботина Л.Ю. Психология защитного поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2006. 220 с.
  12. Ким Ф.Х. Механизмы психологической защиты // ORIENSS. 2022. № 8. С. 218–323.
  13. Домырева Е.А. Психологическая защита как ресурсосберегающая стратегия деятельности педагога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 1(21). С. 275–280.
  14. Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000. С. 3–
  15. Соболева О.А. Формирование конструктивной психологической защиты будущих педагогов-психологов: дис. … канд. психол. наук. Курск, 2006. 171 с.
  16. Пилюгина Е.Р., Сулейманов Р.Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 2. С. 194–
  17. Субботина Л.Ю. Психологическая защита. М.: Юрайт, 2024. 195 с.