Педагогические условия научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя

Н.О. Яковлева
Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, noyakovleva@mail.ru

Аннотация

Координация инновационных процессов, обеспечивающих непрерывный рост профессионального мастерства учителя, остаётся актуальной проблемой современного образования. Такая координация с использованием сетевых форматов взаимодействия осуществляется, как правило, региональной инновационной сетевой инфраструктурой. Её научно-методическое сопровождение представляет собой сложное и многоаспектное явление, требующее создания комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность функционирования. В статье охарактеризованы выявленные автором условия, которые представлены двумя группами. К внешним условиям относятся создание избыточной информационно-образовательной среды на основе опережающего образовательного заказа и ориентация на достижения инновационной деятельности в системе образования, а к внутренним – рефлексивное самоуправление педагогами профессиональным развитием и использование реципрокационных механизмов в достижении целей региональной инновационной сетевой инфраструктуры. Делается вывод об эффективности данных условий для обеспечения научно-методического сопровождения непрерывного роста профессионального мастерства современного учителя в региональной инновационной сетевой инфраструктуре.

Ключевые слова

научно-методическое сопровождение, региональная инновационная сетевая инфраструктура, инновационная деятельность, профессиональное мастерство учителя, педагогические условия, избыточная информационно-образовательная среда, рефлексивное самоуправление, реципрокационные механизмы

Для цитирования

Яковлева Н.О. Педагогические условия научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2024. № 2(14). С. 43–53.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_2(14)_43

Информация об авторах

Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.

Текст статьи

Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту
«Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 28 от 19.01.2024.

Координация инновационных процессов, обеспечивающих непрерывный рост профессионального мастерства учителя, остаётся актуальной проблемой современного образования. Такая координация с использованием сетевых форматов взаимодействия осуществляется, как правило, региональной инновационной сетевой инфраструктурой, которую мы трактуем как «совокупность организаций, реализующих в соответствующем статусе инновационные проекты, значимые для региональной системы образования, а также их сетевых партнёров по инновационной деятельности» [1, с. 5].

Организация эффективного функционирования столь сложного и многоаспектного явления как научно-методическое сопровождение данной инфраструктуры, требует создания целого комплекса педагогических условий, которые представляют собой «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [2, с. 205].

По результатам проведённого исследования мы определили две основные группы таких условий: внешние и внутренние.

К внешним педагогическим условиям относятся:

  • создание избыточной информационно-образовательной среды на основе опережающего образовательного заказа;
  • ориентация на достижения инновационной деятельности в системе образования.

К внутренним:

  • рефлексивное самоуправление педагогами профессиональным развитием;
  • использование реципрокационных механизмов в достижении целей региональной инновационной сетевой инфраструктуры.

Создание избыточной информационно-образовательной среды на основе опережающего образовательного заказа. Обеспечение данного условия способствует повышению эффективности научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры за счёт создания в системе образования такого набора образовательных ресурсов и информационно-методического аппарата для его освоения, которые в своей совокупности превышали бы потребности субъектов и позволяли им динамично осуществлять осознанный выбор средств достижения цели в соответствии с текущей ситуацией. При этом такая система сможет эффективно функционировать, если будет своевременно пополняться и строиться на прогнозах перспективного развития как отдельных групп педагогов, так и целых организаций, и даже систем образования с учётом проявляющихся образовательных трендов.

Проблематика, связанная с формированием образовательной среды, исследовалась многими современными учёными: Н.С. Аболиной, А.П. Ереминой, А.В. Леденевой и др. Вопросы обеспечения в образовательной среде психологической комфортности и безопасности изучались О.С. Никабадзе, С.В. Пазухиной, О.С. Погребной, И.Л. Федотенко, С.А. Филипповой, Е.Н. Францевой и др.; развивающего характера – М.В. Кожевниковым, Н.Ю. Корнеевой, И.В. Лапчинской, А.В. Савченковым и др. Специфика информационно-образовательной среды рассматривалась в научных работах Т.А. Барановой, О.А. Максимовой, С.И. Макулова, И.М. Осмоловской, Ю.А. Скурихиной, А.А. Фоминой, С.Р. Хаблиевой и др. Исследованием сущности и особенностей создания избыточной образовательной среды занимались Л.В. Галицкая, Я.Н. Князева, Е.А. Крамнау, М.В. Панина, О.Н. Самохвалова, Д.Д. Триантафиллидис и др.

Несмотря на имеющиеся результаты и интерес учёных к различным аспектам и характеристикам образовательной среды, проблема формирования и использования избыточной информационно-образовательной среды остаётся малоизученной.

Избыточную информационно-образовательную среду мы трактуем как особый вид среды, созданной в системе образования, которая объединяет ресурсы, превышающие образовательные потребности её субъектов, и обеспечивает вариативность образовательных маршрутов, реализуемых с опорой на открытый информационно-логистический аппарат.

Как показал анализ современной литературы [3; 4; 5; 6 и др.] в своей структуре данный вид среды должен включать такие компоненты, которые бы обеспечивали реализацию педагогом всех трёх моделей образования (формальной, неформальной и информальной). Материалы по каждой из моделей должны логически продолжать и взаимодополнять друг друга, предоставлять данные в различных вариантах, реализовываться в разных организационных формах, обеспечивая тем самым создание избыточного контента. Кроме того, для эффективного использования данного содержания необходима понятная маршрутная логистика, которая может и должна закладываться в информационную платформу, на которой размещаются ресурсы информационно-образовательной среды, а отражаться – в индивидуальных образовательных маршрутах педагогов, их персонифицированных картах профессионального развития и др. Материалы, составляющие наполнение информационно-образовательной среды, должны пройти профессиональную экспертизу с точки зрения актуальности для педагога, их востребованности в системе образования, а также корректности и достоверности содержания.

Отметим, что в настоящее время оказывается чрезвычайно важным обеспечить информационно-образовательной среде ещё и пропедевтический характер, а для этого необходимо выявлять и фиксировать в опережающем режиме образовательный заказ. Источниками для проявления и фиксации опережающего образовательного заказа являются, прежде всего:

  • результаты мониторингов, аудитов и скрининговых исследований в системе образования, в том числе официальные статистические данные и рейтинги;
  • вводимые проекты федерального и регионального уровней, обусловленные целями и задачами развития системы образования и других сфер государственного регулирования;
  • актуальные тренды, проявляющиеся в системе образования и других социальных сферах;
  • прогнозные индикативные показатели развития системы образования;
  • результаты научных исследований, раскрывающие эффективные способы решения актуальных задач в области образования и др.

Очевидно, что при определении перспективных проблем, на устранение которых будет формироваться образовательных заказ педагогов, необходимо уделить существенное внимание диагностике и педагогическому прогнозированию, перепроверке и выработке консолидированного подхода к определению наполнения информационно-образовательной среды.

Её создание и обогащение на основе опережающего образовательного заказа осуществляется на постоянной основе всеми субъектами образовательной системы – от отдельного педагога или профессионального сообщества до регионального или федерального министерства образования. Ключевую роль на уровне региона должен играть Институт развития образования, на официальном сайте которого такая информационно-образовательная среда может быть развёрнута, а в библиотечном центре организовано хранение бумажных копий тематических коллекций материалов и документов. При этом работники регионального ИРО должны стать модераторами создания такой среды, определять логистику использования её содержания, ориентировать педагогов в самостоятельном освоении контента под персонифицированные задачи, предусмотренные в том числе и информальной моделью образования.

Таким образом, первое условие, работая с опережением на потребности конкретного педагога и предоставляя ему избыточный контент для профессиональной деятельности обеспечивает его непрерывное развитие.

Ориентация на достижения инновационной деятельности в системе образования. Данное условие обеспечивает повышение эффективности научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры благодаря постоянному аудиту результативности инновационных процессов, организации неформального управления ими и отбору реальных достижений для планомерного внедрения в региональную систему образования. Такая организация деятельности позволяет не только расширять потенциальные возможности самой инновационной инфраструктуры, но и обеспечивать её воспроизводство через включение в неё новых субъектов, обладающих все более высоким инновационным капиталом и эффективным опытом апробации чужих и создания собственных новшеств, актуальных для региональной образовательной системы.

Ориентация на достижения инновационной деятельности в системе образования предусматривает решение двух принципиальных задач: во-первых, это оценка эффективности создаваемых инноваций, и, во-вторых, организация их управляемого внедрения в систему образования. И первая и вторая задача составляют актуальную исследовательскую повестку во всех сферах научной деятельности современных учёных [7; 8; 9; 10 и др.]. Так, вопросами оценки эффективности инновационных процессов занимались Д.А. Головизин, А.В. Колесникова, М.В. Малышкина, Е.А. Свинцова и др., управления инновациями – Б.Н. Герасимов, А.А. Калинина, Ю.Б. Кострова, Д.А. Олейник и др. Эффективность внедрения педагогических инноваций рассматривалась в исследованиях М.Н. Краснянского, М.А. Прохорова, Ю.Э. Рахимовой, П.А. Христюк и др., а проблема, связанная с внедрением педагогических инноваций, изучалась И.Г. Байковой, А.Е. Бахмутским, М.Ю. Галуцкой, К.С. Григорьевой, И.В. Гришиной, И.В. Гунько, М.Д. Напсо, Т.Н. Субботиной, Л.В. Туркаевой, Д.У. Шоназаровым и др.

Современное образование в настоящее время работает в режиме жёсткой, как никогда, экономии ресурсов и оптимизации их использования. Сегодня ни один регион России не может себе позволить неконтролируемо расходовать время, финансы, кадровый потенциал, «вкладываться» в проекты с негарантированными результатами, или результатами, напрямую не направленными на повышение качества образования. Поэтому, принимая во внимание имеющийся опыт, отметим, что выполнение данного педагогического условия предусматривает, прежде всего, обеспечение снижения стихийности инновационных процессов. Это требует формулирования чётких требований к тематике, содержанию и результатам инновационной деятельности.

Исходя из понимания задач развития региональной и муниципальных систем образования и особенностей функционирования образовательных организаций, глобальных вызовов и установленных прогнозных горизонтов изменений, формируется актуальная повестка для инновационной деятельности, в рамках которой субъектам системы образования предлагается реализовывать инновационные проекты. Чтобы организация, претендующая на включение в региональную инновационную сетевую инфраструктуру, в рамках выполняемого проекта действительно работала в нужном направлении и создавала по-настоящему ценные инновационные продукты, необходимо организовать непрерывный экспертный мониторинг. Так, на стадии подачи заявки необходима экспертиза значимости проекта, в ходе его выполнения – контроль деятельности, фиксация и при необходимости коррекция требований к результатам, их апробации и внедрению, на этапе завершения – оценка эффективности, диссеминация инновационного опыта, а также его перевод в нормативно закреплённые установки работы субъектов системы образования. Такое сопровождение в системе образования субъекта РФ может и должен осуществлять региональный Институт развития образования, как подведомственное учреждение министерства образования и носитель достоверной информации о задачах, требованиях и перспективах развития образовательной системы в целом.

Как показало наше исследование, работа, организованная в указанной логике, даёт ряд позитивных эффектов.

Во-первых, организации, осуществляющие в соответствующем статусе инновационную деятельность, получают полноценную и квалифицированную научно-методическую помощь на протяжении всего периода работы над проектом. При этом из практики работы региональной инновационной инфраструктуры исключается ситуация, при которой учреждение, получившее статус инновационной площадки, зачастую сначала испытывает затруднения в выборе пути развёртывания инновационного проекта, а затем получает неудовлетворительные результаты и досрочно закрывается.

Во-вторых, немаловажным эффектом такого научно-методического сопровождения оказывается достижение открытости работы участников инновационной инфраструктуры и получения ими действительно значимых продуктов – обоснованных, апробированных и распространённых в системе образования через сетевое взаимодействие.

В-третьих, официальный оператор формирования и функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры всегда имеет точные данные о том, чем занимается каждый её субъект, над созданием какого продукта работает и какова эффективность его внедрения. Это позволяет своевременно отбирать и передавать для диссеминации лучшие образцы инновационного опыта, неформально ориентировать инновационные процессы на комплексное решение проблем образовательной системы.

В-четвертых, учреждения-реципиенты инновационных практик также оказываются включёнными в инновационные процессы, обогащают собственный опыт, формируют способность и готовность к вхождению с соответствующим статусом в инновационную инфраструктуру.

Таким образом, данное условие сводится к обеспечению управляемости работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры, позволяющей ориентировать систему образования на реальные достижения инновационной деятельности.

Рефлексивное самоуправление педагогами профессиональным развитием. Данное условие повышает эффективность научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры благодаря актуализации педагогами собственных ресурсов и осознанному обращению к процессу и результатам инновационной деятельности, рефлексивному самоуправлению процессом их освоения, что позволяет обеспечить рост профессионального мастерства. Педагогическая деятельность относится к тем видам профессиональной активности, в которой без постоянного самосовершенствования неизбежно наступает деградация и профессиональное выгорание педагогов, что может иметь необратимые последствия для подрастающего поколения и общества в целом. Такое профессиональное самосовершенствование особенно продуктивно в условиях инновационных процессов. Поэтому участие в организованной деятельности по созданию инноваций не только способствует росту профессионального мастерства современного педагога, но и развитию самой инновационной инфраструктуры.

Рефлексия и рефлексивное управление как научные феномены широко изучаются современными исследователями. Среди них Д.А. Баёв, А.С. Будникова, М.А. Добрынина, В.А. Долятовский, О.В. Зайцева, С.М. Кускова, Л.К. Ланцова, О.А. Лукконен, А.Н. Мифтахутдинова, Е.А. Мячина, Д.А. Недочуков, М.В. Телепова и др. вопросы рефлексивного самоуправления освещались в работах И.П. Дьячук, С.В. Кудрявцева, Н.В. Мухаметзяновой, Л.Б. Сабитовой, И.В. Шадрина и др.

Как отмечают современные исследователи [11; 12; 13; 14 и др.], рефлексивное самоуправление подчиняется общим канонам управления, выполняет те же функции и предусматривает не только реализацию акта рефлексии в отношении себя, своей деятельности и её результатов, но и формирование дальнейшей программы действий по профессиональному самосовершенствованию, что способствует продуктивному изменению образовательного процесса и повышению его качества. Именно рефлексия, пронизывающая процесс самоуправления, способна обеспечить осознанность управленческих действий, «уйти» от формализма и безоценочного использования управленческих приёмов и действий, информацию о которых педагог мог получить в ходе профессионального общения, из СМИ, научной или научно-популярной литературы.

На практике процедуры рефлексивного самоуправления предусматривают перевод фокуса внимания от сложившейся ситуации к контекстному полю проблемы, от корректного восприятия которого зависит эффективность предпринимаемых действий самого педагога в отношении собственного профессионального развития. Именно постоянный самоанализ каждого решения делает процесс самоуправления рефлексивным, а изменения – осознанными и целенаправленными, обеспечивающими непрерывный рост профессионального мастерства педагога.

Отметим, что осуществление педагогом самоуправления профессиональным развитием предусматривает рефлексию в отношении следующих проявлений:

  • установления проблемного поля профессионального самосовершенствования и его характеристик;
  • определения целевых показателей роста профессионального мастерства;
  • оптимизации инновационных механизмов достижения желаемых результатов;
  • отбора приемлемых способов коррекции недостатков профессионального развития;
  • удовлетворённости организованными условиями достижения целей и степени их достижения др.

Особенное значение и возможности приобретает рефлексивное самоуправление, когда педагог оказывается активным субъектом инновационной деятельности, участником создания инноваций или имеет к ним прямой доступ. В данном случае профессиональное развитие педагога происходит целенаправленно и максимально интенсивно, поскольку базируется на эффективных паттернах решения задач и самых современных технологиях работы, лично им отобранных, освоенных и присвоенных. Кроме того, причастность педагога к созданию или апробации инноваций повышает успешность их использования в своей деятельности в том числе и за счёт схожести условий работы и организации процесса, в рамках которого инновация формировалась, в отличие, например, от ситуации простого ознакомления педагога с описанием инновации в литературном источнике, её интерпретации и использовании в пределах собственной ориентировочной основы действий.

В данном случае имеют место все три вида рефлексии (ретроспективная, ситуативная и проспективная), позволяющие педагогу по отношению к себе встать во внешнюю позицию, осмыслить и переосмыслить собственный опыт, знания, стереотипы поведения, т.е. стать для себя объектом управления, для которого формируется и реализуется программа непрерывного профессионального самосовершенствования. Эта программа должна иметь динамичный характер и иметь возможность корректировки после каждого акта рефлексии. Именно обратная связь, обеспечиваемая рефлексией, задаёт правильные с точки зрения личностных ценностей и соответствия проблемному контексту векторы внутренних преобразований и профессионального развития.

Со стороны субъектов научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры обеспечение данного условия предусматривает решение нескольких задач:

  • представление педагогам карьерных возможностей, перспектив профессионального развития;
  • развитие ценностного отношения к профессиональному акме и его достижению;
  • обеспечение доступа педагогов к информации и лучшим результатам инновационной деятельности;
  • формирование у педагогов понимания роли и содержания рефлексивного самоуправления их профессиональным развитием;
  • организация своевременной помощи и поддержки профессионального развития педагогов.

Таким образом, данное условие предусматривает осуществление педагогом самоуправления профессиональным развитием на основе рефлексивного освоения и преумножения инновационного опыта, формируемого субъектами региональной инновационной инфраструктуры.

Использование реципрокационных механизмов в достижении целей региональной инновационной сетевой инфраструктуры. Данное условие повышает эффективность научно-методического сопровождения региональной инновационной сетевой инфраструктуры вследствие более плотного взаимодействия всех её субъектов через взаимообмен ресурсами и их совместное использование. Для региональной инновационной сетевой инфраструктуры особое значение приобретает взаимопроникновение процессов и их результатов, реализуемых разными субъектами: организациями, обладающими официальными статусами и профессиональными объединениями педагогов. Такая система сетевого взаимодействия, при которой участники одного проекта как субъекты инновационной инфраструктуры привлекают для своей работы участников других проектов, тоже являющихся её субъектами, или используют продукты их деятельности, способствует повышению интенсивности и результативности каждого инновационного процесса и инновационной инфраструктуры в целом. Обеспечить данное взаимодействие возможно с привлечением реципрокационных механизмов.

Сам по себе термин реципрокация (от лат. reciprocus – взаимный) означает процесс взаимного внеэкономического (безвозмездного) обмена, взаимодействия или ответных действий между двумя сторонами [15, с. 1021]. Он относится к мультидисциплинарным феноменам и входит в терминологический аппарат многих областей современной науки: философии, истории, социологии, политики, физиологии, экономики, антропологии, психологии, языковедения и др. Основоположниками теории реципрокации считаются П. Блау, А. Коэн, Б. Малиновский, М. Мосс, К. Поланьи, М. Саленс, М. Тёррёнен, К. Штэгбауэр и др. В отечественной науке её построением занимались С.Ю. Барсукова, Н.Е. Введенский, Н.М. Лебедев, Е.В. Реутов, И.В. Шавырина, В.И. Шарин и др.

В условиях работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры реципрокация (в её позитивных проявлениях) характеризуется следующим:

  • предполагает контакт субъектов, включённых в единую сеть со стабильными контактами, действующих в общем профессиональном поле и несущих ответственность за его эффективное функционирование. Обмен между субъектами – это всегда конкретные отношения, направленные на достижение заданной цели;
  • субъекты обмена являются участниками профессиональной сети, а регуляторами их отношений выступают нормы профессиональной деятельности и общий контекст её проблемного поля;
  • взаимообмен не строится на достижении эквивалентности и определяется требованиями профессиональной взаимопомощи, солидарности, взаимной ответственности в достижении общих целей;
  • реализация реципрокационных механизмов:
  • основывается на выражении свободного согласия на передачу инновационных продуктов или участия в тех или иных видах работ,
  • развивает доверие, расширяет горизонты сотрудничества, создаёт новые партнёрские связи, обеспечивает взаимовыгодные долгосрочные отношения,
  • способствует объединению педагогов, формированию устойчивых профессиональных сообществ, активно влияющих на развитие инновационного потенциала региональной системы образования;
  • реципрокация реализуется с учётом следующих специфических принципов: ответственности, равноправия, добровольности, взаимности и др.

К реципрокационным механизмам, повышающим эффективность функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, мы относим стимулирование её субъектов на оказание посильной помощи и поддержки коллег, планирование и регламентацию взаимодействия субъектов, заключение договоров о сотрудничестве, совместную деятельность и совместную организацию образовательных событий, трансляцию и передачу для использования результатов инновационной деятельности, выполнение отдельных видов работ, создание площадки для представления результатов выполняемых инновационных проектов и обмен информацией и др.

Координатором реципрокации в рамках работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры может и должен стать региональный Институт развития образования, осуществляющий управление работой всех площадок, профессиональных сообществ, и, имеющий возможность более рационально распределять имеющиеся ресурсы и стимулировать организации к обмену ими. При этом развёртывание реципрокационных отношений позволяет преодолеть известную в практике работы инновационной инфраструктуры проблему, которая выражается в разрозненности функционирования площадок и возникающую, в связи с этим, затратность выполняемых ими инновационных проектов. Введение в работу реципрокационных механизмов позволяет подключать в нужное время нужные ресурсы и передавать субъектам инновационной инфраструктуры для использования необходимые инновационные продукты. Как показал опыт нашей работы, организации, включённые в региональную инновационную сетевую инфраструктуру и обладающие установленным статусом площадки, как правило, не отказываются от профессиональной помощи коллег и сами охотно оказывают помощь другим, что позволяет организовать инновационную деятельность на неформальной основе и сплотить педагогическую общественность в достижении поставленных целей.

Построение работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры с применением реципрокационных механизмов позволяет достичь следующих эффектов:

  • укрепление коллективного доверия: по горизонтали – к организациям и коллегам, по вертикали – к субъектам системы образования регионального уровня;
  • распространение ценностей взаимной помощи и поддержки;
  • увеличение профессиональных контактов и инновационная открытость работы организаций и отдельных педагогов;
  • распространение результатов инновационной деятельности;
  • профессиональное развитие педагогов;
  • повышение результативности работы региональной инновационной сетевой инфраструктуры в целом.

В заключении отметим, что использование реципрокационных механизмов обеспечивает развитие региональной инновационной сетевой инфраструктуры благодаря организации взаимообмена, совместному использованию ресурсов (трудовых, интеллектуальных, материальных, энергетических и др.) в реализуемых инновационных проектах.

Таким образом, научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры эффективно обеспечивает непрерывный рост профессионального мастерства современного учителя при создании комплекса педагогических условий. К внешним условиям относятся создание избыточной информационно-образовательной среды на основе опережающего образовательного заказа и ориентация на достижения инновационной деятельности в системе образования, а к внутренним – рефлексивное самоуправление педагогами профессиональным развитием и использование реципрокационных механизмов в достижении целей региональной инновационной сетевой инфраструктуры.

Список литературы

  1. Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
  2. Яковлева Н.О. Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2019. 304 с.
  3. Бутузов В.С., Бутузова М.В. Информационно-образовательная среда педагога // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2022. № 1(40). С. 132–135.
  4. Дмитриева Е.А. Опыт создания предметной информационно-образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3(114). С. 51–-57. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-3-114-51-57
  5. Корнеева Р.В. Информационно-образовательная среда как элемент модернизации системы образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-1(42). С. 118–122. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10217
  6. Цебренко К.Н., Фролов Р.Н. Разработка оптимальной структуры интегрированной информационно-образовательной среды // Информационные ресурсы России. 2022. № 3(187). С. 58–65.
  7. Гарбузова Т.Г., Разуваева Е.Б., Виноградова И.В. [и др.]. Инновации и структурные изменения в системе образования: перспективы экономической эффективности и качества образования // Московский экономический журнал. 2023. № 11. https://doi.org/10.55186/2413046X_2023_8_11_578
  8. Григорьева К.С., Митрахович В.А. Методика эффективного внедрения педагогических инноваций // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3(88). С. 158–162.
  9. Колесникова А.В. Современный инструментарий оценки эффективности инноваций // Ученые записки Международного банковского института. 2022. № 4(42). С. 94–107.
  10. Олейник Д.А., Калинина О.В., Вилькен В.В. [и др.]. Развитие подходов и методов оценки эффективности управления инновациями // Экономика и управление: проблемы, решения. Т. 1, № 9(139). С. 213–220. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.09.01.024
  11. Волобуева Т.Б. Профессиональное саморазвитие: рефлексивное соизмерение // Научная сокровищница образования Донетчины. 2018. № 1. С. 60–66.
  12. Зверев С.М., Рябцев В.К., Ряшина В.В. Рефлексивное сознание педагога как способ управления профессиональной деятельностью // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2020. № 4. С. 37–43.
  13. Мухаметзянова Н.В., Сабитова Л.Б. Способность к рефлексивному самоуправлению в педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 267.
  14. Шадрин И.В., Дьячук И.П., Кудрявцев С.В. Самооценка как индикатор рефлексивного самоуправления учебной деятельности // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 1. С. 647–654.
  15. Дьяков А.И. Словарь англицизмов русского языка. М: Изд-во «ФЛИНТА», 2021. 1383 с.