Формирование у обучающихся уверенности в возможности самореализации в России

Loading

Я.Ю. Лозовая1, Е.С. Бухтияр2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 yana.lozovaia@gmail.com
2 ekaterina.bukhtiyar@yandex.ru

Аннотация

Формирование уверенности у обучающихся в возможности самореализации в России является сегодня одной из актуальных проблем, стоящих перед системой образования. На основе анализа современных исследований феномена «самореализация» авторы определяют её как присущий каждой личности процесс последовательного проявления собственных потенциалов в жизни через активную социальную деятельность для реализации личных смыслов и стремлений. При этом выделены существенные особенности самореализации: она относится к жизненно необходимым потребностям человека; проявляется в деятельности; обладает творческим началом; определяется возможностями личности; реализуется в социуме; имеет непрерывный характер развития и выражения способностей.

Отмечается, что в процессе формирования уверенности в самореализации наиболее значимыми являются следующие виды самореализации: 1) профессиональная или деятельностная – совершенствование навыков, достижение высоких результатов в деле; 2) социальная – достижение общественной успешности, ориентируясь на собственные ожидания и ощущения; 3) творческая – формирование мировоззрения человека, активизация развития материальной и духовной жизни. При этом делается вывод о специфичности процесса самореализации личности в образовательной среде.

Сформулированные в статье позиции иллюстрируются примерами соответствующей деятельности в системе образования Краснодарского края.

Ключевые слова

самореализация, потенциал личности, направления самореализации, условия самореализации, компоненты самореализации

Для цитирования

Лозовая Я.Ю., Бухтияр Е.С. Формирование у обучающихся уверенности в возможности самореализации в России // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 11–20.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_11

Информация об авторах

Яна Юрьевна Лозовая – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края
Екатерина Сергеевна Бухтияр – методист центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края

Текст статьи

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» обозначены приоритеты развития до 2036 года: сохранение населения, реализация потенциала каждого человека, комфортная и безопасная среда для жизни, технологическое лидерство и другие национальные цели развития страны. Важнейшими ценностями, на которые делается ставка, являются качественное образование и потенциал личности. При этом Президент подчеркнул: «Необходимо сделать всё, чтобы каждый молодой человек, независимо от того, где он родился, какой уровень дохода у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенные природой таланты». Для достижения национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности», в частности, поставлена задача «увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85 процентов» [1, с. 2].

Потребность человека в самореализации была и остаётся одной из базовых и актуальных в современном мире. Как отмечает В.М. Жураковская, особую роль в создании предпосылок для роста, совершенствования навыков и компетенций личности играет образование, поскольку его важнейшими целями и задачами являются: полноценное развитие личности, последовательное овладение элементами самореализации, формирование основы для самоопределения и самообразования, подготовка к проектированию своего развития, воспитание стремления к самореализации и способности к адекватной самооценке [2, с. 178]. Очевиден тот факт, что формирование уверенности в возможности самореализации выходит на первый план и требует внимания со стороны образовательной системы. В этом контексте особую роль играет социальное воспитание, под которым понимается «вид воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум» [3].

В данной статье мы рассмотрим механизмы методического сопровождения формирования у обучающихся уверенности в возможности самореализации в Российской Федерации, в частности, реализуемые в системе образования Краснодарского края.

Изучением самореализации занимались представители философии, изучающие сущность человека (И. Кант, В.Е. Кемеров, Г.К. Чернявская, М.В. Шугуров и др.), психологии, анализирующие личностные качества и внешние обстоятельства, влияющие на развитие человека (Б.С. Братусь, И.Б. Дерманова, Г.Н. Сериков и др.), социологии, исследующие вариативность социальных связей и опыта личности (К.Г. Герасимова, Я.В. Ковалевская, Е.В. Столярская и др.), педагогики, изучающие условия и механизмы самореализации личности в образовательном процессе (Б.В. Рыкова, Л.В. Трубайчук, И.Ф. Харламов и др.) и т.д.

В настоящие время термин «самореализация» трактуется авторами с различных сторон, но несмотря на достаточную его изученность, перед учёными до сих пор стоит вопрос о том, как определить это понятие и классифицировать его по различным формам: как процесс, явление, потребность, свойство или что-то ещё.

Так Р.Р. Исмагилова обращает внимание на то, что самореализация является способом существования личности, возможностью проявить себя вовне через различные виды деятельности, способствует личностному развитию и становлению того образа жизни, к которому субъект стремится, т.е. служит условием жизнедеятельности [4, с. 44]. В.В. Цирюльников, С.А. Ольшанская определяют самореализацию как высшую потребность человека, удовлетворение которой означает абсолютное претворение в жизнь субъектом своего потенциала и характеризует её как «механизм осознания, выявления и раскрытия неявных задатков, талантов и потенциала личности, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни» [5, с. 48]. Л.А. Коростылева считает, что посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом осуществляются возможности развития «Я», т.е. происходит процесс самореализации [6, с. 12]. О.В. Теняева считает самореализацию «реализацией индивидом своих возможностей в социально значимых сферах жизнедеятельности, своей жизненной стратегии» [7, с. 26]. А.С. Шушакова рассматривает изучаемое понятие как неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которого он немыслим как биосоциальный вид и который позволяет ему познать себя, выяснить свои положительные и отрицательные качества, максимально выгодно использовать их [8, с. 78]. Т.В. Скородумова описывает самореализацию как процесс реализации личности в себе и в обществе [9, с. 119]. М.В. Жураковская рассматривает понятие «самореализация» в следующих аспектах: как потребность к непрерывному саморазвитию, реализации всех своих потенций, способностей; как процесс, в результате которого происходит проявление, осуществление психологических свойств, качеств, целей, смыслов, эмоций, чувств, возможностей, способностей, «самости», индивидных и личностных возможностей «Я»; открытие и развитие «настоящей» личности, реализация всего человеческого существа и т.д.; как процесс проявления, реализации индивидуальности; как результат самоопределения [2, с. 180]. Опираясь на данные исследования, учитывая имеющиеся в науке представления о феномене самореализации, мы выделяем ряд её существенных особенностей. Самореализация:

  • относится к жизненно необходимым потребностям человека;
  • проявляется в деятельности;
  • обладает творческим началом;
  • определяется возможностями личности;
  • реализуется в социуме;
  • имеет непрерывный характер развития и выражения способностей.

Анализ научной литературы позволил нам определить самореализацию как присущий каждой личности процесс последовательного проявления собственных потенциалов в жизни через активную социальную деятельность для реализации личных смыслов и стремлений. Наша принципиальная позиция состоит в том, что уверенность в возможности самореализации формируется у человека только при наличии положительного опыта проявления своих способностей в социуме.

Полагаясь на современные исследования о самореализации, мы определили, что в работах при изучении этого понятия преобладают системный, личностно-деятельностный, гуманитарный, средовой (Г.Р. Ахметшина, П.А. Галушкин, Л.А. Шипилина,), культурологический, антропологический (О.А. Милинис, Е.Н. Шиянов), аксиологический (И.Ф. Исаев) и синергетический (Л.С. Подымова, Л.Н. Макарова) подходы к её изучению.

В связи с тем, что в науке на сегодняшний день не существует единой точки зрения в определении самореализации, существенные разночтения просматриваются и в составе структурных компонентов разнообразных систем, представленных в научных источниках. Так, Е.А. Гаврилова выделяет целевой, ресурсный, феноменологический компоненты [10, с. 124]. Т.В. Городилина в модели формирования готовности детей младшего школьного возраста к творческой самореализации в дополнительном образовании определяет целевой, методологический, содержательный, процессуальный и диагностический блоки [11, с. 78]. А.М. Балыкина рассматривает когнитивный (рефлексивность, интеллект, мечтательность, дипломатичность, радикализм, самопонимание), эмоциональный (эмпатия, агрессивность, экспрессивность, сенгитивность, тревожность, напряжённость, самооценка, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес) и мотивационно-волевой компоненты (сила Я, самосостоятельность, самоконтроль, саморуководство, самопоследовательность, самоуверенность, ожидаемое отношение от других, доминантность, энергичность, самообвинение) [12, с. 88]. По нашему мнению, оптимальное наполнение характеристик и структурных компонентов системы определил С.И. Кудинов в своей полисистемной модели самореализации:

  • динамический компонент (энергичность, аэнергичность);
  • эмоциональный компонент (оптимистичность, пессимистичность);
  • результативный компонент (интернальность, экстернальность);
  • установочно-целевой компонент (социальные намерения, личностные намерения);
  • компетентно-личностный компонент (социальные барьеры намерения, личностные барьеры);
  • мотивационный компонент (социоцентричность, эгоцентричность);
  • когнитивный компонент (креативность, консервативность);
  • результативный компонент (конструктивность, деструктивность) [13, с. 39].

Такой подход считаем наиболее оптимальным для совершенствования системы образования и вполне приемлемым при формировании горизонта возможностей для проявления личностью своего потенциала.

Механизмы самореализации представляют собой сложный набор психологических и социальных факторов, которые способствуют проявлению внутреннего потенциала человека. Единого представления относительно механизма самореализации человека среди исследователей нет. В основе этого процесса лежит потребность в самоопределении, стремление выразить свои мысли, чувства и таланты в мире. Важнейшую роль в самореализации по мнению одних авторов играет взаимосвязь самообучения, самообразования и самовоспитания, выражающуюся в результатах жизнедеятельности (А.Я. Голубчиков, И.В. Солодовникова); другие выстраивают его через «моральные принципы – стремление к самосовершенствованию – воля – смысл жизни» (П.В. Мокиевский); процессы индивидуализации и социализации (А.А. Идинов); культуру (Л.Е. Климова); свобода и труд (З.С. Белова).

Е.Н. Шутенко выделяет следующие механизмы самореализации: 1) персоноцентрический (настроенность образовательной системы на личность обучаемого и одновременное принятие последним процесса подготовки как личностно значимой сферы собственного развития); 2) идентификационный (отождествление, уподобление себя с другими, успешно реализующимися в обучении); 3) компаративный (сравнение, сопоставление учащимися самих себя с другими, причём как с отдельными личностями, так и с коллективами); 4) рефлексивный (обеспечение самодвижения и саморазвития личности как субъекта познания, общения и деятельности); 5) интерактивный (активизация намерений и действий обучаемых, направленных на самораскрытие, проявление личностных качеств, способностей и индивидуального опыта в образовательном пространстве); 6) креативно-исследовательский (открытие и продуцирование новых качеств и личностных ресурсов в творческой познавательной и практической деятельности); 7) игровой (реализация личностных потребностей в самоутверждении, самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самоактуализации); 8) инклюзивный (формирование и реализация личностью своих сущностных сил в системе социальных связей и отношений) [14, с. 36]. Исходя из этого, мы считаем, что ключевыми механизмами самореализации могут являться самосознание, саморазвитие, самовоспитание, социализация, усердие, целеполагание и мотивация.

Классификация самореализации представляет отдельный интерес среди авторов, занимающихся данной проблематикой. Н.В. Вязова, Л.В. Ведерникова, Б.Ф. Чечет, А.Н. Сбитнева и др. исследуют деятельностную, социальную и личностную, материальную, духовную самореализацию. В.В. Байлук выделяет три группы видов самореализации: 1) общие или базовые (познавательная самореализация, нравственная и эстетическая), которым отводится ведущая роль, связанная с ориентацией на утверждение в жизни основных ценностей бытия или его системообразующих смыслов; 2) эзотерическая или внутренняя (самопознавательная, концептуальная, самообразовательная, самовоспитательная, самооздоровительная), которой принадлежит решающая роль, поскольку жизнь человека зависит прежде всего от того, насколько он познал себя, в какой мере воспитал себя и в какой степени заботится о своём здоровье; 3) экзотерическая или внешняя (бытовая, экономическая, досуговая, профессиональная, общественно-политическая (гражданская), правовая, семейная и коммуникативная), играющая определяющую роль, поскольку она обеспечивает физическое воспроизводство человека и самореализацию в её ведущих видах – профессиональной и семейной [15, с. 15]. К.Д. Катькало и А.А. Печеркина построили модель профессионально-личностной самореализации как инструмента оценки степени реализации личностных ресурсов в профессиональной деятельности, а также меры соответствия значимых достижений в профессиональной деятельности ценностным установкам личности [16, с. 12]. Р.А. Зобов определяет в качестве высшей формы самореализации человека творчество [17, с. 71].

Вышеизложенное позволяет нам заключить, что, в процессе формирования уверенности в самореализации наиболее значимыми являются следующие виды самореализации: 1) профессиональная или деятельностная – совершенствование навыков, достижение высоких результатов в деле; 2) социальная – достижение общественной успешности, ориентируясь на собственные ожидания и ощущения; 3) творческая – формирование мировоззрения человека, активизация развития материальной и духовной жизни. Последняя из них, является базовой в формировании уверенности обучающихся в своих возможностях.

Для того чтобы человек мог реализовать свой потенциал, необходимо создание определённой среды в каждом из указанных направлений. Учёные единодушны в том, что у каждого есть огромный набор возможностей, которые при определённых обстоятельствах могут быть реализованы. Анализируя аспекты рассмотрения самореализации различными авторами мы выделили условия обеспечения самореализации, характерные для работ большинства исследователей (Н.В. Вязова, В.И. Келасьев, Л.А. Коростылева, Е.В. Селезнева, И.П. Смирнов и др.): 1) субъективные, зависящие от человека (природные задатки, мировоззрение, жизненные принципы, культурные ценности, креативность, готовность к саморазвитию, воля и др.); 2) объективные, не зависящие от человека (социальное благополучие, уровень жизни, материальное положение, влияние средств массовой информации, состояние экологической среды и др.).

Мы придерживаемся мнения, что в самореализации личностный потенциал не является решающим, и лишь при воздействии факторов внешней среды через коммуникацию с другими путём воспитания, образования и практической деятельности человек может успешно самореализоваться [15, с. 14]. Наиболее значимыми факторами формирования самореализации являются образовательные технологии, в том числе личностно-ориентированные (технологии критического мышления, технологии индивидуальных образовательных траекторий учащихся, диалоговые, исследовательские, проектные, игровые технологии) и наличие среды для реализации творческой активности и совершенствования профессионального потенциала [18, с. 16].

Проведённый нами анализ научных исследований привёл нас к убеждению, что самореализация осуществима, если человек осознает свои способности, чувствует потребность в их применении и развитии, готов самостоятельно принимать решение и делать выбор, а также помещён во внешнюю среду, адаптированную для успешной реализации таланта, где отсутствуют ограничения (физические, материальные, психологические) и созданы возможности развиваться творчески.

На сегодняшний день образование является важнейшим инструментом полноценного развития личности, формирования её установок и ценностей, определяет взаимосвязь с обществом, где на первый план выходит духовное развитие, инициатива, самостоятельность, способности к самоанализу, критическому мышлению, систематической интеграции личного и общественного опыта в специально созданной познавательной среде. Учитывая это, педагогам необходимо использовать такие технологии и методы обучения и воспитания, которые максимально ориентированы на актуализацию личностных способностей учащихся и развитие у них потребности и готовности к самореализации.

В первую очередь эти методы должны быть направлены на формирование сознания (создание воспитывающих ситуаций, использование примера, эвристическая беседа, рассказ, дискуссия), организацию деятельности и формирование опыта социального поведения (творческие и исследовательские проекты, проблемные ситуации, ролевая игра, выполнение творческих заданий, участие в социальных акциях, интервью на радио и телевидении), стимулирование деятельности (поощрение, соревнование, игра), контроль, самоконтроль и на самооценку (наблюдение, зачёт, проверка домашнего задания, участие в отчётном мероприятии, экзамен, защита портфолио) [11, с. 21]. Мы считаем, что таким спектром ресурсов, необходимым для успешной самореализации у человека, обладает система общего и дополнительного образования. Именно в ней реально организовать неограниченное творческое пространство, многообразно наполненное инструментами для проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных возможностей ребёнка в условиях социальных коммуникаций и общественного признания. В образовательной системе Краснодарского края, в соответствии с принятой Правительством концепцией развития дополнительного образования детей до 2030, комплексная работа по ключевым направлениям современного образования (наука, искусство, спорт) ведётся всеми организациями общего и дополнительного образования, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта.

Для повышения уровня вовлечённости детей в занятия физической культурой и спортом в крае во всех общеобразовательных организациях функционируют школьные спортивные клубы; утверждены межотраслевые программы развития школьного спорта; реализуются проекты «Самбо в школу», «Шахматы в школе», «Всеобуч по плаванию», «Футбол в школу», «Хоккей в школу», «Гандбол в школу», «Гимнастика в образование»; проводятся соревнования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их физической реабилитации, пропаганды здорового образа жизни, «Спортивные надежды» и др. Помимо этого, поддержку детей в спортивном направлении обеспечивают учреждения дополнительного образования (Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «Центр туризма и экскурсий» http://sportigri.centerstart.ru/, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края детско-юношеская спортивная школа «Академия гандбола» http://sportigri.centerstart.ru/, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа «Академия футбола» https://fckrasnodar.ru/, Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр развития физической культуры и спорта системы образования» https://sportobr.ru/).

Чтобы удовлетворить потребности детей в развитии задатков и способностей в области науки, в школах функционируют учебные инженерные, медицинские и аграрные комплексы, учебные и исследовательские лаборатории в школах РАН; учебные кабинеты и лаборатории по химии, биологии, физике, робототехнике оснащены современным оборудованием; создана возможность обучения каждого ребёнка в профильном классе (педагогическом, медико-биологическом / медицинском, агротехнологическом, инженерном и др.); работают центры образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», которые оснащены мощными компьютерами, видеокамерами, 3D-принтерами, тренажёрами-манекенами, квадрокоптерами; созданы детские технопарки «Кванториум» и «Кванториум Junior», оснащённые техникой и оборудованием последнего поколения, где в проектном формате решаются реальные кейсы и задачи по техническим и естественно-научным направлениям, осваиваются перспективные инженерные направления (беспилотная авиация, программирование, быстрое прототипирование, 3D-моделирование и нанотехнологии и др.); открыты центры цифрового образования «IT-куб» и др. На краевом уровне функционируют учреждения технической и научной направленности: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края Центр детского и юношеского технического творчества (http://www.cdiutt.ru/), Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края Эколого-биологический Центр (http://эколого-биологическийцентр.рф/), Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «Центр развития одарённости» (http://www.cdodd.ru/).

Для школьников, проявляющих успехи в сфере искусства, создана соответствующая среда для развития детей и молодёжи в творческих направлениях, которая обеспечивается региональными учреждениями дополнительного образования (государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «Дворец творчества» https://dtkk.ru, государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом культуры учащейся молодёжи Краснодарского края https://dkymkk.ru/, региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края, https://rmc23.ru/), во всех школах созданы школьные театры.

Координацию процессов по обновлению и развитию системы дополнительного образования осуществляет Региональный модельный центр дополнительного образования детей. Площадкой для информационного сопровождения системы служит автоматизированный ресурс «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края» (https://р23.навигатор.дети/).

Очевидно, что система общего и дополнительного образования Краснодарского края имеет дифференцированный характер и предоставляет все возможности для развития личности, независимо от способностей и направленностей (наука, искусство, спорт) [19, с. 57]. Непосредственно в образовательной среде, через действие происходит процесс реализации способностей учащегося, предоставляется перспектива самореализоваться уже здесь и сейчас, а также сформировать фундамент веры в возможности самореализации в будущем.

Мы убеждены, что достижение национальной цели, связанной с формированием уверенности в возможности самореализации в России, требует, прежде всего, наличия региональной системы, включающей все три направления – наука, культура, спорт, доступ к которой необходимо обеспечивать всем обучающимся. Следовательно, аналогичные возможности должны быть созданы и в отдельной образовательной организации или комплексах. Поэтому детерминантой результативного формирования у обучающихся уверенности в возможности самореализации является интеграция его внутреннего потенциала и умений, данных от природы, знаний, полученных в результате обучения, и навыка, приобретённого через практический положительный опыт в специально созданных условиях образовательной системы.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (дата обращения 15.08.2024).
  2. Жураковская В.М. Самореализация личности как ведущая задача образования // Преподаватель XXI век. 2007. № 2. С. 176–183.
  3. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Социальное воспитание как педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 274.
  4. Исмагилова Р.Р. Самореализация личности в современном обществе: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2016, – 169 с.
  5. Цирульников В.В., Ольшанская С.А. Самореализация как ресурс в процессе становления самодостаточности молодёжи // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. 2019. № 1(81). С. 44–49.
  6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 398 c.
  7. Теняева О.В. Психология самосознания и самореализации: учеб.-метод. пособие. Рязань, 2020. 58 с.
  8. Шушакова А.С. Игровая компьютерная деятельность как средство самореализации личности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56–8. С. 77–79.
  9. Скородумова Т.В. Проблема смысла жизни в контексте современности // Вызовы современности в философии: Материалы «Круглого стола», посвящённого Дню философии ЮНЕСКО. / под общ. ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004. С. 117–122.
  10. Гаврилова Е.А. Психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций: дис. … канд. псих. наук. Тверь, 2010. 179 с.
  11. Городилина Т.В. Творческая самореализация подростков в художественном медиаобразовательном пространстве: автореферат дис. … канд. пед. наук. Москва, 2018. 25 с.
  12. Балыкина А.М. Психологические особенности самореализации студентов в информационно-компьютерной деятельности // Научный журнал «European science». 2019. № 2(44). С. 85–90.
  13. Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход исследовании самореализации личности // Образование. Практика: сб. материалов регион. меж-вуз. науч.-практ. конф. Уфа, 2007. С. 37–41.
  14. Шутенко Е.Н. Психологические механизмы самореализации студентов как факторы их личностного роста и благополучия в образовательной сфере вуза // Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». 2020. № 4. С 131–156.
  15. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и её структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12–17.
  16. Катькало К.Д., Печеркина А.А. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 2. С. 6–19.
  17. Зобов Р.А. Самореализация и творчество // Философия о предмете и субъекте научного познания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 61–78.
  18. Золин И.Е. Социологический анализ рынка труда современной России. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2019. 188 с.
  19. Яковлева Н.О. Региональная система выявления, поддержки и развития одарённых детей и молодёжи в Краснодарском крае: Методическое пособие. Краснодар: «Институт развития образования» Краснодарского края. 2022. 120 с.