О роли учебной дисциплины «Основы российской государственности» в идеологическом образовании и гражданско-патриотическом воспитании в вузе

Loading

О.В. Фрик
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия, ov.frik@omgau.org

Аннотация

В статье обсуждается значимость включения модуля «Основы российской государственности» в образовательные программы высших учебных заведений по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета в качестве дисциплины базовой части. Автором представлены результаты исследования научных и методических статей, посвящённых данной дисциплине. Особое внимание уделяется воспитательному и идеологическому контексту, так как осознанный патриотизм всегда основан на знании. Рассматриваемая дисциплина призвана дать обучающимся целостное представление о России как самобытном государстве-цивилизации. Она акцентирует внимание на создании духовно-нравственной базы, необходимой для формирования полноценной личности с осознанием исторического пути России. В ходе обсуждения проанализированы следующие вопросы: условия появления курса и его актуальность, нормативно-правовая база курса, основные содержательные элементы курса, его базовые категории, комплексный характер и ярко-выраженная мировоззренческая направленность. В заключении подчёркивается, что новая дисциплина «Основы российской государственности» призвана сформировать у российской молодёжи уверенность в её будущем в России, суверенном, сильном, социальном государстве, самобытном государстве-цивилизации.

Ключевые слова

основы российской государственности, идеологическое образование, гражданско-патриотическое воспитание, воспитание в вузе

Для цитирования

Фрик О.В. О роли учебной дисциплины «Основы российской государственности» в идеологическом образовании и гражданско-патриотическом воспитании в вузе // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 57–65.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_57

Информация об авторах

Ольга Владимировна Фрик – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права экономического факультета Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина

Текст статьи

С 1 сентября 2023 г. в рамках исполнения подпункта «а» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. № Пр-173ГС в образовательные программы по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета в качестве дисциплины базовой части включён модуль «Основы российской государственности». Данная дисциплина предлагает мультипредметную модель обучения, закладывает основу для освоения широкого блока дисциплин социально-гуманитарного профиля и содействует укреплению личностных навыков. Реализация курса предполагает последовательное освоение студентами знаний, представлений, научных концепций, а также исторических, культурологических, социологических и иных данных, связанных с проблематикой развития российской цивилизации и её государственности в исторической ретроспективе и в условиях актуальных вызовов политической, экономической, техногенной и иной природы.

Необходимость разработки такого курса назрела давно. В контексте разных воспитательных мероприятий, как в содержательном, так и в организационном плане, в России возникла значительная идеологическая брешь, особенно среди молодёжи. Без адекватных инструментов и механизмов воздействия на сознание невозможно устранить эту брешь.

В течение более чем 30-летнего периода постсоветской истории России во многих ключевых направлениях государственной экономической, политической и культурно-образовательной политики осуществлялось активное и зачастую механическое, подражательное и некритическое заимствование западных (преимущественно «атлантических», англосаксонских) идей, учений и ценностей, что не могло не привести к системному кризису многих сфер жизни российского общества. В первую очередь, кризису духовному, интеллектуально-нравственному [1, с. 86]. Сложно не согласиться с данной точкой зрения. После распада СССР образовавшийся идеологический вакуум пытались заполнить западными концепциями, без оглядки на самобытность России.

Невозможно переоценить значение введения в учебные планы вузов новой дисциплины «Основы российской государственности», так как идеологическое образование и воспитание являются важными инструментами формирования мировоззрения. Преподавание «Основ российской государственности» имеет своей целью привить студентам любовь к России и дать знания о ней [2, с. 100]. В целом курс направлен на формирование системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью Родины. Это особенно важно в условиях современного мира, где молодёжь часто сталкивается с вызовами, связанными с глобализацией и изменениями в социальной структуре. Понимание того, что личные достижения могут способствовать развитию общества в целом, является мощным стимулом для активного участия в жизни своей страны. Таким образом, данный курс не только выполняет образовательные функции, но и играет значимую роль в воспитании патриотических чувств. Именно роли рассматриваемой дисциплины в контексте идеологического образования и гражданско-патриотического воспитания посвящена данная статья.

Рассматриваемая дисциплина является новой и поэтому количество научных и методических публикаций пока невелико. В статье С.В. Рыбакова [3] отмечены предпосылки создания курса, связанные с необходимостью преодоления возникшего в 1990-е годы разрыва между образованием и воспитанием, восстановления доступа молодёжи к глубинным российским традициям и патриотическим ценностям. Показаны обстоятельства, в которых реализовывалась инициатива по продвижению нового учебного предмета. Статья Я.А. Пляйса [4] посвящена системе духовно-нравственных ценностей как национальной идеологии и основе отечественного гуманитарного образования и воспитания. По его мнению, при разработке курса необходимо руководствоваться такими базовыми факторами, как глобальная миссия России, исторический опыт нации, уровень развития общества и государства, отношения с внешним миром. Статья Н.Ю. Ташлыковой [5] посвящена концептуальным основаниям курса «Основы российской государственности». В ней проанализирована аргументация основного концепта курса: положение, что Россия является государством-цивилизацией. При этом цивилизационный подход к пониманию закономерностей истории определяется как перспективный, а линейно-стадиальный назван односторонним.

Появились работы, посвящённые специфике преподавания курса «Основы российской государственности» для обучающихся различных направлений подготовки. С.В. Лебедев [6] рассматривает специфику преподавания основ российской государственности будущим художникам традиционных художественных промыслов. Цель исследования В.В. Волкова и М.В. Марьевой [7] состоит в поиске теоретического и методологического основания для деликатного, но при этом результативного преподавания дисциплины «Основы российской государственности» и демонстрации выбранной педагогической стратегии на примере изучения темы «Россия: испытания и герои».

А.А. Гребенкина, С.К. Сергеев, О.В. Колесникова и О.Д. Романников [8] обосновывают необходимость включения этой дисциплины в вузовские программы для углублённого понимания истории, политической системы и современного развития России, а также для воспитания патриотизма среди молодёжи. Авторы подчёркивают важность формирования у студентов целостного представления о российской государственности, начиная с её истоков и заканчивая современными вызовами и перспективами. Однако, акцент на патриотизме вызывает дискуссии, поскольку некоторые критики считают, что подобный подход может привести к идеологизации образования и ограничению критического мышления.

В статье А.Ю. Мамычева [9], рассматриваются юридические аспекты российской государственности, анализируются конституционные основы, законодательные акты и судебная практика. Это исследование важно для понимания правового поля, в котором функционирует государственная система России. Однако, необходимо отметить, что правовая сторона вопроса не охватывает полностью все аспекты курса «Основы российской государственности». Более комплексный подход необходим для адекватного осмысления этой дисциплины.

В учебно-методическом комплексе новой дисциплины фиксируется главная цель – формирование у студентов системы компетенций и ценностных ориентаций, а также устойчивых способов поведения, которые будут служить маркером осознания принадлежности к российскому обществу, патриотизма и гражданской ответственности, активного духовно-нравственного самоопределения личности и внутренней культуры.

Курс включает в себя пять основных разделов, в которых рассматриваются идеи, символы, нормы, ритуалы и институты, что делает его междисциплинарным с одной стороны, в то время как с другой требует тщательного подхода к методологическим основам. Эти основы послужат базой для логики содержания курса и формирования мировоззрения и ценностных установок студентов, их восприятия российской цивилизации и национальной идентичности, а также выработки собственной гражданской позиции и самоопределения.

Нормативно-правовая база «Основ российской государственности» определена – это Конституция Российской Федерации, Указы Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [10] и «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [11], «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [12].

Дисциплина имеет комплексный характер, что подразумевает её интеграцию с историей России, правоведением и философией. Это позволяет создать у обучающихся целостное представление о российском обществе и его ценностях. Основная цель заключается в формировании у студентов системы знаний, навыков и компетенций, которые помогут им осознать свою принадлежность к российскому обществу. Важно, чтобы молодёжь развивала чувство патриотизма и гражданственности, а также понимала важность духовно-нравственного и культурного фундамента для формирования развитой и целостной личности.

Курс охватывает не только теоретические, но и практические аспекты, что позволяет студентам применять полученные знания в реальной жизни. Например, изучение исторических событий, таких как Великая Отечественная война или развитие российской демократии, помогает им осознать, как прошлое влияет на настоящее и будущее страны. Акцент на правоведение способствует пониманию прав и обязанностей граждан, что также является важным аспектом гражданского воспитания.

Важным элементом дисциплины является формирование у студентов уважения к культурному наследию России, что включает в себя литературу, искусство, традиции и обычаи. Это помогает молодёжи не только осознать богатство и разнообразие своей страны, но и гордиться ими. В рамках курса также предусмотрены обсуждения актуальных социальных и политических вопросов, что позволяет студентам развивать критическое мышление и способность к анализу.

Таким образом, курс «Основы российской государственности» представляет собой важный инструмент в воспитании патриотически настроенной и ответственной молодёжи, способной не только осознавать свою роль в обществе, но и активно участвовать в его развитии. В конечном итоге, успешное освоение данного курса поможет формировать новое поколение граждан, готовых к вызовам времени и способных внести свой вклад в процветание России.

Базовые категории «Основ российской государственности» включают в себя государственность, цивилизацию, российские ценности, идентичность, глобальные тренды и сценарии будущего. Однако, этот список не является исчерпывающим. К числу ключевых аспектов следует добавить геополитическое положение России, её историческое развитие, экономическую модель, социальную структуру и внешнеполитическую стратегию. Без учёта этих факторов невозможно получить полное представление о специфике российской государственности.

В контексте преподавания базовые категории и ключевые аспекты рассматриваются детально и глубоко, что является оправданным с точки зрения ярко-выраженного мировоззренческого характера данной дисциплины. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

Многонациональный и поликонфессиональный характер России – одна из её наиболее ярких особенностей. В ней проживает около 190 национальностей, каждая со своей уникальной культурой, языком, традициями и верованиями. Данное многообразие не только обогащает культурную палитру страны, но и создаёт специфические социальные и политические вызовы. Управление таким многообразием требует особого подхода, гармонизации межнациональных отношений, балансирования интересов различных этнических групп и предотвращения межнациональных конфликтов. Российское законодательство декларирует равенство всех национальностей, но на практике реализация этих принципов не всегда безупречна. Проблема национальной идентичности в России является сложной и многогранной, и её изучение является неотъемлемой частью курса «Основы российской государственности». В этом контексте важно отмечать как положительные примеры взаимодействия разных национальностей, так и проблемы дискриминации и национализма.

Поликонфессиональный характер России также требует тщательного анализа. На территории страны проживают представители разных конфессий, представлены различные религии, включая православие, ислам, буддизм и иудаизм. Взаимоотношения между ними играют существенную роль в общественно-политической жизни страны. История России наполнена как примерами толерантности и взаимопонимания, так и периодами религиозных конфликтов и гонений. Понимание этих исторических контекстов крайне необходимо для адекватной оценки современной религиозной ситуации в России. Курс должен обеспечить сбалансированный подход к изложению религиозной истории России, избегая как пропаганды, так и оскорбительного отношения к какой-либо конфессии. Также важно подчеркнуть: передача объективных знаний о мировых религиях способствует нивелированию предубеждений и стереотипов, как этнического, так и религиозного характера.

Конституция Российской Федерации подтверждает право каждого на свободу совести и религиозной практики. Государство признаёт и уважает религиозное многообразие, стремясь создавать условия для мирного сосуществования различных конфессий. В стране имеется множество культовых сооружений: храмов, мечетей и церквей, что свидетельствует о богатом религиозном ландшафте и многообразии практик. Уважение и сотрудничество между религиозными группами являются важными для обеспечения равенства в религиозной практике для всех граждан.

Развитие российской цивилизационной идентичности имеет более чем тысячелетнюю историю. Российскую идентичность сформировали географическое положение между Востоком и Западом, масштабность страны, её впечатляющая природа и пейзажи, уникальность ресурсов и природных богатств, многонациональность российского народа, его гордость подвигами предков, память о них и богатая многонациональная культура. В XXI в. к этому ещё добавилась борьба с неонацизмом и американским империализмом.

Дисциплина «Основы российской государственности» играет важную роль в контексте гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи. Рассмотрим сущность гражданско-патриотического воспитания. Оно представляет собой процесс формирования уважения, любви и преданности к своей родине, её истории, культуре и традициям. Оно направлено на развитие патриотических чувств у граждан, формирование гражданской идентичности и ответственности за благополучие своей страны. Мы рассматриваем патриотическое воспитание в контексте социального воспитания, которое понимается как «вид воспитания, в котором происходит целенаправленное и планомерное формирование личности, осуществляемое в специально организованной социально полезной деятельности, направленной на интеграцию личности в социум» [13, с. 5].

Патриотическое воспитание играет важную роль в формировании гражданского долга, укреплении национального единства и солидарности, а также в поддержании мира и стабильности в обществе. Патриотизм составляет сущностную и самую сильную сторону россиян [1, с. 102]. Гражданский долг определяется ответственностью, соблюдением законов и активным участием в жизни сообщества. Традиционные нравственные ценности, такие как справедливость, уважение к родителям и забота о ближних, играют значимую роль в воспитании гражданского сознания.

Гражданский долг подразумевает обязанность каждого человека быть сознательным, справедливым и активным членом общества. Он включает в себя несколько ключевых компонентов.

  1. Соблюдение законности, что заключается в уважении прав других, исполнении законов и норм морали, а также в участии в процессе создания законодательства.
  2. Гражданская ответственность, что означает осознание своей ответственности перед обществом, защиту общественных интересов и вовлечение в решение социальных вопросов.
  3. Участие в общественной деятельности, что охватывает активное вовлечение в политические и социальные процессы, волонтёрство и участие в различных инициативах.
  4. Уважение к разнообразию, что означает признание культурного и множественного многообразия, сотрудничество и солидарность с представителями различных социальных и этнических групп.

Эта концепция играет важную роль в построении зрелого и ответственного общества, где каждый человек вносит свой вклад в его развитие и уважает права других.

Патриотическое воспитание в вузе играет важную роль в формировании гражданской идентичности, ответственности перед страной и обществом, а также понимания и уважения культурного наследия. Важно, что с точки зрения возраста обучающихся речь идёт об интенсивном периоде их личностного становления и патриотическое воспитание должно быть его частью для формирования гражданской идентичности. Подходы к патриотическому воспитанию могут различаться. В разных странах и образовательных системах может присутствовать своё собственное видение патриотического воспитания. Тем не менее, несмотря на имеющиеся различия, представляется возможным выделить некоторые общие его аспекты:

  1. История и культура страны. Речь идёт о различных курсах по истории, культуре, традициям определённой страны. Их изучение позволяет обучающимся лучше узнать свою страну, понять её особенности.
  2. Активная гражданская позиция. Высшие учебные заведения могут способствовать развитию активной гражданской позиции, проводя различные мероприятия, тренинги и семинары, нацеленные на развитие гражданской активности, участие в волонтёрских и добровольческих движениях, социально-значимых и общественных инициативах.
  3. Патриотические ценности. При проведении различных университетских мероприятий и праздников могут пропагандироваться ценности патриотизма, солидарности; уважение к истории и культуре своей страны.
  4. Служение обществу. В вузах могут организовываться студенческие отряды, волонтёрские организации, экологические и социальные акции, которые помогают студентам выражать свою любовь к Родине и заботу о своём обществе.

При организации патриотического воспитания в вузе нужно учитывать в качестве основополагающих принципы свободы мысли, уважения к разнообразию мнений и культур. Развитие в этом направлении должно стимулировать критическое мышление и самостоятельное осмысление ценностей.

Несмотря на то, что рассматриваемая дисциплина является новой, уже существует полноценная методическая база, включающая в себя учебники, учебные пособия. В проекте «ДНК России» общества «Знание» сняты видеоролики в высоком качестве, продолжительностью 25–30 минут, которые могут быть использованы на учебных занятиях. Эти видеоролики патриотического содержания направлены на борьбу с фальсификацией истории, популяризацию культурного наследия и традиционных ценностей. Например, представлены темы «Уникальность России», «Российская идентичность», «Россия в мире и современная миросистема» и т.д.

Мультидисциплинарный характер курса и его мировоззренческая направленность предполагают широкий спектр возможного методического инструментария. Возможно и целесообразно сопровождать преподавание данного курса проведением различных мероприятий культурно-исторического характера. Речь может идти о тематических экскурсиях в различные музеи, например, краеведческие, посещение выставок, театральных представлений, концертов, встречи с деятелями науки, культуры, воинами и т.д. Очень рекомендуется посещение исторических мультимедийных парков «Россия – моя история», в которых панорамно представлена история России с древнейших времён и до наших дней. География площадок парков крупного федерального проекта простирается через всю Россию и насчитывает 26 городов: Владивосток, Пятигорск, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Махачкала, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тюмень, Уфа, Южно-Сахалинск, Якутск, Челябинск и т.д. Первый парк открылся в Москве в 2015 году. Сеть парков занимается культурно-просветительской деятельностью, имеет как постоянную экспозицию, так и различные тематические выставки. Перечень подобных мероприятий можно продолжать и далее. Представляется, что подобные мероприятия могут способствовать как получению прочных и глубоких знаний о родной стране, так и патриотическому воспитанию. Формирование осознанного патриотизма базируется на знаниях о родной стране.

Новый курс важен как с точки зрения образовательной, так и в контексте гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи. Молодёжь – это наше общее будущее, поэтому необходимо деятельно участвовать в воспитании подрастающего поколения, чтобы впоследствии мы могли гордиться молодыми людьми. Если не заниматься основательно, системно и регулярно воспитанием молодого поколения, то наша страна неизбежно столкнётся со многими негативными явлениями, характерными не только для 90-х годов прошлого века, но и совсем недавнего времени. Новая дисциплина «Основы российской государственности» в российских вузах имеет ярко-выраженную мировоззренческую направленность, она призвана сформировать у российской молодёжи уверенность в её будущем в России, суверенном, сильном, социальном государстве, самобытном государстве-цивилизации.

Список литературы

  1. Бойко П.Е., Галустьянц Г.Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 4(474). С. 85–90. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90
  2. Гуляев А.А. Значимость новой дисциплины в вузах — «Основы российской государственности» // Власть. 2023. Том 31. № 5. С. 100–103. https://doi.org/10.31171/vlast.v31i5.9785
  3. Рыбаков С.В. Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности» // Казачество. 2024. № 74(1). С. 98–107.
  4. Пляйс Я.А. Система духовно-нравственных ценностей как национальная идеология и основа отечественного гуманитарного образования и воспитания // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13. № 6. С. 6–14.
  5. Ташлыкова Н.Ю. О концептуальных основаниях курса «Основы российской государственности» // Миссия конфессий. 2023. № 72. С. 47–53.
  6. Лебедев С.В. Специфика преподавания основ российской государственности будущим художникам традиционных художественных промыслов // Традиционное прикладное искусство и образование. 2024. Т. 48. № 1. С. 101–108.
  7. Волков В.В., Марьева М.В. О некоторых аспектах изучения темы «Россия: испытания и герои» в рамках дисциплины «Основы российской государственности» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Т. 16. № 2. С. 60–68.
  8. Гребенкина А.А., Сергеев С.К., Колесникова О.В., Романников О.Д. Российская государственность как дидактическая единица учебно-методического комплекса «Основы российской государственности» // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 1(69). С. 22–31.
  9. Мамычев А.Ю. Основы российской государственности: теоретико-правовой анализ // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. № S2. С. 290–297.
  10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024. № 309 // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 01.11.2024).
  11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 01.11.2024).
  12. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.11.2024).
  13. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Социальное воспитание как педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. 2014. № С. 274.