Сопровождение профессиональной деятельности учителя в рамках школьного методического объединения

Loading

В.В. Долбнев1, Н.А. Глушенко2
1, 2 Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Н.К. Божененко, Новороссийск, Россия
1 dolbnev2008@mail.ru
2 glushenko.natalia@yandex.ru

Аннотация

В статье исследуется роль школьных методических объединений в профессиональном развитии учителей и улучшении качества образовательного процесса. Отмечается, что методические объединения служат платформой для коллективного взаимодействия педагогов, обсуждения профессиональных вопросов, обмена опытом и внедрения новых методик. Выделяются пять основных целей создания методических объединений: содействие профессиональному росту, обмен опытом, совместное решение проблем, внедрение инноваций и психологическая поддержка. Описываются пять ключевых функций методических объединений: организационная, информационно-аналитическая, консультативная, образовательная и контролирующая. Также представлены наиболее продуктивные форматы работы методических объединений, и формулируются ключевые требования к организации их работы: индивидуальный подход, использования современных технологий, регулярность и системность встреч, разнообразие форматов взаимодействия, поддержке со стороны администрации школы, оценка результатов и взаимодействие с внешними экспертами.

Ключевые слова

методическое объединение, сопровождение профессиональной деятельности, профессиональный рост педагога, наставничество

Для цитирования

Долбнев В.В., Глушенко Н.А. Сопровождение профессиональной деятельности учителя в рамках школьного методического объединения // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 73–79.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_73

Информация об авторах

Василий Викторович Долбнев – руководитель школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла МАОУ СОШ № 34 имени Н.К. Божененко.
Наталия Александровна Глушенко – заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 34 имени Н.К. Божененко.

Текст статьи

Сопровождение профессиональной деятельности учителя представляет собой важный аспект непрерывного повышения его мастерства. Одним из эффективных форматов его осуществления является методическое объединение, которое организуется как форма коллективного взаимодействия педагогов одной или нескольких смежных дисциплин, направленного на совершенствование их профессионального мастерства и повышение качества образовательного процесса. Оно служит платформой для обсуждения и решения профессиональных вопросов, обмена опытом, внедрения новых методик и технологий, а также поддержки учителей в их повседневной работе. Методические объединения являются основой системы методической работы в школе, которая необходима для качественного управления работой образовательного учреждения.

Одним из известных учёных, внёсших значительный вклад в разработку концепции школьных методических объединений, является Ю.К. Бабанский. Он предложил идею создания школьных методических объединений как формы организации педагогического труда, которая позволяет учителям совместно решать профессиональные задачи и повышать свою квалификацию. Ю.К. Бабанский также разработал принципы функционирования методических объединений и предложил методы оценки эффективности их работы.

Проблема эффективного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников рассматривается современными учёными и практиками в различных направлениях: сопровождение методических команд в региональном масштабе исследовали Н.А. Бегзадян, В.В. Гайдукова [1], Н.О. Яковлева [2] и др.; практические вопросы организации деятельности методических объединений в образовательном учреждении изучали Т.А. Кобзарева, О.И. Медведева [3], Т.Н. Макарова и В.А. Макаров [4] и др.; методическое объединение общеобразовательной школы как инструмент управления инновационным процессом рассматривали Е.В. Баженова, С.Н. Корепонова [5], В.С. Голикова [6]; И.Н. Грабовая [7], И.В. Марчук, М.В. Тюмина, Т.В. Фиалкина [8] и др.; влияние методических объединений на профессиональное развитие педагогов исследовали П.В. Валиева, Д.И. Гасанова, Р.М. Магомедова [9], И.А. Лапшова, З.А. Саидов, Л.В. Суменко [10] и др.; проблемы оценки эффективности школьных методических объединений изучали А.Е. Ильин, Е.А. Тенякова [11], И.А. Смирнов [12] и др.

Как показал анализ научной литературы и практического опыта деятельности школьных методических объединений, к основным целям их создания относится следующее.

  1. Содействие профессиональному росту учителей, повышение уровня их теоретических знаний и практических навыков.
  2. Создание условий для обмена опытом, взаимного обогащения знаниями и идеями.
  3. Организация совместного решения проблем, коллегиального обсуждения трудностей, возникающих в учебном процессе, и поиска путей их преодоления.
  4. Содействие внедрению инноваций, ознакомлению с новыми методами и технологиями обучения, апробации их на практике.
  5. Оказание педагогам психологической поддержки, создание комфортной рабочей атмосферы, способствующей их профессиональному развитию.

Мы выделили пять основных функций школьных методических объединений: 1) организационная функция – координация деятельности учителей, планирование и проведение заседаний, разработка планов работы; 2) информационно-аналитическая – сбор и анализ информации о достижениях и проблемах в области преподавания, подготовка аналитических отчётов; 3) консультативная – оказание помощи учителям в решении профессиональных вопросов; 4) образовательная – организация курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов; 5) контролирующая – мониторинг выполнения принятых решений, оценка результативности педагогов.

Важную роль в эффективной работе методического объединения играет его руководитель, который выполняет следующие функции:

  • организует работу объединения, планирует заседания и другие мероприятия;
  • координирует деятельность членов МО, распределяет задачи и контролирует их выполнение;
  • оказывает методическую помощь учителям, консультирует по вопросам преподавания;
  • анализирует результаты работы МО, готовит отчёты и предложения по совершенствованию образовательного процесса.

Правильно выстроенная работа методического объединения приводит к повышению уровня профессиональной подготовки учителей; совершенствованию методик и технологий обучения; увеличению мотивации педагогов к саморазвитию и творческому поиску; укреплению коллектива, формированию командного духа и улучшению качества образовательного процесса и результатов обучения учащихся.

За счёт использования разнообразных форм работы методическое объединение предоставляет множество возможностей для продуктивного взаимодействия и профессионального роста учителей. Охарактеризуем наиболее эффективные, на наш взгляд, форматы.

Заседания методического объединения являются классической и наиболее распространённой формой работы, которая включает регулярные встречи всех членов объединения. На таких встречах обсуждаются текущие проблемы, успехи и трудности, а также планируется дальнейшая работа.  К обязательным темам заседаний относятся:

  • анализ итогов учебного года: обсуждение достижений и проблем, возникших в течение года, а также постановка целей на следующий учебный год;
  • разработка новых учебных программ: совместное обсуждение и утверждение новых программ и методик преподавания;
  • изучение нормативных документов по вопросам организации обучения и преподавания конкретного учебного предмета;
  • рассмотрение результатов контрольных работ: анализ успеваемости учеников, выявление слабых мест и определение мер по их устранению;
  • организация работы с молодыми специалистами и учителями, приступившими к работе после длительного перерыва: выбор вида наставничества (краткосрочное, традиционное, реверсивное и т.д.), работа в парах наставников и наставляемых, обмен мнениями по результатам работы.

Семинары и тренинги направлены на повышение квалификации учителей и освоение новых методик и технологий. Они могут проводиться как внутренними силами школы, так и приглашёнными специалистами. Темы семинаров могут варьироваться от использования цифровых ресурсов до методов диагностики и коррекции учебных затруднений у школьников.

Мастер-классы предназначены для представления опытными педагогами своих лучших практик. Это отличная возможность для начинающих учителей увидеть, как работают профессионалы, и перенять их опыт. Кроме того, мастер-классы будут полезны педагогам с уже имеющимся опытом, которые всегда найдут что-то новое и полезное для себя в продемонстрированном опыте работы по теме.

Открытые уроки позволяют учителям продемонстрировать конкретные методики и технологии и получить обратную связь от коллег с целью совершенствования собственных навыков преподавания. Открытый урок может быть посвящён конкретной теме или методике.

Круглые столы предполагают обсуждение определённой темы в формате свободной дискуссии. Участники высказывают своё мнение, делятся опытом и предлагают новые решения. Круглый стол может быть организован как внутри школы, так и с привлечением внешних экспертов.

Конференции и конкурсы, организованные на школьном или межшкольном уровне, позволяет учителям продемонстрировать свои знания и умения, а также получить признание коллег. Хорошим стимулом к саморазвитию и своеобразным интенсивом для учителя является участие в различных этапах региональных и всероссийских профессиональных конкурсах «Учитель года», «Педагогический дебют» и т.д., в которых школьное методическое объединение организует помощь и поддержку своему участнику. Такие мероприятия способствуют повышению престижа профессии и стимулируют профессиональный рост.

Совместные проекты, объединяя усилия учителей разных предметов и направлений, позволяют взглянуть на проблему с разных сторон и получить более весомый результат. Это может быть разработка интегрированных уроков, создание учебных пособий, проведение внеклассных мероприятий, проведение предметной недели и т.д.

Дистанционные форматы работы дают возможность педагогам обсуждать профессиональные вопросы без необходимости очной встречи. К ним относятся, прежде всего, вебинары, онлайн-конференции и форумы.

Индивидуальная работа с конкретным педагогом организуется, как правило, в форме консультаций, подготовки и выполнения индивидуальных заданий, помощи в подготовке к аттестации и т.д. Она организуется в формате непосредственного взаимодействия наставляемого и наставника. При этом могут использоваться разные виды наставничества: традиционное – взаимодействие между опытным специалистом и начинающим педагогом; партнёрское – помощь и поддержка коллег в определённой педагогической ситуации; реверсивное – молодое поколение учителей помогает старшим коллегам в освоении новых технологий, методик, онлайн-форм и т.д.

Мы считаем, что процесс методического сопровождения будет эффективным, при соблюдении следующих ключевых требований к его организации.

Индивидуальный подход к каждому учителю. Важно понимать, что каждый учитель имеет свои сильные и слабые стороны, а также индивидуальные потребности в профессиональном развитии. Поэтому рекомендуется проводить диагностику профессиональных потребностей каждого участника методического объединения.

Использование современных технологий. Применение цифровых платформ и онлайн-инструментов может значительно повысить эффективность обмена опытом между учителями. Это могут быть вебинары, платформы для совместной работы над проектами, виртуальные библиотеки методических материалов и т.п.

Регулярность и системность встреч и мероприятий. Постоянство является ключевым фактором успеха. Регулярные встречи, обсуждения и обмен опытом помогают поддерживать высокий уровень мотивации и вовлечённости всех участников.

Разнообразие форматов взаимодействия. Различные форматы, такие как семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы и даже игровые методики, позволяют разнообразить процесс обучения и сделать его более интересным и продуктивным.

Поддержка со стороны администрации школы. Административная поддержка играет важную роль в создании благоприятных условий для работы методического объединения. Это включает в себя выделение времени на проведение мероприятий, обеспечение необходимыми ресурсами, признание и стимулирование достижений учителей (в том числе материальное).

Оценка результатов и обратная связь. Регулярный мониторинг прогресса и оценка результатов деятельности методического объединения помогут выявить слабые места и внести необходимые коррективы. Обратная связь от участников также важна для улучшения качества предоставляемого методического сопровождения.

Взаимодействие с внешними экспертами. Привлечение внешних экспертов, таких как преподаватели вузов, специалисты в области образования и психологии, позволяет обогатить содержание методической работы новыми идеями и подходами.

Соблюдение указанных требований позволит в полной мере использовать потенциал школьных методических объединений за счёт предоставления широкого спектра возможностей для активной исследовательской и наставнической деятельности, развития профессиональных и надпрофессиональных компетенций у молодых педагогов. Кроме того, правильно организованная работа методического объединения и созданная комфортная атмосфера создают условия не только для раскрытия и развития инновационного потенциала, но и для профилактики выгорания учителя, так как в хорошем психологическом климате и дружеской поддержке нуждаются не только ученики, но и учителя.

Таким образом, школьное методическое объединение является важным инструментом, позволяющим обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов и поддерживать высокий уровень образовательного процесса в школе.

Список литературы

  1. Бегзадян Н.А., Гайдукова В.В. Онлайн-стажировки «Школа Методиста» как условие повышения профессионального мастерства педагогов // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 74–83. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_74
  2. Яковлева Н.О. Сопровождение методических команд в системе образования Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 10–19. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10
  3. Медведева О.И., Кобзарева Т.А. Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы. Волгоград: Учитель, 2009. 135 с.
  4. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе. М.: Пед. поиск, 2010. 21 с.
  5. Баженова Е.В., Корепанова С.Н. Роль школьных методических объединений учителей в инновационной деятельности школы // Вестник педагогического опыта. 2022. № 54. С. 27–31.
  6. Голикова В.С. Нетрадиционные формы организации работы методических объединений учителей как средство повышения эффективности образовательного процесса // Наука и перспективы. 2018. № 3. С. 3–8.
  7. Грабова И.Н. Организация работы методического объединения как инструмента управления повышением компетентности учителей, используя инновации // Вестник науки. 2021. Т. 1. № 6-1(39). С. 25–30.
  8. Тюмина, М.В., Фиалкина, Т.В., Марчук Н.В. Методическая работа в школе. Модель, формы, мониторинг. Волгоград: Издательство «Учитель», 214 с.
  9. Гасанова Д.И., Валиева П.В., Магомедова Р.М. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях школьных методических объединений // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-3. С. 74–76.
  10. Суменко. Л.В. Лапшова И.А., Саидов З.А. Обеспечение профессионального роста учителей в условиях школьных методических объединений // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 306–309.
  11. Ильин А.Е., Тенякова Е.А. Эффективность функционирования школьных методических объединений (организация методической работы). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. 80 с.
  12. Смирнов И.А. Критерии и показатели оценки качества деятельности школьного методического объединения учителей // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2021. № 3. С. 16–21.