Методика создания хореографической постановки на основе литературного произведения в общеобразовательной школе

Loading

А.А. Стерхов1, А.А. Аллагулова2
1 Гимназия «Лаборатория Салахова», Сургут, Россия
2 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
1 sterkhov1979@mail.ru
2 anna.allagulova.03@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является моделирование алгоритма действий постановщика при создании хореографического номера на основе известного литературного произведения силами группы учащихся общеобразовательной организации. Рассматриваются особенности выбора замысла школьным хореографом, включая темы хореографических номеров с использованием произведения классической литературы, подробно раскрывается поэтапная практическая работа хореографа в общеобразовательной организации, связанная с постановкой различных танцевальных номеров. Представлена авторская система этапов создания хореографического номера, основанная на эмпирических исследованиях кружковой деятельности в школах города Сургута, разработка последовательности действий при создании хореографической постановки. Результатом работы стало применение смоделированного универсального алгоритма действий постановщика при создании хореографического номера на основе известного литературного произведения силами группы учащихся общеобразовательной организации; построение драматургии номера, где особую роль играют статуарные положения; раскрытие геометрической объёмности композиционного построения номера.

Ключевые слова

общеобразовательная организация, хореографическая постановка, художественно-эстетическое воспитание

Для цитирования

Стерхов А.А., Аллагулова А.А. Методика создания хореографической постановки на основе литературного произведения в общеобразовательной школе // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 3–10.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_3

Информация об авторах

Алексей Алексеевич Стерхов – кандидат педагогических наук, педагог-наставник, Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута
Анна Александровна Аллагулова – студентка Института гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета

Текст статьи

Актуальность настоящего исследования обусловлена наличием важной педагогической проблемы: поиском оптимального решения социальной задачи всестороннего гармоничного воспитания личности ребёнка в общеобразовательной организации. Духовно-нравственное воспитание как сложный многогранный комплексный процесс включает в себя и художественно-эстетическое воспитание, без которого невозможно формирование носителя традиционной культуры нашей страны, основанной на многовековых ценностях многонационального российского народа. Именно хореографическое искусство, в силу своей яркости, наглядности, образности, является наиболее доступной формой для детского восприятия в процессе художественно-эстетического воспитания личности. В таком случае перед школьным хореографом встаёт закономерный вопрос о поиске сюжетной основы для хореографической постановки. И такой основой становится литературное произведение.

Одним из основных мотивов выбора замысла и темы хореографических постановок с использованием литературных произведений для хореографа становится тот факт, что современные инновации и компьютерные технологии в сознании детей вытесняют любовь к чтению книг, а значение книг в воспитании, учении невозможно переоценить. Литературные произведения помогают воспринять прочитанное, привлекают содержательной стороной, пробуждают у подрастающего поколения способность сострадать и сорадоваться. Взять, к примеру, сказки, с помощью которых родители испокон веков воспитывали своих детей. 

Хореографические постановки с использованием сказочного сюжета и персонажей – хорошая мотивация детей на прочтение или просмотр сказки, что является сильным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования стало моделирование алгоритма действий постановщика при создании хореографического номера на основе известного литературного произведения силами группы учащихся общеобразовательной организации. Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд задач: формировать интерес у подрастающего поколения к произведениям отечественного литературного творчества через хореографические образы, моделировать оптимальные педагогические условия для продуктивного использования литературного фундамента в хореографических постановках в рамках внеурочной деятельности, рассмотреть особенности выбора замысла школьным хореографом, включая темы хореографических номеров с использованием произведения классической литературы, раскрыть поэтапно практическую работу хореографа в общеобразовательной организации, связанную с постановкой номеров.

Материалы и методы исследования

Для решения вышеуказанных задач авторами использованы следующие методы исследования: проведён анализ научных трудов, посвящённых развитию хореографического искусства в сфере дополнительного образования детей и созданию хореографических постановок силами детского коллектива. Важными методами исследования стали наблюдение в течение 5 лет за работой театрально-хореографического коллектива, созданного на базе общеобразовательной организации, а также педагогический эксперимент, заключающийся во внедрении и реализации сценариев хореографических постановок на основе известных литературных произведений для детей. Перед началом исследования авторами получены согласия родителей (законных представителей) на участие детей в педагогическом эксперименте, представленном в данной работе. Особое внимание уделялось семиотическому анализу сценария постановки (лексика, мимика, жестикуляция, пластика). При исследовании процесса воспитания школьников средствами хореографического искусства, его форм и методов, авторы данной статьи опираются на труды Н.В. Бондаревой, К.В. Киселёва и других учёных [1; 2; 3 и др.]. Интегративный подход к системе хореографического образования требует развития у детей осознанного отношения к поставленным задачам, предельно точного понимания каждого своего действия на сцене [1, с. 170]. Во время репетиций дети учатся синхронизировать свои движения с музыкой и другими танцующими людьми, что требует высокой степени точности и гармонии [2, с. 22]. К работе хореографа, от начальной стадии подготовки до выступления детского коллектива на сцене, вполне применимо понятие «педагогический дизайн». Данный термин трактуется в современной педагогической науке как «деятельность команды единомышленников по построению организационно-функциональной модели детского творческого коллектива и наполнение её ресурсным и содержательным компонентами» [3, с. 7].

Результаты исследования и их обсуждение

Современные исследователи отмечают важнейшую роль хореографического искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, в том числе в рамках внеурочной деятельности учащихся [4, с. 143]. Особо подчёркивается важность обеспечения доступности данного вида искусства как можно большему кругу детей и подростков, поскольку хореография успешно обеспечивает развитие индивидуальных особенностей у подрастающего поколения [5, с. 83]. При этом ряд учёных акцентирует внимание на значимости отдельных компонентов хореографической постановки. Так, К.В. Киселёв выделяет театрализацию в качестве принципиального педагогического элемента в детском творческом коллективе [6, с. 5]. В.Г. Макарова называет развитие выразительности основным элементом профессиональной компетентности танцовщика в хореографической постановке [7, с. 104]. По мнению М.К. Буланкиной, результат постановки хореографического номера зависит, прежде всего, от выбранного музыкального материла, а также от манеры исполнения данного материала в конкретной постановке [8, с. 42]. Г. Даурова отмечает большую роль танца в хореографическом образовании, поскольку многомерная модель танца значительно влияет на формирование личности [9, с. 7].

Один из крупнейших современных исследователей в сфере искусства, профессор Т.В. Портнова, говорит о необходимости органичного сочетания хореографии и графики при создании номеров, поскольку с помощью графического инструментария выявляется бинарная природа танца, элементы которого состоят из двух форм – статической (телоположение, поза) и динамической (жест), а также проступает пространственный рисунок танца в системе координат [10, с. 258]. Со стороны хореографа в процессе создания постановки осуществляется необходимая педагогическая поддержка каждого представителя творческого коллектива, которую Н.О. Яковлева определяет как «вид педагогической деятельности, направленный на сохранение, развитие и интеграцию всего, что может способствовать образованию личности» [11, с. 301].

Рассмотрев теоретическую составляющую исследуемой научной проблемы, перейдём к практической части проведённого педагогического эксперимента, связанного с развитием хореографического искусства на базе общеобразовательной организации. В настоящем исследовании авторами представлено создание хореографической постановки комплексом равнозначных элементов (театрализация, танец, музыка, мимика, жесты, костюмы и декорации), каждый из которых является неотъемлемой частью номера. При этом исходной точкой становится авторский замысел хореографа. Хореограф, прежде всего, определяет на основе какого материала создавать сценарный образ танца, а затем начинает долгий и сложный процесс подготовки конечного продукта – театрализованного номера.

Работа над тематикой, идеей, драматургией, музыкой произведения на основе повести-сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»

За основу постановки (возрастная категория участников 7–8 лет) взята повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Чтобы сохранить стилистику и характер, образы из первоисточника, изыскать способы воплощения сюжета в хореографическом жанре, необходимо прочесть и не единожды пересмотреть художественный фильм по данной сказке, так как специфика хореографического жанра требует творческой переработки произведения, взятого за основу хореографического номера. Так, приходится менять место действия, допускать сокращения или, напротив, дополнения к литературному первоисточнику. Для реализации темы и идеи данной хореографической постановки авторами принято решение использовать музыкальные композиции из художественного фильма по сказке «Золотой ключик…». Последовательность дальнейших действий заключается в разработке драматургии номера, поиска подходящего музыкального произведения, соответствующего художественному замыслу; после конструирования структуры музыкальной драматургии, используя современные информационные технологии, делается монтаж и коррекция звуковысотности. Следующим шагом становится распределение по номерам музыкальных частей, предложений, фраз, размера.

Композиционный план первой хореографической постановки:

Название номера: «В чудесной стране кукол». Вид: хореографическая композиция. Форма: массовый танец (ансамбль). Классификация танца: детский. Жанр номера: сказочный. Тема номера: воспитательная ценность сказок. Идея номера: этика взаимоотношений между героями сюжета и формы её проявления. Хронометраж номера: 3 минуты. Вид выразительных средств: рисунок, танцевальная лексика, актёрское мастерство (мимика, жесты). Поза, мимика, ракурс, жесты. Характерность образа в данном танце подчёркивает типичную мимику соответственно переживаемым эмоциям персонажа: боли, восхищения, счастья. Основные типы жестов – хорошее настроение, открытость, уверенность в себе, тревожность, вялость. Количество исполнителей: 17 детей, возрастная категория 7–8 лет. Стиль: постановку «В чудесной стране кукол» решено апробировать в жанре эстрадной хореографии с вкраплениями свободной пластики и акробатических компонентов, что позволяет максимально подробно раскрыть образы персонажей.

Важные аспекты в данном направлении: композиция эстрадного танца должна быть яркой, чёткой, рисунок также должен быть лаконичен; учёт временных ограничений, поскольку конкретный танец лишь часть большой концертной программы; максимальная концентрация средств выразительности, позволяющая исполнителю полноценно выразить индивидуальность. Конфликт: между Карабасом-Барабасом и куклами, которые тяготятся его деспотизмом. Сверхзадача номера: сохранение характера и стиля, образа первоисточника, нахождение способов решения сюжета в хореографическом жанре, полное соответствие творческому замыслу автора литературного произведения. Развитие действия: в хореографической постановке «В чудесной стране кукол» взаимодействуют герои сказки – Карабас-Барабас, две лошадки, тринадцать кукол (Пьеро, Артемон, Мальвина, Куклы (2), Арлекин (2), Жокеи (2), Клоун, Золушка, Царевна-Несмеяна, Паж), в кульминационной части – Буратино. Куклы между собой дружны, но, как и в сказке, страдают из-за жестокости Карабаса-Барабаса. От его моральных и физических истязаний им тяжело, но страшно избавиться, пока не появляется весёлый и беззаботный Буратино.

Хореографическая постановка «В чудесной стране кукол», основанная на сюжетной драматургии, открывается со сцены улицы: у тротуара, где стоят запряжённые лошадки; сами персонажи (лошадки) расположены на левом плане сцены (выход на сцену лицом к центру). На начало звучания первых аккордов музыкальной композиции, лошадки начинают бить копытами с готовностью пустится вскачь, при этом Карабас-Барабас, вальяжно, якобы закончив погрузку кукол, имитирует посадку на ко́злы в качестве ямщика, управляющего повозкой. Первая часть танца исполняется в медленном темпе. Карабас-Барабас вывозит кукол своего театра на приглашение к представлению. Движения кукол имитируют езду в повозке.

Далее сюжет разворачивается на смотровой площадке, где куклы, под пристальным присмотром Карабаса-Барабаса, рекламируют будущий спектакль, на который приглашает публику Карабас, а также пытаются донести до людей, что он – не мучитель, хотя мимика и жесты говорят об обратном (зрителю видна реакция героев. Куклы пытаются показать свою неподневольность директору театра, но у них ничего не получается). Кульминационное событие происходит после ухода Карабаса-Барабаса. После того, как он удаляется, на сцене (площади) появляется Буратино, здесь даже музыкальное сопровождение говорит о радостном, весёлом герое. Музыка переходит в более быстрый темп. Это – апофеоз музыкально-хореографического действия: куклы освобождаются от тяжёлых моральных оков – у них появляется стремительный шаг, подскоки более свободные движения. Куклы, практически оживая от удручённого состояния, рассказывают Буратино, что очень боятся Карабаса, и о том, что тот прячет какую-то тайну, на что он показывает куклам, что тайна раскрыта (показывает ключик) и уводит их в чудесную страну, где нет злого Карабаса-Барабаса. Чтобы можно было лучше понять дружбу кукол между собой на протяжении всей постановки, они периодически держаться за руки, о том, что Карабас мешает им быть свободными, говорят их мимика и жесты, его властная размашистость в движениях.

Музыкальный материал: при выборе музыкального материала оптимальны саундтреки композитора А.Л. Рыбникова из кинофильма «Приключения Буратино». В части введения в действие и завязки (в первой части танцевальной композиции) берётся первый куплет песни «Тема театра Карабаса» (автор слов – Булат Окуджава, исполнитель Владимир Этуш), которая наиболее выразительно характеризует и сочетает слова песни и движений на данном этапе. На этапе развития действия выбран отрывок «Рождение Буратино», так как эта композиция явно и сказочно соответствовала данному этапу. Для кульминации оказалась оптимальной музыкальная композиция «Песня кукол» – (автор слов – Юрий Энтин, исп. детский ансамбль), так как в ней присутствуют акценты, способствующие эффектности раскрытия хореографического сюжета. Для развязки идеальной является хорошо узнаваемая детьми мелодия шарманки. Композиции в данном жанре характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями.

Анализ музыкального произведения для хореографической постановки

Жанр: вокально-инструментальный. Форма музыкального материала: простая.

Разбор каждой части хореографической постановки: разделение на периоды, фразы. В первой части характер музыкального произведения острый, далее переходит ещё и в резкий. В звучности присутствует и форте, и пиано. После фиксации частей, рисунков, фрагментов танца осуществляется переход к творческому процессу – планированию композиции танца. 1 часть хореографической постановки содержит экспозицию, 2 часть – сюжет с элементами акробатики, 3 часть – появление главного героя – Буратино, 4 часть – сценическое действие общения героев, 5 часть – решение сценической проблемы, 6 часть – завершение замысла.

Световое оформление. При появлении на сцене Буратино, на несколько секунд дополнительно включается прибор следящего света (устройство для точечного света (Spot lights). В этот момент остальные герои освещены гобо-проекторами, затем эти светильники плавно гаснут. Ввиду того, что костюмы у героев очень яркие, на протяжении всего танца не следует «забивать» их резким цветным освещением, достаточно общего фонового монотонного рассеянного освещения.

Костюмы и реквизиты. Выбор костюма связан с рядом факторов: танцевальным стилем и музыкальным материалом. Сценическому решению дизайна костюма предшествует изучение бытового материала, иллюстраций, орнаментов. Для вышеуказанной хореографической постановки взяты за основу эскизы костюмов по сказке, но с соблюдением условия: сделать их «танцевальными», в создании костюмов сохраняются естественные формы активно перемещающегося тела, специальный крой и тянущаяся ткань оставляют свободными линии плеч и бёдер. Наиболее оптимальны лёгкие пластичные ткани, не меняющие форму в процессе сложных амплитудных и темповых движений. Грим позволяет подчеркнуть первообраз персонажей. Что касается оформления сцены: в данном номере предпочтительны тусклые декорации, так как костюмы весьма яркие, и цветовая гамма индивидуальна для каждого героя.

Заключение

Таким образом, литературное произведение является оптимальной основой для сценария хореографической постановки, в которой актёрами являются учащиеся начальной ступени общего образования. Танец, поставленный со всем соблюдением требований к хореографическим постановкам, может красочно передать зрителю мир образов художественного произведения, идею автора, остроту сюжетного конфликта. Талантливый хореограф преподносит зрителю собственное прочтение того или иного литературного произведения, и должен избежать радикальных потерь относительно знакомого всем зрителям литературного сюжета, воплощённого в танце.

Авторами работы смоделирован и применён алгоритм действий постановщика при создании хореографического номера на основе известного литературного произведения силами группы учащихся общеобразовательной организации. Выявлен растущий интерес подрастающего поколения к произведениям отечественной литературы, воплощённым в хореографические образы, созданы педагогические условия для эффективного использования литературного фундамента в хореографических постановках в рамках внеурочной деятельности, рассмотрены особенности выбора замысла школьным хореографом, раскрыта поэтапно работа школьного хореографа, связанная с постановкой номера, в котором актёрами являются учащиеся общеобразовательной организации.

Процесс работы над хореографической постановкой требует продуманного подбора музыкального материала, отражающего сущность образа персонажей, соответствующего сюжету и идее произведения. Крайне важными являются компетенции хореографа, связанные с моделированием лексики в ансамбле, выстраиванием драматургии номера, где особую роль играют так называемые статуарные положения. Позы являются базовыми конструкциями общего рисунка танца, поскольку являются продолжением движения героя, когда мгновенное замирание красочно подчёркивает динамику образа персонажа. Кроме того, отличительной чертой авторских хореографических постановок являются симметрия и асимметрия, а также геометрическая объёмность композиционного построения номера.

Список литературы

  1. Лебедева Е.С. Реализация интегративного подхода в процессе обучения хореографии в системе дополнительного образования // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6. № 1. С. 168–173.
  2. Катечкина И.В. Методы развития координации у детей младшего школьного возраста на занятиях хореографией // Academy. 2024. № 1(77). С. 21–23.
  3. Терентьева И.А., Димитрова Т.Ю. Педагогический дизайн деятельности детского творческого коллектива: от идеи до модели // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. https://www.doi.org/10.17513/spno.30770.
  4. Нилов В.Н. Становление художественного образования и воспитания школьников средствами хореографии в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2(88). С. 135–145.
  5. Бондарева Н.В. Этюдный метод как средство развития способностей детей младшего школьного возраста // Педагогические технологии. 2023. № 3. С. 81–85.
  6. Киселев К.В. «Антарктида» – льды растают, или Некоторые тенденции развития детского хореографического творчества // Управление культурой. 2024. № 1 (9). С. 3–10.
  7. Макарова В.Г. Выразительность в исполнительском искусстве хореографии и метод её развития // Педагогика искусства. 2020. № 1. С. 104–110. 
  8. Буланкина М.К. Музыка на уроке народно-сценического (характерного) танца // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2022. № 2(54). С. 36–43.
  9. Даурова Г. Проблемы танцевального образования // Научные горизонты. 2023. № 10(74). С. 4–9.
  10. Портнова Т.В. Графическая разработка танца как важный этап в профессиональном творчестве балетмейстера // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 67. С. 252–259. 
  11. Яковлева Н.О. Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя: опыт Краснодарского края: практико-ориентированная монография. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024. 367 с.