Дистанционное обучение: история становления и современные тенденции в образовательном пространстве

Loading

О.В. Фрик
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия, ov.frik@omgau.org

Аннотация

Стремительное развитие информационных технологий и, в частности, возможностей искусственного интеллекта актуализирует изучение истории становления дистанционного обучения и определение современных тенденций его развития. В статье проанализированы основные этапы становления дистанционного обучения, ситуация с терминологией, особенности современного этапа дистанционного обучения и его формы. Автором подчёркивается роль пандемии коронавируса в развитии дистанционного обучения. Делается вывод о том, что сегодня дистанционное обучение перестало быть обособленным феноменом – дистанционные технологии прочно вошли в процессы обучения на разных уровнях и стали их неотъемлемой составляющей.

Ключевые слова

дистанционное обучение, электронное обучение, информационно-коммуникационные технологии, EdTech

Для цитирования

Фрик О.В. Дистанционное обучение: история становления и современные тенденции в образовательном пространстве // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 47–56.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_47

Информация об авторах

Ольга Владимировна Фрик – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права экономического факультета Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина

Текст статьи

Дистанционное обучение играет важную роль в образовательной сфере. Оно отличается гибкостью и доступностью, позволяя студентам из разных стран и регионов получить качественное образование без необходимости фактического присутствия в учебных заведениях. Для нашей страны с её огромной территорией это имеет особое значение.

Стремительное развитие информационных технологий и, в частности, возможностей искусственного интеллекта актуализирует изучение истории становления дистанционного обучения и определение современных тенденций его развития. При этом представляется важным проследить преемственность различных форм и методов, используемых при дистанционном обучении.

Современные тенденции дистанционного обучения показывают значительное развитие технологий, методов и подходов. Эти изменения влекут за собой как вызовы, так и возможности для образовательных учреждений, преподавателей и студентов. Литературный обзор в этой области подчёркивает важность интеграции инноваций и подходов, способствующих эффективному обучению в дистанционном формате. Следует отметить, что существующие публикации рассматривают широкий спектр вопросов, имеющих отношение к дистанционному обучению: его возможности для решения частных организационных и методических проблем изучали А.А. Давлетова, О.А. Алексеев [1], Ю.Л. Данилов [2], Л.А. Грицай [3], С.И. Проценко [4], А.У. Кобилов, А.М. Джурабоев [5] и др., историю становления дистанционного образования – Е.В. Вознесенская [6], В.А. Поздняков [7], Е.Ш. Танеева, Р.А. Исаева [8], А.В. Тарасова [9] и др., влияние пандемии – С.Я. Казанцев, И.Е. Мазуров, А.К. Пиманов [10], Д.В. Новоселова, Д.В. Новоселов [11], В.А. Смирнова [12] и др., современное состояние и перспективы развития – И.В. Григорьева, Б.Х. Узденова, Н.А. Юсупов [13], Д.А. Драндров, Г.Л. Драндров [14], Г.А. Майстренко [15], В.В. Смирнов, Е.В. Мягкова [16], В.А. Тунникова, А.А. Асланова, А.Е. Козубенко [17] и др.

В частности, в статье В.В. Смирнова и Е.В. Мягковой [16] рассмотрены особенности формирования знаний, умений при дистанционном обучении. Проведен теоретико-методологический анализ дистанционного обучения как образовательной проблемы. Описаны причины, по которым на современном этапе развития образования и экономики невозможно повсеместно внедрить дистанционное обучение в Российской Федерации.

Статья Ю.Л. Данилова [2] посвящена истории и современным проблемам дистанционного обучения. Рассмотрено становление дистанционного обучения с конца XVIII века по сегодняшний день в России, Европе и Северной Америке. Приведены преимущества и недостатки дистанционного обучения, выделены проблемы, возникающие при проведении занятий дистанционно, представлены некоторые возможные решения части этих проблем.

В статье А.У. Кобилова и АМ. Джурабоева [5] приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны его отличия от традиционного обучения, выделены проблемы, решаемые обучающимся и преподавателями в дистанционном обучении. Показано что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологии, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Приведём некоторые форматы дистанционного обучения, существующие в настоящее время и обратимся к исторической ретроспективе становления дистанционного образования.

  1. Онлайн-платформы. Существует множество онлайн-платформ и систем управления обучением, которые предоставляют курсы и материалы для дистанционного обучения. Эти платформы обеспечивают доступ к видеолекциям, учебным материалам, заданиям, форумам для обсуждений и другим интерактивным инструментам.
  2. Виртуальные классы. Виртуальные классы позволяют студентам и преподавателям взаимодействовать в режиме реального времени через видеоконференции. Это создает возможность для интерактивных уроков, обсуждений и постановки вопросов.
  3. Адаптивное обучение. Некоторые платформы дистанционного обучения используют технологии искусственного интеллекта для адаптации курсов к индивидуальным потребностям студентов. Это позволяет более эффективно настраивать учебные материалы и задания, чтобы соответствовать уровню знаний и интересам каждого студента.
  4. Оценка и обратная связь. Дистанционное обучение предоставляет различные методы оценки знаний студентов, включая онлайн-тесты, задания, проекты и практические работы. Преподаватели также предоставляют обратную связь студентам через электронную почту, форумы или видеоконференции.
  5. Сертификация. Многие курсы дистанционного обучения предлагают возможность получить официальные сертификаты или дипломы после успешного завершения курса. Это может быть полезно для дальнейшего образования или трудоустройства.

Дистанционное обучение стало особенно актуальным в свете пандемии COVID–19, когда учебные заведения вынуждены были перейти на онлайн-формат. Пандемия стала настоящим вызовом также и в образовательном плане. Нельзя сказать, что к такому вызову образовательные системы разных стран были полностью готовы. В частности, исследования, проведённые в предпандемийный период, показывают, что удалённая образовательная модель была недостаточно распространена в России [6, с. 123]. Пандемия оказала огромное влияние и произвела революцию в области электронного обучения. Поскольку образовательные организации оказались закрытыми по всему миру, дистанционное обучение, электронное обучение и вебинары стали нормой. Адаптация к видеоконференциям, цифровым курсам и онлайн-экзаменам стала необходимой для поддержания процесса обучения. Обучение в этих форматах показало, что образование может быть независимым от местоположения его участников, что обеспечивает большую гибкость как для обучающихся, так и для педагогов. Несмотря на трудности и проблемы, пандемия подчеркнула важность обучения с использованием цифровых технологий и укрепила его значение для современного образования.

Рефлексии опыта дистанционного обучения в период пандемии коронавируса посвящено множество публикаций. Поисковый запрос от 01.11.2024 о дистанционном обучении в период пандемии на сайте Научной электронной библиотеки e-library.ru находит 3145 статей в журналах, 2995 – в сборниках материалов конференций и 201 – в сборниках научных статей. В них исследуется широкий круг вопросов, касающихся проблематики дистанционного обучения в период эпидемиологической угрозы.

Так, статья Д.В. Новоселовой и Д.В. Новоселова [11] посвящена технологии дистанционного обучения в условиях пандемии. Рассматриваются основные отличительные черты дистанционного обучения от традиционного, различные средства дистанционного обучения. Приводится пример минимальных требований к заполнению Электронной образовательной среды Moodle. В статье С.Я. Казанцева, И.Е. Мазурова и А.К Пиманова [10] представлен опыт дистанционного обучения студентов в условиях пандемии, а также анализ онлайн-занятий. Подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю – положительную обратную связь. В статье В.А. Смирновой [12] рассматривается дистанционная форма обучения в период пандемии коронавируса, позволившая вузам продолжить подготовку специалистов; поднимаются некоторые проблемы, связанные с ней; уточнены правовые аспекты дистанционного обучения в РФ; выявлены основные особенности применения дистанционных образовательных технологий в вузах до начала 2020 года и в условиях пандемии; сделан вывод о том, что пандемия повысила приемлемость онлайн-обучения, не гарантируя его дальнейшего распространения. 

Однако, даже после пандемии, дистанционное обучение остаётся в перспективе важным компонентом образования, предоставляя гибкость и возможность обучения на протяжении всей жизни. Нужно отметить, что, хотя оно и использовалось до начала пандемии, но назвать его распространенным к этому моменту не представляется возможным. Именно начало пандемии и необходимость перевода обучения в дистанционный формат выявили ряд проблем, с которыми отдельные вузы были вынуждены справляться самостоятельно. Ю.Л. Данилов отмечает, что пандемия вызвала множество вопросов в области педагогики, а также необходимость анализа опыта всех педагогов с целью определения самых эффективных методов дистанционного обучения [2, с. 137].

Отдельного внимания заслуживает вопрос терминологии. Дело в том, что в теории и практике существует терминологическая рассогласованность относительно определения дистанционного обучения. Некоторыми теоретиками и практиками синонимично используется термин «электронное обучение». В настоящее время существуют различные термины, имеющие отношение к использованию цифровых технологий в обучении. Например, «электронное обучение» (e-learning), обозначающее все формы обучения, при которых электронные средства или цифровые носители используются для презентации и распространения учебных материалов и поддержки межличностного общения.

Министерство образования и науки Российской Федерации в 2013 году так определило ключевое отличие между этими понятиями: электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников, а дистанционное обучение происходит в основном при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, с точки зрения закона, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение – не одно и то же.

В академическом сообществе пока нет единого мнения о том, что такое e-learning:

  • некоторые исследователи считают, что дистанционное обучение и онлайн-обучение являются частью электронного обучения;
  • другие используют понятия дистанционного и электронного обучения в качестве синонимов.

В практике корпоративного обучения терминологическая неразбериха также продолжает существовать. Например, есть мнение, что электронное обучение не всегда является дистанционным, т.к. оно может происходить и в классе (то есть с использованием цифровых технологий). Однако в будущем дистанционное обучение может стать синонимом электронного, поскольку других форматов для дистанционного обучения не останется.

Эксперты считают, что одна из причин путаницы в терминах связана с тем, что изначально вопросами обучения с использованием цифровых технологий образовательные организации, корпоративные учебные центры, бизнес-структуры и т.д. занимались разобщенно, практически не контактируя друг с другом и будучи уверенными, что именно данная организация использует адекватную терминологию и применяет соответствующие технологии. Сегодня начинает преобладать мнение, что термин «электронное обучение» устарел и должен быть заменён другим, более современным. Предлагаются различные варианты – «онлайн-обучение», «онлайн-курсы», «диджитал» или «цифровое обучение».

Важным в этом контексте являются принципы e-learning, сформулированные Эллиоттом Мейси:

  1. адаптация к изменениям – организации должны быть готовы изменять подходы к обучению в ответ на быстро меняющиеся условия и требования рынка;
  2. индивидуальный подход – каждый учащийся имеет свои уникальные потребности и предпочтения, и программы обучения должны учитывать это для повышения эффективности;
  3. интеграция технологий – необходимо использовать различные технологии для улучшения процесса обучения (мобильное обучение, социальные платформы и другие цифровые инструменты, которые могут использовать как обучающиеся, так и обучающие);
  4. создание сообщества – важно создавать сообщества педагогов и обучающихся внутри организации, поскольку взаимодействие и обмен опытом могут значительно увеличить вовлечённость и мотивацию;
  5. развитие критического мышления и самоуправления – их сформированность позволяет обучающимся принимать активное участие в процессе обучения и управлять своим процессом обучения.

Возвращаясь к вопросам терминологии, остановимся на новом понятии EdTech (или EduTech) – оно образовано как сочетание слов «education» (образование) и «technology» (технология) и обозначает использование технологий в сфере образования для улучшения учебного процесса и повышения его эффективности. EdTech охватывает широкий спектр инструментов, платформ, приложений и методов, которые помогают преподавателям и учащимся в организации образовательного процесса, его управлении и взаимодействии. Перечислим некоторые из них.

  1. Онлайн-платформы и курсы (Coursera, edX, Udacity и Khan Academy и др.), которые предлагают учебные материалы, позволяя изучать их в своём собственном темпе.
  2. Интерактивные приложения и инструменты (Kahoot, Quizlet и Nearpod и др.), которые позволяют обучающимся глубже погрузиться в процесс обучения через игровые элементы.
  3. Системы управления обучением (LMS) и курсы по стандартам SCORM (Shareable Content Object Reference Model). Системы управления обучением (Moodle, Canvas, Google Classroom и др.) помогают организовать учебный процесс, управлять курсами и отслеживать успехи студентов.
  4. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), которые позволяют создавать иммерсивные обучающие среды, способствующие более глубокому пониманию сложных концепций.
  5. Системы аналитики данных и искусственный интеллект, направленные на оценку прогресса студентов, адаптацию материалов к их потребностям, создание персонализированного опыта обучения.

EdTech представляет собой динамично развивающееся направление, которое меняет образовательный ландшафт по всему миру, делает образование более доступным и эффективным, но также требует внимания к возникающим вызовам и вопросам качества. При этом единообразного понимания термина EdTech в образовательном сообществе тоже нет. Кто-то подразумевает под ним только сами цифровые технологии, предназначенные для образования, и рынок их разработчиков, кто-то – образование, которое осуществляется с помощью цифровых технологий, и, соответственно, весь рынок онлайн-образования, но чаще всего им обозначают и то, и другое. Фактически термин стал очень широким и охватывает всё, что связано с электронным обучением.

Обратимся к исторической ретроспективе и рассмотрим истоки электронного обучения.

Ещё в XIX веке можно было получить знания посредством заочного обучения. С развитием компьютерных и интернет-технологий были разработаны первые цифровые системы обучения. К электронному обучению в настоящее время относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. Таким образом, современные информационные технологии применяются в обоих случаях, но ключевым моментом оказывается включённость в процесс обучения педагога. При электронном обучении отсутствует непосредственное участие педагога в процессе обучения, нет взаимодействия с обучающимся. За последние десятилетия технологии электронного обучения открыли доступ к новым возможностям. Электронное обучение доступно даже в отдалённых районах, виртуальная реальность на рабочем месте и искусственный интеллект для персонализации обучения – всё это меняет процесс обучения и предоставляет преподавателям более эффективные инструменты, чем когда-либо прежде.

Первые концепции компьютерного обучения были разработаны ещё в 1960-х годах. С ростом доступа в Интернет в 1990-х годах электронное обучение стало очень популярным. За это время была разработана концепция систем управления обучением (LMS), которая обеспечивала учебный материал, упражнения и общение с ответственными за курс. С появлением и распространением сети Интернет и развитием обучающих платформ в 2000-х годах электронное обучение стало более распространённым.

Первыми платформами электронного обучения были WebCT (теперь часть Blackboard) и Moodle. Они позволяли специалистам получить доступ к электронному обучению в Интернете и тем самым расширить свои профессиональные навыки. Преимущество этого нового метода было очевидным: благодаря сотрудничеству тренеров и сотрудников они смогли учиться независимо от времени и места и адаптироваться к своему собственному темпу обучения.

Цифровая трансформация в образовательном пространстве меняет то, как мы работаем и учимся. Появляются новые корпоративные структуры, и границы между работой и обучением стираются. Это требует новых форм обучения, которые помогут компаниям поддерживать сотрудников в их развитии, предоставлять знания за пределы компании и интегрировать электронное обучение в повседневную работу.

Дистанционное обучение прошло через несколько этапов развития, изменяя форму, но сохраняя свою сущность. Представим краткий обзор ключевых моментов в истории дистанционного обучения.

  1. Почтовое обучение. В начале XIX века почтовое обучение стало популярным способом получения образования на расстоянии. Учебные материалы и задания отправлялись почтой, и студенты отправляли свои работы для проверки и оценки. Это позволяло людям получать образование, не покидая свои дома.
  2. Телевизионное обучение. В середине XX века телевизионное обучение стало новым средством доставки образования на расстоянии. Учебные программы транслировались по телевидению, и студенты могли принимать участие в уроках, смотря их на экране своего телевизора. Это позволило доставить образование в удаленные районы и обеспечить доступ к образованию для большего числа людей.
  3. Интернет- и онлайн- образование. С развитием Интернета в 1990-х годах появилась возможность проводить обучение онлайн. Веб-технологии и системы управления обучением позволили создавать интерактивные курсы, предоставлять учебные материалы, задания и форумы для обсуждений через Интернет. Это открыло новые возможности для дистанционного обучения и привело к развитию образовательных онлайн-платформ и институций. В 1999 году появился термин e-learning (электронное обучение). Считается, что придумал его американский эксперт в сфере EdTech Эллиотт Мейси. Он назвал E-learning обучением с привлечением технологий, будь то обычные программы или Интернет.
  4. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). В начале 2010-х годов появились массовые открытые онлайн-курсы, которые предлагали бесплатное онлайн-обучение от ведущих университетов и организаций. Они привлекли миллионы студентов со всего мира и стали популярным способом обучения на расстоянии. Так начался следующий этап в истории образования – онлайн-обучение (хотя использовать это понятие начали раньше – ещё в 1990-х).
  5. Развитие технологий. С развитием технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная реальность и адаптивное обучение, дистанционное обучение стало ещё более эффективным и интерактивным. Эти технологии позволяют персонализировать образование, создавать реалистичные симуляции и адаптировать курсы к индивидуальным потребностям студентов.

Можно утверждать, что дистанционное обучение активно развивается и становится всё более значимым в современном образовании. Оно предоставляет возможность получить образование глобально и гибко, позволяя студентам из разных стран и регионов учиться в удобное для них время и удобном темпе.

В целом, дистанционное обучение предлагает гибкость и доступность, но также может иметь ограничения в личном взаимодействии и доступе к ресурсам. Оно позволяет получить образование из любой точки мира и расширить знания и навыки. Подход к обучению зависит от предпочтений и потребностей каждого студента. Технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности также начинают применяться в онлайн-образовании, создавая новые возможности для интерактивного и эффективного обучения. Дистанционное обучение перестало быть обособленным феноменом – дистанционные технологии прочно вошли в процессы обучения на разных уровнях и стали их неотъемлемой составляющей. Следует отметить, что дистанционное обучение будет развиваться и в дальнейшем. В этой связи необходимым представляется продолжение методической и дидактической работы по совершенствованию учебной деятельности в данном направлении.

Список литературы

  1. Давлетова А.А., Алексеев О.А. Дистанционное обучение // Достижения науки и образования. 2021. № 1(73). С. 35–38.
  2. Данилов Ю.Л. Об опыте дистанционного обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 133–137.
  3. Грицай Л.А. Возможности искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в предметной области «Педагогика»: приоритеты и риски // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 87–94. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_87
  4. Проценко С.И. Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 50–56. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_50
  5. Кобилов А.У., Джурабоев А.М. Технологии компьютерного дистанционного обучения // Academic research in educational sciences. 2020. № 3. С. 287–293.
  6. Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 116–123.
  7. Поздняков В.А. Дистанционное образование: история становления и развития // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Выпуск 10. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2015. С. 23–27.
  8. Танеева Е.Ш., Исаев Р.А. Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2. С. 73–77.
  9. Тарасова А.В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1(41). С. 183–188.
  10. Казанцев С.Я., Мазуров И.Е., Пиманов А.К. Организация дистанционного обучения в условиях пандемии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. №1. С. 122–125.
  11. Новоселова Д.В., Новоселов Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Теория и практика социогуманитарных наук. 2020. № 3(11). С. 35–39.
  12. Смирнова В.А. Развитие системы дистанционного обучения в вузовском образовании в период пандемии // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. С. 41–46.
  13. Григорьева И.В., Узденова Б.Х., Юсупов Н.А. Будущее дистанционного обучения: какие технологии обеспечат его развитие // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 10. С. 72–79. https://doi.org/10.26653/2076-4685-2024-10-07
  14. Драндров Д.А. Драндров Г.Л. Дистанционное обучение: состояние и перспективы развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 3(116). С. 172–181. https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.116.3.021
  15. Майстренко Г А. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 11-1. С. 710–719. https://doi.org/10.34670/AR.2023.36.88.095
  16. Смирнов В.В., Мягкова Е.В. Дистанционное обучение: современное состояние // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021.№ 3(43). С. 92–95.
  17. Тунникова В.А., Асланова А.А., Козубенко А.Е. Развитие электронного обучения и дистанционного образования: тенденции и перспективы // Журнал прикладных исследований. 2024. № 3. С. 142–147. https://doi.org/10.47576/2949-1878.2024.3.3.025