Дистанционное обучение: история становления и современные тенденции в образовательном пространстве
О.В. Фрик
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия, ov.frik@omgau.org
Аннотация
Стремительное развитие информационных технологий и, в частности, возможностей искусственного интеллекта актуализирует изучение истории становления дистанционного обучения и определение современных тенденций его развития. В статье проанализированы основные этапы становления дистанционного обучения, ситуация с терминологией, особенности современного этапа дистанционного обучения и его формы. Автором подчёркивается роль пандемии коронавируса в развитии дистанционного обучения. Делается вывод о том, что сегодня дистанционное обучение перестало быть обособленным феноменом – дистанционные технологии прочно вошли в процессы обучения на разных уровнях и стали их неотъемлемой составляющей.
Ключевые слова
дистанционное обучение, электронное обучение, информационно-коммуникационные технологии, EdTech
Для цитирования
Фрик О.В. Дистанционное обучение: история становления и современные тенденции в образовательном пространстве // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 47–56.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_47
Информация об авторах
Ольга Владимировна Фрик – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права экономического факультета Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина
Текст статьи
Дистанционное обучение играет важную роль в образовательной сфере. Оно отличается гибкостью и доступностью, позволяя студентам из разных стран и регионов получить качественное образование без необходимости фактического присутствия в учебных заведениях. Для нашей страны с её огромной территорией это имеет особое значение.
Стремительное развитие информационных технологий и, в частности, возможностей искусственного интеллекта актуализирует изучение истории становления дистанционного обучения и определение современных тенденций его развития. При этом представляется важным проследить преемственность различных форм и методов, используемых при дистанционном обучении.
Современные тенденции дистанционного обучения показывают значительное развитие технологий, методов и подходов. Эти изменения влекут за собой как вызовы, так и возможности для образовательных учреждений, преподавателей и студентов. Литературный обзор в этой области подчёркивает важность интеграции инноваций и подходов, способствующих эффективному обучению в дистанционном формате. Следует отметить, что существующие публикации рассматривают широкий спектр вопросов, имеющих отношение к дистанционному обучению: его возможности для решения частных организационных и методических проблем изучали А.А. Давлетова, О.А. Алексеев [1], Ю.Л. Данилов [2], Л.А. Грицай [3], С.И. Проценко [4], А.У. Кобилов, А.М. Джурабоев [5] и др., историю становления дистанционного образования – Е.В. Вознесенская [6], В.А. Поздняков [7], Е.Ш. Танеева, Р.А. Исаева [8], А.В. Тарасова [9] и др., влияние пандемии – С.Я. Казанцев, И.Е. Мазуров, А.К. Пиманов [10], Д.В. Новоселова, Д.В. Новоселов [11], В.А. Смирнова [12] и др., современное состояние и перспективы развития – И.В. Григорьева, Б.Х. Узденова, Н.А. Юсупов [13], Д.А. Драндров, Г.Л. Драндров [14], Г.А. Майстренко [15], В.В. Смирнов, Е.В. Мягкова [16], В.А. Тунникова, А.А. Асланова, А.Е. Козубенко [17] и др.
В частности, в статье В.В. Смирнова и Е.В. Мягковой [16] рассмотрены особенности формирования знаний, умений при дистанционном обучении. Проведен теоретико-методологический анализ дистанционного обучения как образовательной проблемы. Описаны причины, по которым на современном этапе развития образования и экономики невозможно повсеместно внедрить дистанционное обучение в Российской Федерации.
Статья Ю.Л. Данилова [2] посвящена истории и современным проблемам дистанционного обучения. Рассмотрено становление дистанционного обучения с конца XVIII века по сегодняшний день в России, Европе и Северной Америке. Приведены преимущества и недостатки дистанционного обучения, выделены проблемы, возникающие при проведении занятий дистанционно, представлены некоторые возможные решения части этих проблем.
В статье А.У. Кобилова и АМ. Джурабоева [5] приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны его отличия от традиционного обучения, выделены проблемы, решаемые обучающимся и преподавателями в дистанционном обучении. Показано что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологии, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.
Приведём некоторые форматы дистанционного обучения, существующие в настоящее время и обратимся к исторической ретроспективе становления дистанционного образования.
- Онлайн-платформы. Существует множество онлайн-платформ и систем управления обучением, которые предоставляют курсы и материалы для дистанционного обучения. Эти платформы обеспечивают доступ к видеолекциям, учебным материалам, заданиям, форумам для обсуждений и другим интерактивным инструментам.
- Виртуальные классы. Виртуальные классы позволяют студентам и преподавателям взаимодействовать в режиме реального времени через видеоконференции. Это создает возможность для интерактивных уроков, обсуждений и постановки вопросов.
- Адаптивное обучение. Некоторые платформы дистанционного обучения используют технологии искусственного интеллекта для адаптации курсов к индивидуальным потребностям студентов. Это позволяет более эффективно настраивать учебные материалы и задания, чтобы соответствовать уровню знаний и интересам каждого студента.
- Оценка и обратная связь. Дистанционное обучение предоставляет различные методы оценки знаний студентов, включая онлайн-тесты, задания, проекты и практические работы. Преподаватели также предоставляют обратную связь студентам через электронную почту, форумы или видеоконференции.
- Сертификация. Многие курсы дистанционного обучения предлагают возможность получить официальные сертификаты или дипломы после успешного завершения курса. Это может быть полезно для дальнейшего образования или трудоустройства.
Дистанционное обучение стало особенно актуальным в свете пандемии COVID–19, когда учебные заведения вынуждены были перейти на онлайн-формат. Пандемия стала настоящим вызовом также и в образовательном плане. Нельзя сказать, что к такому вызову образовательные системы разных стран были полностью готовы. В частности, исследования, проведённые в предпандемийный период, показывают, что удалённая образовательная модель была недостаточно распространена в России [6, с. 123]. Пандемия оказала огромное влияние и произвела революцию в области электронного обучения. Поскольку образовательные организации оказались закрытыми по всему миру, дистанционное обучение, электронное обучение и вебинары стали нормой. Адаптация к видеоконференциям, цифровым курсам и онлайн-экзаменам стала необходимой для поддержания процесса обучения. Обучение в этих форматах показало, что образование может быть независимым от местоположения его участников, что обеспечивает большую гибкость как для обучающихся, так и для педагогов. Несмотря на трудности и проблемы, пандемия подчеркнула важность обучения с использованием цифровых технологий и укрепила его значение для современного образования.
Рефлексии опыта дистанционного обучения в период пандемии коронавируса посвящено множество публикаций. Поисковый запрос от 01.11.2024 о дистанционном обучении в период пандемии на сайте Научной электронной библиотеки e-library.ru находит 3145 статей в журналах, 2995 – в сборниках материалов конференций и 201 – в сборниках научных статей. В них исследуется широкий круг вопросов, касающихся проблематики дистанционного обучения в период эпидемиологической угрозы.
Так, статья Д.В. Новоселовой и Д.В. Новоселова [11] посвящена технологии дистанционного обучения в условиях пандемии. Рассматриваются основные отличительные черты дистанционного обучения от традиционного, различные средства дистанционного обучения. Приводится пример минимальных требований к заполнению Электронной образовательной среды Moodle. В статье С.Я. Казанцева, И.Е. Мазурова и А.К Пиманова [10] представлен опыт дистанционного обучения студентов в условиях пандемии, а также анализ онлайн-занятий. Подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю – положительную обратную связь. В статье В.А. Смирновой [12] рассматривается дистанционная форма обучения в период пандемии коронавируса, позволившая вузам продолжить подготовку специалистов; поднимаются некоторые проблемы, связанные с ней; уточнены правовые аспекты дистанционного обучения в РФ; выявлены основные особенности применения дистанционных образовательных технологий в вузах до начала 2020 года и в условиях пандемии; сделан вывод о том, что пандемия повысила приемлемость онлайн-обучения, не гарантируя его дальнейшего распространения.
Однако, даже после пандемии, дистанционное обучение остаётся в перспективе важным компонентом образования, предоставляя гибкость и возможность обучения на протяжении всей жизни. Нужно отметить, что, хотя оно и использовалось до начала пандемии, но назвать его распространенным к этому моменту не представляется возможным. Именно начало пандемии и необходимость перевода обучения в дистанционный формат выявили ряд проблем, с которыми отдельные вузы были вынуждены справляться самостоятельно. Ю.Л. Данилов отмечает, что пандемия вызвала множество вопросов в области педагогики, а также необходимость анализа опыта всех педагогов с целью определения самых эффективных методов дистанционного обучения [2, с. 137].
Отдельного внимания заслуживает вопрос терминологии. Дело в том, что в теории и практике существует терминологическая рассогласованность относительно определения дистанционного обучения. Некоторыми теоретиками и практиками синонимично используется термин «электронное обучение». В настоящее время существуют различные термины, имеющие отношение к использованию цифровых технологий в обучении. Например, «электронное обучение» (e-learning), обозначающее все формы обучения, при которых электронные средства или цифровые носители используются для презентации и распространения учебных материалов и поддержки межличностного общения.
Министерство образования и науки Российской Федерации в 2013 году так определило ключевое отличие между этими понятиями: электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников, а дистанционное обучение происходит в основном при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Таким образом, с точки зрения закона, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение – не одно и то же.
В академическом сообществе пока нет единого мнения о том, что такое e-learning:
- некоторые исследователи считают, что дистанционное обучение и онлайн-обучение являются частью электронного обучения;
- другие используют понятия дистанционного и электронного обучения в качестве синонимов.
В практике корпоративного обучения терминологическая неразбериха также продолжает существовать. Например, есть мнение, что электронное обучение не всегда является дистанционным, т.к. оно может происходить и в классе (то есть с использованием цифровых технологий). Однако в будущем дистанционное обучение может стать синонимом электронного, поскольку других форматов для дистанционного обучения не останется.
Эксперты считают, что одна из причин путаницы в терминах связана с тем, что изначально вопросами обучения с использованием цифровых технологий образовательные организации, корпоративные учебные центры, бизнес-структуры и т.д. занимались разобщенно, практически не контактируя друг с другом и будучи уверенными, что именно данная организация использует адекватную терминологию и применяет соответствующие технологии. Сегодня начинает преобладать мнение, что термин «электронное обучение» устарел и должен быть заменён другим, более современным. Предлагаются различные варианты – «онлайн-обучение», «онлайн-курсы», «диджитал» или «цифровое обучение».
Важным в этом контексте являются принципы e-learning, сформулированные Эллиоттом Мейси:
- адаптация к изменениям – организации должны быть готовы изменять подходы к обучению в ответ на быстро меняющиеся условия и требования рынка;
- индивидуальный подход – каждый учащийся имеет свои уникальные потребности и предпочтения, и программы обучения должны учитывать это для повышения эффективности;
- интеграция технологий – необходимо использовать различные технологии для улучшения процесса обучения (мобильное обучение, социальные платформы и другие цифровые инструменты, которые могут использовать как обучающиеся, так и обучающие);
- создание сообщества – важно создавать сообщества педагогов и обучающихся внутри организации, поскольку взаимодействие и обмен опытом могут значительно увеличить вовлечённость и мотивацию;
- развитие критического мышления и самоуправления – их сформированность позволяет обучающимся принимать активное участие в процессе обучения и управлять своим процессом обучения.
Возвращаясь к вопросам терминологии, остановимся на новом понятии EdTech (или EduTech) – оно образовано как сочетание слов «education» (образование) и «technology» (технология) и обозначает использование технологий в сфере образования для улучшения учебного процесса и повышения его эффективности. EdTech охватывает широкий спектр инструментов, платформ, приложений и методов, которые помогают преподавателям и учащимся в организации образовательного процесса, его управлении и взаимодействии. Перечислим некоторые из них.
- Онлайн-платформы и курсы (Coursera, edX, Udacity и Khan Academy и др.), которые предлагают учебные материалы, позволяя изучать их в своём собственном темпе.
- Интерактивные приложения и инструменты (Kahoot, Quizlet и Nearpod и др.), которые позволяют обучающимся глубже погрузиться в процесс обучения через игровые элементы.
- Системы управления обучением (LMS) и курсы по стандартам SCORM (Shareable Content Object Reference Model). Системы управления обучением (Moodle, Canvas, Google Classroom и др.) помогают организовать учебный процесс, управлять курсами и отслеживать успехи студентов.
- Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), которые позволяют создавать иммерсивные обучающие среды, способствующие более глубокому пониманию сложных концепций.
- Системы аналитики данных и искусственный интеллект, направленные на оценку прогресса студентов, адаптацию материалов к их потребностям, создание персонализированного опыта обучения.
EdTech представляет собой динамично развивающееся направление, которое меняет образовательный ландшафт по всему миру, делает образование более доступным и эффективным, но также требует внимания к возникающим вызовам и вопросам качества. При этом единообразного понимания термина EdTech в образовательном сообществе тоже нет. Кто-то подразумевает под ним только сами цифровые технологии, предназначенные для образования, и рынок их разработчиков, кто-то – образование, которое осуществляется с помощью цифровых технологий, и, соответственно, весь рынок онлайн-образования, но чаще всего им обозначают и то, и другое. Фактически термин стал очень широким и охватывает всё, что связано с электронным обучением.
Обратимся к исторической ретроспективе и рассмотрим истоки электронного обучения.
Ещё в XIX веке можно было получить знания посредством заочного обучения. С развитием компьютерных и интернет-технологий были разработаны первые цифровые системы обучения. К электронному обучению в настоящее время относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. Таким образом, современные информационные технологии применяются в обоих случаях, но ключевым моментом оказывается включённость в процесс обучения педагога. При электронном обучении отсутствует непосредственное участие педагога в процессе обучения, нет взаимодействия с обучающимся. За последние десятилетия технологии электронного обучения открыли доступ к новым возможностям. Электронное обучение доступно даже в отдалённых районах, виртуальная реальность на рабочем месте и искусственный интеллект для персонализации обучения – всё это меняет процесс обучения и предоставляет преподавателям более эффективные инструменты, чем когда-либо прежде.
Первые концепции компьютерного обучения были разработаны ещё в 1960-х годах. С ростом доступа в Интернет в 1990-х годах электронное обучение стало очень популярным. За это время была разработана концепция систем управления обучением (LMS), которая обеспечивала учебный материал, упражнения и общение с ответственными за курс. С появлением и распространением сети Интернет и развитием обучающих платформ в 2000-х годах электронное обучение стало более распространённым.
Первыми платформами электронного обучения были WebCT (теперь часть Blackboard) и Moodle. Они позволяли специалистам получить доступ к электронному обучению в Интернете и тем самым расширить свои профессиональные навыки. Преимущество этого нового метода было очевидным: благодаря сотрудничеству тренеров и сотрудников они смогли учиться независимо от времени и места и адаптироваться к своему собственному темпу обучения.
Цифровая трансформация в образовательном пространстве меняет то, как мы работаем и учимся. Появляются новые корпоративные структуры, и границы между работой и обучением стираются. Это требует новых форм обучения, которые помогут компаниям поддерживать сотрудников в их развитии, предоставлять знания за пределы компании и интегрировать электронное обучение в повседневную работу.
Дистанционное обучение прошло через несколько этапов развития, изменяя форму, но сохраняя свою сущность. Представим краткий обзор ключевых моментов в истории дистанционного обучения.
- Почтовое обучение. В начале XIX века почтовое обучение стало популярным способом получения образования на расстоянии. Учебные материалы и задания отправлялись почтой, и студенты отправляли свои работы для проверки и оценки. Это позволяло людям получать образование, не покидая свои дома.
- Телевизионное обучение. В середине XX века телевизионное обучение стало новым средством доставки образования на расстоянии. Учебные программы транслировались по телевидению, и студенты могли принимать участие в уроках, смотря их на экране своего телевизора. Это позволило доставить образование в удаленные районы и обеспечить доступ к образованию для большего числа людей.
- Интернет- и онлайн- образование. С развитием Интернета в 1990-х годах появилась возможность проводить обучение онлайн. Веб-технологии и системы управления обучением позволили создавать интерактивные курсы, предоставлять учебные материалы, задания и форумы для обсуждений через Интернет. Это открыло новые возможности для дистанционного обучения и привело к развитию образовательных онлайн-платформ и институций. В 1999 году появился термин e-learning (электронное обучение). Считается, что придумал его американский эксперт в сфере EdTech Эллиотт Мейси. Он назвал E-learning обучением с привлечением технологий, будь то обычные программы или Интернет.
- Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). В начале 2010-х годов появились массовые открытые онлайн-курсы, которые предлагали бесплатное онлайн-обучение от ведущих университетов и организаций. Они привлекли миллионы студентов со всего мира и стали популярным способом обучения на расстоянии. Так начался следующий этап в истории образования – онлайн-обучение (хотя использовать это понятие начали раньше – ещё в 1990-х).
- Развитие технологий. С развитием технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная реальность и адаптивное обучение, дистанционное обучение стало ещё более эффективным и интерактивным. Эти технологии позволяют персонализировать образование, создавать реалистичные симуляции и адаптировать курсы к индивидуальным потребностям студентов.
Можно утверждать, что дистанционное обучение активно развивается и становится всё более значимым в современном образовании. Оно предоставляет возможность получить образование глобально и гибко, позволяя студентам из разных стран и регионов учиться в удобное для них время и удобном темпе.
В целом, дистанционное обучение предлагает гибкость и доступность, но также может иметь ограничения в личном взаимодействии и доступе к ресурсам. Оно позволяет получить образование из любой точки мира и расширить знания и навыки. Подход к обучению зависит от предпочтений и потребностей каждого студента. Технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности также начинают применяться в онлайн-образовании, создавая новые возможности для интерактивного и эффективного обучения. Дистанционное обучение перестало быть обособленным феноменом – дистанционные технологии прочно вошли в процессы обучения на разных уровнях и стали их неотъемлемой составляющей. Следует отметить, что дистанционное обучение будет развиваться и в дальнейшем. В этой связи необходимым представляется продолжение методической и дидактической работы по совершенствованию учебной деятельности в данном направлении.
Список литературы
- Давлетова А.А., Алексеев О.А. Дистанционное обучение // Достижения науки и образования. 2021. № 1(73). С. 35–38.
- Данилов Ю.Л. Об опыте дистанционного обучения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 133–137.
- Грицай Л.А. Возможности искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в предметной области «Педагогика»: приоритеты и риски // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 87–94. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_87
- Проценко С.И. Организация самостоятельной работы по информатике обучающихся основной школы с использованием онлайн-сервисов // Педагогическая перспектива. 2022. № 1(5). С. 50–56. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_1(5)_50
- Кобилов А.У., Джурабоев А.М. Технологии компьютерного дистанционного обучения // Academic research in educational sciences. 2020. № 3. С. 287–293.
- Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. № 1. С. 116–123.
- Поздняков В.А. Дистанционное образование: история становления и развития // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Выпуск 10. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2015. С. 23–27.
- Танеева Е.Ш., Исаев Р.А. Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2. С. 73–77.
- Тарасова А.В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1(41). С. 183–188.
- Казанцев С.Я., Мазуров И.Е., Пиманов А.К. Организация дистанционного обучения в условиях пандемии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. №1. С. 122–125.
- Новоселова Д.В., Новоселов Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Теория и практика социогуманитарных наук. 2020. № 3(11). С. 35–39.
- Смирнова В.А. Развитие системы дистанционного обучения в вузовском образовании в период пандемии // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. С. 41–46.
- Григорьева И.В., Узденова Б.Х., Юсупов Н.А. Будущее дистанционного обучения: какие технологии обеспечат его развитие // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 10. С. 72–79. https://doi.org/10.26653/2076-4685-2024-10-07
- Драндров Д.А. Драндров Г.Л. Дистанционное обучение: состояние и перспективы развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 3(116). С. 172–181. https://doi.org/10.37972/chgpu.2022.116.3.021
- Майстренко Г А. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 11-1. С. 710–719. https://doi.org/10.34670/AR.2023.36.88.095
- Смирнов В.В., Мягкова Е.В. Дистанционное обучение: современное состояние // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021.№ 3(43). С. 92–95.
- Тунникова В.А., Асланова А.А., Козубенко А.Е. Развитие электронного обучения и дистанционного образования: тенденции и перспективы // Журнал прикладных исследований. 2024. № 3. С. 142–147. https://doi.org/10.47576/2949-1878.2024.3.3.025