Оценка готовности будущих специалистов в области юриспруденции к сдаче нормативов ВФСК ГТО

Loading

О.Н. Кирсанова
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, Olga.Kirsanova@novsu.ru

Аннотация

Высокий уровень физической подготовленности является важной составляющей профессиональной подготовки будущих юристов в вузе. Одним из эффективных инструментов его достижения является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который включает в себя нормативы физической подготовки для различных категорий граждан и мероприятия, способствующие их физическому развитию. В статье отмечается, что процесс подготовки студентов-юристов к сдаче нормативов ГТО сегодня не получает должного внимания в практике работы вузов. В рамках изучения основных аспектов готовности студентов-юристов к сдаче нормативов ГТО авторами было проведено исследование среди студентов 1–4 курсов Юридического института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. На основе анализа полученных результатов были сформулированы рекомендации по совершенствованию физической подготовки студентов в вузе и повышению у них мотивации к данной деятельности.

Ключевые слова

физическая культура, физическая подготовка в вузе, подготовка будущих юристов, ВФСК ГТО, оценка физической подготовленности

Для цитирования

Кирсанова О.Н. Оценка готовности будущих специалистов в области юриспруденции к сдаче нормативов ВФСК ГТО // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 30–37.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_30

Информация об авторах

Ольга Николаевна Кирсанова – старший преподаватель кафедры физической культуры Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Текст статьи

В современных общественно-политических условиях усиливается важность обеспечения не только профессиональной подготовки будущих юристов, но и формирование у них позитивного отношения и к здоровому образу жизни и хорошей физической подготовленности. Здоровый образ жизни способствует не только улучшению общего состояния здоровья, повышению жизненного тонуса, уменьшению риска развития различных заболеваний, но и повышению работоспособности, улучшению качества работы.

Работа в правоохранительных органах, включая полицию, спецслужбы, налоговую и таможенную службы, требует от будущих специалистов высокой физической подготовки для выполнения служебных обязанностей. Она необходима также и при работе в адвокатской, адвокатско-консультационной практике, судебных органах, для которой может потребоваться обеспечение безопасности клиентов, и в судебных процессах для осуществления выездных проверок и других служебных задач.

Одним из эффективных инструментов решения обозначенных проблем является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее ГТО), который включает в себя нормативы физической подготовки для различных категорий граждан и мероприятия, способствующие их физическому развитию  (https://www.gto.ru/).

Оценка готовности студентов к сдаче нормативов имеет большое значение, поскольку может оказать влияние на мотивацию к занятиям спортом, укреплению здоровья, развитие дисциплины и самоорганизации. Регулярные тренировки, которые требуются для успешной сдачи нормативов, способствуют этому, укрепляют здоровье студентов и тем самым положительно сказываются на их общей работоспособности, концентрации внимания и успешной учебной деятельности. Также подготовка требует определённой выдержки, дисциплины и самоорганизации, что может быть полезным и в других сферах жизни студентов, включая учебную и профессиональную деятельность [1].

Нормативы ГТО созданы с целью оценки и улучшения физической подготовки граждан, а также содействия укреплению здоровья населения и формированию здорового образа жизни. Эти нормативы включают в себя набор требований к физической подготовке, разработанных с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также задания (бег на длинные и короткие дистанции, подтягивание, отжимание, метание, плавание и др.), которые необходимо выполнить для получения знака отличия [2].

Целью программы ГТО является содействие в развитии физической активности и спорта, поддержание физической готовности и профилактика различных заболеваний. Учитывая, что формирование здорового образа жизни для граждан страны является одной из основных задач государства, целью создания эффективной системы физического воспитания стало развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, что является частью реформ в области государственной политики спорта и физической культуры. В 2014 году президент Российской Федерации Владимир Путин издал указ о возобновлении системы «Готов к труду и обороне». С 2015 года достижения в выполнении норм этого комплекса учитываются при поступлении в высшие учебные заведения. Также в 2014 году был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который определяет базовые принципы развития физической активности и спорта в стране, включая всероссийскую программу «Готов к труду и обороне».

Федеральный закон обеспечивает финансовую поддержку и развитие спортивной инфраструктуры, регулирует финансовое обеспечение спортивной деятельности и регламентирует связанные с этим вопросы. Главной задачей данного документа является обеспечение доступности физической культуры и спорта для всех граждан, содействие развитию физической культуры и массовых спортивных мероприятий, а также оказание поддержки в достижении высоких результатов в спортивной сфере. Он устанавливает законодательные и правовые основы для регулирования деятельности в области физической культуры и спорта.

Правительством Российской Федерации было подписано постановление, устанавливающее название комплекса ГТО, его цели, документы, регламентирующие деятельность, основные принципы, структуру, описание руководства программой, требования и нормативы получения значка отличия, порядок проведения мероприятий (соревнования, мастер-классы, тренировки и др.), материально-техническое обеспечение программы (оборудование, инвентарь, места для занятий и др.), финансовое обеспечение.

С 2016 года в вузах России началась активная работа по стимулированию студентов к участию в движении ГТО. Предусмотрены денежные вознаграждения, знаки отличия, медали, грамоты, дипломы, возможность получения льгот или преимуществ в учёбе. При этом перечень мер стимулирования может отличаться в разных учебных заведениях [3].

В научной литературе активно исследуются вопросы мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в целом и к выполнению нормативов ГТО в частности [4; 5; 6; 7; 8; 9 и др.]. Мы считаем, что эффективным в этом плане является использование следующих требований.

  1. Постановка целей и мотивация к их достижению. Студенты могут быть мотивированы к выполнению нормативов ГТО путём постановки конкретных целей и направления усилий на их достижение. Это может быть связано с улучшением физической подготовки, участием в соревнованиях, получением спортивного звания.
  2. Создание системы поощрений. Система поощрений стимулирует студентов к выполнению нормативов ГТО, например, можно устанавливать награды за достижение определённых результатов, участие в спортивных мероприятиях, выполнение дополнительных тренировок.
  3. Индивидуальный подход. Использование индивидуального подхода к стимулированию студентов может включать в себя разработку персональных программ тренировок, учёт индивидуальных особенностей и способностей каждого студента, а также личное общение и поддержку со стороны преподавателей и тренеров.
  4. Создание сплочённой команды. Использование командных мероприятий и соревнований для мотивации студентов, сплочённая команда и коллективный дух могут стать мощным стимулом к выполнению нормативов ГТО и достижению общих целей.

В настоящее время большинство студентов имеют недостаточно высокий уровень физической подготовленности, что зачастую вызвано факторами, на которые не всегда могут повлиять организаторы мероприятий ГТО или преподаватели физической культуры и спорта. К ним относятся, например, недостаток личного времени, затрудняющий посещение тренировок, неправильное питание, как правило из-за ограниченного бюджета или недостатка знаний о здоровом питании, стресса из-за учёбы, экзаменов, других обязанностей, вызывающих хроническую усталость. Также влияет на стремление заниматься спортом ограниченное количество доступных вариантов для физической активности, например, из-за трудностей с посещением фитнес-центров или прочих спортивных объектов. Но основной причиной отсутствия желания заниматься своим физических здоровьем, является непонимание его значимости для повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Физическую подготовленность студентов можно определить на основе использования нормативов ГТО. В этой связи анализ готовности к выполнению данных нормативов может стать основой для создания педагогических методов, ориентированных на повышение физической подготовки студентов-юристов с учётом их физических возможностей.

В рамках изучения основных аспектов готовности студентов-юристов к сдаче нормативов ГТО нами было проведено исследование среди студентов 1–4 курсов Юридического института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. В общей сложности в исследовании приняли участие 300 обучающихся, среди которых 13,3% составили студенты 1 курса, 20% – второго, 43,3% – третьего и 23,4% – курсов.

Им было предложено пройти опрос «Оценка готовности будущих специалистов в области юриспруденции к сдаче нормативов в ВФСК ГТО» [10], который включал следующие вопросы:

  • Принимали ли Вы участие в выполнении нормативов ГТО, если «да», то сколько раз?
  • Слышали ли Вы о проведении Фестивалей ГТО или подобных мероприятиях в других вузах?
  • Какова ваша причина участия в сдаче нормативов ГТО?
  • Какой самый сложный в выполнении норматив ГТО?
  • Какой самый лёгкий в выполнении норматив ГТО?
  • Благоприятность условий университета для выполнения норм ГТО?
  • Основные трудности при выполнении тестов?
  • Эмоции от участия в сдаче нормативов ГТО?
  • Выводы после участия в сдаче нормативов ГТО?
  • Возможные мотивы для выполнения тестов ГТО?

Как показали полученные результаты, 33,3% опрошенных никогда не принимали участия в выполнении нормативов ГТО, 36,7% участвовали единожды, 20% – 2–3 раза, а 10% – 4 раза и более. При этом 10% от общего количества опрошенных получили знаки отличия (золотой, серебряный или бронзовый), 46,7% сдали нормативы без знака отличия.

О проведении мероприятий по сдаче нормативов ГТО в других университетах знали 43,3% опрошенных, не знали – 33,3%, остальные 23,4% затруднились ответить.

Как ни странно, ведущим мотивом для выполнения требований комплекса ГТО для респондентов было совместное участие с другими студентами и только потом проверка своей физической подготовки (20%) и получение возможных льгот (10%).

Самыми сложными заданиями по мнению студентов стали бег на длинные дистанции и силовой тест (50% опрошенных), бег на короткие дистанции, подтягивание и челночный бегом (40%), стрельба (10%). Наиболее простыми нормативами были названы наклоны вперёд (50% участников) и поднимание туловища из положения лёжа (43,3%). Последнюю позицию в списке лёгких нормативов занимает плавание.

Основной сложностью при прохождении тестов студенты назвали текущий уровень физической подготовки (80% респондентов), при этом 13,3% опрошенных ответили, что не испытывали трудностей и лишь незначительное количество отметили трудности, связанные с условиями тестирования и плохим судейством.

Половина участников опроса оценила условия университета для выполнения нормативов ГТО как положительные, другая же половина нашла их неблагоприятными.

Большинство студентов охарактеризовали свои эмоции от участия в нормативных испытаниях как нейтральные (53,3%), с некоторой долей позитивных (26,7%) и отрицательных (13,3%), а меньшая часть описала их как очень позитивные.

После участия в сдаче нормативов ГТО у студентов сформировались различные выводы: необходимость улучшения физической формы (63,3%), отсутствие интереса к сдаче нормативов ГТО (26,7%) и другие факторы (10%).

Одной из мотиваций выполнения нормативов ГТО для 33,3% студентов является возможность испытать себя и оценить свою физическую форму, среди прочих причин. Для 23,3% это служит стимулом к регулярным тренировкам, тогда как 10% отмечают такие преимущества, как получение льгот при наличии знака ГТО.

На основе анализ полученных результатов мы пришли к следующим выводам:

  1. Студенты Юридического института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого демонстрируют различную степень готовности к сдаче нормативов ГТО. В первую очередь, это связано с уровнем их физической подготовки, мотивацией к достижению спортивных результатов, а также психологическими особенностями.
  2. Важным фактором в готовности студентов-юристов к сдаче нормативов является наличие специальных физкультурно-спортивных секций или кружков в вузе, в которых студенты могут заниматься под руководством педагогов физической культуры.
  3. Необходимо проведение дополнительных мероприятий по мотивации студентов к занятиям спортом и достижению спортивных результатов: соревнований, спортивных фестивалей, мастер-классов и т.д.
  4. Важно проводить индивидуальную работу с каждым студентом, учитывая его физическую подготовку, мотивацию и психологические особенности, чтобы создать оптимальные условия для успешной сдачи нормативов ГТО.
  5. Существует множество факторов, которые остаются в ответственности самих учащихся. Студенты могут организовывать самостоятельные тренировки с выполнением специально подобранных упражнениий в процессе подготовки к выполнению норм ГТО, составлять индивидуальный план подготовки в соответствии с рекомендациями преподавателей физической культуры и спорта, учитывая свои сильные и слабые стороны и установленные нормативы комплекса. Поддержание режима питания, медицинское обследование и систематические занятия спортом также играют ключевую роль в подготовке к сдаче нормативов ГТО.

Резюмируя выше сказанное, подчеркнём, что для повышения готовности будущих специалистов в области юриспруденции к сдаче нормативов ГТО необходимо учитывать их индивидуальные особенности, проводить мотивационную работу и обеспечивать более свободный доступ к спортивным секциям и мероприятиям.

Для подготовки студентов-юристов к сдаче нормативов, рекомендуется использовать методики, которые включают в себя выполнение силовых упражнений на занятиях физической культурой с нагрузкой, регулируемой через сочетание объёма и интенсивности упражнений. Это поможет улучшить силовые качества и повысить выносливость. Необходимо выполнять упражнения – подтягивания, отжимания, задание с отягощениями, упражнения на пресс, используя интервальный метод или метод круговой тренировки. Силовые упражнения способствуют развитию мышечной силы, улучшению выносливости мышц, укреплению суставов, улучшению осанки и общей физической формы. Выполнение силовых упражнений способствует увеличению мышечной массы, снижению процента жира в организме и улучшению общего физического самочувствия. Укрепление мышц также может помочь в предотвращении травм, в улучшении профилактики заболеваний опорно-двигательной системы и увеличении выносливости. Силовые упражнения также способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой системы, поскольку увеличивают потребление кислорода и улучшают сердцебиение. В целом, силовые упражнения играют важную роль в улучшении общей физической подготовленности и спортивных достижений студентов.

Для улучшения скоростных навыков рекомендуется начинать тренировку с беговых упражнений, которые выполняются в качестве разминки. Эти упражнения должны включать спринт на разные дистанции при высокой скорости и специальные беговые упражнения, такие как бег с высоким подниманием бедра или с захлёстом голени, которые выполняются с интенсивной нагрузкой. Скоростно-силовые упражнения способствуют улучшению эффективности движений, повышению скорости, увеличению силы и выносливости мышц. Проведение таких упражнений способствует развитию скорости реакции и координации движений. Благодаря этому студенты могут улучшить свои спортивные результаты, а также повысить общую физическую форму. Кроме того, скоростно-силовые упражнения способствуют профилактике травм, улучшению осанки и общей физической подготовленности [11; 12].

Важной частью занятий по физической культуре являются упражнения на прыжки, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств. Среди них можно выделить бег с прыжками, многоскоки и выпрыгивания из глубокого приседа. Таковые упражнения являются эффективным способом развития скоростно-силовых качеств студентов, способствуют улучшению координации движений, силовых показателей мышц, а также увеличению скорости и мощности выполняемых движений. Кроме того, такие упражнения способствуют укреплению костно-мышечной системы, улучшению выносливости и общей физической формы студентов.

Для студентов-юристов выполнение тренировочных комплексов важно проводить в формате циклов, каждый из которых направлен на развитие определённых физических качеств, соответствующих требованиям норм ГТО. Для подготовки к сдаче этих нормативов рекомендуется совмещать стандартные физические упражнения с различными видами спорта. Это может включать лёгкую атлетику, элементы футбольных упражнений и других командных спортивных игр, метание на дальность, упражнения из тяжёлой атлетики, а также гимнастические упражнения. Также стоит использовать различные тренажёры.

Таким образом, использование нормативов ГТО для оценки физической подготовки студентов, обучающихся на юридических специальностях, служит основой для разработки рекомендаций по улучшению их физического состояния и подготовке к успешному выполнению нормативов. Необходимо осуществлять целенаправленную поддержку и стимулирование занятий физической культурой и спортом, в том числе, организацию специализированных занятий по физической подготовке или индивидуальных консультаций с тренерами, проведение мероприятий, направленных на формирование у студентов-юристов здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Воронков А.В., Бражник Е.А. Особенности подготовки студентов к Всероссийским фестивалям комплекса ГТО // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры, спортивной тренировки, рекреации и фитнеса, адаптивной и оздоровительно-восстановительной физической культуры: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Липецк, 11–12 апреля 2024 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2024. С. 118–122.
  2. Калоша А.И. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как фактор развития массового спорта и элемент физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе формирования культуры здоровья // Физическая культура в школе. 2022. № 7. С. 27–31.
  3. Курамшин Ю.Ф., Гадельшин Р.М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития // Теория и практика физической культуры. 2014. № 7. С. 9–12.
  4. Рыжкова Л.Г., Бобков В.В., Кузьмин М.А., Игнатенко Т.С. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 39–41.
  5. Захаров И.А. Кононенко П.А. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 5(219). С. 514–517. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p514-518.
  6. Лунюшкина М.А., Грунь Е.Н. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой в вузе // Физическая культура. Спорт. Здоровье. 2022. № 1. С. 182–187.
  7. Магомедов М.Г., Исмаилов Ш.О. Роль ГТО в мотивации студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом // Культура физическая и здоровье. 2023. № 4(88). С. 81–86. https://doi.org/10.47438/1999-3455_2023_4_81.
  8. Панина О.В., Фролова Л.В. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 3–8. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_3
  9. Шалыгина С.А., Лукашов П.А. Формирование потребности в физическом совершенствовании студентов вуза в процессе подготовки к сдаче норм ГТО // Современные аспекты и перспективы развития в сфере физической культуры и спорта: Сб. материалов Регион. науч.-практ. конф. Рязань, 24 мая 2024 года. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2024. С. 190–193.
  10. Кирсанова О.Н., Михайлова С.Н., Базай Г.А. Мониторинг мотивационного отношения студентов медицинского института Новгородского государственного университета к выполнению испытаний (тестов) ВФСК ГТО // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары-Ташкент, 21 января 2022 года. Чебоксары-Ташкент: Чувашский государственный аграрный университет, 2022. С. 110–114.
  11. Никулин А.В., Бушманова О.И. Проблемы и перспективы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на примере Вологодского государственного университета // Инновационные технологии в науке и образовании: монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая Наука», 2021. С. 140–151.
  12. Сысоева Е.В., Сысоев В.В., Опалева О.Н., Украинцева Ю.А. Особенности подготовки студентов к сдаче нормативов ГТО // Современные технологии здоровье сбережения и актуальные стратегии реализации физкультурно-спортивной деятельности в региональных аспектах: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брянск, 15 мая 2024 года. Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2024. С. 291–296.