Возможности рекреационного туризма для проведения оздоровительных занятий в вузе
О.Н. Головко1, А.Г. Михайлова2, В.А. Лей3
1, 2, 3 Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
1 ongolovko@sevsu.mail.ru
2 steba1971@mail.ru
3 ley777@bk.ru
Аннотация
Вопросы укрепления здоровья обучающихся в условиях нарастающего экологического кризиса сегодня актуальны. Необходимо переосмысление учебных занятий с позиций природосообразной организации образовательного процесса. Именно высшая школа может предоставить условия сохранения здоровья во время обучения, формирования умений у обучающихся для здорового образа жизни. Проблематика влияния оздоровительных мероприятий на физическое состояние и самочувствие студентов в литературных источниках раскрыта недостаточно. Целью данного исследования является рассмотрение возможности реализации оздоровительных занятий в образовательном процессе вуза. Наличие физических и эмоциональных нагрузок у студентов, стремительный ритм жизни могут привести к нарушению состояния здоровья обучающихся. Представлены подходы к решению проблемы сохранения и укрепление здоровья студентов. В заключении авторы описывают оздоровительные занятия для экологизации образовательного процесса.
Ключевые слова
рекреационный туризм, рекреация, оздоровление, экологическая культура, адаптационные возможности, физическая нагрузка
Для цитирования
Головко О.Н., Михайлова А.Г., Лей В.А. Возможности рекреационного туризма для проведения оздоровительных занятий в вузе // Педагогическая перспектива. 2024. № 4(16). С. 66–72.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_4(16)_66
Информация об авторах
Ольга Николаевна Головко – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Физвоспитание и спорт» Севастопольского государственного университета.
Алла Григорьевна Михайлова – старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета.
Вячеслав Алексеевич Лей – кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техногенная безопасность и метрология» Севастопольского государственного университета.
Текст статьи
Сохранение и укрепление здоровья молодёжи является сегодня одной из основных задач высшего образования. Высшее учебное заведение может предоставить возможность сохранения здоровья во время обучения, формирования умений для здорового образа жизни. Исследование окружающего мира мотивирует молодёжь на дальнейшее самообразование.
В статье 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья детей обозначена как «одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей». В статье 9 отмечено, что «организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья» и несут «ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации» [1].
В Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, в главе 6 «Охрана и укрепление здоровья человека» подчёркнута особая важность вопросов здоровья и развития, которые неразрывно связаны между собой. «Мероприятия в рамках Повестки дня на ХХI век должны быть направлены на обеспечение основных потребностей населения мира в области охраны здоровья, поскольку они неразрывно связаны с достижением целей устойчивого развития и первичными мероприятиями по охране окружающей среды. Увязка вопросов здравоохранения, охраны окружающей среды и улучшения социально-экономических условий требует межсекторальных усилий» [2]. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» поставила цель улучшения здоровья детей, что «является первостепенной обязанностью, а также задачей, решение которой теперь стало возможно» [3].
Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации.
В Послании Президента Федеральному Собранию отмечена особая роль государства по сбережению здоровья детей и подростков. За последнее время «выросло число граждан, которые регулярно занимаются спортом. Это одно из наших значимых достижений. Нужно поощрять людей, которые ответственно относятся к своему здоровью». «Условия для занятий спортом должны быть в вузах, колледжах, школах и дошкольных учреждениях» [4].
Правильно организованные оздоровительные мероприятия, создание здоровьесохраняющей образовательной среды будет способствовать сохранению и улучшению состояния здоровья обучающихся и положительно повлияет на их физическое и психоэмоциональное развитие. Кроме того, приобретаются умения и навыки владения двигательными и координационными способностями, развиваются основные физические качества человека: ловкость, прыгучесть, скоростно-силовые способности, мышечная сила, трудолюбие и упорство, выносливость, сила воли, умения ориентироваться в пространстве и др.
Проблематика влияния оздоровительных мероприятий на физическое состояние и самочувствие студентов в литературных источниках раскрыта недостаточно.
Целью нашего исследования является рассмотрение возможности реализации оздоровительных занятий в образовательном процессе вуза. Его методологическую основу составили:
- нормативные документы: Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Конвенции ООН по окружающей среде и развитию; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Послание Президента Федеральному Собранию;
- идеи экологической философии Дж. Дьюи, который считал, что обучение является важным этапом личностного развития. Мы принимаем во внимание, что профессиональное становление в вузе – это один из наиболее значимых периодов активной жизнедеятельности молодёжи;
- современные исследования в сфере разработки здоровьесохраняющих технологий и их использования в образовательном процессе вуза.
О взаимодействии организма и окружающей среды говорил Дж. Дьюи. Экологическая философия, ориентированная на его концепцию, обеспечивает перспективные подходы к междисциплинарности, трансдисциплинарности и экологической справедливости. Особую актуальность приобретает использование всех перечисленных ресурсов для целей повышения адаптации организма студента к психоэмоциональным, умственным и физическим нагрузкам.
Ряд исследователей сходятся во мнении, что основой организации воспитания экологической культуры молодёжи могут быть оздоровительные занятия. Организованные учебная и восстановительная активности, направленные на здоровьесбережение студенческой молодёжи, могут решить данную проблему.
В.И. Бондин, Э.В. Мануйленк, О.Н. Толстокора [5] исследуя вопросы хорошего самочувствия в его физических, психологических и социальных составляющих, подчёркивали, что оно определяется здоровым стилем жизни обучающихся. В свою очередь, Т.А. Хагинян [6] отмечает, что реализация здоровьесберегающих технологий интегрируют все направления работы вузов по сохранению и укреплению здоровья. И.Е. Корельская, Н.В. Афанасенкова, И.А. Варенцова, О.П. Погожева [7] анализировали реализацию технологического подхода к преподаванию в университете оздоровительной физической культуры. С.И. Гетман исследовал формирование культуры здорового образа жизни обучающихся посредством технологии результирующей отметки по дисциплине «Прикладная физическая культура» [8]. Е.Р. Полякова, Л.В. Шадрин описали проективно-творческую функцию оздоровительной деятельности, когда молодые люди «обучаются выстраивать свою траекторию модели профессионально-личностного саморазвития…» [9, с. 248]. О.В. Панина и Л.В. Фролова [10], изучая мотивацию студентов к занятиям физической культурой в вузе, приходят к выводу, что подавляющее большинство студентов не одобряют используемые на учебных занятиях средства физической подготовки, определяя их как «не соответствующие современным стандартам», «немодные», «неэффективные», «неинтересные».
На сегодняшний день значимой в укреплении здоровья человека является туристическая деятельность, фундаментом для которой могут быть рекреационные ресурсы. Это природные объекты (море, лес и т.п.), а также места, созданные человеком (памятники, религиозные объекты, археологические артефакты и т.п.).
Под рекреационными ресурсами мы понимаем комплекс объектов, созданный природой и человеком, позволяющий удовлетворить потребности людей в отдыхе и восстановлении здоровья.
Рекреационный туризм является популярным видом активного отдыха в молодёжной среде. Это способ отдыха, при котором возможно сменить привычную обстановку. Однако не все студенты туристской группы могут быть достаточно подготовлены и хорошо развиты физически. Соответственно, студентам направления подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (профиль: «Спортивно-оздоровительный туризм») кафедры «Физвоспитание и спорт» Института фундаментальной медицины и здоровьесбережения Севастопольского государственного университета (N=60 чел.) были предложены тренировочные занятия на открытом воздухе, которые укрепляют иммунную систему, повышают уровень самооценки, снижают уровень стресса и тревожности при умственных перезагрузках.
Как мы отмечали ранее [11], методология разработки программы оздоровительных занятий не может быть реализована, если не будут решены задачи реализации идей экологических взаимоотношений человека с природой.
Проведение исследования осуществлялось в три этапа: констатирующий эксперимент, фаза проведения оздоровительных мероприятий, контрольный эксперимент.
На первом и третьем этапах нами осуществлялись замеры по опроснику САН (самочувствие, активность, настроение), предназначенному для оперативной оценки физического состояния студентов [12].
Все этапы оздоровительных занятий проводились в рекреационных условиях г. Севастополя и его окрестностей. Программа осуществлялась на протяжении трёх месяцев в рамках дисциплины «физическая культура» и внеучебных спортивных мероприятий. Первые две недели ежедневно проводилась гимнастика, далее были организованы оздоровительные занятия в рекреационных условиях с периодичностью один раз в неделю в соответствии с перспективным планом. Последовательность занятий, их сущность и рекреационный аспект приведены в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика проведённых оздоровительных занятий
№ |
Место проведения |
Содержание |
Направленность |
1 |
Район бухты Ласпи по пересечённой местности |
Бег на выносливость в сочетании с ходьбой. Маршрут составляет 2200 м. |
Это наиболее эффективный и быстрый способ достижения высокого уровня активности за счёт получения организмом нагрузки разной интенсивности |
2 |
Берег моря в районе Херсонеса Таврического |
Метание, прыжки, ходьба. Маршрут составляет 830 м. |
Метание способствует развитию силы, быстроты, координации движений. Прыжки развивают умения ориентироваться в пространстве, ловкость, прыгучесть и другие жизненно необходимые качества. Такие занятия воспитывают трудолюбие и силу воли |
3 |
Балаклава – Золотой пляж |
Ходьба. Маршрут составляет 4800 м. Предусмотрены остановки на 30 минут |
Занятия ходьбой воспитывают трудолюбие и упорство, способствуют развитию выносливости |
4 |
Район бухты Ласпи по пересечённой местности |
Бег на выносливость в сочетании с ходьбой. Маршрут составляет 2200 м. |
Это наиболее эффективный и быстрый способ достижения высокого уровня активности за счёт получения организмом нагрузки разной интенсивности |
5 |
Пляж Учкуевка |
Ходьба с остановками на 30 минут в каждую сторону. Маршрут 1000 м. |
При ходьбе задействованы почти все мышцы тела, активизируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы организма |
6 |
Торопова дача |
Челночный бег (480 м), прыжки, бросание на дальность и меткость |
Эти элементы отрабатывают стартовый разгон в беге на короткие дистанции, развивают основные двигательные качества: скоростно-силовые и координационные способности, ловкость, мышечную силу |
Большинство локаций расположены вблизи моря. Это объясняется тем, что воздух во время занятий является аэрозолем из микрокапель морской воды, которая богата ионами натрия, брома, йода, магния, калия, фтора, хлора, кальция. Одним из ценных компонентов морского воздуха являются ионы морской соли, такие как калий (K+), хлор (Cl-), натрий (Na+), магний (Mg2+) и другие, которые образуются при воздействии ветра на поверхность моря в результате рассеивания морской воды. Ионы проникают в организм через лёгкие и обеспечивают:
- ограничение роста бактерий и вирусов в дыхательных путях благодаря антимикробным свойствам (ионы хлора);
- очищение дыхательных путей (ионы морской соли);
- стимулирование микроциркуляции в лёгких, что содействует более эффективному обмену газов в организме (магний).
Показатели, согласно опроснику САН, на двух этапах исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2. Преобладающий уровень состояния испытуемых по опроснику САН в начале и конце эксперимента
Показатель |
Начальные данные |
Итоговое данные |
Самочувствие |
Низкий |
Средний |
Активность |
Низкий |
Средний |
Настроение |
Средний |
Высокий |
Распределение уровней состояния испытуемых представлено в таблице 3. Анализ по опроснику САН показал, что доля испытуемых с низким уровнем по всем показателям сократилась до нуля. При этом доля с высоким показателем составила 10–50 %, а со средним – 50–90 %.
Таблица 3. Распределение респондентов по уровням согласно методике САН (% от общего числа)
Покащзатель |
Начальные данные |
Итоговые данные |
||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Самочувствие |
50 |
50 |
0 |
0 |
90 |
10 |
Активность |
90 |
10 |
0 |
0 |
80 |
20 |
Настроение |
20 |
60 |
20 |
0 |
50 |
50 |
Результаты исследования демонстрируют заметное улучшение самочувствия, активности и настроения студентов.
В целом, использование занятий в рекреационных условиях является продуктивным средством физкультурно-оздоровительной деятельности, что положительно сказывается на физическом и психоэмоциональном развитии молодёжи. Это является стимулом для самосовершенствования студентов в дальнейшем, ведения ими здорового образа жизни, поскольку наличие физических и эмоциональных нагрузок и стремительный ритм жизни могут привести к нарушению состояния здоровья обучающихся.
Таким образом, проблематика влияния оздоровительных мероприятий на физическое состояние и самочувствие студентов сегодня актуальна и требует разработку теоретических подходов к организации обучения в вузе.
Результатом решения вопросов обеспечения сохранения здоровья студентов должно стать создание благоприятной развивающей образовательной среды как гарантии защиты и укрепления физического, духовного, социального и психологического здоровья молодых людей.
В данном исследовании предложен комплекс оздоровительных занятий с позиций природосообразной организации образовательного процесса. Расположение локаций вблизи моря обусловлено тем, что воздух во время занятий является аэрозолем из микрокапель морской воды. Создание здоровьесохраняющей образовательной среды, которая способствует сохранению и улучшению состояния здоровья обучающихся посредством физкультурно-оздоровительной деятельности, имеет положительный эффект на физическое и психоэмоциональное развитие студентов.
Перспективы дальнейших исследований представляет разработка методических рекомендаций по укреплению здоровья молодёжи в условиях профессиональной подготовки, создание системы мониторинга состояния здоровья студентов в образовательной среде, формирование базисных принципов реализации программ по улучшению и сохранению здоровья подростков в образовательной среде.
Список литературы
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3ExxLw (дата обращения: 15.11.2024).
- Повестка дня на XXI век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года // Организация объединённых наций: сайт. URL: https://clck.ru/3ExxQK (дата обращения: 15.11.2024).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей: принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года // Организация объединённых наций: сайт. https://clck.ru/3Exxar (дата обращения: 15.11.2024).
- Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3ExxpR (дата обращения: 15.11.2024).
- Бондин В.И., Мануйленко Э.В., Толстокора О.Н. Здоровый стиль жизни. Монография. М. Мир науки, 2018. 100 с.
- Ханагян Т.А. Проблема сохранения здоровья студентов в образовательном // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2016. № 2. С. 86–91.
- Корельская И.Е., Варенцова И.А., Афанасенкова Н.В., Погожева О.П. Инновационно-технологический подход в преподавании оздоровительной физической культуры в университете // Физическая культура и спорт в системе образования. Инновации и перспективы развития. СПб.: Изд-во. С.Пб. ун-та, 2020. С. 161–168.
- Гетман С.И. Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся // Физическая культура и спорт в системе образования. Инновации и перспективы развития. СПб.: Изд-во. С.Пб. ун-та, 2020. С. 134–141.
- Полякова Е.Р., Шадрин Л.В. Проективно-творческая функция физкультурно-спортивной деятельности на занятиях по плаванию // Физическая культура и спорт в системе образования. Инновации и перспективы развития. СПб.: Изд-во. С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 248–253.
- Панина О.В., Фролова Л.В. Мотивация студентов к учебным занятиям физической культурой в вузе // Педагогическая перспектива. 2023. № 2(10). С. 3–8. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_2(10)_3
- Головко О.Н., Лей В.А., Михайлова А.Г. Организация обучения с позиций природосообразности образовательного процесса // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2023. № 69. С. 106–18.
- Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141–145.