Формирование пенсионной и социальной грамотности учащихся старших классов на уроках обществознания

Loading

К.В. Сычёва1, Н.С. Иванова2
1, 2 Азовский государственный педагогический университет, Бердянск, Россия
Автор, ответственный за переписку: Ксения Владимировна Сычёва, Sicheva2604sycheva@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы совершенствования экономического раздела учебной программы курса обществознания в контексте формирования пенсионной и социальной грамотности старших школьников. Обоснована необходимость добавления в программу старшей школы модуля «Система обязательного социального страхования населения. Пенсионное обеспечение». Разработан тематический план предлагаемого модуля, включающий четыре темы, на изучение которых предполагается 4 часа: 1) система общеобязательного социального страхования населения; 2) государственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование населения и дополнительное пенсионное обеспечение; 3) социальный и пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды; 4) итоговый урок (практическое занятие). Предложена технология проведения занятий

Модуль разработан с учётом принципов системного, личностного, деятельностного и практико-ориентированного подходов к обучению с использованием пассивного (лекции) и активных методов обучения (решение задач, написание рефератов, интерактивные методы). Особый акцент сделан на использовании методики деловой игры (моделирование ситуации, экономический web-квест).

Предложенная методика обучения может быть использована при проведении занятий по курсам «Обществознание», «Экономика», «Финансовая грамотность», а также для факультативных занятий и классных часов в организациях общего среднего и среднего профессионального образования.

Ключевые слова

система обязательного социального страхования населения, пенсионное страхование, обществознание, социальная грамотность, пенсионная грамотность, учащиеся старших классов

Для цитирования

Сычёва К.В., Иванова Н.С. Формирование пенсионной и социальной грамотности учащихся старших классов на уроках обществознания // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 42–52.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_42

Информация об авторах

Ксения Владимировна Сычёва – Азовский государственный педагогический университет, магистрант
Наталья Сергеевна Иванова – кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и обществоведческих наук Азовского государственного педагогического университета

Текст статьи

Постановка проблемы. Преподавание экономики, как одного из направлений обществоведческой науки, требует от учителя выбора оптимальных мер формирования теоретических знаний, в результате получения которых учащиеся должны приобрести базовые экономические компетентности, необходимые современной личности на протяжении всей жизни независимо от выбора будущей профессии: финансовые, предпринимательские, управленческие, социально ответственные и другие.

Вопросам, касающимся методики обучения экономике как направления обществоведческой науки, особенностям применения разнообразных методов и технологий, посвящены работы множества отечественных и зарубежных учёных и практиков, таких как: Н.О. Ветлугина, Н.Л. Гарифуллина, П. Джаганатан, М.А. Лабутина, Т.В. Лузянина, А.М. Теплова, О.М. Толмачёв, А.В. Шепталина, О.М. Толмачёв, М.В. Фоминых, Б.А. Ускова и др.

В частности, А.М. Теплова, изучая проблему низкой заинтересованности учащихся в учебном процессе, уделяет внимание результатам социологического опроса учащихся и учителей одной из российских школ относительно их отношения к современной школе, согласно которым доминирующими методами обучения на своих уроках у некоторых учителей остаются пассивные методы [1]. П. Джаганатан видит решение проблемы низкой заинтересованности детей при изучении социальных наук в использовании интерактивных методов обучения и в широком внедрении инновационных методик и средств обучения в учебно-воспитательный процесс, отмечая важность процесса формирования подростка как личности, активного и динамичного участника общества [2]. М.А. Лабутина [3], А.В. Шепталина и О.М. Толмачёв [4] в своих исследованиях делают акцент на важности практико-ориентированного подхода на уроках экономического цикла в процессе обучения старших школьников, позволяющего обеспечить рост интереса учащихся к дисциплине и более качественное усвоение получаемых знаний, лучшее понимание экономики, формирование правильного экономического мышления. М.В. Фоминых, Б.А. Ускова, Н.О. Ветлугина и Т.В. Лузянина [5] детально описывают разработанную ими модель применения мультимедийных технологий в процессе обучения, основанную на применении таких инновационных технологий, как проблемное моделирование. Н.Л. Гарифуллина рассматривает вопросы эффективности применения мультимедийных средств (презентаций, видеоуроков и видеолекций) при изложении лекционного материала на учебных занятиях [6, с. 60-73].  Результаты практического опыта инновационной деятельности учителей-мультипликаторов приведены в комплексной работе З.В. Валиевой и А.В. Сметанина  [7]. Г. Поздеева же видит решение проблемы формирования и поддержания интереса к изучению обществознания и экономики в использовании таких техник и педагогических приёмов как участие обучающихся в конференциях и съездах, совместной реализации проектов, У. Чернова ‒ в использовании интернет-площадки «Gramoty.ru» и «Hrono.info», а Э.К. Шакирова ‒ в использовании технологии критического мышления, выделяя такие её элементы, как: «Понятийное колесо», «Фишбоун», приём «Шестиугольное обучение» и метод углов, О.О. Миронова ‒ в использовании игровых технологий «Импровизация», «Найди пару», образовательной платформы «Google site» [8] и т. д.

Таким образом, отмеченные авторы внесли значительный вклад в развитие теории и практики преподавания экономики как социальной науки. Однако существует ряд проблем, которые остаются недостаточно освещены и изучены. Одна из таких проблем – низкая социальная и, в частности, пенсионная грамотность современной молодёжи.

Формирование будущей пенсии на принципах страхования ‒ это сложный и долгосрочный процесс, понимание сути которого важно уже с первых дней трудовой деятельности человека. Как правило, подростки начинает задумываться о будущем поиске работы и трудоустройстве в старших классах, однако некоторые уже работают во время летних каникул, будучи ещё учащимися, соответственно для этой группы школьников начинают действовать механизмы, формирующие их будущую пенсию. Соответственно, тема пенсионного обеспечения актуальна не только для старшего поколения, но и для молодёжи. Одновременно с этим, вопросы осуществления страховых взносов (на пенсионное, социальное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний) касаются каждого члена общества на протяжении всей жизни, а, следовательно, соответствующие базовые компетенции должны быть сформированы у каждого школьника, получившего аттестат о полном среднем образовании и вступающего во взрослую самостоятельную жизнь.

Проведённый анализ Федеральных рабочих программ среднего общего образования «Обществознание» и стандартной рабочей программы по обществознанию на уровне среднего общего образования (базового и углублённого уровней) [9; 10; 11; 12] позволил сделать вывод о том, что в структуре экономического блока информация, позволяющая школьникам получить представление о принципах пенсионного обеспечения населения предоставляется лишь в формате одночасового факультативного занятия, проводимого с 2011 г. сотрудниками Пенсионного фонда (а с 2024 г. – Социального фонда) по всей стране на тему пенсионной грамотности, чего явно недостаточно в силу отсутствия у сотрудников фонда педагогических навыков и достаточной сложности материала для усвоения подростками. Всё это не позволяют школьникам хорошо усвоить доносимый им на занятии материал.

Вышеизложенное доказывает актуальность и обоснованность выбранной темы исследования. Итак, целью данной статьи является рассмотрение вопроса формирования пенсионной и социальной грамотности старших школьников на уроках обществознания, разработка тематического плана модуля «Система обязательного социального страхования населения. Пенсионное обеспечение».

Изложение основного материала исследования. В структуру экономического раздела рабочей программы по обществознанию для учащихся 10 класса «Экономическая жизнь общества» базового и углублённого уровней входит 8 и 12 тем соответственно, на изучение которых отводится соответственно 28 и 62 часа. При этом и та, и другая программа содержит модуль «Государство и экономика», в рамках которого учащиеся знакомятся с экономическими функциями государства, бюджетной политикой, системой налогов и сборов РФ, а также основами государственного регулирования экономики. На наш взгляд, целесообразным после изучения указанного модуля будет добавление в программу по обществознанию дополнительного модуля под названием «Система обязательного социального страхования населения. Пенсионное обеспечение» как логичное продолжение предыдущего, поскольку данная система тесно связана с налоговой системой государства.

При разработке тематики модуля «Система обязательного социального страхования населения. Пенсионное обеспечение» курса «Обществознание» целесообразно руководствоваться учебно-методическая базой, разработанной сотрудниками Социального фонда, адаптировав при этом материал под современные требования ФГОС и учебного процесса. В таблице представлен предлагаемый разработанный календарно-тематический план рассматриваемого раздела для учащихся 10 класса в объёме 4 часов.

Модуль разработан с учётом принципов системного, личностного, деятельностного и практико-ориентированного подходов к обучению с использованием как пассивного метода обучения (проведение лекции учителем), так и активных (беседа, тестовые задания, решение задач, написание рефератов и др.) и интерактивных методов. Особый акцент сделан на использование методики деловой игры (моделирование ситуации, экономический web-квест) с применением современных информационных и мультимедийных ресурсов (ПК, телефонов, планшетов) и технологий (Интернет-сайты и онлайн-платформы).

Таблица. Календарно-тематический план модуля «Система обязательного социального страхования населения. Пенсионное обеспечение», 10 класс

 

Тема и план урока

Продолжительность урока

Вид занятия

продолжительность этапа

форма организации

педагогические средства

задания для учащихся

1.

Тема 1. Система общеобязательного социального страхования населения

1 час

комбинированный урок

1.1.1.1 Входной контроль

10 минут

тест

раздаточный материал

тестовые задания

1.2. Виды общеобязательного социального страхования в России: на случай безработицы, от несчастных случаев и профзаболеваний, по временной нетрудоспособности, пенсионное, медицинское. Понятие «государственное пособие», «пенсия». Виды социальных пособий и пенсий

35 минут

лекция

ПК, презентация, мультимедийный проектор, учебник

конспект

2.

Тема 2. Социальный фонд России. Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Негосударственные пенсионные фонды

1 час

комбинированный урок

 

2.1. Понятие ПФР, СФР, НПФ. Документы обязательного социального страхования (что такое СНИЛС, ИНН, полис ОМС).

27 минут

беседа

ПК, мультимедийный проектор, учебник, телефон, планшет, доска, видеоролик

проработка конспекта,

записи в тетради

 

2.2. Категории «застрахованный», «страховщик» и «страхователь». Понятие страхового взноса.

18 минуты

игра, работа в малых группах

3.

Тема 3. Государственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование населения. Дополнительное пенсионное обеспечение населения

1 час

комбинированный урок

3.1. Контрольное задание

12 минут

тест

раздаточный материал

тестовые задания

3.2. Модели пенсионного страхования. Виды государственных пенсий. Обязательное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение (социальная пенсия)

18 минут

лекция, написание рефератов

ПК, презентация, мультимедийный проектор, учебник,

видеоролик

работа с конспектом

3.3. Страховая и накопительная пенсия. Добровольное пенсионное страхование

15 минут

беседа, решение задач

проработка конспекта, решение задач

4.

Тема 4. Итоговый урок. Практическое занятие.

1 час

урок-практикум

4.1. Практическое занятие. Экономический web-квест «Рассчитай свою будущую пенсию»

24 минуты

интерактивный урок

ПК, мультимедийный проектор, телефон, планшет с доступом в интернет, задания для ПР, учебник

проработка конспекта, работа с Интернет-ресурсами, расчёт размера пенсии с помощью онлайн ресурса «Пенсионный калькулятор

4.2. Решение и составление кроссвордов

21 минута

игра

проработка конспекта, работа с Интернет-ресурсами (онлайн платформа «Создать кроссворд»)

Итого:

4 часа

Детальный анализ информационно-образовательного буклета для старшеклассников и учащихся средних специальных учебных заведений по социальной пенсионной тематике «Всё для будущей пенсии. Для учёбы и жизни», издаваемого регулярно Социальным фондом России, показывает, что минимальный объём часов, необходимый для изучения данного раздела ‒ 4 часа, а также позволяет выяснить какие темы необходимо объяснить учащимся-подросткам, чтобы сформировать у них необходимые и достаточные знания о системе общеобязательного социального страхования населения и пенсионного обеспечения и их роли в формировании будущей пенсии. Следует отметить, что при распределении тем по учебным часам, с целью повышения интереса учащихся к изучению данного материала и лучшему его усвоению учитывалась возможность самостоятельной работы в классе и дома, а также интерактивные методы обучения и творческая рефлексия.

Итак, рассмотрим подробно содержание каждого урока, уделив особое внимание технологии проведения занятий модуля «Система обязательного социального страхования населения. Пенсионное обеспечение» курса обществознания для учащихся 10 классов.

Урок № 1. Система общеобязательного социального страхования населения ‒ 1 час (45 минут).

1 этап ‒ организационный (2 минуты). Учитель спрашивает у учащихся знают ли они что такое государственное социальное страхование, государственное пособие, пенсия, кому их предоставляют и за что, что такое пенсионный возраст и какой он, какие виды пособий или пенсий они знают.

2 этап ‒ актуализация знаний (10 минут). Для того чтобы проверить первоначальный уровень знаний учащихся о системе общеобязательного социального страхования населения, учитель раздаёт каждому учащемуся тест с вопросами закрытого типа, который в дальнейшем может быть использован и для контрольной оценки знаний.

3 этап ‒ выявление затруднений и причин (3 минуты). Учитель спрашивает у учащихся какие вопросы теста больше всего озадачили учащихся и почему.

4 этапизучение нового материала (23 минуты). Учитель знакомит учащихся с понятиями «государственное пособие», «пенсия», о том, какие виды социальных пособий (пособие по безработице, по малообеспеченности, по утрате кормильца, по временной нетрудоспособности (больничные листы) и по беременности и родам, пособие по инвалидности, пособие, связанное с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, медицинское страхование) и пенсий (по возрасту, по инвалидности, по выслуге лет, социальная, распределительная и накопительная, страховая) существуют.

После этого целесообразно провести короткую физкультпаузу.

5 этап ‒ осмысление и закрепление. Рефлексия (5 минут). Учитель подытоживает тему, дети записывают краткую схему-конспект в тетрадь.

6 этап ‒ домашнее задание (2 минуты). В качестве домашнего задания можно предложить ученикам узнать у своих бабушек, дедушек и родителей что такое Социальный фонд, Пенсионный фонд, какие виды пособий и пенсий получают их родные.

Урок № 2. Социальный фонд России. Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Негосударственные пенсионные фонды ‒ 1 час (45 минут).

1 этап ‒ организационный (2 минуты). Учитель предлагает учащимся рассказать о том, что им удалось узнать по поводу Социального и Пенсионного фонда, почему разные названия и одно ли это и тоже.

2 этапизучение нового материала (15 минут). Учитель рассказывает учащимся о Фонде социального страхования, Пенсионном фонде и Социальном фонде России (объясняя ученикам, что он объединил Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, которые были упразднены в 2023 году) как о государственной структуре (учреждении) и о негосударственных пенсионных фондах, начав рассказ с короткой исторической справки. Для увеличения интереса детей к данной информации и в тоже время с целью предоставления возможности отдохнуть можно показать мини-видеоролики «Финансовая азбука. Государственное пенсионное страхование» (https://clck.ru/3BWQkE) и «Накопительная и страховая часть пенсии простыми словами» (https://clck.ru/3BWQnh).

Далее учитель рассказывает ученикам о документах обязательного социального страхования (СНИЛС ‒ страховое свидетельство, «зелёная карточка», ИНН, ОМС ‒ полис медицинского страхования), какие государственные органы их выдают и для чего они нужны каждому человеку. Следует объяснить ученикам разницу между понятиями застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, сделав акцент на том, что все держатели СНИЛС являются застрахованными лицами. Данную разницу учителю целесообразно будет объяснить, используя деловую игру, разделив класс на три группы (например, 1 ряд ‒ это застрахованные (физические лица), 2 ряд ‒ страхователи (работодатели, индивидуальные предприниматели, самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и 3 ряд ‒ страховщики (Социальный фонд, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ)). В игре по ролям одни дети приходят устраиваться на работу, предъявляют паспорт, СНИЛС, ИНН (застрахованные лица), другие ‒ бухгалтера как представители работодателя (страхователи) рассчитают сумму обязательного страхового взноса, который нужно перевести на счёт Социального фонда в пользу работника, а третьи ‒ работники Социального фонда (страховщики) – принимают у вторых бухгалтерский отчёт предприятия о страховых платежах и зачисляют на личный счёт первых (застрахованных) страховые взносы. При этом учитель выполняет роль помощника, подсказывает детям их действия (можно подготовить заранее сценарий игры и раздать роли участникам).

Далее учитель рассказывает учащимся о сайте СФР (https://sfr.gov.ru) и о портале государственных услуг (gosuslugi.ru) и знакомит их с ними, объяснив, что совсем скоро они закончат школу, после чего начнут подавать заявления для поступления в профессиональные учебные заведения, а также на водительские права, приём на работу и т.д., и многие процессы (в том числе и подача заявления в вузы), госпошлины и другие государственные услуги возможно оформить на указанном сайте.

После этого целесообразно провести короткую физкультпаузу.

3 этап ‒ первичное осмысление и закрепление (10 минут). Учитель подытоживает тему, дети записывают краткую схему-конспект в тетрадь.

4 этап ‒ рефлексия (17 минут). После этого учитель может рассказать о том, что существует специальное мобильное приложение «Госуслуги», и предложить им достать свои гаджеты (телефоны, планшеты), у кого есть возможность – скачать это приложение, после чего зайти в него и попробовать воспользоваться.

Далее учителю целесообразно записать на доске условие задачи, которую ученикам необходимо решить в тетради: рассчитать, используя имеющиеся данных, какую сумму заработной платы ежемесячно будет терять работник в виде страховых взносов, если работодатель законопослушно будет платить отчисления в ПФР (предварительно рассказав, что размер страхового взноса для разных категорий граждан различается, но общий размер страхового взноса составляет 30%).

5 этап ‒ домашнее задание (1 минута). В качестве домашнего задания учитель предлагает ученикам выяснить, в чём разница между страховыми взносами и налогами на доходы физических лиц, а также самостоятельно, используя Интернет и сайт Социального фонда, узнать размер обязательного социального взноса и от чего он зависит.

Урок № 3. Государственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование населения. Дополнительное пенсионное обеспечение населения ‒ 1 час (45 минут).

1 этап ‒ организационный (2 минуты). Учитель предлагает учащимся рассказать о том, что им удалось узнать насчёт разницы между налогами и страховыми взносами, одновременно корректируя их ответы и поясняя отличия данных категорий.

2 этап ‒ выявление затруднений и причин (10 минут). С целью проверки качества усвоения учащимися материала о системе общеобязательного социального страхования населения, учителю целесообразно раздать тест для повторного прохождения (который давался на первом уроке), после чего учитель делает соответствующие выводы и проговаривает основные ошибки учащихся, не называя их фамилий. При этом важно уточнить какие вопросы теста больше всего их озадачили.

3 этапизучение нового материала (15 минут). Лекцию целесообразно начать с объяснения модели пенсионного страхования, рассмотреть модели: одноуровневые (солидарные, распределительные) и многоуровневые (распределительная + накопительная, распределительная + накопительная + негосударственное пенсионное страхование), привести примеры моделей пенсионных систем в различных странах мира (ЕС, США, Латинская Америка, Китай, Япония).

Затем следует перейти к рассмотрению видов государственных страховых пенсий (по возрасту, по инвалидности, по выслуге лет, по утрате кормильца), объяснить учащимся разницу между обязательным пенсионным страхованием, основанным на принципе страхования (отчисления страховых взносов в Социальный фонд) и пенсионным обеспечением (социальной пенсией, которая не зависит от страховых взносов, а предоставляется социально незащищённым гражданам).

Необходимо объяснить, что у выходящего на пенсию человека должно быть определённое количество страхового стажа работы (определённое количество лет, в течение которых человек официально работает и с его заработной платы делаются страховые взносы в Социальный фонд) для возникновения права на назначение пенсии по возрасту, а также его деятельность переводится в баллы (своеобразный коэффициент страхового стажа), которых должно быть достаточное количество. Завершить данную часть лекции целесообразно рассказом о размере общего тарифа страховых взносов, чтобы дети понимали, куда уходят отчисления работодателей.

После этого следует перейти к рассмотрению понятия накопительной пенсии, имеющей обязательный характер для всех граждан, но в данный момент временно приостановленной. Это целесообразно сделать на примере сравнения её с банковским депозитом, при котором накопления формируются из отчислений, проводимых работодателем с заработной платы работника, а также указать на то, что эти накопления становятся личной инвестицией человека (его собственностью), которая после выхода на пенсию, выплачиваются ему на протяжении всей остальной жизни. При этом необходимо обратить внимание, что эти накопления граждане могут держать в Социальном фонде или негосударственном пенсионном фонде.

В заключение нужно рассказать о добровольном пенсионном страховании, в рамках которого граждане добровольно могут делать взносы в Социальный фонд или негосударственные пенсионные фонды в тех размерах, в которых захотят.

После этого целесообразно провести короткую физкультпаузу.

4 этап ‒ первичное осмысление и закрепление (5 минут). Учитель подытоживает тему, а учащиеся записывают краткую схему-конспект в тетрадь. Для закрепления знаний и предоставления возможности детям отдохнуть можно повторно показать им видеоролики «Финансовая азбука. Государственное пенсионное страхование» и «Накопительная и страховая часть пенсии простыми словами».

5 этап ‒ рефлексия (10 минут). В качестве рефлексии могут быть использованы ситуационные задачи, например, сможет ли выйти человек на пенсию при заданных условиях. При этом целесообразно внести в процесс решения элемент игрового соревнования. Для этого можно снова разделить класс на группы (1 команда ‒ 1 ряд, 2 команда ‒ 2 ряд и 3 команда ‒ 3 ряд) и предложить учащимся решить предложенную задачу на время.

6 этап ‒ домашнее задание (3 минуты). В качестве домашней работы учитель может предложить подготовить реферат на одну из предложенных далее тем.

  1. Проблема старения населения как причина дефицита Социального фонда и пути её решения.
  2. Зарубежные модели пенсионных систем (на примере стран ЕС, США, Латинской Америки, Китая и Японии).
  3. Развитие негосударственного пенсионного страхования в РФ. Проблемы и пути их решения.

Также учитель может предложить решить задачу по аналогии с описанным выше заданием и придумать подобную задачу самостоятельно на примере своих родителей, бабушек или дедушек.

Урок № 4. Итоговый урок. Практическое занятие ‒ 1 час (45 минут).

1 этап организационный (1 минута). Учитель приветствует учащихся и сообщает, что на текущем занятии у них будет возможность пофантазировать на тему своего будущего, работы, зарплаты и стажа, а также насчёт возраста выхода на пенсию и её размере. При этом у них будет возможность пользоваться гаджетами. Учащиеся располагаются за ПК, достают телефоны или планшеты, входят в Интернет.

Можно предложить учащимся вспомнить условия получения пенсии и условий её назначения и расчёта размера. В частности, ответить на вопрос «Почему ваши бабушки и дедушки получают разную пенсию?», подводя таким образом учащихся к рассмотрению пенсионной формулы для расчёта будущей пенсии в конкретно заданных условиях.

2 этап закрепление и обобщение (23 минуты). Перед тем, как приступить к основной части урока, учитель может предложить учащимся ненадолго отвлечься и продемонстрировать придуманные ими дома задачи. При этом, учитель предлагает свой вариант ответа, и спрашивает, совпал ли он с заготовленным. В случае, если ученики допустили ошибку в собственных расчётах, необходимо провести работу над ошибками.

Учитель делает акцент на том, что настала пора обобщить все пройдённые темы, а также предлагает ответить на вопрос относительно того, как человеку сформировать достойную будущую пенсию, какие условия и шаги для этого необходимо совершать в процессе его жизни, а именно:

– получить СНИЛС и ИНН;

– работать официально, получая «белую» зарплату или заниматься законным предпринимательством;

– зарабатывать страховой стаж, собирать страховые баллы;

– участвовать в добровольных пенсионных программах;

– контролировать состояние своего пенсионного счёта в личном кабинете Социального фонда;

– по возможности не спешить раньше выходить на пенсию.

С целью закрепления полученных знаний, итоговый урок целесообразно проводить в компьютерном классе в виде практического занятия. Следует выдать ученикам раздаточный материал с кроссвордом по изученной теме, а также вывести его с помощью проектора на экран. Один ученик работает у доски, читает вопросы кроссворда и записывает ответы, остальные учащиеся ‒ разгадывают кроссворд.

После этого можно предложить ученикам самостоятельно составить кроссворд из 10 слов и словосочетаний по изученной теме с помощью онлайн-платформы «Создать кроссворд» на сайте «Биоуроки» (https://clck.ru/3BWR48), предварительно объяснив ученикам как пользоваться данным ресурсом.

После этого целесообразно провести короткую физкультпаузу.

3 этап ‒ рефлексия (20 минут). В качестве рефлексии может быть использована технология интерактивного экономического web-квеста под названием «Рассчитай свою будущую пенсию» [13], используя онлайн-ресурс «Пенсионный калькулятор» (https://dyn.ig.rambler.ru/pfr_lenta/dist/).

4 этап ‒ домашнее задание (1 минута). Учитель предлагает учащимся сфотографировать свой кроссворд на телефон или планшет и придумать к нему вопросы.

Предложенная методика обучения может быть полезна для учителей и преподавателей при проведении занятий по курсу «Обществознание», «Экономика» и «Финансовая грамотность», а также в качестве методических материалов для проведения факультативных занятий и классных часов в организациях общего среднего и среднего профессионального образования. Отмеченные предложения и разработанная методика обучения будет способствовать повышению уровня социальной и пенсионной грамотности молодёжи, формированию у учащихся старших классов не только предпринимательских, финансовых и управленческих компетенций, но и становлению их как личностей, формированию у них социально ответственного поведения.

В заключение следует отметить, что внедрение в процесс обучения старших классов игровых и интерактивных методов современных информационных технологий при изучении курса обществознания предоставляет учителю возможность значительно повысить уровень их интереса самостоятельного поиска различных источников информации, а также способствует развитию творческих способностей, критического мышления, умения аргументированно выражать свои мысли и суждения, повышению уровня усвоения сложного экономического материала.

Список литературы

  1. Теплова А.М. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри // Международный педагогический портал: сайт. URL: https://clck.ru/3BWGvc (дата обращения: 12.05.2024)
  2. Jaganathan P. Methods of teaching social science // International journal of creative research thoughts. 2023. № 11. Р. 514–520.
  3. Лабутина М.А. Особенности методики преподавания экономических дисциплин в современных условиях // Международный педагогический портал: сайт. URL: https://clck.ru/3BWH4X (дата обращения: 20.06.2024)
  4. Шепталина А.В., Толмачёв О.М. Анализ учебных пособий по экономике для учащихся общеобразовательных организаций // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Т. 10. № 4. С. 391–398.
  5. Фоминых М.В., Ускова Б.А., Ветлугина Н.О., Лузянина Т.В. Внедрение в современный учебный процесс инновационных технологий обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2021. 95 с.
  6. Гарифуллина Н.Л. Эффективность применения мультимедийных средств при изложении лекционного материала на учебных занятиях // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: коллективная монография. Ч.4. Нижневартовск: НВГУ, 2017. С.60–72.
  7. Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования: сб. учеб.-метод. матер. / З. В. Валиева [и др.]. Пермь: Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ – Пермь, 2020. 80 с.
  8. Об актуальных проблемах преподавания социально-гуманитарных дисциплин: истории и обществознания // Казанский Федеральный университет: сайт. URL: https://clck.ru/3BYDPM (дата обращения: 18.05.2024)
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3BWPiV (дата обращения: 18.05.2024).
  10. Федеральная образовательная программа среднего общего образования: утв. приказом Министерства просвещения РФ от 23.12.2022 г. № 1014 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: https://clck.ru/3BWPuc (дата обращения: 18.05.2024)
  11. Обществознание (базовый уровень) для 10–11 классов образовательных организаций: Федеральная рабочая программа среднего общего образования. М.: ИСРО РАО, 2023. 74 с.
  12. Обществознание (углублённый уровень) для 10–11 классов образовательных организаций: Федеральная рабочая программа среднего общего образования. М.: ИСРО РАО, 2023. 96 с.
  13. Сычёва К.В. Технология проведения экономического веб-квеста как метода обучения учащихся при изучении курса обществознания // Научно-инновационные исследования и разработки: новые вызовы современности: Сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 09 апреля 2024 года. Москва: ЦДПО «Цифровая академия», 2024. С. 589–600.