Личностные аспекты экономической культуры у детей 5–6-летнего возраста

Е.Н. Азлецкая1, М.Ю. Волкова2
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
2 Детский сад № 187, Краснодар, Россия
1 eazletskaya@mail.ru
2 marusyvolkova@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается исследование, посвящённое формированию ключевых аспектов личностного компонента экономической культуры у детей 5–6 лет в рамках общекультурного становления личности. Авторами обоснованы аспекты личностного компонента экономической культуры детей данного возраста, включающие развитие социально значимых ценностей в межличностном общении, проявление сотрудничества и нравственно ориентированных личностных качеств. Представлен сравнительный анализ уровня сформированности данных компонентов до и после реализации программы формирования экономической культуры у детей 5–6 лет. Отмечается, что программа оказывает положительное влияние на формирование личностных характеристик детей, ориентированных на социально значимые ценности, социальное взаимодействие и нравственные качества. Авторы отмечают, что необходимо продолжать работу по развитию этих качеств у детей с целью поддержки и раскрытия их культурно-экономического потенциала, так как это является основой для дальнейшего личностного развития и успешной социализации.

Ключевые слова

дошкольный возраст, экономическая культура, социально-значимые ценности, сотрудничество, нравственно-ориентированные качества

Для цитирования

Азлецкая Е.Н., Волкова М.Ю. Личностные аспекты экономической культуры у детей 5–6-летнего возраста // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 3–12.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_3

Информация об авторах

Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, Почётный работник общего образования, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Марина Юрьевна Волкова – старший воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 187» (Краснодар).

Текст статьи

Современное образование настолько динамично и разнообразно, что поиск инновационных форм, способов и методик, способствующих развитию социализации детей, становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Сегодня перед специалистами в области дошкольного образования стоит важная задача внедрения общекультурного компонента как неотъемлемой части общего формирования личности. Одним из важных решений этой проблемы становится формирование экономической культуры, соответствующей запросам настоящего времени. В эпоху, когда происходят трансформации в экономической сфере общества, происходит значительное изменение в экономическом мышлении, а роль экономики в обществе заметно возрастает. Современные дети дошкольного возраста окружены миром, где доминируют рыночные отношения, информационные технологии, инновации, происходящие повсеместно в обществе. Успешное вхождение ребёнка в социум во многом зависит от его базовой экономической культуры, поскольку в рамках экономического воспитания дети знакомятся с агентами экономической деятельности, то есть субъектами, участвующими в процессах создания, распределения, обмена и потребления экономических благ [1], что является важной составляющей формирования представлений о социальных взаимосвязях и экономических процессах в целом. Таким образом, экономика тесно связана с социумом, а формирование основ экономической культуры является важным аспектом формирования социализации детей. Разбираясь в тонкостях взрослого мира экономики, в правилах обращения с материальными ресурсами, ребёнок не только осваивает предметный мир, но и взаимодействует с социальной реальностью, что способствует его всестороннему развитию и успешной адаптации в современном обществе.

Изучение различных научных источников позволяет выделить ключевые компоненты экономической культуры у детей дошкольного возраста:
когнитивный и личностный [2]. Когнитивный компонент включает в себя знание основных экономических терминов и способность к аналитическому мышлению, что обеспечивает возможность усвоения и понимания основных экономических принципов. Личностный компонент направлен на развитие моральных ценностей, этических установок и экономически значимых личностных качеств, что играет важную роль в формировании целостной личности ребёнка. Следовательно, задача формирования экономической культуры у детей дошкольного возраста тесно связана не только с усвоением экономических знаний, но и с формированием их личности. Развитие экономически значимых личностных качеств предопределяет успешную адаптацию детей к современным вызовам и изменениям в обществе, а внедрение понятий экономической культуры в педагогический процесс способствует всестороннему развитию личностных качеств дошкольника.

В настоящей статье мы акцентируем внимание на нашем опыте формирования и исследования ключевых аспектов личностного компонента экономической культуры у детей дошкольного возраста. Целью исследования явилось определение эффективности комплекса психолого-педагогических условий, описанного нами ранее [3], обеспечивающих процесс формирования личностно значимых аспектов экономической культуры у детей дошкольного возраста.

Теоретическим положением, которое составило основу настоящего исследования, послужило утверждение о том, что личностный компонент экономической культуры детей дошкольного возраста включает в себя:

  • сформированность социально значимых ценностей межличностного общения [4; 5: 6 и др.];
  • проявление элементов сотрудничества [6; 7 и др.];
  • нравственно ориентированные личностные качества [8; 9; 10; 11;12].

Дети в возрасте 5–6 лет находятся в периоде активного формирования своей личности и социальных навыков. В этом возрасте они уже обладают определённым уровнем развития когнитивных и эмоциональных способностей, что позволяет им осознавать и воспринимать ценности, которые присутствуют в обществе. Среди основных ценностей, которые немаловажно формировать с детства, можно выделить честность, доброжелательность, чувство справедливости. «Честность – это основа всего морально-нравственного фундамента личности. Вне зависимости от возраста, профессий, гендера, культурного наследия и национальности критерии честности одинаковы для всех людей», – считают Н.Л. Оконешникова и В.С. Лукина [5, с. 92]. Честность – это способность говорить правду, признавать свои ошибки и соблюдать установленные правила. Эта ценность является основой для укрепления доверия в отношениях с другими людьми. «Доброжелательные отношения – продукт социально обусловленного содержания общения», – утверждают Л.У. Алимова и С.И. Кефилова [9, с. 67]. В свете этого утверждения особенно важным становится вопрос, связанный с развитием доброжелательного поведения у детей дошкольного возраста. Эта проблематика является ключевой в дошкольной педагогике и рассматривается как значимая задача нравственного воспитания на современном этапе дошкольного образования [10; 11 и др.]. Справедливость – это нравственное чувство, связанное с пониманием правильности и равенства, умением справедливо оценивать ситуации и принимать справедливые решения. О.А. Торосян пишет: «Справедливость как оценочное понятие отражает отношение индивида, или общества к тем или иным конкретным социальным явлениям и человеческим поступкам» [13, с. 31]. Таким образом, у детей в возрасте 5–6 лет необходимо активно формировать социально значимые ценности межличностного общения и социальные навыки, такие как честность, доброжелательность и справедливость. В этом возрасте дети ещё не имеют стереотипов или предрассудков, поэтому более открыты и доброжелательны к окружающим, что помогает им осознать важность справедливого обращения и равных возможностей для всех. Стимулирование этих ценностей позволит им стать ответственными и толерантными членами общества.

С социально значимыми ценностями межличностного общения тесно связано понятие «сотрудничество». В последние годы в научной литературе произошёл сдвиг от традиционного определения сотрудничества как работы в группах к новому определению сотрудничества как процесса, в ходе которого два или более обучающихся совместно используют свои знания, ресурсы и опыт из различных источников с установкой достижения общей цели. Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся PISA выделяет три аспекта сотрудничества: взаимопонимание, решение проблемы и командная работа [14]. В нашей работе с детьми дошкольного возраста в качестве элементов сотрудничества рассматриваются навыки коммуникации на основе простого диалога, умение проявлять уважительное отношение к партнёру по общению, а также способность согласовывать собственные желания и интересы с потребностями других лиц.

К нравственно ориентированным личностным качествам мы относим такие качества как трудолюбие, дисциплинированность, предприимчивость и бережливость. Возможно ли сформировать эти качества у детей в возрасте 5–6 лет? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, таких как воспитание, окружающая среда и индивидуальные особенности ребёнка. В первую очередь, важно понимать, что дети в этом возрасте находятся на начальном этапе своего развития и ещё не обладают полным пониманием о том, что такое трудолюбие, дисциплина, бережливость и предприимчивость. Однако именно в этом возрасте формируются основы этих качеств, которые будут влиять на их будущее.

Именно в дошкольном возрасте дети начинают осваивать ценности, значимые для всего человечества, включая ценность труда. Этот процесс способствует формированию самосознания и нравственного сознания у детей, помогает им ориентироваться в окружающем мире. Р.С. Буре [15], С.А. Козлова [16] и другие авторы, обращают внимание на необходимость интеграции трудовой деятельности с другими видами деятельности детей дошкольного возраста, подчёркивая важность того, чтобы мотивация к труду формировалась через ведущую деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Этот процесс не только способствует расширению социального опыта детей, но и играет ключевую роль в их общем развитии и формировании устойчивых навыков и ценностей, в том числе трудолюбия – осознание важности усилий в трудовой деятельности для достижения поставленных целей. Умение стараться, добиваться результата и не опускать руки при трудностях является значимым качеством в формировании экономически культурного человека.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дисциплина определяется как «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» [17, с. 123]. В возрасте от 5 до 6 лет необходимо формировать социальную дисциплину, которая определяет поведение людей в обществе и основывается главным образом на моральных нормах. Поддерживая социальную дисциплину, дети обязаны проявлять уважение к окружающим и не нарушать их права, что способствует комфортному сосуществованию в коллективе. Возраст 5–6 лет является ключевым для формирования предприимчивости у детей. Поскольку именно в этом возрасте они начинают проявлять инициативу, творческое мышление и навыки сотрудничества. Также важно научить их ответственности, настойчивости и умению принимать риски, что поможет им успешно развиваться и справляться с вызовами в будущем.

Понятие «бережливость» относительно детей 5–6 лет включает в себя ряд качеств и навыков, которые помогают ребёнку быть более ответственным и заботливым. В первую очередь, это означает умение беречь свои вещи и вещи других людей, не ломать и не портить их. Также бережливость включает в себя умение быть аккуратным и осторожным, не травмировать себя и окружающих. Дети, которые обладают этим
качеством, обычно более внимательны к окружающим и не причиняют им вреда. Кроме того, бережливость включает в себя умение экономить и не растрачивать ресурсы, будь то вода, материалы для творчества или игрушки. При обсуждении формирования бережливости как части личностного развития у детей данного возраста, мы уделяем внимание развитию ответственности, заботы и уважения к окружающему миру и ближним людям.

Некоторым детям может потребоваться больше времени и усилий для развития нравственно ориентированных личностных качеств, в то время как другие могут проявлять эти качества естественно. В целом, можно сказать, что в 5–6 лет возможно сформировать основы трудолюбия, дисциплины, бережливости, взаимопомощи и предприимчивости у детей. Однако, для этого необходимо сочетание правильного воспитания, подходящей окружающей среды и учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Мы разработали парциальную образовательную программу «Маленькие шаги к большому успеху: экономика в жизни дошкольника», которая направлена на формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста [3]. В данной программе особое внимание уделяется развитию личностной составляющей экономической культуры. Были определены критерии оценки сформированности личностных аспектов экономической культуры у детей 5–7 лет, и составлен комплекс методик для контроля и измерения показателей этих характеристик [6].

В период с 2023 по 2024 учебный год в рамках инновационной площадки Краснодарского края «Экономика и жизнь дошкольника: формирование основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста» выполнялась апробация первого года обучения про-
граммы. В ходе апробации был организован контроль над уровнем сформированности экономической культуры у детей, в том числе, личностных компонентов с целью отслеживания изменения показателей и, при необходимости, корректировки программы. Первый этап исследования проходил в октябре 2023 года, а второй – в апреле 2024 года. В исследовании участвовали 34 ребёнка 5–6 лет, посещающих  детский сад № 187 города Краснодара, из них 20 девочек и 14 мальчиков. Все участники обладали нормативным уровнем развития.

Анализ результатов первичного этапа исследования, связанного с личностным компонентом экономической культуры, привёл нас к выводу о том, что взаимодействие с другими детьми характеризовалось недостаточной активностью, иногда у детей наблюдалось нарушение норм общения. Они могли проявлять интерес к хозяйственным  аспектам и быть готовыми помочь сверстникам в случае поломок или порчи игрушек, однако чаще всего это происходило только по просьбе взрослого. Дети обычно бережно относились к собственному и общественному имуществу под контролем взрослых. В целом, результаты исследования показали наличие определённой базы для развития экономической культуры у детей данного возраста, однако требовались дальнейшие усилия для стимулирования интереса к труду и экономическим аспектам, а также для укрепления навыков самостоятельности, бережливости и адаптации к ограничениям и ресурсам семьи [6].

Результаты исследования до (I этап) и после (II этап) реализации первого года программы представлены в таблице.

Таблица 1. Динамика показателей личностных компонентов сформированности основ экономической культуры детей дошкольного возраста (n=34)

Личностные компоненты экономической культуры

Этап исследования

Среднее

Среднекв. отклонение

Эмп. значение Z-критерия Вилкоксона

Асимптотическая значимость различий

Социально-значимые ценности межличностного общения

I

4,32

0,81

-5,11

0,00

II

6,38

1,04

Сотрудничество

I

4,47

0,90

-5,21

0,00

II

6,50

0,83

Нравственно ориентированные личностные качества

I

5,88

1,07

-5,06

0,00

II

8,35

1,39

Бережливость

I

5,68

1,01

-4,91

0,00

II

7,91

1,06

Из анализа данных в таблице 1 видно, что обучение способствовало развитию личностных компонентов экономической культуры, закладывая основы адаптивного поведения и навыки социально приемлемого поведения. Было обнаружено, что после участия в программе обучения значения показателей личностных аспектов экономической культуры, таких как социально значимые ценности межличностного взаимодействия, сотрудничество, нравственно ориентированные личностные качества, увеличились на уровне статистической значимости (асимптотическая значимость различий равна 0, что меньше 0,05).

Детальный анализ показал следующее.

Критерий «социально значимые ценности межличностного общения» включал в себя такие показатели как честность, доброжелательность и справедливость.

Перед реализацией программы среднее значение критерия «честность» было на уровне 1,38 балла, из чего следовало, что большинство участников исследования оценивали поведение детей из рассказанной им истории как правдивое или лживое, но не формулировали моральные нормы. После года обучения средний балл вырос до 2,18, это указывает на то, что большинство респондентов теперь не только могут
оценить поведение детей из рассказа, но и способны связать свою оценку с нравственными нормами.

Касательно критерия «доброжелательность», до начала программы среднее значение составляло 1,65 балла, что свидетельствовало о правильной оценке поведения, но без обоснования. После обучения средний показатель увеличился до 2,71 балла, указывая на более глубокое понимание нравственных норм и способность обосновать свою точку зрения.

Хотя средние значения критерия «справедливость» увеличились ненамного после обучения (с 1,29 до 1,50 баллов), статистический анализ показал значимые различия на уровне 0,01. Действительно, у детей в возрасте 5–6 лет личностное качество «справедливость» проявляется через их способность поддерживать равноправие, сочувствовать другим, уважать их чувства и умение делиться. Дети проявляют интерес к справедливости или могут стоять за справедливость в конфликтных ситуациях, чувствуют симпатию к тем, кого они считают обиженными. Они могут проявлять готовность помогать другим, делиться игрушками или даже вступать в конфликт, если считают, что что-то несправедливо.  Дети в этом возрасте ещё не всегда полностью осознают понятие справедливости, но у них уже начинается формирование представления об этом, о чём свидетельствуют их действия и реакции на окружающий мир.

Критерий «сотрудничество» включал в себя следующие показатели: умение взаимодействовать на основе простого диалога, уважительное отношение к собеседнику, умение соотносить собственные желания и стремления с интересами других, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь. До внедрения программы средний показатель способности детей взаимодействовать на основе простого
диалога был равен 1,44 балла. Это означало, что большинство участников опроса испытывали трудности в выполнении задания или отказывались от него даже с поддержкой взрослого. После обучения уровень умения формулировать 2–3 кратких вопроса с помощью взрослого возрос до 2,32 баллов, но без сохранения логики интервью. Средний показатель уважительного отношения к собеседнику до введения программы составлял 1,56 балла, то есть большинство детей проявляли пассивность в общении, следовали за более инициативными детьми или проявляли эгоистические тенденции. После обучения он увеличился до 2,35 баллов, что свидетельствует о положительной динамике активности в общении, способности принимать предложения других и высказывать свои интересы. Средний показатель способности соотносить свои желания и стремления с интересами других, участвовать в коллективных делах и оказывать помощь до начала программы составлял 1,47 баллов, а после – 1,82 балла. Это говорит о том, что после обучения дети стали более инициативными, больше знают о нормах взаимодействия, но по-прежнему могут нарушать эти нормы и не всегда учитывать интересы сверстников. Дети замечают затруднения других детей, но не всегда оказывают им помощь самостоятельно.

Критерий «Нравственно ориентированные личностные качества» включал в себя показатели: трудолюбие, дисциплинированность, предприимчивость, бережливость.

Среднее значение показателя «трудолюбие» до реализации программы составляли 1,53 баллов, а после – 2,38 балла (статистическая значимость различий на уровне 0,01); показателя «дисциплинированность» до – 2,00 балла, после – 2,62 балла (статистическая значимость различий на уровне 0,01); показателя «предприимчивость» до – 1,00 балл, после – 1,15 балла (статистическая значимость различий на уровне 0,05); показателя «бережливость» до – 1,35 баллов, после – 2,21 балла (статистическая значимость различий на уровне 0,01). Таким образом, у детей после реализации программы выявилось улучшение в показателях критерия «Нравственно ориентированные личностные качества», что указывает на положительное изменение личности. И всё же у них наблюдается неустойчивое отношение к труду, они не всегда проявляют желание и усердие в выполнении заданий, чаще мотивируются внешними поощрениями. Дети ценят и уважают собственные усилия и результаты работы, но могут нарушать правила поведения. Интерес к предпринимательским аспектам присутствует, однако дети не стремятся активно развивать свои навыки в этой сфере. Готовность помогать другим ограничена просьбами взрослых, что может указывать на необходимость развития самостоятельной инициативы. Дети знают, как бережно обращаться с вещами, но часто проявляют бережливое поведение только под контролем взрослых. Осознание ограниченных ресурсов семьи у детей недостаточно развито, они не всегда адаптируют свои потребности к возможностям семьи.

Мы также дополнительно исследовали качество личности, связанное с бережливостью, фиксируя проявления аккуратности, отношение к имуществу, способность поддерживать порядок на рабочем месте, эмоциональную реакцию на чистоту и умение беречь ресурсы. До внедрения программы среднее значение этого качества составляло 5,68 баллов, а после – 7,91 баллов. Оба значения находятся в рамках среднего уровня. Однако на первом этапе исследования значение было близко к нижней границе среднего уровня (5 баллов), в то время как на втором этапе оно увеличилось и приблизилось к верхней границе (9 баллов). В результате наблюдается улучшение показателей бережливости у детей после реализации программы. Это говорит о положительном развитии их навыков по уходу за собой, поддержанию порядка и экономии ресурсов.

Итак, из результатов исследования личностных аспектов экономической культуры у детей 5–6 лет следует, что обучение способствовало развитию социально значимых ценностей, таких как честность, доброжелательность и справедливость. В результате года участия в программе, дети более активно демонстрируют чувство справедливости, проявляя его через умение поддерживать равноправие, выражать сочувствие другим и умение делиться. Также отмечен рост проявления трудолюбия, дисциплинированности и бережливости, но с недостатком в  самостоятельной инициативе. В целом, программа позитивно повлияла на формирование личностных аспектов экономической культуры детей, сделав акцент на ценностях, социальном взаимодействии и нравственных качествах. Тем не менее, следует продолжать работу над формированием этих качеств у детей, чтобы поддерживать и развивать их, так как они формируют основу для их дальнейшего личностного развития и успешной социализации.

Список литературы

  1. Предмет экономики // Финансовый словарь Банки.ру: сайт. URL: https://www.banki.ru/wikibank/ekonomika/ (дата обращения 03.05.2024).
  2. Боенко Н.И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 182 с.
  3. Азлецкая Е.Н., Олейникова Т.Ю., Волкова М.Ю. Маленькие шаги к большому успеху: экономика в жизни дошкольника. Краснодар, 2023. 98 с.
  4. Морозов В.А. Экономическая культура и ценности // Креативная экономика. 2017. Том 11. № 1. С. 135–148.
  5. Оконешникова Н.Л., Лукина В.С. Исследование ценности «Честность» у представителей народа Саха (Якутия) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. № 16 (3). С. 87–101.
  6. Азлецкая Е.Н., Гутник В.Р. Формирование компонентов экономической культуры детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 93–101. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_93
  7. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Челябинск, 2021. 97 с.
  8. Морозова О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. 50 с.
  9. Алимова Л.У., Кефилова С.И. Экспериментальное исследование по формированию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста // Научные исследования. 2019. № 1 (27). С. 67–69.
  10. Ерофеева, Т.П. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1986. 16 с.
  11. Бичева И.Б., Носкова Ю.Н., Прусакова А.Д. Воспитание дружелюбия как основы нравственно-социального становления дошкольника // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76- С. 30–33.
  12. Беляева Н.Л. Педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68- С. 35–38.
  13. Торосян О.А. Понятие справедливости в системе моральных понятий // Система ценностей современного общества. 2012. № 22. С. 30–39.
  14. Scoular C., Duckworth D., Heard J., Ramalingam D. Collaboration: Skill development framework. Australian Council for Educational. 2020. 16 p.
  15. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства: из архива ДВ. // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 17–25.
  16. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
  17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2018. 736 с.