К вопросу организации консультативного сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с риском отставания в развитии
Е.Н. Азлецкая1, В.Н. Бублик2
1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, eazletskaya@mail.ru
2 Центр развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза», Краснодар, Россия, verchik81@mail.ru
Аннотация
В статье обсуждается актуальность исследования в области консультативного сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с риском отставания в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Авторами описаны результаты фокус-группового исследования. В ходе обсуждения проанализированы следующие вопросы: проблемы развития и поведения детей, интересующие родителей; предпочтения родителей в отношении частоты и времени проведения консультаций; предпочтения родителей в отношении формы консультирования. В результате исследования авторы определили оптимальные условия для организации консультативного сопровождения семей, предотвратив возможные риски, которые могут затруднить эффективную реализацию этой работы.
Ключевые слова
семья, дети раннего возраста, консультативное сопровождение, организация консультативного сопровождения семей
Для цитирования
Азлецкая Е.Н., Бублик В.Н. К вопросу организации консультативного сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с риском отставания в развитии // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 34–41.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_34
Информация об авторах
Елена Николаевна Азлецкая – кандидат психологических наук, доцент, Почётный работник общего образования, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета.
Вера Николаевна Бублик – старший воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 204 «Стрекоза» (Краснодар).
Текст статьи
В современном образовании всё больше внимания уделяется вопросам психолого-педагогического сопровождения семей. Это связано с тем, что с каждым годом растёт число семей, в которых дети нуждаются в дополнительной поддержке и помощи в развитии. Однако анализ научной литературы по теме исследования показал, что специалисты образовательных организаций могут столкнуться с рядом проблем, которые могут затруднить эффективное проведение данной работы [1; 2; 3 и др.]. Наиболее распространённые из них – недостаточная мотивация семей и сложности в организации работы.
Изучение проблем организации консультативного сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с риском отставания в развитии в дошкольных образовательных учреждениях является весьма актуальной задачей в современном обществе. Это связано с рядом важных факторов.
Во-первых, детство – это период, когда формируются основы личности. Раннее детство является критическим периодом для формирования физических, психических и социальных навыков, а также для развития речи и мышления (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, И.А. Сикорский, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.). Сегодня отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста. Министерство просвещения Российской Федерации сообщает о том, что в настоящее время 6,8% от общего количества воспитанников в учреждениях дошкольного образования – это дети с ограниченными возможностями здоровья [4]. Раннее выявление и содействие в развитии детей с риском отставания могут значительно повлиять на их дальнейшее благополучие и успешную социализацию.
Во-вторых, семья играет ключевую роль в развитии ребёнка, поэтому помощь и поддержка родителей в сложных ситуациях является наиважнейшим аспектом. Актуальный подход к семье, воспитывающей ребёнка с отставанием в развитии, предполагает рассмотрение её как реабилитационной структуры, которая имеет потенциал для создания благоприятных условий для развития и воспитания (С.Д. Забрамная, Т.В. Волосовец, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, E.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, В.В. Ткачева и др.). Особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребёнка и созданию адекватных условий для его развития не только в образовательном учреждении, но и в домашней обстановке. «Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребёнка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру», – подчёркивает В.В. Ткачёва [5, с. 8].
Кроме того, раннее выявление проблем в развитии у детей и оперативное консультирование родителей помогают предотвращать серьёзные последствия отставания в более позднем возрасте и способствуют эффективной коррекции с привлечением специалистов и внедрению различных программ поддержки (Н.М. Аксарина, Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, В.И. Лубовский, Е.Ф. Рау, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Н.М. Щелованов и др.).
Таким образом, изучение вопросов по организации консультативного сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с риском отставания в развитии в дошкольных учреждениях является важной областью работы педагогов, направленной на обеспечение гармоничного развития детей и поддержку их семей. Однако, несмотря на важность данной проблемы, организация консультативного сопровождения семей с детьми раннего возраста с риском отставания в развитии до сих пор остаётся недостаточно изученной и разработанной.
Ранее нами было определено, что «дети раннего возраста с отставанием или риском отставания в более позднем дошкольном возрасте – это дети, которые развиваются и достигают различных моторных, когнитивных и социально-эмоциональных вех развития в младенчестве и раннем детстве медленнее, чем их сверстники» [6, с. 56].
Под консультативным сопровождением мы понимаем процесс оказания консультационной помощи в рамках взаимодействия с субъектом сопровождения, направленного на решение проблем и достижение целей.
Консультативное сопровождение семьи с детьми раннего возраста с риском отставания в развитии включает в себя системный и комплексный подход к семье и ребёнку с целью выявления, оценки и коррекции факторов, способствующих отставанию в развитии [6]. В данном случае консультативное сопровождение ориентировано на предоставление семье профессиональной помощи, направленной на снижение риска и стимуляцию развития ребёнка. Важной составляющей консультативного сопровождения семьи с детьми раннего возраста является оказание информационно-психологической поддержки родителям, обеспечение доступа к специалистам различных профилей (психологам, логопедам, дефектологам и др.), проведение диагностических мероприятий для выявления особенностей развития ребёнка, а также разработка индивидуальных рекомендаций по коррекции возможных проблем.
Целью консультативного сопровождения семей является повышение уровня компетентности родителей в вопросах раннего развития, создание благоприятной окружающей среды для ребёнка, а также предотвращение возможных отклонений в его развитии. Считаем, что консультативное сопровождение семей, воспитывающих детей с риском отставания в развитии является важным компонентом ранней интервенции и может способствовать успешному адаптивному развитию ребёнка.
Наше исследование направлено на выявление различных аспектов организации консультативного сопровождения для семей, воспитывающих детей с риском отставания в развитии. Целью данного исследования является получение сведений для создания оптимальных условий работы с такими семьями для предотвращения возможных рисков, которые могут затруднить эффективное проведение данной работы.
В исследовании приняло участие 16 семей, воспитывающих детей в возрасте от двух до трёх лет МАДОУ МО города Краснодара «Центр – детский сад № 204». Из них 7 семей, воспитывающих девочек, 9 – мальчиков.
Метод исследования: фокус-группа. Данный метод выбран потому что фокус-группа представляет собой модерируемую дискуссию и, прежде всего, выступает как метод сбора информации, является одним из эффективных инструментов, широко применяющихся в психологии и социологии [7]. Модерируемая дискуссия является наиболее предпочтительным методом сбора информации у родителей в образовательном учреждении. Она позволяет участникам свободно высказать свои мнения, обсудить важные для них вопросы и внести индивидуальный вклад в работу учреждения. Кроме того, это способствует улучшению взаимодействия между родителями и педагогами и может привести к развитию новых идей и подходов к работе с детьми.
Анализируемые показатели в ходе дискуссии:
- наличие вопросов развития и поведения детей, волнующих родителей;
- предпочтения родителей относительно частоты и времени консультаций;
- предпочтения родителей относительно формы консультирования.
По результатам исследования было установлено следующее.
Анализ результатов высказываний родителей относительно наличия беспокоивших их вопросов развития и поведения детей показал, что это вопросы, связанные с речевым развитием их детей. Более половины родителей (56,25%) отметили это как один из наиболее волнующих их аспектов. Действительно, речевое развитие на третьем году жизни является одним из ключевых моментов в развитии ребёнка. В этом возрасте происходят значительные изменения в сфере речевого развития, поэтому не удивительно, что родителей волнует эта тема.
Возможность общаться и выражать свои мысли и чувства словами является значимой для дальнейшего образовательного успеха и социальной адаптации ребёнка. Развитие речи позволяет детям лучше понимать мир вокруг себя, устанавливать контакты с окружающими, выражать свои потребности и эмоции. Также, родители могут беспокоиться о том, что отставание в речевом развитии может быть признаком других проблем в развитии ребёнка. Наверное, поэтому они хотели бы активно поддерживать и стимулировать речевое развитие детей с раннего возраста.
Также значительное число родителей (50%) выразили беспокойство по поводу социальных навыков и взаимодействия их детей с другими детьми. Возможно, что родителей, воспитывающих детей третьего года жизни, волнует вопрос развития социальных навыков и взаимодействия их детей с другими детьми по нескольким причинам.
Во-первых, в этом возрасте начинают формироваться основы социализации и умения взаимодействовать с окружающими. Социальные навыки играют ключевую роль в общественной жизни ребёнка и будут иметь ценность на протяжении всей его жизни. Способность находить общий язык с другими детьми, умение делиться игрушками, сотрудничать при выполнении образовательных и бытовых задач, проявлять эмпатию и уважение к другим – всё это является неотъемлемой частью социального развития. Развитие этих навыков в раннем возрасте способствует формированию здоровых отношений с окружающим миром и помогает ребёнку в будущем успешно взаимодействовать с другими.
Во-вторых, через социальные взаимодействия дети учатся решать конфликты, находить компромиссы, учатся выражать свои мысли и ощущения. Предположительно, родители понимают, что умение адаптироваться к коллективу и умелое общение с другими детьми будет играть существенную роль в формировании личности и успехе ребёнка в обществе.
Эмоциональное и психологическое развитие ребёнка было отмечено как значимый аспект 37,5% родителей. Эти аспекты развития важны для общего благополучия и здоровья детей. В возрасте от двух до трёх лет происходят существенные изменения во внутреннем мире ребёнка, и важно поддержать родителей в их стремлении быть уверенными, что их ребёнок развивается гармонично и получает необходимую помощь.
Эмоциональное развитие на третьем году жизни играет первостепенную роль в формировании личности ребёнка в будущем. В этот период дети начинают проявлять широкий спектр эмоций, учатся управлять своими чувствами, различать их, адаптировать поведение к разным ситуациям. Возможно, родители беспокоятся о том, как их ребёнок справляется с проявлением эмоций, как переживает стрессовые ситуации, как выражает радость и грусть. Эмоциональная грамотность играет ключевую роль в формировании здоровых отношений с окружающими, воспитании самостоятельности и уверенности ребёнка.
Также родителей волнуют вопросы психологического развития детей третьего года жизни. В этом возрасте происходит формирование базовых принципов самовосприятия и взаимодействия с внешним миром. Родители стремятся понять, как формируется самооценка ребёнка, его чувство собственного достоинства, как влияют на это социальные и семейные факторы. Они также беспокоятся о психологическом комфорте, уверенности и стабильности своих детей, стремясь создать условия для психологического развития, способствующие самореализации и формированию эмоциональной стабильности.
Родителей, воспитывающих детей третьего года жизни, меньше волнуют вопросы, связанные с моторикой и координацией движений (6,25%), а также с психомоторным развитием и сенсорной интеграцией (12,5%), по сравнению с речевыми и эмоционально-психологическими аспектами развития и взаимодействия. Это может быть вызвано несколькими факторами:
- родители могут считать, что вопросы моторики и координации движений связаны с физическим развитием детей. Они могут полагать, что дети в этом возрасте естественным образом учатся ходить, бегать, прыгать и координировать свои движения, и не видят в этом необходимости для особых забот и тревог;
- родители часто осознают важность речевого, эмоционального и психологического развития по сравнению с другими аспектами, например, моторикой и координацией движений. Они видят в речевом, эмоционально-психологическом благополучии своих детей основу для успешного социального взаимодействия и адаптации в обществе. Поэтому им кажется, что эти аспекты требуют большего внимания и развития;
- родителям может не хватать информации о важности психомоторного развития и сенсорной интеграции для общего развития ребёнка. Они могут просто не осознавать, какие навыки и умения формируются благодаря развитию моторики и координации движений;
- в современном мире родители могут сталкиваться с ограниченным временем и ресурсами, чтобы уделять внимание всем аспектам развития своих детей. Поэтому они могут сконцентрироваться на тех областях, которые им кажутся наиболее важными.
В исследовании выявлено, что 50% родителей, воспитывающих детей третьего года жизни, заинтересованы в получении помощи в решении проблем поведения у своего ребёнка. Также отмечено, что 12,5% родителей ожидают помощи, однако не указывают конкретно, в каких вопросах она им необходима.
Таким образом, результаты исследования подтверждают разнообразие интересов и потребностей родителей детей этого возраста, требующих помощи со стороны специалистов образовательного учреждения.
Проведённое исследование показывает, что все семьи, воспитывающие детей третьего года жизни, нуждаются в консультативном сопровождении. 43,75% из них выразили готовность участвовать в мероприятиях по сопровождению раз в две недели, что указывает на активный интерес и желание поддерживать постоянный контакт с консультантами. 37,5% семей готовы обращаться за консультацией по мере необходимости, что свидетельствует о потенциальной потребности в индивидуальной помощи в тех ситуациях, когда у них возникают конкретные вопросы или проблемы. 18,75% семей выразили желание участвовать в консультативном сопровождении ежемесячно, что подчёркивает их стремление к постоянной поддержке и обмену опытом на регулярной основе.
Среди опрошенных семей 43,75% выразили предпочтения относительно времени и даты проведения встреч. Это указывает на важность учёта индивидуальных потребностей и расписания семей при организации консультативных мероприятий. Предоставление возможности выбора времени и даты может способствовать более активному участию семей в программах консультационного сопровождения, что в свою очередь может повысить эффективность и результативность проводимых мероприятий.
Проведённое исследование выявило различные предпочтения среди родителей по форматам проведения консультативных мероприятий. В целом родители предпочитают дистанционный формат сопровождения (онлайн, блог, чат). Информационный групповой чат оказался востребованным у 43,75% родителей, что свидетельствует о значительном интересе к обмену информацией и опытом среди этой категории родителей. Сопровождение в онлайн-формате оказалось предпочтительным для 31,25% родителей, что указывает на актуальность цифровых технологий в области консультационной поддержки. Информационные блоги и вебинары пользуются меньшей популярностью среди родителей, привлекая соответственно 18,75% и 6,25% опрошенных. Но не менее популярным оказался формат тематических встреч в дошкольном образовательном учреждении, который предпочитают 50% родителей-участников фокус-группы.
Выявилось, что большинство родителей (69%) предпочитают личную встречу со специалистом для получения консультации по развитию своего ребёнка. Это может быть связано с желанием получить более детальную и индивидуальную информацию о состоянии и развитии ребёнка. 31% родителей предпочитают групповую консультацию, что может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, групповой формат позволяет родителям общаться с несколькими специалистами одновременно, что экономит их время и усилия. Вместо того чтобы записываться на отдельные консультации с каждым специалистом, они могут получить необходимую информацию и ответы на свои вопросы в рамках одной встречи. Во-вторых, групповой формат консультирования позволяет родителям общаться с другими родителями, которые также сталкиваются с подобными вопросами и проблемами в воспитании и развитии своих детей. Это создаёт возможность для обмена опытом и поддержки друг друга. Кроме того, групповой формат может быть более эффективным для решения определённых вопросов, таких как взаимодействие родителей с детьми, развитие социальных навыков и т.д.
Итак, родители, занимающиеся воспитанием детей в возрасте от двух до трёх лет, преимущественно уделяют внимание развитию речевых навыков у своих детей. Они активно отслеживают социальное взаимодействие детей и стремятся способствовать развитию их социальных навыков, обеспечивая благоприятные условия для общения с другими детьми. Для родителей важно обеспечить своим детям поддержку, понимание и любовь в ходе их эмоционального и психологического развития. В то время как развитие моторики и психомоторных навыков имеет значение для общего развития ребёнка, а родители игнорируют этот аспект. Родители указывают на необходимость учитывать индивидуальные потребности и график семей при организации мероприятий консультационного сопровождения, а также учёт предпочтения родителей и разнообразие форматов проведения мероприятий для обеспечения эффективного взаимодействия и поддержки семей в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, исследование показывает, что все родители нуждаются в консультативном сопровождении, однако не все родители воспитанников чётко осознают какая помощь им требуется. Разнообразие интересов и потребностей родителей детей раннего возраста требует разносторонних подходов со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения. Семьи с детьми раннего возраста предпочитают разный формат консультирования. При планировании программ и мероприятий сопровождения семей, включая обучение и консультации, важно учитывать приоритеты родителей. В то же время необходимо проводить просветительскую работу о значимости различных аспектов развития раннего возраста.
Итак, для создания оптимальных условий организации консультативного сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с риском отставания в развитии и предотвращения возможных рисков, которые могут затруднить эффективное проведение данной работы следует:
- включать мероприятия, связанные с проблемами, актуальными для родителей воспитанников, а именно: развитие речи, эмоционально-психологическое развитие; социально-эмоциональное развитие. Одновременно включать консультационные мероприятия, объясняющие значимость других аспектов развития ребёнка раннего возраста;
- учитывать предпочтения родителей относительно частоты и времени консультаций;
- включать консультативно-сопровождающие мероприятия различных форматов: информационный блог, онлайн-консультирование (индивидуальное и групповое); очное консультирование (индивидуальное и групповое), обучающие мастер-классы, в том числе, проводимые совместно с детьми.
Список литературы
- Ванданова Э.Л Благополучие детей: стратегия и практика сопровождения семей с детьми, имеющими психолого-педагогические проблемы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. № 2. С. 28–39.
- Юдина И.А., Корякина Т.Г. К проблеме моделирования муниципальной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и их семей // МНКО. 2020. № 3 (82). С. 273–276.
- Каргапольцева Н.А., Сапаркызы Ж. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста как проблема современного образования и семьи // Вестник ОГУ. 2021. № 2 (230). С. 24–29.
- Дети с особыми образовательными потребностями // Министерство просвещения Российской Федерации: сайт. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/ (дата обращения: 18.05.2024).
- Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
- Азлецкая Е.Н., Волкова Н.В., Смагина В.М. Модель психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста с отставанием в развитии или с риском его возникновения в более позднем дошкольном возрасте // Педагогическая перспектива. 2023. № 4 (12). С. 54–65. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_54
- Белановский С.А., Никольская А.В. К дискуссии о фокус-группах // Мониторинг. 2022. № 3 (169). С. 373–396.