Ведение коллективного электронного конспекта как способ удержания внимания студентов при онлайн-обучении

Loading

И.В. Тюжина1, А.Е. Казеев2
1 Самарский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия, i.tyuzhina@samgups.ru
2 Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, kazeev@pgsga.ru

Аннотация

Цель предложенного исследования – поиск оптимальных методов удержания внимания студентов во время дистанционных лекций, читаемых по видеосвязи, анализ значимости и возможности применения таких методов в педагогической практике.

Авторы предлагают в качестве инструмента удержания внимания слушателей использовать ведение коллективных конспектов – совместно разрабатываемых электронных документов, содержащих текст, изображения, гиперссылки и другие элементы. Практика показала, что ведение коллективного электронного конспекта является современным и эффективным методом удержания внимания студентов во время онлайн-лекции. Отличительная особенность такого подхода в интерактивности, студенты, несмотря на онлайн-режим, взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом, а полученный документ может быть использован при подготовке к контрольным мероприятиям.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: сравнительный анализ научно-педагогических исследований, обобщение и систематизации информации из области гуманитарных и технических наук, педагогическое наблюдение за познавательной деятельностью обучающихся. Разработка и апробирование методов проводилась при работе с бакалаврами направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика».

Ключевые слова

онлайн-обучение, электронный конспект, коллективный электронный конспект, произвольное внимание, дистанционное обучение

Для цитирования

Тюжина И.В., Казеев А.Е. Ведение коллективного электронного конспекта как способ удержания внимания студентов при онлайн-обучении // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 53–59.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_53

Информация об авторах

Ирина Викторовна Тюжина – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры цифровых технологий Самарского государственного университета путей сообщения
Алексей Евгеньевич Казеев – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания Самарского государственного социально-педагогического университета

Текст статьи

Современное образование претерпевает изменения, связанные как с развитием цифровых технологий, так и с ускорением темпа жизни в целом.

В 2020 году с возникновением эпидемии Covid–19 и массовым переходом на дистанционное обучение учителя школ и преподаватели вузов столкнулись с необходимостью переводить занятия, в том числе лекции, в онлайн-формат. Опустим первые сложности, связанные с освоением педагогами сервисов видеосвязи, таких как Skype, Zoom, MS Teams и Discord. Благодаря своевременно появившимся методическим рекомендациям [1] большинство преподавателей с этим вызовом справились и смогли оценить достоинства указанных сервисов. Так, лекции в видеоформате позволяют активнее пользоваться иллюстративным материалом, готовить презентации, демонстрировать изображения, не прибегая к распечатке и т.д. Однако педагоги констатировали проблемы с вовлечением студентов в условиях форс-мажорного перехода в онлайн-пространство [2; 3; 4; 5 и др.]. Как показала практика, даже с учётом возросшей наглядности, удержать внимание студентов на онлайн-уроке сложнее, чем на «живом» занятии, на котором преподаватель слышит и видит, чем занимаются обучающиеся, и может оперативно вернуть их в рабочий режим.

Сложности с самодисциплиной оказались на первом месте среди ключевых проблем дистанционного обучения, названных самими студентами в ходе совместного исследования Высшей школы экономики и Томского государственного университета [6]. Многие преподаватели, вынужденные в период пандемии повышать квалификацию всё также в онлайн-режиме, на себе ощутили, как сложно сконцентрироваться на занятиях вне рабочей обстановки и без должного контроля. Особенно это касается лекций, где единственная задача обучающегося – слушать.

Видеолекции – не новое слово в образовании, они давно и успешно используются, существует множество рекомендаций по их разработке, среди которых можно назвать выделение модулей, сокращение времени одного фрагмента, выделение важных моментов лекции с помощью звукового ряда, цвета и специальных эффектов [7]. Однако, как правило, речь идёт об асинхронном формате, и при переходе на дистанционное обучение в вузах, большая часть этих рекомендаций разбилась о реально существующее расписание занятий с его 90-минутными лекциями.

Существуют разные способы удержания внимания во время дистанционных занятий. Среди советов, которые можно было услышать на появившихся во время пандемии курсах повышения квалификации преподавателей – всегда работать с включённой камерой, больше внимания уделять интонациям, более активно продвигать «экспертность» лектора, использовать вопросы, обращённые к аудитории. Среди прочего рекомендовалось включать в ткань лекции «собирательные вопросы» [5], сокращать время онлайн-лекций до 60 минут с 10 минутным перерывом [8], отойти от классической лекции и отдать ведущую роль обучающимся, дать им возможность высказаться, задать вопросы лектору [9].

На практике коллеги по-разному боролись с де-факто невозможностью контроля вовлеченности студентов в обучение. Самый распространённый вариант, с которым сталкивались почти все вузы, требование педагогов вести конспекты занятия от руки и отправлять его преподавателю. Однако на каждое действие найдётся противодействие. Вскоре в сети появилось множество рецептов как избежать таких «уроков чистописания». Среди них, например, применение «рукописных» шрифтов и тиражирование единожды напечатанной лекции во множестве вариантов. Фотография тетрадного листа, подложенная в качестве фона документа, позволяет создать достаточно правдоподобную иллюзию переписанной от руки лекции. Возможно, ещё более грустным фактом является само сочетание чтения лекций посредством современной техники и архаичной записи от руки. Очень сложно объяснить студентам, почему они должны вручную переписывать текст, который видят на слайде, если существует презентация, и у преподавателя нет никаких очевидных причин не поделиться ею после занятия.

Согласно ряду исследований [10; 11; 12; 13; 14 и др.] учащиеся, которые делают рукописные заметки, превосходят учащихся, которые только слушают лекции. Само по себе конспектирование, вне сомнений, положительно влияет на запоминание и понимание лекции. При этом большее значение имеет обращение к собственным записям для повторения, нежели сам процесс конспектирования [14].

В свете вышесказанного одним из решений проблемы удержания внимания обучающихся в условиях дистанционного обучения кажется переход от письменного конспекта к электронному – студенты не должны постоянно смотреть в тетрадь, могут слушать и задавать вопросы, по мере необходимости вставляя заметки, в том числе скриншоты в электронный документ. Отказ от ручки в пользу клавиатуры не является чем-то новаторским, ведению электронных конспектов посвящено множество публикаций [15; 16; 17 и др.]. Существуют различные мнения относительно их эффективности по сравнению с традиционным рукописным конспектированием. Ряд зарубежных исследователей считает, что при ведении электронного конспекта слушатели склонны записывать информацию дословно, не анализируя её [18; 19; 20 и др.], вместе с тем отмечается, что в большинстве случаев в электронном виде студенты успевают записать больший объём информации, чем при письме от руки [18]. Кроме того, в российской педагогической литературе под электронным конспектом, как правило, понимается либо простой набор текста по ходу чтения лекции, либо в лучшем случае презентация, выполненная в Power Point [17]. Между тем, существуют различные методы ведения конспекта, например, метод Корнелла, метод боксов, метод Билла Гейтса, метод индексов и метод ментальных карт, и большая часть из них не предполагает исключительно набор текста под диктовку, что, к сожалению, часто практикуется при дистанционном обучении в вузах.

Нам ближе подход Б.А. Бурняшова, который определяет электронный конспект как «конспект в электронном виде, созданный с использованием возможностей программного обеспечения, расширяющего возможности работы по сравнению с рукописным конспектированием: текстовых редакторов, электронных блокнотов, программ класса Mind Mapping, позволяющих снабжать текст примечаниями и гиперссылками, хранить конспект в сети Интернет, исправлять и дорабатывать его» [21, c. 48]. Именно такие конспекты с поправкой на совместный доступ группы студентов к одному документу использовались нами для удержания внимания студентов во время лекций в онлайн-формате.

Мы предлагаем использовать не просто конспектирование лекции в новом формате, а именно коллективную работу студентов в общем электронном документе. Таким образом, мы не только контролируем вовлечённость студента, но и решаем ещё одну проблему дистанционного обучения – нехватку общения с одногруппниками. Именно эта проблема оказалась на втором месте среди трудностей онлайн-формата, названных самими студентами [6].

Приведём несколько примеров заданий, которые были апробированы при работе с бакалаврами направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика». Во время лекции по веб-дизайну студентам было предложено сначала самостоятельно создать и расположить на электронной доске стикеры с предполагаемыми этапами разработки веб-сайта по порядку, как студенты их видят. На задание отводилось 5 минут, студенты работали в общем документе и на электронной доске Jamboard. Онлайн-сервис устроен так, что участники процесса –  и студенты, и преподаватель – могут в режиме реального времени наблюдать за созданием единого документа. При этом нет необходимости что-либо скачивать и устанавливать на компьютер или смартфон. В случае, если мнения по поводу порядка расположения или просто необходимости того или иного этапа разработки расходились, допускалось сделать два стикера, дописав фамилии студентов-авторов. Далее студентам предлагалось по ходу занятия переставлять стикеры уже в соответствии с материалом лекции.

Итоговый документ обсуждался и уточнялся с преподавателем, и по завершении лекции ссылка на него появлялась в электронном курсе дисциплины. Студенты могли вернуться к изучению конспекта перед контрольным мероприятием или в любой другой момент. Практика использования указанного приёма показала хорошую вовлечённость студентов, повышение их интереса к лекционному материалу. Очевидно, такой подход может быть использован не только при изучении темы «Этапы разработки сайтов», но и любых других, включающих в себя элементы, которые могут быть расположены в определённом порядке и о которых студенты имеют некое собственное представление.

Аналогично использовались электронные доски во фрагментах лекций, предполагающих противопоставление отдельных понятий, объектов друг другу, например, векторная и растровая графика. По ходу лекции, студенты должны были расположить на заранее расчерченной электронной доске стикеры с достоинствами, недостатками и сферой применения, например, векторной и растровой графики.

Как показала практика, на первом этапе работы, когда коллективные конспекты только внедряются, преподавателю необходимо уделять какое-то время администрированию процесса, делать замечания о недостаточной активности, вырабатывать правила, такие как минимальное количество стикеров от студента для того, чтобы зачесть его присутствие на лекции и т.д. Однако уже на втором – третьем занятии, проводимом таким способом, студенты организовывались самостоятельно, и преподаватель мог уделять контролю минимальное количество времени.

Упомянутая выше электронная доска Jamboard (https://jamboard.google.com) очень проста в освоении, однако её функционал ограничен простейшими геометрическими фигурами и редактируемыми стикерами разных цветов. Помимо этого инструмента, можно предложить использовать и другие: Miro – электронную доску с возможностью добавления изображений, документов и заметок; Sutori (https://www.sutori.com) – таймлайн, на который можно добавлять не только изображения и текст, но и вопросы с вариантами ответа, библиографические ссылки, аудио и видеофрагменты; Lucidspark (https://lucidspark.com/ru) – ещё одна электронная доска для совместной работы, представляющая собой бесконечный цифровой холст, на котором можно писать, рисовать, добавлять опросы и другое.

Мы говорим именно о коллективном конспекте по ряду причин. Это и усиление взаимного контроля, и возможность для студентов на дистанционном обучении снова почувствовать себя одной командой, и быстрое обучение, так как более робкие сразу на примере активных студентов понимают, чего именно от них ждут, и многое другое.

Подводя итог, отметим основные преимущества предложенного нами метода удержания внимания во время лекции:

  • переход от пассивного слушания к деятельности – студенты не только слушают материал, но и выполняют некую работу;
  • адекватность средств и методов обучения – лекция по видеосвязи не переписывается в тетрадь, а исследуется электронным способом;
  • интерактивность – коллективный конспект предполагает максимальный охват информации – то, что упустил один студент, обязательно запишет другой, чья-то формулировка будет более удачной, чем остальные; таким образом, в момент формирования коллективного конспекта, студенты учатся не только у лектора, но и друг у друга;
  • доступность – полученный конспект доступен студентам всегда и из любого места – смартфон, в отличие от блокнотов и тетрадей, у современного студента всегда под рукой.

Ведение коллективного электронного конспекта показало себя современным и эффективным методом удержания внимания студентов во время онлайн-лекции. Его использование позволяет не только повысить вовлеченность студентов в процесс обучения, но и получить на выходе редактируемый документ, который может быть использован при подготовке студентов к контрольным мероприятиям.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Министерство просвещения Российской федерации: сайт. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/1792 (дата обращения 03.06.2024).
  2. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72–81.
  3. Белоколодова Т.И. Особенности преподавания юридических дисциплин в условиях пандемии // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы III-й междунар. науч. конф. в 2 томах. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. С. 31–38.
  4. Литвак Н.В. Новая реформа отечественного высшего образования: «цифровизация» и профессура // Наука. Культура. Общество. 2018. № 2-3. С. 156–163.
  5. Микова Т.Е. Приемы удержания произвольного внимания студента на онлайн-лекции // Непрерывное образование: теория и практика реализации. материалы IV Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2021. С. 129–132.
  6. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения // Российский информационный новостной портал. РБК: сайт. URL: https://clck.ru/3BcixG (дата обращения 03.06.2024).
  7. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4(7). С. 17–23.
  8. Филоненко Н.В., Ушакова Н.А. Некоторые аспекты качества онлайн-образования подготовки-переподготовки кадров физической культуры и спорта // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13. № 1. С. 184–190.
  9. Коценко Ю.И. Применение интерактивных методов преподавания при дистанционном обучении в медицинском вузе // Педагогическая перспектива. 2024. № 1(13). С. 41–47. https://doi.org/10.55523/27822559_2024_1(13)_41
  10. Di Vesta, F.J., Gray, G.S. Listening and note taking // Journal of Educational Psychology. 1972; 63(1): 8–14.
  11. Kiewra K.A., Benton, S.L. The relationship between information-processing ability and notetaking // Contemporary Educational Psychology. 1988; 13(1): 33-44
  12. Peper R.J., Mayer R.E. Generative effects of note-taking during science lectures // Journal of Educational Psychology. 1986; 78(1): 34–38.
  13. Williams J.L., McCarley N.G., Parker J., Williams E.H., Layer C., Walker, D. The timing of note taking and effects on lecture retention // Delta Journal of Education. 2013; 3(2): 92–101.
  14. Kiewra K.A., DuBois N.F., Christian D., McShane A. Providing study notes: Comparison of three types of notes for review // Journal of Educational Psychology. 1988; 80(4): 595–597.
  15. Березуцкий В.И Электронный конспект лекций в высшей медицинской школе // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 630–635.
  16. Чикалина В.К., Муссакаев О.П. Особенности применения электронных конспектов лекций в процессе обучения // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2020. Т. 1. № 17. С. 402–406.
  17. Евстигнеева Н.А. Электронный конспект лекций как средство педагогического процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11-2. С. 163–165.
  18. Blankenship M.W. Comparing note taking and test performance in methods and modes of note taking conditions. Thesis (Ph. D.) XIV, 2016; 86 p.
  19. Минацевич Е.С. Использование мультимедийных технологий в создании электронных конспектов лекций // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. компетентностный подход. 2014. Т. 1. С. 469–474.
  20. Olive T., Barbier M.L. Processing Time and Cognitive Effort of Longhand Note Taking When Reading and Summarizing a Structured or Linear Text // Written Communication; 34(2): 224–246. https://doi.org/10.1177/0741088317699898
  21. Бурняшов Б.А. Электронный конспект в учреждениях высшего образования России // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 46–50.