Возможности искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в предметной области «Педагогика»: приоритеты и риски

Loading

Л.А. Грицай
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, usan82@gmail.com

Аннотация

В научных кругах активно обсуждается внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс. Эксперты сходятся во мнении, что существуют определённые приоритеты создания образовательных ресурсов с помощью технологий искусственного интеллекта для предметной области «Педагогика», которые могут повысить эффективность освоения студентами данных дисциплин. Среди них возможности искусственного интеллекта оценивать вербальное поведение учащихся, создавать индивидуальные задания и тесты, адаптированные под способности каждого из студентов, предлагать методические рекомендации, создавать обучающие модели и анализировать мотивацию и готовность к профессии. Однако есть и риски замены традиционных методов обучения на технологии искусственного интеллекта: среди них сокращение возможностей личностного взаимодействия преподавателей со студентами на занятиях; неспособность искусственного интеллекта оценить самостоятельность и творчество студентов, их личностное погружение в профессию; уменьшение групповой работы из-за индивидуализации программы обучения, предложенной искусственным интеллектом для каждого студента. Указывается на необходимость баланса между инновациями и традиционными методами обучения для успешной интеграции искусственного интеллекта в образовательную сферу.

Ключевые слова

образование, искусственный интеллект, педагогика, цифровизация, образовательные технологии

Для цитирования

Грицай Л.А. Возможности искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в предметной области «Педагогика»: приоритеты и риски // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 87–94.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_87

Информация об авторах

Людмила Александровна Грицай – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Текст статьи

Как известно, многие учёные считают искусственный интеллект революционной технологией, способной изменить жизнь людей. Однако вопрос использования искусственного интеллекта в образовательной сфере остаётся до конца не решённым. В вузах нашей страны потенциал искусственного интеллекта при обучении почти не применяется, хотя преподаватели начинают обсуждать возможности такого внедрения. Также дискуссия разворачивается и при обсуждении возможностей искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в тех или иных предметных областях, и относительно целесообразности такого внедрения, и определении возможных рисков данного процесса.

Рассмотрим это на примере предметной области «Педагогика».

Дисциплины данной предметной области изучаются преимущественно студентами педагогических специальностей. Целью изучения является формирование у обучаемых психолого-педагогических компетенций, позволяющих им в своей будущей профессиональной деятельности решать задачи обучения и воспитания детей.

Исходя из специфики педагогики как науки, основывающейся не только на теоретических знаниях, но и на овладении «искусством» живого общения с детьми, формировании их личностей, обучение студентов с помощью технологий искусственного интеллекта в данной предметной области будет испытывать определённые трудности.

В первую очередь они связаны с уменьшением личностного взаимодействия преподавателей и студентов, так как в основе такой коммуникации как раз и лежат возможности для овладения педагогическим мастерством.

На эту опасность указывает ректор МГУ В.А. Садовничий, замечая следующее: «Настоящее образование невозможно без диалога учителя и ученика, глаза в глаза, без вопросов и ответов, без живого человеческого общения. Заменить учителя его высокотехнологичным воспроизведением – значит лишить процесс обучения жизненной силы. Здесь получить информацию, но энергии для интеллектуального роста, т.е. для настоящего обучения, эти ресурсы не дают» [1, с. 8].

Именно это мы и считаем главным риском использования системы искусственного интеллекта при обучении основам педагогики в вузе.

Другой трудностью является система оценивания знаний студентов с использованием системы искусственного интеллекта. Безусловно, искусственный интеллект облегчает труд преподавателя. Он освобождает наставников от решения рутинных задач, позволяя им сосредоточиться на творчестве. Например, искусственный интеллект может оценивать знания студентов при написании ими эссе, решении учебных задач, выполнении тестов. Система сама может выставлять обучающимся оценки и объяснять, почему она рекомендует тот или иной балл.

Однако эта роботизированная система не сможет оценивать меру самостоятельности выполненного задания, личностное отношение студентов к тому, что он должен сделать, меру творческого погружения в проблему и т.д.

Среди приоритетов использования ресурсов искусственного интеллекта при обучении педагогике называют его возможность повысить эффективность обучения студентов, создавая для них персонализированные программы, подбирая индивидуальный план обучения. Однако это приведёт к развитию другой трудности: разобщённости в студенческой группе, когда каждый студент, выполняя приготовленные ему задания от искусственного интеллекта, не обучается навыкам командной работы, пользоваться которым ему будет необходимо в будущем в условиях деятельности в образовательном учреждении.

При этом, согласимся, что искусственный интеллект позволит преподавателю выявить отношение студентов к изучаемым психолого-педагогическим дисциплинам, установить уровень его мотивации, готовности в будущем заниматься данным видом профессиональной деятельности. Искусственный интеллект способен создать для каждого обучающегося индивидуальную траекторию образовательного развития, тем самым расширить интерес студента к сфере будущей профессиональной деятельности.

Имитационные модели обучения, подготовленные искусственным интеллектом, могут помочь студентам освоить разные дидактические подходы. То же самое можно сказать о обобщённых с помощью искусственного интеллекта системах воспитания. Искусственный интеллект имеет возможности выступить для студентов своеобразным тренажёром, предложив им для решения различные ситуации взаимодействия с детьми, а затем, обобщив все пути их решения, обсудить с обучающимися наиболее верные.

Искусственный интеллект способен оценивать вербальное поведение студентов на занятии, определяя, насколько хорошо они усвоили изучаемый материал. Искусственный интеллект способен предложить варианты решения той или иной педагогической ситуации, представить систему методических рекомендаций.

Именно подобные возможности расширения теоретических знаний учащихся и формирования у них практических умений и навыков в сфере будущей профессиональной деятельности и являются приоритетами внедрения искусственного интеллекта в сферу образования.

Однако, у этой «цифровой педагогики» есть свои трудности использования, в первую очередь, они связаны с тем, что «цифровая педагогика» использует потенциал машин-роботов, она направлена на вычислительный анализ и плохо умеет ориентироваться в мире человеческих отношений и эмоционально постигать мир. Это делает сферу использования «цифровой педагогики», к которой относится и искусственный интеллект, ограниченной.

Рассмотрим преимущества и риски использования искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в предметной области «Педагогика» в виде таблицы.

Таблица. Преимущества и риски использования искусственного интеллекта для создания образовательных ресурсов в предметной области «Педагогика»

Преимущества

Риски

ИИ помогает выявить отношение студентов к изучаемым психолого-педагогическим дисциплинам, установить уровень его мотивации, готовности в будущем заниматься данным видом профессиональной деятельности.

уменьшение личностного взаимодействия преподавателей и студентов

ИИ способен создать для каждого обучающегося индивидуальную траекторию образовательного развития, тем самым расширить интерес студента к сфере будущей профессиональной деятельности

неквалифицированная система оценивания знаний студентов с использованием системы искусственного интеллекта, не учитывающая меру самостоятельности выполненного задания, личностное отношение студентов к тому, что он должен сделать, меру творческого погружения в проблему

ИИ способен оценивать вербальное поведение студентов на занятии, определяя, насколько хорошо они усвоили изучаемый материал.

ИИ способен предложить варианты решения той или иной педагогической ситуации, представить систему методических рекомендаций.

Имитационные модели обучения, подготовленные ИИ, могут помочь студентам освоить разные дидактические подходы. То же самое можно сказать о обобщённых с помощью искусственного интеллекта системах воспитания.

возможность искусственного интеллекта повысить эффективность обучения студентов, создавая для них персонализированные программы, подбирая индивидуальный план обучения

формирование разобщённости в студенческой группе, когда каждый студент, выполняя приготовленные ему задания от искусственного интеллекта, не обучается навыкам командной работы

Заметим, что вопрос о внедрении возможностей искусственного интеллекта в учебно-воспитательный процесс до сих пор является дискуссионным.

Многие учёные позитивно оценивают возможности искусственного интеллекта в образовании, отмечая улучшение качества преподавания, мотивации и индивидуального подхода к ученикам.

В частности, А.В. Анненкова подчёркивает преимущества внедрения искусственного интеллекта в образование: повышение качества преподавания, увеличение мотивации и интереса учеников, адаптация под знания каждого, внедрение игровых элементов, равные возможности для получения образования. По её мнению, интеграция искусственного интеллекта в образование открывает новые перспективы для улучшения учебного процесса [2]. Д.А. Мачуева, Д.Р. Бараев, Т.М. Бечуркаев, И.Э. Яндаров называют искусственный интеллект инструментом с огромным потенциалом, открывающим новые возможности для развития образования и создания индивидуального подхода к каждому ученику [3, с. 134].

Об этом же пишет Э.В. Воронина, указывающая, что в эпоху цифровизации образовательные технологии изменяются, и преподавателям нужно осваивать новые инструменты [4, с. 42]. С.С. Юров полагает, что основным преимуществом искусственного интеллекта является повышение производительности образовательного процесса [5, с. 491].

Некоторые авторы выражают обоснованные опасения по поводу использования искусственного интеллекта в образовании, указывая на риски и этические проблемы.

К.Н. Тюленева указывает на трудности внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс, такие как консерватизм системы образования, технологические и нормативно-государственные ограничения [6, с. 161].

Ю.В. Гаврилова, И.Е. Моторина и Т.Е. Павлова отмечают, что искусственный интеллект может заменить естественный интеллект, снизив у студентов навыки самостоятельного решения задач. Они также пишут о возможном снижении способности к осознанному восприятию студентами информации и утрате эмоциональной связи между учителем и учеником. Авторы рекомендуют сохранять баланс между использованием технологий и развитием человеческих способностей по осмыслению этих нововведений [7, с. 21]. Ю.В. Сибирякова добавляет, что актуален вопрос о вытеснении человека как несовершенного вида более совершенной системой [8, с. 214].

Как замечает Е.И. Орлова, введение технологий искусственного интеллекта в образование открывает широкие перспективы для улучшения и персонализации учебного процесса. Технологии искусственного интеллекта могут предложить индивидуализированные задания, материалы и даже методики преподавания, что позволяет студентам достигать лучших результатов. Тем не менее, преподаватели должны адаптироваться к новым условиям работы, сохраняя баланс между технологией и человеческим взаимодействием [9, с. 513].

Однако понятно, что в настоящих условиях технологии искусственного интеллекта – это реальность наших дней, и отказаться от их постепенного внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза невозможно. Принимая этот тезис, Т.А. Радченко и Е.А. Леонова фиксируют основные принципы эффективной интеграции интеллектуальных систем в образовании: 1) ориентированность на персонализированное обучение; 2) педагогическая оправданность; 3) прозрачность и объяснимость; 4) этика использования; 5) профессиональное развитие преподавателей [10, с. 78].

Согласимся с мыслью, высказанной Ю.А. Чернавиным о том, что в сегодня формируется новый тип человека — «человек информационный». Он существует одновременно в виртуальном и реальном мирах. Но у такой личности возникает серьёзная проблема: стремление такого человека к цифровым достижениям и виртуальному признанию создаёт барьер для усвоения и сохранения культурных норм и традиций [11, с. 22].

Поэтому для сохранения ценности этих норм и традиций необходимо организовать процесс обучения в вузе, в том числе и по педагогическим дисциплинам, сочетая традиции и технологические инновации.

В связи с этим, разумной представляется точка зрения Ш.Р. Авайсова, отмечающего, что, как и при предыдущих вызовах, таких как компьютеризация образования, необходимо сочетать преимущества искусственного интеллекта с традиционными методами обучения. Это поможет смягчить негативное влияние искусственного интеллекта и создать сбалансированную и эффективную образовательную среду. Такой подход способствует всестороннему развитию обучающихся и помогает им приобрести навыки, востребованные в будущем [12, с. 472].

Как справедливо замечает Е.В. Борисова, российские вузы ждёт переход на смешанные модели обучения, объединяющие классическую «классно-урочную» модель и системы искусственного интеллекта. В цифровом пространстве традиционные педагогические методы не работают, и формируется новая цифровая педагогика, требующая экспериментов и поиска новых моделей. Системы искусственного интеллекта помогут глубже оценивать знания и навыки, улучшать связи между уровнями обучения и налаживать контакт между образовательными институтами, студентами и работодателями [12, с. 87].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1. Искусственный интеллект как образовательная технология обладает определённым потенциалом для повышения эффективности обучения студентов в современных российских вузах, однако её использование в высшей школе пока ограничено, несмотря на начавшиеся дискуссии о целесообразности такого внедрения.
  2. Использование искусственного интеллекта в предметной области «Педагогика» связано с его возможностями оценивать вербальное поведение студентов, предлагать методические рекомендации, создавать обучающие модели и анализировать мотивацию и готовность к профессии. Также искусственный интеллект способен автоматически создавать индивидуальные задания и тесты, адаптированные под способности каждого студента.
  3. Среди рисков внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс необходимо отметить в первую очередь сокращение возможностей на занятиях для личностного взаимодействия преподавателей и студентов. В преподавании педагогики решающее значение для овладения студентами азами педагогического мастерства играет как раз такое взаимодействие. Также следует учитывать, что искусственный интеллект может автоматизировать рутинные задачи преподавателей, но не способен оценивать самостоятельность, творческое отношение студентов к выполняемым заданиям и их личностное погружение в мир профессии. Одним из рисков является и то, что искусственный интеллект может создавать индивидуализированные программы, что повышает эффективность обучения, но это приводит к разобщённости в студенческих группах и недостаточному формированию навыков командной работы.
  4. В научном сообществе не сложилось единого взгляда на использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Есть позитивные оценки такого внедрения, есть опасения на этот счёт. В любом случае, в академической среде есть понимание того, что искусственный интеллект – это технология, которая сильно изменит процесс обучения. Следует согласиться с позицией, согласно которой полный отказ от искусственного интеллекта невозможен, но важно сочетать традиционные методы обучения с технологическими инновациями. Скорее всего, в ближайшем будущем российские вузы станут использовать смешанные модели, сочетающие, с одной стороны, технологии искусственного интеллекта, а с другой – классические формы преподавания и взаимодействия преподавателей и студентов.

Список литературы

  1. Садовничий В. А. Университеты, общество и будущее человечества // Вестник Московского университета. Сер. 20. 2019. № 2. С. 3–20.
  2. Анненкова А.В. Искусственный интеллект: некоторые особенности внедрения в систему образования в условиях цифровизации общества и экономики // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 9(135). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.33
  3. Мачуева Д.А., Бараев Д.Р., Бечуркаев Т.М., Яндаров И.Э. Искусственный интеллект в сфере образования: анализ, перспективы и развитие // Образование будущего: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Грозный: РПК «СПЕКТР», 2023. С. 133–138.
  4. Воронина Э.В. Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: Сб. ст. XV Междунар. науч.-метод. конф. Пермь: РЭУ имени Г. В. Плеханова, 2023. С. 41–47.
  5. Юров С.С. Начало эпохи искусственного интеллекта в образовании // Экономика и бизнес в условиях цифровой трансформации и новых вызовов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: ИБД, 2023. С. 485–491.
  6. Тюленева К.Н., Гущин А.В. Использование технологии искусственного интеллекта в профессиональном образовании // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сб. ст. по материалам Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. Красноярск, 14–25 ноября 2022 года. Часть 2. Красноярск, 2023. С. 159–161.
  7. Гаврилова Ю.В., Моторина И.Е., Павлова Т.Е. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022. № 1. С. 20–25.
  8. Сибирякова Ю.В. Использование технологий искусственного интеллекта в сфере образования: риски и перспективные направления // Экспертные институты в XXI веке: принципы, технологии, культура: Сб. науч. тр. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. С. 211–214.
  9. Орлова Е.И. Преподавание в эпоху искусственного интеллекта: как принять неизбежное? // Воспитание и наставничество в цифровой образовательной среде: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М.: МИП, 2023. С. 507–513.
  10. Радченко Т.А., Леонова Е.А. Принципы эффективной интеграции интеллектуальных систем в образовательный процесс // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 74–80. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_74
  11. Чернавин Ю.А. Единство традиции и новации как фактор устойчивого развития цифрового общества // Цифровая социология. 2023. Т. 6. № 1. С. 21–28.
  12. Авайсов Ш.Р. Риски, стоящие перед системой школьного образования связанные с развитием технологий искусственного интеллекта // Современная начальная школа: Сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. Грозный, Махачкала, 27–28 апреля 2023 года. Грозный; Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2023. С. 468–472.
  13. Борисова Е.В. Современный тренд образовательной среды — искусственный интеллект и цифровая педагогика // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сб. нау. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 84–87.