Модель интеграции педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру
Н.О. Яковлева1, Л.Н. Терновая2
1, 2 Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия
1 noyakovleva@mail.ru
2 ternovaya_l_n@iro23.ru
Аннотация
Раскрыты значение и особенности, представлена общая характеристика педагогической интеграции, рассмотрен перечень показателей, свидетельствующих об интегрированности современного педагогического вуза в инновационную инфраструктуру региональной системы образования. Дано описание авторской модели интеграции педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру, построенной с учётом специфики системы образования Краснодарского края. Существенное внимание уделено характеристике формализованного и инициативного форматов интеграции. При описании модели актуализированы основные субъекты её реализации, направления взаимодействия и практические мероприятия, обеспечивающие интеграционные процессы, раскрыты возможности использования ресурсов педагогического вуза и инновационной инфраструктуры региональной системы образования. Указаны ожидаемые эффекты для современной системы образования от реализации авторской модели.
Ключевые слова
интеграция, педагогическая интеграция, педагогический вуз, региональная инновационная сетевая инфраструктура, сетевое взаимодействие, инновация, инновационный проект, формализованная интеграция, инициативная интеграция
Для цитирования
Яковлева Н.О., Терновая Л.Н. Модель интеграции педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 60–68.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_60
Информация об авторах
Надежда Олеговна Яковлева – доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра методической поддержки и инновационного развития системы образования Института развития образования Краснодарского края.
Людмила Николаевна Терновая – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной деятельности, дополнительному образованию и цифровой трансформации Института развития образования Краснодарского края.
Текст статьи
Исследование выполнено в рамках федеральной инновационной площадки по проекту
«Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», утверждённой приказом Минобрнауки № 28 от 19.01.2024.
В современных условиях, педагогический вуз, обладая всеми видами ресурсов для развития региональной системы образования, становится центральным звеном, обеспечивающим полноценное функционирование инновационной инфраструктуры. При этом его интегрированность в эту инфраструктуру является обязательным условием эффективности инновационного поиска для всех субъектов образовательной системы. В каждом регионе России определяются собственные пути, уникальные средства и условия интеграции педагогического вуза в инновационную инфраструктуру. Действующая в системе образования Краснодарского края инновационная инфраструктура обладает сетевым форматом и тоже предусматривает определённые способы обеспечения интеграции педагогического вуза в свою среду, что определено внедряемой региональной моделью, которая будет представлена далее.
Принципиальная возможность такой интеграции обусловлена известным в науке постулатом о том, что современное образование есть процесс и результат педагогической интеграции на уровне предметного содержания, методико-технологического обеспечения, межличностного взаимодействия, а также управления образовательным процессом. Интеграционные процессы исследуются большинством отраслей научного знания. Так, общенаучные основы интеграции изложены в работах В.В. Вязанцева, О.И. Ключко, В.В. Лещенко и др. (философия); А.В. Быкова, Т.М. Симоновой и др. (социология); В.В. Козлова, Е.Ю. Коржовой, Н.В. Тарабриной и др. (психология); Н.В. Васильевой, Н.А. Левковской, А.В. Немировской, И.В. Рогозиной и др. (филология); И.Н. Гостяевой, Д.Л. Хазановой и др. (экономика); В.О. Николаева, Н.В. Спиридоновой и др. (медицина); И.А. Алешкова, А.В. Петрова и др. (юриспруденция). В области педагогики и образования процессы интеграции изучались Е.В. Аликиной, М.И. Болотовой, А.В. Золотаревой, Х.Р. Кадыровой, Е.Ф. Командышко, В.И. Томаковым, С.Н. Фоминой и др.
Термином «интеграция» обозначается «состояние связности отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию» [1, с. 42]. В педагогической области данное понятие приобретает специфические черты. Так, педагогической интеграцией называют «высшую форму взаимосвязи (разделов, этапов образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность – монообъект, обладающий новой структурой, новыми функциями вступающих в связь объектов» [2, с. 13]. Современные исследования в области педагогической интеграции [3; 4; 5; 6; 7 и др.] свидетельствуют, что она осуществляется в отношении содержания образования (вертикальная интеграция, как преемственность программ разных уровней образования, горизонтальная интеграция, как взаимообогащение и обеспечение межпредметных связей), образовательных технологий, взаимодействия субъектов, достижения комплексных результатов (компетенций, культуры, мастерства, профессионализма) и др.
Основными принципами педагогической интеграции, по мнению О.П. Кубасова, являются принципы «симбиоза; обоюдности развития образования, науки и отрасли; релевантности; функциональности; коммутации; совместимости» [8, с. 27]. Они имеют универсальный характер, определяют методологическое значение педагогической интеграции, её сущностную специфику и, что особенно значимо для практики, требования корректного осуществления в реальном образовательном процессе.
В нашем проекте «Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя», реализуемом в статусе федеральной инновационной площадки, рассматривается интеграция современного педагогического вуза в инновационную среду региональной системы образования, определяемую инновационной инфраструктурой, функционирующей в сетевом формате. Это предусматривает особый набор условий, путей и средств, содержания и видов взаимодействия. В данном ключе речь должна идти именно об интеграции, во-первых, как совокупности изменений качественных показателей и самого педагогического вуза, и субъектов региональной инновационной сетевой инфраструктуры, а, во-вторых, как процесса, предусматривающего пролонгированное рамками реализуемых инновационных проектов взаимодействие, подчинённое глобальной цели – выработке эффективных способов развития инновационного потенциала системы образования региона и страны в целом.
Интеграционный процесс в образовании не имеет явного материально-визуального выражения и носит латентный характер, а потому требует определения признаков, однозначно свидетельствующих о его осуществлении, особенно в отношении таких субъектов, как образовательные организации. При решении данного вопроса нами выявлены показатели интегрированности современного педагогического вуза в инновационную инфраструктуру региональной системы образования. К ним мы относим:
- выполнение мероприятий и создание продуктов по инновационному образовательному проекту для краевой системы образования или системы образования РФ;
- выполнение функций организатора или модератора мероприятий для участников инновационной инфраструктуры и реализацию договоров о сотрудничестве с ними;
- координацию процесса создания и функционирования управляемых сетевых сообществ, осуществляющих апробацию инновационных идей;
- проведение экспертиз инновационных решений, оказание своевременной научно-методической помощи соисполнителям инновационного проекта;
- подготовку инновационных продуктов (публикаций по теме проекта, апробируемых программ, концепций и моделей достижения целевых ориентиров, системы нормативных актов и др.);
- достижение эффектов от интеграции (активизации инновационных процессов в региональной системе образования, расширении сетевого взаимодействия, повышении уровня профессионального мастерства педагогов благодаря реализации комплексного подхода при выполнении мероприятий инновационного проекта и др.).
Под региональной инновационной сетевой инфраструктурой мы понимаем «систему организаций, реализующих в соответствующем статусе инновационные проекты, значимые для региональной системы образования, а также их сетевых партнёров по инновационной деятельности» [9, с. 5]. Отметим, что основными агентами региональной инновационной инфраструктуры являются не только сами организации, обладающие официальным статусом и выполняющие инновационные проекты, но и субъекты, координирующие инновационные процессы в системе образования (региональное министерство образования, региональный Институт развития образования, муниципальные органы управления образованием и территориальные методические службы), а также профессиональные сообщества как основной ресурс сетевого взаимодействия. Не будем останавливаться на характеристике региональной инновационной сетевой инфраструктуры, поскольку она достаточно подробно изложена в нашей монографии [10], в которой представлено её компонентное содержание, закономерности развития, направления деятельности, условия реализации, эффекты и процедуры мониторинга результативности и др.
Общая характеристика взаимодействия педагогического вуза с региональной системой образования была представлена нами ранее [11]. В частности, были выделены его имманентные черты (педагогическая природа, системный и творческий характер, нелинейность, транспарентность и гибкость реализации, лабильность функциональных связей, открытость изменениям внешней среды).
Представим реализуемую в рамках нашего инновационного проекта модель интеграции педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру.
Прежде всего отметим, что она возможна в двух вариантах: формализованным или инициативным способом.
Формализованная интеграция реализуется в официально закреплённом поле, в котором вуз либо сам является носителем статуса федеральной инновационной площадки по линии Минобрнауки или Минпросвещения России и выполняет проект, значимый для системы образования всей страны и региона, либо выступает соисполнителем проекта сторонней организации, также имеющей статус федеральной, региональной или муниципальной инновационной площадки. В данном случае педагогический вуз также, как и сторонняя организация являются официально признанными компонентами региональной инновационной сетевой инфраструктуры. При этом задачи всех субъектов, работающих в формализованном поле, связаны с созданием инновационных продуктов и накоплением эффективного опыта, значимым как для краевой, так и для общероссийской системы образования.
При инициативной интеграции педагогический вуз предоставляет согласие на участие в реализации федеральных или краевых инновационных проектов через договор о сотрудничестве. В данном случае вуз в соответствии с утверждённым планом принимает участие в работе профессиональных сообществ, либо на основании договора осуществляет взаимодействие с субъектами региональной инновационной сетевой инфраструктуры – учреждениями, выполняющими в сетевом формате инновационные проекты, но не являющимися федеральными или краевыми инновационными площадками. Поскольку данные субъекты относятся к вариативной составляющей инновационной инфраструктуры, то перед ними стоят задачи создания инновационных продуктов и опыта, прежде всего, для региональной системы образования.
Рассмотрим основные меры и действия, которые, на наш взгляд, способны обеспечить интеграцию педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру и активизировать её развитие.
Характеризуя формализованную модель интеграции, отметим, что самостоятельное выполнение вузом инновационного проекта с целью достижения запланированных результатов и образовательных эффектов включает ряд мероприятий. К ним, прежде всего, следует отнести:
- проведение фундаментальных или прикладных исследований и разработка на основе их результатов образовательных инноваций;
- проведение мероприятий по апробации инноваций в пилотном режиме, экспериментальная проверка и оценка эффективности апробируемых новшеств с варьированием условий их использования;
- формирование репрезентативного презентационного поля для представления инноваций, подтвердивших свою эффективность;
- обеспечение условий для распространения инновационного опыта через массовые форумы (конференции, конгрессы), интернет-площадки, совещания и др. федерального или регионального уровней;
- подготовка публикаций по теме проекта для использования инновационных продуктов в системе образования.
В данном случае педагогический вуз выступает ответственным субъектом выполнения проекта, управляет процессом его реализации и самостоятельно принимает решения по достижению целевых ориентиров. Существенно отличающейся оказывается совокупность мероприятий, которые выполняет вуз в статусе соисполнителя. Принимая участие в выполнении проекта сторонней организации педагогический вуз:
- помогает в организации тематических исследований, привлекая собственные интеллектуальные ресурсы и оборудование;
- оказывает помощь сторонней организации в инновационном поиске, проводит консультирование её педагогов;
- принимает участие в плановых мероприятиях и образовательных событиях, соответствующих по своему содержанию интересам и задачам вуза;
- выполняет функции апробационной площадки, предоставляя не только собственные ресурсы, но и давая в качестве обратной связи экспертное заключение об эффективности апробируемых новшеств, созданных сторонней организацией в рамках своего инновационного проекта;
- проводит экспертизу инновационных продуктов;
- участвует в конкурсных программах сторонней организации, в качестве эксперта даёт оценку конкурсным материалам.
В рамках взаимодействия с управляемыми профессиональными сообществами как субъектами региональной инновационной сетевой инфраструктуры, педагогический вуз:
- участвует в подготовке и проведении образовательно-методических мероприятий, направленных на поиск решений в инновационном режиме актуальных проблем системы образования;
- осуществляет с использованием собственных ресурсов коллективное или индивидуальное консультирование участников профессиональных сообществ;
- предоставляет участникам профессиональных сообществ доступ к ресурсам вуза.
При этом, данное взаимодействие всегда имеет плановый характер, осуществляется в интересах педагогического вуза и обеспечивает укрепление межличностных профессиональных связей в системе образования, способствующее её интенсивному развитию.
Помимо профессиональных сообществ, которые возникают не в ходе конкурсных процедур, а в инициативном порядке, работают в открытом формате и решают локальные проблемы профессиональной деятельности, субъектами региональной инновационной сетевой инфраструктуры являются учреждения, получающие тот или иной статус, выполняющие актуальные проекты и вносящие вклад в инновационное развитие региональной системы образования. Это могут быть муниципальные методические службы или муниципальные органы управления образованием, учреждения, отнесённые к стажировочным, опорным, апробационным площадкам, площадкам передового педагогического опыта и др. Взаимодействие педагогического вуза с данными учреждениями также является показателем его интеграции в инновационную инфраструктуру.
Как показал наш опыт, участие педагогического вуза в реализации таких проектов возможно через:
- совместную разработку и апробацию инноваций с привлечением, например, интеллектуальных ресурсов вуза или специалистов, обладающих опытом эффективного решения аналогичных задач;
- оказание помощи в построении программы исследований и их проведении;
- проведение экспертизы полученного учреждениями опыта и продуктов, разработанных в ходе проектной деятельности;
- предоставление площадок на проводимых массовых мероприятиях для презентации участниками региональной инновационной сетевой инфраструктуры результатов инновационной деятельности, позволяющее масштабировать горизонты распространения эффектных наработок;
- оказание научной и технической помощи в подготовке качественных публикаций по материалам выполняемых проектов.
Отметим, что интеграция педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру обладает синергетическим и кумулятивным характером и позволяет достичь целого ряда значимых для системы образования эффектов. К ним мы относим:
- повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности региональных образовательных организаций;
- расширение сети организаций, включённых в региональную инновационную сетевую инфраструктуру и Федеральную инновационную инфраструктуру;
- повышение интенсивности неформального и продуктивного взаимодействия в системе непрерывного педагогического образования;
- повышение профессионального мастерства педагогов и развитие их компетенций в области инновационной деятельности;
- усиление интереса к образовательным событиям, конкурсам, фестивалям инновационной деятельности;
- повышение эффективности сетевого взаимодействия между учреждениями разных уровней образования;
- развитие ориентировочной основы действий педагогов в области проектной деятельности и педагогической инноватики;
- повышение публикационной активности педагогов и др.
Таким образом, интеграция педагогического вуза в региональную инновационную сетевую инфраструктуру является обязательным фактором её интенсивного развития и важнейшим условием повышения качества образования, благодаря подчинению всех видов взаимодействия задачам и требованиям инновационного прогресса.
Список литературы
- Словарь философских понятий для студентов всех форм обучения / Сост. С.В. Краснов. Самара: Самарская государственная экономическая академия, 2018. 137 с.
- Джегутанова Н.И. Интегративный подход в образовании: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2019. 56 с.
- Радченко Т.А., Леонова Е.А. Принципы эффективной интеграции интеллектуальных систем в образовательный процесс // Педагогическая перспектива. 2023. № 4(12). С. 74–80. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_4(12)_74
- Бондарчук М.М. Интеграция среднего и высшего образования в непрерывной учебной траектории // Современное профессиональное образование. 2024. № 2. С. 6–9.
- Гибадуллин А.А. Интеграция и генерация научных исследований // Академическая публицистика. 2024. № 1-1. С. 278–281.
- Ильина И.А. Трубникова А.Г. Интеграция конкурсной деятельности в образовательный процесс // Информация–Коммуникация–Общество. 2024. Т. 1. С. 139–143.
- Короткова М.В., Шленкин К.В., Садриев Р.М. Систематизация научных взглядов на предмет интеграции и возможности интеграции в профессиональном образовании // Перспективы науки. 2023. № 12(171). С. 314–317.
- Кубасов О.П. Педагогическая интеграция: сущностная характеристика // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 10. С. 22–28.
- Яковлева Н.О., Гайдукова В.В. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя // Педагогическая перспектива. 2022. № 4(8). С. 3–12. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_4(8)_3
- Яковлева Н.О. Научно-методическое сопровождение региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя: опыт Краснодарского края: практико-ориентированная монография. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024. 370 с.
- Яковлева Н.О. Бухтияр Е.С., Шлык М.Ф. Модель взаимодействия современного педагогического вуза с региональной системой образования // Педагогическая перспектива. № 3(11). С. 29–38. https://doi.org/10.55523/27822559_2023_3(11)_29