Диагностика и развитие эмоционального интеллекта обучающихся в детской школе искусств

Loading

Т.Н. Кузьмина1, Д.Д. Куклина-Денисова2, О.А. Овсянникова3
1, 2, 3 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
1 stud0000244003@utmn.ru
2 stud0000242931@utmn.ru
3 o.a.ovsyannikova@utmn.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста в детской школе искусств, актуальность которой основана на необходимости понимания самого себя и «другого» человека в жизни для конструктивной коммуникации.

Новизна исследования заключается в разработке диагностического инструментария. Авторы отмечают, что на данный момент не существует единого мониторинга развития эмоционального интеллекта, связанного с творческой деятельностью обучающихся на занятиях изобразительного искусства в детской школе искусств. В связи с этим они выводят критерий, по которому можно определить уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся в детской школе искусств, а также представляют и описывают показатели и диагностические методы данного критерия с подробным описанием низкого, среднего и высокого уровней диагностируемого качества.

Для экспериментальной проверки разработанных инструментов была проведена начальная диагностика исследуемого качества обучающихся на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Гармония» города Тюмень». После анализа полученных данных, авторы обосновывают и представляют методы развития эмоционального интеллекта (игровой, метод арт-терапии, метод анализа произведений изобразительного искусства и другие) на конкретных примерах.

Ключевые слова

интеллект, эмоции, эмоциональное состояние, эмоциональный интеллект, изобразительное искусство, детская школа искусств, младший школьный возраст

Для цитирования

Кузьмина Т.Н., Куклина-Денисова Д.Д., Овсянникова О.А. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта обучающихся в детской школе искусств // Педагогическая перспектива. 2024. № 3(15). С. 23–33.
https://doi.org/10.55523/27822559_2024_3(15)_23

Информация об авторах

Тамара Николаевна Кузьмина – Тюменский государственный университет, студент.
Дарья Денисовна Куклина-Денисова – Тюменский государственный университет, студент.
Оксана Александровна Овсянникова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Тюменского государственного университета.

Текст статьи

Введение

В современном мире мы часто сталкиваемся с детьми, которые испытывают трудности в коммуникации с другими людьми и с пониманием внутреннего «Я». У детей младшего школьного возраста происходит определённое развитие эмоционального интеллекта [1, c. 18]. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок 6–11 лет признавал и понимал собственные чувства и эмоции, учился контролировать их. Низкий эмоциональный интеллект может негативно влиять на способность детей контролировать эмоции и реагировать на них в тех или иных ситуациях. Также это может отразиться на успеваемости ребёнка в школе, так как у него могут возникнуть трудности в установлении социальных связей с учителями и сверстниками. В целом, развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста влияет на дальнейшее всестороннее развитие личности. Если своевременно не заниматься развитием данного качества у обучающихся, то это повысит риск возникновения психологических проблем. Поэтому важно обращать внимание на эмоциональный интеллект ребёнка и помогать ему развивать данное качество [2, c. 25–28]. В этом и состоит актуальность исследуемой проблемы.

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста приобретает всё большее значение, поскольку оно является важным компонентом их общего развития и успешной социализации [3, c. 29–36]. Изобразительное искусство в рамках учреждений дополнительного образования, таких как детские школы искусств (далее ДШИ), предоставляет уникальные возможности для эффективного развития эмоционального интеллекта у детей. В настоящем исследовании будет рассмотрено, каким образом занятия изобразительным искусством в ДШИ способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Исследование состоит из 3 этапов.

1 этап (сентябрь 2023) – изучение теоретических аспектов проблемы развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста в детской школе искусств. Определение диагностического инструментария по исследованию уровня эмоционального интеллекта у обучающихся на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств. Проведение начальной диагностики уровня развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста в детской школе искусств.

2 этап (сентябрь 2023 – апрель 2024) – разработка и реализация занятий изобразительным искусством, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста в детской школе искусств.

3 этап (апрель 2024) – проведение итоговой диагностики уровня развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Анализ полученных данных исследования, определение эффективности форм и методов, используемых на занятиях изобразительным искусством для развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы

Для проведения исследования первоначально необходимо определить понятие «эмоциональный интеллект обучающихся на занятиях изобразительным искусством в ДШИ». Ознакомившись с различными источниками, мы обозначили определения основных понятий.

Интеллект – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой [4, с. 24].

Эмоциипсихофизиологический механизм [5, с. 105]. Кроме того, эмоции – особая группа субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного [6, с. 1].

Эмоциональное состояние – это состояние, которое возникает вследствие переживания человеком его отношения к окружающему миру и самому себе [7, с. 787].

В то время как эмоции скорее являются кратковременными реакциями на определённые события или стимулы, эмоциональное состояние – это более общее состояние человека, отражающееся в течение более продолжительного периода времени, «эмоции лежат в основе побуждения к деятельности, в то время как интеллект осуществляет контроль над эмоциональными состояниями» [8, с. 20].

Эмоциональный интеллектспособность человека идентифицировать и выражать эмоции, регулировать их и использовать эту информацию для того, чтобы успешно справляться с различными жизненными ситуациями [9, с. 57].

«Искусство – специфическая форма связи человека с миром, проявляющаяся через образно-символическое отображение значимых моментов жизни и переживаний» [10, с. 1]. Кроме того, «художественно-эстетическая деятельность позволяет ребёнку «выговариваться» без слов» [11, с. 3]. Это говорит о том, что занятия изобразительным искусством в ДШИ позволяют эффективно развивать эмоциональный интеллект младших школьников.

Проанализировав различные источники, мы пришли к следующему определению: эмоциональный интеллект обучающихся на занятиях изобразительным искусством в ДШИ – это качество ребёнка, характеризующее его способность понимать и отображать эмоции, эмоциональные состояния в творческих работах по изобразительному искусству.

На основе анализа педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, учёта возрастных особенностей школьников, и данного определения мы определили два показателя сформированности эмоционального интеллекта на занятиях изобразительным искусством в ДШИ:

  • способность понимать эмоции, эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства;
  • способность отображать эмоции, в творческих работах по изобразительному искусству.

Показатели учитывают сущность понятия «эмоциональный интеллект», а также специфику занятий по изобразительному искусству, на которых обучающиеся воспринимают картины художников и создают творческие работы, то есть проявляются две формы эстетической деятельности – восприятие искусства и создание художественного продукта. Соответственно, понимание и отображение эмоций и эмоциональных состояний происходит в этих формах эстетической деятельности.

Исследование проходило на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Гармония» города Тюмень». В исследовании приняли участие 17 учеников подготовительного класса (что соответствует младшему школьному возрасту в детских школах искусств).

Исходя из возрастных особенностей младших школьников [12, с. 53], мы разработали диагностические задания для каждого показателя.

На занятии по колористике была проведена диагностика на выявление двух показателей.

Первое диагностическое задание направлено на оценку по показателю «способность понимать эмоции, эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства». Обучающимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов с вариантами ответа, а также требующих развёрнутого ответа. В тестировании представлены три задания: в первом задании нужно соотнести название эмоций с картинами; во втором – отобраны картины с изображением людей, и к ним задаются вопросы: 1) опишите, какое эмоциональное состояние хотел передать автор? 2) при помощи каких изобразительных средств ему это удалось? Третье задание формулируется аналогично второму, но вместо портрета представлены два пейзажа.

Для данного показателя были определены следующие уровни:

  • высокий уровень (3 балла) – обучающийся умеет соотносить словесное описание эмоций с картиной, понимает эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, понимает, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, умеет их описывать;
  • средний уровень (2 балла) – обучающийся умеет соотносить словесное описание эмоций с картиной, понимает эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, но не понимает, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, даёт неполное описание;
  • низкий уровень» (1 балл)обучающийся не умеет соотносить словесное описание эмоций с картиной, не понимает эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, не понимает, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, не умеет их описывать.

Второе диагностическое задание направлено на оценку по показателю «способность отображать эмоции в творческих работах по изобразительному искусству». Диагностика проводилась на основе двух творческих заданий: 1) на задней стороне листа опишите своё текущие эмоциональное состояние, затем на лицевой стороне изобразите эмоциональное состояние в виде сказочного персонажа; 2) изобразите эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности (особенное внимание отдавая цвету и форме).

Для данного показателя мы также выделяли три уровня:

  • высокий уровень (3 балла) – обучающийся умеет отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа в соответствии со словесным описанием; умеет отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности (особенное внимание отдавая цвету и форме);
  • средний уровень (2 балла) – обучающийся умеет отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа в соответствии со словесным описанием или умеет отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности (особенное внимание отдавая цвету и форме);
  • низкий уровень» (1 балл) – обучающийся не умеет отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа, которое соответствует словесному описанию, не умеет отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности.

По сумме баллов, полученных по двум показателям, мы определили три уровня развития эмоционального интеллекта на занятиях изобразительным искусством в ДШИ:

  • высокий уровень (6 баллов) – обучающийся умеет соотносить словесное описание эмоций с картиной, понимает эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, понимает, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, умеет их описывать; ученик умеет отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа в соответствии со словесным описанием; умеет отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности (особое внимание отдавая цвету и форме);
  • средний уровень (4–5 баллов) – обучающийся умеет соотносить словесное описание эмоций с картиной, понимает эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, но не понимает, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, даёт неполное описание; ученик умеет отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа в соответствии со словесным описанием или умеет отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности (особое внимание отдавая цвету и форме);
  • низкий уровень (2–3 балла)обучающийся не умеет соотносить словесное описание эмоций с картиной, не понимает эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, не понимает, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, не умеет их описывать; ученик не умеет отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа в соответствии со словесным описанием, не умеет отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности.

Результаты

Первая диагностическая часть направлена на выявление уровня показателя «способность понимать эмоции, эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства» – обучающимся предлагается пройти тестирование, в котором требуется соотнести картины с надписями, а также ответить на вопросы в развёрнутом виде.

Реакция учеников на поставленные задачи была очень неоднозначной: отмечалось их удивление, непонимание и даже возмущение. Их насторожила раздача тестовых листов, они выражали недовольство по поводу неопределённости в том, как описывать художественные методы, активно обсуждая это между собой. Понадобилось время, чтобы успокоить аудиторию.

При проверке работ было выявлено, что большая часть ребят отвечали на вопросы очень односложно и без уточнений, так как не имели представления о предмете речи. Но также было отмечено, что небольшой процент учеников смог вникнуть в суть некоторых вопросов и даже сделать выводы из них, что позволило ребятам ответить на последний вопрос, требующий развёрнутого ответа.

Затем была проведена небольшая рефлексия, где ребята поделились тем, что задания им дались достаточно сложно, но им интересен процесс обучения пониманию эмоции, эмоциональных состояний, отображённых в произведениях изобразительного искусства и отображению эмоции в творческих работах по изобразительному искусству.

Исходя из результатов первой части диагностики, можно сделать следующий вывод. В подготовительном классе показатели исследуемого качества детей младшего школьного возраста находятся преимущественно на среднем уровне. Многие обучающиеся умеют соотносить словесное описание эмоций с картиной, понимают эмоции и эмоциональные состояния, отображённые в произведениях изобразительного искусства, но не понимают, какими изобразительными средствами художник передаёт эмоции, дают неполное описание.

Вторая часть начальной диагностики выявляет «способность отображать эмоции в творческих работах по изобразительному искусству» и состоит из 2 творческих работ. В первой работе обучающимся предлагается на задней стороне листа описать своё текущие эмоциональное состояние, а затем на передней стороне листа изобразить это эмоциональное состояние в виде сказочного персонажа; во второй работе обучающимся предлагается изобразить эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности (особое внимание отдавая цвету и форме).

Второе задание так же вызвало у обучающихся некоторые сложности: они не знали, что они чувствуют в данный момент и как это изобразить, многие изображали сказочных персонажей с имеющихся игрушек или героев мультфильмов, без акцента на своё текущее эмоциональное состояние. Во втором задании большинство обучающихся изображало горный пейзаж с использованием только черных и белых красок. В ходе разговора с учителем-предметником мы выяснили, что последний пейзаж, который дети изображали, был на горную тематику. Вследствие этого, можно предположить, что обучающиеся не смогли или не захотели придумывать свой образ под данное задание.

При проверке работ наблюдалось непонимание задания и нежелание участвовать в этом. Многие обучающиеся не умеют отображать своё текущее эмоциональное состояние в портрете сказочного персонажа в соответствии со словесным описанием, не умеют отображать эмоцию «грусть» в пейзаже с использованием живописных средств выразительности. Но были некоторые обучающиеся, которые подошли ответственно и попытались выполнить задания.

После выполнения задания была проведена небольшая рефлексия, где ребята поделились своими впечатлениями и высказали желание научиться отображать эмоции в творческих работах по изобразительному искусству.

Общие результаты проведённой диагностики показали, что из 17 респондентов 6 человек показали средний уровень развития эмоционального интеллекта, а 11 человек – низкий. Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что обучающиеся Детской школы искусств «Гармония» находятся преимущественно на низком и среднем уровне развития исследуемого качества.

Методы и формы, основанные на восприятии искусства и создания художественного продукта, позволяют учащимся самовыражаться, укреплять коммуникативную связь со сверстниками, осознать свои чувства, развить способность к пониманию эмоции других людей в искусстве и в жизни [13, с. 6]. Исходя из этого, при разработке конспектов занятий изобразительном искусством, направленных на развитие эмоционального интеллекта обучающихся в детской школе искусств, мы использовали следующие методы обучения.

– Игровой метод – это метод, позволяющий вызывать определённые эмоции у обучающихся. Основоположником данного метода был С.К. Фердинанд, американский психолог и педагог. В России наибольший вклад в развитие данного метода внёс Л.С. Выготский. Игра в жизни детей всегда была ведущей деятельностью, через неё они познают окружающий мир и обучаются. Метод способствует развитию творческих способностей с раннего возраста. Использование данного метода несёт в себе элементы коммуникативной игры, восприятие себя в коллективе. Наиболее часто и продуктивно метод используется совместно с методом терапии искусством. Можно предложить такой вариант игры: распределить учеников по группам и предложить им составить групповое изображение геометрическими фигурами на поставленную тему «Мир цветов», с последующим представлением готовой работы другим группам [14, с. 230].

Также в игровом методе можно использовать интеллектуальную игру в формате викторины, которая поможет повторить ранее изученный материал по изобразительному искусству и подготовит учеников к новой теме. Каждый ученик пишет на небольшом листе номер вопроса, а рядом – ответ. Игра в форме викторины развивает эмоциональный интеллект, поскольку при озвучивании вопроса обучающиеся должны контролировать свои эмоции и уметь выражать эмпатию другим, уважать мнения участников, а также справляться со стрессом.

Для развития эмоционального интеллекта также важно применять полихудожественный подход, так как он предполагает взаимодействие различных видов искусства, таких как литература, живопись, музыка, танцы и другие. Через восприятие и интерпретацию различных видов искусств, обучающиеся осознают свои эмоции на более глубоком уровне, учатся выражать их, лучше понимают эмоции других людей. Стратегическая задача полихудожественного подхода – развитие эмоционально-чувственной сферы детей и совершенствование в комплексе данных им природой способностей: слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться [15, с. 67].

К примеру, для раскрытия более глубоких чувств в творческой работе подключается фоном музыкальное сопровождение во время выполнения творческого задания. Таким образом, мелодия может повлиять на результат в творческом процессе. При помощи музыки дети открыто выражают свои эмоции и открывают для себя более сложные эмоциональные сочетания. Таким образом, прослушивание музыки во время рисования не только способствует развитию художественных навыков, но и помогает развить эмоциональную глубину и чувствительность в творческой работе.

– Метод арт-терапии был описан в работах российского психиатра П.И. Карпова. Метод помогает постигать собственный внутренний мир, помогает понять и узнать себя [16, с. 11–31]. Есть множество разновидностей арт-терапии, из которых самые популярные – это искусствотерапия [17, с. 351], игровая терапия, фототерапия и т.д. По нашему мнению, творчество обладает уникальным свойством, способствует проявлению всех скрытых и неосознанных тайн, желаний и проблем. Детям даётся представление о простейших ассоциативных связях цветов, линий и композиции с эмоциями (например, жёлтый – счастье, тепло; зелёный – природа, свежесть; голубой – небо, свобода; белый – простор, лёгкость, чистота; угловатые линии – тревога и агрессия и т.п.). В детской школе искусств арт-терапия позволит создать положительный эмоциональный настрой в группе, а также будет способствовать развитию коммуникативных навыков детей, давать возможность ребёнку выражать свои чувства. Научившись понимать собственные чувства, ребёнок будет лучше понимать чувства других людей.

Так, в рамках арт-терапии, предлагается техника «каракули», которая помогает учителю проследить эмоциональный настрой учеников. В ходе выполнения задания, обучающиеся разбиваются на пары, подписывают свои листы на бумаге с обратной стороны, берут карандаш в руку, которой обычно не рисуют (левша в правую руку, правша – в левую). Затем в течение 1 минуты они свободно водят карандашом по бумаге, не задумываясь о том, что должно получиться в конечном итоге, и не отрывая карандаш от листа. Для удобства ребята могут закрыть глаза. Далее обучающиеся стараются найти какой-то образ в получившимся изображении. Затем они меняются листами с соседом и пробуют определить, какой образ, какую эмоцию показал автор в данных «каракулях».

– Метод анализа произведений изобразительного искусства использовал в своих работах американский историк и теоретик в сфере искусства Э. Панофский (1892–1968). Данный метод подразумевает изучение произведения искусства с использованием определённых наборов инструментов и подходов. Он помогает разгадать и интерпретировать творческие намерения художника, а также оценить и охарактеризовать его работу. Анализ произведения искусства включает в себя рассмотрение его различных аспектов [18, с. 149]. Например, мы можем исследовать технику исполнения, выбор цвета и формы, композицию и прочие элементы, чтобы понять, как они влияют на общее впечатление от произведения и его идейного замысла [19, с. 28–30]. Это позволит детям лучше понимать эмоциональные состояния, которые вызывают у них произведения искусства, понять саму природу возникновения этих эмоций через элементы искусства, развивая тем самым эмоциональный интеллект.

Например, знакомясь с характерными особенностями линий на занятии по графике, учитель показывает фрагменты из мультипликационного фильм режиссёра Ефима Гамбурга – «Голубой щенок» 1976 года, а затем используется метод анализа художественного произведения, в рамках которого обучающимся задаются следующие вопросы.

  1. Как линия может передавать различные эмоции?
  2. Какие особенности линии помогают передать определённые эмоции, например, силу, движение, спокойствие?
  3. Какие визуальные эффекты можно достичь, используя различные типы линий, например, прямые, кривые, пересекающиеся?
  4. Может ли линия стать главным средством выражения эмоций в произведении искусства или она должна дополняться другими элементами, такими, как цвет, форма или фактура?

Такое занятие позволит обучающимся анализировать и интерпретировать художественные произведения с использованием знаний о характеристиках линии и её способности передавать эмоциональное состояние.

– Метод анализа продуктов детского творчества является одним из эффективных инструментов для изучения и понимания эмоционального состояния детей. Этот метод предлагает анализ различных творческих продуктов детей, таких, как рисунки и другие творческие работы, созданные детьми.

Анализ продуктов детского творчества реализуется путём изучения содержания и формы работ, присутствующих на них символов и образов, используемых цветовых сочетаний и композиционных решений. Этот метод позволяет выявить эмоциональное состояние и настроение ребёнка, а также понять его взгляды, переживания и внутренний мир. Кроме того, анализ продуктов детского творчества может помочь выявить проблемы или трудности, с которыми ребёнок сталкивается, и предложить подходящее решение для их преодоления. Основная цель метода заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои чувства, мысли и переживания, отражённые в его творческих работах [20, с. 57].

Заключение

Проанализировав литературу по данной проблеме, авторы дали определение «эмоциональный интеллект обучающихся на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств». Кроме того, авторы вывели показатели развития данного качества обучающихся и провели исследование на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств «Гармония» города Тюмень», которое обнаружило преимущественно низкий уровень развития эмоционального интеллекта школьников, а именно 11 человек или 65% от общего количества испытуемых. Это подтвердило актуальность заявленной темы исследования.

 Для более эффективного развития эмоционального интеллекта, авторы рассматривают различные педагогические методы (игровой, анализ произведений изобразительного искусства и анализ продуктов детского творчества), а также полихудожественный подход и арт-терапевтическую технику, подкрепляя всё конкретными примерами из личного опыта. По итогам проведения 10 занятий в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств «Гармония» города Тюмень», у подготовительной группы, проведена итоговая диагностика, которая выявила итоговый уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся на занятиях изобразительного искусства. Итоговая диагностика показала повышение уровня развития исследуемого качества обучающихся – преобладающими по сравнению с начальной диагностикой стали средний и высокий уровни развития эмоционального интеллекта обучающихся на занятиях изобразительным искусством; низкий уровень на этапе итоговой диагностики выявлен не был.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 222 с.
  2. Пасечник О.Е. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством // Воспитание и дополнительное образование. 2018. № 3. С. 25–28.
  3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.
  4. Бабакова Т.А., Акинина Т.М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет. 2013. 64 с.
  5. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука. 1971. 223 с.
  6. Терещенко Е.Ю. Теоретическое обоснование эмоций как психологическое состояние человека // Вестник науки. 2020. № 1-22. Т. 2. С. 35–39.
  7. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика: энциклопедический словарь / под ред. Б. А. Душкова; составители Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.
  8. Абакумова И.В., Аверкиева Т.З., Кинцурашвили Д.З. Современные направления исследования эмоционального интеллекта // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 4. С. 14–24. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-4-14-24
  9. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово. 2005. 720 с.
  10. Павленкович О.Б., Огольцова И.А. Аспекты развития и трансформации искусства: особенности и сущностные характеристики // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. С. 94–96.
  11. Саутиева Ф.Б. Специфика влияния художественно-эстетической деятельности на эмоциональный интеллект детей // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-2. С. 309–312.
  12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание. 1974. 63 с.
  13. Макарова П.С., Овсянникова О.А. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта обучающихся в процессе восприятия и создания портрета // Ямальский вестник. 2022. №2-26. С. 69–79.
  14. Выготский Л.С. Психология искусства: учеб. пособие. М.: Искусство. 2016. 576 с.
  15. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы международной научно-практической конференции. 5–29 августа 1997 г. Астрахань: Астраханский облИУУ, 1997. 240 с.
  16. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. М.: Главнаука. 1926. 200 с.
  17. Мартинсоне К., Майоре-Душеле И., Ваверниеце И. [и др.] Искусствотерапия: для искусствотерапевтов и студентов вузов. СПб.: Речь. 2014. 351 с.
  18. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Академический Проект. 2017. 561 с.
  19. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект». 1999. 393 с.
  20. Власова Н.В. Анализ и интерпретация продуктов детского творчества: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство». Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2015. 188 с.